Научная статья на тему 'Организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования: анализ эффективности'

Организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования: анализ эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистическая одаренность / организационно-методическое сопровождение / дополнительное образование / дополнительная общеобразовательная программа / методический инструментарий / лингвистика / иностранный язык / linguistic giftedness / organizational and methodological support / additional education / additional compre-hensive education program / methodological tools / linguistics / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хильченко Татьяна Викторовна, Оларь Юлия Вячеславовна

В статье обосновывается актуальность сопровождения лингвистически одаренных обучающихся в образователь-ном пространстве общеобразовательной школы и в условиях дополнительного образования. Авторы проводят кон-тент-анализ ключевых понятий исследования, представляют нормативно-правовую базу для сопровождения одаренных детей, описывают текущий опыт такого сопровождения в условиях дополнительного образования в масштабе страны и области. Целью статьи является описание опыта организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей в период проведения языковой смены на базе образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» Курганской области (пос. Чумляк, Курганская область). Результатом исследования является анализ эффективности, разработанной дополнительной общеобразовательной программы и методического инструментария по сопровождению лингвистически одаренных обучающихся в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хильченко Татьяна Викторовна, Оларь Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological support for linguistically gifted students in addi-tional education: an analysis of effectiveness

The article substantiates the relevance of supporting linguistically gifted students in the educational space of the compre-hensive school and in the conditions of additional education. The authors conduct a content analysis of the research key con-cepts, present the regulatory framework for supporting gifted children and describe the current experience of such support in the context of additional education across the country and the region. The purpose of the article is the description of the expe-rience of organizational and methodological support for linguistically gifted children during the language immersion course in the regional educational center for gifted children and youth “Constellation” (situated in Chumlyak village in Kurgan region). The result of the study is an analysis of the effectiveness of the additional comprehensive education program and the method-ological tools for supporting linguistically gifted students in the additional education.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования: анализ эффективности»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 50-58 --- ♦ ----

УДК 378.147.88 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_50

Татьяна Викторовна Хильченко, Юлия Вячеславовна Оларь

г. Шадринск

Организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных обучающихся в условиях дополнительного образования: анализ эффективности

В статье обосновывается актуальность сопровождения лингвистически одаренных обучающихся в образовательном пространстве общеобразовательной школы и в условиях дополнительного образования. Авторы проводят контент-анализ ключевых понятий исследования, представляют нормативно-правовую базу для сопровождения одаренных детей, описывают текущий опыт такого сопровождения в условиях дополнительного образования в масштабе страны и области. Целью статьи является описание опыта организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей в период проведения языковой смены на базе образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» Курганской области (пос. Чумляк, Курганская область). Результатом исследования является анализ эффективности, разработанной дополнительной общеобразовательной программы и методического инструментария по сопровождению лингвистически одаренных обучающихся в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: лингвистическая одаренность; организационно-методическое сопровождение; дополнительное образование; дополнительная общеобразовательная программа; методический инструментарий; лингвистика; иностранный язык.

Tatiana Victorovna Khilchenko, Yulia Vyacheslavovna Olar

Shadrinsk

Organizational and methodological support for linguistically gifted students in additional

education: an analysis of effectiveness

The article substantiates the relevance of supporting linguistically gifted students in the educational space of the comprehensive school and in the conditions of additional education. The authors conduct a content analysis of the research key concepts, present the regulatory framework for supporting gifted children and describe the current experience of such support in the context of additional education across the country and the region. The purpose of the article is the description of the experience of organizational and methodological support for linguistically gifted children during the language immersion course in the regional educational center for gifted children and youth "Constellation" (situated in Chumlyak village in Kurgan region). The result of the study is an analysis of the effectiveness of the additional comprehensive education program and the methodological tools for supporting linguistically gifted students in the additional education.

Keywords: linguistic giftedness, organizational and methodological support, additional education, additional comprehensive education program, methodological tools, linguistics, foreign language.

Введение. Актуальная потребность современного общества в выявлении и развитии учащихся, «обладающих большим словарным запасом, умеющих ставить незаурядные вопросы, классифицировать информацию и широко использовать накопленные знания, владеющих речевой культурой» [1, С. 20] отражается в нормативно-правовых документах Российской Федерации [6]; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» и ряде научных работ отечественных и зарубежных ученых, исследующих различные аспекты детской одаренности (Я.П. Атласова, З.С. Ахматьянова, Н.С. Белобородова, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.Н. Игна, В.И. Панов, М.В.Румянцева, В.В. Сальникова, В.Д. Шадриков, Е.И. Шкабара, Л.Н. Щербатых, Р. Амтхауэр, Д. Векслер, Дж. Миллер, Дж. Равен, С. Райс, Дж. Рензулли, Э. Торренс, В. Штерн и

др.).

