УДК 378.126 ББК 74.58 У-34
Узденова Алина Алиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, e-mail: uzdenova@kchgu. ru.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА
В МАГИСТРАТУРЕ
(рецензирована)
В статье рассматриваются основные подходы к проектированию и реализации организационно-методических условий развития научно-исследовательской компетентности будущего учителя в условиях научно-образовательной среды магистратуры.
Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность, магистерская
подготовка, научно-исследовательская деятельность магистранта, профессиональная компетентность учителя, научное общество студентов.
Uzdenova Alina Alievna, Candidate of Pedagogy, associate professor, head of the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques of Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, e-mail: uzdenovaakchgu. ru.
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF A MAGISTRACY STUDENT
(reviewed)
The article discusses the main approaches to the design and implementation of organizational and methodological conditions for the development of research competence offuture teachers in the scientific and educational environment of the magistracy.
Keywords: research competence, master training, research and development activities of a magistracy student, professional competence of teachers, students' scientific society.
Неотъемлемой частью любой профессии является исследовательский поиск - такова общая тенденция развития современного общества. Поэтому готовность к научноисследовательской деятельности в настоящее время рассматривают как одну из важнейших характеристик личности с точки зрения представлений о профессионализме в той или иной сфере деятельности, в том числе педагогической. В этой связи одна из главных задач современной высшей школы состоит в подготовке специалистов, готовых самостоятельно проявлять исследовательскую активность в сфере будущей профессии и других областях социальной практики.
В соответствии с требованиями ФГОС научно-исследовательская деятельность выделяется как отдельная составляющая подготовки в магистратуре, и от студентов требуется не только способность к использованию знания современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач и к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности, но и целый ряд компетенций, характерных именно для научно-исследовательской деятельности.
В соответствии с ФГОС ВПО, магистр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен следующими профессиональными компетенциями в области научно-исследовательской деятельности: способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки. [1]
Формирование и развитие профессиональных компетенций в области научноисследовательской деятельности выступает важным условием разработки магистрантами новых креативных подходов к решению задач профессиональной деятельности. Магистрант должен быть способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач, готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач, а также самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки. Для этого в учебных планах магистерских образовательных программ предусмотрены такие виды работ как научно-исследовательская работа, научнопедагогическая и научно-исследовательская практики.
Содержание методики развития научно-исследовательской компетентности студентов связано с разрешением возникшей проблемы, поиском рациональных решений разнообразных научно-исследовательских задач. Основной движущей силой методики развития научно-исследовательской деятельности студентов вуза являются разнообразные противоречия, приоритетным из которых можно считать противоречие между необходимым для решения научно-исследовательской задачи уровнем знаний, умений, навыков, способов действий, личностных свойств и качеств студента и их реальным состоянием.
Эти противоречия, можно устранить путем создания организационно-мето-дических условий, стимулирующих вовлечение студентов педагогических вузов в творческий процесс освоения научных методов; обеспечивающих их право на участие в научноисследовательской деятельности, осуществляемой различными подразделениями вуза; способствующих самореализации личностных творческих качеств студентов. Готовность студентов педагогических вузов к научно-исследовательской деятельности в настоящее время выступает как один из показателей качества профессиональной подготовки будущих учителей. Об этом свидетельствуют требования государственной процедуры аттестации и аккредитации вуза к уровню развития научной деятельности в различных его подразделениях, обеспечивающих соответствующую образовательную программу, нормы и требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя, заданные новыми ФГОС ВПО и др.
Опыт работы автора на педагогическом факультете университета, проведенные мониторинговые исследования, анкетирование выпускников и учителей региона, анализ учебных планов и образовательных программ, результатов семестровых и государственных экзаменов, выпускных квалификационных работ студентов свидетельствуют о том, что их научно-исследовательская компетентность формируется в образовательном процессе стихийно, под воздействием ряда случайных факторов и зачастую не на должном уровне. Причины подобной ситуации видятся, прежде всего, в отсутствии эффективной системы организации исследовательской деятельности студентов.
