Научная статья на тему 'Структурно-содержательные компоненты методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся'

Структурно-содержательные компоненты методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвистическая одаренность / иностранный язык / сопровождение / методический инструментарий / комплекс лингвистических задач / стратегии решения лингвистических задач. / linguistic giftedness / foreign language / support / methodological tools / a set of linguistic tasks / strategies for solving linguistic tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оларь Юлия Вячеславовна

В статье рассматривается компонентный состав методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся как совокупность методик, технологий, практик, форм и приемов обучения, направленных на эффективное усвоение нового материала и реализацию возможности его применения в практической деятельности. Проблема статьи обозначена как теоретическое обоснование наиболее эффективных составляющих методического инструментария в контексте развития компонентов лингвистической одаренности. В исследовании рассмотрены некоторые организационные формы работы с одаренными обучающимися, ряд наиболее эффективных современных образовательных технологий, способствующих раскрытию потенциала лингвистически одаренных обучающихся и основанных на активных, рефлексивно-деятельностных формах и методах обучения. Результатом исследования является комплекс лингвистических задач (лексико-грамматические задачи, когнитивные задачи, проблемно-поисковые задачи, творческие задачи), решение которых способствует созданию аутентичных, коммуникативно-ориентированных ситуаций общения на иностранном языке. Также представлены примеры лингвистических задач и стратегии их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оларь Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and content components of methodological tools for supporting linguistically gifted students

The article considers the component composition of methodological tools for the support of linguistically gifted students as a set of methods, technologies, practices, forms and methods of teaching aimed at the effective assimilation of new material and the realization of the possibility of its application in practice. The problem of the article is designated as a theoretical justification of the most effective components of methodological tools in the context of the development of components of linguistic giftedness. The study examines some organizational forms of work with gifted students, a number of the most effec-tive modern educational technologies that contribute to the disclosure of the potential of linguistically gifted students and are based on active, reflexive-activity forms and methods of teaching. The result of the research is a set of linguistic tasks (lexico-grammatical tasks, cognitive tasks, problem-search tasks, creative tasks), the solution of which contributes to the creation of authentic, communicative-oriented communication situations in a foreign language. Examples of linguistic tasks and strategies for their solution are also presented.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные компоненты методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся»

innovacii, poiski, perspektivy: materialy XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Shadrinsk, 21 okt. 2022 g. [Pedagogical education: traditions, innovations, searches, prospects]. Shadrinsk: ShGPU, 2022, pp. 626-632.

15. Ushakova O.S. Razvitie rechi doshkol'nikov [Speech development of preschoolers]. Moscow: Izdatel'stvo Instituta Psi-hoterapii, 2001. 256 p.

16. Ushakova O.S. Metodika razvitija rechi detej doshkol'nogo vozrasta: metod. posobie dlja vospitatelej doshk. obraz. uchrezhdenij [Methods of speech development of preschool children : method. manual for preschool teachers. image. institutions]. Moscow: Vlados, 2003. 288 p.

17. Shadrina L.G. Sostojanie problemy razvitija svjaznoj obraznoj rechi detej v teorii doshkol'nogo i shkol'nogo obrazovanija [The state of the problem of the development of coherent figurative speech of children in the theory of preschool and school education]. Psihologo-pedagogicheskij poisk [Psychological and pedagogical search], 2008, no. 8, pp. 154-163.

18. Jakubinskij L.P. O dialogicheskoj rechi [On dialogic speech]. Izbrannye raboty. Jazyk i ego funkcionirovanie [Selected works. Language and its functioning]. Moscow, 1986, pp. 17-58. URL: https://ruthenia.ru/apr/textes/jacub/jacub1a.htm#t37 (Accessed 08.09.2023).

19. Benson J.B. Encyclopedia of Infant and Early Childhood Development. [S.l.]: Elsevier, 2020. 140 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.С. Неустроева, аспирант института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, е-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.S. Neustroeva, Graduate Student, Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru.

УДК 378.147.34 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_62

Юлия Вячеславовна Оларь

г. Шадринск

Структурно-содержательные компоненты методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся

В статье рассматривается компонентный состав методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся как совокупность методик, технологий, практик, форм и приемов обучения, направленных на эффективное усвоение нового материала и реализацию возможности его применения в практической деятельности. Проблема статьи обозначена как теоретическое обоснование наиболее эффективных составляющих методического инструментария в контексте развития компонентов лингвистической одаренности. В исследовании рассмотрены некоторые организационные формы работы с одаренными обучающимися, ряд наиболее эффективных современных образовательных технологий, способствующих раскрытию потенциала лингвистически одаренных обучающихся и основанных на активных, рефлексивно-деятельностных формах и методах обучения. Результатом исследования является комплекс лингвистических задач (лексико-грамматические задачи, когнитивные задачи, проблемно-поисковые задачи, творческие задачи), решение которых способствует созданию аутентичных, коммуникативно-ориентированных ситуаций общения на иностранном языке. Также представлены примеры лингвистических задач и стратегии их решения.

Ключевые слова: лингвистическая одаренность, иностранный язык, сопровождение, методический инструментарий, комплекс лингвистических задач, стратегии решения лингвистических задач.

