ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 37.07 Б 01: 10.24411/2071-6427-2019-10077
Концептуальное мышление о развитии — вызов XXI века управленцу образования
Анализируются ключевые компетенции деятельности руководителя образовательной организации. Рассматриваются характеристики управленческого мышления: концептуальность и контекстуальность. Управление развитием анализируется как важная компетенция руководителя в условиях реализации Стратегии научно-технологического развития России, изменения традиционных управленческих моделей на модели проектного управления в реализации государственных программ развития. Охарактеризованы практики реализации управленцами образования концептуального мышления о развитии на примере Инновационного центра «Сириус». Проанализированы изменения квалификационных требований к управленческой деятельности в сфере образования, что проиллюстрировано на примере требований к кандидатам на вакансии в сфере образования: «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», Инновационный центр «Сириус». Даны характеристики управления развитием как новой трудовой функции управленческой деятельности, ее ценности в обеспечении развития образования. Представлена методология проектного управления как новое основание управленческой деятельности, обеспечивающей развитие сферы образования. Анализируются дефициты системы образования и подготовки управленческих кадров для сферы образования. Сформулированы предложения
Как цитировать статью: Фиофанова О. А. Концептуальное мышление о развитии — вызов XXI века управленцу образования // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62). С.23-43.
О. А. Фиофанова
Доктор педагогических наук, доцент, заведующая центром научных программ и научной информации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», профессор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва E-mail: [email protected]
Olga A. Fiofanova
Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Head of the Centre for Scientific Programmes and Scientific Information, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Professor at the Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
по изменению подходов к организации управленческого образования. Данные характеристики мышления обусловливают проектные представления управленцев о новом в управлении развитием. Сделан вывод об изменении технологий управленческой деятельности в управлении развитием, основанном на анализе, прогнозе и проекте, об изменении управленческих средств, инструментов.
Ключевые слова: управление развитием образования, компетенции руководителя образовательной организации, проектное управление, государственные программы развития.
За последнее десятилетие появилось достаточно много экспертных оценок, свидетельствующих о том, о том, что система управления переживает антропологический кризис [2; 4; 16; 18]. В то же время в связи с усложнением разных видов человеческой деятельности и поиском новых подходов к их организации по принципу «деятельность над деятельностью» (в рамках методологической теории деятельности [17]) государства и корпорации начинают конкурировать в сфере моделей управления. Только в этом ракурсе и возможна современная конкуренция как конкуренция лидерского мышления и организационно-управленческих деятельностей (и организационно-управленческих технологий).
Наблюдая деятельность управленцев, мы можем задаться вопросами:
- как изменились роли и функции управленцев в связи с развитием государственно-общественного управления и в связи с изменением представлений о человеке как личности, способной к участию в управлении?
- как изменились способы и основания принятия управленческих решений в связи с развитием сервисов открытых данных big data—как управленческие решения на основании данных обеспечивают развитие организаций, территорий, интеллектуальных продуктов и наукоемких производственных технологий?
- как изменились цели, объекты и средства управления в связи с переводом государственных программ на проектное управление, должное обеспечивать управление развитием отраслей и сфер, управление проектами?
Новые инструменты деятельности, ее усложнение являются базовым процессом, требующим развития концепций управления, осно-
ванных на новых антропологических представлениях об управленце как человеке и профессионале управленческой деятельности, а также антропологических представлениях о человеческих сообществах как объектах управления и представлениях о новых инструментах управленческой деятельности, основанных на ценностях развития.
Все это обусловливает когнитивную сложность управленческой деятельности и ставит управленца перед новыми вызовами управления развитием и переосмысления концептов — «управленческое прогнозирование», «управленческий анализ» и «управленческое решение» как решение о развитии (развитии организации, региона, отрасли, технологий, человеческого потенциала).