Урочная и внеурочная деятельность представляют собой целостную систему, призванную обеспечить высокие результаты в выявлении, сопровождении и развитии одаренных учеников как в условиях общеобразовательной школы, так и в учреждениях дополнительного образования. «Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей» [11].

По причине своей мобильности различные образовательные центры и организации дополнительного образования более динамично в сравнении со школой реагируют на «вызовы» современности и педагогические трансформации, что представляется особенно актуальным в работе с талантливыми детьми, одаренными в разных областях и, в том числе, обладающими неординарными лингвистическими

способностями. В Российской Федерации создаются и реализуются Федеральные и

региональные проекты «Успех каждого ребенка», оборудуются детские технопарки «Кванториум», «организуются центры дополнительного образования, летние языковые школы, проводятся лингвистические олимпиады, театральные фестивали на иностранном языке, ориентированные на старшеклассников научно-практические конференции и семинары, преследующие своими ключевыми целями своевременное выявление, необходимую и достаточную поддержку, сопровождение и развитие одаренных детей» [14].

В Российской Федерации по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина организован образовательный центр «Сириус», созданный Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры (сайт образовательного центра «Сириус» https://sochisirшs.ru^ -sirшse^bschaj a-informatsij a). Работа этого центра фокусируется на выявлении, развитии и дальнейшей профессиональной поддержке одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в различных областях. Образовательная программа «Лингвистика» является одной из развивающих программ образовательного центра «Сириус» для одаренных школьников. Она «ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся и включает в себя следующие части: теоретическую лингвистику с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектную и учебно -исследовательскую работу учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам» [7].

Проблема разработки целостной системы организационно-методического сопровождения одаренных детей наряду с их сопровождением в психолого-педагогическом направлении

актуализируется во многих современных исследованиях. Сущностной характеристикой организационно-методического сопровождения как важной части всей системы работы образовательной организации по выявлению, поддержке и развитию способностей одарённых детей является интеграция в образовательное пространство школы и учреждений дополнительного образования особых

организационных форм работы и соответствующего методического

инструментария.

Тем не менее, различные аспекты, связанные с сопровождением одарённых детей как в рамках образовательного пространства школы, так и в структуре дополнительного образования, недостаточно исследованы. На взгляд авторов, последовательное изучение особенностей организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей в условиях дополнительного образования, реализация

специально созданного методического инструментария сопровождения одаренных школьников (содержания, организационных форм и методов, образовательных технологий и др.) и последующий анализ эффективности

проведенной работы не подвергаются сомнению.

Цель исследования - описание опыта и анализ эффективности организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей в образовательном центре одаренных детей и молодежи «Созвездие» Курганской области (пос. Чумляк, Курганская область) при сотрудничестве с ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».

Методология исследования. Проблематика нашего исследования затрагивает изучение такие феноменов как «лингвистическая одаренность», «организационно-методическое сопровождение» и «дополнительное образование».

Терминологическое поле «лингвистической одаренности» в научной среде отражает различные подходы ученых к определению сущности этого понятия. Современные ученые трактуют лингвистическую одаренность как:

- «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [12, С. 9];

- «совокупность академических и специальных иноязычных способностей, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности учащегося, обеспечивающие в конечном счете эффективность усвоения иностранного языка как учебного предмета и успешность в овладении коммуникативными иноязычными компетенциями» [15, С. 37].

Обладание лингвистически одаренными детьми неординарными способностями к языкам подчеркивает в своих научных статьях О.Н. Игна и классифицирует на: «способности к иностранным языкам, обеспечивающие овладение языковыми аспектами (фонетика, грамматика, лексика) и видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование); когнитивные способности, которые по-разному соотносятся с аспектами языка (это объясняет наблюдаемую при изучении иностранного языка асимметрию успешности овладения тем или иным аспектом языка или видом речевой деятельности); языковые способности, которые являются специфическим психофизиологическим механизмом,

формирующимся на основе нейрофизиологических предпосылок; языковые способности, которые определяют готовность к пониманию и

производству речи; языковые способности, языковая догадка и чувство языка» [4, С. 110].

