Научная статья на тему 'Edutainment - новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала'

Edutainment - новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ EDUTAINMENT / EDUTAINMENT-ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ В БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ XXI ВЕКА-КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ МЕГАПОЛИСОВ МИРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUTAINMENT INDUSTRY / INSTITUTIONAL FORMS OF EDUTAINMENT / EDUTAINMENT TECHNOLOGY / FURTHER EDUCATION FOR CHILDREN / FUTURE-ORIENTED EDUCATION / 21ST CENTURY SKILLS-COMPETENCIES OF THE FUTURE / CULTURAL CAPITAL OF MEGACITIES OF THE WORLD / HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова К. А.

Анализируются факторы развития edutainment как новой образовательной индустрии. Структурируются формы edutainment городки профессий, интерактивные музеи, парки науки. Анализируется вклад edutainment-центров в развитие культурного капитала городов, инновационной инфраструктуры городских территорий (на основании мирового рейтинга Innovation Cities™ Index 2019, разработанного аналитическим агентством 2THINKNOW, и мирового рейтинга Creative capital index, разработанного компанией PwC и фондом Calvert 22). Данные сопоставляются с показателями индекса развития человеческого капитала (IRHP). На основе исследовательских методов (контент-анализ сайтов, фокус-интервью с управляющими edutainment-центров, факторный анализ развития спектра образовательных услуг, анкетирование родителей и детей) выявлены и охарактеризованы факторы развития образовательной индустрии edutainment, ее преимущества перед школами в контексте развития навыков будущего (компетенций XXI века) как человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUTAINMENT AS A NEW EDUCATIONAL INDUSTRY FOR HUMAN DEVELOPMENT

The factors of development of edutainment as a new educational industry are analyzed. Edutainment forms are structured towns of professions, interactive museums, science parks. The contribution of edutainment centers to the development of the cultural capital of cities, to the development of innovative infrastructure based on the world ratings Innovation Cities ™ Index 2019 by 2THINKNOW, Creativecapitalindex-RWC & Сalvert22 is analyzed. Data are compared with indicators of the Human Capital Development Index (IRHP). Based on research methods (content analysis of sites, focus interviews with managers of edutainment centers, factor analysis of the development of the spectrum of educational services, questionnaires for parents and children), the development factors of the edutainment educational industry and its advantages over schools in the context of developing future skills have been identified and characterized (competencies of the 21st century) as a human potential.

Текст научной работы на тему «Edutainment - новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала»

НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

К. А. Фиофанова

Аспирант Института стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: kseniafiofanova@ mail.ru

Ksenia A. Fiofanova

Postgraduate student, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

УДК 37.07 DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10030

Edutainment — новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала

Анализируются факторы развития edutainment как новой образовательной индустрии. Структурируются формы edutainment — городки профессий, интерактивные музеи, парки науки. Анализируется вклад edutainment-центров в развитие культурного капитала городов, инновационной инфраструктуры городских территорий (на основании мирового рейтинга Innovation Cities™ Index 2019, разработанного аналитическим агентством 2THINKNOW, и мирового рейтинга Creative capital index, разработанного компанией PwC и фондом Сalvert 22). Данные сопоставляются с показателями индекса развития человеческого капитала (IRHP). На основе исследовательских методов (контент-анализ сайтов, фокус-интервью с управляющими edutainment-центров, факторный анализ развития спектра образовательных услуг, анкетирование родителей и детей) выявлены и охарактеризованы факторы развития образовательной индустрии edutainment, ее преимущества перед школами в контексте развития навыков будущего (компетенций XXI века) как человеческого потенциала.

Ключевые слова: edutainment-индустрия, институциональные формы edutainment, edutainment-технологии, дополнительное образование детей, ориентированное в будущее образование, навыки XXI века — компетенции будущего, культурный капитал мегаполисов мира, человеческий потенциал.

Как цитировать статью: Фиофанова К. А. Edutainment — новая образовательная индустрия развития человеческого потенциала // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). C. 154-163.

