Научная статья на тему 'Организация онлайн-взаимодействия участников учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды'

Организация онлайн-взаимодействия участников учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1515
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧАСТНИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОНКУРС / JOINT ACTIVITY / NETWORK INTERACTION / ONLINE INTERACTION / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PARTICIPANT IN THE EDUCATIONAL PROCESS / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бужинская Надежда Владимировна, Васева Елена Сергеевна, Шубина Наталья Валерьевна

Рассматриваются возможности организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Предложена модель сетевого взаимодействия, отражающая основные этапы подготовки и реализации, условия исполнения, планируемые результаты, координационные связи составляющих модели. Описанная модель успешно реализована при подготовке и проведении международного конкурса компьютерной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бужинская Надежда Владимировна, Васева Елена Сергеевна, Шубина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibilities of organizing networking between participants in the educational process. The author proposes a network interaction model that reflects the main stages of preparation and implementation, conditions for the realization, planned results, as well as coordination links of the model components. The described model was successfully implemented in the preparation and holding of the international computer graphics competition.

Текст научной работы на тему «Организация онлайн-взаимодействия участников учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды»

известия вгпу

Improving foreign language self-study skills in students of a technical university through mobile learning

The article examines new opportunities for studying a foreign language in a technical university, as well as the advantages and disadvantages of using mobile learning in the modern education system. Despite the widespread use of mobile devices among students of technical universities, mobile education is not widespread in Russian universities; however, it has great potential in terms of learning a foreign language.

Key words: mobile learning, advantages and disadvantages, technical university, foreign language, self-study.

(Статья поступила в редакцию 14.05.2019)

Н.в. бужинская, е.с. васева, н.в. Шубина

(Нижний тагил)

организация онлайн-взаимодействия участников учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды

Рассматриваются возможности организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Предложена модель сетевого взаимодействия, отражающая основные этапы подготовки и реализации, условия исполнения, планируемые результаты, координационные связи составляющих модели. Описанная модель успешно реализована при подготовке и проведении международного конкурса компьютерной графики.

Ключевые слова: совместная деятельность, сетевое взаимодействие, онлайн-взаимодейст-вие, цифровая образовательная среда, участник образовательного процесса, конкурс.

На современном этапе развития системы образования акцентируется внимание на эффективном использовании такого важного ресурса, как информация. Современный специалист должен уметь эффективно работать с ин-

формацией - искать, обрабатывать, передавать и грамотно интерпретировать сведения. Кроме того, появление и развитие новых средств для работы с информацией приводит к существенным изменениям в методике преподавания различных предметов. Претерпевают изменения не только подходы к отбору содержания обучения и организации процесса, но и способы отношений участников - субъектов образовательного процесса.

Важнейшей задачей образования можно назвать подготовку специалистов, которые готовы к работе в условиях цифровой экономики. Под цифровой экономикой понимается система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий [9]. Эффективность цифровой экономики зависит от качества образовательных услуг в стране. Бизнес определяет стратегии развития основных отраслей производства, государство оценивает эффективность данной стратегий и утверждает планы, а образование предоставляет специалистов, которые способны обеспечить эффективную реализацию данных планов. При этом подготовка таких специалистов должна начинаться еще с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни, постоянно совершенствуясь в области информационно-коммуникационных технологий.

Для решения указанных проблем разработан проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [5; 7]. В этом проекте зафиксирована возможность получения качественного образования гражданами нашей страны независимо от их возраста, вероисповедания и социального положения. На первый план выходит взаимодействие участников образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий - сетевое взаимодействие [4].

В педагогических исследованиях можно выделить два достаточно устойчивых представления о сетевом взаимодействии [2]. С одной стороны, сетевое взаимодействие рассматривается как сотрудничество двух и более образовательных учреждений, которое предполагает долговременный характер, системность контактов, активную позицию каждого участника, общую цель сотрудничества, распределение ресурсов [1; 6; 8], с другой - под сетевым взаимодействием подразумевают со-

О Бужинская Н.В., Васева Е.С., Шубина Н.В., 2019

бытийное мероприятие или совместную деятельность участников педагогического процесса, находящихся в территориально удаленных разных образовательных организациях посредством интернет-технологий, так называемое онлайн-взаимодействие. Обобщая эти два подхода, под онлайн-взаимодействием мы будем понимать сотрудничество посредством информационно-коммуникационных технологий различных субъектов образовательного процесса, находящихся на удаленном расстоянии друг от друга, имеющее своей целью решение конкретной проблемы.