Сопровождение лингвистически одарённых обучающихся представляет собой

целенаправленный, структурированный,

последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью всей системы работы образовательной организации по выявлению, поддержке и развитию способностей лингвистически одарённых детей.

Процесс сопровождения лингвистически одаренных обучающихся основан на создании аутентичных, коммуникативно-ориентированных ситуаций общения на иностранном языке в

процессе решения комплекса лингвистических задач, включающих:

1) лексико-грамматические задачи,

2) когнитивные задачи,

3) проблемно-поисковые задачи,

4) творческие задачи.

Решение лингвистических задач - это конкретное лингвистическое исследование, в процессе которого используются приемы логического анализа, синтеза, сравнения и т.п. В Таблице 1 представлены некоторые виды лингвистических задач, с примерами и описанием стратегий их решения.

Таблица 1

Комплекс лингвистических задач и стратегии их решения

Вид лингвистической задачи Примеры лингвистических задач Стратегии решения лингвистической задачи

Лексико- грамматическиелингв истическиезадачи задачи на словообразование, подбор синонимов / антонимов к словам или словосочетаниям, внутриязыковое перефразирование, перекрестный выбор, а также различные кроссворды, загадки, ребусы. Стратегии решения лингвистической задачи на словообразование: - выделить основу слова, - вспомнить суффиксы существительного, глагола, прилагательного, - перевести интернациональные слова, - в случае затруднения догадаться о значении слов по контексту (обучающимся даются предложения с данными словами). Стратегии решения лингвистической задачи на внутриязыковое перефразирование: - прочитать первое предложение, ключевое слово и второе предложение, - определить, какая информация из первого предложения не отражена во втором предложении, - подобрать синоним и/или грамматическую конструкцию для второго предложения, - убедиться, что ключевое слово употреблено без изменений, - убедиться, что использовали допустимое количество слов, не сделали орфографических ошибок, - убедиться, что второе предложение имеет то же значение, что и первое.

Когнитивные лингвистические задачи задачи на упорядочение, задачи на развитие лингвокреативного мышления, задачи на прогнозирование, задачи на кодирование, задачи на группировку, задачи на усвоение культурных компонентов и др. Стратегия решения лингвистической задачи на упорядочение: - внимательно прочитайте все предложения/абзацы, - постарайтесь догадаться о значении незнакомых слов по контексту, - переставьте предложения/абзацы в том порядке, какой считаете нужным, - прочитайте текст, осмыслив его, - при необходимости поменяйте порядок предложений / абзацев. Стратегия решения лингвистической задачи на усвоение культурных компонентов: - внимательно прочитайте надпись, - постарайтесь догадаться о значении незнакомых слов по контексту,

2024, no 1(61), pp. 50-58 ----- ♦ ---

- представьте место, где эта надпись может быть написана, опираясь на ключевое слово, - подберите синонимы к словам и всей фразе, - объясните значение фразы и назовите место, где она может быть использована.

Проблемно-поисковыезадачи Лингвистическая задача на аудирование с пониманием основного содержания текста. Стратегия решения лингвистической задачи на аудирование с пониманием основного содержания текста: - перед прослушиванием внимательно прочитайте предложения с пропусками, - перед прослушиванием постарайтесь определить, какой ассоциативный ряд слов и какие синонимы для этих слов могут быть использованы в записи, - перед прослушиванием постарайтесь догадаться, какие слова могут быть в пропусках, - во время прослушивания обращайте внимание на ту информацию, которую необходимо дополнить в предложениях, - в паузе между прослушиваниями заполните пропуски, - во время второго прослушивания проверьте заполненную информацию и/или измените её, - после второго прослушивания прочитайте предложения и убедитесь, что они верны по смыслу и грамматически правильны, - убедитесь, что не оставили незаполненных предложений.

культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»

[13].

В организациях дополнительного образования сопровождение лингвистически одаренных детей может быть осуществлено в следующих организационных формах: «языковые смены, мастер-классы, мастерские, олимпиадные интенсивы, тренинги по решению лингвистических задач. Максимально эффективным является сопровождение в условиях языкового лагеря, т.к. оно обеспечивает создание «языковой среды» в течение всего периода работы с помощью различных методов, приемов и видов деятельности. Возможность лингвистически одаренных детей учиться и отдыхать друг с другом будет существенно стимулировать раскрытие их талантов и развитие когнитивных и языковых способностей» [14].

