Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия деятельности Региональных центров - сетевых партнеров образовательного центра «Сириус»'

Организационно-педагогические условия деятельности Региональных центров - сетевых партнеров образовательного центра «Сириус» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА / ВЫЯВЛЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / THE FEDERAL PROJECT “SUCCESS OF EVERY CHILD” OF THE NATIONAL PROJECT “EDUCATION” / REGIONAL NETWORK CENTERS OF THE EDUCATIONAL CENTER SIRIUS / NETWORK FORMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS / IDENTIFICATION / SUPPORT AND DEVELOPMENT OF ABILITIES AND TALENTS IN CHILDREN / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурсалимов А. А.

Характеризуются методология и организационно-педагогические условия деятельности региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» (г. Сочи) (далее Региональные центры). Анализируются возможности трансфера технологий для воспроизводства модели развития талантов у детей в регионах России по модели образовательного центра «Сириус». Анализируются проблемы правовых оснований создания Региональных центров. Анализируется организация деятельности Региональных центров в полном проектном цикле выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, мониторинг и создание инфраструктуры для дальнейшего развития образовательных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи. Анализируется сетевое партнерство с индустриальными и технологическими компаниями в регионах для развития образовательной инфраструктуры. Анализируются особенности управления образовательным процессом в Региональных центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ACTIVITIES OF REGIONAL CENTERS - NETWORK PARTNERS OF THE «SIRIUS» EDUCATIONAL CENTER

The methodology and organizational and pedagogical conditions of the activity of the regional centers for identifying, supporting and developing the abilities and talents of children and young people, created taking into account the experience of the Talent and Success Foundation (Sochi), are characterized. The possibilities of transfer technologies for the reproduction of the model of talent development in children in the regions of Russia are analyzed according to the model of the Sirius educational center. Features of the organization of educational activities based on the regional network of resource centers of the federal project "Success of every child" of the national project “Education” are revealed. The problems of the legal foundations of creating regional centers are analyzed considering the experience of the Talent and Success educational fund. The organization of the activities of regional centers in the full project cycle is analyzed the identification, support and development of abilities and talents among children and youth, monitoring for further development and the creation of infrastructure for the further development of educational programs for children and youth who have shown outstanding abilities. The network partnership with industrial and technological companies in the regions for the development of educational infrastructure is analyzed. The management structure of the Sirius network of regional centers is characterized, as well as the creation of an expert council to support regional centers.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия деятельности Региональных центров - сетевых партнеров образовательного центра «Сириус»»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

УДК 37.07 Б01: 10.24411/2071-6427-2020-10029

Организационно-педагогические условия деятельности региональных

центров — сетевых партнеров образовательного центра «Сириус»

Характеризуются методология и организационно-педагогические условия деятельности региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» (г. Сочи) (далее — Региональные центры). Анализируются возможности трансфера технологий для воспроизводства модели развития талантов у детей в регионах России по модели образовательного центра «Сириус». Анализируются проблемы правовых оснований создания Региональных центров. Анализируется организация деятельности Региональных центров в полном проектном цикле — выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, мониторинг и создание инфраструктуры для дальнейшего развития образовательных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи. Анализируется сетевое партнерство с индустриальными и технологическими компаниями в регионах для развития образовательной инфраструктуры. Анализируются особенности управления образовательным процессом в Региональных центрах.

Ключевые слова: успех каждого ребенка; выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи; сетевые формы образовательных программ; образовательная политика.

Как цитировать статью: Мурсалимов А. А. Организационно-педагогические условия деятельности региональных центров — сетевых партнеров образовательного центра «Сириус» // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 143-153.

А. А. Мурсалимов

Аспирант Института стратегии развития образования Российской академии наук, г. Москва E-mail: aam_77@mail.ru

Anvar A. Mursalimov

Postgraduate student, Institute for strategy of education development of the Russian Academy of education, Moscow, Russia

Формирование в Российской Федерации системы выявления и поддержки талантливых детей осуществляется на основе принципов Общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [8] и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [9].

В 2015 году по инициативе Президента Российской Федерации на базе объектов наследия Зимних Олимпийских игр дан старт уникальному по своей значимости проекту, миссией которого является развитие и поддержка одаренных детей из всех регионов России. Проект реализуется Образовательным центром «Сириус», созданным Образовательным Фондом «Талант и успех».

Цели и задачи Образовательного центра «Сириус»:

- интегрировать, распространять лучшие практики по развитию таланта, выстроить системную работу с одаренными детьми в рамках страны;

- создать вдохновляющую образовательную среду для одаренных детей в области науки, искусства и спорта;

- развивать интенсивные программы обучения и сопровождения одаренных школьников и студентов;

- поддерживать выпускников, воспитывая в них ответственность за будущее страны и мира [6].

