Научная статья на тему 'Организационно-методический подход к контролю затрат на ремонтно-восстановительные работы на предприятиях магистрального транспорта нефти'

Организационно-методический подход к контролю затрат на ремонтно-восстановительные работы на предприятиях магистрального транспорта нефти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОВОД / РЕМОНТ / КОНТРОЛЬ / ЗАТРАТЫ / PIPELINE / REPAIR / CONTROL / COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качаева Диляра Ильдаровна, Глухова Мирослава Геннадьевна

В статье представлены организационно-методические мероприятия, позволяющий контролировать затраты на программу ремонтно-восстановительных работ дифференцированно по этапам ее реализации: проектирование, исполнение, ввод в эксплуатацию объектов. Это повысит обоснованность управленческих решений по регулированию целевого использования ресурсов на ремонтно-восстановительные работы магистрального нефтепровода. Определены показатели контроля управления затратами (оперативность, методическая обеспеченность, достоверность, иерархическая сложность, сравнимость), позволяющие разработать своевременные корректирующие меры, направленные на повышение обоснованности планирования затрат на программу восстановления магистральных нефтепроводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Качаева Диляра Ильдаровна, Глухова Мирослава Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodical approach to controlling costs repair and restoration works at the enterprises of the main pipeline transportation of oil

The article presents the organizational-methodical activities, which lets you control the cost of the program of maintenance and repair works differentially according to the stages of its implementation: design, construction, commissioning of the facilities. This will increase the validity of administrative decisions on the regulation of targeted use of resources for repair and restoration of the main oil pipeline. Indicators of control cost management (operational efficiency, methodical security, reliability, hierarchical complexity, comparability), allowing to develop timely corrective measures to increase the validity of planning costs of the program of restoration of the main oil pipelines.

Текст научной работы на тему «Организационно-методический подход к контролю затрат на ремонтно-восстановительные работы на предприятиях магистрального транспорта нефти»

Качаева Диляра Ильдаровна

Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет

Институт Менеджмента и Бизнеса Аспирант кафедры Менеджмент в отраслях ТЭК

Kachaeva D.I.. Tyumen State Oil and Gas University Assistant at Department «Management in FEC branches»

E-Mail: dolka72@mail.ru

Глухова Мирослава Геннадьевна

Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет

Институт Менеджмента и Бизнеса Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК»

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Glukhova M. G.

Организационно-методический подход к контролю затрат на ремонтно-восстановительные работы на предприятиях магистрального транспорта нефти

Organizational and methodical approach to controlling costs repair and restoration works at the enterprises of the main pipeline transportation of oil

Аннотация: В статье представлены организационно-методические мероприятия, позволяющий контролировать затраты на программу ремонтно-восстановительных работ дифференцированно по этапам ее реализации: проектирование, исполнение, ввод в эксплуатацию объектов. Это повысит обоснованность управленческих решений по регулированию целевого использования ресурсов на ремонтно -восстановительные работы магистрального нефтепровода. Определены показатели контроля управления затратами (оперативность, методическая обеспеченность, достоверность, иерархическая сложность, сравнимость), позволяющие разработать своевременные корректирующие меры, направленные на повышение обоснованности планирования затрат на программу восстановления магистральных нефтепроводов.

Abstract: The article presents the organizational-methodical activities, which lets you control the cost of the program of maintenance and repair works differentially according to the stages of its implementation: design, construction, commissioning of the facilities. This will increase the validity of administrative decisions on the regulation of targeted use of resources for repair and restoration of the main oil pipeline. Indicators of control cost management (operational efficiency, methodical security, reliability, hierarchical complexity, comparability), allowing to develop timely corrective measures to increase the validity of planning costs of the program of restoration of the main oil pipelines.

Ключевые слова: нефтепровод; ремонт; контроль; затраты.

Keywords: pipeline; repair; control; costs.

Tyumen State Oil and Gas University Candidate of Sciences in Economics Associate professor of the chair «Management in FEC branches»

08.00.00 Экономические науки

Программа ремонтно-восстановительных работ содержит множество этапов исполнения, каждый из которых в отдельности включает различные подходы к формированию затрат, при этом зачастую наблюдается отклонение фактической величины затрат от планируемого уровня. Так на стадии реализации ремонтно-восстановительных работ величина затрат отклоняется более чем на 10% от проектной величины, как показывает практика, на стадии ввода в эксплуатацию требуется дополнительное финансирование, что также приводит к росту затрат.

