Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тедорадзе Теона Гуладиевна, Шапошников Валерий Леонидович, Глущенко Татьяна Евгеньевна, Ходаринова Нина Вячеславовна

Цель исследования - разработка организационно-педагогической модели сопровождения самостоятельной работы студентов в условиях цифровой образовательной среды. Обосновано, что такая модель включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, кондиционный, информационно-технологический и аналитико-результативный блоки. В статье также отражена взаимосвязь между педагогическим мониторингом и реализацией данной модели. Теоретическая значимость результатов исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблемы качества профессионального образования, практическая - в возможности проектирования технологий педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов, реализуемых в условиях информатизации образования. Методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта сопровождения самостоятельной работы обучающихся, педагогический эксперимент, моделирование, методы квалиметрии, методы математической статистики. Методологические основы исследования: системный подход (провозглашает неразрывную связь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов), компетентностный подход (рассматривает самостоятельную работу студента как принципиально важный механизм становления его конкурентоспособной личности), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многопараметрической диагностики самостоятельной работы и её взаимосвязи с аудиторной работой), личностно-ориентированный подход (смещает акценты с педагогического управления к сопровождению) и вероятностно-статистический подход (рассматривает самостоятельную работу как стохастический процесс, а её диагностику - как статистическое измерение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тедорадзе Теона Гуладиевна, Шапошников Валерий Леонидович, Глущенко Татьяна Евгеньевна, Ходаринова Нина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF SUPPORT FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The purpose of the study is to develop the organizational and pedagogical model for supporting students' independent work in the digital educational environment. It has been substantiated that such a model includes target, content, organizational and activity, conditional, information technology and analytical and effective blocks. The article also reflects the relationship between pedagogical monitoring and the implementation of this model. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of further scientific understanding of the problem of the quality of vocational education, practical - in the possibility of designing technologies for pedagogical support of independent work of students, implemented in the conditions of informatization of education. Research methods: analysis of scientific literature and advanced experience in supporting students' independent work, pedagogical experiment, modeling, qualimetry methods, methods of mathematical statistics. Methodological foundations of the research: a systematic approach (proclaims an inextricable link between classroom and extracurricular independent work of students), a competence-based approach (considers independent work of a student as a fundamentally important mechanism for the formation of his competitive personality), qualimetric approach (proclaims the need for multi-parameter diagnostics of independent work and its relationship with classroom work ), a personality-oriented approach (shifts the emphasis from pedagogical management to support) and a probabilistic-statistical approach (considers independent work as a stochastic process, and its diagnosis as a statistical measurement).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

имели, что и привело к значительному падению точности. Педагогический эксперимент показал, что целевая точность баскетболистов тренируема, поскольку все спортсмены повысили свою результативность в среднем от 8 до 10,9% каждый. Однако тренировать целевую точность нбеобходимо только в специализированных условиях при воздействии на организм игроков высокоинтенсивных физических нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, О.Н. Современные тенденции развития соревновательной деятельности в баскетболе / О.Н. Андрющенко // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. - Тюмень : Изд-во Тюменский индустриальный университет, 2018. - С. 25-31.

2. Василевский, Д.К. Взаимосвязь уровня надежности выполнения технических приемов с игровой деятельностью баскетболистов / Д.К. Василевский, В.П. Овчинников, М. Б. Фарберов // Научная сессия ГУАП : сборник докладов. - Санкт-Петербург, Изд-во: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2016. - С. 138-142.

3. Карагодина, А.М. Использованию метода сопряженного воздействия в спортивной подготовке студентов для совершенствования бросков в баскетболе / А.М. Карагодина, О.В. Клычкова, В.А. Брыкина // Primo aspect. - 2018. - № 4 (36). - С. 151-157.

4. Магомедов, М.Ш. О построении процесса повышения спортивного мастерства / М.Ш. Магомедов // Наука России: цели и задачи : материалы XXII Междунар. науч. конф. Ч. 2. - Екатеринбург : Изд-во НИЦ «Л-Журнал», 2020. - С. 20-23.

REFERENCES

1., Andryushchenko, O.N. (2018), "Modern trends in the development of competitive activity in basketball", Strategy for the development of mass sports work with students, materials of the III International scientific and practical conference, Tyumen, pp. 25-31.

