Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тедорадзе Т.Г.

Цель исследования - выделение и обоснование условий эффективности самостоятельной работы студентов. В современном профессиональном образовании одной из ключевых проблем является эффективность самостоятельной работы студентов. В настоящее время проектируют и реализуют инновационные технологии организации и сопровождения самостоятельной работы студентов; но известно, что любая технология реализуема в определённых условиях. Основываясь на современных моделях самостоятельной работы студентов, автор выделила условия успешности (эффективности) самостоятельной работы студентов. Результаты настоящего исследования дополняют существующие модели самостоятельной работы студентов и могут быть базой для дальнейшего научного осмысления проблемы повышения качества и эффективности профессиональной подготовки в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Практическая значимость результатов настоящего исследования в том, что реализация выделенных условий создаст предпосылки для успешной самостоятельной работы студентов любых уровней профессионального образования и направлений подготовки (т.е. выделенные условия универсальны); выделенные условия - предпосылка для создания организационно-педагогических моделей и технологий сопровождения самостоятельной работы студентов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает условия как факторы успешности самостоятельной работы студентов), компетентностный подход (рассматривает компетенции педагогов и обучающихся как психологопедагогические условия успешности образовательного процесса), личностно ориентированный подход (рассматривает обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса) и квалиметрический подход (рассматривает условия как индикаторы развивающего потенциала образовательной среды). Методы исследования: анализ научной литературы и педагогического опыта, моделирование, методы квалиметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тедорадзе Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The purpose of the study is to identify and justify the conditions for the effectiveness of independent work of students. In modern professional education, one of the key problems is the effectiveness of independent work of students. Currently, innovative technologies for organizing and supporting students ' independent work are being designed and implemented; however, it is known that any technology can be implemented under certain conditions. Based on the modern models of independent work of students, the author has identified the conditions for the success (effectiveness) of independent work of students. The results of this study complement the existing models of independent work of students and can be the basis for further scientific understanding of the problem of improving the quality and effectiveness of vocational training in institutions of higher and secondary vocational education. The practical significance of the results of this study is that the implementation of the selected conditions will create prerequisites for the successful independent work of students of all levels of professional education and training areas (i.e., the selected conditions are universal); the selected conditions are a prerequisite for creating organizational and pedagogical models and technologies for supporting students ' independent work. Methodological foundations of the study: a systematic approach (considers conditions as factors of success of independent work of students), a competence approach (considers the competencies of teachers and students as psychological and pedagogical conditions for the success of the educational process), a personality-oriented approach (considers the student as the central figure of the educational process) and a qualimetric approach (considers conditions as indicators of the developing potential of the educational environment). Research methods: the analysis of scientific literature and pedagogical experience, modeling, methods of qualimetry.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

способствует свободному использованию в коммуникации лексики языка. Все это положительно влияет на показатели обучения. Она помогает усвоению грамматических конструкций и возникает удовлетворение.

Таким образом, использование учебной игры во время занятий решает такие задачи в методике как: направление обучающегося на ведение диалога на иностранном языке; дача возможности свободного, частого повторения лексики и грамматики языка; упражнение в выборе точного образца речи.

Игровые моменты урока должны состоять из посильных заданий для учащихся, также можно включать и усложненные задания. До начала игры преподаватель знакомит учеников с содержанием и правилами игры, чтобы у них не возникло недопонимание в самом процессе. Нельзя провести игровой момент занятия, если обучающиеся не до конца осознали суть ролей, которые они сыграют в игре.

Контактная информация: lepshokova.e.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2021

УДК 378.147:378.018.43

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выделение и обоснование условий эффективности самостоятельной работы студентов. В современном профессиональном образовании одной из ключевых проблем является эффективность самостоятельной работы студентов. В настоящее время проектируют и реализуют инновационные технологии организации и сопровождения самостоятельной работы студентов; но известно, что любая технология реализуема в определённых условиях. Основываясь на современных моделях самостоятельной работы студентов, автор выделила условия успешности (эффективности) самостоятельной работы студентов. Результаты настоящего исследования дополняют существующие модели самостоятельной работы студентов и могут быть базой для дальнейшего научного осмысления проблемы повышения качества и эффективности профессиональной подготовки в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Практическая значимость результатов настоящего исследования в том, что реализация выделенных условий создаст предпосылки для успешной самостоятельной работы студентов любых уровней профессионального образования и направлений подготовки (т.е. выделенные условия универсальны); выделенные условия - предпосылка для создания организационно-педагогических моделей и технологий сопровождения самостоятельной работы студентов. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает условия как факторы успешности самостоятельной работы студентов), ком-петентностный подход (рассматривает компетенции педагогов и обучающихся как психолого-педагогические условия успешности образовательного процесса), личностно ориентированный подход (рассматривает обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса) и ква-лиметрический подход (рассматривает условия как индикаторы развивающего потенциала образовательной среды). Методы исследования: анализ научной литературы и педагогического опыта, моделирование, методы квалиметрии.

