Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ДИАГНОСТИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВЗАИМОСВЯЗЬ / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тедорадзе Теона Гуладиевна

Цель исследования - выделение критериев взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; важнейшая задача - обоснование уровней указанной взаимосвязи. Объект исследования - самостоятельная работа студентов, предмет исследования - критерии и уровни взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой. Автором статьи предложены первичные математические модели взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой (на основе теории множеств и теории вероятностей); на основе разработанных моделей - критерии и уровни указанной взаимосвязи. Теоретическая значимость результатов исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблемы эффективности самостоятельной работы студентов, практическая - в возможности использования предложенных критериев в системе педагогического мониторинга, а также в возможности повышения эффективности самостоятельной работы (за счёт усиления её взаимосвязи с аудиторной). Методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта сопровождения самостоятельной работы студентов, моделирование, методы теории множеств, методы квалиметрии, методы многопараметрического анализа систем, методы теории вероятностей и математической статистики, метод экспертных оценок. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает самостоятельную работу студентов в неразрывной связи с иными компонентами образовательного процесса), компетентностный подход (рассматривает компетенции студентов как фактор успешности самостоятельной работы), личностно ориентированный подход (смещает акценты с педагогического управления к педагогическому сопровождению самостоятельной работы) и квалиметрический подход (провозглашает необходимость многопараметрической диагностики взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The purpose of the study is to identify the criteria for the relationship between classroom and extracurricular independent work of students; the most important task is to justify the levels of this relationship. The object of the study is the independent work of students, the subject of the study is the criteria and levels of the relationship between classroom and extracurricular independent work. The author of the article proposes primary mathematical models of the relationship between classroom and extracurricular independent work (based on set theory and probability theory); on the basis of the developed models - the criteria and levels of this relationship. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of further scientific understanding of the problem of the effectiveness of independent work of students, practical - in the possibility of using the proposed criteria in the system of pedagogical monitoring, as well as in the possibility of improving the effectiveness of independent work (by strengthening its relationship with the classroom). Research methods: analysis of scientific literature and best practices in supporting students ' independent work, modeling, methods of set theory, methods of qualimetry, methods of multiparametric analysis of systems, methods of probability theory and mathematical statistics, the method of expert assessments. Methodological foundations of the research: a systematic approach (considers the independent work of students in inseparable connection with other components of the educational process), a competence approach (considers the competence of students as a factor of success of independent work), a personality-oriented approach (shifts the emphasis from pedagogical management to pedagogical support of independent work) and a qualimetric approach (proclaims the need for multiparametric diagnostics of the relationship between classroom and extracurricular independent work).

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

ний специалистов в области физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.И. Лях, Ю.Ф. Курамшин, Р. А. Абзалов и др.).

ВЫВОДЫ

«Физические качества» это уровень физической культуры, своего рода «эталон», «критерий» и определяется он особенностями проявления способностей человека в различных движениях. Воспитание физических качеств достигается решением разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей достигается выполнением различных двигательных заданий. На уровень проявления физических способностей, во-первых, оказывают непосредственное влияние средовые факторы, такие как - географическое положение, климатические условия, социально-бытовые условия жизни, материально-техническое обеспечение мест занятий и т.п., а во-вторых, наследственные задатки (анатомические, физиологические и психические особенности организма человека). Организм человека приспосабливается к различным изменениям в процессе выполнения какой-либо двигательной деятельности (адаптируется), тем самым совершенствуя те самые наследственные задатки, которые впоследствии перерастают в соответствующие физические способности. Физические качества являются выражением достигнутого уровня физических способностей. Отождествлять эти два понятия, по нашему мнению, нельзя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2-5.

2. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной биомеханике : учебное пособие / В.Б. Коренберг. - Москва : Советский спорт, 2011. - 206 с.

3. Лях В.И. Двигательные способности: общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания / В.И. Лях // Физическая культура в школе.-1996. - № 2. - С. 2-6.

4. Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе : монография / В.П. Лукьяненко. - Москва : Советский спорт, 2008. - 168 с.

5. Назаренко Л.Д. Способности или качества? / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 76-78.

REFERENCES

1. Korenberg, V.B. (1996), "The problem of physical and motor qualities", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 2-5.

2. Korenberg, V.B. (2011), Lectures on sports biomechanics: training manual, Soviet Sport, Moscow.

3. Lyakh, V.I. (1996), "Motor skills: General characteristics and framework of theory and methodology of their development in the practice of physical education", Physical culture in the school, No. 2, pp. 2-6.

4. Lukyanenko, V.P. (2008), Terminological support for the development of physical culture in modern society, monograph, Soviet sports, Moscow.