2. Vasilevsky, D. K., Ovchinnikov, V. P. and Farberov, M. B. (2018), "Scientific session of SUAI: collection of reports", Scientific session of SUAI: collection of reports, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, pp. 138-142.

3. Karagodina, A. M., Klychkova, O. V. and Brykina, V. A. (2018), "The use of the method of conjugate influence in sports training of students for the improvement of throws in basketball", Primo aspect, No. 4 (36), pp. 151-157.

4. Magomedov, M.Sh. (2020), "On the construction of the process of improving sportsmanship", Science of Russia: goals and objectives: a collection of scientific papers based on the materials of the XXII International Scientific Conference, Yekaterinburg, pp. 20-23.

Контактная информация: sulin_av @volsu.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2021

УДК 378.147:378.018.43

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Татьяна Евгеньевна Глущенко, кандидат экономических наук, доцент, Нина Вячеславовна Ходаринова, кандидат экономических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета

кооперации, Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка организационно-педагогической модели сопровождения самостоятельной работы студентов в условиях цифровой образовательной среды. Обосновано, что

такая модель включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный, кондиционный, информационно-технологический и аналитико-результативный блоки. В статье также отражена взаимосвязь между педагогическим мониторингом и реализацией данной модели. Теоретическая значимость результатов исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблемы качества профессионального образования, практическая - в возможности проектирования технологий педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов, реализуемых в условиях информатизации образования. Методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта сопровождения самостоятельной работы обучающихся, педагогический эксперимент, моделирование, методы квалиметрии, методы математической статистики. Методологические основы исследования: системный подход (провозглашает неразрывную связь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов), компетентностный подход (рассматривает самостоятельную работу студента как принципиально важный механизм становления его конкурентоспособной личности), квалиметрический подход (провозглашает необходимость многопараметрической диагностики самостоятельной работы и её взаимосвязи с аудиторной работой), личностно-ориентированный подход (смещает акценты с педагогического управления к сопровождению) и вероятностно-статистический подход (рассматривает самостоятельную работу как стохастический процесс, а её диагностику - как статистическое измерение).

Ключевые слова: студент, самостоятельная работа, сопровождение, организационно-педагогическая модель, цифровая образовательная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p320-325

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF SUPPORT FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Teona Guladievna Tedoradze, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar; Valerie Leonidovich Shaposhnikov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Tatiana Evgenyevna Gluschenko, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Nina Vyacheslavovna Hodarinova, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Krasnodar branch of Russian University of Cooperation, Krasnodar

Abstract

The purpose of the study is to develop the organizational and pedagogical model for supporting students' independent work in the digital educational environment. It has been substantiated that such a model includes target, content, organizational and activity, conditional, information technology and analytical and effective blocks. The article also reflects the relationship between pedagogical monitoring and the implementation of this model. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of further scientific understanding of the problem of the quality of vocational education, practical - in the possibility of designing technologies for pedagogical support of independent work of students, implemented in the conditions of informatization of education. Research methods: analysis of scientific literature and advanced experience in supporting students' independent work, pedagogical experiment, modeling, qualimetry methods, methods of mathematical statistics. Methodological foundations of the research: a systematic approach (proclaims an inextricable link between classroom and extracurricular independent work of students), a competence-based approach (considers independent work of a student as a fundamentally important mechanism for the formation of his competitive personality), qualimetric approach (proclaims the need for multi-parameter diagnostics of independent work and its relationship with classroom work ), a personality-oriented approach (shifts the emphasis from pedagogical management to support) and a probabilistic-statistical approach (considers independent work as a stochastic process, and its diagnosis as a statistical measurement).

Keywords: student, independent work, support, organizational and pedagogical model, digital educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Современными специалистами установлено, что самостоятельная работа студентов - принципиально важный механизм формирования конкурентоспособной личности вы-

пускника образовательного учреждения, поэтому её успешное сопровождение - ключевая дидактическая задача [1-7]. Огромный дидактический потенциал самостоятельной работы и дефицит отводимого на неё времени актуализируют задачу поиска путей для повышения её эффективности. Нельзя не отметить, что в настоящее время возрастает популярность смешанного обучения, что обусловливает актуальность такой задачи, как обеспечение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы [1, 4, 7].