Yulia Vyacheslavovna Olar

Shadrinsk

Structural and content components of methodological tools for supporting linguistically

gifted students

The article considers the component composition of methodological tools for the support of linguistically gifted students as a set of methods, technologies, practices, forms and methods of teaching aimed at the effective assimilation of new material and the realization of the possibility of its application in practice. The problem of the article is designated as a theoretical justification of the most effective components of methodological tools in the context of the development of components of linguistic giftedness. The study examines some organizational forms of work with gifted students, a number of the most effective modern educational technologies that contribute to the disclosure of the potential of linguistically gifted students and are based on active, reflexive-activity forms and methods of teaching. The result of the research is a set of linguistic tasks (lexico-grammatical tasks, cognitive tasks, problem-search tasks, creative tasks), the solution of which contributes to the creation of authentic, communicative-oriented communication situations in a foreign language. Examples of linguistic tasks and strategies for their solution are also presented.

Keywords: linguistic giftedness, foreign language, support, methodological tools, a set of linguistic tasks, strategies for solving linguistic tasks.

Различные аспекты проблемы выявления и сопровождения лингвистически одаренных детей раскрываются в ряде исследований отечественных ученых (З.С. Ахматьянова, Н.С. Белобородова, О.Н. Игна, М.В. Румянцева, В.В. Сальникова, Е.И. Шкабара, Л.Н. Щербатых и др.) в связи с актуальной потребностью общества в высокоинтеллектуальных учащихся, «обладающих большим словарным запасом, умеющих ставить незаурядные вопросы, классифицировать информацию и широко использовать накопленные знания, владеющих речевой культурой» [1, С.20]. Необходимость сопровождения одаренных детей, рассматриваемая в нашей статье как целенаправленный, структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью всей системы работы образовательной организации по выявлению, поддержке и развитию способностей одаренных детей, определяется существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в воспитании, развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими людьми. Быстро меняющийся ритм жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузки на индивида, решение сложных задач как в науке, экономике и технике, так и лингвистических задач требует высокой интеллектуальной напряженности личности, которая должна обладать творческим мышлением, социальной ответственностью, интеллектуальным потенциалом и высоким уровнем образования.

Прорывом в определении стратегических ориентиров решения многих концептуальных вопросов, связанных с одаренными детьми, является создание рабочей концепции «Одаренные дети» в 2003 г. в рамках целевой федеральной программы «Дети России» [11]. Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с сопровождением одаренных детей как в рамках образовательного пространства школы, так и в структуре дополнительного образования, остаются не раскрыты. Требуют своего решения вопросы специфики методической работы с лингвистически одаренными детьми в условиях дополнительного образования, разработки методического инструментария сопровождения (содержания, форм и методов, наиболее эффективных образовательных технологий и др.) лингвистически одаренных детей.

Терминологическое поле «одаренности» в научной среде отражает различные подходы к трактовке этого понятия (Я.П. Атласова, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.И. Панов, С. Райе, Дж. Рензулли, В.Д. Шадриков и др). Смысловым центром, вокруг которого сфокусировано большинство интерпретаций, являются способности, которые определяют достижение высоких результатов в том или ином виде деятельности.

Лингвистическая одаренность обучающихся, согласно М.В. Румянцевой, представляет собой «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной

познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [12, С.18]. Конкретизируя ряд способностей, Л. Н. Щербатых интерпретирует лингвистическую одаренность как совокупность академических и специальных иноязычных способностей, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности учащегося, обеспечивающие в конечном счете эффективность усвоения иностранного языка как учебного предмета и успешность в овладении коммуникативными иноязычными компетенциями [15].

«Слагаемые» лингвистической одаренности представлены в научной статье О.Н. Игна. Так, согласно автору, способности к иностранным языкам включают:

- комплекс способностей, обеспечивающих овладение языковыми аспектами (фонетика, грамматика, лексика) и видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование);

- когнитивные способности, которые по-разному соотносятся с аспектами языка (это объясняет наблюдаемую при изучении иностранного языка асимметрию успешности овладения тем или иным аспектом языка или видом речевой деятельности);

- языковые способности, которые являются специфическим психофизиологическим механизмом, формирующимся на основе нейрофизиологических предпосылок;

- языковые способности, которые определяют готовность к пониманию и производству речи;

- языковые способности, языковая догадка и чувство языка [6].

Л. И. Сидоренкова определяет так называемый вербальный интеллект (быстрая, грамотная и беглая речь с правильным произношением и интонационным рисунком) на первое место в структуре языковых способностей. Далее следуют высокий уровень владения речевой деятельностью (речевая готовность, языковая и речевая активность, вариативность выбора языковых средств и способов для их адекватного применения, мобильность использования языковых и речевых средств в соответствии с речевым контекстом) и когнитивные процессы (восприятие, память, мышление и воображение). Центральным звеном в структуре языковых способностей выступает словесно-логическое мышление [13, С. 14-15].

Обращение к «слагаемым» лингвистической одаренности является обязательным условием качественной разработки структурно-содержательных компонентов методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся.

Под методическим инструментарием в современном научном дискурсе понимают совокупность методик, технологий, практик, форм и приемов обучения, направленных на эффективное усвоение нового материала и реализацию возможности его применения в практической деятельности. Также методический инструментарий может включать

63

различные инструменты и средства, дающие возможность педагогам разрабатывать инновационные учебные программы, которые основаны на современных технологиях обучения и методиках взаимодействия с обучающимися.

