Научная статья на тему 'Использование потенциала компетентностных задач в оценке лингвистической одаренности обучающихся: к постановке проблемы'

Использование потенциала компетентностных задач в оценке лингвистической одаренности обучающихся: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / COMPETENCY-BASED TASK / LINGUISTIC TALENT / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Наталия Николаевна, Губа Павел Сергеевич

Рассматривается возможность использования компетент-ностных задач при выявлении лингвистической одаренности. Предполагается, что компетентностные задачи способствуют индивидуализации способов деятельности одаренного учащегося. Приводятся определения и примеры компетентностных и лингвистических задач. Дается сравнительно-сопоставительный анализ компетентностных и лингвистических задач, а также задач для обучающихся с признаками одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using competency-based tasks for evaluating students'' linguistic talent: defining issues

The authors examine the use of competency-based tasks in revealing the linguistic talent. It is supposed that competency-based tasks favour the individualization of talented student's work methods. The definitions and examples of competency-based and linguistic tasks are given. The article provides the contrastive analysis of competency-based and linguistic tasks, as well as tasks for talented students.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала компетентностных задач в оценке лингвистической одаренности обучающихся: к постановке проблемы»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 371 + 372.8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАЧ В ОЦЕНКЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Н.Н. Абакумова, П.С. Губа

Аннотация. Рассматривается возможность использования компетент-ностных задач при выявлении лингвистической одаренности. Предполагается, что компетентностью задачи способствуют индивидуализации способов деятельности одаренного учащегося. Приводятся определения и примеры компетентностных и лингвистических задач. Дается сравнительно-сопоставительный анализ компетентностных и лингвистических задач, а также задач для обучающихся с признаками одаренности.

Ключевые слова: компетентностные задачи; лингвистическая одаренность; иностранный язык.

В связи с процессами модернизации российского образования, все актуальнее становится вопрос поиска адекватных методов диагностики обучающихся, в том числе и одаренных. Нормативные и стратегические документы последних лет, такие как Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г., Пр-271), «Закон об образовании в РФ», Послание президента к Федеральному собранию и пр., определяют работу с одаренными учащимися как отдельное направление, которое специально организуется и поддерживается учреждениями общего и дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.

Согласно указанным документам основное направление деятельности определено как разработка и внедрение системы обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений [1]. Теоретические и методические основания для организации образовательного процесса с одаренными обучающимися обобщены российскими учеными и представлены в «Рабочей концепции одаренности» [2]. Однако данная концепция указывает на дискус-сионность вопроса, связанного с понятием «одаренные дети», а также о частоте проявления детской одаренности и методах ее диагностики, варьируются названия видов одаренности и их количество и т.д.

Активное использование практики компетентностного подхода на всех уровнях образования инициирует процессы дидактикометодического и научного сопровождения [3] - разработка специальных учебных программ, методических пособий, диагностического инструментария и пр. Инновации, используемые при изучении иностранного языка, имеют достаточно широкое организационное разнообразие. Исследователи [1, 2, 4] разрабатывают проблему эффективности применения различных вариантов методического обеспечения процесса изучения иностранного языка, в том числе и компетентностных задач.

В своей работе мы ссылаемся на исследования Н.Н. Журба [5], в которых наиболее полно, с педагогической точки зрения, обосновываются характеристики одаренности: 1) уровень интеллектуального развития; 2) творческий потенциал; 3) специальные способности или возможности; 4) познавательная активность. Для нас представляет интерес возможность проявления указанных характеристик одаренности в учебном процессе через решение обучающимися компетентностных задач.

Опираясь в своей работе на теорию когнитивной сложности учебных задач Б. Блума [6], мы успешно использовали ее и при рассмотрении вопросов одаренности. Рассматривая вопросы академической одаренности (в том числе и лингвистической), Б. Блум выделял следующие параметры, которые, по нашему мнению, могут быть диагностируемы через компетентностные задачи, - высокая личностная мотивированность при достижении профессионально значимых результатов, целеустремленность и быстрая обучаемость новым методам.