В настоящее время реализация типовых проектов ремонтно-восстановительных работ не всегда учитывает динамику изменения условий их реализации, что отражается в погрешности расчета затрат. Это обусловлено недостаточным уровнем развития научно -методической базы обоснования затрат на ремонтно-восстановительные работы. При этом внутренние регламенты регулирования затрат не в полной мере позволяют обеспечить гибкость внедрения корректирующих мер по изменению стоимости ремонтновосстановительных работ на этапе их реализации и ввода в эксплуатацию объектов магистрального транспорта нефти. Это приводит к снижению оперативности контрольных процедур и результативности управленческих решений по управлению затратами на программу ремонтно-восстановительных работ магистральных нефтепроводов.

С целью своевременной корректировки программы восстановления магистральных нефтепроводов и затрат на ее реализацию рекомендован набор организационно-методических мероприятий, позволяющий контролировать затраты дифференцированно по этапам ее реализации: проектирование, исполнение, ввод в эксплуатацию объектов. В таком случае контроль будет являться инструментом управления затратами, который позволит выделить зоны для развития и разработки мероприятий по управлению затратами на ремонтновосстановительные работы. (рис.1).

1. Предварительная оценка затрат на исполнение программы ремонтно-восстановительных работ 2. Выявление недостатков и существующих возможностей направлений 3. Формирование механизма реализации целей проекта затрат на программу' ремонтно-восстановительных работ

Наблюдение и мониторинг процесса исполнения решений Учет и анализ достижения промежуточных результатов

І I

Диагностическне обследования линейной части магистральных нефтепроводов, базирующиеся на принципах актуальности,

і-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:-:_ценности и экономичности

Расчет вероятностей отказа и цеаности ремонтно-восстановительных работ до и после проведения диагностических мероприятий

::: Контроль системы управления затратами на программу ремонтно воеошювтельных работ по этапам ве: реализации:::

проектирование исполнение ввод в эксплуатацию Содержание этапов контроля системы управления затратами на программу ремонтно-восстановительных і

Проектирование 1 1 Исполнение і і Ввод в эксплуатацию

Сбор и обработка информации Выбор критериев, методик, обоснование норматив« Выбор источников финансирования Экономическое обоснование проектных решении Формирование конкретных технических решений проведения ремонтно-восстановительных работ Выбор технологических и конструктивных решена Выбор материалов и оборудования Подбор производителей и поставщиков Оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на ремонтно-восстановительные работы 1 1 1 1 1 1 1 I 1 1 1 1 1 1 Соответствие проектной и фактически используемой технологии производства работ Возможности проектной организации реализовывать технологию производства работ Качество производства работ и строительного контроля Продолжительность реализации проекта і і і I і і і і і і і і I і Получение выручки и прибыли Обеспечение заданных объемов транспортировки нефти Своевременное обеспечение потребителей

| Критерии оценки контроля затрат программы ремонтно-восстановительных работ на нефтепроводе :

Соответствие планируемых и фактических затрат на Выбор ставки дисконтирования Прибыль

выполнение раоот. Чистая приведенная стоимость Эксплуатационные затраты и др.

Формирование планов по статьям затрат; Внутренняя норма рентабельности

Прогноз технико-экономических показателей Аннуитет

Капитальные вложения в километр трубы и др. Приведенная окупаемость и др.

Дополнительные критерии контроля затрат

Цель IIUI Входные данные IIUI Крнтерин~^ IIUI Количественное измерение

Подготовка плана проведения ремонтно-восстановительных работ б требуемый срок для планирования затратоемкости Данные диагностических мероприятий Выбор направление ремонтновосстановительных мероприятий Объемы по видам работ Критерий оперативности Максимальное время планирования техникоэкономических показателей, стоимостное выражение и согласованность

Формирование плановых показателей на основе программы ремонтно-восстановительных забот Структура центров ответственности Методики управления затратами Критерий методической обеспеченности Доля стоимостных показателей в общей смете затрат на про грамму- ремонтно-восстановительных работ с использованием организационно - методического обеспечения управления затратами

Максимально эффективное использование материальных ресурсов Материальное обеспечение Анализ поставщиков Анализ подрядчиков Источники финансирования Критерий достоверности Относительное н абсолютное отклонение фактических показателей ресурс оемкости от их плановой величины

Эффективное использование грудовых ресурсов Количество участников проекта Затраты на оплату труда Затраты на обучение Затраты на отчисления Критерий организационной сложности Общее число функциональных подразделений и затрат на выполнение их функций

Эффективное использование финансовых ресурсов Нормативы затрат по видам работ Объем возможного финансирования Стоимость работ Налоги Критерий сопоставимости Даля стоимостных показателей в общей сумме затрат на программу ремонтно-восстановительных работ для выявления завышенной и заниженной потребности

