Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФУНКЦИИ / МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тедорадзе Теона Гуладиевна, Романова Марина Леонидовна, Шапошников Валерий Леонидович, Глущенко Татьяна Евгеньевна

Цель исследования - выделение и обоснование функций самостоятельной работы студентов. Известно, что самостоятельная работа студентов - доминирующий компонент образовательного процесса, как по объёму, так и по дидактической значимости. Современные модельные представления о самостоятельной работе студентов носят устойчивый характер; специалистами выделены её важнейшие функции. Вместе с тем, спектр известных функций самостоятельной работы студентов далеко не полон. Основываясь на современных моделях самостоятельной работы студентов, авторы настоящей статьи выделили новые функции этого компонента образовательного процесса; при выделении функций авторы учитывали такие тенденции развития профессионального образования, как его модернизация, информатизация, гуманизация, ориентация на компетентностный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Результаты настоящего исследования дополняют существующие модели самостоятельной работы студентов, как компонента образовательного процесса, и могут быть базой для дальнейшего научного осмысления проблемы повышения эффективности образовательного процесса. Методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов, моделирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Методологические основы исследования: компетентностный, системный, личностно ориентированный и деятельностный подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тедорадзе Теона Гуладиевна, Романова Марина Леонидовна, Шапошников Валерий Леонидович, Глущенко Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The purpose of the study is to identify and substantiate the functions of independent work of students. It is known that independent work of students is the dominant component of the educational process, both in terms of volume and didactic significance. Modern model ideas about the independent work of students are stable; experts have identified its most important functions. At the same time, the range of known functions of independent work of students is far from complete. Based on modern models of independent work of students, the authors of this article have identified new functions of this component of the educational process; in identifying the functions, the authors have taken into account such trends in the development of professional education as its modernization, informatization, humanization, orientation to competence-based, activity-based and personality-oriented approaches. The results of this study complement the existing models of independent work of students as a component of the educational process, and can be the basis for further scientific understanding of the problem of improving the effectiveness of the educational process. Research methods: analysis of scientific literature and best practices of pedagogical support of students ' independent work, modeling, the method of expert assessments, methods of mathematical statistics. Methodological bases of the research: competence-based, system-based, personality-oriented and activity-based approaches.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

3. Большинство респондентов понимают вред допинга и акцентируют его отрицательное последствия на организм спортсмена и международное движение в спорте, но одновременно сходятся во мнении, что в настоящее время в современном спорте без запрещенных препаратов невозможно достичь высоких результатов.

4. Девушки более ответственно относятся к заботе о своих подопечных, чем юноши (р<0,05) и готовы разделять ответственность со своим воспитанником в плане применения им запрещенных препаратов.

5. В специализированных образовательных организациях по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта мало уделяется внимание антидопинговому просвещению в области применения запрещенных препаратов и их последствия их применения на организм человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изучение отношения к проблеме допинга в спорте учащихся общеобразовательных учебных заведений и учебных заведений спортивной направленности / А.А. Деревоедов, М.С. Щербаль, А.В. Рогатюк, И.В. Загорский, А.В. Зоренко // Спортивная медицина : наука и практика. -2018. - Т. 8., № 4. - С. 80-84.

2. Окуньков Ю.В. Изучение отношения к допингу учащихся образовательных организаций общего и высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом / Ю.В. Окуньков, Э.А. Зюрин, И.В. Загорский // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 6. - С. 72-74.

3. Отношение студентов к практикам допинга в России, Китае, США и Индии / М.В. Си-нютин, Э. Иван, С. Тевари, Ц. Цзинь // Социологические исследования. - 2020. - № 7. - С. 148-154.

4. Струганов С.М. Допинг в спортивных лигах США / С. М. Струганов, Э. В. Якушев // Аллея науки. - 2018. - Т. 1., № 9 (25). - С. 854-857.

5. Сысоева, Ю.В. Проблема допинга в современном спорте / Ю.В. Сысоев, А.В. Седнев // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (249). - С. 419-420.