Большинство стран выстраивает стратегию социально-экономического развития на основе концептуальной идеи развития человеческого капитала [4]. Изменяется методология образования и его роль в развитии человеческого капитала в контексте открытого образовательного пространства, создания возможностей для самоопределения детей и проявления субъектной позиции ребенка, создания условий для развития талантов детей.

Культурная эволюция связана с созданием социокультурных возможностей для развития и реализации человеческого потенциала [1; 3].

В России и в мире за текущее десятилетие интенсивно развиваются социокультурные центры (edutainment-центры): городки профессий (Кидзания, Кидбург, Мастерславль и др.), интерактивные музеи (Экспериментаниум, Музей живых систем, Эйнштейниум, Лабиринтум, Лунариум, Мебиус, Эдисон-студия и др.), парки науки (Марс-Тефо, Эксплориум-парк, Кварки-парк, Smart-парк и др.). Эти новые институциональные формы создают новую развивающую среду для детей, реализуя альтернативные традиционным институтам (школа) подходы развивающего образования на основе принципов самоопределения в пространстве возможностей, реализации субъектного выбора, пробы, творчества в разновозрастной команде, проектной деятельности.

Школа как традиционный институт не имеет возможности ответить на все вызовы современного Детства, справиться с разнообразными запросами на развитие компетенций будущего.

В контексте основных направлений Стратегии научно-технологического развития России осуществляется поиск ответов российского общества на глобальные вызовы и разработка новых технологий, запрос на формирование новых социальных институтов, реализующих практики человеческого развития. Научно-технологическое развитие становится одним из источников обновления содержания образования [2] и его технологической инфраструктуры.

Детские городки профессий, музеи-интеракториумы, парки науки становятся новыми драйверами развития человеческого потенциала. Они предоставляют ребенку возможности для выбора развивающих программ (профориентационных, исследовательских, проектных), а также новые технологические возможности в edutainment-центрах. Развиваясь как в мегаполисах России, так и в других городах мира, детские edutainment-центры становятся новой образовательной индустрией развития человеческого потенциала. Edutainment (образование и раз-

влечение / игра) институционально формирует новое социокультурное пространство развития детей, их самоопределения и проб в профессиях, исследованиях, проектах, экспедициях в будущее.

Социокультурные центры (edutainment-центры) создавались изначально не как педагогические практики, поэтому их образовательный и развивающий потенциал не вполне изучен. В то же время значение креативных индустрий, в том числе edutainment-центров, для развития культурного капитала и инновационной инфраструктуры городов является одним из показателей их вклада развитие человеческого капитала, а также учитывается при расчете мировых рейтингов: 1) Innovation Cities™ Index (разработан аналитическим агентством 2THINKNOW) [10; 14], 2) Creative Capital Index (разработан компанией RWC и фондом Calvert 22) [8; 13].

В России проводится ежегодный мониторинг вклада российского образования в индекс развития человеческого капитала [5]. Для оценки вклада edutainment-индустрий в развитие культурного капитала мегаполисов PwC и Calvert 22 ежегодно представляют индекс креативного капитала городов [13].

Однако достаточно глубоких исследований связи edutainment-программ и их вклада в развитие человеческого потенциала не проводилось. Не проводилось и компаративных исследований особенностей развития edutainment-практик в России и странах мира.

Анализ развития сектора edutainment в России основан на исследовании факторов развития новых организационных форм «образования и игры»: городков профессий, интерактивных музеев, парков науки.

Возросший интерес семей и детей к новым развивающим практикам edutainment-центров позволяет высказать гипотезу о наличии в предлагаемом ими содержании и формах деятельности мотивирующего потенциала для изучения детьми науки, профессионального самоопределения, развития компетенций исследовательской, проектной деятельности и навыков будущего (future-skills).

Анализ актуального состояния и тенденций развития образовательной индустрии edutainment позволил нам выявить драйверы развития городков профессий, парков науки, интерактивных музеев, изучить формы корпоративной подготовки кадров для edutainment-центров (игротехников, тьюторов, методистов-сценаристов, менеджеров досугово-образовательных маршрутов).