Корректирующие меры контроля затрат на ремонтно-восстановительные работы

Проектирование і і і Исполнение 1 1 1 Ввод в эксплуатацию

Анализ методики планирования затрата на РВР Разработка системы критериев для оценки эффективности капитальных затрат Контроль выполнения контрактных обязательств привлекаемых предприятий Проверка сроков и комплектности подготовки рабочей документации Отслеживание процесса планирования и бюджетирования Принятие решений об аутсорсинге і і і і і і і і і і і і і Проверка сроков выполнения раоот Проверка сроков приобретения и стоимости оборудования Текущий контроль хода работ по проекту Анализ изменений во внутренней и внешней среде н оценка их влияния на ход проекта Анализ причин отклонений от плана Разработка рекомендаций для принятия управленческих решений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 иценка во временном периоде прноылн Анализ отклонений величины затрат от спроектированных величин

Утверждение итоговых отчетов

Прогнозная оценка экономического результата реализации программы восстановления осъектов транспорта нефти

:::::::::::::::::::^Представление результата реализациипр<^ашад рёмёнтночвосст^

Рис. 1. Алгоритм реализации контроля затрат на ремонтно-восстановительные работы по

этапам их реализации

Целью формирования программы контроля является обеспечение надежности и безопасности компании на основе анализа и управления рисками и снижение затрат на эксплуатацию, путем оптимизации выбора диагностических и ремонтно-восстановительных работ при выполнении требований по надежности и уровням риска. Для повышения адаптивности предприятий магистрального транспорта нефти к изменениям реализованной программы ремонтно-восстановительных работ, скорректирован набор организационнометодических мероприятий, позволяющий контролировать затраты дифференцированно по этапам реализации работ: проектирование, исполнение, ввод в эксплуатацию объектов.

Предложенный алгоритм управления затратами включает их полный учет на всех стадиях проведения ремонтно-восстановительных работ, начиная с обоснования целей, значимости и приоритетности работ и завершая выявлением всех направлений использования ресурсов. При этом эффективность программы ремонтно-восстановительных работ на предприятии в значительной мере зависит от выбора направления проведения ремонтновосстановительных работ, отличие которых обусловлено стоимостью, сроком реализации, результативностью и эффективностью.

Принципиально важным моментом алгоритма является диагностика, одновременно базирующаяся на принципах актуальности, ценности и экономичности. Рекомендуется проводить расчет вероятностей отказа и ценности ремонтно-восстановительных работ до и после проведения диагностических мероприятий, с целью выбора экономически выгодного варианта реализации работ. Это позволяет выбрать тот вариант диагностики, который обеспечит максимально достоверную и важную информацию для выбора лучшего варианта восстановления работ и дальнейшей эксплуатации. Для определения стоимости работ рекомендуется разработать смету затрат, структура которой может быть разной в зависимости от способа реализации работ на этапе проектирования. Данный подход учитывает изменение структуры затрат в случае аутсорсинга отдельных этапов ремонтновосстановительных работ, что позволит оптимизировать затраты на организационноуправленческие решения.

В последствии алгоритм контроля затрат включает подбор группы показателей процесса контроля, исходя из мест возникновения затрат, элементов затрат и функциональных центров ответственности. При этом производится количественная оценка выявления возможных факторов их изменения. Отклонения по исследуемым показателям оцениваются как сигналы для внесения корректировок в плановую структуру и объем затрат.

В зависимости от результатов процесса контроля по этапам реализации работ предложены корректирующие меры контроля затрат на программу восстановления магистральных нефтепроводов, так как от эффективного контроля и принятия своевременных управленческих решений зависит результативность оперативной корректировки затрат на протяжении всего периода реализации ремонтно-восстановительных работ.

Внедрение поэтапного контроля на предприятиях магистрального транспорта нефти связано с необходимостью системной интеграции различных аспектов управления затратами, так как контроль обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления затратами и позволяет установить контроль за достижением как стратегических, так и тактических целей компании. Предложенный организационнометодический подход к осуществлению контроля затрат, направлен на достижение целевых показателей предприятия, отображающих результаты качественных и количественных стратегических показателей предприятия. В свою очередь это позволит увеличить надежность, обеспечить эффективность планирования, регулирования и контроля затрат в системе управления ремонтно-восстановительными работами предприятий магистрального транспорта нефти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глухова М.Г. Использование комбинаторного подхода при формировании программы реконструкции газотранспортной системы / Фундаментальные и прикладные проблемы эффективного развития ТЭК и его инфраструктуры: Сборник научных трудов по материалам науч. - практ. конф. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. - 0,5 п.л.

2. Белоцерковский М. Я. Формализация процесса итерационного планирования на предприятии магистрального транспорта газа // Нефть, газ и бизнес. - М.: РГУ нефти и газа им. Губкина, 2009. - № 4. - С. 19-23.

Рецензент: Профессор каф. МТЭК ТюмГНГУ, д.э.н. А. А. Зубарев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.