югия. Экономика. Политика. № 4, 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
УДК 336.763.1
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПРОИЗВОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF DERIVATIVES FOR OIL AND GAS INDUSTRY
Ю. В. Бородач
Yu. V. Borodach
Ключевые слова: производные финансовые инструменты, рынок срочных контрактов, цена на сырую нефть,
фьючерсы, дифференциал, хеджирование
Key words: financial derivatives, market of fixed-term contracts, price of crude oil, futures, differential, hedging
В начале текущего столетия очевидной становится необходимость ослабить долларовое влияние на экономику, а также снизить степень монопольного влияния на уровень цены на нефть американских и английских фьючерсных бирж. В результате в нефтедобывающих странах создаются нефтяные биржи, организуются торги фьючерсами на различные сорта нефти. В целом в статье рассматривается современное состояние российского рынка деривативов на продукцию предприятий нефтегазовой отрасли, обозначаются основные проблемы рынка и необходимое направление его развития.
At the beginning of this century a need becomes apparent in weakening the dollar impact on the economy, as well as in reducing a degree of monopoly influence on the level of oil prices of the American and British futures exchanges. As a result, in the oil-producing countries the oil Futures Exchange are created, futures trades are organized on various grades of oil. In general, this paper reviews the current state of the Russian market of derivatives for oil and gas industry enterprises products and the main problems of the market and its required development directions are defined.
Современный рынок производных финансовых инструментов начал активное развитие с 1970-х гг. Появление финансовой инженерии позволило создавать разнообразные производные финансовые инструменты и стратегии их использования, что послужило дополнительным катализатором развития рынка финансовых деривативов. В рамках данной статьи мы сконцентрируем внимание только на одном из сегментов рынка производных финансовых инструментов.
Отказ от картельного и монопольного ценообразования на мировом рынке нефти в пользу биржевой торговли с расчетами в долларах США в 80-х гг. прошлого столетия способствовал развитию рынка деривативов на сырьевые энергоносители. Современный биржевой и внебиржевой рынок производных финансовых инструментов для продукции предприятий нефтегазовой отрасли представлен значительным количеством различных деривативов, в основе которых лежит цена на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ. В первую очередь это фьючерсы и опционы на сырую нефть, газ, дизельное и авиационное топливо, бензин, газойль, обращающиеся на срочных биржах в различных странах, посредством которых реализуется примерно половина всей названной продукции. В дополнение для целей управления ценовыми рисками продавцов нефти крупнейшие торговые площадки вводят в обращение срочные контракты на дифференциал к маркерному сорту нефти (наибольшее распространение получили свопы на дифференциал к датированному бренту (Brent Dtd.) и WTI относительно других сортов нефти). Кроме того, активное развитие в последние десятилетия получили различные гибридные инструменты, доходные выплаты которых привязаны к колебаниям мировой цены на нефть (например, облигации, купонные выплаты и/или погасительный платеж которых, привязан к мировой цене на сырую нефть).
Торговля нефтяными фьючерсами и опционами сконцентрирована на четырех крупнейших товарно-фьючерсных биржах: ICE Futures (Межконтинентальная биржа фьючерсов в Лондоне), NYMEX (Нью-Йоркская товарная биржа), SGX (Сингапурская биржа), TOCOM (Токийская товарная биржа). ICE Futures является безусловным лидером по объемам торгов контрактами на сырую нефть мирового эталонного сорта нефти Brent Dtd. На основе котировок трехмесячного фьючерса на Brent Dtd. специализированные агентства Platt's и Argus Media с использованием «плавающего» дифференциала формируют спотовую цену на нефть различных сортов в Европе и России.
Российский биржевой срочный рынок товарных активов представлен только в срочной секции ОАО «Московская биржа», где торгуются фьючерсные контракты на сырую нефть сортов Brent и Urals, на дизельное топливо (летнее), газойль и опционы на сырую нефть сорта Brent (таблица).