Под компетентностной задачей мы понимаем задачу, направленную на создание специальной ситуации, позволяющей проявить ключевые и содержательные компетенции обучающегося [7].

Использование компетентностных задач в учебном процессе с одаренными обучающимися позволяет выделить его особенности в реальной учебной деятельности, а также они могут быть оценены на уровне наблюдения и характера его действий. Так как одаренным обучающимся свойственна склонность «делать все по-своему», наше предположение основывается на том, что компетентностные задачи будут способствовать индивидуализации способов деятельности одаренного учащегося, присвоению уникальности продуктов его деятельности. Ме-тапредметный подход, используемый в компетентностной задаче, будет способствовать проявлению структурированности знаний, выделению общего (существенного). Таким образом, компетентностная задача будет способствовать проявлению своеобразия способов деятельности.

Реализуя одну из задач исследования - обоснование возможности использования компетентностных задач для выявления лингвистически одаренных обучающихся, был проведен сравнительно-сопоставительный анализ трех видов задач: компетентностных, лингвистических

и творческих (ориентированных на обучающихся с признаками одаренности). В наиболее общем виде компетентностная задача разрабатывается на основании межпредметного содержания. Само содержание задачи ориентировано на использование практических ситуаций, характерных для повседневной жизни. Задача может содержать аудиовизуальную информацию (кадры из фильмов, отрывки из музыкальных и других звуковых произведений, карты, таблицы с цифровым материалом, графики, фотографии, рисунки и т.п.). Сами задания могут быть направлены на анализ и составление неканонических (самодеятельных) текстов. Также при составлении задачи могут быть использованы элементы технологии дебатов, когда в табличной форме сравниваются две позиции, приводятся обоснования каждой из них, а также соответствующие аргументы и факты. Задания могут носить прогностический (на основе анализа текстов) или эвристический (формулирование практических шагов в решении проблемы) характер. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа представлены в таблице.

Виды задач, используемые в рамках предмета «Иностранный язык»

Параметры задач Компетентностные задачи (по иностранному языку) Лингвистические задачи Задачи для обучающихся с признаками одаренности

Форма задания Создание поисковоисследовательской ситуации Зашифрованный лингвистический феномен Стандартные задания повышенной сложности

Решение Предъявление различных способов умственных действий Логическое умозаключение Способ деятельности, характер отношения к действительности и своим действиям

Проверяемые качества Иноязычная коммуникативная компетенция Языковая интуиция и умение рассуждать логически Высокий уровень интеллекта (Т^ > 120) и уровень развития креативности

Содержание Практическая ситуация, характерная для повседневной жизни Весь материал, необходимый для решения задачи, находится в условии Тестовые грамматические задания, словообразование и пр., задания по оценке, трансляции и трансформации

Требования к уровню подготовки обучающихся Языковая подготовка на уровне освоения программы по иностранному языку в школе Не требуется дополнительных или специальных знаний или подготовки Высокий или выше среднего уровень интеллектуального развития

Сравнительно-сопоставительный анализ проводился по следующим параметрам: форма задания, способ ее решения, диагностируемые показатели (проверяемые качества), предметное содержание задачи и требования к уровню подготовки учащихся. Для анализа были отобра-

ны компетентностные задачи для 1-11-х классов, которые предлагаются на олимпиадах «Интеллектуально-творческий потенциал России» [8], учебники по английскому языку [9-11] и сборники лингвистических задач [12, 13]. Анализ показал, что по выделенным параметрам задачи, которые представлены в учебниках как творческие и повышенного уровня сложности, используются в учебном процессе для обучающихся с высокой языковой и интеллектуальной подготовкой. Данный тип задач показывает высокий уровень языковой подготовки, однако от обучающегося в большинстве случаев не требуется лингвистическая одаренность. Приведем пример наиболее распространенного типа задач, которые в учебниках обозначены как задачи повышенной сложности [11. С. 27]:

Задача № 74

Write what you and your family members did at your last family party (Напишите, что Вы и Ваша семья делали на последнем семейном празднике). Use (используйте следующие выражения): It was... so we went to...; Our family...; First.., Next.., At that moment.., After that.., Finally...