Методический инструментарий, являющийся необходимым элементом образовательного процесса, направлен на решение следующих задач:

1) планирование и организация образовательного процесса,

2) разработка учебных программ и курсов,

3) подбор форм, методов и приемов работы с обучающимися,

4) оценка эффективности обучения,

5) создание банка обучающих материалов,

6) повышение квалификации педагогов.

Исследователи утверждают, что методический

инструментарий способствует развитию креативности, логического мышления, аналитических способностей и самостоятельности. Следовательно, разработка и использование необходимого методического инструментария создает комфортную и интересную обстановку на занятии, повышает мотивацию обучающихся, что ведет к достижению наилучших результатов в учебной деятельности.

Структурно-содержательный состав методического инструментария лингвистически одаренных обучающихся включает следующие компоненты:

1) формы работы,

2) методы и приемы обучения,

3) средства обучения,

4) виды обучения,

5) программно-планирующая документация,

6) методические разработки,

7) аналитические материалы.

Использование методического инструментария основано на ряде принципов: принцип активизации познавательной деятельности обучающихся, принцип индивидуализации обучения, принцип создания благоприятной образовательной среды, принцип формирования готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности и саморазвитию [3]. Выбор методического инструментария зависит от цели и содержания обучения, особенностей конкретных обучающихся и поставленных педагогических задач.

Анализ научной литературы по вопросам сопровождения лингвистически одаренных детей привел нас к формулированию проблемы исследования: на сегодняшний день большое значение придается развитию потенциала лингвистически одаренных школьников. В связи с этим возникает необходимость теоретически обосновать наиболее эффективные компоненты методического инструментария для работы с лингвистически одаренными обучающимися в контексте развития компонентов лингвистической одаренности (организационные формы работы, методы, приемы и средства сопровождения лингвистически одаренных обучающихся, комплекс лингвистических задач и алгоритм их решения).

64

Компоненты методического инструментария сопровождения лингвистически одаренных обучающихся направлены на развитие языковых и когнитивных способностей обучающихся в процессе решения комплекса лингвистических задач, а также практико-ориентированных кейсов по овладению коммуникативными умениями.

На сегодняшний день актуальной является интеграция общеобразовательной школы и высшего учебного учреждения в системе дополнительного образования. Вузовские методики преподавания могут быть адаптированы в целях интенсификации обучения одаренных школьников. Организационные формы работы с одаренными обучающимися включают олимпиады различного уровня, конкурсы сочинений, чтецов, переводов и т. п., фестивали, языковые лагеря, профильные классы, творческие мастерские, кружки, научные конференции, интеллектуальные марафоны, недели иностранных языков и т. д. На наш взгляд, все формы работы с лингвистически одаренными обучающимися эффективны при условии существования надлежащей научно-организационной базы.

Участие в олимпиадах имеет целью подготовку творчески саморазвивающейся личности в одном или нескольких видах деятельности на основе самоактуализации сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит качественное совершенствование образовательного уровня обучающегося [7]. Выполнение олимпиадных заданий требует тщательной подготовки, развития нестандартного мышления и творческого подхода.

Подготовка и участие в различных конкурсах (сочинений, чтецов, переводов) помимо важного мотивационного аспекта способствует формированию и совершенствованию навыков мыслительной деятельности, социального взаимодействия, поиска решений поставленных задач, выработке системного мышления, развитию творческих способностей школьников.

Творческие мастерские, кружки, профильные классы предлагают в малых группах под руководством преподавателя погрузиться в творческий процесс в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Подготовка и участие в научных конференциях, интеллектуальных марафонах способствуют приобретению навыков самостоятельной работы, а также предоставляет обучающимся возможность проверить свой потенциал в научной деятельности [10].

Особой эффективной формой работы с лингвистически одаренными обучающимися является организации языкового лагеря - варианта программы отдыха детей и подростков, в котором овладение иностранным языком является ключевой составляющей, т.к. в подобных условиях возможно создание аутентичной среды и поликультурного пространства, благодаря вовлечению всех сфер личности: мотивации, интеллекта, поведения, навыков и умений. Идентичность лингвистического лагеря объясняется

особенностями изучения иностранного языка в условиях частичного или полного погружения в среду языка [4]. Лингвистический материал языкового лагеря - страноведческая информация, проблемные темы современности, занимательные аспекты иностранного языка. Важным организационным моментом представляется использование современных личностно-ориентированных образовательных технологий обучения иностранным языкам. Учебные занятия и развлекательные мероприятия в языковом лагере имеют игровую, проектную и исследовательскую направленность, реализуемую в совместной деятельности обучающихся.

Рассмотрим ряд наиболее эффективных на наш взгляд современных образовательных технологий, способствующих раскрытию потенциала лингвистически одаренных обучающихся и основанные на активных, рефлексивно-деятельностных формах и методах обучения: проблемно-модульное обучение, эвристическое обучение, проектное обучение, интерактивное обучение.

Технология проблемно-модульного обучения способствует формированию творческого мышления, эффективному и прочному усвоению знаний, которые обучающиеся добывают в ходе активного поиска решения поставленных проблем, воспитанию активной творческой личности, нацеленной на самостоятельную постановку и решение проблем. Данная технология включает частично-поисковые методы (обучающиеся участвуют в коллективном поиске решения проблем под руководством преподавателя), проблемные методы (обучающиеся участвуют в решении задач познавательного затруднения, стимулирующие различные мыслительные операции), а также кейсовый метод (обучающиеся анализируют проблемные ситуации в мини-группах и представляют результат в виде творческого продукта) [9].