5. Nazarenko, L.D. (2015, "Abilities or Qualities?", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 76-78.

Контактная информация: aevi-tsk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2021

УДК 378.147:378.018.43

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар

Аннотация

Цель исследования - выделение критериев взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; важнейшая задача - обоснование уровней указанной взаимосвязи. Объект исследования - самостоятельная работа студентов, предмет исследования - критерии и уровни взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой. Автором статьи предложены первичные математические модели взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой (на основе теории множеств и теории вероятностей); на основе разработанных моделей - критерии и уровни указанной взаимосвязи. Теоретическая значимость результатов исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблемы эффективности самостоятельной работы студентов, практическая - в возможности использования предложенных критериев в системе педагогического мониторинга, а также в возможности повышения эффективности самостоятельной работы (за счёт усиления её взаимосвязи с аудиторной). Методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта сопровождения самостоятельной работы студентов, моделирование, методы теории множеств, методы квалиметрии, методы многопараметрического анализа систем, методы теории вероятностей и математической статистики, метод экспертных оценок. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает самостоятельную работу студентов в неразрывной связи с иными компонентами образовательного процесса), компетентностный подход (рассматривает компетенции студентов как фактор успешности самостоятельной работы), личностно ориентированный подход (смещает акценты с педагогического управления к педагогическому сопровождению самостоятельной работы) и квалиметрический подход (провозглашает необходимость многопараметрической диагностики взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой).

Ключевые слова: студент, диагностика, самостоятельная работа, взаимосвязь, критерий, уровень.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p434-439

DIAGNOSTICS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Teona Guladievna Tedoradze, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The purpose of the study is to identify the criteria for the relationship between classroom and extracurricular independent work of students; the most important task is to justify the levels of this relationship. The object of the study is the independent work of students, the subject of the study is the criteria and levels of the relationship between classroom and extracurricular independent work. The author of the article proposes primary mathematical models of the relationship between classroom and extracurricular independent work (based on set theory and probability theory); on the basis of the developed models - the criteria and levels of this relationship. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of further scientific understanding of the problem of the effectiveness of independent work of students, practical - in the possibility of using the proposed criteria in the system of pedagogical monitoring, as well as in the possibility of improving the effectiveness of independent work (by strengthening its relationship with the classroom). Research methods: analysis of scientific literature and best practices in supporting students ' independent work, modeling, methods of set theory, methods of qualimetry, methods of multiparametric analysis of systems, methods of probability theory and mathematical statistics, the method of expert assessments. Methodological foundations of the research: a systematic approach (considers the independent work of students in inseparable connection with other components of the educational process), a competence approach (considers the competence of students as a factor of success of independent work), a personality-oriented approach (shifts the emphasis from pedagogical management to pedagogical support of independent work) and a qualimetric approach (proclaims the need for multiparametric diagnostics of the relationship between classroom and extracurricular independent work).

Keywords: student, diagnosis, independent work, relationship, criterion, level.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время нет необходимости доказывать актуальность такой проблемы, как успешность самостоятельной работы студентов [2-4]. Современными специалистами

данной проблеме уделяется должное внимание; достаточно сказать, насколько широк спектр дидактических методов и информационных технологий, применяемых в самостоятельной работе. Вместе с тем очевидно, что самостоятельная работа - компонент образовательного процесса, следовательно, её нельзя рассматривать в отрыве от последнего (соответственно, проблему успешности самостоятельной работы - в отрыве от проблемы эффективности образовательного процесса). В настоящее время не в полной мере изучены вопросы, отражающие взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, хотя она - значимый фактор успешности последней [2, 3]. Проблема исследования - вопрос: каким образом обеспечить взаимосвязь между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой студентов? Цель исследования -выделение критериев взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; важнейшая задача - обоснование уровней указанной взаимосвязи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения автора статьи, на основе математической теории множеств возможно и необходимо построение первичных моделей взаимосвязи между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой. Пусть q - множество знаний и умений, сформированных в ходе аудиторной работы, Q - множество знаний и умений, сформированных в ходе самостоятельной работы, тогда множество сформированных знаний и умений в = q^ Q , где U - символ объединения множеств.

Но между осваиваемыми элементами знаний и умений существуют информационно-семантические взаимосвязи. Если l - множество связей между элементами множеств q и Q (связь односторонняя, т.к. один элемент информации -основа для освоения другого), L - множество связей между элементами множеств Q и q, то общее множество смысловых связей X = l^ L . Например, в ходе освоения основ

электростатики обучающийся в ходе аудиторной работы освоил закон сохранения заряда и закон Кулона, а также напряжённость электростатического поля, а в ходе самостоятельной работы - принцип суперпозиции полей, потенциал поля и напряжённость как градиент потенциала. Это - семантическое влияние аудиторной работы на самостоятельную. Другой пример: обучающийся в ходе самостоятельной работы освоил основы теории Максвелла для электромагнитного поля, а в ходе аудиторной работы - все элементы темы "Электромагнитные волны" (напомним, что существование электромагнитных волн было предсказано теорией Максвелла). Это -семантическое влияние самостоятельной работы на аудиторную.

