Научная статья на тему 'Оценка инвестиционных проектов в условиях риска'

Оценка инвестиционных проектов в условиях риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НЕФТЕПРОВОД / THE INVESTMENT PROJECT / RISKS / COST EFFICIENCY / THE OIL PIPELINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качаева Д. И., Газеев М. Х.

Предложена адаптация алгоритма оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов к специфике объектов транспорта нефтепродуктов. Рекомендовано формирование оперативно-учетной системы оценки проектных рисков реконструкции нефтепроводов, на основе комплексного управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционных проектов в условиях риска»

УДК 330.322.012

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РИСКА

Д. И. Качаева, М. X. Газеев

Ключевые слова. инвестиционный проект, риски, экономическая эффективность,

нефтепровод

Key word: the investment project, risks, cost efficiency, the oil pipeline

Предложена адаптация алгоритма оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов к специфике объектов транспорта нефтепродуктов. Рекомендовано формирование оперативно-учетной системы оценки проектных рисков реконструкции нефтепроводов, на основе комплексного управления рисками.

Multiple economic evaluation of investment projects in the conditions of risk . Kachaeva D.I. Gazeev M.H..

Adaptation of algorithm of an estimation of commercial effectiveness of investment projects to specificity of objects of transport of oil products is offered. Forming of operatively-registration system of an estimation of design risks of reconstruction of oil pipelines, on the basis of complex risk management is recommended.

Одной из основных задач управления нефтетранспортной организацией является увеличение надежности и обеспечение безаварийности функционирования всех ее объектов и подсистем, сбой в работе которых может привести к отрицательным последствиям, как для самой компании, так и для окружающей среды. Проблема устойчивого развития нефтетранспортного комплекса страны имеет комплексный и многоаспектный характер, что особенно актуально в условиях высокого прогрессирующего износа основных производственных фондов на предприятиях нефтетранспорта С одновременным снижением темпов обновления этих фондов.

Проблема устойчивости функционирования организаций в современных условиях приобретает все большее значение. Это связано с рядом причин, основными из которых являются:

1) высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов с одновременным снижением темпов обновления этих фондов;

2) повышение технологической мощности производства, продолжающийся рост объемов транспортировки;

3) ослабление механизмов государственного регулирования и безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижение противоаварийной устойчивости технологического процесса,

4) отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование, стимулирующей мероприятия по снижению риска ЧС и смягчению их последствий;

5) отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научного анализа проблемного риска в управлении безопасностью и предупреждением ЧС.

Стратегия управления трубопроводами основана на обеспечении надежности эксплуатации нефтепроводов, поэтому своевременно необходимо выявить дефекты и достоверно оценить степень опасности повреждений. Выбор вариантов эксплуатации трубопровода основывается на результатах анализа технического состояния, фактических характеристик объекта и уровня риска эксплуатации. Поэтому крайне важно при эффективном вложении финансовых средств в восстановление основных средств поддерживать заданный уровень надежности эксплуатируемых трубопроводов.

Вышеизложенное подтверждает целесообразность определения оптимального соотношения затрат в новое строительство и реконструкцию объектов магистрального транспорта нефти в

новых экономических условиях функционирования нефтетранспортных компании и выбор на этой основе экономически эффективного варианта воспроизводства объектов транспорта нефти.

Существующие методики экономической оценки, отражающие специфику деятельности НТО обладают следующими недостатками:

1) степень подробности моделирования выгод и затрат не соответствует объему и достоверности доступной исходной информации;

2) большое число применяемых экономических критериев затрудняет осуществление отбора по эффективности и принятие управленческих решений,

3) отсутствует единая нормативная база данных, отвечающая составу и надежности доступной информации.