Однако анализ научно-методической литературы и педагогической практики показал, что в настоящее время сопровождение самостоятельной работы студентов не всегда происходит на должном уровне, хотя информатизация образования создаёт для этого все условия [1-3, 5, 6]. Одна из причин - слабая разработанность моделей указанного процесса. Проблема исследования - вопрос: каким образом сориентировать факторы успешности самостоятельной работы студента в направлении эффективного формирования его конкурентоспособной личности? Цель исследования - разработка организационно-педагогической модели сопровождения самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования. Объект исследования - самостоятельная работа студентов, предмет исследования - организационно-педагогическая модель сопровождения данного вида учебной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов настоящей статьи, организационно-педагогическая модель сопровождения самостоятельной работы студентов включает шесть взаимосвязанных блоков (компонентов): целевой, содержательный, организационно-деятельностный, кондиционный, информационно-технологический и аналитико-результативный. Анализ данной модели показывает, что она может служить научной основой для проектирования технологий педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов (процессуальных моделей). Рассмотрим подробнее компоненты предложенной модели.

Целевой блок отражает цели и задачи самостоятельной работы студентов, их взаимосвязь с целями профессиональной подготовки (в соответствии с системным подходом!), функции самостоятельной работы.

Содержательный блок отражает содержание работы по сопровождению самостоятельной работы студентов, направления деятельности. Учебное направление связано с формированием у студентов операционного компонента компетенций, соответствующих осваиваемой учебной дисциплине. Например, при изучении физике обучающийся должен самостоятельно освоить тему "Реальные газы". Рефлексивное направление связано с ориентированием студента на самоанализ хода и результатов самостоятельной работы (включая анализ трудностей); данное направление - относительно новое, но успешность его реализации отражает рефлексивность самостоятельной работы студентов. Мотивацион-но-ценностное направление основывается на формировании положительной мотивации обучающихся к систематической самостоятельной работе, ценностного отношения к ней, как главному механизму становления конкурентоспособной личности; благодаря данному направлению у обучающихся формируется мотивационно-ценностный компонент готовности к самостоятельной работе. Реализация развивающего направления способствует применению компетентностно-ориентированных дидактических методов и приёмов, становлению поведенческого компонента компетенций, соответствующих осваиваемой учебной дисциплине. Кроме того, развивающее направление связано с развитием информационной компетентности обучающегося (чрезвычайно важный фактор успешности самостоятельной в условиях информатизации образования, особенно дистанционного обучения), а также целостным формированием его готовности к самостоятельной работе. В это направление входят и ведение электронного портфолио студента, и учебные проекты, и исследовательская деятельность. Пятое направление - применение систем компьютерной поддержки образовательного процесса, разработка электронных образовательных ре-

сурсов, включение обучающегося в учебно-информационное взаимодействие на базе цифровой среды.

Содержательный компонент также отражает содержание самостоятельной работы студента, т.е. осваиваемые дидактические единицы (с учетом их семантических связей, а также связей с формируемыми компетенциями), а также межпредметные связи.

Организационно-деятельностный блок отражает применяемые методы, средства, приёмы и технологии для эффективного сопровождения самостоятельной работы студентов, требования к ней, принципы её организации и сопровождения (представлены в работе [5]). В настоящее время применяют самый широкий спектр компетентностно-ориентированных дидактических методов и технологий. Это и кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), и Фишбоун (анализ причинно-следственных связей), и учебный проект, и веб-квест, и решение предметно-ориентированных задач на ЭВМ, и онлайн-видеоконференции, и чаты (последние четыре приёма и технологии применимы только в условиях информатизации образования), а также другие методы [2, 3, 5, 6]. Организаци-онно-деятельностный блок также отражает взаимосвязь между ведением электронного портфолио студента и педагогическим мониторингом [2, 5].

Организационно-деятельностный блок также отражает типовые действия в сопровождении самостоятельной работы студентов: диагностику компетенций студентов, контроль выполнения самостоятельной работы (в том числе посредством on-line видеоконференций), защиту домашних заданий, рейтинговое оценивание самостоятельной работы, прогнозирование успешности самостоятельной работы студентов, формирование индивидуальных образовательных маршрутов для студента.