Решение задачи № 74

It was my Grandpa's birthday so we went to his house. Our family is very friendly so every year we gather at Grandpa's place to celebrate his birthday. When we came to our grandparents' house, my Grandma was laying the birthday table and my Grandpa was helping her. First, I gave my present to Grandpa. He opened the box and smiled. Next he took my present out of the box. It was a picture of our family which I drew myself. My Grandpa was very happy. After that, we had birthday dinner. Grandma cooked my favourite dish - chocolate cake. It was very tasty. Finally, we played forfeits and blind man's buff. We had a great time that evening. I think I'll remember it.

Обычные лингвистические задачи моделируют деятельность лингвиста и традиционно используются в преподавания языка для проверки усвоенного материала.

Некоторые исследователи [13, 14] выделяют самодостаточную лингвистическую задачу. Самодостаточная лингвистическая задача -это задача на лингвистическую тему, для ее решения не нужно никаких дополнительных знаний, кроме владения языком, на котором сформулировано условие задачи. Данные лингвистические задачи составляются на материале любых языков, даже самых экзотических, причем знать эти языки не нужно. В нашей стране огромная заслуга в зарождении жанра самодостаточных лингвистических задач принадлежит известному лингвисту А. А. Зализняку.

Приведем пример типичной лингвистической задачи на материале незнакомого языка (автор М.Е. Алексеев) [12. С. 125]:

Задача № 208

Ниже даны грузинские слова с переводами на русский язык (в перепутанном порядке):

- tvali, caltvala, calpexa, sartuli, ertsartuliani, ertadgiliani, mravalsar-tuliani;

- одноместный, одноэтажный, глаз, одноглазый, этаж, одноногий, многоэтажный.

Задание. Определите перевод каждого грузинского слова.

Решение задачи № 208 [12. С. 370]

Легко находим основы sartuli ‘этаж’ (встречается трижды) и tval ‘глаз’ (встречается дважды). Отсюда: mraval- - ‘много’, ert-...-ani, cal-... -a -‘одно-’. Различие между последними двумя основами можно определить при сравнении слов одноэтажный и одноглазый: во втором слове одно- указывает на ущербность, недостаток, в то время как в первом соответствующий элемент имеет чисто количественное значение. Таким образом: tvali - глаз, caltvala - одноглазый, calpexa - одноногий, sartuli - этаж, mravalsartuliani - многоэтажный, ertadgiliani - одноместный, ertsartuliani - одноэтажный.

При решении подобных задач происходит знакомство с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, «открываются» многие лингвистические понятия, хотя в самом материале задачи специальные термины не применяются. Другой важной особенностью задач является знакомство решающего с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым различным языкам. Каждая задача содержит любопытное явление какого-нибудь языка, открыть это явление - значит решить задачу.

Задачи охватывают материал более двухсот языков мира. Они затрагивают различные разделы лингвистики: фонетику и графику, морфологию и синтаксис, семантику и историю языка; дают представление об основных системах письменности; знакомят с некоторыми проблемами современной лингвистики; отражают связь лингвистики с математикой.

Компетентностные задачи, взятые для анализа из конкурсных материалов 2013 г. проекта «Интеллектуально-творческий потенциал России» [8], показали, что выявить лингвистически одаренного ученика значительно проще, так как при решении компетентностной задачи проявляются такие качества одаренности, как чувство языка, лингвистическое мышление и языковая догадка. Даже при достаточно средних показателях освоения школьной программы обучающийся способен предъявить гибкость мышления, языковую интуицию, аналитические способности и знание иностранного языка.

Приведем пример типичной компетентностной задачи для учащихся 5-6-х классов общеобразовательных учреждений [8]:

Задача № 5 (конкурс-олимпиада «Brains Challenge»)

Fill in the gaps with an anagram of the word at the end of the sentence (Заполните пропуски анаграммами слов, данными в конце предложений).