На сегодняшний день финансово -экономическая оценка проекта на практике осуществляется через сравнение основных финансово - экономических показателей по принципу: «без проекта» И «с Проектом», При ЭТОМ данный подход используется ДЛЯ оценки как проектов реконструкции, так и для проектов нового строительства. Используемая на практике методика оценки экономической эффективности инвестиционных проектов не позволяет достоверно спрогнозировать плановые показатели, на основании которых проводится оценка экономической эффективности. В результате возможен рост затрат, следовательно, дополнительная потребность в инвестиционных ресурсах, ЧТО В итоге неизбежно приводит к задержке ввода отремонтированного участка нефтепровода в эксплуатацию.

Большинство показателей оценки эффективности инвестиционных проектов не учитывают получение большей суммы в будущем, а нацелены лишь на достижение поставленной цели.

Автором рекомендовано адаптировать алгоритм оценки коммерческой эффективности проектов восстановления к специфике объектов транспорта нефтепродуктов (табл. 1).

Таблица 1

Существующий подход Предлагаемый подход

Расчет выручки

Информация о загрузке мощностей учитывается 0 в ~П*Р воспроиз _ ' Предлагается рассчитывать м„_ К о_и о-\и г пва грузи и

Период окупаемости

Информация о времени использования ТС учит1 — Лтчении о рр= 1 (ПП(+А{)-К{ Предлагается рассчитывать ЙИ факт К.,. — РР = К! * Кги (/7/7/ + ) — К.(

Расчет дополнительных критериев

гг

Внутренняя норма прибыли к + РК = ^

СК

гг

Срок прибыли инвестиций РР АГ + рр = ^

СК

7^0 + 0'

Где 0-объем реализованного нефтепродукта; Р- цена, К„грузкм-коэффициент загрузки мощностей; А/фЖт-фактическая загруженность участка НТС; Л-плановая загруженность участка НТС; В-вероятность невыполнения плана: Ро-вероятность того, что объем транспорта нефти, будет меньше запланированного; Рр—вероятность того, что затраты на реализацию проекта будут выше плановых: Кш-коэффициент времени использования НТС; Кш факт -

фактический период эксплуатации объекта НТС; Кш -плановый период эксплуатации

объекта НТС, РР - срок прибыли инвестиций; РЯ - прибыль; К - величина инвестиций; I -ставка банковского процента: I - номер периода.РР — фиксированный срок прибыли, РК -желаемая прибыль от инвестиций_____________________________________________________________

Сравнение трех вариантов свидетельствует, что по варианту № 1 показатели эффективности проекта несколько ниже, чем рассчитанные на основе методики предприятия, это свидетельствует

о необходимости учета факторов неопределенности и особенностей реализации каждого проекта (табл. 2).

Таблица 2

Фрагмент расчета показателей экономической эффективности проекта

Показатели Капит альные вложения, тр При быль т.р. N РУ ЯЛ I Р

Без реализации проекта 0 7522 95,9 1 01,5 0,1 ,2

Показатели, рассчитанные с помощь скорректированной методики 87572 2,79 9401 69,7 3 04,17 9,03 ,21

Показатели, рассчитанные на предприятии 87572 2,79 9502 34,1 3 28,5 0,3 ,32 Л

Таким образом, модель оценки эффективности инвестиционных проектов по критериям становится аппаратом долгосрочного стратегического планирования инвестиционной, производственной и финансовой деятельности. Следствием этого могут быть реальные стратегии достижения целей компании. Применение Критерия Прибыли дает ВОЗМОЖНОСТЬ отбора заведомо неприбыльного варианта воспроизводства объектов транспорта нефти. Предложенная автором система показателей служит для ранжирования вариантов проекта по сроку прибыльности.

Анализ результатов экономической оценки инвестиционных проектов необходимо проводить при своевременном и полном учете всех присущих проекту' факторов риска. Поэтому актуальным становиться создание регулярной Процедуры выявления и идентификации рисков, которая будет обеспечивать сбор в единую информационную базу данных о его факторах.