Эвристическое обучение по определению А.В. Хуторского, это «обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» [14]. Формами и методами эвристического обучения являются: метод прогнозирования, метод вживания, метод целеполагания, метод учета взглядов других людей, метод списка свойств и др. Наиболее популярным методом является эвристическая беседа. Продуктами эвристического обучения считаются поделки, сочинения, брошюры и т. п. В процессе эвристического обучения учащиеся совершают умственные действия синтеза, анализа, обобщения, классификации, систематизации информации и др., ведущие к развитию интеллектуальных способностей и исследовательских умений.

Проектное обучение нацелено на самостоятельное планирование и разработку решения некой проблемы или задачи. В процессе подготовки учебного проекта обучающиеся создают конечный продукт, готовят и представляют его, обсуждают с дру-

гими обучающимися и преподавателем на иностранном языке. Такой вид проектов, как межпредметные исследовательские проекты, отражают интересы самих обучающихся в различных областях научного знания, имеют практико-ориентированный характер и развивают навыки коммуникации, исследовательской деятельности и сотрудничества [8].

Интерактивное обучение лингвистически одаренных обучающихся предполагает использование таких методов и приемов, как фишбоун, идейная сетка, карусель, дерево решений, социологический опрос, незаконченное предложение, групповой рассказ, ролевая игра, дебаты и т.д. Важной характеристикой данной технологии является исключение доминирования какого-либо участника или идеи. Происходит формирование творческой личности, обладающей высокой познавательной активностью [2].

В настоящее время активно используются смешанные формы обучения, сочетающие различные технологии, методы и приемы.

В процессе сопровождения лингвистически одаренных обучающихся используются следующие средства обучения: учебно-методические пособия, аудио- и видеоматериалы, схемы и таблицы, карточки, интерактивные доски, Интернет-ресурсы.

Процесс сопровождения лингвистически одаренных обучающихся основан на создании аутентичных, коммуникативно-ориентированных ситуаций общения на иностранном языке в процессе решения комплекса лингвистических задач, включающих:

1) лексико-грамматические задачи,

2) когнитивные задачи,

3) проблемно-поисковые задачи,

4) творческие задачи.

Решение лингвистических задач - это конкретное лингвистическое исследование, в процессе которого используются приемы логического анализа, синтеза, сравнения и т.п. Охарактеризуем виды лингвистических задач, входящих в методический инструментарий сопровождения лингвистически одаренных обучающихся с примерами и опишем стратегии их решения.

Лексико-грамматические лингвистические задачи покрывают разнообразный языковой материал, лингвистические явления и методы решения. В задачи включены следующие разделы языкознания: фонетика, графика, орфография, морфология, синтаксис, семантика. В данную категорию включены задачи на словообразование, подбор синонимов / антонимов к словам или словосочетаниям, внутриязыковое перефразирование, перекрестный выбор, а также различные кроссворды, загадки, ребусы.

Примеры лексико-грамматических лингвистических задач:

1) Лингвистическая задача на словообразование.

Определите значение однокоренных слов: economy, economics, economic, economical, economize, economist.

Стратегия решения лингвистической задачи на словообразование: - выделить основу слова, -

65

вспомнить суффиксы существительного, глагола, прилагательного, - перевести интернациональные слова, - в случае затруднения догадаться о значении слов по контексту (обучающимся даются предложения с данными словами).

2) Лингвистическая задача на внутриязыковое перефразирование.

Дополните второе предложение так, чтобы оно имело такое же значение, что и первое предложение, используя ключевое слово. Не изменяйте ключевое слово. Вы должны использовать от двух до пяти слов, включая ключевое слово.

A very friendly taxi driver drove us into town.

DRIVEN

We _ a very friendly

taxi driver.

Ответ: were driven into town by [5. C.45]

Стратегия решения лингвистической задачи на внутриязыковое перефразирование: - прочитать первое предложение, ключевое слово и второе предложение, - определить, какая информация из первого предложения не отражена во втором предложении, - подобрать синоним и / или грамматическую конструкцию для второго предложения, - убедиться, что ключевое слово употреблено без изменений, - убедиться, что использовали допустимое количество слов, не сделали орфографических ошибок, - убедиться, что второе предложение имеет то же значение, что и первое.

3) Лингвистическая задача на решение анаграмм.

Заполните пропуски словами, в которых перепутаны буквы:

a. It presented Stroeve's idea of the proper _for an artist. (EENTMVIRONN)

b. I hope all of us do understand the_of

this meeting. (SIVSITYIENT)

c. Increasing_ could reduce effectiveness. (DETINAONTIFFIRE)

Ответ: a. environment b. sensitivity c. differentiation

Стратегия решения лингвистической задачи на решение анаграмм: - прочитать предложение и определить часть речи пропущенного слова, - постараться подобрать пропущенное слово так, чтобы предложение имело смысл, - подобрать синонимы к предполагаемому слову, - сверить синонимы с перепутанными буквами, - нарисовать круг и расположить буквы перепутанного слова вокруг него, - переворачивать лист или переписывать буквы в другом порядке, - отгадав слово, прочитать с ним предложение и убедиться, что оно верно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решая подобные лексико-грамматические задачи возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа обучающихся с использованием интерактивных технологий (идейная сетка, мозговой штурм), частично-поисковых методов (работа со словарем), эвристической беседы (с преподавателем). В результате развиваются способности, обеспечивающие овладение различными языковыми аспектами.