REFERENCES

1. Derevoedov, A.A., Shcherbal, M.S., Rogatyuk, A.V., Zagorskiy, I.V. and Zorenko, A.V. (2018), "Studying the attitude to the problem of doping in sports of students of general educational institutions and educational institutions of sports orientation", Sports medicine: science and practice, Vol. 8, No. 4, pp. 80-84.

2. Okunkov, Yu.V., Zyurin, E.A. and Zagorskiy, I.V. (2019), "Study of the attitude to doping of students of educational institutions of general and higher education, systematically engaged in physical culture and sports", Bulletin of sports science, No. 6, pp. 72-74.

3. Sinyutin, M.V., Ivan, E., Tevari, S. and Jin, Ts. (2020), "The attitude of students to doping practices in Russia, China, the USA and India", Sociological Research, No. 7, pp. 148-154.

4. Struganov S.M. and Yakushev E.V. (2018) "Doping in sports leagues of the USA", Science Alley, Vol. 1, No. 9 (25), pp. 854-857.

5. Sysoeva, Yu.V. and Sednev, A.V. (2019) "The problem of doping in modern sport", Young scientist, No. 11 (249), pp. 419-420.

Контактная информация: sergej_05@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2021

УДК 378.147:378.018.43

ФУНКЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Татьяна Евгеньевна Глущенко, кандидат экономических наук, доцент, декан, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета

кооперации

Аннотация

Цель исследования - выделение и обоснование функций самостоятельной работы студентов. Известно, что самостоятельная работа студентов - доминирующий компонент образовательного процесса, как по объёму, так и по дидактической значимости. Современные модельные представления о самостоятельной работе студентов носят устойчивый характер; специалистами выделены её важнейшие функции. Вместе с тем, спектр известных функций самостоятельной работы студентов далеко не полон. Основываясь на современных моделях самостоятельной работы студентов, авторы настоящей статьи выделили новые функции этого компонента образовательного процесса; при выделении функций авторы учитывали такие тенденции развития профессионального образования, как его модернизация, информатизация, гуманизация, ориентация на компетент-ностный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Результаты настоящего исследования дополняют существующие модели самостоятельной работы студентов, как компонента образовательного процесса, и могут быть базой для дальнейшего научного осмысления проблемы повышения эффективности образовательного процесса. Методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов, моделирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Методологические основы исследования: компетентностный, системный, личностно ориентированный и деятельност-ный подходы.

Ключевые слова: студент, самостоятельная работа, функции, модель, образовательный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p312-317

FUNCTIONS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Teona Guladievna Tedoradze, the post-graduate student, Marina Leonidovna Romanova, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Valeriy Leonidovich Shaposhnikov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Tatiana Evgenievna Gluschenko, the candidate of economical sciences, senior lecturer, dean, Krasnodar branch of Russian University of Cooperation

Abstract

The purpose of the study is to identify and substantiate the functions of independent work of students. It is known that independent work of students is the dominant component of the educational process, both in terms of volume and didactic significance. Modern model ideas about the independent work of students are stable; experts have identified its most important functions. At the same time, the range of known functions of independent work of students is far from complete. Based on modern models of independent work of students, the authors of this article have identified new functions of this component of the educational process; in identifying the functions, the authors have taken into account such trends in the development of professional education as its modernization, informatization, humanization, orientation to competence-based, activity-based and personality-oriented approaches. The results of this study complement the existing models of independent work of students as a component of the educational process, and can be the basis for further scientific understanding of the problem of improving the effectiveness of the educational process. Research methods: analysis of scientific literature and best practices of pedagogical support of students ' independent work, modeling, the method of expert assessments, methods of mathematical statistics. Methodological bases of the research: competence-based, system-based, personality-oriented and activity-based approaches.

Keywords: student, independent work, functions, model, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях коренных изменений, произошедших в системе российского образования, резко возросла роль самостоятельной работы студентов [1-3]. Данный компонент образовательного процесса, доминирующий как по объёму (количеству часов), так и по дидактической значимости, становится главным резервом для повышения качества профессиональной подготовки. Современными специалистами выделены основные виды самостоятельной работы студентов, отражена её взаимосвязь с другими компонентами об-

разовательного процесса, раскрыт её дидактический потенциал (т.е. её роль в формировании составляющих социально-профессиональной компетентности студентов), обоснованы её цели и задачи, требования к ней, принципы, а также этапы организации [1, 2]. Однако модели любой сложной системы не могут быть полными без знания её функций (по меньшей мере, важнейших).