В основе целенаправленной подготовки студентов к научно-исследователь-ской деятельности в качестве одного из основных концептуальных положений, на наш взгляд, должен лежать средовой принцип проектирования образовательного процесса (С.Т. Шацкий,
Н.И. Иорданский, Н.Л. Селиванова, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин и др.). Согласно ему образование как процесс передачи предметно-знание-вых, опытных и ценностных оснований от старшего поколения к младшему наиболее эффективно происходит внутри некоторой целенаправленно спроектированной среды, субъекты которой несут соответствующую культуру и образцы профессиональной деятельности и осуществляют разноплановые групповые контакты. В понимании сущности понятия «образовательная среда» мы придерживаемся точки зрения В.А. Ясвина, который определяет ее как «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2, с. 15]. Вслед за автором в структуре модели «проектного поля» образовательной среды мы выделяем субъекты образовательного процесса, социальный, пространственно-предметный и технологический компоненты. Процесс формирования творческой личности будущего учителя, который являлся бы как субъектом научно-исследовательской деятельности, так и ее организатором в современной школе, представляется достаточно перспективным в соответствующей научно-образова-тельной среде, создающей условия для развития научного потенциала, академической мобильности и творческой активности студентов. Наряду с созданием такой среды внутри вуза предполагается выявление и реализация механизмов внутреннего и внешнего ее взаимодействия с другими структурами на всех уровнях образования, государственными и общественными организациями.
Рассматриваемая внутривузовская среда является особой формой научного сообщества профессионалов и будущих специалистов (студентов и молодых ученых), функционально представляющего собой аналог научной школы. Отметим, что, с одной стороны, в процессе взаимодействия субъектов данной среды разрабатываются новые смыслы образования, апробируются образовательные технологии; с другой - среда способствует личностному и профессиональному росту ее субъектов.
Исходя из данных позиций, проектирование описанной выше научно-образовательной среды педагогического вуза предполагает наличие нескольких уровней.
Управленческий уровень: создание научных обществ по принципу открытой
архитектуры с целью управления научно-исследовательской деятельностью студентов и молодых ученых в современных условиях; разработка программно-методического обеспечения исследовательской деятельности студентов, соответствующего современным требованиям и уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий; планирование, контроль и оценочно-аналити-ческая деятельность по выявлению резервов повышения качества данного вида деятельности студентов; установление контактов с различными фондами, научными школами, коллективами и т.п.
Информационно-диагностический уровень: выявление и развитие творческих
способностей студентов для вовлечения их в исследовательскую деятельность на основе современных диагностических методик; сбор и распространение информации о грантах, конкурсах, конференциях, проектах, научных школах с использованием телекоммуникационных технологий; организация связи с научными обществами других вузов.
Организационный уровень: дидактическое обоснование целесообразности
использования различных технологий исследовательского обучения при реализации образовательных программ; привлечение студентов к активной научно-исследовательской деятельности (проведение конкурсов, олимпиад, конференций, участие в научных проектах в масштабах кафедры, факультета, вуза, конкурсах грантов различного уровня): повышение культуры научного общения посредством участия в различных научных и образовательных мероприятиях, включая дистанционные: организация деятельности по выполнению научных
и образовательных проектов.
Проектно-инновационный уровень: привлечение студентов к работе в сфере
образования путем создания «управленческо-педагогического консалтинга» [3], одной из возможных форм реализации которого служит организация экспериментальных площадок при педагогическом вузе на базе различных образовательных учреждений; создание и развитие автоматизированной системы по информационному обеспечению спросов сфер науки и образования в молодежном кадровом потенциале; участие в различных
региональных научных и образовательных проектах.