Осознавая востребованность такой новой управленческой практики и новых управленческих компетенций, многие программы управленческого кадрового резерва, конкурсного отбора на вакансии управленческих должностей предъявляют требования к соискателям, выраженные в конкурсных заданиях: разработать концепцию развития организации, представить эссе управленческого видения развития, решить кейс на разработку комплекса управленческих решений, обеспечивающих развитие организации, реализацию проекта. Например: 1) открытый отбор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» (WSR) на позицию «Директор департамента по работе с образовательными организациями». Соискателям предложено решить кейс: «В движении «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» существует несколько самостоятельных чемпионатных направлений: национальные чемпионаты WSR (регионы), HiTech (индустрия), Digital Skills (цифровая индустрия), 50+ (участники в возрасте более 50 лет), а также чемпионат «Межвуз». Каждая линейка чемпионатов имеет свою возрастную аудиторию и спецификацию стандартов — средств измерения квалификации. Только межвузовский проводится по стандартам региональной ветви соревнований WSR и не имеет собственной спецификации. Тем самым на образовательном рынке существует непонимание разницы между соревновательными ветками, кроме разницы в участниках. Вместе с тем при одинаковых стандартах измерения квалификации возраст участников существенно различается (региональная ветка — до 23, межвузовская — до 35), и возникает сомнение — должен ли представитель вуза в возрасте, предположим, 32 лет проходить оценку квалификации по стандартам,
предназначенным для оценки квалификации студентов среднего профессионального образования в возрасте до 23 лет. Необходимо разработать концепцию как самостоятельного (организационно и финансово) направления на образовательном и кадровом рынках России. Концепция должна учитывать МЖ как ИЯ платформу лучших кадров России; создание сектора уникальных компетенций и собственно профессиональных сообществ, отличающихся самостоятельностью участников в конструировании результатов оценочной процедуры и подходов к реализации задач в компетенциях; формирование новых компетенций СПО на основе вузовских; массовое вовлечение подростков в профессиональные квалификации высокотехнологичного сектора; состав мотивации участия в программе вузов. Заказчики межвузовского направления — федеральные органы исполнительной власти» [10];
2) открытый отбор Фонда «Талант и успех» на позицию «Директор по развитию программ дополнительного образования и просветительской деятельности». Соискателям предложено разработать концепцию развития: «Концепция развития просветительского образовательного пространства для взрослых и детей должна включать соответствующую идеологию; модель организации, продвижения и развития программ дополнительного образования, просветительских программ и проектов (в том числе цифровую поддержку); анализ возможностей Парка науки и искусства «Сириус» в части развития дополнительного образования и проведения просветительских программ и проектов; механизм формирования проектных команд для реализации программ дополнительного образования и просветительских программ / проектов, систему мотивации и профессионального развития участников команды; описание не менее двух программ / проектов, предлагаемых для реализации; этапы реализации концепции и план реализации концепции до 2021 года; возможные риски при реализации концепции; ресурсы, необходимые для реализации концепции» [11].
При этом управленец при решении задач должен продемонстрировать компетентность управленческого мышления — концептуальное мышление о развитии, контекстуальность управленческого мышления — умение вписать предлагаемые управленческие решения в сложившуюся ситуацию, этап развития организации, региона, профсооб-щества, а также способность прогнозировать и планировать проекты
развития, исходя из анализа текущего состояния организации, региона, профсообщества. И кроме этого — целостное управленческое видение развития: для достижения системных результатов и эффектов развития управленец должен предложить организации или ведомству портфель проектов, обеспечивающих развитие организации, отрасли, региона-территории.
Что же такое «управление развитием» как новый концепт теории управления и как управленческая практика?
Иозеф Шумпетер в статье «Развитие» характеризует управление развитием как дискретные изменения, происходящие рывком, переход от одной нормы социально-экономической системы к другой: «сколько бы фургонов не ездило по дорогам, железной дороги вам таким образом не получить», «управление развитием — это шаги, между которыми не существует непрерывного пути» [19]. Поэтому, считает Шумпетер, необходимо выстроить концепцию механизмов, связанных с возникновением новизны.
В определении П. Г. Щедровицкого: «Управление развитием — это особый тип мышления и деятельности. В основе профессионализации и массовизации лежит специфика тех ментальных технологий, тех способов мышления, которыми пользуются управленцы и которые выросли вместе с формированием объема решаемых управленческих задач» [18] — раскрыт новый смысл управленческой деятельности как управления созданием нового, инициацией «шага развития», организацией управления развитием. Таким образом, управленец создает новый тип либо тип знания о развитии: знание — это структура действий с объектом, а также новый тип средств (инструментов) управления этим объектом.
Иными словами, в обеих вышеописанных задачах открытого кадрового отбора на позиции управленцев в Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» и в Инновационный центр «Сириус» (Фонд «Талант и успех») от претендентов требуется продемонстрировать именно способность управленчески прогнозировать «шаг развития», компетенцию управления развитием.
Как это может быть реализовано на практике?
В качестве примера приведем разработку Концепции развития дополнительного образования в «Сириусе».
1. Идеология просветительского образовательного пространства
для взрослых и детей.
Идеология просветительского образовательного пространства для взрослых и детей основана на принципах:
- ориентации на развитие человеческого потенциала с предоставлением возможности выбора развивающих треков по интересам и потребностям человека, систематизации результатов участия человека в событиях просветительского образовательного пространства посредством цифрового портфолио—«ID Imeretian Valley» (Sirius ID);
- кооперации образования, науки и производства в организации проектов и событий в просветительском образовательном пространстве (совместные проекты с технологическими партнерами, научно-исследовательскими коллективами, образовательными организациями, технологическими стартапами);
- организации проектно-ориентированного образования (future-oriented education), включающего развитие ценностей научно-технологического прогресса, компетенций будущего, опережающей подготовки к решению научно-технологических вызовов.
