Обзорная статья
УДК 342.5 А. М. Баранов, И. Н. Астафьев, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14009
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Организационно-педагогические основания формирования профессиональной компетентности сотрудников дорожно-патрульной службы на контрольно-пропускных пунктах Северо-Кавказского региона
Баранов Алексей Михайлович \
начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях.
ORCID: 0000-0003-4796-2859. E-mail: Baranaff@mail.ru Астафьев Иван Николаевич 2,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел.
ORCID: 0000-0002-7835-1746. E-mail: ast_ivn@inbox.ru 12 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия
Реферат
Введение. Происшествия, возникающие по причине непрофессиональных действий сотрудников полиции, осуществляющих несение службы на объектах учетно-заградительной системы МВД России в Северо-Кавказском регионе, выступают следствием низкого уровня профессионального обучения указанной категории сотрудников. Целью являлся анализ организационно-педагогических оснований по формированию профессиональной компетентности сотрудников дорожно-патрульной службы на контрольно-пропускных пунктах. Материалы и методы. Проведен анализ федеральных (МВД России) и локальных нормативных правовых актов, изучены программный (учебно-методический) материал, результаты положительного научно-педагогического опыта. Результаты и обсуждение. Выявлен недостаточный уровень профессиональной подготовленности командируемых сотрудников органов внутренних дел в отношении применения административного законодательства в части реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Образовательная деятельность по линии профессиональной подготовки сотрудников, командируемых на территорию Северо-Кавказского региона РФ, не в полной мере соответствует оперативной обстановке и требует корректировки. Выводы. В ходе образовательной и организационно-педагогической деятельности необходимо сосредоточить усилия на формирование знаний, имеющих основное прикладное значение, по вопросам применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: контрольно-пропускной пункт; административно-правовые отношения; выполнение должностных
обязанностей; профессиональный уровень; компетенции.
Для цитирования: Баранов А. М., Астафьев И. Н. Организационно-педагогические основания формирования профессиональной компетентности сотрудников дорожно-патрульной службы на контрольно-пропускных пунктах Северо-Кавказского региона // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 4(83). С. 423-430. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14009
Основные положения
1. Деятельность учетно-заградительной системы МВД России (далее — УЗС МВД России), расположенной в полосе административных границ Северо-Кавказского федерального округа, состоящей из контрольно-пропускных пунктов, направлена на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, пресечение различной незаконной деятельности. Организация деятельности УЗС МВД России относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
2. Наряды УЗС МВД России осуществляют свою деятельность в соответствии с локальными нормативными правовыми актами, на основании федерального законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области безопасности дорожного движения.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Уникальность деятельности полиции, в отличие от других силовых структур, состоит в том, что сотрудники ОВД постоянно находятся в непосредственном контакте с гражданами, в результате которого складывается
определенное отношение к полиции в целом, в том числе и нареканий к ней больше, а уровень доверия граждан ниже [1].
Основным поводом к исследованию послужила появившаяся в начале 2020 г. в интернете видеозапись, зафиксированная на территории Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (контрольно-пропускной пункт (далее — КПП) у населенного пункта Урух Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики) водителями автомобилей, подвергшихся проверке сотрудниками наряда КПП.