Как видно, содержательный и организационно-деятельностный блоки можно в "готовом виде" применять для проектирования технологии сопровождения самостоятельной работы студентов.

Кондиционный блок отражает условия успешности самостоятельной работы студентов - прежде всего, организационно-методические, психолого-педагогические, социально-экономические. Это - внешние (по отношению к студенту) факторы его учебной деятельности. Дефицит объёма статьи не позволяет их подробно представить. Перечислим некоторые из них: должный уровень профессиональной компетентности педагога, должный уровень информационной компетентности студента и его готовности к самостоятельной работе, хорошее социальное самочувствие педагога (достойные условия труда), развитая материально-техническая база (в том числе компьютерные информационные системы) и т.д. Кроме того, кондиционный блок отражает внешние (социально обусловленные) факторы образовательного процесса (социальный заказ, конъюнктура рынка труда, тенденции развития образования и т.д.).

Информационно-технологический блок отражает применяемое нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение (в том числе электронные образовательные ресурсы), технические средства (в том числе компьютерные информационные системы). Нормативно-правовое обеспечение - прежде всего, федеральные и региональные законы, федеральные государственные образовательные стандарты, внутреннее (для учебного заведения) методическое обеспечение по организации и контролю самостоятельной работы студентов, а также иные акты (например, постановления, приказы и т.д.). Системы компьютерной поддержки включают в себя применяемые компьютерные информационные системы (педагогические программные продукты, веб-сайты, предметно-ориентированные компьютерные программы, аппаратное обеспечение) и электронные образовательные ресурсы. В то же время, не все составляющие фонда оценочных средств (особенно контрольно-компетентностные оценочные задания) являются составляющими интерактивных программно-методических комплексов. Фонд оценочных средств необходимо рассматривать как арсенал заданий, из которых можно комплектовать индивидуально сформированные наборы для самостоятельной работы студента.

Таким образом, первые пять блоков в "сумме" отражают концептуальную модель самостоятельной работы.

Аналитико-результативный блок отражает математические модели, критерии и уровни самостоятельной работы студентов (с учётом ей связи с аудиторной работой), а также методы её контроля и диагностики. Отметим, что математические (в том числе информационно-вероятностные) модели самостоятельной работы студентов, в сочетании с концептуальными, - научная основа для выделения её критериев и уровней. Информационно-вероятностные модели самостоятельной работы и критерии её успешности (результативность, технологичность, креативность и рефлексивность) подробно представлены в работе [5], модели взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы (на основе теории множеств), критерии и уровни указанной взаимосвязи - в работе [4]. Отметим, что в "сумме" концептуальные и математические модели самостоятельной работы (с учётом взаимосвязи с аудиторной работой) - составляющая научно-методического компонента педагогического мониторинга, критерии и методы её диагностики - критериально-диагностического аппарата. Рейтинговая система контроля самостоятельной работы студентов - также составляющая аналитико-результативного компонента. Как видно, аналитико-результативный блок неразрывно связан с педагогическим мониторингом, т.е. мониторингом учебной деятельности студентов [2, 5].

Говоря об организационно-педагогической модели, как семантической целостности (т.е. как о системе информации), нельзя не отразить её взаимосвязь с иными моделями (в том числе моделями более высокого порядка). Это, прежде всего, взаимосвязь с моделями информационно-образовательной среды [6], моделями взаимодействия обучающегося с информационно-образовательной средой [1], моделями обучающегося, моделями управления обучением и моделями информационно-методического обеспечения (в том числе электронных образовательных ресурсов). Модели обучающегося -прежде всего, модели компетенций и личностно-профессиональных качеств, являющиеся научной основой их диагностики [2, 5, 7]. Соответственно, модели управления обучением - прежде всего, правила перехода между возможными состояниями обучающегося [5].