Целевая категория реализации программ дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования:
- дети и педагоги региональных центров «Сириуса»—участ-ники сетевых программ дополнительного образования и франчайзи-программ;
- студенты университетов России и мира—участники программ дополнительного образования в форме стажировок в рамках программы «Развитие кадрового потенциала в сфере науки и технологий» нацпроекта «Наука» (для российских участников), в рамках Программы экспорта образовательных услуг (для иностранных участников);
- дети и взрослые, проживающие в Имеретинской долине,—в рамках просветительских программ «Территория инноваций», популяризирующих деятельность «Сириуса» и развивающих соучастие населения в проектах инновационной повестки Стратегии НТР;
- педагоги российских образовательных организаций, повышающие квалификацию в рамках курсов повышения квалификации по освоению эффективных образовательных практик (нацпроект «Образование»);
- начинающие технологические предприниматели, социальные предприниматели —в рамках программ дополнительного образования в форме акселерационных программ, тренинговых программ;
- специалисты и производственные коллективы компаний-резидентов и технологических партнеров—в рамках ИЯ-программ, тренингов развития, модульных программ развития приоритетных компетенций.
2. Модель организации, продвижения и развития программ дополнительного образования, просветительских программ и проектов (в том числе цифровая поддержка).
Организационно-управленческая модель включает Дирекцию (Департамент) по развитию дополнительного образования и просветительской деятельности и подразделения, составляющие его организационную структуру: центр развития дополнительного образования детей, центр развития дополнительного образования взрослых, включающий отдел развития корпоративных программ для технологических партнеров, центр развития программ дополнительного профессионального образования (на начальном этапе развития вместо «центров» в структуре может быть штатная единица «специалист по развитию...»), а также педагогов, методистов (штатных) и экспертов (приглашаемых на некоторые события и программы) — цифровой банк экспертов по профилям.
Модель организации программ дополнительного образования включает:
- социально-политический контур: переговоры и подписание соглашений о сотрудничестве с региональными органами управления, научно-образовательными организациями, технологическими компаниями;
- аналитический систематизирующий контур: сбор, аналитика и систематизация запросов на программы дополнительного и дополнительного профессионального образования;
- проектировочно-методический и организационно-реализационный контур: разработка программ дополнительного образования в соответствии с требованиями к структуре, содержанию, результатам и запросам заказчиков программ, реализация программ;
- электронно-сервисный контур: сопровождение электронной регистрации на образовательные программы и просветительские про-
екты через сервис Sirius ID и электронной фиксации «цифрового следа» участника в форме электронного сертификата (по накопительной системе и принципу электронного портфолио).
Соответственно, функциональные обязанности специалистов-сотрудников Департамента (Дирекции) по развитию дополнительного образования связаны с этими функциональными контурами.
Организация программ дополнительного образования происходит а) непосредственно на территории «Сириуса» в очной форме, б) в форме электронного обучения через цифровые электронные сервисы «Сириуса» (Sirius ID), в) в форме выездных проектных и обучающих сессий дополнительного образования по стандартам «Сириуса».
Для реализации программ предполагается разработать, утвердить и ввести в действие Стандарт образовательных практик «Сириуса», концептуально, методически и в правовых рамках описывающий высокие нормы развивающих образовательных практик «Сириуса».
Продвижение и развитие программ дополнительного образования будет организовано через региональные центры «Сириуса», через сеть технологических партнеров «Сириуса» (производственные коллективы технологических партнеров как участники программ дополнительного образования взрослых), через научные и образовательные организации — подписанты партнерских соглашений с Сириусом. А также в рамках государственного задания «Сириуса» по утвержденным программам и проектам. Можно предусмотреть организацию программ дополнительного образования детей в рамках профильных смен посредством разработки модульных программ в сетевой форме реализации совместно с корпоративными образовательными организациями «Школьная лига Роснано», «Школа РЖД», «Школа Роскосмос», преду-ниверсариями ведущих университетов России и другими корпорациями — потенциальными инвесторами.
Продвижение программ дополнительного образования детей в электронной форме будет связано с развитием SD-электронных лабораторий, интерактивных тренажеров, разработкой электронного контента программ дополнительного образования по приоритетным направлениям развития науки и техники. Рубежный контроль (аттестация результатов освоения программ дополнительного образования детей) будет завершаться фестивалем образовательных достижений «<Если звезды зажигаются—это Сириус» (подтверждается выдачей
сертификата, учитываемого в накопительной системе Электронного портфолио компетенций — Sirius ID).
Программы дополнительного образования взрослых в логике Life Long Learning могут развиваться в концептуальной рамке Серебряного университета (развитие функциональных компетенций взрослого населения: правовых, финансовых, социальных, информационно-технологических). Программы дополнительного образования взрослых в логике Human Resources Development могут развиваться под задачи корпоративных заказчиков (технологических партнеров) по дефицитным компетенциям по результатам сертификации квалификаций с выездом корпоративных команд технологических партнеров на программы дополнительного образования в «Сириус».