Цель — обосновать организационно-педагогические основания формирования профессиональной компетентности сотрудников дорожно-патрульной службы на КПП; разработать рекомендации по оптимизации учебного процесса в рамках формирования необходимых профессиональных компетенций на основе передового научно-методического опыта.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. В интернете нередко публикуются видеоматериалы, дискредитирующие деятельность ОВД. Например, о том,
как сотрудники служебного наряда полиции объекта УЗС МВД России при несении службы не сообщают водителю основания остановки и осмотра транспортного средства, водителя, пассажиров; не различают понятия «осмотр», «досмотр», «обыск». Тем самым демонстрируют низкий уровень своей профессиональной подготовленности. В результате проведенных служебных проверок командиры подразделений отстраняются от исполнения служебных обязанностей, некоторые руководители территориального органа МВД России привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Проблемами качества профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, в том числе привлекаемых к проведению контртеррористических операций и иных специальных мероприятий, на теоретическом уровне занимались А. А. Чекалин [2], С. В. Баженов [3], С. П. Вайле [4], С. А. Селиверстов [5] и др. Результаты их исследований свидетельствуют о том, что специалисты ОВД имеют недостаточный уровень профессиональной подготовленности в различных аспектах оперативно-служебной деятельности, на основании чего можно сделать вывод о низкой эффективности программного обеспечения профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
В практическом ключе проведены исследования Н. В. Астафьевым [6], И. Л. Гроссом [7], Д. В. Литви-ным [8], которые выявили ряд проблем в построении учебного процесса в учебных заведениях и содержании боевой и служебной подготовки. В частности, отмечено отсутствие ее профессионально-прикладной подготовки — неотъемлемой части, что вызывает необходимость внедрения в образовательный процесс различных учебно-тренировочных комплексов, связанных с практическим решением оперативно-служебных задач (Н. В. Астафьев, Д. В. Литвин), блочно-модульных технологий обучения (И. Л. Гросс). Необходимость повышения качества подготовки сотрудников, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, подтверждается обращением руководителя ВОГОиП МВД России в адрес ДГСК МВД России (письмо от 07.09.2017 № 21/11/9981), которым внесены предложения для включения в программу подготовки сотрудников. В частности, профессиональное обучение сотрудников, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, реализовать путем повышения адресной направленности. Аналогичное мнение выразили Н. В. Астафьев и О. Д. Войлошников [9, с. 84], разработав детально адресную направленность подготовки личного состава сводных отрядов полиции и оперативных групп следующим образом:
1. Получать информацию (в различных ее формах) о том, какие оперативно-служебные задачи предстоит выполнять служебному коллективу в период командировки, в каких условиях, какими силами и средствами.
2. На основе полученной информации формулировать актуальные на данный момент времени профессио-
нальные компетенции, согласно которым конкретизировать новые темы либо удалять утратившие актуальность.
3. Образовательным организациям обеспечить право самостоятельно включать актуальные профессиональные компетенции, темы и (или) дидактические единицы в соответствующие разделы образовательной программы (решением методического совета или (и) ученого совета образовательной организации МВД России).
4. Получение информации об условиях и результатах оперативно-служебной деятельности сводных отрядов полиции и оперативных групп целесообразно реализовывать:
— посредством командирования педагогических работников образовательных организаций МВД России в пункты временной дислокации сводных отрядов полиции и оперативных групп в середине или в завершении их периода службы;
— путем анкетирования руководящего состава откомандированных подразделений на этапе завершения срока службы, до начала профессионального обучения замены [9, с. 84].
Командирование педагогических работников образовательных организаций МВД России в пункты временной дислокации сводных отрядов полиции и оперативных групп позволит изучить, кроме условий оперативно-служебной деятельности личного состава, особенности оперативной обстановки в регионе несения службы, обобщить практический опыт оперативно-служебной (оперативно-боевой) деятельности.
По поводу блочно-модульных технологий И. Л. Гросс и А. М. Старцев, рассматривая варианты совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки, констатировали необходимость внедрения в учебный процесс наиболее эффективных технологий выработки профессионально-прикладных навыков сотрудников полиции [7, с. 287].
В настоящее время в системе МВД России реализуется Комплекс мероприятий по совершенствованию системы подготовки кадров для ОВД (на 2019-2021 гг.), предусмотренный распоряжением МВД России от 8 мая 2019 г. № 1/4909.
В рамках его реализации ДГСК МВД России была организована переработка примерной программы профессионального обучения «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, по должности служащего „Полицейский"». Ранее тем же ведомством была инициирована работа информационно-аналитического характера по изучению проблем организации и реализации учебно-образовательного процесса. Однако поступившие предложения в очередной примерной программе профессионального обучения (повышения квалификации) указанной категории были учтены и реализованы в недостаточной степени.