В настоящее время учет и поиск факторов риска производиться на основе использования различных классификаций риска, при использовании какой-либо одной классификации происходит недоучет факторов риска, при использовании двух и более классификаций возникает повторный учет факторов, что в конечном итоге приводит к существенному искажению результатов экономической оценки проекта. Существующие системы учета, сбора и аналитики инвестиционного риска, не позволяют оперативно и полноценно управлять процессами реализации проектов реконструкции, что в свою очередь сказывается на их экономической эффективности.

Автором рекомендовано формирование оперативно-учетной системы оценки проектных рисков реконструкции нефтепроводов, на основе комплексного управления рисками, позволяющая не только выявить все значимые факторы, определить место их возникновения, но и оценить степень их влияния на результаты проекта нефтетранспортного предприятия.

Анализируя информационную базу качественного анализа рисков возможно идентифицировать влияние рисков для подготовительного, инвестиционного и эксплуатационного этапов (табл.З).

Таблица 3

____________________________________Оценка рисков этапов проекта___________________________

Этап Причина (факторы риска) Последствия наступления события риска Влияние на результаты и жизненный цикл проекта Меры противодействия

ФИНАНСЫ/ДОХОДЫ

П1 Неспосбность повлиять на риски, связанные с обменным курсом валюты Нестабильное поступление денег Ухудшение показателей проекта Резервные фонды отдельных участников проектной деятельности и всего проекта в целом, страхование всевозможных рисков

И2 Срыв сроков Увеличение Увеличение Тщательное планирование

ремонта сроков инвестиционного этапа сроков окупаемости объема работ

03 Нед остиже ние проектных характеристик. Неполучение экономической выгоды У меньше ние объема производства. У величе ние расхода сырья. Снижение производительности. Ухудшение показателей проекта Привлечение специалистов на этапе выбора оборудования и его приемки, отработка технологии, тщательная приемка оборудования

04 Увеличение стоимости материалов Увеличение себестоимости работ Ухудшение показателей проекта Контроль за закупаемым сырьем, материалами.

СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЕ

И5 Негативная реакция местных властей или обществе ННОСТИ Дополнительные затраты У величе ние сроков и нвестицион його этапа Возможно ухудшение условий ведения бизнеса на о перационном этапе Снижение политических и аналогичных им рисков

Ив Договор поставки оборудования, сформулированный в интересах поставщика Задержки в поставке, НЄКОМПЛЄ КТНОСТЬ. недостатки монтажа, до по л ните л ь ны е У величе ние эксплуатационных затрат, снижение рентабельности Привлечение квалифицированного юриста, планирование затрат на это

И7 Отказ в получении сертификата Увеличение затрат, увеличение сроков реализации проекта Увеличение сроков окупаемости Планирование резерва времени. Привлечение к сертификации поставщиков оборудования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

П8 Неспособность обеспечения ДОЛЖНОГО страхования от повреждения Увеличение затрат, увеличение сроков инвестиционного этапа Увеличение эксплуатационных затрат, снижение рентабельности Создание в рамках проекта службы управления рисками

И9 Повреждения, потеря оборудования при транспортировке У величение затрат, сроков инвестиционного этапа У величе ние сроков окупаемости Контроль за качеством строительно-подрядных работ, закупаемых машин и оборудования.

И1 0 Низкое качество монтажа У величение сроков монтажа, невыход на проектную мощность и проектный расход сырья Снижение производитель- ности. У величение эксплуатационных затрат У величение продолжительности приемосдаточных испытаний Покупка сырья для проведения испытаний.

01 1 Нарушение техники безопасности Перебои в работе, юридические последствия Снижение производительное ти. Ухудшение показателей проекта. Создание аварийно-спасательной службы. Выплаты компенсаций Приобретение оборудования для ликвидации последствий аварий

01 2 Проблемы с организацией производства Нарушение договорных обязательств Штрафные санкции. Снижение объемов продаж. Контроль за технологическим режимом производства. Внедрение специальных электронных систем контроля

01 3 Неспособность людей и технологии работать на надлежащем уровне Травмы, аварии в ходе процесса Перебои в работе, юридические последствия Тщательная регламентация технологических процессов. Привлечение поставщика оборудования к аттестации персонала