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время известно пять важнейших функций самостоятельной работы студентов (таблица 1). Анализ данных функций показывает, что без реализации любой из них самостоятельная работа студентов перестаёт быть главным резервом для повышения качества профессиональной подготовки [1, 2]. По поводу развивающей и воспитывающей функций отметим, что в современных условиях они должны быть направлены на формирование такого принципиально важного личностно-профессионального качества, как готовность к самостоятельной работе.

Таблица 1 - Известные функции самостоятельной работы студентов

№ Функция Её характеристика

1. Развивающая Повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов

2. Информационно-обучающая Учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкреплённая самостоятельной работой, становится мало результативной

3. Ориентирующая (стимулирующая) Процессу обучения придаётся профессиональное ускорение

4. Воспитывающая Формируются и развиваются личностно-профессиональные качества обучающегося

5. Исследовательская Переход на новый уровень профессионально-творческого мышления

Авторы статьи стоят на позиции, что спектр данных функций не полон. Во-первых, самостоятельная работа студентов многоаспектна (это - многогранный дидактический процесс). Во-вторых, современные тенденции развития образования, особенно информатизация, не могут не обусловливать появление новых функций (информатизация образования - трансформация образовательных сред в информационно-образовательные среды [1-3]). Проблема исследования - вопрос, какие новые функции самостоятельной работы студентов детерминированы тенденциями развития современного образования?

Цель исследования - выделение функций самостоятельной работы студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, функции самостоятельной студентов взаимосвязаны с её ролью в образовательной среде, в более широком контексте - в личностно-профессиональном развитии обучающегося; это, соответственно, диагностическая, контролирующая, организующая, интегрирующая, мотивирующая, рефлексивная, прогностическая, информационно-аналитическая, регулятивно-коррекционная, креативная, гуманитарная, компенсаторная и технологическая.

Диагностическая функция заключается в выявлении пробелов в подготовленности студентов (а также их причин), получении научно обоснованной информации о трудностях, возникающих у обучающихся в образовательной деятельности. Кроме того, по результатам самостоятельной работы студентов возможно диагностировать готовность к ней.

Контролирующая функция самостоятельной работы студентов - получение информации об их учебно-творческой деятельности, а также факторах её результативности. В условиях информатизации образования данная функция связана с ведением портфолио [1-3], т.е. с фиксацией результатов учебной и творческой деятельности. В "сумме" контролирующая и диагностическая функция направлены на получение фактической информации об учебной деятельности обучающегося.

Прогностическая функция - предсказание возможностей обучающегося в освоении нового материала, в целом - прогнозирование его учебных и профессиональных до-

стижений, а также результатов его личностно-профессионального развития. Согласно общеизвестному системному подходу, чем больше достоверной информации получено об объекте, тем более достоверным будет прогноз [1, 3]. Результаты самостоятельной работы студента - прогностический критерий не только его дальнейшей исследовательской деятельности, но и учебной деятельности в целом. Очевидно следующее: чем выше результаты самостоятельной работы студента на предыдущих этапах образовательного процесса, тем выше вероятность достижения заданного уровня на последующих этапах [1, 3].