Исследованием были охвачены edutainment-центры в городах-миллионниках России.

Факторы развития организаций edutainment можно разделить по специфике и масштабу деятельности на основе шести характеристик: 1) помещение: наличие технологически оснащенной среды edutainment-центров); 2) спектр форматов: использование новых организационных форм (проектные экспедиции, научные шоу, лекции-интеракториумы, квесты по профессиям и т.д.); 3) источники и виды контента: наличие развивающих программ, их содержание, ориентация на результаты развития человеческого потенциала); 4) условия найма кадров (игротехников, тьюторов, методистов, менеджеров развивающих программ) и особенности их профессионального развития по корпоративным стандартам edutainment-центров.

Среди топ-100 городов по индексу креативного капитала мы выделили десять российских городов, занимающих в данном рейтинге высокие места (2019 г.) [13] и развивающих edutainment-центры,— это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, Казань, Новосибирск, Нижний Новгород, Ханты-Мансийск, Ростов-на-Дону, Самара. Города расположены в регионах, имеющих достаточно высокий индекс развития человеческого потенциала. Охарактеризуем институциональное развитие edutainment-центров и их географию в России.

В России уже создано более двадцати edutainment-центров в формате городков профессий: четыре в Москве, по три в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, по два в Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, по одному Челябинске, Самаре, Ханты-Мансийске, Ростове-на-Дону. Интерактивные музеи: шесть в Москве, пять в Санкт-Петербурге. Городки профессий: три в Москве, два в Санкт-Петербурге, по одному в Ростове-на-Дону, Ярославле, Воронеже, Нижнем Новгороде. Наиболее широкой сетью интерактивных музеев на территории России является инте-ракториум «Эйнштейниум». Детские интеракториумы (интерактивные музеи) расположены в девятнадцати городах: Воронеже, Краснодаре, Тольятти, Чебоксарах, Анапе, Ульяновске, Чите, Пятигорске, Нижнем Новгороде, Саратове, Омске, Калининграде, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Салехарде, Вологде, Сыктывкаре, Ярославле, Волгограде. В шести городах развита сеть парков чудес «Галилео»: Красноярске, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, Нижнем Новгороде. Парк «Марс-Тефо» представлен в Москве, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, он предлагает детям программы космических экспедиций (экспедиций

будущего) на космическом транспорте в командных экипажах.

Методологическую основу исследования составили:

- теория креативных индустрий — Creative industries (Д. Хокинс, Ч. Лэндри [11]) и специализированных отраслей (М. Портер, А. Маршалл);

- концепция структуры креативной индустрии 4:0 (Д. Бэйн, Э. Мейсон, Б. Хеур [9]);

- концепции развивающего образования детей в открытом социокультурном пространстве и среде самоопределения (А. Г. Асмолов, А. А. Попов, O. A. Фиофанова, P.Moeglin [1; 7; 12]).

Методология исследования основана на методах: контент-анализа развивающих программ edutainment-центров; факторного анализа ком-петентностного развития детей, посещающих edutainment-программы; сравнительного институционального анализа edutainment-центров и школ; статистического анализа.

Используя в исследовании метод институционального анализа, автор выявил особенности edutainment-организаций: 1) организации-площадки (городки профессий, интерактивные музеи, парки науки) имеют технологически оснащенную развивающую среду (интерактивные экспонаты, модели городов будущего и модели космических станций, игровые зоны профориентационных проб); 2) edutainment-организации используют новые организационные формы развивающей деятельности для детей — экспедиции будущего, научные шоу, квесты профессий, интерактивные лекции / опыты и др.; 3) edutainment-организации разрабатывают программный контент, ориентированный на развитие компетенций будущего у детей, их способностей к самоопределению, проектированию, деятельности в команде.

Организационный дизайн развивающей среды edutainment-центров, на который ориентировались руководители городков профессий, парков науки и интерактивных музеев, заимствовался из практики мировых edutainment-центров: Музей Немо в Амстердаме, Музей науки в Лондоне, Город искусств и наук в Валенсии и др.