Механизмом трансфера технологий развития талантов детей по модели Образовательного центра «Сириус» является организация деятельности в субъектах Российской Федерации центров, созданных с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» (далее — Региональные центры). Финансовое обеспечение создания и развития Региональных центров осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Существующая система организационного, аналитического и методического сопровождения реализации региональных проектов по созданию и развитию Региональных центров сформирована в недостаточном объеме. Вопросы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью таких центров, остаются в большей степени открытыми. Вопросы подготовки педагогических кадров для региональных центров выявления, развития и поддержки талантливых детей также остаются актуальными. Поэтому считаем необходимым проанализировать организационно-педагогические условия развития

Региональных центров — сетевых партнеров образовательного центра «Сириус».

В соответствии с показателями реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка», включенного в национальный проект «Образование» [11], к 2024 году Региональные центры будут функционировать во всех субъектах Российской Федерации. Для этого необходимо создавать соответствующие организационно-правовые и педагогические условия. Проанализируем эти условия.

Основаниями для создания Региональных центров являются: поручение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. (пр-2346, пункт 46) [7]; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [5]; пункт 1.8 федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года [11].

Образовательная деятельность Региональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [10] с целью формирования национальной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации, принципы которой определены: Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [8]; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [9]; Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года [4].

Цели создания и развития Региональных центров:

1) выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей и молодежи;

2) участие Региональных центров в олимпиадном движении и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах;

3) пропаганда знаний, способностей и достижений детей в области науки, спорта и искусства;

4) формирование и развитие познавательных интересов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки талантливых детей и молодежи;

5) выстраивание партнерских отношений с ведущими научными

и образовательными организациями, передовыми и высокотехнологичными предприятиями и учреждениями региона, выдающимися деятелями науки, спорта и искусства;

6) исследования, способствующие формированию образовательной политики региона в соответствии с социально-экономическими, научно-технологическими, промышленными задачами субъекта Российской Федерации;

7) информационное сопровождение своей деятельности.

Деятельность Региональных центров организуется на основе сетевого

принципа и правовой нормы — статьи 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [10].

Основными задачами Региональных центров на основе принципов сетевого партнерства являются: 1) координация деятельности всех региональных организаций и субъектов в рассматриваемой области; 2) реализация мероприятий по выявлению талантливых детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации; 3) проведение профильных тематических смен; 4) взаимодействие с сетевыми партнерами, осуществляющими свою деятельность в регионе: организация на базе индустриальных партнеров стажировок, практик для детей, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования; 5) реализация дополнительных профессиональных программ; 6) мониторинг лонгитюдного развития детей, данных об их достижениях; 7) мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности.

В 2019 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 16 субъектах Российской Федерации были открыты Региональные центры, в том числе в Амурской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Курской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Орловской областях, Кабардино-Балкарской, Удмуртской и Чувашской Республиках, Республиках Башкортостан, Мордовия, Адыгея, Коми.

Организационно-правовыми формами Региональных центров стали: 1) новая организация; 2) выделенное структурное подразделение существующей государственной автономной, бюджетной организации, автономной некоммерческой организации, учрежденной с участием субъекта Российской Федерации; 3) распределенная модель, при кото-

рой инфраструктура Регионального центра распределена на несколько площадок.

Организация образовательных программ для детей происходит: а) на базе Регионального центра в очной форме, б) в дистанционном формате.

Региональные центры реализуют свои программы в рамках единого стандарта Образовательного центра «Сириус», г. Сочи.

«Принцип инновационности при организации образовательного процесса реализуется через применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что в свою очередь связано с развитием новых технологий и разработкой электронного контента программ по приоритетным направлениям развития науки и техники. Таким образом, научно-технологическое развитие становится источником обновления содержания образования» [1].

Региональные центры реализуют программы по направлениям «Наука», «Спорт», «Искусство».

В направлении «Наука» прежде всего обучение организуется по направлениям и предметам в соответствии со Стратегией научно-технологического развития РФ [5]: цифровые (математика и информатика) и естественнонаучные (физика, химия, биология), а также проектно- и научно-исследовательская деятельность. В направлениях «Искусство» и «Спорт» программы формируются с ориентиром на специфику развития региона.

Дети имеют возможность выбирать несколько программ, реализуя свои междисциплинарные интересы, создавая междисциплинарные проектные команды и проявляя конвергентные лидерские качества. Подрастающее поколение развивается не только в инженерных и естественнонаучных технологиях, но и в технологиях управления, развития человека и общества, финансовых технологиях и технологическом предпринимательстве.

Образовательные достижения представляются детьми — выпускниками программ Региональных центров на различных конкурсах, фестивалях, конференциях, в том числе на ежегодной Всероссийской конференции «Путь к успеху» [14], на Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы» [2], а также в электронном портфолио участников программ и на платформе 8тш-ГО.