РИСКИ ОЦЕНКИ ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИ [И ПРОЕКТА

П1 4 Оптимистичная трактовка результатов Ошибочное решение о начале и нвестицион ного этапа Ухудшение показателей проекта Создание в рамках проекта системы сбора и анализа информации, для анализа и управления рисками

П1 5 Завышенные результаты анализа Ошибочное решение на и нвестицион ном этапе Ухудшение показателей проекта Привлечение к бизнес-планированию независимых консул ьтанто в

П1 б Неудачный выбор оборудования Приводит к ошибочным результатам анализа. Не достиже ние проектной МОЩНОСТИ, рентабельности. Подбор альтернативных поставщиков. Запланировать более глубокий анализ существующего оборудования.

П - прединвестиционный этап, И — инвестиционный этап, О — операционный этап

Качественный учет инвестиционного риска позволит своевременно и достоверно выявить причины его возникновения, что предопределяет эффективность управленческих воздействий по его управлению. Надежная оценка и оперативный мониторинг факторов риска проектов реконструкции обеспечит качественный анализ ремонтно-восстановительных работ как на стадии ИХ планирования, так И в процесс ИХ реализации, ЧТО В конечном итоге ПОЗВОЛИТ ПОВЫСИТЬ эффективность программ реконструкции и надежность функционирования системы магистральных трубопроводов.

Далее возможно построить таблицу-матрицу статуса рисков, показывающую, какие из рисков и как влияют на компанию (табл . 4).

Таблица 4

Таблица-матрицу статуса рисков_____________________________

Варианты Финан сы/доходы Социополи тические риски Технолог ический процесс Риски оценки реализации

Вариант реализации проекта А 1С 5С 7С 8С 11Н 12Н 13Н 14Н

Вариант реализации проекта Б 1С 2С 4Н 5В 7В 8В 11В 12Н 14Н 16С

Вариант реализации проекта В 1С2С ЗВ 4Н 5С 6С 7Н 8Н ЮС 11С 12С 14Н 15Н 16С

Вариант реализации проекта Г 1НЗВ 4Н 5В 6Н 7Н 8С 12С13С 14Н 15С16С

Используя результаты проведенного анализа и учитывая в плане проекта планы мероприятий по управлению рисками необходимо далее проводить количественный анализ рисков. Появляется возможность строить сложные модели инвестиционных стратегий с учетом переменных технической, коммерческой и экономической природы.

Предложенная модель дает ВОЗМОЖНОСТЬ не ТОЛЬКО ВЫЯВИТЬ все значимые факторы, определить место их возникновения, но и оценить степень их влияния на результаты проекта нефтетранспортного предприятия. Надежная оценка и оперативный мониторинг факторов риска проектов реконструкции обеспечит качественный анализ ремонтно-восстановительных работ как

на стадии их планирования, так и в процесс их реализации, что в конечном итоге позволит повысить эффективность программ реконструкции и надежность функционирования системы магистральных трубопроводов.

Таким образом, формирование устойчивого развития нефгетранспортного предприятия позволит увеличить надежность и повысить безопасность их дальнейшей эксплуатации, а также оптимизировать расходы на восстановление проектных характеристик путем своевременного проведения текущего и капитального ремонта.

Список литературы

1 Рис к-менеджмент Практика ведущих компаний :Издательский дом «Вильямс». 2008 - 208 с.

2. Смирнов Е Б . Паненко И А Методы оценки эффективности инвестиционных проектов строительства и реконструкции основных фондов // Нефтяное хозяйство. - 2008. - №5. - С. 7-9.

Сведения об авторах

Газеев М. X., д.э.н., профессор. Тюменский государственный нефтегазовый университет

Gaz/eev М. Н., professor. Doctor of Economics, Head, Tyumen State Oil and Gas University

КачаеваД. И. ассистент кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК», тел.: 89634558815

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kachaeva D. I., assistant at Department «Management in FEC branches», Tyumen State Oil and Gas University, phone. 89634558815

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.