Для решения задач исследования авторы разработали дополнительную

общеобразовательную программу для сопровождения одаренных детей

(образовательная область «Лингвистика»), которая является «инструктивно-методическим документом для педагогов, оказывающих

Аксиоматично, что организационно -методическое сопровождение лингвистически одарённых детей на базе школы охватывает как аудиторные (классные), так и внеаудиторные (внеклассные) формы работы.

Сопровождение лингвистически одаренных школьников с целью развития их языковых и когнитивных способностей в аудиторное время может происходить в процессе интеграции в образовательный процесс нестандартных форм уроков, лингвистических задач проблемного характера, заданий на развитие критического мышления, заданий на развитие умений самостоятельной поисковой и речемыслительной деятельности.

Лингвистические олимпиады, языковые конкурсы, профильные смены и классы, творческие мастерские, кружки/клубы, научно -практические конференции, квизы, недели иностранных языков, подготовка и защита проектов могут быть запланированы для работы с лингвистически одаренными учениками и проведены во внеаудиторное время.

Согласно Статьи 75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование

организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных детей во время проведения языковых смен в образовательном центре «Созвездие» (пос. Чумляк, Курганская область). Данная программа содержит обоснование цели сопровождения

лингвистически одаренных детей, задач такого сопровождения; описание планируемых образовательных результатов в виде комплекса умений, которые позволят одаренным обучающимся успешно решать лингвистические задачи (в том числе олимпиадные) следующего типа: проблемно-поисковые (аудирование / чтение текста с разным уровнем проникновения в его содержание), лексико-грамматические (внутриязыковое перефразирование,

перекрестный выбор, кроссворды, загадки, ребусы), творческие (написание письма или эссе по предложенной теме, рецензии, анализ графика

Компоненты дополнительной общеобразовательной

их функции и

или диаграммы, отчет о прошедшем мероприятии, статья или рассказ с опорой на картинку и обязательным употреблением определенных слов, монолог-сообщение в рамках определенной ситуации) и развивать соответствующие языковые и когнитивные способности как «слагаемые» лингвистической одаренности» [14]. Программа также включает описание методического инструментария -методов, приемов, образовательных технологий по организации сопровождения лингвистически одаренных детей с целью развития их языковых и когнитивных способностей в процессе решения лингвистических задач, практико-

ориентированных заданий / кейсов по овладению коммуникативными умениями и методические рекомендации для практикующих учителей по организации сопровождения лингвистически одаренных детей [3, 14].

Таблица 2

программы для сопровождения одаренных детей,

содержание

Компоненты дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область: «Лингвистика») Функции Содержание

Целевой компонент Целеполагающая и когнитивно- моделирующая функции - обоснование цели сопровождения лингвистически одаренных детей, задач такого сопровождения; - описание планируемых образовательных результатов в виде комплекса умений, которые позволят одаренным обучающимся успешно решать лингвистические задачи (в том числе олимпиадные) [14].

Организационно-содержательный компонент Образовательная функция, которая заключается в создании условий для усвоения знаний, навыков и умений в рамках образовательной области «Лингвистика», алгоритма решения лингвистических задач Содержание дополнительного образования одаренных обучающихся (9-11 классов) в рамках образовательной области «Лингвистика»: лингвистический компонент - языковой и речевой материал, комплекс лингвистических задач и кейсов; психологический компонент - совокупность знаний, умений и навыков обучающихся, которые позволят решать лингвистические задачи и кейсы; методологический компонент - стратегии, памятки, инструкции по решению лингвистических задач и кейсов [14].

Технологический компонент Управленческая функция - методический инструментарий - методы, приемы, образовательные технологии по организации сопровождения лингвистически одаренных детей с целью развития их языковых и когнитивных способностей в процессе решения лингвистических задач, практико-ориентированных заданий/кейсов по овладению коммуникативными умениями, способствующими осуществлению сотрудничества по совместному решению

2024, no 1(61), pp. 50-58 ----- ♦ ---

поставленной коммуникативной задачи с учетом погружения участников в общий коммуникативный контекст (умение решать проблемы, предлагать конструктивные решения, умение строить прогнозы, умение вести монолог/диалог, дискутировать); - методические рекомендации для практикующих учителей по организации сопровождения лингвистически одаренных детей [14]._

Описание исследования и его результатов.

Областная олимпиадная смена «Шаг в будущее» на базе Образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» была организована Департаментом образования и науки Курганской области в период с 25 по 30 ноября 2023 года. Выявление лингвистически одаренных учащихся происходило следующим образом. Для зачисления на смену обучающиеся 9-11 классов образовательных учреждений Курганской области предоставляли дипломы победителей олимпиад по английскому языку различных уровней, а также проходили входное тестирование, которое включало ряд заданий Всероссийской олимпиады школьников. В результате конкурсного отбора на смену было зачислено 17 обучающихся (5 учеников из ГБОУ «Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей», остальные из общеобразовательных школ г. Кургана, Шадринска, Шумихи, Куртамыша, с. Сафакулево).