Вместе с тем, связь между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой может быть опосредствованной. Это - элементы множества знаний и умений, соответствующих иным учебным дисциплинам, но требующихся для освоения элементов множеств q и Q (иначе говоря, речь идёт о межпредметных связях). Например, для освоения многих разделов и тем физики требуется знание векторной алгебры, умения вычислять производные и интегралы (это соответствует высшей математике). Пусть / -множество порций учебно-научной информации из других учебных дисциплин, требуемых для освоения элементов множества q, и" - множество порций учебно-научной информации из других учебных дисциплин, требуемых для освоения элементов множества Q, тогда множество информационных элементов из других учебных дисциплин, требующихся одновременно для освоения элементов множеств q и Q, составит и = U П и" . Здесь: П - символ пересечения множеств.

На основе первичных моделей предложим критерии взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Первый критерий K1 = min (Rayd, RBCP) , где

аргументы - соответственно, успешность аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы (должны быть выражены по одной линейной шкале). Очевидно, что о высоком уровне взаимосвязи может свидетельствовать только высокий уровень обоих компонентов образовательного процесса; низкий уровень обоих компонентов свидетельствует как раз о разрыве, а не о взаимосвязи.

card (Q )

Второй критерий (как и первый, является упрощённым) K2 =-^, где card -

card (q )

мощность множеств. Более точное вычисление второго критерия учитывает сложность

1 card (Q)

научной информации, осваиваемой обучающимся: K2 = —— Z F ; методы оценки

Yf} '1

j=1

сложности осваиваемой научной информации представлены в работе [1]. Здесь: Ft -уровень трудности i-го элемента из множества Q, f - уровень трудности j-го элемента из множества q. Ещё более точное вычисление второго критерия учитывает нормативы времени для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы:

f card (Q) Л

к// =_1

2 f card (q) Л

Z F

• T 1 ; t и Т - соответственно, объем аудиторной и

Z fj 1" '1

j=1 )

внеаудиторной самостоятельной работы.

Третий критерий отражает влияние аудиторной работы на самостоятельную, четвёртый - самостоятельной работы на аудиторную: K3 = card (l) , K4 = card (L) . Пятый критерий отражает опосредствованную связь между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой: K5 = card .

Анализ предложенных критериев позволил охарактеризовать уровни взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Низший уровень характеризуется разрывом между аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой. Аудиторная работа студента может находиться на должном уровне, но это не приводит к повышению успешности самостоятельной работы (т.е. успешность образовательной деятельности обусловлена успешностью аудиторной работы). Наиболее вероятная причина - низкий уровень готовности студента к самостоятельной работе (в целом - к самообразованию), рефлексивных способностей и умений самоорганизации (в частности).

Низкий уровень характеризуется более высоким уровнем самостоятельной работы, однако это обусловлено не успешностью аудиторной работы, а элементами компетенций, сформированных на предыдущих этапах образовательного процесса (или даже ступенях системы непрерывного образования). По-прежнему аудиторная работа не является фактором успешности внеаудиторной самостоятельной работы.

Средний уровень характеризуется должным уровнем успешности как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы у студента, однако не наблюдается жёсткая причинно-следственная связь между успешностью аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме того, студент не может самостоятельно преодолевать трудности и барьеры в учебной деятельности. В ходе внеаудиторной самостоятельной работы студент выполняет в основном задания, соответствующие по трудности, содержанию (охватываемым дидактическим единицам) и структуре (алгоритму выполнения) заданиям, выполненным в ходе аудиторной работы.

Должный уровень взаимосвязи характеризуется должным или высоким уровнем успешности как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы у студента.

Наблюдается жёсткая причинно-следственная связь между успешностью аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Формирование компетенций студента, соответствующих осваиваемой учебной дисциплине (за исключением готовности к самообразованию), в равной мере обусловлено и аудиторной, и внеаудиторной самостоятельной работой. Студент успешно защищает результаты выполнения самостоятельной работы; высока успешность применения студентом и традиционных, и компетентностно ориентированных дидактических методов (например, веб-квеста). Кроме того, студент может самостоятельно преодолевать трудности и барьеры в учебной деятельности.