Просветительские программы будут реализовываться через серию проектов «Практики Прогресса» («Practice Progress»), ориентированных на вовлечение населения Имеретинской долины (по принципу «Долина как обучающее пространство») через практики соучаствующего проектирования и популяризацию приоритетов научно-технологического и культурно-социального развития, а также информационное сопровождение реализации соответствующих проектов одноименным блогом (интернет-журналом) «Практики Прогресса» в социальных сетях.
В реализации программ и проектов будут задействованы цифровые ресурсы «Сириуса» и технологических партнеров и фактические (и проектные) мощности Парка науки и искусства «Сириус».
3. Анализ возможностей Парка науки и искусства «Сириус» в части развития дополнительного образования и проведения просветительских программ и проектов.
При развитии дополнительного образования будут использованы возможности Парка науки и искусства «Сириус» и перспективные возможности инновационной городской среды «Sirius Park».
Будут дополнены программы, реализуемые в Парке науки и искусства «Сириус»: естественнонаучные программы, творческие программы, инженерно-технические программы, олимпиадные программы, программы по информационным технологиям.
Новые направления программ:
- Управление на основании данных и аналитика (Big Data Management and Analytics);
- Доказательная политика (Evidence-Based Policy);
- Психология и культурология развития человека и общества (Cultural Studies Human Social Development);
- Экономика и предпринимательство (Economy and Entrepreneurship).
Предложенные ниже программы позволят расширить образовательную среду Школы науки и творчества «Сириус» и развивать компетенции подрастающего поколения не только в инженерных и естественнонаучных технологиях, но и технологиях управления обществом, финансовых технологиях и технологическом предпринимательстве:
- экспериментальные и лабораторные программы в естественных науках (физика, химия, биология, математика, астрономия);
- инженерно-техническое творчество (аддитивные технологии, электроника, прототипирование, робототехника, космические системы, промышленный дизайн);
- информационные технологии (программирование на наиболее востребованных языках, Big Data, искусственный интеллект, VR/AR);
- олимпиадные программы и решение задач повышенной сложности (математика, физика);
- программы в сфере художественного творчества (архитектура, урбанистика, графический дизайн, декоративная живопись, художественная керамика).
При реализации программ будут использованы возможности лабораторий и полигонов Парка науки и искусства «Сириус». Будут расширены тематически, содержательно и организационно краткосрочные просветительские программы и программы дополнительного образования по новым образовательным направлениям.
Результаты освоения программ будут представляться участниками программ на ежегодной Всероссийской конференции «Путь к успеху» [1], Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов школьников [3], итоговом научном фестивале, результаты также будут систематизироваться на платформе Sirius-ID и представляться в электронном портфолио участников программ.
Часть программ дополнительного образования (предпрофессио-нальных программ ДО) будут реализовываться в партнерстве с НОЦ — научно-образовательными центрами университетов, где наставниками детей — участников программ будут выступать студенты — участники НОЦ, а межпоколенное общение будет обеспечивать развитие команд
научно-технологического прорыва (в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития) [6; 8; 15]. Тем более что Научно-технологический университет «Сириус» располагается в Парке науки и искусства «Сириус».
В ближайшей временной перспективе в связи с развитием инфраструктуры Имеретинской долины и системы социального партнерства с технологическими партнерами можно реализовывать проектно-исследовательские и проектно-предпринимательские программы дополнительного образования школьников и студентов по направлениям НТИ — Национальной технологической инициативы (Технет, Нейронет, Хелснет, Маринет, Энерджинет, Аэронет, Автонет в рамках реализации дорожных карт направлений Национальной технологической инициативы) с использованием потенциала Научно-технологического центра «Сириус» и технико-внедренческой зоны Имеретинской долины.
4. Механизм формирования проектных команд для реализации программ дополнительного образования и просветительских программ / проектов, система мотивации и профессионального развития участников команды.
Механизм формирования проектных команд будет основан на принципах управления проектами развития программ по профильным направлениям (10 направлений) и управления проектами, обеспечивающими реализацию программ — проектная команда 1Т-инженеров, обеспечивающих электронные формы обучения и трансляции событий, включая обслуживание цифрового сервиса выбора программ и формирования электронных портфолио компетенций (Бтш-ГО), а также проектная команда маркетологов и специалистов по журналистике и блогингу, обеспечивающих продвижение программ и информационную поддержку реализации программ дополнительного образования и просветительских программ (Рис.1).
Система мотивации будет основана на принципах соучаствующего проектирования, поощрения достижения успеха, личной и коллективно распределенной ответственности за результат, построения системы эффективных контрактов с четким структурированием КР1 — показателей эффективности.