Педагогический эксперимент, проведённый по классической доказательной схеме на базе Краснодарского кооперативного института Российского университета кооперации, подтвердил эффективность предложенной модели. Оценка эффективности экспериментального стимула (применения модели) проводилась на основе сравнения контрольных и экспериментальных групп по такому критерию, как взаимосвязь между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента (метод многопараметрической диагностики был представлен одним из авторов [4]). Как видно, на завершающем этапе достоверно выше уровень взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой студентов (таблица 1). Обозначения: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, НЭ - начальный этап, ЗЭ - завершающий этап, ячейка таблицы - доля студентов (в %) с конкретным уровнем взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой.

Таблица 1 - Результаты педагогического эксперимента на базе экономического факультета (п1=111, п2=106)_

Уровень взаимосвязи НЭ ЗЭ

КГ ЭГ КГ ЭГ

Низший 24,3 23,5 14,4 7,5

Низкий 35,1 33,9 19,8 7,5

Средний 18,9 21,7 25,2 14,1

Должный 16,2 14,1 20,7 22,6

Высокий 5,4 6,6 15,3 31,1

Очень высокий 0 0 3,6 14,1

Высший 0 0 0,9 3,7

Анализ динамики показал, что на завершающем этапе эксперимента снижается доля студентов с низшими уровнями взаимосвязи между аудиторной и самостоятельной работой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы исследований - проектирование научно обоснованной технологии сопровождения самостоятельной работы студентов, реализуемой в условиях информатизации образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бороненко Т. А. Современные модели взаимодействия иностранных студентов с информационно-образовательной средой российского вуза / ТА. Бороненко, И.Ю. Глухенький // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 6. - С. 39-43.

2. Головко О.Н. Студенческое портфолио в структуре подготовки специалистов сферы услуг / О.Н. Головко, Т.Е. Белоцерковец // Среднее профессиональное образование. - 2020. - № 6 (298). - С. 15-18.

3. Гольцова Т.А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации / Т.А. Гольцова, Е.А. Проценко // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 1 (112). - С. 101-108.

4. Тедорадзе Т.Г. Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 434439.

5. Черных А.И. Подготовка студентов инженерного вуза к производственной практике в условиях информатизации образования: монография / А.И. Черных, К.В. Хорошун, Т.Л. Шапошникова // Краснодар: КубГТУ, 2014. - 264 с.

6. Integration of e-learning technologies for interactive teaching and learning process: an empirical study on higher education institutes of Pakistan / M.M. Asad, N. Hussain, M. Wadho, Z.H. Khand, P.P. Churi // Journal ofApplied Research in Higher Education. - 2021. - Vol. 13. - No. 3. - P. 649-663.

7. Self-efficacy, performance and the role of blended learning" / L. Warren, D. Reilly, A. Herdan, Y. Lin // Journal ofApplied Research in Higher Education. - 2021. - Vol. 13. - No. 1. - P. 98-111.

REFERENCES

1. Boronenko, T.A. and Gluhenkiy, I.Yu. (2019), "Modern models of interaction of foreign students with the information and educational environment of a Russian university", Srednee professionalnoe obrazovanie, No. 6, pp. 39-43.

2. Golovko, O.N. and Belotserkovets, T.E. (2020), "Student portfolio in the structure of training service professionals", Srednee professionalnoe obrazovanie, Vol. 298, No. 6, pp. 15-18.

3. Goltsova, T.A. and Protsenko, E.A. (2020), "Using a web quest in the process of training highly qualified personnel", Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, Vol. 112, No. 1, pp. 101-108.

4. Tedoradze, T.G. (2021), "Diagnostics of the relationship between classroom and extracurricular independent work of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 194, No 4, pp. 434439.

5. Chernyikh, A.I., Horoshun, C.V. and Shaposhnikova, T.L. (2014), Preparation of engineering higher educational establishment students in conditions of computerization of education, KubGTU, Krasnodar.

6. Asad, M.M., Hussain, N., Wadho, M., Khand, Z.H. and Churi, P.P. (2021), "Integration of e-learning technologies for interactive teaching and learning process: an empirical study on higher education institutes of Pakistan", Journal ofApplied Research in Higher Education, Vol. 13 No. 3, pp. 649-663.

7. Warren, L., Reilly, D., Herdan, A. and Lin, Y. (2021), "Self-efficacy, performance and the role of blended learning", Journal ofApplied Research in Higher Education, Vol. 13 No. 1, pp. 98-111.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.