Содержание олимпиадного интенсива по решению лингвистических задач предполагало проведение 25 часов учебных занятий. Из них 10 часов были направлены на совершенствование социокультурной компетенции обучающихся посредством изучения тем лингвострановедения и страноведения Великобритании и США. Другие 10 часов занятий были нацелены на обучение стратегиям решения олимпиадных

лингвистических задач в иноязычном аудировании, чтении, говорении и письменной речи. 4 часа были проведены в написании тренировочной олимпиады по английскому языку. После проверки работ 1 час был посвящен разбору типичных ошибок и их коррекции.

Знакомство с обучающимися и выполнение «разминочных заданий» первого занятия показали, что владение коммуникативными навыками у большинства обучающихся было на уровне выше среднего. Старшеклассники проявляли высокую заинтересованность, открытость и настойчивость в выполнении заданий. Несколько человек уже имели опыт прохождения подобных олимпиадных интенсивов. В процессе самопрезентации обучающимся было предложено записать три факта о себе на листе бумаги, прокомментировать их подробно, затем смять листы, сделав один бумажный мяч и, бросая мяч другу,

разворачивать листы и вспоминать, кто из присутствующих заполнил тот или иной лист. Ребята легко справились с заданием, практически не ошибаясь. Такое задание показало высокий уровень запоминания информации, кроме того, многие записанные факты о себе свидетельствовали о нестандартности мышления старшеклассников.

В последний день смены обучающиеся решали задания олимпиады по английскому языку уровня муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Поэтому в течение олимпиадного интенсива им были предложены упражнения из различных учебных пособий [2; 9; 10] для овладения стратегиями выполнения олимпиадных заданий: лексико-грамматических лингвистических задач, проблемно-поисковых лингвистических задач (аудирование и чтение иноязычных текстов), творческих лингвистических задач в иноязычной письменной речи, лингвистических задач на иноязычное говорение. Формы проведения занятий были различные: олимпиадный интенсив, практикум,

педагогическая мастерская, игровая гостиная. В течение всех пяти дней олимпиадного интенсива преподавателями поддерживалась нестандартность мышления школьников, приветствовались выдвигаемые идеи по выполнению заданий.

Необходимо отметить, что на занятиях были созданы условия погружения в языковую среду, все общение между преподавателями и обучающимися, между самими обучающимися велось на английском языке. В качестве разминки в начале занятий использовались интересные задания и приемы, например, заполнение ассоциативной сетки, комментирование видеоряда, мозговой штурм. В течение рабочего дня обучающихся мотивировали к использованию изученной лексики, через постоянное повторение лексических единиц на протяжении смены происходило успешное их усвоение и использование в творческих видах деятельности (говорении и письме). Опора на проблемные, проблемно-диалогические методы создания ситуаций познавательного затруднения стимулировали мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения и др. Решение проблемных ситуаций было наиболее успешным при работе обучающихся в парах и

мини-группах. Командные виды деятельности получили большой эмоциональный отклик одаренных обучающихся. Доброжелательная атмосфера на занятиях, готовность к взаимовыручке и командный дух способствовали эффективному усвоению предлагаемого языкового материала и успешной тренировке по выполнению разных олимпиадных заданий.

Кабинет, в котором проходили занятия, был оснащен современной интерактивной аппаратурой. Кроме того, модульная мебель давала возможность каждый рабочий день менять расположение столов для организации работы в парах, мини-группах или командах, в зависимости от заданий. Такая деятельность способствовала установлению дружественных контактов между обучающимися, что, несомненно, вело к более плодотворному сотрудничеству и положительно влияло на результат обучения.

Интерактивная панель с сенсорным управлением, сочетающая преимущества интерактивной доски, компьютера и мультимедийного проектора, предоставляла возможность визуализации учебного материала, реализации интерактивных заданий и обеспечению обратной связи с учениками. Мы использовали интерактивную панель не только для просмотра мультимедийных презентаций, видеоматериалов, прослушивания аудиофайлов, но и для выполнения заданий на ней с помощью карандаша-стилуса сразу несколькими учениками. Это создавало более живую и активную образовательную среду, следовательно, способствовало повышению мотивации к образовательному процессу. Также,

преподаватели могли делать заметки и аннотации, подчеркивать ключевые моменты в тексте на экране, кодировать и декодировать информацию для ее лучшего запоминания. Такая деятельность развивала навыки критического мышления, коммуникации и коллаборации на занятиях.