Проект, обеспечивающий ^-сопровождение электронной навигации программ дополнительного образования и просветительских программ, формирования электронного портфолио компетенций участников программ дополнительного образования СИРИУСА (электронный паспорт компетенций)
Программы депвлнитслмфгв
обриомкма дете» к ироелмх
Электронной сервис
51Ни$-
«ЖЛГТГНчЛ
Рис. 1. Структура управления, функциональные центры, проектные команды
В систему мотивации будет включена модель горизонтальной карьеры — возможность профессионального роста педагога, специалиста по ступеням: 1) педагог-практик; 2) педагог-методист; 3) педагог-эксперт.
Принципы материального стимулирования будут нормативно закреплены в Положении о порядке распределения стимулирующих выплат.
Система профессионального развития участников проектных команд будет основана на принципах внутрикорпоративной системы профессионального роста: 1) принцип взаимного обучения и социального капитала организации, 2) принцип внутриорганизацион-ных проектно-экспертных обучающих семинаров для членов команд, 3) принцип аттестации квалификаций (квалификационный экзамен по действующим профстандартам и/или стандартам профессионализма «Сириуса»). Стандарты профессионализма «Сириуса» и Кодекс научной и педагогической этики могут определять ценностные рамки деятельности и развивать культуру профессионализма сириусианцев. Внутренняя мотивация причастности к сообществу с ценностями развития (прогресса) и высоких стандартов имеет не меньшую силу, чем материальная мотивация, основанная на КР1.
5. Описание программ/ проектов, предлагаемых для реализации.
Представим три проекта, два из которых решают задачу расширения спектра программ дополнительного образования за счет внедрения новых, и третий проект обеспечивает новый сервис персо-нализации образовательных траекторий и возможностей выбора, систематизации результатов в форме электронного портфолио компетенций, создавая новое в обеспечении развития человеческого потенциала участников программ «Сириуса».
1. Проект персонализации образовательных траекторий, расширения возможностей выбора, систематизации образовательных достижений в форме электронного портфолио компетенций — Бшш-ГО. Платформа Бшш-ГО будет являться, с одной стороны, навигатором по программам дополнительного образования и просветительским программам «Сириуса», с другой стороны —личным электронным паспортом компетенций, электронным портфолио. Для реализации проекта необходимо будет четко структурировать весь спектр реализуемых программ по компетентностным результатам. Именно по результатам программ будет конструироваться электронный паспорт компетенций в личном кабинете участника программ Бшш-ГО. Мягкая сила мотивации к выбору новых просветительских программ и программ дополнительного образования через систему рассылок календаря Бшш-ГО будет способствовать ^е-1о^-1еагш^ участников проекта Бшш-ГО, мотивируя их к выбору интересующей программы и ее компетент-ностных результатов. Постоянное дополнение компетентностных результатов в электронный паспорт способствует развитию наиболее полного профиля компетенций участника Бшш-ГО (Рис. 2).
Дн ринцня ЕЮ до ялхги ч> дололн .11 '.-о.'и ц а .' .1,'
прослст^тс^ -у.*-.* дед гадь ноет*
Цею? ргинтия ЦмрривВД»
лиюлителшога допмник/ькаго даполнтсяыюп.
обвакоэмйвдгтсй оброюынлл лрофмсионаланж-о
ОЙРЗЮЧЗН**
ССРОУСЗ
Пресктхыс крмэкдъ! педагогов, мстадиспз», экперш» по ндопелнтельжггообиим+'лч
Рис. 2. Организационная схема проекта Sirius-ID
2. Проект развития серии взаимосвязанных программ дополнительного образования по приоритетам научно-технологического развития — «Практики Прогресса» — направлен на запуск программ по новым направлениям: Управление на основании данных и аналитика (Big Data Management and Analytics), Доказательная политика (Evidence-
Based Policy), Психология и культурология развития человека и общества (Psychology and cultural studies of human and social development), Экономика и предпринимательство (Economy and Entrepreneurship). Также проект связан с разработкой программ дополнительного образования совместно с технологическими партнерами и производственными корпорациями, НОЦ — научно-образовательными центрами университетов, Научно-технологическим университетом «Сириус» и резидентами Имеретинской долины. Проект направлен на реализацию программ нового спектра компетенций и обеспечения развития поколения научно-технологического прорыва.
Одна из серий новых программ дополнительного образования может быть организована совместно с наукоградами в формате серии тематических проектных смен «Наукоград: город как пространство науки и образования» («Наукоград под звездой Сириус»). В качестве пилотного региона реализации проекта «Сириуса» с наукоградами планируется инициировать Московскую область (Дубна, Обнинск, Королев, Пущино, Жуковский). На проектных тематических сменах как сезонных программах дополнительного образования предстоит разработать концепцию «Город как Школа развития» («Город как пространство образования и науки») и транслировать проектную разработку по франчайз технологиям в другие наукограды, позиционирующие себя как пространства научно-технологического и социального прогресса.
