йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-11-14 УДК 371
Жуковский Владимир Петрович
доктор педагогических наук, профессор
Зайнетдинова Кадрия Мавиевна
кандидат филологических наук, доцент
Жуковская Нина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент Саратовский областной институт развития образования [email protected], [email protected], [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности. Проводится анализ трудов отечественных исследователей, посвященных анализу особенностей управления в системе образования, определению понятия «профессиональная готовность», на основе которых раскрывается состав требований к профессиональной готовности руководителя, определяются смысловые и содержательные характеристики профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности, рассматриваемые в рамках нормативного, деонтологи-ческого и регулятивного аспектов. По результатам проведенного исследования установлено, что в условиях современных реалий профессиональная готовность к управленческой деятельности является ведущим личностным свойством руководителя, позволяющим ему мобильно реагировать на изменения, происходящие как внутри образовательной системы, так и вне ее функционального пространства, обеспечивая качество профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: руководитель образовательной организации, управление, управленческая деятельность, профессиональная готовность к управленческой деятельности, профессиональный долг, ответственность, устойчивость.
Модернизация системы российского образования в условиях современных социокультурных реалий, интенсификация деятельности педагогических работников предполагает повышение требований к личностным и профессиональным качествам руководителя образовательной организации. Действия руководителя в процессе реализации управленческих функций должны основываться на прочном теоретическом фундаменте, быть своевременными и оперативными, ориентироваться на правовые и нравственно-этические постулаты педагогической деятельности на основе задействования информационных, интеллектуальных, кадровых, технических ресурсов системы образования и социального окружения с целью достижения требуемого качества образования, совершенствования информационно-методического и организационного обеспечения деятельности образовательной организации [10; 6].
Важными характеристиками управленческой деятельности руководителя образовательной организации являются: высокий уровень персональной ответственности за результаты управленческой деятельности, обусловленной спецификой управленческих отношений; вариативность педагогических (управленческих) ситуаций; высокая вероятность возникновения информационно-ресурсного и временного дефицита; возрастающая информационная открытость; увеличение числа коммуникативных контактов; высокая интенсивность и стрессогенность. При этом управленческая деятельность руководителя образовательной орга-
низации предполагает не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессионально-педагогических воздействий, но и непременное наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к управленческой деятельности, эмоциональной включенности в процесс ее организации, позитивной Я-концепции, которая отражает особенности сознания, психики, развития личностных качеств, раскрытие творческого потенциала личности, профессиональное совершенствование.
В современных условиях образовательное пространство испытывает потребность в управленческих кадрах, обладающих активностью, самостоятельностью, стрессоустойчивостью в решении педагогических проблем, способностью к налаживанию вертикальных и горизонтальных управленческих коммуникаций, используя внутренний потенциал собственной личности, обладая высоким уровнем профессиональной готовности к управленческому труду.
Проблема профессиональной готовности является одним из направлений многочисленных исследований представителей различных научных областей и весьма востребована для научно-теоретического анализа (работы А.А. Деркача, Г.Н. Жукова, В.А. Сластенина, О.В. Царьковой, Р.А. Хайрова, А.И. Кожедеровой, Л.Г. Семушиной, Т. А. Синьковской и др.).
По мнению Г.Н. Жукова, профессиональная готовность является интегративным личностным качеством специалиста, предполагает наличие си-
© Жуковский В.П., Зайнетдинова К.М., Жуковская Н.А., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
11
стемы знаний, умений и навыков, личностно-профессиональных качеств, способностей личности к тому или иному виду деятельности, определяя успешность реализации последней [5].
В исследованиях Л.Г. Семушиной профессиональная готовность определяется как психическое состояние личности, которое характеризуется осознанием и принятием профессиональных целей, способностью к организации аналитических, процессуальных и оценочных процедур, направленных на выстраивание продуктивного деятельност-ного маршрута в поле актуализации собственного мотивационного, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. При этом, автор, определяя профессиональную готовность как психическое состояние в интегративном единстве всех личностных образований, делает акцент на том, что профессиональная готовность должна базироваться на начальном профессиональном опыте для реализации специалистом профессиональных функций в адаптационный период [7].
Рассматривая профессиональную готовность учителя к педагогической деятельности, Т. А. Синь-ковская указывает на то, что готовность представляет совокупность личностных свойств и качеств, отражающих структуру педагогического труда, и является фактором, способствующим адаптации учителя в педагогической среде и определению траектории собственного профессионального развития [8].
Полагаем, что рассмотрение профессиональной готовности в ракурсе адаптационных способностей специалиста к условиям и специфике профессиональной деятельности (особенно в начальной фазе ее организации) является вполне справедливым: в данном контексте адаптация выступает в качестве специфического вида поведения специалиста в условиях профессиональной среды, обеспечивая при этом его включение в различные виды профессиональных отношений, усвоение условий и особенностей профессиональных реалий, использование сформированной системы компетенций, личностно-профессиональных качеств и имеющегося социального опыта для ориентации в профессиональном пространстве.