Использование Региональными центрами возможностей платформы 8тш-ГО позволяет обеспечить удобную навигацию по образовательным

программам, рассылка календаря Бтш-ГО мотивирует детей к выбору просветительских программ и программ дополнительного образования.

По результатам программ конструируется электронный паспорт компетенций в личном кабинете участника региональных программ — Бшш-ГО. Компетентностный портрет Бшш-ГО формируется в электронном паспорте и помогает личностному развитию участника.

Система профессионального развития педагогов Региональных центров основана на принципах: 1) взаимного обучения коллективов сетевых организаций; 2) внутриорганизационных проектно-экспертных обучающих семинаров для региональных педагогических команд; 3) аттестации кадров (квалификационный экзамен).

Программы профессионального развития педагогов реализуются в новых организационных формах — это стажировки, проектные сессии и кейсы-интеракториумы [13]. Эти форматы позволяют развивать у педагогов весь спектр компетенций: методических, проектных, психолого-педагогических, аналитических (организация образовательных программ на основании данных оценки качества).

Модель управления образовательным процессом построена на принципе коллегиальности. Помимо традиционных для образовательной организации органов управления образовательным процессом в Региональных центрах создаются попечительский и экспертный советы.

Наиболее значимым для эффективного функционирования Регионального центра коллегиальным органом является попечительский совет.

Основные задачи попечительского совета:

- разработка и утверждение рекомендаций о приоритетных направлениях образовательной деятельности Регионального центра, видах реализуемых образовательных программ;

- формирование постоянно действующего экспертного совета;

- утверждение и направление экспертному совету Регионального центра рекомендаций по критериям отбора обучающихся и руководителей программ по направлениям образовательной деятельности Регионального центра;

- иные функции в сфере организации финансово-хозяйственной деятельности Регионального центра.

Коллегиальным органом, содержательно и методически обеспечивающим реализацию Региональным центром образовательных программ,

является экспертный совет.

Согласно проведенному анализу составов экспертных советов региональных центров Республики Башкортостан, Удмуртской Республики и Свердловской области, их членами назначаются: выдающиеся педагоги, представители лучших школ и центров дополнительного образования, ключевых научных центров и ведущих вузов, высокотехнологичных предприятий, спортивных клубов, федераций, культурных и досуговых центров региона. В первую очередь, это: а) специалисты, способные спланировать, организовать и провести образовательную программу; б) эксперты, имеющие публикации и исследования; в) деятели в области науки, искусства и спорта, готовые привлечь в проекты преподавателей, ученых, партнеров.

Эксперт регионального центра —это действующий преподаватель, тьютор, создающий проектную команду и реализующий образовательный процесс.

Основные задачи экспертного совета:

- разработка и руководство интенсивными образовательными программами Регионального центра, проведение экспертной оценки программ;

- участие в поиске, отборе и привлечении экспертных организаций, специалистов в области науки, искусства и спорта, преподавателей, способных проводить образовательные программы и мероприятия Регионального центра или участвовать в их проведении;

- создание и утверждение стратегии формирования критериев отбора школьников на образовательные программы Регионального центра;

- разработка рекомендаций по созданию образовательной среды Регионального центра для работы с талантливыми детьми;

- формирование индивидуальных траекторий профориентационно-го развития детей во взаимодействии с сетевыми партнерами;

- оценка эффективности образовательной деятельности Региональных центров;

- формирование перечня ключевых мероприятий, экспертиза их программ;

- участие в обсуждении образовательной политики региона по развитию таланта.

Модель организации программ дополнительного образования в Региональных центрах в настоящее время находится в стадии форми-

рования. Наиболее близкой видится модель, описанная отечественными исследователями и включающая в себя:

- сотрудничество на основе подписанных соглашений с региональными органами власти, ведущими научными и образовательными организациями, высокотехнологичными и передовыми предприятиями;

- определение потребности в образовательных услугах: формирование перечня востребованных программ, основной целью которых в долгосрочной перспективе является сохранение высокомотивированных и квалифицированных кадров для региона;

- разработка программ в соответствии с направлениями научно-технологического развития Российской Федерации и социально-экономического развития конкретного региона;

- реализация программ во взаимодействии с сетевыми партнерами из числа ведущих научных и образовательных организаций, высокотехнологичных и передовых предприятий;

- формирование электронного портфолио участника через регистрацию на сервисе Бшш-ГО на образовательные программы и просветительские проекты с последующей выдачей электронного сертификата (Рис. 1) [12].

Проект, обеспечивающий 1Т-сопровождение электронной навигации

программ дополнительного образования и просветительских программ, формирования электронного портфолио компетенций участников программ дополнительного образования СИРИУСА (электронный паспорт компетенций)

прагцм*

¿шмнт.ъога

збимазж

ч

ТУ

йГйМТИЩМпЫе

шмршизвде кэумлы.шргж уг

Ш-МНл-ННн!

