Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВУЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СЛУШАТЕЛИ / ОПРОС РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова М. Ю., Клецов К. Г., Щенников А. Н.

Целью исследования являлось выявление тенденций реализации программ обучения специалистов физической культуры и спорта и определение результативности регулирования организационно-методических условий в рамках федерального проекта. Проведен анализ реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет средств федерального бюджета в вузах физической культуры в 2020-2022 годах по образовательным программам и контингенту слушателей и опроса работодателей. В условиях расширения автономии вузов по формированию перечня дополнительных профессиональных программ прослеживается тенденция смешения акцента на программы по видам спорта, которые являются и более востребованными работодателями. Выявлена значительная дифференциация между регионами по участию в мероприятии федерального проекта. Определена потребность регулирующих воздействий по формированию организационно-методических условий обучения специалистов с равным доступом всех регионов, балансом программ по формированию компетенций для достижения стратегических задач и реализацией сильных сторон педагогических школ вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова М. Ю., Клецов К. Г., Щенников А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SPECIALISTS IN THE FEDERAL PROJECT

Objective of the study was to identify trends in the implementation of professional development programs for physical education and sports specialists and to determine the effectiveness of regulating organizational and methodological conditions in the federal project. Analysis ofthe implementation of professional development programs at the expense ofthe federal budget in Russian universities of physical culture in 2020-2022 according to educational programs and the contingent of students and a survey of employers. The tendency of the shift of education to sports programs has been revealed with the expansion of the autonomy of universities in the implementation of programs. Also, such programs are more in demand by employers. Significant differentiation of participation in training in the federal project of different regions has been revealed. The need for regulatory influences to create organizational and methodological conditions for training specialists with equal access to all regions, a balance of programs for competencies to achieve strategic objectives and for the strengths of pedagogical schools of universities is determined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

УДК 796.07:371.142

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Марина Юрьевна Щенникова, доктор педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург; Константин Геннадьевич Клецов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Антон Никитич Щенников, аспирант, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Целью исследования являлось выявление тенденций реализации программ обучения специалистов физической культуры и спорта и определение результативности регулирования организационно-методических условий в рамках федерального проекта. Проведен анализ реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет средств федерального бюджета в вузах физической культуры в 2020-2022 годах по образовательным программам и контингенту слушателей и опроса работодателей. В условиях расширения автономии вузов по формированию перечня дополнительных профессиональных программ прослеживается тенденция смешения акцента на программы по видам спорта, которые являются и более востребованными работодателями. Выявлена значительная дифференциация между регионами по участию в мероприятии федерального проекта. Определена потребность регулирующих воздействий по формированию организационно-методических условий обучения специалистов с равным доступом всех регионов, балансом программ по формированию компетенций для достижения стратегических задач и реализацией сильных сторон педагогических школ вузов.

Ключевые слова: специалисты физической культуры и спорта, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, организационно-методические условия, вузы физической культуры, слушатели, опрос работодателей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p393-402

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SPECIALISTS IN THE FEDERAL PROJECT

Marina Yurievna Shchennikova, doctor of pedagogical sciences, docent, Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Konstantin Gennadyevich Kletsov, candidate of pedagogical sciences,

docent, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Anton Nikitich Shchennikov, post-grqduate student, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture

Abstract

Objective of the study was to identify trends in the implementation of professional development programs for physical education and sports specialists and to determine the effectiveness of regulating organizational and methodological conditions in the federal project. Analysis of the implementation of professional development programs at the expense of the federal budget in Russian universities of physical culture in 2020-2022 according to educational programs and the contingent of students and a survey of employers. The tendency of the shift of education to sports programs has been revealed with the expansion of the autonomy of universities in the implementation of programs. Also, such programs are more in demand by employers. Significant differentiation of participation in training in the federal project of different regions has been revealed. The need for regulatory influences to create organizational and methodological conditions for training specialists with equal access to all regions, a balance of programs for competencies to achieve

strategic objectives and for the strengths of pedagogical schools of universities is determined.