Таким образом, по справедливому утверждению М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, результативной обусловленностью профессиональной готовности выступают адаптационные способности человека к профессиональной деятельности, обеспечивая его «предстартовую активизацию» [4].
Применительно к управленческой деятельности подобная предстартовая активизация является мобилизующим фактором, обеспечивающим актуализацию мотивов управленческой деятельности, профессионально-управленческой направленности, управленческой позиции, что позволяет констатировать состоятельность субъективных
способностей управленца к выполнению заданных управленческих требований.
Готовность руководителя образовательной организации к управленческой деятельности В.И. Бондарь рассматривает в теоретическом и процессуальном аспектах: в теоретическом плане готовность определяется с позиций наличия у руководителя соответствующих знаний, их соответствия идеальной модели; процессуальный аспект характеризуется умением руководителя использовать имеющийся массив знаний в управленческой практике. Анализируя данное определение, укажем на то, что позиция автора относительно де-финиционного толкования и содержательного наполнения понятия «профессиональная готовность к управленческой деятельности» представляется нам несколько односторонней, делающей акцент лишь на наличии у управленца соответствующих знаний и умений. Думается, что наряду с наличием необходимого объема компетенций, важным фактором, который необходимо учитывать, являются особенности психики специалиста [2].
Данная позиция находит отражение в работах А.С. Фомина, который готовность к управленческой деятельности представляет в виде системного личностного качества и психического состояния, которые проявляются в конкретной управленческой ситуации и характеризуются способностью руководителя к восприятию и пониманию управленческой ситуации и регуляции своего поведения для принятия управленческого решения [9].
В этой связи полагаем, что при исследовании профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности необходимо учитывать функциональные и личностные аспекты рассмотрения: в рамках функционального аспекта мы ведем речь о теоретико-прикладной готовности управленца с позиций сформи-рованности у него соответствующих компетенций, их соответствия реализуемым управленческим функциям; личностный аспект профессиональной готовности ориентируется на наличие у руководителя личностных характеристик, получающих презентацию в мотивации, ценностно-смысловых установках управленческой деятельности, личност-но-профессиональных качествах, обеспечивающих активную включенность в управленческую деятельность, ее когнитивно-поведенческую регуляцию.
Исследуя содержание и структуру профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности, мы выделяем в ее проблемном пространстве нормативную, деонтологическую и регулятивную стороны изучения, которые составляют суть последующей структурной компоновки рассматриваемого феномена.
Векторы государственной образовательной политики нашей страны направлены на обеспечение
12
Вестник КГУ ^ 2019
гуманизации образовательных отношений, придание им демократического характера с учетом интересов всех участников образовательных отношений. При этом в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст. 26) управление образовательной организацией со стороны руководителя должно осуществляться на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, следования нормам профессиональной этики, уважения прав и законных интересов всех субъектов образования.
Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации, задавая когнитивно-операциональные требования к руководителю в части обладания необходимыми знаниями и умениями, регламентирует деятельность руководителя при исполнении им профессиональных функций, предписывая организацию управленческой деятельности на основе соблюдения профессиональных, правовых и нравственно-этических норм и правил, создания психологически комфортной образовательной среды.
Обратим внимание на тот факт, что новые законодательные инициативы, не отрицая приоритет единоначалия в управленческой деятельности, первоосновой которого являются предоставленные руководителю властные полномочия, некоторым образом смещают акцент в сторону демократического характера управления, основанного на взаимодействии с другими субъектами при принятии управленческих решений. Подобный характер управления базируется на принципах партисипа-тивности и информационной открытости, укладываясь в схему управленческих отношений, которые, в свою очередь, характеризуются совместной деятельностью руководителя и исполнителей вне зависимости от их управленческого статуса и места в управленческой вертикали [1].
Включение в орбиту профессиональной готовности руководителя образовательной организации к управленческой деятельности деонтологической составляющей обусловлено тем, что сфера образования представляет собой уникальное нравственное пространство, в котором деонтологические нормы выступают как ориентиры и, вместе с тем, ограничители управленческих действий, обеспечивая исполнение требований профессионального долга и высокой личной ответственности управленца за принимаемые управленческие решения. На наш взгляд, здесь весьма уместна точка зрения С.С. Быковой, согласно которой педагог (в нашем случае - руководитель образовательной организации) при совершении тех или иных действий должен осознавать их последствия, сочетать требовательность и уважительное отношение к личности, проявляя при этом доверие и понимая ответственность [3]. В свою очередь, ответственность являет-
ся следствием организации взаимодействия между субъектами определенной профессиональной общности и характеризуется принятием социальных норм и правил, находящихся в поле действия деон-тологических аксиом.