1. We live in the country in the middle of a___________softer

2. I must remember to_________the letter on my way home tonight. stop

3. I wish I____________play a musical instrument. cloud.

4. The child complained of a stomach_____________after eating the meal.

Each.

5. My favourite_____________is “Love is...” by A. Henri. mope.

6. My grandmother can't hear you, I'm afraid. She is_________. fade.

7. One of the worst things you can ever do is to_____________at exams.

teach.

8. Do you think you could give up your________for your country? File.

Решение задачи № 5

1. foster; 2. post; 3. could; 4. ache; 5. poem; 6. deaf; 7. cheat; 8. life. При решении подобной задачи развиваются языковая догадка и умственные способности, расширяется словарный запас, повышается мотивация к изучению иностранного языка.

Таким образом, анализ дидактико-методического обеспечения процесса обучения иностранному языку в различных организационных формах (урочной, олимпиадной, проектной системах) позволил зафиксировать проблему трудности выявления лингвистической одаренности среди обучающихся школ только через лингвистические задачи или задачи повышенной сложности. Использование компетентностных задач в работе с одаренными обучающимися помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного языка и потребность в самообразовании, способствует, в конечном итоге, достижению коммуникативной компетенции, т.е. определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Расширение использования компетентностных задач в учебном процессе изучения иностранного языка будет способствовать более быстрому и органичному проявлению лингвистической одаренности обучающихся по сравнению с другими используемыми методическими материалами.

Литература

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://

www.old.mon.gov.ru/dok/akt/6591

2. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. М.,

2003. 90 с.

3. Абакумова Н.Н., Губа П.С. Иноязычная коммуникативная компетентность в совре-

менной педагогической практике: компонентный анализ // Язык и культура. Приложение. 2012. № 1. С. 24-27.

4. Митчелл П.Дж. Метод «Storyline» в обучении иностранному языку: история и ос-

новные положения // Язык и культура. 2013. № 2 (22). С. 101-109.

5. Журба Н.Н. Детская одаренность как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ.

2010. № 23. Сер. Образование. Педагогические науки. Вып. 9. С. 127-133.

6. Bloom B. Developing talent in young people. N.Y. : Ballantines, 1985. 557 p.

7. Абакумова Н.Н., Губа П.С. Использование компетентностных задач в формирова-

нии иноязычной коммуникативной компетентности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 133-136.

8. Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал

России». URL: http://www.future4you.ru

9. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык : учеб. для

2-го класса школ с углубленным изучением английского языка : в 2 ч. М. : Просвещение, 2010. Ч. 1, 2. 256 с.

10. Whitney N., White L. Oxford Team! Oxford : Oxford University Press, 2010.

11. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием. Enjoy English : учеб. для 6-го класса общеобразовательных учреждений. Обнинск : Титул, 2012. 208 с.

12. Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 : сб. / ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев. М. : МЦНМО, 2006. 570 с.

13. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов / авт.-сост. В.М. Алпатов и др. М. : Просвещение, 1983. 223 с.

14. Зализняк А. А. Лингвистические задачи / с предисл. В.А. Успенского. М. : МЦНМО, 2013. 40 с.

USING COMPETENCY-BASED TASKS FOR EVALUATING STUDENTS’ LINGUISTIC TALENT: DEFINING ISSUES

Abakumova N.N., Guba P.S. Department of General and Educational Psychology, Faculty of Psychology; Department of English Language of Natural Science and Physics and Mathematics, Faculty of Foreign Languages, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: niv@land.ru; rubin-11@ya.ru

Keywords: competency-based task; linguistic talent; foreign language.

Summary. The authors examine the use of competency-based tasks in revealing the linguistic talent. It is supposed that competency-based tasks favour the individualization of talented student’s work methods. The definitions and examples of competency-based and linguistic tasks are given. The article provides the contrastive analysis of competency-based and linguistic tasks, as well as tasks for talented students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.