Для развития навыков говорения на английском языке были предложены разнообразные задания. Одно из наиболее интересных предполагало рассказать иностранному студенту о

достопримечательностях родного города, способах передвижения по нему, а также решить проблемную ситуацию по размещению иностранного гостя в гостинице. Результаты выполнения задания свидетельствовали о готовности учеников использовать английский язык для решения реальных жизненных ситуаций.

На занятиях использовались разнообразные интерактивные методы и приемы обучения (составление ментальных карт, мозговой штурм, интервью, ловушка) в процессе подготовки и решения заданий лингвистических олимпиад. Такие методы и приемы получали активный отклик, а задания выполнялись быстро и качественно.

Каждый учебный день смены обучающиеся посещали занятия по страноведению Великобритании и США. Данные занятия были особенно актуальны в связи с тем, что на уроках английского языка в общеобразовательных школах страноведческому аспекту не уделяется достаточного внимания, однако, в олимпиадах разных уровней такие задания присутствуют всегда и вызывают наибольшие затруднения. Для изучения тем «Варианты английского языка», «География», «Символы»,

«Достопримечательности», «Знаменитые люди» были предложены мини-лекции, основанные на материале пособий М.П. Козыревой, Ю.Н. Пинягина и Ю.В. Оларь [5; 8; 16], различный наглядный материал, видеоматериалы. Обучающиеся с интересом работали с британскими и американскими реалиями, заполняя таблицы, пропуски в словах, решая анаграммы, кроссворды, выполняя задания на альтернативный выбор, перекрестный выбор, упорядочение, сравнение элементов культуры англоговорящих стран и России. Работа велась в парах, мини-группах и командах. Наибольший эмоциональный отклик получило использование игровых технологий, обучающиеся играли в домино и доббль, закрепляя знание ряда реалий изучаемых стран. Кроме образовательного потенциала игровые технологии позволяли снять напряжение учебного дня, почувствовать сплоченность и поддержку друг друга.

Анализ выполнения тренировочной олимпиады по английскому языку муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников показал, что наибольшие затруднения у лингвистически одаренных обучающихся вызвали задания повышенной сложности разделов Use of English (лексико-грамматические задания) и Writing (творческие лингвистические задания в иноязычной письменной речи). Причинами могли быть недостаточная тренировка выполнения лексико-грамматических заданий олимпиадного образца в условиях школьного обучения. Преподаватели советовали увеличить практику в чтении художественной литературы на английском языке и практику в выполнении письменных коммуникативных заданий. Многие обучающиеся не были знакомы с форматами творческих лингвистических заданий в иноязычной письменной речи и выразили желание больше практиковаться в выполнении подобных заданий. Наиболее успешно обучающиеся справились с заданиями по аудированию англоязычных текстов и страноведческими олимпиадными заданиями.

В завершение олимпиадной смены состоялось ее торжественное закрытие для всех направлений обучения. Обучающиеся

направления «Лингвистика. Английский язык» самостоятельно подготовили выступление на английском языке, раскрыв специфику и содержание обучения на смене. На наш взгляд,

2024, no 1(61) ---- ♦

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

такое выступление свидетельствовало об эффективном погружении в иноязычную образовательную среду, поскольку в свободное время обучающиеся практиковали навыки иноязычного общения для выполнения конкретных коммуникативных задач.

Кроме того, по завершении олимпиадной лингвистической смены была проведена рефлексия организации занятий и работы на них. Ребята выделили важные аспекты, которым они научились на занятиях, трудности, а также те навыки, которые им удалось усовершенствовать, положительно охарактеризовали методы и приемы обучения, отметили поддержку и заинтересованность преподавателей. Вывод. Опыт апробации дополнительной общеобразовательной программы и методического инструментария для сопровождения

лингвистически одаренных обучающихся (образовательная область «Лингвистика») на областной олимпиадной смене «Шаг в будущее» на базе Образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» можно признать успешным. Для преподавателей было важным реализовать часть разработанной программы, обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, создать благоприятную стимулирующую к развитию лингвистических способностей и коммуникативных навыков атмосферу на занятиях. Для обучающихся ключевой стала возможность заниматься любимым школьным предметом в интенсивном режиме, реализуя насущную для старших подростков потребность в общении со сверстниками, а также познакомиться с различными заданиями лингвистических олимпиад и опробовать стратегии их выполнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белобородова, Н.С. Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования: экспериментальное исследование / Н.С. Белобородова, В.В. Сальникова, З.С. Ахматьянова. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - №1. - С. 18-26.