О легитимности законодательства. Деятельность сотрудников полиции, командированных в Северо-
Кавказский регион Российской Федерации для несения службы на объектах учетно-заградительной системы ВОГОиП МВД России, ранее регламентировалась локальными нормативными правовыми актами '. В приказе ГУ МВД России по СКФО от 29 апреля 2015 г. № 224 было закреплено, что деятельность учетно-заградительной системы МВД России, расположенной в полосе административных границ Северо-Кавказского федерального округа и состоящей из контрольно-пропускных пунктов, заключается в решении задач по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и наркотических веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ. Данным приказом регулируются требования к служебным нарядам (функциональным группам), в том числе по основаниям и порядку остановки транспортных средств, проведению досмотровых мероприятий.
В период 2000-2010 гг. контртеррористические, иные специальные операции проводились значительно чаще, жители республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации с пониманием относились к необходимости осуществления проверочных и досмотровых мероприятий, в том числе досмотра транспортных средств, водителей, пассажиров.
В последние годы в средствах массовой информации стали высказываться мнения о нецелесообразности функционирования УЗС МВД России в Северо-Кавказском федеральном округе 2. В настоящее время оперативная обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе является стабильной и улучшается, в связи с этим действия сотрудников группы досмотра, а также требования к проверяемым лицам не всегда находят адекватную реакцию со стороны последних. У них возникают вопросы к сотрудникам полиции о наличии оснований для проверок. Отдельные граждане провоцируют полицейских на конфликт.
В ходе исследования были изучены положения Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 3, согласно п. 10 которого «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубли-
кованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров». На наш взгляд, данная норма напрямую относится к приказу ГУ МВД России по СКФО от 29 апреля 2015 г. № 224, как не прошедшему соответствующую государственную кодификацию.
Однако это не влияет на правомерность деятельности нарядов УЗС МВД России на территории СКФО. Вопрос целесообразности и обоснованности контрольно-пропускных пунктов в данном регионе относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, в чьем ведении находятся вышеуказанные объекты учетно-заградительной системы, создано приказом министра внутренних дел Российской Федерации в апреле 2020 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. К основным задачам Главного управления относятся осуществление мер по противодействию экстремизму, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами, общеуголовной и экономической направленности, по борьбе с коррупцией и хищениями финансовых средств, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов и развитие субъектов Российской Федерации, находящихся в СКФО. Отсюда легитимность приказа ГУ МВД России от 29 апреля 2015 г. № 224 в части регламентации деятельности УЗС МВД России не вызывает сомнения и не исключает права сотрудников осуществлять свою служебную деятельность, руководствуясь федеральным законодательством, и не требует дополнительного правового регулирования.
В рамках исследования изучены дидактические условия, необходимые для формирования профессиональной компетенции, предполагающей способность «осуществлять защиту жизни, здоровья, охрану общественного порядка... обеспечивать общественную безопасность, противодействовать преступности».
1 О мерах по повышению эффективности деятельности федеральных контрольно-пропускных пунктов, контрольно-пропускных пунктов и опорных контрольно-пропускных пунктов Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации : приказ ГУ МВД России по СКФО от 29 апреля 2015 г. № 224. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 См., напр.: Война прошла, КПП остались // Кавказ. Реалии. Апрель 17, 2018. URL: https://www.kavkazr.com/a/voina-proshla-kpp-ostalis/29172942.html/(дата обращения: 20.01.2020) ; Внимание: блокпост! Власти Чечни просят правительство России убрать контрольно-пропускные пункты силовиков в регионах СКФО // Российская газета — Экономика Северного Кавказа. № 272(8030). URL: https://rg.ru/2019/12/03/reg-skfэ/vlasti-chechni-predlozhili-ubrat-blokposty-v-regionah-skfэ.html/(дата обращения: 22.01.2020) ; Блокпосты — антипод гостеприимного Кавказа // Чечня сегодня. 2019. 16 февр. URL: https://chechnyatoday.com/news/323869/ (дата обращения: 22.01.2020).