Методом контент-анализа мы проанализировали развивающие программы edutainment центров, в результате чего выявлено, что технология edutainment базируется на таких развивающих образовательных технологиях, как:

1. Со-бытийность (Event-Based Learning) — педагогический подход,

при котором реализация edutainment-программы строится на событиях. Такими событиями могут выступать исследовательские экспедиции, научные или профориентационные фестивали, интеллектуальные конкурсы, ярмарки достижений и т.д. Событийность реализуется через диалоговую деятельность игротехника edutainment-центра и детей.

2. Сторителлинг (Learning Through Storytelling) — педагогический подход, при котором edutainment-программы организуются в форме тематической истории. Организация сторителлинг-сюжета реализуется в виде сценариев экспедиций, ролевых игр по проектированию будущего и т.д.

3. Проблемно-ориентированное обучение (Threshold Concepts) — педагогический подход, при котором организуется изменение пороговых представлений у детей через анализ парадоксов, инициацию диалогов с детьми для взгляда с другой позиции на изучаемую проблему (например, через проблемные вопросы показать: какие химические и физические процессы творятся на кухне при закипании чайника, приготовлении еды и т.п.).

4. Тематические сессии (Thematic Education) — педагогический подход, при котором edutainment-программы организуются не в дисциплинарной или предметной логике, а в рамках интегральной темы или тематической сессии.

Эти особенности развивающих edutainment-программ создают пространство социального взросления на основе принципов событийности, разновозрастности, проектности, проб самоопределения [7].

По итогам интервью управляющих edutainment-центров и анкетирования родителей важными результатами посещения детьми edutainment-программ названы следующие: а) организация познавательного досуга для детей, б) развитие у детей компетенций будущего, которые не развивает школа, в) объяснение учебных (урочных) тем через интерактив и практику, г) возможность долгосрочно мотивировать детей, заинтересовать их наукой, профессией, определенной темой, инициировать интерес к дальнейшему самостоятельному изучению, д) социализация детей, развитие навыков общения, командного взаимодействия в игре, самостоятельности, интеграции в мир взрослых, е) профориентация и профессиональные пробы, ж) развитие компетенций XXI века (future-skills), востребованных в будущем, з) создание семейного досуга и ус-

ловий для общения родителей и детей.

По результатам опроса родителей и руководителей edutainment-центров формат развивающих программ обеспечивается интерактивностью, геймификацией, сюжетными линиями образовательного контента, предполагающими субъектную позицию ребенка.

Организации edutainment развиваются посредством социального партнерства и привлечения инвесторов (поставка технологического оборудования). Например, Сбербанк выступает спонсором мастерской «Банк» в Мастерславле, в которой дети повышают свою финансовую грамотность на специальных занятиях. Инвесторами мастерских Мастерславля являются Музей современного искусства Garage, сеть магазинов одежды Henderson, магазин «Азбука Вкуса», где дети открывают для себя мир магазина изнутри, поработав продавцом, сотрудником торгового зала или кассиром. Организации — партнеры городка профессий «Кидзания» в России: ИНВИТРО, LG Electronics, АльфаСтрахование, МЕДСИ, СТС Медиа, Европа Плюс, ГК «Независимость», МТС, Почта России, АЛРОСА, Buro 24/7, ГК BoscoFresh, МаксимаТелеком. С парком профессий КидБург сотрудничают ВТБ 24, HeadHunter, Splat, Metro, СМ-Доктор, Галс-Девелопмент.

Педагогический состав edutainment-центров включает позиции тьюторов (помогают ребенку самоопределиться с выбором программ, выстроить образовательную траекторию), игротехников (организуют игровой сюжет, осуществляют поддержку игровой команды детей), методистов (разрабатывают новые методики и игровые сценарии, сюжетные линии edutainment-программ), менеджеров edutainment-программ (организуют реализацию программы, ее маркетинг и анализ результатов).