2. Гулов, А.П. Олимпиады по английскому языку для 8-11 классов. UseofEnglish. Кн. 1 : учеб. пособие / А.П. Гулов. -Обнинск : Титул, 2018. - 56 с. - (OlympiadBuilder). - Текст : непосредственный.

3. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») : рабочая прогр. / Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитарный ин-т, Каф. теории и практики герман. яз. ; сост. Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь. - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 50 с. - Текст : непосредственный.

4. Игна, О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам / О.Н. Игна. - Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2012. - №10 (125). - С. 109-113.

5. Козырева, М.П. Лингвострановедение Великобритании : учеб. пособие / М.П. Козырева, Е.В. Копшукова, Н.В. Панина. - Самара : Изд-во Самарского университета, 2021. - 124 с. - Текст : непосредственный.

6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов : утв. зам. председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 26 мая 2012 г. № 2405п-П8. - URL: https://shkolakochetovska-31.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/odaren_deti/kontsept.pdf (дата обращения: 26.01.2024). - Текст : электронный.

7. Образовательная программа «Лингвистика». О программе. - URL: https://sochisirius.ru/obuchenie/nauka/smena1233/6786 (дата обращения: 26.01.2024). - Текст : электронный.

8. Пинягин, Ю.Н. Лингвострановедение. США: история, традиции и образ жизни : учеб. пособие / Ю.Н. Пинягин ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2021. - 137 с. - http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/Pinyagin-Lingvostranovedenie-SSHA.pdf (дата обращения : 13.01.2024). - Текст : электронный.

9. Подготовка обучающихся к выполнению заданий школьного и муниципального этапов ВсОШ по английскому языку. - URL: https://olympmo.ru/news_img/20202021/teachers/presentations/engl_dragaicev.pdf. - Текст : электронный.

10. Подготовка школьников к олимпиадам по иностранным языкам: теория и практика : метод. пособие / под общ. ред. И.В. Фроловой, О.И. Трубициной. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 128 с. - Текст : непосредственный.

11. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей : материалы из опыта работы / Департамент образования Волог. обл., Волог. ин-т развития образования ; сост.: Т.Н. Михайленко, О.Ю. Туницкая ; под ред. Н.В. Афанасьевой. - Вологда : ВИРО, 2019. - 184 с. : табл. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view7tm (дата обращения: 25.01.2024). - Текст : электронный.

12. Румянцева, М.В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук / М.В. Румянцева. - Санкт-Петербург, 2006. - 188 с. - Текст : непосредственный.

13. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2fDcff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/7ysclid=lrqf9ruy2a 547663615 (дата обращения : 12.01.2024). - Текст : электронный.

14. Хильченко, Т.В. Теоретико-методологические и технологические аспекты проектирования дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область: «Лингвистика») /

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 50-58 --- ♦ ----

Т.В. Хильченко. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 5. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33017 (дата обращения: 26.01.2024).

15. Щербатых, Л.Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления лингвистически одаренных школьников / Л.Н. Щербатых // Наука и школа. - 2013. - №4. - С.36-39. - Текст : непосредственный.

16. Britain Explored = Изучение Великобритании. Учебное пособие для студентов гуманитарного института. В 2 ч. Ч. 1 / Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, каф. теории и практики герман. яз. ; сост. Ю. В. Оларь. - Шадринск : ШГПУ,

2022. - 76 с. - Текст : непосредственный. REFERENCES

1. Beloborodova N.S., Sal'nikova V.V., Ahmat'yanova Z.S. Organizaciya raboty s lingvisticheski odaryonnymi det'mi v sisteme elektronnogo obrazovaniya: eksperimental'noe issledovanie [Organization of work with linguistically gifted children in the e-education system: an experimental study]. Vestnik YUUrGGPU [HeraldSUrSHPU], 2018, no. 1, pp. 18-26.

2. Gulov A.P. Olimpiady po anglijskomu yazyku dlya 8-11 klassov. UseofEnglish. Kn. 1: ucheb. posobie [English language Olympiads for grades 8-11. Use of English. Book 1]. Obninsk: Titul, 2018. 56 p.