Краткие спецификации фьючерсных контрактов на нефть сорта «Brent»
Параметр Московская биржа ICE Futures NYMEX
Количество актива 10 баррелей 1000 баррелей 1000 баррелей
Шаг цены 0,01 долл./баррель
Стоимость шага цены 0,1 долл./контракт по курсу доллара США к рублю 10 долл. /контракт 10 долл. /контракт
Расчетная цена исполнения Значение индекса на нефть сорта «BRENT», опубликованное в сети Интернет по адресу www.theice.com в 12:00 по Лондонскому времени в день исполнения контракта Определяется в 2:30 по средневосточному времени по методике NYMEX
Продолжительность контракта и месяцы поставки Контракты исполняется в любой месяц согласно списку биржи на ее сайте 12 мес. подряд, далее поквартально — до 24 мес., далее по полугодиям — макс. до 36 мес. В обращении находятся фьючерсы на ближайшие 72 месяца
Последний день торговли 15-е число месяца исполнения контракта или следующий за ним первый рабочий день Рабочий день, предшествующий 15-му дню до первого дня месяца поставки, или день, предшествующий названному. Рабочий день за три рабочих дня до 25-го числа месяца, предшествующего месяцу поставки
День Поставки (исполнения) Биржевой день, следующий за последним днем обращения контракта В течение 1 часа после завершения торговли инвестор представляет нотис на исполнение расчетом наличными. Иначе осуществляется поставка нефти Инвестор выбирает инструмент, на который будет обменена открытая фьючерсная позиция: физическая поставка или своп
Исполнение обязательств сторонами Ежедневные уплаты вариационной маржи Поставка наличной нефти на условиях СИФ или расчеты по разнице цен Физическая поставка на условиях ФОБ с терминала в Кушинге
В таблице представлен сравнительный анализ основных параметров спецификаций фьючерсов на сырую нефть, котируемых на различных торговых площадках. Необходимо отметить несколько существенных различий в представленных условиях торговли и поставки. Во-первых, фьючерсы, торгуемые в нашей стране, являются расчетными, а фьючерсы NYMEX и ICE — поставочными. Во-вторых, маркерный и поставочный сорта нефти в российских фьючерсах совпадают. На NYMEX и ICE продавец фьючерса имеет право выбрать конкретный сорт нефти, который он поставит на указанный терминал из утвержденного биржей перечня. В-третьих, совпадение/различие титульного месяца и месяца завершения торгов фьючерсом. На Московской бирже титульный месяц, месяц окончания торгов и месяц поставки совпадают (за рубежом нет). Это связано с колоссальным различием в объемах торгов, а также сложностью процедуры отгрузки и поставки нефти. В-четвертых, в обращении на российском рынке, как правило, находятся фьючерсы и фьючерсные опционы с датами экспирации в три ближайших календарных месяца, что сужает возможности хеджеров в управлении ценовыми рисками. Хотя необходимо признать, что активность торгов традиционно концентрируется на контрактах с ближайшей датой экспирации.
Срочный рынок Московской биржи по совокупности торговых показателей входит в первую десятку среди 81 торговой площадки на протяжении нескольких лет [1].
При этом основная доля оборотов рынка приходится на торги фьючерсами и опционами на фондовые индексы и индивидуальные акции. За апрель 2013 г. на срочном рынке объем торгов составил 5,36 трлн р. или 128,28 млн контрактов, при этом среднедневной объем торгов составил 243,41 млрд р. На долю производных инструментов, воздействующих на товарные активы, пришлось только 154,2 млрд р. (2,9 %) [2]. Срочные контракты на продукцию предприятий нефтяной отрасли оказались в числе отстающих по торговой активности. Наибольшие торговые обороты за день продемонстрировали фьючерсы на Brent с исполнением в апреле и мае (до 1 млрд р.). Объем дневных торгов опционами на
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2013
фьючерсы на Brent не превышал 1 млн р., а открытые позиции не достигли и 1 тыс. контрактов. Сделки с опционами пут заключались несколько активнее, чем с опционами колл [1].