Отбор педагогов осуществляется на основании оценки их личностных качеств, решения претендентами профессиональных кейсов, проведения пробных занятий с детьми в реальных условиях. Диплом педагога необязателен, но обязательны требования к возрасту, знанию корпоративных стандартов деятельности в edutainment-центрах. В рамках программы кадрового развития организуются тренинги и аттестации, формируются карьерные позиции старших методистов, мастеров, су-первайзеров. В каждой сети edutainment-центров действуют кадровые школы, тренинговые программы блиц-подготовки игротехников, методистов-сценаристов по корпоративным стандартам деятельности. Родители и дети, участвующие в edutainment-программах, оценивают

профессионализм педагогических кадров достаточно высоко [6].

По результатам опроса детей и родителей, методистов-разработчиков программ, edutainment-программы развивают у детей компетенции будущего (future-skills): способность ориентироваться в мире культуры профессий, науки, самоопределяться, совершать индивидуальный выбор, прогнозировать и проектировать свою траекторию развития, находить верные решения в мире современной науки и технологий, пробовать проектировать дальнейшее научно-технологическое развитие.

По результатам реализации edutainment-программ, развитие future-компетенций / навыков будущего у детей показывает прогрессивную позитивную динамику по всем параметрам [6]. Из опросов родителей, дети которых посещают edutainment-программы в edutainment-центрах, следует, что компетенции, полученные детьми на edutainment-программах, проявляются у них и в домашней, семейной среде. Это, по мнению родителей, побуждает их изменять культуру семейного воспитания, семейного уклада, по-новому выстраивать диалог со своими детьми и создавать для них развивающую среду.

На основании проведенного исследования развития edutainment как новой образовательной индустрии развития человеческого потенциала можно заключить следующее: с одной стороны, развитие edutainment-центров обусловлено общими тенденциями роста спроса нового поколения детей и их родителей на новые организационные, педагогические и технологические решения и предложения, отличные от традиционных школьных практик. С другой стороны, edutainment-центры являются драйверами изменений традиционной педагогики и формируют альтернативу традиционным школьным практикам, удовлетворяют запросы семей на новый сегмент программ: профориентирующие и профессионализирующие программы, научно-познавательные, программы развития навыков будущего — компетенций XXI века.

Литература

1. Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. Генерирование возможностей: от человеческого капитала — к человеческому потенциалу // Образовательная политика. 2019. № 4 (80) [Электронный ресурс]. URL: https://edpolicy.ru/opportunity-generation (дата обращения: 24.04.2020).

2. БасюкВ. С., Фиофанова О. А. Научно-технологическое развитие как источник обновления содержания образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 11-20.

3. Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотива-

ции и как это изменяет мир. М.: Мысль, 2018. 347 с.

4. Проект развития человеческого капитала // Всемирный банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org (дата обращения: 24.04.2020).

5. Российское образование в контексте индекса человеческого капитала. Бюллетень о сфере образования, декабрь 2018 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov. ru/files/publication/a/20277.pdf (дата обращения: 24.04.2020).

6. Фиофанова К. А. Развитие edutainment в России: городки профессий, интерактивные музеи, парки науки. М.: Дело, РАНХиГС, 2018. 137 с.

7. Фиофанова О. А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М.: Институт теории и истории педагогики Российской академии образования, 2008. 49 с.

8. Calvert 22 // The Calvert Journal [Электронный ресурс]. URL: https://www. calvertjournal.com/calvert-22 (дата обращения: 24.04.2020).

9. Heur B. Creative Networks and the City: towards a Cultural Political Economy of Aesthetic Production. Bielefeld, Publisher: Transcript Verlag 2010. 232 p.

10. Innovation Cites Index 2019: Global [Электронный ресурс]. URL: https://www.innovation-cities.com/index-2019-global-city-rankings/18842 (дата обращения: 24.04.2020).

11. Landry Ch. The creative city: A toolkit for Urban innovators. London: Earthscan Publications LTD, 2008. 260 p.

12. Mœglin P. Les Industries éducatives, Paris, Puf, 2010. 230 p.

13. PwC и фонд Calvert 22 представляют обновленные результаты нового исследования «Креативный капитал глобальных городов» // PWC Россия [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/press-releases/2018/creative-capital-in-global-cities.html (дата обращения: 24.04.2020).