Ключевые слова: студент, самостоятельная работа, условия, эффективность, образовательный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p373-377

CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT WORK OF

STUDENTS

Teona Guladievna Tedoradze, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The purpose of the study is to identify and justify the conditions for the effectiveness of independent work of students. In modern professional education, one of the key problems is the effectiveness of independent work of students. Currently, innovative technologies for organizing and supporting students ' independent work are being designed and implemented; however, it is known that any technology can be implemented under certain conditions. Based on the modern models of independent work of students, the author has identified the conditions for the success (effectiveness) of independent work of students. The results of this study complement the existing models of independent work of students and can be the basis for further scientific understanding of the problem of improving the quality and effectiveness of vocational training in institutions of higher and secondary vocational education. The practical significance of the results of this study is that the implementation of the selected conditions will create prerequisites for the successful independent work of students of all levels of professional education and training areas (i.e., the selected conditions are universal); the selected conditions are a prerequisite for creating organizational and pedagogical models and technologies for supporting students ' independent work. Methodological foundations of the study: a systematic approach (considers conditions as factors of success of independent work of students), a competence approach (considers the competencies of teachers and students as psychological and pedagogical conditions for the success of the educational process), a personality-oriented approach (considers the student as the central figure of the educational process) and a qualimetric approach (considers conditions as indicators of the developing potential of the educational environment). Research methods: the analysis of scientific literature and pedagogical experience, modeling, methods of qualimetry.

Keywords: student, independent work, conditions, efficiency, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Возрастание роли самостоятельной работы студентов со всей неизбежностью обусловливает актуальность такой проблемы, как её эффективность [1, 2, 4]. Современные специалисты всё большее внимание уделяют проектированию и реализации инновационных технологий организации и сопровождения самостоятельной работой студентов.

Но известно, что любая технология реализуема в определённых условиях [2, 5, 6]. Очевидно, что ведущим социальным фактором (одновременном - и комплексным условием) успешной учебной деятельности студента является образовательная среда; в современном мире образовательные среды трансформируются в информационно-образовательные (достаточно вспомнить о такой перспективной технологии, как дистанционное обучение [1, 4]). Анализ научной литературы показал, что условия успешной учебной деятельности студента (в том числе самостоятельной работы) представлены не в полной мере. Проблема исследования - вопрос: какие условия должны быть реализованы, чтобы самостоятельная работа студентов была успешной (эффективной)? Цель исследования - выделение и обоснование условий эффективности самостоятельной работы студентов. Объект исследования - самостоятельная работа студентов, предмет исследования - условия её успешности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения автора, условия успешности (эффективности) самостоятельной работы студентов можно условно подразделить на три группы - организационно-методические, психолого-педагогические и социально-экономические. Важнейшие психолого-педагогические условия: должный уровень социально-профессиональной компетентности педагога; должный уровень информационной компетентности педагога и обучающихся (если речь идёт об информационно-образовательной среде); должный уровень готовности студентов к самостоятельной работе, информационной культуры личности (т.е. культуры мышления) и иных универсальных компетенций; должный уровень компетенций обучающихся, соответствующих осваиваемой учебной дисциплине; должный уровень мотивации педагога на достижение эффективности образовательного процесса; должный уровень мотивации обучающихся к учебно-творческой деятельности (в более широком смысле - к личностно-профессиональному развитию); понимание педагогами и

обучающимися принципиальной важности самостоятельной работы для формирования конкурентоспособной личности выпускника.