3. Hil'chenko T.V. (eds.) Dopolnitel'naya obshcheobrazovatel'naya (obshcherazvivayushchaya) programma dlya soprovozhdeniya odarennyh detej (obrazovatel'naya oblast' «Lingvistika»): rabochaya progr. [Additional general education (general development) program for accompanying gifted children (educational field "Linguistics")]. SHadrinsk: SHGPU, 2023. 50 p.

4. Igna O.N. «Slagaemye» lingvisticheskoj odarennosti i sposobnostej k inostrannym yazykam "Components" of linguistic giftedness and abilities to foreign languages]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2012, no. 10 (125), pp. 109-113.

5. Kozyreva M.P., Kopshukova E.V., Panina N.V. Lingvostranovedenie Velikobritanii (na anglijskom yazyke): ucheb. posobie [Linguistics and cultural studies of Great Britain]. Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta, 2021. 124 p.

6. Koncepciya obshchenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov. Kompleks mer po realizacii Koncepcii obshchenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov: utv. zam. predsedatelya Pravitel'stva RF O.YU. Golodec 26 maya 2012 g. № 2405p-P8 [The concept of a nationwide system for identifying and developing young talents. A set of measures to implement the Concept of a nationwide system for identifying and developing young talents]. URL: https://shkolakochetovska-31.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/odaren_deti/kontsept.pdf (Accessed 26.01.2024).

7. Obrazovatel'naya programma «Lingvistika». O programme [Educational program "Linguistics". About the program.]. URL: https://sochisirius.ru/obuchenie/nauka/smena1233/6786 (Accessed 26.01.2024).

8. Pinyagin YU.N. Lingvostranovedenie. SSHA: istoriya, tradicii i obraz zhizni: ucheb. posobie [Linguistic and cultural studies. USA: history, traditions and lifestyle]. Perm', 2021. 137 p. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/Pinyagin-Lingvostranovedenie-SSHA.pdf (Accessed 13.01.2024).

9. Podgotovka obuchayushchihsya k vypolneniyu zadanij shkol'nogo i municipal'nogo etapov VsOSH po anglijskomu yazyku [Preparing students to complete tasks at the school and municipal stages of Higher Education in English]. URL: https://olympmo.ru/news_img/20202021/teachers/presentations/engl_dragaicev.pdf.

10. In Frolovoj I.V. (eds.) Podgotovka shkol'nikov k olimpiadam po inostrannym yazykam: teoriya i praktika: metod. posobie [Preparing students for Olympiads in foreign languages: theory and practice]. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2013. 128 p.

11. Mihajlenko T.N. (eds.) Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennyh detej: materialy iz opyta raboty [Psychological and pedagogical support of gifted children : materials from work experience]. Vologda: VIRO, 2019. - 184 p. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm (Accessed 25.01.2024).

12. Rumyanceva M. V. Obuchenie lingvisticheski odarennyh shkol'nikov inostrannomu yazyku v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Teaching linguistically gifted students a foreign language in the context of additional education. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Sahkt-Peterburg, 2006. 188 p.

13. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 25.12.2023) [The Russian Federation. Laws. About education in the Russian Federation]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2fDcff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/?ysclid=lrqf9ruy2a 547663615 (Accessed 12.01.2024).

14. Hil'chenko T.V. Teoretiko-metodologicheskie i tekhnologicheskie aspekty proektirovaniya dopolnitel'noj obshcheobrazovatel'noj programmy dlya soprovozhdeniya odarennyh detej (obrazovatel'naya oblast' :«Lingvistika») [Theoretical, methodological and technological aspects of designing an additional general education program to accompany gifted children (educational field: "Linguistics")]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education],

2023, no. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33017 (Accessed 26.01.2024).

15. SHCHerbatyh L. N. Teoreticheskie i prikladnye aspekty vyyavleniya lingvisticheski odarennyh shkornikov [Theoretical and applied aspects of identifying linguistically gifted schoolchildren]. Nauka i shkola [Science and school], 2013, no. 4, pp. 36-39.

16. Olar'Britain YU.V. (ed.) Explored. Uchebnoe posobie dlya studentov gumanitarnogo iniversiteta. V 2 ch. CH. 1 [Studying Great Britain]. SHadrinsk: SHGPU, 2022. 76 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Т.В. Хильченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: tkhill@rambler.ru.

2024, no 1(61), pp. 50-58 ---- ♦ ---

Ю.В. Оларь, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шадринск, Россия, e-mail: julolar@gmail.com. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

T.V. Khilchenko, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: tkhill@rambler.ru.

Yu.V. Olar, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: julolar@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.