3 О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (в ред. Указа Президента РФ от 29.05.2017 № 242) : указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Содержание программно-методических материалов по существу формирования навыков применения такой административной меры принуждения, как остановка транспортного средства, предусматривает изучение требований приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 6644, о котором и идет речь в упомянутой видеопубликации. Административный регламент, утвержденный данным приказом, содержит 14 оснований для предъявления сотрудником полиции водителю требования об остановке транспортного средства. Установлено, что в порядке приоритета основания для остановки транспортного средства на объекте учетно-заградительной системы МВД России в Северо-Кавказском федеральном округе в настоящее время закреплены в пп. 84.3; 84.2; 84.13; 84.14; 84.1; 84.5; 84.10 Регламента.
Регламент четко предусматривает процедуру остановки транспортного средства (пп. 33-57 «Общие требования к выполнению административных процедур (действий))». Локальный нормативный правовой акт ВОГОиП фактически дублирует ведомственный, который прошел полную процедуру кодификации и опубликования и дополнительного правового регулирования не требует.
Материалы и методы
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение нормативных правовых актов, анализ и обобщение научной и методической литературы.
Результаты и обсуждение
Основания по формированию профессиональной компетентности. В ходе исследования в целях проверки качества процесса формирования профессиональных компетенций по вопросам оперативно-служебной деятельности, связанной с реализацией административно-правовых процедур в сфере безопасности дорожного движения, было изучено содержание ряда программ обучения и методических материалов.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы профессиональной деятельности» и планы практических и семинарских занятий по специальности высшего образования 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности включают тему 32 «Действия нарядов полиции по обеспечению безопасности дорожного движения. Досмотр транспортных средств». Формирование навыков по данной теме осуществляется на практических занятиях, проводимых ситуативно, в форме ролевых игр. Такие занятия направлены на развитие коммуникативных качеств сотрудника полиции, необходимых для взаимодействия с участниками дорожного движения.
Преподаватель осуществляет анализ действий, дает правовую и тактическую оценку, при необходимости организует обсуждение допущенных ошибок. Следует отметить, что подобная форма организации занятий
неоднократно признавалась приоритетной, успешно применялась как в России [10], так и за рубежом [11-13].
При реализации основной программы профессионального обучения «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, по должности служащего „Полицейский"» во время занятий решаются те же задачи, а также внимание обучающихся сосредоточивается на пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и наркотических веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ. Отдельное внимание уделяется документированию фактов выявленного правонарушения.
Как показало исследование, в практической деятельности сотрудников, командируемых на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации, составление материалов об административных правонарушениях по другим (не перечисленным выше нами) основаниям является исключительной мерой в связи с особенностями менталитета местных жителей [14]. Об этом также свидетельствуют результаты анализа статистики по фактам зарегистрированных в 2018 и 2019 гг. административных правонарушений в регионе. Для сравнения: в сфере безопасности дорожного движения доля выявленных правонарушителей на территории СевероКавказского федерального округа Российской Федерации за указанный период составляет 2,4 и 3,9% соответственно от количества правонарушителей, «задокументированных» на территории всей Российской Федерации 5. Данный показатель является почти самым низким по стране.
В соответствии с требованиями приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 основаниями для личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, являются:
1) наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо ядовитые или радиоактивные вещества;
2) осуществление административного задержания (задержания).
Как указано в Регламенте, «личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видео-
4 Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения : приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Сведения за 2019 г. об административной практике органов внутренних дел. Форма 1-АП (577). М., 2019.
записи» (п. 190), «в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых» (п. 191).