Высокий уровень характеризуется полным раскрытием дидактического потенциала взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. На данном уровне самостоятельная работа становится фактором успешности аудиторной работы, в частности, и учебно-творческой деятельности студента, в целом; на предыдущих уровнях аудиторная работа была фактором успешности самостоятельной (т.е. направленность влияния была односторонней). Кроме того, самостоятельная работа студента становится фактором развития такого личностно-профессионального качества, как готовность к самообразованию (а в условиях информатизации - и информационной компетентности).

Очень высокий уровень отличается от предыдущего тем, что для студента характерна исследовательская позиция по отношению к собственной самостоятельной работе, в частности, и учебной деятельности, в целом. Иначе говоря, студент постоянно ищет пути повышения эффективности аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Высший уровень характеризуется тем, что опыт студента становится паттернальным (образцовым); более того, студент активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса в информационно-коммуникационной образовательной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов - не единственный фактор эффективности последней. Но очевидно, что без обеспечения указанной взаимосвязи затруднительно решение такой ключевой проблемы, как эффективность образовательного процесса. Перспективы исследований - выделение критериев и уровней указанной взаимосвязи для группы студентов, а также разработка технологии педагогического сопровождения самостоятельной работы, реализуемой в условиях информатизации образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Майер, Р.В. Оценка сложности математической информации в школьных учебниках физики / Р.В. Майер // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 26-32.

2. Патрушев, С.Б. Проект: развитие научно-исследовательской активности студентов / С.Б. Патрушев, М.Н. Куц, Я.В. Степанова // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 7. - С. 32-35.

3. Широколобова, А.Г. Видеопроект как форма самостоятельной работы студентов по дисциплине "Иностранный язык" в неязыковом вузе / А.Г. Широколобова, Н.И. Долгова // Открытое и дистанционное образование. - 2019. - № 1 (73). - С. 33-38.

4. Cheng, S.C. An innovative assessment method to establish employability map based on students' learning portfolio" / S.C. Cheng, S.L. Chang // Problems of Education in the 21st century. - 2019. -№ 1 (77). - pp. 209-227.

REFERENCES

1. Mayer, R.V. (2019) "Assessment of the complexity of mathematical information in school physics textbooks", Yaroslavl pedagogical bulletin, Vol. 108, No. 3, pp. 26-32.

2. Patrushev, S.B., Kutz, M.N. and Stepanova, YaV. (2019) "Project: development of research activity of students", Secondary Vocational Education, No. 7, pp. 32-35.

3. Shirokolobova, A.G., Dolgova, N.I. (2019) "Video project as a form of independent work of students in the discipline "Foreign language" in a non-linguistic university", Open and distance education, Vol. 73, No. 1, pp. 33-38.

4. Cheng, S.C., Chang, S.L. (2019) "An innovative assessment method to establish employabil-ity map based on students' learning portfolio", Problems of Education in the 21st century, Vol. 77, No. 1, pp. 209-227.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2021

УДК 796.412.2

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГРАН-ПРИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ В

МОСКВЕ В 2021 ГОДУ

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Почетный судья (FIG), Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Анатольевна Двейрина, доктор педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Спортсмены всего мира столкнулись с новыми вызовами. Пандемия коронавируса повлияла на естественный ход олимпийского четырехлетия. Игры XXXII Олимпиады 2020 г. в Токио (Япония) были перенесены на июль 2021 года. Это внесло существенные коррективы в систему подготовки спортсменов. В период самоизоляции спортивные сборные команды России по художественной гимнастике продолжали подготовку в условиях обсервации. Важным стартом заключительного этапа подготовки к Играм в Токио явились соревнования Гран-При в Москве (2021). Результаты этого старта демонстрируют соотношение сил на мировой арене спортсменок художественной гимнастики в индивидуальной и групповой программе.

Ключевые слова: Игры XXXII Олимпиады, художественная гимнастика, система подготовки спортсменов, соотношение сил на мировой спортивной арене, индивидуальная программа, групповые упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p439-441

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE GRAND PRIX IN RHYTHMIC GYMNASTICS IN MOSCOW IN 2021

Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Honorary Judge (FIG), Elena Sergeevna Kryuchek, the candidate of pedagogical sciences, professor, International Category Judge (FIG), Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Olga Anatolyevna Dveyrina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and

Health, St. Petersburg

Abstract

Athletes around the world have faced new challenges. The coronavirus pandemic has impacted the natural course of the Olympic quadrennium. The Games of the XXXII Olympiad 2020 in Tokyo (Japan) have been postponed to July 2021. This made significant adjustments to the system of training athletes. During the period of self-isolation, the Russian national rhythmic gymnastics teams continued their training under observation conditions. An important start of the final stage of preparation for the Games in Tokyo was the Grand Prix competition in Moscow (2021). The results of this start demonstrate the balance of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.