Системообразующим фактором в рассматриваемой научно-образователь-ной среде является постоянно действующий семинар молодых ученых и студентов по актуальным проблемам современных фундаментальных и психолого-педаго-гических наук. К деятельности данного семинара целесообразно привлекать ведущих специалистов в области науки и образования как регионального, российского, так и международного уровня (возможно, через невербальные способы ком-муникации). Базовыми технологиями и формами организации исследовательской деятельности являются тренинги, педагогические мастерские, исследовательские лаборатории, проектные группы, кейс-технологии, деловые игры, круглые столы, телекоммуникационные проекты и др. Таким образом, предполагается широкое использование личностно ориентированных технологий (обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, проектные технологии и др.), которые предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, его предметной подготовки, способностей и задатков
[4].
Описанная выше технология проектирования научно-образовательной среды должна быть перенесена в образовательную практику подготовки будущего учителя к научноисследовательской деятельности. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются в течение последних лет на педагогическом факультете Карачаево-Черкесского государственного университета имени УД. Алиева. Достаточно перспективной представляется реализация проекта «Научное общество студентов и аспирантов (НОАС)», результаты которого убедили нас в правильности представленных идей.
Основными целями созданного общества являются: представление научных интересов студентов и аспирантов факультета, содействие в реализации их прав на осуществление научной деятельности; содействие развитию педагогической науки как в рамках факультета, так и за его пределами, обеспечение преемственности научных школ; обеспечение подготовки выпускников университета на уровне международных квалификационных требований, наиболее полного раскрытия творческих способностей студентов и реализации их потенциала в жизни факультета; развитие научно-исследовательской и научнопрактической деятельности студентов, повышения научного уровня образовательного процесса.
Для достижения своих целей НСО ставит перед собой следующие задачи: создание условий для всесторонней реализации научных инициатив научной молодежи факультета; формирование у студентов мотивации и интереса к научно-исследовательской работе, научному творчеству; выявление наиболее одаренных и талантливых студентов и реализации их интеллектуального и творческого потенциала для решения задач в научной работе факультета; создание информационных, материальных и организационных баз реализации инициатив научного общества факультета; содействие профессиональному росту ученой молодежи факультета; обеспечение взаимодействия структурных подразделений научной системы факультета педагогики и методики начального образования КЧГУ; организация
и проведение научных конференций, семинаров, круглых столов и иных форм научной деятельности; обеспечение поощрения выдающихся представителей научной молодежи; взаимодействие с Ученым советом факультета в вопросах, затрагивающих права и законные интересы научной молодежи. В пределах своей компетенции НОАС осуществляет следующие полномочия: инициирует, организует и проводит внутрифакультетские и внешние научно-практические мероприятия; взаимодействует со студенческими и молодежными организациями других учебных и научных организаций; координирует сбор и распространение информации по факультету о готовящихся научно-практических мероприятиях.
Реализация данного проекта является одним из организационно-методи-ческих условий развития научно-исследовательской компетентности магистрантов, которое наряду с другими условиями, перечисленными выше, является важнейшим компонентом научнообразовательной среды вуза.
Литература:
1. Багачук А.В. Особенности организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики // Мир науки, культуры, образования. 2011. №4(29). С. 14-18.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Магистр») (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. №35.
3. Шамова Т.И., Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Экспериментальные площадки при университетах как эффективный способ взаимодействия педагогической теории и практики // Педагогическое образование и наука. 2008. №11. С. 17-22.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
References:
1. Bagachuk A.V. Features of the organization of research activities of students - future teachers of mathematics // The world of science, culture and education. 2011. №4 (29). P. 14-18.
2. Federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 050100 Pedagogical education (qualification (degree) “Master”) (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 14, 2010. №35.
3. Shamova T.I., Vorovshchikov S.G., Novozhilova M.M. Experimental sites at universities as an effective way of interaction of pedagogical theory and practice // Pedagogical education and science. 2008. №11. P 17-22.
4. Jasvin V.A. Educational environment: from modelling to projecting. M.: Smysl, 2001. 365
p.