Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / ТАРИФ / НЕФТЕПРОВОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухова Мирослава Геннадьевна, Качаева Диляра Ильдаровна

Обоснованы предложения по возмещению капитальных затрат на ремонтно-восстановительные работы посредством корректировки тарифа на перекачку нефти, а именно включение расходов на реализацию долгосрочных программ восстановления магистральных нефтепроводов. Использование данного подхода позволит обеспечить возвратность вложенных средств, а также повысит ответственность за осуществление запланированных ремонтно-восстановительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND METHODICAL SUPPORT OF MANAGEMENT OF REPAIR-AND-RENEWAL OPERATIONS COSTS AT THE TRUNK OIL TRANSPORT ENTERPRISE

The proposals on reimbursement of capital costs of repair-and-renewal operations through adjusting the tariff on pumping of oil, namely the inclusion of expenditures on realization of long-term programs of rehabilitation of main oil pipelines are proved. The use of this approach will ensure the invested funds repayment and enhance the responsibility for realization of the planned repair-and-renewal operations.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ»

исключив давление цены Brent Dtd. Данный контракт отличается удачной структурой и хорошим механизмом поставки реальной нефти. Шанхайская фьючерсная биржа (SHFE) впервые предложила фьючерс на сырую нефть с расчетами как в долларах США, так и в юанях (бивалютный фьючерс).

Список литературы

1. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.futuresindustry.org

2. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.rts.micex.ru

3. Емельянов Д. Навстречу хеджерам // Журнал о биржевой торговле F&O. - 2012. - № 7. - С. 16-19.

4. Седунов А. Товарам кризис нипочем // Журнал о биржевой торговле F&O. - 2010. - № 5. - С. 26-33.

5. Is this the end of the global oil benchmark? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fow.com/Article/ 3057114/AssetClasses/26539/Is-this-the-end-of-the-global-oil-benchmark.htmI

Сведения об авторе

Бородач Юлия Васильевна, к. э. н., доцент кафедры МТЭК, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200121

Borodach Yu. V., Candidate of Sciences in Economics, associate professor of MTEC, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)200121

УДК 330.322

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ

ORGANIZATION AND METHODICAL SUPPORT OF MANAGEMENT OF REPAIR-AND-RENEWAL OPERATIONS COSTS AT THE TRUNK OIL TRANSPORT ENTERPRISE

М. Г. Глухова, Д. И. Качаева

M. G. Glukhova, D. I. Kachaeva

Ключевые слова: затраты, тариф, нефтепровод Key word: expenditures, rate, oil pipeline

Обоснованы предложения по возмещению капитальных затрат на ремонтно-восстановительные работы посредством корректировки тарифа на перекачку нефти, а именно включение расходов на реализацию долгосрочных программ восстановления магистральных нефтепроводов. Использование данного подхода позволит обеспечить возвратность вложенных средств, а также повысит ответственность за осуществление запланированных ремонтно-восстановительных работ.

The proposals on reimbursement of capital costs of repair-and-renewal operations through adjusting the tariff on pumping of oil, namely the inclusion of expenditures on realization of long-term programs of rehabilitation of main oil pipelines are proved. The use of this approach will ensure the invested funds repayment and enhance the responsibility for realization of the planned repair-and-renewal operations.

Установление рациональных пропорций между потреблением и возмещением финансовых ресурсов является одним из условий эффективного управления затратами на ремонтно-восстановительные работы магистрального нефтепровода. При обновлении основных производственных фондов компаний магистрального транспорта нефти требуются значительные объемы финансирования, при этом в современных условиях возрастает роль собственных средств компаний для возмещения затрат на обновление основных фондов. В структуре источников финансирования собственные средства составляют около 40 %,

заемные — около 69 %.

Потребность в формировании источников возмещения затрат постоянно увеличивается за счет действия внутрисистемных (неблагоприятный возрастной состав основных производственных фондов, необходимость поддержания требуемого уровня надежности и экологической безопасности эксплуатации, реализации инвестиционных проектов по строительству новых, реконструкции и расширению действующих магистральных нефтепроводов) и внешних факторов (объемы добычи и переработки нефти, изменение конъюнктуры внутреннего и экспортного рынков нефти и нефтепродуктов, конкуренция со стороны других предприятий, осуществляющих транспортировку нефти, налоговая и ценовая политика). Вместе с тем происходит превышение запланированных объемов финансирования, дисбаланс учетной

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2013

политики определения вида ремонтно-восстановительных работ, отсюда нарушение учета сроков службы, налогового регулирования и формирования амортизационного фонда.

Имеется ряд аспектов, требующих дополнительных исследований: обоснование путей увеличения финансовых ресурсов за счет совершенствования тарифной и амортизационной политики; совершенствование методов управления затратами на ремонтно-восстановительные работы на магистральных нефтепроводах. В литературе недостаточно освещены и обоснованы критерии выбора источников возмещения затрат и формирования их рациональной структуры.