Keywords: specialists in physical education and sports, professional development, professional retraining, organizational and methodological conditions, federal universities of sports, students, survey of employers.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время непрерывно возрастают требования к компетентности специалиста, которая должна обеспечивать решение профессиональных задач для достижения национальных целей и стратегических задач развития физической культуры и спорта, соответствовать современному уровню развития науки и технологий, позволять работнику быстро адаптироваться к изменяющимся условиям труда, что, соответственно, обуславливает возрастающую востребованность непрерывного профессионального образования. Реализация мероприятия по обучению специалистов физической культуры и спорта в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» направлена на ускорение темпов переподготовки и повышения квалификации работников по овладению современными технологиями привлечения граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом с использованием потенциала подведомственных Минспорту России образовательных и научных организаций высшего образования. Учитывая отсутствие государственного регулирования качества дополнительного профессионального образования, важным аспектом реализации данного мероприятия является поиск путей разрешения противоречия между требованиями общества и государства к непрерывному профессиональному развитию специалистов физической культуры и спорта и сложившейся практикой реализации широкого спектра некачественных программ, низкой мотивацией и востребованностью обучения среди работников, отсутствием заказа на повышение квалификации работников со стороны работодателей.

Цель исследования: выявить тенденции реализации программ обучения специалистов физической культуры и спорта и определить результативность регулирования организационно-методических условий в рамках федерального проекта.

Методы исследования: анализ реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет средств федерального бюджета в вузах физической культуры в 2020-2022 годах по образовательным программам и контингенту слушателей, опрос работодателей, теоретический анализ, метод логических обобщений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С 2020 года в рамках федерального проекта Спорт - норма жизни в университетах, подведомственных Минспорту России, реализуются дополнительные профессиональные программы. За период 2020-2022 годов обучение в рамках государственного задания прошли 39 900 человек, из них 21600 чел. по программам профессиональной переподготовки и 18280 чел по программам повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка проводилась по 4 дополнительным профессиональным программам (ДПП): физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением (далее - ФОиСМР), спортивная подготовка по виду спорта (группе видов спорта) (далее - СП), адаптивная физическая культура: физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивно-массовая работа (далее - АФК), адаптивный спорт (далее - АС). Программы в области адаптивной физической культуры реализуются с 2022 года. Контингент слушателей по программам профессиональной переподготовки составил в 2020 году 4400 чел., в 2021 году 8990 чел., в 2022 году 8340 чел. Из общего числа слушателей за 3 года 56,7% прошли обучение по программе ФОиСМР, 32,3% - по программе СП, 7,9% - по программе АФК и 3,1% - по программе АС (рисунок 1а). Динамика соотношения количества слушателей по разным программам свидетельствует о сокращении доли слушателей по программе ФОиСМР с 70,5% в 2020 году до 43,9% в 2022 году за счет увеличения доли слушателей по программам в области адаптивной физической

культуры до 15,9% в 2022 году, доля программ СП изменяется значительно в пределах 2934% (рисунок 1б).

100%

7,9% _

3,1%

32,3% _

0,9% 0,0%

43%-

56,7%

15,9% 3%

,9%

9%

2020 год 2021 год 2022 год

■ФОиСМР ■ СП ■ АС ■ АФК ■ ФОиСМР "СП "АС ИАФК

а б

Рисунок 1 - Распределение контингента слушателей по программам профессиональной переподготовки