Очевидна необходимость развития рынка деривативов на продукцию предприятий нефтегазовой отрасли, в том числе ввиду происходящих трансформаций мирового рынка нефтегазовых ресурсов и механизмов формирования цен на нефть и ее производные.
В начале XX века Дж. М. Кейнс, а позднее Дж. Хикс выдвигают и доказывают положение о том, что срочный рынок вносит элемент стабильности в развитие экономики. Сегодня необходимость хеджирования операций в реальном секторе российской экономики очевидна, однако специалисты сходятся во мнении, что массовый запрос на хеджирование так и не сформировался [3, 4].
Сложившаяся практика ценообразования на мировом рынке нефти, основанная на вычислении стоимости различных сортов поставочной нефти путем прибавления или вычитания дифференциала к стоимости эталонного сорта нефти, и установление цены на нефть в долларах США генерируют значительное количество финансовых рисков для добывающих и сбытовых компаний во всем мире. Ситуация усугубляется еще и тем, что котировки международных агентств, в частности Platts, все чаще строятся на использовании «гибкой» методики расчета, которая учитывает не только качественный состав оцениваемой нефти, но еще и состояние рынка (контанго или бэквардейшн), причем делается это достаточно непрозрачно. В итоге участникам торгов нужны теперь инструменты хеджирования не только стоимости нефти и курса доллара, но и значения дифференциала.
Сегодня Московская биржа, организуя рынок фьючерсов на нефть и ее производные, преследует локальную цель — предоставить операторам рынка инструменты снижения рисков, а также возможности извлечения спекулятивной прибыли. Однако не учитывается тот факт, что расширение активов госкомпаний неизбежно отражается на методах риск-менеджмента.
Российские ВИНК, используя трансфертное и формульное ценообразование на внутреннем рынке, а также механизмы перераспределения поставок разными видами транспорта с узла учета нефти, переносят валютные и ценовые риски на конечного потребителя их продукции. Данный способ управления финансовыми рисками не учитывает риски, возникающие в российской экономике в целом в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Потребители продукции компаний нефтегазового сектора неизбежно сталкиваются с ростом издержек производства, а это еще больше снижает конкурентоспособность отечественных товаров, что крайне опасно сегодня, когда Россия является членом ВТО.
Сегодня во всем мире нарастают тенденции создания механизма определения цены на нефть, свободного от стоимости мирового эталона. Тем более идут дискуссии о том, какой сорт нефти считать мировым эталоном. Если до 2008 г. лидирующие позиции по влиянию на стоимость нефти занимал WTI, то после кризиса резко укрепил позиции Brent Dtd., стоимость которого стала резко возрастать по сравнению с WTI. Многие специалисты указывают на отсутствие объективных причин возникновения такого спрэда, поскольку структура фьючерсов на эти сорта нефти и результаты их исполнения имеют существенные различия [5]. В частности, фьючерсы на WTI чаще исполняются поставкой реальной нефти, так как технология ее поставки на небольшой терминал в г. Кушинге хорошо отработана. Однако в период кризиса, когда спрос на поставочную нефть резко упал, произошло скопление больших запасов нефти на терминале, что повлекло более существенное давление предложения на торгах и падение цен. В дополнение в результате достаточной редкости сортов нефти, формирующих Brent Dtd., на терминалах отгрузки наблюдается дефицит, вызывающий дополнительно превышение спекулятивного спроса на биржевых торгах. Влияние на формирование цен этих фьючерсов оказывает и способ биржевой торговли (на NYMEX проводятся и голосовые, и электронные торги, а на ICE — только электронные).