щшмЬ чриграмм 10

Электронный 0||1ИЕ

ЛгйЫО

ЗлиниСН™ ч

иОН.н^ЦЛИС

ириАи кбмлтщи}

Рис. 1. Электронно-сервисный контур реализации образовательных программ региональных центров «Сириус» на платформе Sirius-ID

Таким образом, региональные центры становятся новыми субъектами системы образования Российской Федерации. Вопросы их создания и развития регулируются действующим законодательством Российской Федерации и реализуются на основе принципов организационно-ценностной модели развития региональных центров «Сириус».

Перспективы исследования видятся в изучении организационно-педагогических аспектов ведения образовательной деятельности Региональных центров, а также оценки эффективности их деятельности.

Литература

1. БасюкВ. С., Фиофанова О. А. Научно-технологическое развитие как источник обновления содержания образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 11-19.

2. Всероссийский конкурс проектных работ школьников [Электронный ресурс]. URL: https://konkurs.sochisirius.ru (дата обращения: 20.04.2019).

3. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 20.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О Стратегии государственной культурной политики до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326р // Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 20.04.2019).

5. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20.04.2019).

6. Общая информация // Сириус. Образовательный центр [Электронный ресурс]. URL: https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (дата обращения: 20.04.2019).

7. Поручение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425 (дата обращения: 20.04.2019).

8. Президент утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/14907 (дата обращения: 20.04.2019).

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.04.2019).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.04.2019).

11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта

«Образование» // Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 20.04.2019).

12. Фиофанова О. А. Концептуальное мышление о развитии — вызов XXI в. управленцу образования // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62) с.23-43.

13. Фиофанова О. А. Повышение квалификации педагогов и руководителей: новые модели // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 7. С. 40-42.

14. IV Всероссийская конференция «Путь к успеху» [Электронный ресурс]. URL: https://siriusconf.ru (дата обращения: 20.04.2019).

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ACTIVITIES OF REGIONAL CENTERS — NETWORK PARTNERS OF THE «SIRIUS» EDUCATIONAL CENTER

The methodology and organizational and pedagogical conditions of the activity of the regional centers for identifying, supporting and developing the abilities and talents of children and young people, created taking into account the experience of the Talent and Success Foundation (Sochi), are characterized. The possibilities of transfer technologies for the reproduction of the model of talent development in children in the regions of Russia are analyzed according to the model of the Sirius educational center. Features of the organization of educational activities based on the regional network of resource centers of the federal project "Success of every child" of the national project "Education" are revealed. The problems of the legal foundations of creating regional centers are analyzed considering the experience of the Talent and Success educational fund. The organization of the activities of regional centers in the full project cycle is analyzed — the identification, support and development of abilities and talents among children and youth, monitoring for further development and the creation of infrastructure for the further development of educational programs for children and youth who have shown outstanding abilities. The network partnership with industrial and technological companies in the regions for the development of educational infrastructure is analyzed. The management structure of the Sirius network of regional centers is characterized, as well as the creation of an expert council to support regional centers.

Keywords: the federal project "Success of every child" of the national project "Education"; regional network centers of the educational center Sirius; network forms of educational programs; identification, support and development of abilities and talents in children; educational policy.

References

• Basyuk V. S., Fiofanova O. A. Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie kak istochnik ob-novleniya soderzhaniya obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. № 2. S. 11-19. [In Rus].

• Federal'nyj proekt «Uspekh kazhdogo rebenka» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Fiofanova O. A. Konceptual'noe myshlenie o razvitii — vyzov XXI v. upravlencu obrazovaniya // Cennosti i smysly. 2019. № 4(62). S. 23-43. [In Rus].

• Fiofanova O. A. Povyshenie kvalifikacii pedagogov i rukovoditelej: novye modeli // Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2014. № 7. S. 40-42. [In Rus].

• IV Vserossijskaya konferenciya «Put' k uspekhu» [Elektronnyj resurs]. URL: https://siri-usconf.ru (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» // Minprosveshcheniya Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• O Strategii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki do 2030 goda: rasporyazhe-nie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 fevralya 2016 g. № 326r // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/ AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.12.2016 g. № 642 // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Obshchaya informaciya // Sirius. Obrazovatel'nyj centr [Elektronnyj resurs]. URL: https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Poruchenie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrya 2016 g. // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/assignments/orders/53425 (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Prezident utverdil Koncepciyu obshchenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/14907 (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

• Vserossijskij konkurs proektnyh rabot shkol'nikov [Elektronnyj resurs]. URL: https:// konkurs.sochisirius.ru (data obrashcheniya: 20.04.2019). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.