Информационно-аналитическая функция самостоятельной работы студентов позволяет выявить тенденции функционирования образовательной среды, а для каждого конкретного студента тенденции его личностно-профессионального развития. Возникает вопрос: в чём же состоит отличие от диагностической функции? Информационно-аналитическая функция совмещает и анализ фактической информации и прогнозирование. В результате контролирующей функции мы получаем первичную фактическую информацию об учебно-профессиональной деятельности студентов, диагностической - результаты её первичной обработке (известно, что диагностика - идентификация фактического состояния системы), информационно-аналитической - модели функционирования исследуемой педагогической системы. Для выявления тенденций (тем более -прогнозирования) функционирования системы (в нашем случае - как образовательной среды, так и отдельного студента) необходимы более сложные (совершенные, высокотехнологичные) методы обработки информации, чем для обычной диагностики. Выявление тенденций функционирования системы связано с факторным анализом её функционирования (точнее, анализом факторов её функционирования), моделированием взаимосвязи с другими исследуемыми системами. Если диагностическая функция связана с идентификацией состояния образовательного процесса и личности обучающегося, то информационно-аналитическая - с выявлением (анализом, моделированием) факторов, которые привели к данному состоянию. В "сумме" реализация контролирующая, диагностическая, прогностическая и информационно-аналитическая функции - ни что иное, как педагогический мониторинг (мониторинг качества образования, в целом, и личностно-профессионального развития обучающегося, в частности). Действительно, мониторинг предполагает получение полного спектра информации об объекте управления: к ней относят фактическую и модельную информацию, а также результаты всевозможных анализов, в том числе факторного [1].

Организующая (организационно-исполнительская) функция самостоятельной работы студентов связана с организацией их учебной деятельности, в том числе той её составляющей, которая является индивидуально-рациональным компонентом (нормативно-рациональный компонент является общим для всех студентов). Данная функция позволит обеспечить преемственность в трансдисциплинарном образовательном процессе, а значит, его целостность. Например, если учебная дисциплина В имеет тесные (принципиально важные) межпредметные связи с дисциплиной А, то между самостоятельной работой студентов в ходе освоения данных учебных дисциплин будет наблюдаться преемственность. Благодаря организующей функции самостоятельной работы студентов возможно обеспечить системность образовательного процесса и личностно-профессионального развития обучающегося в вертикальном измерении (т.е. во времени, благодаря обеспечению преемственности между этапами). Интегрирующая функция, органически дополняющая организационную, позволяет обеспечить целостность образовательного процесса в горизонтальном измерении. Иначе говоря, благодаря интегрирующей функции самостоятельной работы студентов обеспечивается взаимосвязь между ней и остальными компонентами образовательного процесса, в том числе аудиторной работой.

Мотивирующая функция - формирование интереса к знаниям, систематической учебной работе, осуществление самоконтроля и самооценки. Если самостоятельная рабо-

та, которую выполняет студент, соответствует его интересам и в ней будет виден успех, то это позволит повысить интерес и к учебной деятельности в целом. Повышение интереса к усвоению знаний наиболее эффективно через самостоятельную работу, т.к. она предполагает максимальную активность и автономность обучающегося.

Регулятивно-коррекционная функция самостоятельной работы студентов, по сути, органически дополняет информационно-аналитическую. Она заключается в предупреждении негативных тенденций в образовательном процессе (для образовательной среды в целом) и личностно-профессиональном развитии обучающегося (в отдельности), а также планировании и принятии решений, для их своевременной коррекции.

Рефлексивная функция заключается в сопоставлении фактических и ожидаемых результатов образовательного процесса, а также личностно-профессионального развития обучающегося. Безусловно, она органически дополняет диагностическую функцию. Но благодаря рефлексивной функции самостоятельной работы студентов у них развиваются умения профессиональной самоорганизации, за счёт самоанализа результатов своей деятельности, самооценки (самодиагностики) компетенций и личностно-профессиональных качеств, поиска путей преодоления потенциальных и реальных трудностей, а также новых, более совершенных, способов деятельности. Самостоятельная работа студентов обладает огромным потенциалом для формирования их рефлексивных способностей, умений личностно-профессиональной самоорганизации, синергетической культуры.

Креативная функция заключается в создании гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Для авторов очевидно, что это, прежде всего, подбор для конкретного студента контрольно компетентностных оценочных заданий (одна из авторов статьи имеет опыт подготовки студентов колледжа к соревнованиям "^гИ8кПк); в том числе, это учебные проекты, веб-квесты и т.д. Объём самостоятельной работы значительно выше, чем аудиторной, следовательно, больше возможностей подобрать обучающемуся совокупность заданий, в наибольшей мере соответствующих его интересам.