Поясним ряд психолого-педагогических условий. Важнейшими подсистемами "социальной" составляющей социально-профессиональной компетентности педагога должны быть толерантность, конфликтологическая компетентность и дисциплинированность. Данные качества (особенно первые два) принципиально важны для конструктивного взаимодействия с обучающимися, признания их самоценности (это естественное требование личностно ориентированного подхода!), успешного преодоления трудностей в образовательном процессе (а вовсе не унижения обучающихся, что, к сожалению, до сих пор имеет место). Важнейшие подсистемы профессиональной компетентности - научно-теоретическая, методическая и дидактическая компетентность; в условиях информатизации образования последние две подсистемы трансформируются в информационно-методическую и информационно-дидактическую компетентность. Например, умения и опыт разработки электронных образовательных ресурсов - важнейшие составляющие информационно-методической компетентности, грамотного их использования в образовательном процессе - информационно-дидактической компетентности [1, 5]. Вместе с тем, если образовательная среда не является информационно-образовательной, то такое условие, как информационная компетентность педагога и обучающихся (их приобщённость к информационным технологиям), является важным, но не критическим. Также возникает вопрос: разве мотивация (в данном случае - у педагога на достижение эффективности образовательного процесса) не является составляющей социально-профессиональной компетентности? Безусловно, является, но автор статьи считает выделить, с одной стороны, знания, умения и опыт (соответственно, операционный и поведенческий компоненты компетенций), с другой стороны, мотивацию к успешной деятельности и ценностное отношение к ней (мотивационно-ценностный компонент), как движущую силу.

Точно так же, из готовности студентов к самостоятельной работе следует выделить, с одной стороны, их опыт самостоятельной работы (поведенческий компонент), с другой стороны, понимание важности самостоятельной работы ("ядро" мотивационно-ценностного компонента).

Также возникает вопрос: что следует понимать под компетенциями, соответствующими осваиваемой учебной дисциплине? Прежде всего, это - компетенции, формируемые в ходе освоения учебной дисциплины [2, 3]. Например, невозможно освоить вузовский курс физики, если на "нулевом" уровне находятся знания, соответствующие её школьному курсу. Но нельзя забывать и о таком важном (нередко - критическом) факторе, как межпредметные связи. Так, например, для освоения вузовского курса физики требуется владение математикой (в ходе освоения высшей математики также формируются компетенции, которые необходимы для освоения физики, особенно решения физических задач).

К организационно-методическим условиям следует относить: ориентированность образовательного процесса на реализацию компетентностного, деятельностного и лич-ностно-ориентированного подходов; широкий арсенал применяемых информационных и образовательных технологий (особенно компетентностно ориентированных дидактических методов и приёмов); развитая система педагогического мониторинга (в том числе его доминирующей составляющей - педагогического контроля), синхронность мониторинга педагогическому управлению (сопровождению); развитость моделей (в том числе математических) самостоятельной работы студентов, а также методов её объективной диагностики; наличие объективных (измеримых) критериев успешности выполнения обучающимся заданий (а также критериев сформированное™ его компетенций); должный уровень информационно-методического обеспечения образовательного процесса (по возможности, интерактивными программно-методическими комплексами, информационно-образовательными ресурсами); развитая образовательная среда учебного заведения; тес-

ная взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; наличие эффективных технологий сопровождения самостоятельной работы студентов (при том, ориентированных на тесную связь с педагогическим мониторингом).

Возможен вопрос: не дублируют ли друг друга такие условия, как развитость педагогического мониторинга и наличие критериев успешности самостоятельной работы? Известно, что обязательной составляющей системы мониторинга является критериально-диагностический аппарат [5, 6]. Но отметим, что формирование критериально-диагностического аппарата - крупная самостоятельная задача построения систем мониторинга. Во-вторых, в условии "развитость системы мониторинга" имелась ввиду, прежде всего, взаимосвязь между применением моделей и критериев самостоятельной работы, ведением электронного портфолио обучающегося и осуществлением мониторинга. В-третьих, мониторинг включает не только контроль и диагностику (т.е. получение фактической информации), но также планирование, прогнозирование и принятие решений.

Важнейшие социально-экономические условия следующие: достаточная материально-техническая база, развитые компьютерные системы учебного назначения, высокоскоростной устойчиво функционирующий Интернет (точнее, соответствующие услуги провайдера); наличие широкого ассортимента Интернет-ресурсов, хранящих в открытом доступе необходимую информацию; должные условия труда педагога (включая оплату труда), его позитивное социальное самочувствие; должные условия для обучающегося, психологически безопасная образовательная среда (низкий уровень всевозможных рисков образовательной среды).