В свете предложенного определения он-лайн-взаимодействие участников образовательного процесса может служить формой взаимодействия, в результате которого создаются условия для получения и передачи информации, личного профессионального общения, дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, мастер-классах, веби-нарах и интернет-проектах [3]. Средствами онлайн-взаимодействия могут являться сайты, дистанционные курсы, порталы, форумы, виртуальные доски объявлений и т. д. При этом, отбирая вышеперечисленные средства, необходимо учесть, что важнейшей функцией онлайн-взаимодействия является коммуникативная, поскольку в процессе работы участникам приходится совместно принимать решения, презентовать результаты работы, подводить итоги.

Зачастую данный вид взаимодействия предполагает использование программных и технических средств нескольких видов. Например, по электронной почте осуществляется рассылка необходимых документов, посредством тематического форума организуется общение участников, а итоги работы выставляются на сайте образовательного учреждения. Таким образом, достижение цели онлайн-взаимодействия - это непрерывный и трудоемкий процесс работы участников, в ходе которого следует рассматривать три взаимосвязанных этапа - организацию взаимодействия, непосредственно реализацию взаимодействия, подведение итогов данного процесса.

обобщив опыт организации онлайн-вза-имодействия для решения различных задач образовательного процесса в вузах нижнего Тагила, а также для более детального изучения особенностей организации онлайн-взаимодействия воспользуемся методом моделирования. Разработанная нами модель отражает основные этапы реализации сетевого вза-

кие науки -

имодействия, где в качестве входных параметров выступают требования к подготовке специалистов, а выходных - приобретение умений организации онлайн-взаимодействия всеми участниками образовательного процесса, достижение целей онлайн-взаимодействия.

В процессе реализации онлайн-взаимодействия как важнейшего компонента цифровой образовательной среды мы рекомендуем обратить внимание на три важнейших этапа. Целью первого этапа является создание условий для онлайн-взаимодействия и разработка стратегии; базового - получение конечных результатов; обобщающего - подведение итогов и разработка необходимых рекомендаций. Данные этапы взаимосвязаны и предполагают наличие обратной связи. Однако внесение изменений в содержание предыдущего этапа возможно только после завершения обобщающего этапа. Это, с одной стороны, стимулирует участников образовательного процесса к постоянной корректировке требований, выполнение которых направлено на совершенствование процесса, а с другой - является недостатком этой модели и может привести к прекращению онлайн-взаимодействия.

Рассмотрим реализацию Открытого международного конкурса компьютерной графики, который ежегодно проходит в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета в Нижнем Тагиле. Участникам предлагается разместить свои работы на сайте по определенной тематике. Проведение подобного конкурса позволяет решить такие важнейшие проблемы, как привлечение абитуриентов, распространение информации об упомянутом образовательном учреждении, предотвращение оттока абитуриентов и т. д.

Организацией конкурса в рамках проекта занимались преподаватели и студенты нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Алгоритм проведения конкурса соответствует основным этапам, представленным в модели на рис. 1. Целью первого этапа является подготовка сайта, который является основным средством онлайн-взаимодействия участников конкурса (URL: www.ntgspagrafic.ucoz.ru). Сайт был разработан для обеспечения взаимодействия участников из разных стран в рамках данного конкурса (рис. 2).