В данном случае ответственность рассматривается нами с позиций нравственности в процессе управленческого выбора, предполагая интериори-зацию руководителем социально-нравственных императивов, общественной целесообразности принимаемых решений, глубокое осознание их последствий для сферы профессиональной деятельности и ее субъектов.
В рамках регулятивного аспекта изучения профессиональной готовности руководителя к управленческой деятельности мы делаем акцент на необходимости наличия у руководителя устойчивости к воздействию негативных стресс-факторов среды, сохранение психического и поведенческого баланса при их возникновении. Устойчивость рассматривается нами как личностное свойство руководителя, позволяющее актуализировать мо-тивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие ресурсы для минимизации или снятия действия негативных факторов. Поэтому руководитель должен уметь управлять стрессом, обладать прогностическим мышлением, осуществлять проектирование траектории собственного поведения и действий других субъектов, предпринимать действия превентивного характера, направленные на сохранение устойчивости, обладать готовностью к мобильному реагированию на изменения, происходящие внутри образовательной системы и вне ее функционального пространства, способностью к регуляции собственных психических состояний, оставаясь при этом в границах соблюдения нормативно заданных ориентиров, правовых и деонтоло-гических требований.
По нашему мнению, рассмотрение профессиональной готовности руководителя через призму изложенных выше позиций позволяет обеспечить полноту функциональных и личностных характеристик исследуемого понятия, создать условия для трансформации содержания и траектории профессионального развития управленческих кадров системы образования.
Библиографический список
1. Безродная Г.В. Управленческие отношения в теориях социального взаимодействия // Современные научные исследования. - 2012. -№ 10 (7). - С. 12.
2. Бондарь В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. - Киев: Радянська школа, 1987. - С. 160-161.
3. Быкова С. С. Формирование деонтологиче-ской компетентности у будущих педагогов в системе профессионального образования // Вестник
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
13
Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - Т. 3. - № 4. - С. 37-41.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к трудовой деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 175 с.
5. Жуков Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера производственного обучения. - Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2003. - 439 с.
6. КомаровК.Б.,Хазова С.А. Организационно-педагогические условия эффективного управления человеческими ресурсами образовательной организации как детерминанта ее конкурентоспособности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - Майкоп: Изд-во АГУ 2015. - Вып. 4 (169). - С. 36-43.
7. Семушина Л.Г. Инженерная педагогика: Сборник статей. Вып. 4. - М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. - 300 с.
8. Синьковская Т.А. Проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2003»). -Режим доступа: htpp: //ito.edu.ru/2003 (дата обращения: 10.01.2019).
9. Фомин А.С. Проблема формирования психологической готовности к управленческой деятельности (руководству организацией) // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - № 2. -С. 91-104.
10. BouldingK. The Image. Knowledge in Life and Society. - The University of Michigan Press, 2010. -175 p.
References
1. Bezrodnaya G.V. Upravlencheskie otnosheniya v teoriyah social'nogo vzaimodejstviya // Sovremennye nauchnye issledovaniya. - 2012. - № 10 (7). - S. 12.
2. Bondar' V.I. Upravlencheskaya deyatel'nost' direktora shkoly: didakticheskij aspekt. - Kiev: Radyans'ka shkola, 1987. - S. 160-161.
3. Bykova S.S. Formirovanie deontologicheskoj kompetentnosti u budushchih pedagogov v sisteme professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. -2012. - T. 3. - № 4. - S. 37-41.
4. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k trudovoj deyatel'nosti. - Minsk: Izd-vo BGU, 1976. - 175 s.
5. ZHukov G.N. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov k deyatel'nosti mastera proizvodstvennogo obucheniya. - Еkaterinburg: Izd-vo Rossijskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, 2003. - 439 s.
6. Komarov K.B., Hazova S.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya effektivnogo upravleniya chelovecheskimi resursami obrazovatel'noj organizacii kak determinanta ee konkurentosposobnosti // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. - Majkop: Izd-vo AGU, 2015. - Vyp. 4 (169). - S. 36-43.
7. Semushina L.G. Inzhenernaya pedagogika: Sbornik statej. Vyp. 4. - M.: Centr inzhenernoj pedagogiki MADI (GTU), 2003. - 300 s.
8. Sin'kovskaya T.A. Problema gotovnosti budushchego uchitelya informatiki k ispol'zovaniyu tekhnologij distancionnogo obucheniya [Elektronnyj resurs] // Kongress konferencij «Informacionnye tekhnologii v obrazovanii» («IT0-2003»). - Rezhim dostupa: htpp: //ito.edu.ru/2003 (data obrashcheniya: 10.01.2019).
9. Fomin A.S. Problema formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti k upravlencheskoj deyatel'nosti (rukovodstvu organizaciej) // Sovremennaya social'naya psihologiya: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovaniya. - 2011. - № 2. - S. 91-104.
10. Boulding K. The Image. Knowledge in Life and Society. - The University of Michigan Press, 2010. - 175 p.
14
Вестник КГУ 2019