Когнитивные лингвистические задачи требуют использования когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение и принятие решений). Выполнение таких задач способствует развитию когнитивных способностей, которые важны для самообразования, развития креативного мышления, концентрации на деятельности. К когнитивным лингвистическим задачам мы относим задачи на упорядочение, задачи на развитие лингвокреативного мышления, задачи на прогнозирование, задачи на кодирование, задачи на группировку, задачи на усвоение культурных компонентов и др. Такие коммуникативные задачи предполагают восстановление логической последовательности в наборе картинок, обнаружение недостающих элементов в тексте или изображении, формулирование инструкций партнеру для выполнения действий и т. д.

Примеры когнитивных лингвистических задач:

1) Лингвистическая задача на упорядочение.

Составьте связный текст из разрозненных

предложений или абзацев.

Стратегия решения лингвистической задачи на упорядочение: - внимательно прочитайте все предложения / абзацы, - постарайтесь догадаться о значении незнакомых слов по контексту, - переставьте предложения / абзацы в том порядке, какой считаете нужным, - прочитайте текст, осмыслив его, - при необходимости поменяйте порядок предложений / абзацев.

2) Лингвистическая задача на усвоение культурных компонентов.

Объясните, что означают надписи и предположите, где они могут встречаться: No parking; No smoking; Private drive. No through traffic.

Стратегия решения лингвистической задачи на усвоение культурных компонентов: - внимательно прочитайте надпись, - постарайтесь догадаться о значении незнакомых слов по контексту, -представьте место, где эта надпись может быть написана, опираясь на ключевое слово, - подберите синонимы к словам и всей фразе, - объясните значение фразы и назовите место, где она может быть использована.

3) Лингвистическая задача на прогнозирование.

Прочитайте заголовки текстов и скажите, о

чем может идти речь:

Breaking the ice.

Obento - a tasty tradition.

Animals in the air.

Стратегия решения лингвистической задачи на прогнозирование: - внимательно прочитайте надпись, - постарайтесь догадаться о значении незнакомых слов по контексту, - подберите ассоциации к словам заголовка, - выскажите предположения о содержании текста и обсудите другие услышанные варианты.

В процессе решения когнитивных лингвистических задач возможно использование приемов интерактивного обучения (мозговой штурм), кейсо-вого метода (при решении задачи в мини-группах),

проблемного метода. Такая форма работы как лингвистический квест предполагает решение различных типов лингвистических задач в процессе прохождения серии этапов в командах.

Кроме того, возможна организация лингвост-рановедческого квиза в форме дидактической игры, ориентированной на формирование социокультурного и социолингвистического компонентов коммуникативной компетенции обучающихся. Данное направление включает задачи на альтернативный выбор, перекрестный выбор, упорядочение, завершение высказывания с применением информационно-коммуникационных технологий, задачи на сравнение элементов культуры англоговорящих стран и России, задачи на сопоставление английских и русских пословиц, задачи на составление схем, таблиц, диаграмм, графиков, ребусов, шифровок, чайнвордов с реалиями Великобритании и США в области географии, истории, литературы, знаменитых людей, традиций, культурных особенностей.

Проблемно-поисковые задачи предполагают создание проблемной ситуации, решение которой будет способствовать открытию нового знания или действия. Необходимо следить, чтобы такие задачи соответствовали интеллектуальным возможностям обучающихся. Проблемные ситуации, основанные на жизненном опыте, могут быть разных видов: ситуации-иллюстрации, ситуации-оценка, ситуации-упражнения. Такие лингвистические задачи учат самостоятельному поиску решения в процессе добывания необходимой информации. Проблемно-поисковые задачи используются в работе с лингвистически одаренными обучающимися для формирования и совершенствования навыков аудирования и чтения (задания, предполагающие разный уровень проникновения в содержание текста, выделение ключевых слов/фраз/предложений, определение отношения автора, краткий пересказ текста, выражение мнения по тексту, выполнение задания в ограниченное время), говорения и письма.

Примеры проблемно-поисковых лингвистических задач:

1) Лингвистическая задача на аудирование с пониманием основного содержания текста.

Прослушайте интервью и заполните пропуски в предложениях:

a. Clair feels excited about ...

b. Claire chooses to spend the evening in ...

c. A guided tour of Nowa Huta costs ... euros.

d. The tour lasts ... .

Стратегия решения лингвистической задачи на аудирование с пониманием основного содержания текста: - перед прослушиванием внимательно прочитайте предложения с пропусками, - перед прослушиванием постарайтесь определить, какой ассоциативный ряд слов и какие синонимы для этих слов могут быть использованы в записи, - перед прослушиванием постарайтесь догадаться, какие слова могут быть в пропусках, - во время прослушивания обращайте внимание на ту информа-

цию, которую необходимо дополнить в предложениях, - в паузе между прослушиваниями заполните пропуски, - во время второго прослушивания проверьте заполненную информацию и / или измените её, - после второго прослушивания прочитайте предложения и убедитесь, что они верны по смыслу и грамматически правильны, - убедитесь, что не оставили незаполненных предложений.

2) Лингвистическая задача на краткий пересказ текста.

Прочитайте текст. Выпишите 2-3 ключевых слова из каждого параграфа. Кратко перескажите прочитанный текст, используя ключевые слова.