на сайте располагается вся необходимая информация: тема и разделы конкурса, задания отборочного тура, условия участия и кри-

известия вгпу

Рис. 1. Модель онлайн-взаимодействия

терии оценки работ. Для реализации функции общения предусмотрены чат, форум, гостевая книга, комментарии к каждой работе. Ежегодно администраторы обновляют информацию на сайте согласно положениям конкурса. В 2017 г. было принято решение об открытии новой номинации «Графический пользовательский интерфейс» и разделении участников конкурса на две возрастные группы - учащиеся школ и учреждений нПо, студенты сПо

и вузов. В случае внесения подобных кардинальных изменений в ход мероприятия меняется структура сайта.

На этом же этапе осуществляется рассылка информационных документов участникам и их руководителям посредством e-mail и сообщений в мессенджерах и социальных сетях. Отметим, что часть образовательных учреждений из числа постоянных участников отслеживает информацию о начале конкурса самосто-

педагогические науки

Рис. 2. Главная страница сайта конкурса

ятельно, непосредственно на сайте, и начинает взаимодействовать с администраторами и представителями организационного комитета задолго до начала отправки информационного письма.

На втором этапе осуществляется работа с заявками участников, наблюдение хода размещения работ на сайте конкурса графики и оценка их соответствия предложенной тематике. Добавить работы на сайт могут только зарегистрированные участники.

Одной из важнейших задач администратора является не только проверка персональных данных каждого субъекта, но и постоянное взаимодействие с участниками и руководителями, ответы на вопросы, онлайн-кон-сультации. отметим, что данный этап является наиболее трудоемким и требует личной заинтересованности всех участников.

На обобщающем этапе подводятся итоги конкурса, осуществляется рассылка сертификатов, дипломов, благодарственных писем и призов, освещение итогов конкурса на сайте образовательного учреждения и в тематических группах социальных сетей.

решение провести подобный конкурс в форме онлайн-взаимодействия привело к положительным изменениям в динамике численности участников (рис. 4).

Кроме того, в 2017 уч. г. конкурс приобрел статус международного за счет внимания к нему участников из республик Казахстан и Беларусь. В перспективе планируется увели-

чить количество участников из числа других стран, а также задействовать детские дошкольные учреждения.

опыт проведения данного мероприятия показал, что организация онлайн-взаимодей-ствия представляет собой трудоемкий процесс, однако позволяет создать условия для саморазвития обучающихся, установления новых контактов, а также обмена опытом. Одним из критериев успеха такого взаимодействия является личная заинтересованность всех организаторов.

Анализ предложенной модели и пример ее реализации показал следующее.

1. В условиях становления цифровой образовательной среды важнейшую роль играет онлайн-взаимодействие участников образовательного процесса. Данный вид взаимодействия направлен на развитие умений осуществлять коммуникацию в цифровой образовательной среде.

2. Процесс онлайн-взаимодействия является целесообразным, если в рамках реализации одного из этапов разработать стратегию взаимодействия с учетом требований образовательных стандартов, региональных условий подготовки, специфики образовательных учреждений, индивидуальных особенностей участников.

3. Предложенная модель является универсальной, поскольку позволяет представить онлайн-взаимодействие независимо от формы реализации и применяемых средств. Про-

известия вгпу

рис. 3. Работы участников конкурса в разделе «Графический пользовательский интерфейс»

2015 2016 2017 2018

рис. 4. Количество участников конкурса в 2015-2018 гг.

цесс применения модели продемонстрирован для случая, когда в качестве формы онлайн-взаимодействия был выбран конкурс, а основным средством реализации - сайт.

4. Применение модели позволяет создать условия для рефлексии полученных результатов в рамках одного из этапов организации онлайн-взаимодействия, что является необходимым условием для принятия решений и реализации мер по совершенствованию процесса.

Список литературы

1. Жуковицкая Н.Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 73-1. С. 205209.

2. Лобок А.М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? [Электронный ресурс] // Журнал руководителя управления обра-

зованием. 2014. № 7. URL: obr.direktor.ru/databank/ articles/3279/pdf (дата обращения: 20.04.2019).

3. Лунькова Е.Ю. Информационное взаимодействие в сети Интернет участников профессионального педагогического сообщества // Инновационное развитие образования в регионах РФ: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 20-21 марта 2013 г. / под ред. Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. Рязань: Концепция, 2013. С. 136138.

