Научная статья на тему 'Практики дополнительного образования в негосударственном секторе'

Практики дополнительного образования в негосударственном секторе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / РЫНОК УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СПРОС НА НОВЫЕ ПРАКТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОРОДКИ ПРОФЕССИЙ / МУЗЕИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК / ИНТЕРАКТОРИУМЫ / ДЕТСКИЕ ТЕХНОПАРКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиофанова Ксения Андреевна

Анализ развития практик дополнительного образования детей в негосударственном секторе как развивающейся альтернативы школьных практик дополнительного образования детей. География распространения практик дополнительного образования, его новые организационные формы: интеракториумы, музеи занимательных наук, городки профессий, технопарки, эксплориумы. Механизмы государственно-частного партнёрства в управлении дополнительным образованием как сферой развития человеческого и социального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практики дополнительного образования в негосударственном секторе»

ПРАК ТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

образования в негосударственном секторе

Ксения Андреевна Фиофанова,

стажёр-исследователь Института образования НИУ Высшая школа экономики, Москва, e-mail: kseniafiofanova@mail.ru

В современных условиях изменений регулирующих воздействий государства на развитие дополнительного образования детей: предоставление господдержки не только государственным организациям дополнительного образования, но и частным организациям, реализующим программы дополнительного образования для детей (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 313-ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»1), актуальным становится целостный анализ развития практик дополнительного образования детей в негосударственном секторе — как для принятия управленческих решений о господдержке, госинвестициях, так и для формирования представлений родительской и педагогической общественности о сложившихся практиках дополнительного образования детей вне школы и их развивающейся сети в регионах России.

• дополнительное образование детей • человеческий капитал • негосударственный сектор дополнительного образования детей • рынок услуг дополнительного образования • механизмы развития сети дополнительного образования

• общественный спрос на новые практики дополнительного образования

• новые практики дополнительного образования: городки профессий, музеи занимательных наук, интеракториумы, детские технопарки

Методология исследования негосударственного сектора дополнительного образования детей

География исследования включала города: Москву, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Самару, так как наибольшее распространение практики дополнительного образования, организованные негосударственным сектором, получили именно в этих городах. Исследование включает

две задачи, первая: анализ и систематизация практик дополнительного образования в негосударственном секторе. В дальнейшем планируется выявить особенности изменения конфигурации ресурсов дополнительного образования в городах-миллион-никах с разной долей охвата детей в возрасте 5 — 17 лет дополнительным образованием, как за счёт развития новых практик в негосударственном секторе дополнительного образования детей, так и за счёт

1 Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 313-ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / /

http://pravo.gov.ru/laws/acts/51/5149514510601047.html

эффективных форм частно-государственного партнёрства государственных школ и частных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей2.

Для анализа практик дополнительного образования детей (далее ДОД) в негосударственном секторе выделили следующие параметры:

• география распространения сети практик ДОД;

• образовательная структура и направленность программ ДОД;

• возрастной контингент участников программ и охват детей;

• стоимость услуги и объём рынка (годовой и суточный оборот);

• механизмы распространения сети практик

ДОД;

• механизмы взаимодействия с государством и формы государственно-частного партнёрства (субсидирование местными органами власти, договоры о сетевых формах программ ДОД

и т.п.);

• механизмы кадрового отбора и подготовки кадров для реализации практик негосударственных организаций ДОД.

Методика исследования включала следующие методы: анализ открытых данных о программах, стоимости услуг с сайтов негосударственных организаций ДОД, анализ публикаций в СМИ о распространении практик ДОД негосударственных организаций, интервьюирование основателей и управляющих негосударственными организациями дополнительного образования детей, анализ отзывов (соцсети, форумы, сайты) потребителей образовательных услуг, анкетирование педагогов государственных образовательных организаций о формах взаимодействия с негосударственными организациями ДОД.

Исследуемые сети негосударственных организаций дополнительного (внешкольного) образования детей градуировали на три группы: 1) международные (сетевые точки которых находятся в городах России);

2 Показатель охвата детей в возрасте 5-17лет дополнительным образованием в Российской Федерации: 51,4 — в организациях дополнительного образования детей; 55,8 — в общеобразовательных организациях; 63,2 — по всем видам образовательных организаций (общий охват) / / Знать, чтобы понимать. Выпуск № 1 серии «Факты образования». — НИУ ВШЭ, 2015. — С. 4.