Таким образом, могут возникнуть основания для проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, без понятых. Однако непринятие мер к разъяснению сотрудником дорожно-патрульной службы досматриваемому лицу оснований для проведения досмотра без понятых может быть квалифицировано как нарушение Административного регламента. Следует отметить, что в этом случае противоречий между нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требованиями приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 и приказа ГУ МВД России по СКФО от 29 апреля 2015 г. № 224 нет. Отсюда следует, что Административный регламент не устанавливает обязанности сотрудников дорожно-патрульной службы разъяснять основания досмотра без понятых. Тем более что данные основания определяются чрезвычайными обстоятельствами, исключающими возможность каких-либо объяснений. Вопрос досмотровых мероприятий и связанных с ними процедур по разъяснению оснований находится в рамках профессиональной, в том числе коммуникативной, компетентности сотрудника, качество применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях зависит от его профессиональной подготовленности.
В соответствии с п. 202 приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 для досмотра транспортного средства и перевозимого груза основаниями являются:
— проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
— проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
— задержание лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции», передвигающихся на транспортных средствах.
В пункте 204 приказа указано, что «в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие водителя транспортного средства». Однако закон не предусматривает проведение данного мероприятия без участия понятых, что может представлять опасность при задержании лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции» 6. Обеспечение безопасности понятых или
иных участников административных процедур при реализации мер государственного принуждения входит в компетенцию полиции (п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции») и законодательной корректировки не требует. Непрофессиональные действия наряда контрольно-пропускного пункта у населенного пункта Урух Кабардино-Балкарской Республики и сложившаяся в целом обстановка по существу деятельности нарядов учетно-заградительной системы ВОГОиП МВД России скорее следствие недостаточного уровня профессиональной подготовленности.
На современном этапе развития российской государственности требования к профессиональному уровню сотрудников органов внутренних дел возрастают [15]. Это предопределяет усиление спроса на инновационные образовательные технологии, совершенствование форм и методов обучения, повышение достоверности оценки сформированности профессиональных знаний и умений [16].
В 2019 г. образовательными организациями системы высшего образования активно были разработаны и внедрены программы дополнительного профессионального образования сотрудников среднего и старшего начальствующего состава, привлекаемых к несению службы по обеспечению общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий 7. Однако в части подготовки руководящего звена для несения службы в составе нарядов учетно-заградительной системы методический вопрос до сих пор не разрешен [17]. По другим мероприятиям научно-исследовательская работа инициирована и проведена. Так, в 2019 г. авторским коллективом Тюменского института повышения квалификации МВД России и Омской академии МВД России издано практическое пособие «Совершенствование огневой и тактической подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». На основе анализа служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и экспертной оценки меры значимости приемов и способов действий разработаны нормативы по огневой и тактической подготовке, представлены названия, условия и порядок выполнения нормативов, оценочные показатели. Рекомендации внедрены в образовательный процесс Тюменского института повышения квалификации МВД России и Омской академии МВД России по линии основной программы профессионального обучения (повышения квалификации) сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-
6 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900 ; 2020. № 6, ст. 591.
7 Данная методическая работа была инициирована на основе рекомендаций письма ДГСК МВД России от 9 сентября 2019 г. № 21/11/10616 «О внесении изменений в основные программы профессионального обучения». К освоению настоящей программы допускается средний и старший начальствующий состав, привлекаемый к охране общественного порядка в период проведения публичных мероприятий, имеющий среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Кавказского региона Российской Федерации по должности служащего «Полицейский». Эта инновация имеет достаточное сходство с организацией образовательной деятельности в других силовых ведомствах. Так, при реализации образовательного процесса в области огневой подготовки, тактики, технического обеспечения и эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники и вооружения в учебно-образовательных организациях и подразделениях системы Министерства обороны и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации 100% учебных и учебно-боевых задач разрешается и оценивается в пределах компетенции соответствующих нормативов по боевой подготовке (боевой, профессиональной и служебной подготовке соответственно), предусмотренных ведомственными источниками. Однако данная педагогическая парадигма в МВД России нормативно не закреплена, а ее реализация проходит на уровне апробации или эксперимента.
В связи с этим передовой опыт организации процесса боевой подготовки Министерства обороны и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации может быть успешно реализован и в системе профессионального обучения МВД России.