Подобное распределение общего числа слушателей за 3 года по программам отмечается в 8 образовательных организациях высшего образования (ОО ВО) (57%). Самая большая доля слушателей по программе СП отмечается в СибГУФК - 44%, по программе ФОиСМР - в ЧГИФКиС - 70%. Равномерное распределение общего числа слушателей по программам отмечается в Поволжском ГУФКСиТ, где по программе ФОиСМР прошли обучение 38,4%, по программе СП - 35,4%, по программам в области адаптивной физической культуры - 26,2%. Не реализовывали в рамках мероприятия программы в области адаптивной физической культуры 3 вуза (РУС ГЦОЛИФК, МГАФК и ЧГИФКиС), в 2 ОО ВО доля слушателей по программам в области адаптивной физической культуры выше среднего показателя и составляет 19-20% (ВГАФК и СГУС). Динамика соотношения контингента слушателей по программам от 2020 к 2022 году в большинстве ОО ВО характеризуется более равномерным распределением слушателей между программами. Преимущество слушателей по программе ФОиСМР сохранилось в 2022 году в 11 ОО ВО, по программе СП - в 3 ОО ВО.

Программы повышения квалификации реализуются в рамках федерального проекта с 2021 года. В период 2021-2022 годов реализовывались 33 программы, в том числе в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением 10 программ, в области спортивной подготовки - 15 программ, в области управления физической культурой и спортом - 5 программ, в области адаптивной физической культуры - 1 программа, в области цифровых технологий - 1 программа. В среднем в год в отдельной ОО ВО реализуется 6 программ повышения квалификации. В исследованном периоде 5 ОО ВО увеличили перечень реализуемых программ к 2022 году. Наиболее широкий спектр программ предлагают слушателям Поволжский ГУФКСиТ - 13 программ, НГУ им. П.Ф. Лесгафта и СГУС - по 11 программ, ВЛГАФК - 8 программ. Наиболее популярны в вузах программы: в области АФК, её реализуют 12 вузов; в области управления физической культурой и спортом, их реализуют 10 вузов; в области ФОиСМР по организации работы фитнес центров - 8 вузов, по организации работы с лицами старших возрастных групп - 6 вузов; в области цифровых технологий в физической культуре и спорте - 7 вузов (таблица).

Сфера профессиональной деятельности / наименование программы Количество программ Количество вузов

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:

В центрах тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 1 8

В фитнес центрах и фитнес-технологии 1 8

С лицами старших возрастных групп 1 6

Сфера профессиональной деятельности / наименование программы Количество программ Количество вузов

В рекреационных зонах 1 4

На предприятиях, в учреждениях 2 4

В школьном спортивном клубе 1 4

По месту жительства 1 3

В сельской местности 1 3

В студенческом спортивном клубе 1 3

В горнолыжном спорте (инструктор по горнолыжному спорту) 1 2

Адаптивная физическая культура: физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт 1 12

Цифровые технологии в области физической культуры и спорта 1 8

Управление физической культурой и спортом:

Нормативно-правовые и организационные аспекты управления физической культурой и спортом на государственном, региональном, муниципальном уровне 1 8

Нормативно-правовое обеспечение и организационные аспекты управления в физкуль-турно-спортивных организациях 1 8

Управление спортивными сооружениями и событиями 1 2

Нормативно-правовые обеспечение и организационные аспекты управления физической культурой и спортом 1 1

Управление физ. культурой и спортом на региональном и муниципальном уровне, реализация стратегических документов и региональных объектов «Спорт - норма жизни» 1 1

Спортивная подготовка:

Плавание, биатлон, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье, гиревой спорт, дзюдо, самбо, национальные виды спорта и игры финно-угорских народов, мас-рестлинг, борьба «хуреш» и борьба на поясах, хапсагай, легкоатлетические и якутские горизонтальные прыжки, северное многоборье 16 5

Теория и методика физической культуры и спорта

Современные аспекты теории и методики спортивной тренировки 1 1

Функциональная подготовка атлета в различных видах спорта 1 2

Теория и методика раннего физического развития детей 1 1

Контингент слушателей по программам повышения квалификации составил в 2021 году 12400 чел., в 2022 году 5880 чел. Из общего числа слушателей за 3 года 42,3% прошли обучение по программам в области ФОиСМР, 23,1% по программам в области управления физической культурой и спортом, 15,3% - по программе АФК, 11,8% - по программе в области цифровых технологий, 4,4% - по программам в области СП, 3,1% - по вопросам теории и методики физической культуры и спорта (рисунок 2а). Сравнение соотношения количества слушателей по разным программам в 2021 и 2022 годах свидетельствует о незначительном сокращении доли программ в области ФОиСМР с 46% в 2021 году до 35% в 2022 году и в области цифровых технологий с 13% до 9% при увеличении доли программ по вопросам теории и методики физической культуры и спорта на 10% и в области СП на 4%. Доля слушателей по программам по адаптивной физической культуре и управлению физической культурой и спортом изменилась в пределах 1% (рисунок 2б). 11,8% 3,1%_.