2) всероссийские (сетевые точки которых находятся в 3 и более городах разных регионов России);

3) региональные (сетевые точки которых находятся в городах одного региона России).

К первой группе относится всемирная сеть парков игрового обучения «Кидза-ния».

Статус всероссийской / межрегиональной сети интерактивных образовательных городков имеют: «Кидбург» (Москва, Ростов-на-Дону), сеть городов профессий «Мастерславль» (в Москве) и он же «Мастерград» (в Санкт-Петербурге), сеть интеракториумов «МарсТе-фо» (в Москве и Ханты-Мансийске).

К региональным относятся Музей занимательных наук «Галилео» (в Екатеринбурге), интерактивный музей человека «Живые системы» (Москва), интерактивный музей сказок «Тридевятое царство» (в Новосибирске) и детский город профессий «Киндерсити» там же.

Такая систематизация позволяет изучить особенности развития сетей организаций дополнительного образования детей, выявить механизмы сетевого и частно-государственного партнёрства, практикуемые в регионах, механизмы развития рынка образовательных услуг, возможности увеличения масштаба охвата детей дополнительным образованием.

Представим содержательный анализ практик дополнительного образования по выделенным параметрам.

География. По географии распространения большинство новых практик дополнительного образования детей, реализуемых негосударственным сектором, организуется в городах с численностью жителей около или более миллиона. Из интервью с основателями и управляющими негосударственными практиками можно сделать вывод, что институциональные

формы практик создавались ими как альтернатива традиционному набору школьных программ дополнительного образования и досуго-вых развлечений детей. Понимая дефицитар-ность традиционных (школьных) практик, инициаторы новых практик руководствовались организационными принципами: интерактивность, практико-ориентированность, профессионализация и социальная проба, проективность (направленность на решение задач научно-технического прогресса).

Программы и услуги. В основном созданные практики, инициируемые негосударственным сектором, реализуются в трёх направленнос-тях программ и соответствующих институциональных формах:

• программы знакомства детей с практическими навыками различных профессий, развитие творческих способностей, адаптация

к жизни в современном обществе — организованы в институциональной форме городков профессий;

• программы естественно-научного познания мира, программы экспериментирования, изучения причинно-следственных связей и закономерностей живых систем, планетарных систем, физических явлений организованы

в институциональной форме интеракториумов, интерактивных музеев;

• программы научно-технического творчества, инженерного конструирования, проектирования технических моделей организованы

в институциональной форме образовательных технопарков.

Обзор основных практик

По распространённости городков профессий лидируют Москва и Санкт-Петербург (2 и более организации): в этих городах организаторы Кидбурга и Мастерславля создали свои площадки. В Новосибирске и Казани созданы местные (региональные) площадки городков профессий: Киндерсити и Киндер-Спейс соответственно. Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Воронеж лидируют по количеству созданных в них интерактори-умов (2 и более).

Наименее распространены пока детские технопарки. Из интервью с основателями: развитие технопарков затруднено по причине значительных инвестиционных вложений в оборудование и по причине дефицита кадров, способных работать в формате образовательных технопарков.

Все реализуемые вышеназванными организациями программы и спектр услуг представлены на сайтах организаций и полностью информационно открыты для граждан: характеризуют возраст участников программ, виды деятельности и активности детей в программе, ожидаемые результаты и время, затрачиваемое на конкретную программу или услугу, и её стоимость.

Например, «Мастерславль. Программы социализации и ориентации в мире профессий/деятельности. На территории Ма-стерславля движение по служебной лестнице происходит в соответствии с Табелью о рангах — это городской закон, который определяет порядок получения профессиональных ступеней: от подмастерья до старшего мастера. Участники программ Мастерславля получают представление о труде, вложенном в производство того или иного продукта, учатся ценить свой и чужой труд, приобретают навыки финансовой грамотности — получить кредитную карточку, выкупить Облигации Города. Результаты: знакомство детей с практическими навыками различных профессий, развитие творческих способностей, адаптация к жизни в современном обществе»3.

«МАРС-ТЕФО: Станция МАРС. Общая площадь 11 отсеков научно-исследовательской СТАНЦИИ на Марсе и космопорта орбитальной станции АРЕС-7 составляет 1000 кв.м. Проект сродни реалити-шоу: в большой игре живого действия построится с нуля новая космическая станция на поверхности

3 Мастерславль// http://www.project.masterslavl.ru/ programms/

Марса. Станцию строят вместе с посетителями: ведутся исследования и разработки, налаживаются производства, формируются экипажи, достраиваются новые модули станции. Высадка на поверхность осуществляется транзитом через космопорт орбитальной станции АРЕС-7. Ребята становятся членами экипажа и в космической форме работают на станции Марс по направленности одной из вышеназванных программ. Программы: космическая академия «Геофизика», космическая академия «Исследование вещества», «Археология», миссия «Галактическая вахта», миссия «Жизнь на Марсе», миссия «Дом среди звёзд» .