3. Проект международной научно-практической конференции «Future-oriented education & XXI century competencies», посвященной реализации программ дополнительного образования и развитию компетенций будущего. Проект предполагает систематизацию программ дополнительного образования в части результатов, ориентированных на развитие компетенций будущего, и организацию международной конференции совместно с OECD, университетами-партнерами, Благотворительным фондом «Вклад в будущее».
6. План реализации концепции до 2021 г.
2019-2020 гг. этап, связанный с компетентностным дизайном программ, их структурированием в системе Sirius-ID и введением в действие электронных портфолио компетенций участников программ дополнительного образования на образовательных уровнях: школьник — студент — взрослый.
Плановый результат этапа — действующая электронная платформа Бтш-ГО с навигацией по программам дополнительного образования по компетентностным результатам и с возможностью выбора образовательных траекторий, формирующая в личном кабинете участника программ его электронный паспорт компетенций по результатам освоения программ.
2020-2021 гг. этап, предусматривающий расширение спектра программ посредством социального партнерства с производственными компаниями, НОЦ университетов и развития инфраструктуры Имеретинской долины с участием резидентов «Сириуса» в социальном инвестировании новых программ ДО.
Плановый результат этапа — развитая сеть новых программ ДО, спроектированных при инвестиционном участии резидентов «Сириуса» и технологических партнеров.
7. Возможные риски при реализации концепции.
Возможные риски будут нивелироваться внедрением риск-ориентированного подхода и страховым регулированием развития посредством упреждающих управленческих решений.
Риск-профиль — матрица основных рисков:
- кадровые—риск достаточности профессионального капитала коллектива организаторов программ дополнительного образования и просветительских программ;
- инфраструктурные—риск достаточности среды для организации мест реализации программ ДО, в том числе риск конгруэнтности развития резидентов Имеретинской долины—потенциальных со-организаторов новых программ дополнительного образования (в том числе в связи с отсрочкой принятия закона о научно-технологических долинах);
- инвестиционные—риск зрелости инвесторов как технологических партнеров разработки и реализации новых программ дополнительного образования;
- культуро-организационные—риски коллективной готовности и способности организации идентифицировать, анализировать, открыто обсуждать и реагировать на существующие и потенциальные проблемы (риск-регулирование на консолидированной основе).
8. Ресурсы, необходимые для реализации концепции:
- кадровые—возможность комплектации кадрового состава (штат-
ных сотрудников и внештатных экспертов) в количестве, необходимом для реализации утвержденного количества программ и проектов;
- цифровые—возможности развития на платформе ЬИркЯвосЫвшив. ги электронной системы Бшш-ГО—навигации по программам и систематизации электронных паспортов компетенций (электронного портфолио);
- административные — возможность достижения договоренностей с технологическими партнерами и потенциальными инвесторами новых программ ДО (подписание соглашений о партнерстве);
- организационно-правовые—утверждение нормативно-правовых актов, необходимых для развития программ, и утверждение профессионалов, обеспечивающих реализацию программ;
- финансовые—возможность формирования фонда оплаты труда профессионалов с учетом госзадания и стимулирующей части оплаты труда из внебюджетных источников, программ, реализуемых на внебюджетной основе;
- социальные — административное доверие к профессионализму, возможность академических свобод в реализации утвержденной Концепции развития программ дополнительного образования и просветительского образовательного пространства «Сириуса».
Таким образом, предложенная концепция как разработка «шага развития» — продукт мышления управленца, который может появиться как проект. Проект как составляющая управленческого мышления и деятельности возникает в связи с необходимостью передачи целей деятельности (представлений о целях) в управляемую деятельность. В предложенной концепции мы можем увидеть новое знание (добавленное знание) об объекте управления (новые программы дополнительного образования и новую организационная модель их реализации), а также новые инструменты (средства) управления развитием (электронный сервис Бшш-ГО, проектная, матричная структура управления проектными командами, сетевые инвестиционные партнерства с производственными партнерами).
Для создания этого «нового» управленцу нужно: 1) проанализировать (текущее состояние и представления об объекте управления), 2) спрогнозировать должное состояние (каким может быть объект управления в следующем цикле, этапе развития), 3) спроектировать
(предложить управленческие средства, инструменты для перехода от имеющегося к возможному).
Такая концептуальная рефлексия основана на сложной организации мышления и деятельности — онтологии. Само же практико-мето-дическое знание управленца основано на понимании уместности его проектных предложений, их соответствия контексту ситуации, организационному контексту, регионально-территориальному контексту и т.п. Таким образом, мышление и деятельность управленца концептуальны, но также и контекстуальны.
Иногда планка «концептуального и контекстуального мышления о развитии» в управлении развитием снижается: не успевая проанализировать, спрогнозировать и спроектировать, управленец оказывается в «marketplace» готовых решений, «искушаемый» их ограниченным набором, позиционируемым как «best-practice».