2022 год

_42,3%

23,1%

2021 год

35,3%

15,3%_/

■ ФОиСМР АФК ТиМФК

\_4,4%

СП

■ управление ФКиС 1 цифровые технологии

3,2%

15,0%

45

,7%

0% 10% 20% 30% 40% 50%

' цифровые технологии ■ ТиМФК

> управление ФКиС ■ АФК

I СП ■ ФОиСМР

б

Рисунок 2 - Распределение контингента слушателей по программам повышения квалификации

а

На рисунке 3а представлено распределение слушателей по различным программам в области ФОиСМР. Общий контингент слушателей за 2 года по данным программам составил 7740 чел, в том числе в 2021 году 5665 чел., в 2022 году 2073 чел. Наиболее востребованными программами являлись программы по организации ФОиСМР в центрах ГТО, в школьных и студенческих спортивных клубах, с лицами старшего возраста, в фитнес центрах. Доля слушателей по данным программам составила более 10%. Сравнение соотношения количества слушателей по разным программам в 2021 и 2022 годах свидетельствует о повышении доли слушателей по программам в сфере фитнеса с 10,3% до 18,9%, в рекреационных зонах с 4,1% до 13,8%. Снижение доли слушателей по программам организации занятий с лицами старшего возраста обусловлено сокращением контингента слушателей по данной программе в РУС ГЦОЛИФК с 710 чел. в 2021 году до 0 в 2022 году.

5,0% 5,9%

4,8%

6,7%

10,1%

12,6

26,4%

5,3%

3,3%

1,6%

2022 год

13,8%

18,9%

15,5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 13,0%

ГТО

школьный и студенческий СК с лицами старшего возраста фитнес

по месту работы в рекреационных зонах 1 по горнолыжному спорту в сельской местности по месту жительства а

2021 год

0% 5% 10% по месту жительства по горнолыжному спорту по месту работы с лицами старшего возраста ГТО

7%

15% 20% 25% 30%

■ в сельской местности

■ в рекреационных зонах

■ фитнес

■ школьный и студенческий СК

Рисунок 3 -

Распределение контингента слушателей по программам повышения квалификации в области ФО-

иСМР

Анализ контингента слушателей в разрезе регионов Российской Федерации свидетельствует, что наибольшее количество слушателей являются жителями региона расположения вуза, доля слушателей из 14 регионов расположения вузов физической культуры составила в общем числе слушателей 85 регионов 51,5%. В 2020 году начала реализации мероприятия отношение планового числа слушателей к численности штатных работников физической культуры и спорта в целом по Российской Федерации составило 9,9%. По итогам обучения за 3 года в регионах расположения вузов физической культуры и спорта данный показатель выше и составил в среднем 12,5%. Учитывая значительную дифференциацию регионов Российской Федерации по численности населения и численности работников физической культуры и спорта регионы с высокими показателями количества слушателей не всегда являются лидерами по показателю отношения количества слушателей к количеству штатных работников физической культуры и спорта в регионе. Например, в г. Москве 2500 слушателей составляют менее 5% от количества штатных работников физической культуры и спорта в регионе, в Псковской области 1110 слушателей - более 80%.