Предлагается при установлении тарифов на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов компании учитывать затраты на возмещение заемных средств, направленных на финансирование проектирования и строительства нефтепровода.

База вложенного капитала в новом периоде регулирования включает затраты на реализацию РВР в течение прошедшего периода и базу вложенного капитала, установленную на прошедший период регулирования, за минусом величины возврата (амортизации) капитала.

Формирование дохода компании и, соответственно, величину регулируемого тарифа определяет при этом необходимая валовая выручка.

Необходимо установление стоимости капитала на весь период регулирования, что в динамично изменяющихся условиях может создать источник выпадающих доходов для регулируемой компании.

Корректировка тарифов предусматривает механизм сглаживания тарифов путем переноса части необходимой валовой выручки с первых лет долгосрочного периода регулирования на последние годы. Возмещение затрат формирует фиксированный ежегодный возврат капитальных затрат, возмещающий ежегодную потерю стоимости вложенных средств.

Схематично формирование источников возмещения затрат показано на рисунке.

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

Возврат потери стоимости вложенных средств

Доход на вложенные средства

время

Первичная величина затрат

Реинвестирование возврата потери стоимости капитала для востановление величины инвестированного капитала

Рисунок. Обеспечение возмещения затрат на ремонтно-восстановительныеработы

Формирование необходимой валовой выручки фиксирует на период регулирования величину операционных расходов, оно основано на принципе, согласно которому на вложенные средства можно получить доход, соответствующий норме доходности, признаваемой участниками рынка в качестве обоснованной, и возвратить капитальные затраты к концу рассматриваемого периода.

Такая основа установления тарифов гарантирует полный возврат вложенных средств и получение ожидаемого уровня дохода на сложившиеся затраты.

Тариф складывается из трех компонентов: во-первых, средств на покрытие операционных затрат компании, во-вторых, средств на возврат акционерного и заемного капитала и, в-третьих, средств на выплату процентов по займам. В долгосрочной перспективе тариф снижается в силу следующих

обстоятельств: сокращения операционных затрат, так как регулятор спустя пять лет уменьшает их нормативный уровень на величину сэкономленных расходов; удешевления привлекаемого капитала, поскольку при долгосрочности условий тарифообразования и ежегодной индексации с учетом макроэкономических факторов снижаются риски.

Корректировка тарифа позволит компаниям правдиво показывать реализуемый вид ремонтно-восстановительных работ, что, в свою очередь, приведет к формированию эффективного амортизационного фонда, к фактическому учету срока использования оборудования и правильным взаимоотношениям между государством и компанией.

Ожидаемый эффект формируется за счет того, что две из трех составляющих тарифа в предложенной системе регулирования имеют тенденцию к понижению. Третья составляющая — капитал, который направляется на инвестиционные цели и может наращиваться, при этом тариф не будет расти, а по мере удовлетворения потребностей компании в источниках покрытия затрат начнет сокращаться. Такой подход позволит рационально формировать собственные источники покрытия затрат с одновременным обеспечением возвратности вложенных средств, эффективности и ликвидности осуществления ремонтно-восстановительных работ предприятий магистрального транспорта нефти.

Список литературы

1. Глухова М. Г. Механизм формирования инвестиционных ресурсов на восстановление газотранспортной системы предприятия // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. - № 1. - С. 30-36.

Сведения об авторах

Глухова Мирослава Геннадьевна, к. э. н., доцент кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел.8(3452)416369

Качаева Диляра Ильдаровна, ассистент кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89634558815

Glukhova M. G., Candidate of Sciences in Economics, associate professor of the chair «Management in FEC branches», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)41636

Kachaeva D. I. , assistant of the chair «Management in FEC branches», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89634558815

УДК 332.1

РЕГИОН В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

THE REGION IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC SPACE THEORY

И. С. Симарова

I. S. Simarova

Ключевые слова: регион, административно-территориальная единица, экономическое пространство, региональное развитие Key words: region, territorial-administrative unit, economic space, regional development

Рассмотрено понятие «регион» в контексте теории экономического пространства. Предложены новые интерпретации термина «регион», основанные на расширении критериев выделения региона и учете доминирующих сфер пространства или полей-практик.

The article considers the concept of a «region» in the context of the economic space theory. The new interpretation of the term «region» based on the expansion of criteria for selection of the region and accounting for dominant spheres of the space or field-practices is proposed.

Исследование экономического пространства в региональной экономике невозможно в отрыве от понятия «регион». В современных исследованиях все чаще прослеживается слияние данных терминов и интерпретация региона через категорию «экономическое пространство». Исследуя данную взаимосвязь, можно сделать вывод, что она проистекает из преобразования воззрений на регион как на административно-территориальную единицу, выделение которой необходимо для обеспечения управляемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.