Стратегия решения лингвистической задачи на краткий пересказ текста: - бегло прочитайте текст, стараясь понять его основное содержание, -прочитайте первый параграф и подчеркните 2-3 ключевых слова, которые помогут запомнить содержание параграфа, - сделайте то же самое с остальными параграфами, - выпишите ключевые слова в тетрадь, - потренируйтесь пересказывать текст про себя с использованием ключевых слов.

3) Выполнение задания кейса.

Представьте, что вам нужно сделать доклад на

собрании школьного клуба по робототехнике, чтобы проинформировать о типах существующих роботов. Ваша задача замотивировать партнеров к участию в проекте по разработке роботов совместно с иностранными коллегами.

Стратегия решения кейса: - в мини-группе обозначьте проблему и сформулируйте цель и задачи ее выполнения, - распределите выполнение задач между членами мини-группы, - индивидуально подготовьте решение задач, - представьте информацию в своей мини-группе, - обсудите информацию совместно с членами группы, - проанализируйте степень практического выполнения кейса, - предложите пути совершенствования решения кейса, - представьте продукт кейса в классе, - ответьте на вопросы одноклассников.

В процессе решения проблемно-поисковых лингвистических задач применяются методы и приемы проблемно-модульной технологии (обучающиеся участвуют в решении задач познавательного затруднения, стимулирующие различные мыслительные операции), а также кейсовый метод (обучающиеся анализируют проблемные ситуации в мини-группах и представляют результат в виде творческого продукта). Процесс обучения лингвистически одаренных детей способствует развитию их языковых и когнитивных способностей в процессе решения лингвистических задач, практико-ориентиро-ванных заданий / кейсов по овладению коммуникативными умениями, способствующими осуществлению сотрудничества по совместному решению поставленной коммуникативной задачи с учетом погружения участников в общий коммуникативный контекст (умение решать проблемы, предлагать конструктивные решения, умение строить прогнозы, умение вести монолог/диалог, дискутировать).

Творческие лингвистические задачи нацелены на актуализацию творческого потенциала лингвистически одаренных обучающихся в процессе совершенствования навыков говорения и письма. Предлагаемые задания включают написание истории, письма или эссе по предложенной теме; письменное или устное составление отчета, рецензии; анализ графика или диаграммы, отчет о прошедшем мероприятии, статья или рассказ с опорой на картинку и обязательным употреблением определенных слов, монолог-сообщение в рамках определенной ситуации, выполнение задания кейса (анализ проблемной ситуации в мини-группах и презентация творческого продукта: репортаж, пресс-релиз, презентация и т.п.).

Примеры творческих лингвистических задач:

1) Лингвистическая задача на составление рассказа.

В кругу первый человек начинает рассказ с любого предложения. Можно заранее обговорить жанр будущего рассказа. Следующий человек подхватывает, продолжая повествование, и так далее. Задача каждого игрока - своей фразой придать сюжету неожиданный поворот или поставить следующего человека в затруднительное положение. Если участник думает больше трех секунд, он выходит из круга.

2) Лингвистическая задача «Ролевая игра».

Каждый обучающийся получает роль и общую тему для обсуждения. Задача участников - вести полемику от лица своего персонажа. Отрабатывается умение постановки вопросов различного типа и ответов на них, способность посмотреть на проблему под разными углами, развиваются коммуникативные навыки.

3) Лингвистическая задача «Создание книги».

Данная задача может выполняться как индивидуально, так в группе. Техника выполнения книги - различная, от рукописной до электронной. Тему может предложить преподаватель или сами обучающиеся.

Стратегии решения творческих лингвистических задач содержат: - групповое решение задач с применением интерактивных приемов (мозговой штурм, карусель, фишбоун, дерево решений), - обсуждение (дискуссия) и раскрытие пунктов выполнения задания устно на английском языке, - выполнение задания индивидуально дома, - самоконтроль выполнения задачи, - представление решения творческой лингвистической задачи в классе, - обсуждение и корректировка выполнения творческой лингвистической задачи.

В заключение необходимо отметить, что методический инструментарий для работы с лингвистически одаренными обучающимися в контексте развития компонентов лингвистической одаренности (организационные формы работы, методы, приемы и средства сопровождения лингвистически одаренных обучающихся, комплекс лингвистических задач и алгоритм их решения) используется в содержании дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения лингвистически одаренных обучающихся. На наш взгляд, теоретическое обоснование структурно-содержательного компонентного состава методического инструментария положит основу применения разработанной дополнительной программы на практике. В результате освоения программы обучающиеся будут иметь практические навыки решения различных олимпиадных лингвистических задач, владеть навыками исследовательской деятельности, коммуникативными навыками, необходимыми в процессе сотрудничества по решению различных лингвистических задач.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Методический инструментарий сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») (№ 16-344 от 26мая 2023 г.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белобородова, Н.С. Организация работы с лингвистически одаренными детьми в системе электронного образования: экспериментальное исследование / Н.С. Белобородова, В.В. Сальникова, З.С. Ахматьянова. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - № 1. - С. 18-26.

2. Двоянова, М.С. Интерактивное обучение: Методика применения в педагогической деятельности / М.С. Двоя-нова. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/07/12/interaktivnoe-obuchenie-metodika-primeneniya-v-:~:text (дата обращения: 28.07.2023). - Текст : электронный.

3. Емельяненко, Ю.В. Методический инструментарий куратора учебной группы: понятие и характеристика / Ю.В. Емельяненко. - URL: https://ripo. by/index. php?id=3935&ysclid=ljsggdlqwk224343576 (дата обращения: 20.08.2023). - Текст : электронный.