Анализ мест обучения слушателей из различных регионов в разрезе федеральных округов показывает явный приоритет территориально более близкого вуза. Из числа слушателей из Центрального федерального округа 87% прошли обучение в ВГАС, МГАФК, РУС ГЦОЛИФК, СГУС; из Северо-Западного федерального округа 84% прошли обучение в НГУ им. П.Ф. Лесгафта и ВЛГАФК; из Южного федерального округа - 80% в КГУФКСТ и ВГАФК, из Приволжского федерального округа - 73% в Поволжском ГУФКСиТ и

б

ЧГАФКиС, из Уральского федерального округа - 80% в УралГУФК; из Сибирского федерального округа - 92% в СибГУФК и РУС ГЦОЛИФК (филиал в г. Иркутске); из Дальневосточного федерального округа 80% - в ДВГАФК и ЧГИФКиС.

С 2019 года для изучения мнения работодателей о востребованности мероприятия федерального проекта «Спорт - норма жизни» по обучению специалистов ежегодно по заказу Минспорта России проводится онлайн-опрос представителей государственных и муниципальных органов управления и организаций в сфере физической культуры и спорта с использованием специального программного обеспечения и веб-сервиса для сбора, обработки и анализа анкетных данных ФГБУ СПбНИИФК. В опросе 2020 года приняли участие 2564 респондента из 68 субъектов Российской Федерации, в опросе 2022 года 2128 респондентов из 43 регионов. В исследовании средняя ежегодная востребованность программ определялась при обработке результатов опроса относительно среднесписочой численности штатных работников физической культуры и спорта, которая указывается репондентами в анкетах.

По профессиональной переподготовке в 2020 и в 2022 годах средняя ежегодная востребованность программ составила в среднем 4,5% от численности штатных работников. Анализ распределения востребованности обучения по программам показал, что в 2022 году повышается востребованность программ по видам спорта с 25% до 55%, снижается востребованность программ по ФОиСМР с 66% до 37%, сохраняется спрос на программу по АС в 8% (рисунок 4а). Анализ динамики востребованности программ в регионах, где расположены вузы физической культуры, показал существенное смещение спроса на программы по видам спорта. Так в 2020 году востребованность данных программ составила 8%, а в 2022 году - 82%. Для программ по ФОиСМР в данных регионах характерна обратная динамика (рисунок 4б).

100% -г-

60%

40%

20%

0%

100%

80%

2%

60%

40%

20%

0%

100%

60%

6%

37%

10%

43%

40%

20%

0%

56% ■ 47%

2020 год 2022 год ■ ФОиСМР "СП "АС - целом по Российской Федерации

Рисунок 4 -

2020 год 2022 год ■ ФОиСМР "СП "АС б - в регионах, где расположены вузы физической культуры

Изменение структуры востребованности программ профессиональной переподготовки по результатам опроса 2020 и 2022 годов

2020 год 2022 год ФОиСМР "СП "АС в - в иных регионах

По повышению квалификации средняя ежегодная востребованность программ повысилась с 3% от численности штатных работников в 2020 году до 5% в 2022 году. Распределение востребованности по программам разной направленности по данным опроса 2022 года свидетельствует, что 37% от общей востребованности на 2023-2025 год составляют программы по видам спорта, 20% - программы по вопросам управления ФКиС, 19% - программы по организации работы центров ВФСК ГТО, 14% - по цифровым технологиям (риснок 5а). В регионах, где расположены вузы физической культуры, отмечается явный приоритет программ по видам спорта, они составляют 72% от общей востребованности (риснок 5б). По всем программам отмечается тенденция снижения востребованности обучения штатных работников в перспективе.