В самом инструменте «best-practice», конечно, много хорошего (в том числе демонстрация лучших образцов управленческой деятельности), но проблема в том, что предлагаемый «концепт» зачастую не приживается в «контексте», так как управленческое решение утрачивает онтологические основания структуры управления в конкретной ситуации. Возможно, именно поэтому возникает спрос на экспертов-консультантов, организаторов проектных сессий для управленческих команд организации, региона, отрасли. То есть такой тип управленца, как «управленец развитием» еще не стал массовым в управленческой практике. И здесь актуализируется вопрос: а почему? Это дефициты системы образования и подготовки управленцев? Как изменить систему управленческого образования? Это проблемы кадрового отбора и оценки квалификаций на рынке управленческого труда? Как профессиональный стандарт может регулировать необходимые требования к управленческой деятельности? Например, профессиональные стандарты «Руководитель образовательной организации», «Руководитель научной организации» еще не утверждены и третий год как числятся в проекте [12; 13; 14]. Это проблема действующей традиционной системы управления, попадая в которую, управленец действует по инерции в режиме «функционирования», а не развития? Какие реформы действующей системы управления нужны? [5; 7]
Управление усложняется: в нем появляются сложные представления об объектах, новые вызовы. По мере возникновения новых объ-
ектов и новых вызовов изменяются требования к технологиям управленческого мышления, управленческим средствам, инструментам управления развитием.
Литература
1. III Всероссийская конференция «Путь к успеху: национальные проекты и стратегия поддержки одаренных детей и молодежи» // Сириус. Образовательный центр [Электронный ресурс]. URL: https://siriusconf.ru (дата обращения: 10.07.2019).
2. Вильям С., Саймон У., Эллиот Д. Стив Джобс. Уроки лидерства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 280 с.
3. Всероссийский конкурс проектных работ школьников [Электронный ресурс]. URL: https://konkurs.sochisirius.ru (дата обращения: 10.07.2019).
4. Мау В. А. Конкуренция идет вокруг моделей управления // РВК. Государственный фонд фондов Институт развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/ eco/143950 (дата обращения: 10.07.2019).
5. О переводе государственной программы «Развитие образования» на проектное управление: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ docs/30832/ (дата обращения: 10.07.2019).
6. О стратегии научно-технологического развития: Указ Президента Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 642 // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 10.07.2019).
7. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/24918/ (дата обращения: 10.07.2019).
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/AAVpU2sDAvMQkIHV20ZJZc 3MDqcTxt8x.pdf (дата обращения: 10.07.2019).
9. Об утверждении плана мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Распоряжение от 15 октября 2016 г. № 2165-р. Электронный ресурс]. URL: http://m.government.ru/all/21308/ (дата обращения: 10.07.2019).
10. Открытый отбор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» на позицию «Директор департамента по работе с образовательными организациями» // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https:// www.econ.msu.ru/students/eas/infost/job_offer/Article.20190419150211_9205/ (дата обращения: 10.07.2019).
11. Открытый отбор Фонда «Талант и успех» на позицию «Директор по развитию программ дополнительного образования и просветительской деятельности» // Сириус. Образовательный центр [Электронный ресурс]. URL: https://sochisirius. ru/vacancies/5 (дата обращения: 10.07.2019).
12. Руководитель научной организации (управление научными исследованиями): проект профессионального стандарта. [Электронный ресурс]. URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php? ELEMENT_ID=60836 (дата обращения: 10.07.2019).
13. Руководитель образовательной организации: проект профессионального стандарта (по состоянию на 23.06.2016) [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/56574265/ (дата обращения: 10.07.2019).
14. Руководитель профессиональной организации: проект профессионального стандарта (по состоянию на 20.05.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://firo. ranepa.ru/files/docs/spo/upravlencam/professionalnyj_standart_ruk_poo_01_04_19. pdf (дата обращения: 10.07.2019).
15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://sntr-rf.ru (дата обращения: 10.07.2019).
16. Шестнадцать идей Германа Грефа после визита в Кремниевую долину // Михаил Колонтай. [Электронный ресурс]. URL: http://mkolontay.ru/ publications/311 (дата обращения: 10.07.2019).
17. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2014. 468 с.
18. Щедровицкий П. Г. Puzzles: как современный управленец формирует картину мира: цикл лекций в НИТУ МИСИС. М., 2010-2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fondgp.ru/old/lib/mmk/180/PUZZLES_Kak_sovr_upr-tc_ formiruet_kartinu_mira.pdf311 (дата обращения: 10.07.2019).
19. Schumpeter J. A. Development // The Catalogue of Prof. Schumpeter Library. Tokyo The Hitotsubashi University Library, 1962. 267 с.