Музей занимательных наук «Экспериментари-ум» — интерактивная площадка для занятий наукой, изучения инересных явлений, участия в циклах научных лекториев. Реализуемые программы: «Урок в музее», «Учёные — детям», «Мир исследователей», шоу и мастер-классы ШОУ Тесла, ШОУ Люминум, ШОУ Нитро, ШОУ Реактив. Ребята становятся участниками научных шоу, научных квестов, исследовательских экспедиций, знакомятся с передовыми научными открытиями на научных лекториях5.

Музей человека «Живые системы» реализует программы изучения живых организмов. Отдельная часть экспозиции музея посвящена фантазиям на тему того, что могло бы произойти с живыми системами в нестандартных физических условиях, а также научному разбору физики и физиологии некоторых известных вымышленных существ, таких как вампиры или драконы. Программы интерактивного музея — РЯОзрение, РЯОпитание, РЯОиллюзии6.

Возраст детей на разных программах — от 3 до 18 лет. Специфика: в городках профессий большинство программ расчитано на детей в возрасте от 3 до 12 лет; в интер-акториумах — от 7 до 17 лет; в технопарках — от 12 до 18 лет.

4 Марс-Тефо// http://marstefo.ru

5 Музей занимательных наук «Экспериментариум»/ / http://www.experimentanium.ru/ru/

6 Музей человека «Живые системы»

/ / http: //bioexperimentarium.ru/ru/экспозиция

Стоимость услуг. Стоимость услуг на программы всех организаций зависит от времени, затрачиваемого на конкретную программу, числа человек в группе детей, затрат на расходные материалы для опытов и экспериментов. В городки профессий цены ва-рируются: от 250 до 850 рублей — в Кидбург (при группе 20 человек), от 400 до 1400 рублей — в Мастер-славль и Кидзанию (при группах 5 — 10 человек). Цены на билет не варьируются в зависимости от региона, с учётом доходов населения (то есть билет в Мастерславль или Кидбург стоит одинаково как в Москве, Санкт-Петербурге, так и в Ростове-на-Дону. В интеракториумы/экспери-ментариумы средняя цена билета — 300 рублей в регионах, 350—500 рублей в Москве и С.-Петербурге на краткосрочные программы (интерактивные экскурсии и научные шоу); 800 — 1300 рублей на программы более 3 часов (экспедиции, квесты). Каждая из организаций предлагает соцпакеты (для социально незащищённых категорий граждан), а также делает скидки на группы школьников и членов семьи (семейный билет).

Охват детей. Из интервью с основателями и управляющими организаций выявлено, что в сутки городки профессий посещает 1500—2000 детей — участников программ профориентации, социализации и знакомства с профессиями. В интеракториумах среднее число участников программ в сутки — 500 — 1000 человек. Если сравнить данные показатели с показателями государственных образовательных организаций, например образовательных комплексов города Москвы, в которых показатель охвата детей программами дополнительного образования в условиях шаговой доступности — 85%, а суточный показатель посещаемости различных программ в школах-комплексах — 1000 человек. Годовой доход от внебюджетных программ — в среднем

20—30 млн рублей, т.е. 10% от годового бюджета заработанных школой средств са-

7

мостоятельно , значит можно сделать вывод о конкурентоспособности частных организаций, их умении чутко реагировать на изменение образовательных потребностей детей и, как следствие, расширение и охвата участников программ.

Механизмы частно-государственного партнёрства и формы кооперации с государственными образовательными

организациями

Для школ негосударственные организации дополнительного образования предлагают свои ресурсы для реализации программ внеурочной деятельности, тематические модули для реализации рабочих программ по предмету на базах музеев-интеракториу-мов, технопарков, городков профессий, а также сетевые формы реализации программ совместно со школами. Например, Кидзания предлагает сетевые формы программ дополнительного образования для школьников. Педагоги могут модульно встраивать в основную образовательную программу, программу внеурочной деятельности модули, связанные с освоением профессий в игровых формах. Мастерславль предлагает школам сетевые формы программ и тематические модули, направленные на закрепление усвоенного в школе материала по разным темам из области физики, химии, истории, обществоведения, географии, ОБЖ, информатики. Например, по биологии: в пяти отделениях Городской больницы дети смогут проверить свои общие знания по анатомии на профессиональном медицинском оборудовании, провести настоящие медицинские исследования. На Биостанции и Ферме учатся распознавать следы животных и голоса птиц, ухаживать за домашними животными. В Службе озеленения знакомятся с прави-

7 По материалам Публичных докладов руководителей образовательных организаций города Москвы.