14. The Global Innovation Index // Innovation Feeding the World [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4193 (дата обращения: 24.04.2020).

EDUTAINMENT AS A NEW EDUCATIONAL INDUSTRY FOR HUMAN DEVELOPMENT

The factors of development of edutainment as a new educational industry are analyzed. Edutainment forms are structured — towns of professions, interactive museums, science parks. The contribution of edutainment centers to the development of the cultural capital of cities, to the development of innovative infrastructure based on the world ratings Innovation Cities ™ Index 2019 by 2THINKNOW, Creativecapitalindex—RWC & Calvert22 is analyzed. Data are compared with indicators of the Human Capital Development Index (IRHP). Based on research methods (content analysis of sites, focus interviews with managers of edutainment centers, factor analysis of the development of the spectrum of educational services, questionnaires for parents and children), the

development factors of the edutainment educational industry and its advantages over schools in the context of developing future skills have been identified and characterized (competencies of the 21st century) as a human potential.

Keywords: edutainment industry, institutional forms of edutainment, edutainment technology, further education for children, future-oriented education, 21st century skills — competencies of the future, cultural capital of megacities of the world, human potential.

References

• A Asmolov A. G., Gusel'ceva M. S. Generirovanie vozmozhnostej: ot chelovecheskogo kapitala — k chelovecheskomu potencialu // Obrazovatel'naya politika. 2019. № 4 (80) [Elektronnyj resurs]. URL: https://edpolicy.ru/opportunity-generation (data obrash-cheniya: 24.04.2020). [In Rus].

• Basyuk V. S., Fiofanova O. A. Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie kak istochnik ob-novleniya soderzhaniya obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2017. № 2. S. 11-20. [In Rus].

• Calvert 22 // The Calvert Journal [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.calvertjournal. com/calvert-22 (data obrashcheniya: 24.04.2020).

• Fiofanova K. A. Razvitie Edutainment v Rossii: gorodki professij, interaktivnye muzei, parki nauki. M.: Delo, RANHiGS, 2018. 137 s. [In Rus].

• Fiofanova O. A. Proektirovanie modal'nostej vzrosleniya podrostkov v vospitatel'nom prostranstve: avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk. M.: Institut teorii i istorii pedagogiki Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2008. 49 s. [In Rus].

• Heur B. Creative Networks and the City: towards a Cultural Political Economy of Aesthetic Production. Bielefeld, Publisher: Transcript Verlag 2010. 232 p.

• Inglhart R. Kul'turnaya evolyuciya. Kak izmenyayutsya chelovecheskie motivacii i kak eto izmenyaet mir. M.: Mysl', 2018. 347 s. [In Rus].

• Innovation Cites Index 2019: Global [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.innovation-cities.com/index-2019-global-city-rankings/18842 (data obrashcheniya: 24.04.2020).

• Landry Ch. The creative city: A toolkit for Urban innovators. London: Earthscan Publications LTD, 2008. 260 p.

• Moeglin P. Les Industries educatives, Paris, Puf, 2010. 230 p.

• Proekt razvitiya chelovecheskogo kapitala // Vsemirnyj bank rekonstrukcii i razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://openknowledge.worldbank.org (data obrashcheniya: 24.04.2020). [In Rus].

• PwC i fond Calvert 22 predstavlyayut obnovlennye rezul'taty novogo issledovaniya «Kreativnyj kapital global'nyh gorodov» // PWC Rossiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.pwc.ru/ru/press-releases/2018/creative-capital-in-global-cities.html (data obrashcheniya: 24.04.2020). [In Rus].

• Rossijskoe obrazovanie v kontekste indeksa chelovecheskogo kapitala. Byulleten' o sfere obrazovaniya, dekabr' 2018 // Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://ac.gov.ru/files/pub lication/a/20277.pdf (data obrashcheniya: 24.04.2020). [In Rus].

• The Global Innovation Index // Innovation Feeding the World [Elektronnyj resurs] URL: https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4193 (data obrashcheniya: 24.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.