а

20,2%

14,1%

19,2%

3,0% _6,1%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

27,0% 17,0%

19,0% 8,0% 4,0% 25,0%

ГТО АФК

1_37,4%

фитнес СП

1 цифровые технологии ■ управление ФКиС

регионы расположения вузов ФК

ГТО АФК

цифровые технологии

б

иные регионы

I фитнес 1СП

■ управление ФКиС

Рисунок 5 - Востребованность программ повышения квалификации на 2023-2025 годы

ОБСУЖДЕНИЕ

В условиях отсутствия государственного регулирования качества дополнительного профессионального образования со стороны Минобрнауки России, в процессе реализации данного мероприятия был разработан и поэтапно апробирован ряд организационно-управленческих решений по регулированию Минспортом России реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) в сфере физической культуры и спорта в процессе формирования и исполнения государственного задания. По результатам апробации внедрены:

- обязательная экспертиза ДПП в Федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт (далее - ФУМО);

- информационная открытость содержания рекомендованных ФУМО ДПП посредством их размещения на официальном сайте ФУМО в сети Интернет;

- нормативное закрепление перечня ДПП, рекомендованных к реализации за счет средств федерального бюджета, локальным актом Минспорта России;

- разработка ДПП при взаимодействии образовательных организаций с представителями лучших практик в регионах, определенных Минспортом России или общероссийской спортивной федерацией по итогам исполнения стратегических документов планирования развития физической культуры и спорта;

- утверждение отчетов об исполнении государственного задания по реализации ДПП по итогам обязательной публичной защиты на комиссии Минспорта России.

Регулирование реализации программ осуществлялось в двух направлениях: формирование перечня программ и определение количества слушателей как объема государственного задания. В части формирования перечня программ тренд проходил от начальной установки реализации программ профессиональной переподготовки для снижения доли лиц, не имеющих профильного профессионального образования, среди штатных работников физической культуры и спорта с приоритетом подготовки инструкторов по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с населением, далее к реализации более коротких, экономически выгодных и востребованных программ повышения квалификации, разработанных с привлечением представителей лучших региональных практик по оценке Минспорта России, и далее к расширению перечня программ и свободному выбору тематики программы образовательной организацией. В части формирования объема государственного задания от закрепления за ОО ВО перечня регионов к свободному выбору ОО ВО. В результате внедрения инструментов регулирования изменялись перечни реализуемых программ и распределение слушателей по программам и регионам.

а

Программы, реализованные к 2021 -2022 годах характеризуют изменение в регулировании тематики программ со стороны заказчика: единые программы профессиональной переподготовки 2020 года, разработанные по заказу Минспорта России и обязательные для всех ОО ВО, программы повышения квалификации для определенной сферы профессиональной деятельности, например в области физической культуры и массового спорта, адаптивной физической культуры, цифровых технологий, разработанные совместно с практиками по согласованию с Минспортом России и которые реализуют несколько вузов; программы 2022 года при предоставлении ОО ВО автономии в выборе тематики, разработанные в большинстве ОО ВО с учетом своих ресурсов и которые реализуются в организациях-разработчиках, условно «авторские» программы. Первые «авторские» программы были представлены в 2021 году ЧГИФКиС по национальным видам спорта. Примером таких «авторских» программ 2022 года могут быть программа «Теория и методика раннего физического развития детей» НГУ им. П.Ф. Лесгафта, программа «Теория и методика силовой подготовки в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье» ЧГАФКиС. Следует отметить, что в 2023 году тенденция разработки «авторских» программ усилилась. Дополнительно разработаны программы по 15 видам спорта, 2 программы в области управления, 2 программы в области АФК, программы в области спортивной психологии, здоровьесберегающих технологий, биомедицинского подхода в спорте [1 ].

Большая востребованность программ профессиональной переподготовки по СП с квалификацией тренер, тренер-преподаватель обусловлена как спецификой занятости в сфере физической культуры и спорта, где должностями по основному месту работы являются тренеры, тренеры-преподаватели, учителя, а работа в секторе ФОиСМР осуществляется часто по совместительству как дополнительная занятость, так и, возможно, наличием у работодателей традиционной ассоциации именно этой квалификации с высшим физкультурным образованием [2].