Многие нефтедобывающие страны и страны, активно потребляющие нефтяные и газовые ресурсы создают собственные нефтяные биржи (например, Иран, ОАЭ) или организуют торги фьючерсами на нефть на национальных фьючерсных биржах (например, Китай), что позволяет максимально снизить внешние глобальные ценовые риски. По оценкам экспертов [5] удачный шаг в этом направлении сделала товарная биржа в Дубае (DME), организующая торги фьючерсами на сорт Oman. Совместными усилиями DME и СМЕ (Чикагская товарная биржа) выстраивают ликвидность фьючерса Oman, который в перспективе должен стать ориентиром рыночного ценообразования в Азии, практически полностью
исключив давление цены Brent Dtd. Данный контракт отличается удачной структурой и хорошим механизмом поставки реальной нефти. Шанхайская фьючерсная биржа (SHFE) впервые предложила фьючерс на сырую нефть с расчетами как в долларах США, так и в юанях (бивалютный фьючерс).
Список литературы
1. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.futuresindustry.org
2. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.rts.micex.ru
3. Емельянов Д. Навстречу хеджерам // Журнал о биржевой торговле F&O. - 2012. - № 7. - С. 16-19.
4. Седунов А. Товарам кризис нипочем // Журнал о биржевой торговле F&O. - 2010. - № 5. - С. 26-33.
5. Is this the end of the global oil benchmark? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fow.com/Article/ 3057114/AssetClasses/26539/Is-this-the-end-of-the-global-oil-benchmark.htmI
Сведения об авторе
Бородач Юлия Васильевна, к. э. н., доцент кафедры МТЭК, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200121
Borodach Yu. V., Candidate of Sciences in Economics, associate professor of MTEC, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)200121
УДК 330.322
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТИ
ORGANIZATION AND METHODICAL SUPPORT OF MANAGEMENT OF REPAIR-AND-RENEWAL OPERATIONS COSTS AT THE TRUNK OIL TRANSPORT ENTERPRISE
М. Г. Глухова, Д. И. Качаева
M. G. Glukhova, D. I. Kachaeva
Ключевые слова: затраты, тариф, нефтепровод Key word: expenditures, rate, oil pipeline
Обоснованы предложения по возмещению капитальных затрат на ремонтно-восстановительные работы посредством корректировки тарифа на перекачку нефти, а именно включение расходов на реализацию долгосрочных программ восстановления магистральных нефтепроводов. Использование данного подхода позволит обеспечить возвратность вложенных средств, а также повысит ответственность за осуществление запланированных ремонтно-восстановительных работ.
The proposals on reimbursement of capital costs of repair-and-renewal operations through adjusting the tariff on pumping of oil, namely the inclusion of expenditures on realization of long-term programs of rehabilitation of main oil pipelines are proved. The use of this approach will ensure the invested funds repayment and enhance the responsibility for realization of the planned repair-and-renewal operations.
Установление рациональных пропорций между потреблением и возмещением финансовых ресурсов является одним из условий эффективного управления затратами на ремонтно-восстановительные работы магистрального нефтепровода. При обновлении основных производственных фондов компаний магистрального транспорта нефти требуются значительные объемы финансирования, при этом в современных условиях возрастает роль собственных средств компаний для возмещения затрат на обновление основных фондов. В структуре источников финансирования собственные средства составляют около 40 %,
заемные — около 69 %.
Потребность в формировании источников возмещения затрат постоянно увеличивается за счет действия внутрисистемных (неблагоприятный возрастной состав основных производственных фондов, необходимость поддержания требуемого уровня надежности и экологической безопасности эксплуатации, реализации инвестиционных проектов по строительству новых, реконструкции и расширению действующих магистральных нефтепроводов) и внешних факторов (объемы добычи и переработки нефти, изменение конъюнктуры внутреннего и экспортного рынков нефти и нефтепродуктов, конкуренция со стороны других предприятий, осуществляющих транспортировку нефти, налоговая и ценовая политика). Вместе с тем происходит превышение запланированных объемов финансирования, дисбаланс учетной