CONCEPTUAL THINKING ABOUT DEVELOPMENT AS THE 21st CENTURY CHALLENGE TO EDUCATION MANAGER
The author analyzes the key competences of the activity of the head of the educational organization. The characteristics of managerial thinking are considered: conceptual and contextual. Development management is analyzed as an important managerial competence in the context of the implementation of the Strategy for the Scientific and Technological Development of Russia, changes in traditional management models for project management models in the implementation of state development programs. The practices of the implementation of conceptual thinking about the development of education by managers are characterized by the example of the Sirius Center. The paper analyzes changes in the qualification requirements for management activities in the field of education, which is illustrated by the example of the requirements for candidates for vacancies in the field of education: "Young professionals (WorldSkills Russia)", Innovation Center "Sirius". The characteristics of development management as a new labor
function of management activities, its values in ensuring the development of education are given. The methodology of project management is presented as a new basis for management activities that ensures the development of the education sector. The deficiencies of the education system and management training for education are analyzed as well as proposals for changing the approaches to the organization of management education are formulated. The key characteristics of managerial thinking are characterized: conceptual and contextual. These characteristics of thinking determine the project ideas of managers about the new in development management. The conclusion is made on the change of management technologies in development management, based on analysis, forecast and project, on changes in management tools and tools.
Keywords: education development management, competencies of the head of an educational organization, project management, state development programs.
References
• III Vserossijskaya konferenciya «Put' k uspekhu: nacional'nye proekty I strategiya pod-derzhki odarennyh detej i molodezhi» // Sirius. Obrazovatel'nyj centr [Elektronnyj resurs]. URL: https://siriusconf.ru (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Mau V. A. Konkurenciya idet vokrug modelej upravleniya // RVK. Gosudarstvennyj fond fondov Institut razvitiya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rvc. ru/press-service/media-review/eco/143950 (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• O perevode gosudarstvennoj programmy «Razvitie obrazovaniya» na proektnoe uprav-lenie: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642. [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/30832/ (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• O strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01 dekabrya 2016 g. № 642 // Prezident Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41449 (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 oktyabrya 2016 goda № 1050 [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/24918/ (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie Rossijskoj Federacii»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 marta 2019 g. № 377 [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government. ru/media/files/AAVpU2sDAvMQkIHV20ZJZc3MDqcTxt8x.pdf (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Ob utverzhdenii plana meropriyatij po organizacii proektnoj deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: Rasporyazhenie ot 15 oktyabrya 2016 g. № 2165-r. Elektronnyj resurs]. URL: http://m.government.ru/all/21308/ (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Otkrytyj otbor Fonda «Talant i uspekh» na poziciyu «Direktor po razvitiyu programm
dopolnitel'nogo obrazovaniya i prosvetitel'skoj deyatel'nosti» // Sirius. Obrazovatel'nyj centr [Elektronnyj resurs]. URL: https://sochisirius.ru/vacancies/5 (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Otkrytyj otbor Soyuza «Molodye professionaly (WorldSkills Russia)» na poziciyu «Direktor departamenta po rabote s obrazovatel'nymi organizaciyami» // Agentstvo stra-tegicheskih iniciativ [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.econ.msu.ru/students/eas/ infost/job_offer/Article.20190419150211_9205/ (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Rukovoditel' nauchnoj organizacii (upravlenie nauchnymi issledovaniyami): proekt professional'nogo standarta. [Elektronnyj resurs]. URL: http://profstandart.rosmintrud. ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php? ELEMENT_ID=60836 (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii: proekt professional'nogo standarta (po sos-toyaniyu na 23.06.2016) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/56574265/ (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Rukovoditel' professional'noj organizacii: proekt professional'nogo standarta (po sos-toyaniyu na 20.05.2015) [Elektronnyj resurs]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/ upravlencam/professionalnyj_standart_ruk_poo_01_04_19.pdf (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Schumpeter J. A. Development // The Catalogue of Prof. Schumpeter Library. Tokyo The Hitotsubashi University Library, 1962. 267 s.
• Shchedrovickij G. P. Orgupravlencheskoe myshlenie. Ideologiya, metodologiya, tekh-nologiya. M.: Izdatel'stvo Studii Artemiya Lebedeva, 2014. 468 s. [In Rus].
• Shchedrovickij P. G. Puzzles: kak sovremennyj upravlenec formiruet kartinu mira: cikl lekcij v NITU MISIS. M., 2010-2011. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.fondgp.ru/ old/lib/mmk/180/PUZZLES_Kak_sovr_upr-tc_formiruet_kartinu_mira.pdf311 (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Shestnadcat' idej Germana Grefa posle vizita v Kremnievuyu dolinu // Mihail Kolontaj. [Elektronnyj resurs]. URL: http://mkolontay.ru/publications/311 (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://sntr-rf.ru (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].
• Vil'yam S., Sajmon U, Elliot D. Stiv Dzhobs. Uroki liderstva. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. 280 s. [In Rus].
• Vserossijskij konkurs proektnyh rabot shkol'nikov [Elektronnyj resurs]. URL: https:// konkurs.sochisirius.ru (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].