Выводы
Проведенные исследования по организационно-педагогическим основаниям формирования профессиональной компетентности сотрудников дорожно-патрульной службы на контрольно-пропускных пунктах Северо-Кавказского региона позволили сформулировать следующие положения:
1. Необходимо сосредоточить усилия на формировании знаний, имеющих основное прикладное значение по вопросам применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения.
2. Программный материал и образовательный процесс не в полной мере раскрывают специфику выполняемых оперативно-служебных задач, а именно никак не влияют на динамику показателей физической работоспособности сотрудников в процессе служебной командировки на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации [15].
3. Дидактические условия для формирования навыков по реализации трудовой функции «физическое принуждение правонарушителей» не обеспечены и не закреплены нормативно. Значимость приемов и способов действий, актуальные двигательные функции требуют дальнейшего изучения на уровне научного исследования.
4. Большинство сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, назначаемых на руководящие должности оперативных групп и сводных отрядов полиции, не имеют опыта выполнения служебных обязанностей в особых условиях (участие в проведении контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона Российской Федерации).
5. Срок обучения и подготовки не обеспечивает качественного процесса формирования коллектива командируемых сотрудников. Программный материал не разре-
шает проблем организации социально-психологической реабилитации, не предусмотрены дидактические условия для формирования способностей преодоления неблагоприятных факторов службы и адаптивных качеств.
В целях формирования организационно-педагогических оснований для выработки профессиональной компетентности сотрудников дорожно-патрульной службы на контрольно-пропускных пунктах СевероКавказского региона предлагаем следующее.
1. В ходе образовательной и организационно-педагогической деятельности сосредоточить усилия, направленные на формирование уверенных знаний законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность служебных нарядов учетно-заградительной системы ВОГОиП МВД России, в том числе в области дорожного движения, а также по вопросам применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. С этой целью необходимо создать условия для внедрения в учебный процесс наиболее эффективных образовательных технологий выработки профессионально-прикладных навыков сотрудников полиции, в том числе с применением блочно-модульной структуры обучения; для практики формирования умений и навыков путем применения ролевых, ситуативных и иных способов, имеющих широкий междисциплинарный характер.
2. Образовательным организациям:
— обосновать и систематизировать работу по обмену информацией (в различных ее формах) о характере и содержании оперативно-служебных задач, предстоящих перед служебным коллективом в период командировки;
— на основе полученной информации формулировать актуальные на данный момент времени профессиональные компетенции, согласно которым конкретизировать новые темы либо удалять утратившие актуальность;
— обеспечить право самостоятельно включать актуальные профессиональные компетенции, темы и (или) дидактические единицы в соответствующие разделы образовательной программы (решением методического совета и (или) ученого совета образовательной организации МВД России).
3. Кафедрам образовательных организаций, ответственным за реализацию программ профессионального обучения (повышения квалификации) сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона:
— организовать мониторинг соответствия дидактических условий результатам обучения путем анкетирования прибывших из командировки сотрудников рядового и начальствующего состава, анализа и изучения оперативной обстановки в местах несения службы;
— разработать, апробировать и внедрить в образовательный процесс учебно-тренировочные комплексы по адресной отработке актуальных двигательных и коммуникативных навыков, необходимых при реализации трудовой функции «физическое принуждение правонарушителей».
Список литературы
1. Жуков В. М. О необходимости развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России // 300 лет на страже закона и правопорядка : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2018. С. 146-151.
2. Чекалин А. А. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств криминального характера : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 213 с.
3. Баженов С. В. Оперативно-разыскное обеспечение контртеррористических операций органами внутренних дел : монография. Омск, 2013. 151 с.
4. Вайле С. П. К вопросу о современном состоянии экстремизма в России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 105-110.
5. Селиверстов С. А. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел Российской Федерации : монография. М., 2013. 272 с.
6. Астафьев Н. В., Дмитриев Г. Г. Разработка оценочных показателей количественных признаков двигательных тестов (нормативов) с использованием пакета «Анализ данных» Microsoft Office Ехсе1 // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2019. № 4. С. 12-17.