4. Глумова, Е.П. Языковой лагерь как форма организации дополнительного образования по иностранному языку в современных условиях / Е.П. Глумова, Е.М. Елхимова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-lager-kak-forma-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-inostrannomu-yazyku-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 16.08.2023). - Текст : электронный.

5. Гулов, А.П. Олимпиады по английскому языку для 8-11 классов. Use of English. Книга 3 : учеб. пособие / А.П. Гулов. - Обнинск : Титул, 2018. - 64 с. - (Olympiad Builder). - Текст : непосредственный.

6. Игна, О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам / О.Н. Игна. -Текст : электронный // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 10 (125). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slagaemye-lingvisticheskoy-odarennosti-i-sposobnostey-k-inostrannym-yazykam (дата обращения: 03.08.2023).

7. Казарбин, А.В. Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников / А.В. Казарбин, Ю.В. Лунина. - Текст непосредственный //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 1 (14). - С. 57-59.

8. Кузнецова, О.Г. Сущность, цели и задачи проектного обучения как часть исследовательской деятельности школьников / О.Г. Кузнецова. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/6916347ysclid4lkxv2ltfj748563915 (дата обращения: 11.08.2023). - Текст : электронный.

9. Павлов, А.К. Применение и использование педагогическое технологии проблемно-модульного обучения в образовательной практике / А.К. Павлов. - URL: https://www.institute-of-education.com/broadcasts/193 (дата обращения: 12.08.2023). - Текст : электронный.

10. Поморцева, Н.П. Научно-практическая конференция как форма организации научно-исследовательской работы лингвистически одаренных школьников / Н.П. Поморцева, Д.Р. Сабирова. - Текст : электронный // Теория и методика обучения и воспитания. - 2023. - Т. 8, вып. 6. - С. 614-620. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-kak-forma-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-lingvisticheski-odarennyh-shkolnikov/viewer (дата обращения: 11.08.2023).

11. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - Москва, 2003. - 34 с. - URL: https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf/ (дата обращения: 20.08.2023). - Текст : электронный.

12. Румянцева, М.В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук / М.В. Румянцева. - Санкт-Петербург, 2006. - 188 с. - Текст : непосредственный.

13. Сидоренкова, Л.И. Возрастные различия в структуре языковых способностей и возможности их учета в процессе обучения иностранному языку / Л.И. Сидоренкова. - Текст : непосредственный // Психология обучения. - 2008. -№ 10. - С. 14-28.

14. Хуторской, А.В. Эволюция эвристического обучения, его принципы и методика / А.В. Хуторской. - Текст : электронный // Вестник Института образования человека. - 2014. - № 2. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1691951833&tld=ru&lang=ru&name=Eidos-Vestnik2014-210-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 21.08.2023).

15. Щербатых, Л.Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления лингвистически одаренных школьников / Л.Н. Щербатых. - Текст : электронный // Наука и школа. - 2013. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty-vyyavleniya-lingvisticheski-odarennyh-shkolnikov (дата обращения: 03.08.2023).

REFERENCES

1. Beloborodova N.S., Sal'nikova V.V., Ahmat'janova Z.S. Organizacija raboty s lingvisticheski odarennymi det'mi v sisteme jelektronnogo obrazovanija: jeksperimental'noe issledovanie [Organization of work with linguistically gifted children in the e-education system: an experimental study]. Vestnik JuUrGGPU [HeraldSUrSHPU], 2018, no. 1, pp. 18-26.

2. Dvojanova M.S. Interaktivnoe obuchenie: Metodika primenenija v pedagogicheskoj dejatel'nosti [Interactive learning: Methods of application in pedagogical activity]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/07/12/inter-aktivnoe-obuchenie-metodika-primeneniya-v-:~:text (Accessed 28.07.2023).

3. Emel'janenko Ju.V. Metodicheskij instrumentarij kuratora uchebnoj gruppy: ponjatie i harakteristika [Methodological tools of the curator of the study group: concept and characteristics]. URL: https://ripo.by/index.php?id=3935&ysclid=ljsgg-dlqwk224343576 (Accessed 20.08.2023).

4. Glumova E.P., Elhimova E.M. Jazykovoj lager' kak forma organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija po inostrannomu jazyku v sovremennyh uslovijah [Language camp as a form of organization of additional education in a foreign language in modern conditions]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-lager-kak-forma-organizatsii-dopolnitelnogo-obra-zovaniya-po-inostrannomu-yazyku-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (Accessed 16.08.2023).

5. Gulov A.P. Olimpiady po anglijskomu jazyku dlja 8-11 klassov. Use of English. Kniga 3: uchebnoe posobie [English Language Olympiads for grades 8-11. Use of English. Book 3]. Obninsk: Titul, 2018. 64 p.

6. Igna O.N. «Slagaemye» lingvisticheskoj odarennosti i sposobnostej k inostrannym jazykam ["Terms" of linguistic gift-edness and abilities for foreign languages]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2012, no. 10 (125). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/slagaemye-lingvisticheskoy-odarennosti-i-sposobnostey-k-inostrannym-yazykam (Accessed 03.08.2023).