лами селекции и выращивания растений, стрижкой зелёных насаждений, их значением для окружающей среды. По истории: в историческом музее Мастер-славля исследуют древнерусский город, знакомятся с традиционными мерами длины, берестяными грамотами. В Археологической экспедиции получают представление об основных археологических культурах на территории России. На занятии по обществознанию дети знакомятся с принципами функционирования государства, деятельностью органов исполнительной власти (от полиции до службы миграции), налоговой службы, учатся проводить социологическое исследование в ЦИОММе (Центре изучения общественного мнения Мастер-славля), знакомятся с традициями благотворительности и меценатства в России. Другая организация — Лунариум — для партнёрства со школами и реализации программ на базах школ сделала выносной модуль космической станции, который может приехать в школу, детский сад, лагерь. Это мобильный купол, оснащённый необходимым оборудованием для проведения профориентационных мероприятий в игровой форме (симулятор для геологоразведки, марсоход, система управления ядерным реактором)». Музей «Живые системы» предлагает школам сетевые формы реализации образовательных программ — модульные конструкции тем школьных предметов: биологии, химии, естествознания, а также организует передвижные выставки в интерактивной форме участия прямо в школах.

Правовая рамка сотрудничества со школами — договор о сетевой форме реализации программ или соглашение о партнёрстве в сфере образования и воспитания детей.

Механизмы развития сети в негосударственном секторе

Для сетевых организаций — Кидзания, Кидбург, Мастерславль, Марс-Тефо и других, основным механизмом развития

сети является коммерческая концессия по договору франчайзинга на бизнес-модель с правом использования товарных знаков и брендов франчайзера. Например, в России Кидзания развивается по франщизе компании «Иннова». В развитие активностей и тематических зон Кидзании инвестируют компании. Например, в активностях, созданных при поддержке Альфа-банка, дети в процессе увлекательной игры изучают основы финансовой грамотности. Компании-партнёры проекта «Кидзания» в России: «АльфаСтрахование », МТС, «СТС Медиа», LGElectronics, Европа Плюс, МЕДСИ, ИНВИТРО, Colgate-Palmolive, MasterCard, «РосинтерРесторантс» (TGIFridays, «IL Патио», CostaCoffee), «Перекрёсток», «Детский мир», «Баскин Роббинс», ГК «Независимость», Ferrero (бренд Kinder), ОРКК, «Почта России», «АЛРОСА», Buro 24/7, ГК BoscoFresh, открытый фестиваль искусств «Черешневый лес», PepsiCo (AquaMinerale, «Фруктовый сад», LiptonlceTea), Unilever (Lipton), BICKids, Danone («Растишка», «Актикидс», Danone, «Тёма»), PappaRoti, «Птифур», Castrol, Samsung, Gett, Canon, Sanofi, IledeBeaute, «МаксимаТелеком».

Отбор и подготовка кадров

Из интервью с основателями и управляющими организациями следует, что ключевая проблема в организации работ по реализации новых практик дополнительного образования — это кадры. В каждой организации происходит конкурсный отбор кадров на основе инструментов тестирования личностных качеств, решения кейсов из практики организаций, проведения пробного занятия для детей на практике. Кадры набираются без особых требований к диплому (педагогическое образование и вовсе необязательно), но в каждой организации есть фильтры по возрасту, жёсткий отбор по знанию стандартов деятельности (например, в Кидбурге соискатель вакансии «мастера» должен знать более 200 профессий, уметь рассказать о них). Средняя зарплата исполнительского персонала (25 000 рублей в месяц), зарплата управляющего персонала (50 000 рублей в месяц). Практически в каждой сети организаций существуют кадровые школы или тренинговые программы блиц-подготовки по стандартам деятельности в городках

профессий, интеракториумах, технопарках. В планах некоторых организаций, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, — подписание соглашений с университетами на реализацию программ профподготовки по направлению «Социокультурная деятельность», «Образование и педагогика» для решения проблемы воспроизводства кадров.