7. Гросс И. Л., Старцев А. М. К вопросу совершенствования методик преподавания дисциплин специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 285-258.
8. Литвин Д. В., Астафьев Н. В., Ахметов Р. С. Специальное обучение в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: содержательный и формальный аспекты // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 4(42). С. 119-124.
9. Астафьев Н. В., Войлошников О. Д. Повышение эффективности адресной направленности первого этапа подготовки сотрудников органов внутренних дел к участию в проведении контртеррористических операций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). С. 83-85.
10. Бордовский Г. А., Соколова И. И. Образование в постиндустриальном высокотехнологическом обществе // Человек и образование. 2014. № 4(41). С. 4-19.
11. Жомини Г. Очерк военного искусства / пер. с фр. // Соч. : в 2 т. М., 1939. Т. 1. 449 с.
12. Райан М., Мэнн К., Стилуэлл А. Энциклопедия сил специального назначения / пер. с англ. / под ред. С. М. Дробязко. М., 2004. 256 с.
13. Уэсли К. Как победить в современной войне / пер. с англ. М., 2004. 237 с.
14. Бадов А. Д. Особенности географии преступности на Северном Кавказе в современный период // Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 3. С. 87-96.
15. Астафьев Н. В. Обучение руководителей и формирование служебных коллективов сводных отрядов полиции и оперативных групп в процессе первого этапа подготовки к служебной командировке на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации // Право и образование. 2015. № 10. С. 115-124.
16. Астафьев Н. В., Гросс И. Л. Назначение и название нормативов по огневой и тактической подготовкам для сотрудников, служебных нарядов и подразделений органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4. С. 348-356.
17. Астафьев Н. В., Коновалов Е. В. Перспективы проведения исследований по совершенствованию организации и содержания подготовки сводных отрядов полиции (оперативных групп) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2(36). С. 174-181.
Поступила 31.03.2020; одобрена после рецензирования 20.04.2020; принята к публикации 14.07.2020. Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Review
UDC 342.5 А. М. Baranov, I. N. Аstafiev, 2020
DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14009
13.00.08 ТЬюогу and Methods of Professional Education
Organizational Pedagogical Grounds for Building Professional Competencies of Traffic Patrol Officers at the Checkpoints in the North Caucasus Region
Alexey M. Baranov \
chief of the chair of Police Activity in Emergency Situations. ORCID: 0000-0003-4796-2859. E-mail: Baranaff@mail.ru
Ivan N. Astafiev 2,
instructor at the chair of Administrative Law and Administrative activity of Police agencies. ORCID: 0000-0002-7835-1746. E-mail:
ast_ivn@inbox.ru
12 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7, Komarov pr., Omsk, 644092, Russia
Abstract
Introduction. Accidents caused by unprofessional behaviour of police officers who serve at the objects of barrage registration system of the Russian Ministry of Internal Affairs in the North Caucasus region are the result of the low level of the professional training of the officers of the mentioned category. The aim is to analyze organizational pedagogical grounds for building professional competencies of traffic patrol officers at the checkpoints. Materials and Methods. The authors examined federal (of the Russian
Ministry of Internal Affairs) and local legal acts, studied the syllabus material, the results of the effective scientific pedagogical experience. Results and Discussion. It is revealed that the level of professional training of the seconded law enforcement officers as to applying of administrative law in implementation of measures of undertaking proceedings on administrative offences is not sufficient. Education specialized in professional training of officers seconded to the North Caucasus region of the Russian Federation does not fully correspond with operational conditions and requires correction. Conclusions. In educational and organizational pedagogical process it is necessary to focus on formation of knowledge which has relevant application, on the issues related to using the measures of undertaking proceedings on administrative offences in traffic law enforcement.
Keywords: checkpoint; administrative legal relations; performing official duties; professional level; competencies.