7. Kazarbin A.V., Lunina Ju.V. Olimpiady shkol'nikov kak indikator kachestva obrazovanija (na primere fiziko-ma-tematicheskoj podgotovki shkol'nikov [Olympiads of schoolchildren as an indicator of the quality of education (on the example of physical and mathematical training of schoolchildren]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologija [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2016, no. 1 (14), pp. 57-59.

8. Kuznecova O.G. Sushhnost', celi i zadachi proektnogo obuchenija kak chast' issledovatel'skoj dejatel'nosti shkol'nikov [The essence, goals and objectives of project-based learning as part of the research activities of schoolchildren]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/691634?ysclid=llkxv2ltfj748563915 (Accessed 11.08.2023).

9. Pavlov A.K. Primenenie i ispol'zovanie pedagogicheskoe tehnologii problemno-modul'nogo obuchenija v obrazovatel'noj praktike [Application and use of pedagogical technology of problem-based modular training in educational practice]. URL: https://www.institute-of-education.com/broadcasts/193 (Accessed 12.08.2023).

10. Pomorceva N.P., Sabirova D.R. Nauchno-prakticheskaja konferencija kak forma organizacii nauchno-issledovatel'skoj raboty lingvisticheski odarennyh shkol'nikov [Scientific and practical conference as a form of organizing research work of linguistically gifted schoolchildren]. Teorija i metodika obuchenija i vospitanija [Theory and methodology of teaching and upbringing], 2023, vol. 8, issue. 6, pp. 614-620. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-kak-forma-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-lingvisticheski-odarennyh-shkolnikov/viewer (Accessed 11.08.2023).

11. Rabochaja koncepcija odarennosti [Working concept of giftedness]. Moscow, 2003. 34 p. URL: https://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf/ (Accessed 20.08.2023).

12. Rumjanceva M.V. Obuchenie lingvisticheski odarennyh shkol'nikov inostrannomu jazyku v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija. Dis. kand. ped. nauk [Teaching linguistically gifted schoolchildren a foreign language in conditions of additional education. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Sankt-Peterburg, 2006. 188 p.

13. Sidorenkova L.I. Vozrastnye razlichija v strukture jazykovyh sposobnostej i vozmozhnosti ih ucheta v processe obuchen-ija inostrannomu jazyku [Age differences in the structure of language abilities and the possibility of taking them into account in the process of teaching a foreign language]. Psihologija obuchenija [Psychology of learning], 2008, no. 10, pp. 14-28.

14. Hutorskoj A.V. Jevoljucija jevristicheskogo obuchenija, ego principy i metodika [Evolution of heuristic learning, its principles and methodology]. Vestnik Instituta obrazovanija cheloveka [Bulletin of the Institute of Human Education], 2014, no. 2. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1691951833&tld=ru&lang=ru&name=Eidos-Vestnik2014-210-Khu-torskoy.pdf (Accessed 21.08.2023).

15. Shherbatyh L.N. Teoreticheskie i prikladnye aspekty vyjavlenija lingvisticheski odarennyh shkol'nikov [Theoretical and applied aspects of identifying linguistically gifted schoolchildren]. Nauka i shkola [Science and School], 2013, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty-vyyavleniya-lingvisticheski-odarennyh-shkolnikov (Accessed 03.08.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.В. Оларь, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: julolar@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Yu.V. Olar, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: julolar@gmail.com.

УДК 37.016:51 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_70

Марина Юрьевна Пермякова г. Шадринск

О некоторых особенностях подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по математике

темы «Производная функции»

Статья посвящена достаточно актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. Автор выделяет типы задач по теме «Производная», которые могут быть представлены в контрольно-измерительных материалах экзамена по математике. Это задачи, в которых по заданной функции необходимо определить свойства производной, и задачи, в которых по заданной производной необходимо определить свойства функции. Для каждой из этих групп определены виды задач, которые включают задачи на касательную, монотонность, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения функции. Обращается внимание, что не все из выделенных видов задач можно найти на страницах школьных учебников алгебры, а для решения задач выделенных типов основным для учащихся является умение «читать» свойства функции в зависимости от способа её задания. В статье подчеркивается, что предъявление задач в виде дифференцированных тестовых заданий имеет огромный потенциал и может использоваться в качестве интенсивного тренинга в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. Особое внимание автор обращает в этих задачах на графический способ задания функции или её производной.

Ключевые слова: производная, график производной, свойства функции, свойства производной, экстремумы, касательная.

Marina Yuryevna Permyakova

Shadrinsk

Some features of preparation of the Unified State Exam tasks in mathematics on the

theme "Derivative of a function"

The article is devoted to the urgent problem of preparing students for the Unified State Exam in mathematics. The author identifies types of tasks on the topic "Derivative" that can be presented in test materials for a mathematics exam. These are tasks in which it is necessary to determine the properties of the derivative by a given function and tasks in which it is necessary to determine the properties of the function by a given derivative. For each of these groups, the types of problems are defined. They include tangent problems, monotonicity, extremes, the largest and smallest values of the function. Attention is drawn to the fact that not all of the selected types of tasks can be found on the pages of school textbooks of algebra and for solving problems of selected types, the main thing for students is the ability to "read" the properties of a function, depending on the way it is assigned. The article emphasizes that the presentation of tasks in the form of differentiated test tasks has a huge potential and can be used as an intensive training in the preparation of students for the Unified State Exam in mathematics, the author pays special attention in these tasks to the graphical way of setting a function or its derivative.

Keywords: derivative, derivative graph, function properties, derivative properties, extrema, tangent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.