По поводу важнейших социально-экономических условий отметим: в педагогических исследованиях в ряде случаях забывают ... о педагоге. Но более чем очевидно: чтобы труд педагога был продуктивным, необходимо, чтобы его социальное самочувствие было позитивным. Над педагогом не должен довлеть "дамоклов меч" сокращений, ухудшений условий труда и т.д. Кроме того, педагог не должен себя ощущать "маленьким человеком". Достаточно сказать, что в странах с высоким уровнем образования, особенно в Германии и Швеции, к педагогу предъявляют очень высокие требования, но и социальное положение педагога (даже школьного учителя) сравнимо с социальным положением государственных деятелей. Также отметим, что нормальная работа педагогов и обучающихся в информационно-коммуникационной образовательной среде невозможна без надёжного и производительного функционирования компьютерной сети; особенно это верно по отношению к видеоконференциям в режиме реального времени [1, 2, 4, 5]. Не следует также путать информационно-образовательные ресурсы, как результат труда педагогов, и информационные ресурсы Интернет открытого доступа, например, Википедию [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация представленных условий создаст предпосылки для успешной самостоятельной работы студентов любых уровней профессионального образования (магистратура, специалитет, бакалавриат, среднее профессиональное образование) и направлений подготовки; иначе говоря, выделенные условия универсальны. Универсальность результатов настоящего исследования также в том, что выделенные условия применимы относительно большинства педагогических технологий (напомним, что условия - внешние факторы некоторой деятельности, в данном случае - учебной деятельности студента). Перспективы дальнейших исследований - разработка организационно-педагогической модели и инновационной технологии сопровождения самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдосенко, Е.В. Оценка качества внеурочного электронного образовательного ресурса / Е.В. Авдосенко, А.А. Куйдин // Открытое и дистанционное образование. - 2018. - № 1 (69). - С. 37-46.

2. Беркимбаев, К.М. Цели и принципы обучения студентов колледжа математике с использованием информационных технологий / К.М. Беркимбаев, Б.Б. Калматаева // Среднее профессиональное образование. - 2020. - № 6 (298). - С. 26-29.

3. Коцевич, И.В. Межпредметные связи специальных дисциплин при подготовке художников-дизайнеров / И.В. Коцевич, И.Н. Павельева // Среднее профессиональное образование. -2020. - № 2 (294). - С. 32-36.

4. Павлова, Е.В. Роль саморегуляции в организации самостоятельной работы бакалавров в условиях цифровизации образования / Е.В. Павлова, Е.А. Иванова, Ю.В. Хондошко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 6 (74). - С. 160-167.

5. Iskrenovic-Momcilovic, O. Using Computers in Teaching in Higher Education / O. Iskreno-vic-Momcilovic // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 9., No 4. - pp. 71-78.

6. Kurti, E. Methods of Teaching and their Impact on Learn / E. Kurti // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7., No 1. - pp. 489-500.

REFERENCES

1. Avdoseenko, E.V., Kuydin, A.A. (2018) "Assessment of the quality of extracurricular electronic educational resources", Otkryitoe i distantsionnoe obrazovanie, Vol. 69, No. 1, pp. 37-46.

2. Berkimbaev, K.M., Kalmataeva, B.B. (2020) "Goals and principles of teaching College students mathematics using information technology", Srednee professionalnoe obrazovanie, Vol. 298, No. 6, pp. 26-29.

3. Kotsevich, I.V., Pavelieva, I.N. (2020) "Intersubject relations of special disciplines in the training of design artists", Srednee professionalnoe obrazovanie, Vol. 294, No. 2, pp. 32-36.

4. Pavlova, E.V., Ivanova, E.A., Hondoshko, Yu.V. (2020) "The role of self-regulation in the organization of independent work of bachelors in the context of digitalization of education", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, Vol. 74, No. 6, pp. 160-167.

5. Iskrenovic-Momcilovic, O. (2018) "Using Computers in Teaching in Higher Education", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 9, No 4, pp. 71-78.

6. Kurti, E. (2016) "Methods of Teaching and their Impact on Learn", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No. 1, pp. 489-500.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2021

УДК 371.31

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО

ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ»)

Светлана Николаевна Трегубова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

Введение. В современных условиях развития образования, когда активно внедряется дистанционное обучение и обучение в смешанном формате (происходит реализация комплексного применения дистанционных и традиционных методов), наблюдается тенденция роста доли самостоятельной работы студентов, что обусловило актуальность нашего исследования. Цель исследования: определение эффективности самостоятельной работы студентов направления подготовки 49.03.01 Физическая культура в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения. Методика и организация исследования. Для оценки эффективности самостоятельной работы были определены уровни сформированности самостоятельной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп до и после обучения дисциплине «Спортивная метрология и компьютерная обработка данных» (СМиКОД), которые были соотнесены с планируемыми результатами обучения по дисциплине (модулю), в соответствии с индикаторами достижения компетенций, был проведен сравнительный анализ результатов распределения по уровням. В обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.