Влияние традиций подготовки кадров в вузах физической культуры, которая проходит преимущественно по видам спорта и кадровых ресурсов спортивно-педагогических кафедр, выражается в выраженном смещении тематики программ в сторону видов спорта при увеличении автономии вузов. Тяготение вузов физической культуры к таким программам подтверждается как расширением перечня предлагаемых программ по видам спорта и их ориентированностью на конкретную школу подготовки, так увеличением и контингента слушателей по данным программам, а также подтверждается по данным опросов ожиданиями работодателей регионов расположения вузов физической культуры, что может быть обусловлено взаимодействием образовательных организаций и органов власти в регионах и сложившимся имиджем подготовки квалифицированных кадров в вузах физической культуры. С другой стороны, мы видим наличие иного сформировавшегося подхода к подготовке кадров в иных регионах, где более 60 вузов различной ведомственной принадлежности на протяжении последних 20 лет реализуют программы в области физической культуры и спорта в сфере физического воспитания, физкультурно-оздоровительных технологий, спортивного менеджмента, которые не имеют жесткой привязки к виду спорта, что отражается и в результатах опроса работодателей, ориентированных на такие программы, реализуемые в своем регионе.

Анализ распределения слушателей из регионов по ОО ВО свидетельствует, что в условиях свободного выбора программ и ОО ВО со стороны слушателей и регионов обучение в подавляющем большинстве случаев проходит в ближайшей к месту жительства ОО ВО. В результате, по итогам реализации мероприятия в течение 3 лет, сложилась очень дифференцированная картина участия в мероприятии для различных регионов. Количество слушателей колеблется от менее 5 человек в Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе и Республике Ингушетия до более 2,5 тыс. в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. В показателях относительно численности штатных работников в регионе прошли обучение от 0,3% в Республике Ингушетия до 80% в Псковской области.

Медианное значение количества слушателей в регионах расположения вузов физической культуры составляет 1158 чел., что в 6 раз выше аналогичного показателя в остальных регионах. Более равномерное количество слушателей из различных регионов отмечается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наименьшая активность участия в мероприятии федерального проекта характерна для регионов Северо-Кавказского федерального округа. Безусловно, это взаимосвязано с процессами взаимодействия федеральных вузов физической культуры и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, в СибГУФК ежегодно проходили обучение слушатели не менее 70% регионов Сибирского федерального округа. Низкий уровень участия региона в мероприятии может быть обусловлен ориентацией на региональные институты образования. Примером может быть Красноярский край, где осуществляет деятельность краевое учреждение по дополнительному профессиональному образованию работников физической культуры и спорта, количество слушателей из данного региона составило 145 чел, что соответствует 2% численности штатных работников.

Ведущим фактором формирования контингента слушателей является и политика образовательной организации по реализации программ в рамках федерального проекта. Ориентированность преимущественно на регион расположения вуза показали КГУФКСТ, где 83% слушателей из Краснодарского края, НГУ им П.Ф. Лесгафта, где 75% слушателей из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, РУС ГЦОЛИФК, где 75% слушателей из г. Москвы, Московской области и Иркутской области (филиал). Анализ распределения слушателей каждого из 9 федеральных округов по образовательным организациям свидетельствует, что более 1% слушателей в каждом федеральном округе прошли обучение в следующих 5 ОО ВО: РУС ГЦОЛИФК, НГУ им П.Ф. Лесгафта, Поволжский ГУФКСиТ, ЧГАФКиС и ЧГИФКиС. Старейшие ведущие вузы страны РУС ГЦОЛИФК и НГУ им П.Ф. Лесгафта являются, безусловно, привлекательными для слушателей. При этом, данные организации являются лидерами и по доле слушателей из регионов расположения вузов, что скорее свидетельствует об успешном использовании бренда, чем об активном налаживании взаимодействия с регионами. В РУС ГЦОЛИФК ежегодно проходили обучение слушатели из 2-4 регионов Центрального федерального округа, в НГУ им П.Ф. Лесгафта - из 1-2 регионов Северо-Западного федерального округа. Примером активного взаимодействия с регионами продемонстрировали Поволжский ГУФКСиТ и ЧГИФКиС. Лидером, как по количеству предлагаемых программ, так и по широте охвата регионов является. Поволжский ГУФКСиТ, где ежегодно проходили обучение слушатели из 8-13 регионов Поволжского федерального округа и более, чем из 10 иных регионов, в среднем из 21 региона в год. ЧГИФКиС ежегодно реализовывал программы обучения по национальным видам спорта для слушателей не менее 10 регионов. Данные приведены без учета регионов расположения вузов и только по регионам, из которых было более 5 слушателей для снижения доли случайного участия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организационно-методические условия реализации ДПП в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» направлены на позиционирование подведомственных Минспорту России ОО ВО как федеральных центров профессионального развития и непрерывного образования специалистов физической культуры и спорта. Большая значимость географического фактора при выборе мест обучения обусловили значительную разницу числа слушателей в зависимости от наличия в регионе вуза физической культуры. Одновременно сложились практики широкого охвата регионов при реализации программ, что особенно важно по отношению к авторским вузовским программам. Организационными условиями обеспечения равного доступа регионов к обучению за счет средств федерального бюджета могут быть: формирование государственного задания с ограничением доли слушателей из регионов расположения вузов, учет мероприятий по взаимодействию