Гуманитарная функция - функция, направленная на гуманизацию образовательного процесса, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Объём самостоятельной работы позволяет выстраивать для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут. Возникает вопрос: в чём отличие от креативной функции? Дело в том, что далеко не все задания, подобранные для конкретного обучающегося, отвечают его индивидуальным интересам (потребностям). Подбор заданий зависит от пробелов в банке знаний обучающегося (задания должны быть направлены на их устранение), параметров образованности (например, коэффициента научаемости, т.е. вероятности успешного применения сложившихся знаний при решении задач [1]); необходимо учитывать, что уровень трудности заданий должен соответствовать уровню подготовленности обучающегося. Например, если конкретный обучающийся справляется с заданиями, средняя трудность которых 0,5 логита, то ему нельзя давать задания трудности 2,5 логита (лучше всего - задания трудности от 0,4 до 0,9 логит). Подбор заданий для самостоятельной работы обучающегося должен быть индивидуален не менее чем на 50%.

Компенсаторная функция обеспечивает возможность формирования знаний, умений и опыта деятельности (т.е. элементов компетенций), не сформированных в ходе аудиторной работы. К ним относят как элементы компетенций, формирование которых не предусмотрено в ходе аудиторной работы, так и знания (и соответствующие умения), формирование которых должно происходить в ходе аудиторной работы, но не произошло (т.е. восполнение "пробелов").

Технологическая функция направлена на применение современных технологий в образовательном процессе - как дидактических, так и информационных. Это, прежде всего, компетентностно ориентированные методы и технологии обучения (метод проектов, веб-квест, Фишбоун и т.д.), компьютерные системы учебного назначения и иные про-

граммные продукты. Именно в ходе самостоятельной работы наблюдаются наиболее благоприятные возможности применения передовых технологий [2]. Особенно это верно для дистанционного обучения и иных дидактических информационных технологий (например, веб-квеста, т.к. выполнение соответствующих заданий требует немалых затрат времени). Анализ педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов-бакалавров (n=217), обучающихся на экономическом факультете Краснодарского кооперативного института, показал, что не все функции самостоятельной работы выполняются в равной мере (степень выполнения функций оценивали опытные эксперты по десятибалльной шкале). Лучше всего выполняются общеизвестные функции; степень выполнения соответственно 7.9, 8.4, 6.8, 7.4 и 6.5 баллов (первичные данные усредняли). Степень выполнения вновь выделенных функций составила соответственно 6.3, 7.1, 7.3, 5.7, 7.2, 4.6, 5.2, 6.8, 6.5, 5.9, 5.5, 7.6 и 7.1 баллов. Как видно, наиболее слабо реализованы рефлексивная и прогностическая функции. Наиболее вероятно, это обусловлено недостаточной степенью применения мониторинговых технологий в управлении качеством образования, а также недостаточным уровнем деятельности по развитию у студентов рефлексивных умений и способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информатизация образования не только меняет облик известных функций, но и обусловливает новые (особенно технологическую функцию); функции самостоятельной работы студентов направлены на получение информации, необходимой для управления их личностно-профессиональным развитием. Перспективы исследований - разработка метода для диагностики эффективности самостоятельной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования: монография / А.И. Черных, Т.Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов // Краснодар, 2016. -312 с.

2. Павлова Е.В. Роль саморегуляции в организации самостоятельной работы бакалавров в условиях цифровизации образования / Е.В. Павлова, Е.А. Иванова, Ю.В. Хондошко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 6 (74). - С. 160-167.

3. Cox A.M. Space and embodiment in informal learning / A.M. Cox // Higher Education. -2018. - № 6 (75). - P. 1077-1090.

REFERENCES

1. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Krasnodar.

2. Pavlova, E.V., Ivanova, E.A. and Hondoshko, Yu.V. (2020), "The role of self-regulation in the organization of independent work of bachelors in the context of digitalization of education", Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, Vol. 74, No. 6, pp. 160-167.

3. Cox, A.M. (2018) "Space and embodiment in informal learning", Higher Education, Vol. 75, No/ 6, pp. 1077-1090.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2021

УДК 796.422.16

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ МАРАФОНЦЕВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕХАНИЗМА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Викторович Тихонов, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Алина Александровна Белимова, кандидат исторических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.