4. О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ президента Рос. Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/ (дата обращения: 20.04.2019).

5. Пономарева Ю.С. Перспективы развития педагогической деятельности в контексте становления информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 2(135). URL: http://izvestia.vspu.ru/files/ publics/135/35-37.pdf (дата обращения: 20.04.2019).

педагогические науки

6. Симонова А.А., Дворникова М.Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций // Пед. образование в России. 2018. № 5. С. 35-40.

7. Современная цифровая образовательная среда в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://ne orusedu.ru/ (дата обращения: 20.04.2019).

8. Швецов М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2012. № 5. С. 33-38.

9. Цифровая экономика. Data Economy Russia, 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://data-

economy.ru/ (дата обращения: 20.04.2019). * * *

1. Zhukovickaya N.N. Modeli setevogo vzaimo-dejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij v regional'noj obrazovatel'noj sisteme // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2008. № 73-1. S. 205-209.

2. Lobok A.M. Setevoe vzaimodejstvie: novyj format ili modnoe nazvanie? [Elektronnyj resurs] // Zhur-nal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. 2014. № 7. URL: obr.direktor.ru/databank/articles/3279/pdf (data obrashcheniya: 20.04.2019).

3. Lun'kova E.Yu. Informacionnoe vzaimodejst-vie v seti Internet uchastnikov professional'nogo pe-dagogicheskogo soobshchestva // Innovacionnoe raz-vitie obrazovaniya v regionah RF: sb. materialov Vse-ros. nauch.-prakt. konf., 20-21 marta 2013 g. / pod red. L.K. Grebenkinoj, A.A. Petrenko, T.V. Ganinoj. Ryazan': Koncepciya, 2013. S. 136-138.

4. O Strategii razvitiya informacionnogo ob-shchestva Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: ukaz prezidenta Ros. Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71 570570/ (data obrashcheniya: 20.04.2019).

5. Ponomareva Yu.S. Perspektivy razvitiya peda-gogicheskoj deyatel'nosti v kontekste stanovleniya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 2(135). URL: http://izvestia.vspu.ru/files/pub-lics/135/35-37.pdf (data obrashcheniya: 20.04.2019).

6. Simonova A.A., Dvornikova M.Yu. Ponyatie setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh organiza-cij // Ped. obrazovanie v Rossii. 2018. № 5. S. 35-40.

7. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sre-da v RF [Elektronnyj resurs]. URL: http://neorusedu. ru/ (data obrashcheniya: 20.04.2019).

8. Shvecov M.Yu. Setevoe vzaimodejstvie ob-razovatel'nyh uchrezhdenij professional'nogo obra-zovaniya v regione // Uch. zap. Zabajkal. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika i psihologiya. 2012. № 5. S. 33-38.

9. Cifrovaya ekonomika. Data Economy Russia, 2024 [Elektronnyj resurs]. URL: https://data-economy. ru/ (data obrashcheniya: 20.04.2019).

О Гладун Л.А., 2019

Organization of online interaction of participants of the educational process in a digital educational environment

The article considers the possibilities of organizing networking between participants in the educational process. The author proposes a network interaction model that reflects the main stages of preparation and implementation, conditions for the realization, planned results, as well as coordination links of the model components. The described model was successfully implemented in the preparation and holding of the international computer graphics competition.

Key words: joint activity, network interaction, online interaction, digital educational environment, participant in the educational process, competition.

(Статья поступила в редакцию 23.05.2019)

л.А. глАдуН

(Иркутск)

УРОВНИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ХОДЕ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Раскрываются результаты исследования уровней методических компетенций специального педагога в условиях традиционного подхода к его методической подготовке. Представлен анализ стабильных (моделирующий, адаптивный, репродуктивный) и переходных уровней развития методических компетенций на разных этапах профессионализации учи-теля-олигофренопедагога. Дается обоснование направлений дальнейшего методического развития на каждом из них.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, методические компетенции, специальный педагог, олигофренопедагог.

На современном этапе развития образования в Российской Федерации большое внимание уделяется подготовке педагогов, способных к организации деятельности обучающих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.