Обобщая полученные данные о развитии негосударственного сектора услуг, можно сделать следующие выводы. При развитии практик дополнительного образования детей в негосударственном секторе основатели и управляющие полагались на организационные принципы:

• создания альтернативы традиционным практикам, реализуемым в школах, ориентируясь именно на не занятый традиционными практиками сегмент программ: научно-познавательные, инженерно-технические, социализирующие и профессионализирующие программы (изменения

в содержании образования);

• воплощения новых организационных форм и технологий: в зависимости

от специфики реализуемых программ формами организации новых практик негосударственного сектора становятся городки профессий, интеракториумы, технопарки, эксплориумы (изменения в оргформах и технологиях);

• основными принципами во взаимодействии с человеком, отличающими новые практики негосударственного сектора от традиционных практик государственного сектора стали: интерактивность, практикоориентированность, проективность-нацеленность на компетенции будущего/«навыки XXI века» (изменения в принципах образования: человеко-центрированность вместо предмето-центрированности).

Также появляются новые практики и организации дополнительного

образования детей в регионах, которые только начинают становление:

• Мёбиус (Самара)8;

• Музей экспериментов (Нижний Новгород)9;

• Кварки (музей занимательных наук) Нижний Новгород10;

• КидСпейс (город профессий) Казань11;

• Экплориум (Дом науки Казань)12;

• Дом бобра (интерактивный музей природы)13;

• Музей природы и человека (Ханты-Мансийск)14.

Каким образом потенциал новых практик организации дополнительного образования детей будет использован в управлении дополнительным образованием как сферой развития человеческого и социального капитала, зависит от применяемых по отношению к данным практикам организационно-управленческих механизмов, политических решений как решений, удовлетворяющих интересы всех субъектов развития дополнительного образования, как участников отношений в сфере дополнительного образования, так и участников образовательных отношений.

Организации негосударственного сектора, несмотря на большой общественный спрос на услуги и программы, готовы взаимодействовать со школами, предлагая несколько форм парт-

8 Мёбиус // http://drugoigorod.ru/moebius/

9 Музей экспериментов// http://sgmuzei.ru

10 Кварки (музей занимательных наук)// http://aboutnizh-nynovgorod.ru/кварки-музей-занимательных-наук.^т1

11 КидСпейс (город профессий)/ / http://kidspacepark.ru

12 Эксплориум (дом науки)// http://science-house.ru

13 Дом бобра (интерактивный музей природы) / / http: / / zapovednik-vrn.ru/press-center/news / dom-bobra /

14 Музей природы и человека // http://www.ugramuseum.ru

нёрства (но государственные образовательные организации не готовы к такого рода партнёрству по ряду причин. По результатам опроса педагогов государственных организаций, реализующих программы: 49% опрошенных утверждают, что руководство не ставило таких задач; 31% не знают о возможностях сетевых форм реализации программ и не предпринимают шагов к партнёрству по незнанию; 12% препятствуют партнёрству, связывают возможности партнёрства с угрозой утраты контингента детей, уменьшением доли привлекаемых в организацию средств.

Анализ потенциала негосударственного сектора в сфере дополнительного образования детей, систематизация источников рождения новых практик в дополнительном образовании (межсекторная конкуренция или сетевое взаимодействие) позволят составить целостное представление об инструментах развития негосударственного сектора в сфере дополнительного образования детей. Необходимо информирование граждан и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контролирующих государственное управление в сфере образования, реализацию Концепции развития дополнительного образова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«15

ния детей , о содержании деятельности и возможных механизмах партнёрства с негосударственными организациями с целью развития дополнительного образования как сферы развития человеческого и социального потенциала. НО

15 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р// http:// government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

От редакции. Обзор показывает, что в дополнительном образовании появился вектор в сторону «шоу-румов». Это новое направление в инфраструктуре российского образования, причём в коммерческом секторе. Есть и бюджетные учреждения подобного типа, но их всего несколько на огромную страну. К сожалению, эти увлекательные практики ещё долго будут недоступны для большинства российских школьников, прежде всего, сельских. Обидно?

О чём действительно стоит задуматься, так это о том, почему у нас любому развлечению зелёный свет, а вот практик и тренингов продуктивно-производственного типа как не было, так и нет. Нет, например, ни одного воспитательного производства. Наверное, это у нас такой «национальный характер...»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.