Citation: Baranov А. IW., Аstafiev I. N. Organizational Pedagogical Grounds for Building Professional Competencies of Traffic Patrol Officers at the Checkpoints in the Northern Caucasus Region. Psychopedagogyin Law Enforcement. 2020. Vol. 25, № 4(83). Pp. 423-430. (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14009
References
1. Zhukov V. M. On the Importance of Developing Cadets' Professional Identity at Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. 300 years on Guard of Law and Order. Materials of All-Russian science-to-practice conference. Khabarovsk, 2018. Pp. 146-151. (In Russ.)
2. Chekalin A. A. Crime Detection Work of Police in Criminal Operational Conditions. Candidate of Sciences dissertation (in Law). Moscow, 2001. 213 p. (In Russ.)
3. Bazhenov S. V. Intelligence Provision of Counterterrorism Operations by Law Enforcement Agencies. Omsk, 2013. 151 p. (In Russ.)
4. Vaile S. P. To the Issue of Modern State of Extremism in Russia. Bulletin of Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2019. No 5. Pp. 105-110. (In Russ.)
5. Seliverstov S. A. Operational Combat Activity of Law Enforcement Agencies of the Russian Federation. Moscow, 2013. 272 p. (In Russ.)
6. Astafiev N. V., Dmitriev G. G. Development of Assessment Rates of Quantitative Attributes of Motion Tests (Standards) using Package "Data Analysis" Microsoft Office Excel. Relevant Problems of Physical and Special Training of Security, Defence and Law Enforcement Ministries. 2019. No 4. Pp. 12-17. (In Russ.)
7. Gross I. L., Startsev A. M. To the Issue of Improving Methods of Teaching Special Training subjects in Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Bulletin of Economic Security. 2018. No 1. Pp. 285-258. (In Russ.)
8. Litvin D. V., Astafiev N. V., Akhmetov R. S. Special Training in Police Professional Training: Content and Formal Aspects. Bulletin of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2018. No 4(42). Pp. 119-124. (In Russ.)
9. Astafiev N. V., Voiloshnikov O. D. Increasing Effectiveness of Target Focus of the Initial Stage of Teaching Law Enforcement Officers to participate in Counterterrorist Operations. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2014. No 4(59). Pp. 83-85. (In Russ.)
10. Bordovsky G. A., Sokolova I. I. Education in Post-Industrial High Tech Society. Man and Education. 2014. No 4(41). Pp. 4-19. (In Russ.)
11. Jomini H. Essay on Military Art. Transl. from French. Writings. In 2 vol. Moscow, 1939. Vol. 1. 449 p. (In Russ.)
12. Ryan M., Mann C., Stillwell A. Encyclopedia of Special Forces. Transl. from English. Ed. by S. M. Drobyazko. Moscow, 2004. 256 p. (In Russ.)
13. Wesley K. Clark. How to Win in a modern War. Transl. from English. Moscow, 2004. 237 p. (In Russ.)
14. Badov A. D. Geographical Features of Crime in the North Caucasus at present. Science. Innovations. Technology. 2017. No 3. Pp. 87-96. (In Russ.)
15. Astafiev N. V. Chief Officers' Training and Formation of Officers' Teams in Joint Police Squads and Operative Groups at the Initial Stage of Preparing for Duty Trip to the North Caucasus region of the Russian Federation. Law and Education. 2015. No 10. Pp. 115-124. (In Russ.)
16. Astafiev N. V., Gross I. L. Aim and Nomination of Standards in Tactical and Firearms' Training for Officers, Service Duties and Police Squads engaged in Counterterrorist Operations in the North Caucasus. Bulletin of Economic Security. 2019. No 4. Pp. 348-356. (In Russ.)
17. Astafiev N. V., Konovalov E. V. Prospects for conducting Researches on Improvement of Organization and Content of Training Joint Police Squads (Operative groups). Legal Science and Law Enforcement Practice. 2016. No 2(36). Pp. 174-181. (In Russ.)
Submitted: 31.03.2020; approved after reviewing: 20.04.2020; accepted for publication: 14.07.2020. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.