с регионами при утверждении отчета об исполнении государственного задания и оценке эффективности деятельности ОО ВО.

Методические условия разработки ДПП по заданию Минспорта России, экспертизы и информационной открытости ДПП показали свою действенность и могут быть рекомендованы к нормативному закреплению, а также к использованию при внедрении общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области физической культуры и спорта.

Образовательные организации обладают достаточным потенциалом для внедрения как единых ДПП различной тематики, так и авторских вузовских программ. Смещение акцента с общих программ ДПП по ФОиСМР на вузовские программы по видам спорта характеризует отечественные традиции подготовки кадров в вузах физической культуры. Использование такого подхода при разработке программ по видам физкультурной и спортивной деятельности согласуется с профессиональным стандартом фитнес тренера, утвержденным в 2023 году [3], и требует дальнейшего развития, чтобы вузы физической культуры были научно-методическими центрами не только в сфере спорта, но и в сфере ФОиСМР.

Мониторинг рынка труда, включая изучение востребованности программ обучения специалистов, является действенным инструментом регулирования государственного задания по количественным и качественным показателям.

Лучшие практики реализации мероприятий по обучению специалистов физической культуры и спорта в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» целесообразно распространить в форме методических материалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации (108 часов) для реализации в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» в 2023 году // НГУ им. П.Ф. Лесгафта : [сайт]. - URL: http://lesgaft.spb.ru/ru/fumo/programmy-povysheniya-kvalifikacii-snzh-20-23 (дата обращения: 01.08.2023).

2. Щенникова М.Ю. Востребованность дополнительных профессиональных программ непрерывного образования специалистов физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, С.А. Воробьев, А.Н. Щенников // Спорт. Человек. Здоровье : материалы XI Международного конгресса. -СПб : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. - С. 628-631.

3. Профессиональный стандарт «Специалист по фитнесу (фитнес-тренер) : приказ Минтруда России от 27.04.2023 № 353н // Профессиональные стандарты : [сайт]. - URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=121532 (дата обращения: 01.08.2023).

REFERENCES

1. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (2023), Additional professional programs - advanced training programs (108 hours) for implementation within the framework of the federal project "Sport is the norm of life" in 2023, available at: http://lesgaft.spb.ru/ru/fumo/pro-grammy-povysheniya-kvalifikacii-snzh-20-23 (accessed 1 August 2023).

2. Shchennikova, M.U, Vorobev, S.A. and Shchennikov, A.N. (2023), "The demand for additional professional programs for lifelong learning specialists of physical education and sport", Sport, people and health, proceedings XI International Congress, POLYTECH-PRESS, St. Petersburg, pp. 628-631.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ministry of Labor of Russia (2023), "Professional standard "Fitness specialist (fitness trainer)"", Order No. 353n dated 27 April, 2023, available at: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov /index.php?ELEMENT_ID=121532 (accessed 1 August 2023).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.