Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность учителя и магистратура'

Научно-исследовательская деятельность учителя и магистратура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1679
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАГИСТРАТУРА / УЧИТЕЛЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. / МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ / RESEARCH ACTIVITY / TEACHER / COMPREHENSIVE SCHOOL / MAGISTRACY / MASTER''S THESES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атласова Саргылана Серафимовна

Актуальность статьи заключена в том, что в современной школе научно-исследовательская деятельность является одним из показателей профессионализма учителя. Организация научно-исследовательской работы воздействует на теоретическую и практическую подготовку учителя. В настоящее время многие учителя защищают магистерские диссертации, занимаются научно-исследовательской деятельностью в рамках магистерских программ. Обучение на магистерских программах дает стимул к занятию научно-исследовательской работой. Однако современные требования к учителю обязывают его заниматься научно-исследовательской деятельностью и вне магистратуры, таким образом, магистратура не является единственным стимулом для учителя заниматься наукой. Цель статьи заключается в попытке раскрыть особенности организации научно-исследовательской деятельности учителей, обучающихся в магистратуре. Содержание статьи опирается на опыт работы с практикующими учителями, обучавшимися в рамках реализации магистерской программы. Многое в ходе реализации программы вызывало вопросы: очно-заочная форма обучения, срок обучения – более двух лет, работающие учителя, необходимость совместить их график работы с учебным расписанием. Но самой важной была проблема организации научно-исследовательской деятельности: как рассчитать время, заинтересовать магистрантов научными темами, постараться объединить их профессиональные и личностные потребности. Наблюдение за магистрантами позволило сделать отдельные выводы, изложенные в статье. В ней выделены общие проблемы, с которыми сталкиваются учителя, работая над магистерскими диссертациями, и пути их решения. Данная попытка обобщить опыт работы с учителями будет интересна в том числе практической направленностью. В тексте изложены основные моменты работы с учителями в магистратуре. Прослеживается, какие проблемы были в начале обучения учителей в магистратуре и как можно было улучшить ситуацию. Обучающиеся в магистратуре учителя смогут увидеть себя со стороны. Преподаватели получат возможность учесть нюансы работы с практикующими учителями, которые поступают в магистратуру. Надеемся, что публикация окажет помощь в понимании особенностей научно-исследовательской деятельности учителей и педагогической магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атласова Саргылана Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность учителя и магистратура»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 170223 2017, № 12 (декабрь) УДК 371.132

Научно-исследовательская деятельность учителя

и магистратура

Атласова Саргылана Серафимовна1

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия

ss.atlasova@s-vfu.ru

Аннотация. Актуальность статьи заключена в том, что в современной школе научно-исследовательская деятельность является одним из показателей профессионализма учителя. Организация научно-исследовательской работы воздействует на теоретическую и практическую подготовку учителя. В настоящее время многие учителя защищают магистерские диссертации, занимаются научно-исследовательской деятельностью в рамках магистерских программ. Обучение на магистерских программах дает стимул к занятию научно-исследовательской работой. Однако современные требования к учителю обязывают его заниматься научно-исследовательской деятельностью и вне магистратуры, таким образом, магистратура не является единственным стимулом для учителя заниматься наукой. Цель статьи заключается в попытке раскрыть особенности организации научно-исследовательской деятельности учителей, обучающихся в магистратуре. Содержание статьи опирается на опыт работы с практикующими учителями, обучавшимися в рамках реализации магистерской программы. Многое в ходе реализации программы вызывало вопросы: очно-заочная форма обучения, срок обучения - более двух лет, работающие учителя, необходимость совместить их график работы с учебным расписанием. Но самой важной была проблема организации научно-исследовательской деятельности: как рассчитать время, заинтересовать магистрантов научными темами, постараться объединить их профессиональные и личностные потребности. Наблюдение за магистрантами позволило сделать отдельные выводы, изложенные в статье. В ней выделены общие проблемы, с которыми сталкиваются учителя, работая над магистерскими диссертациями, и пути их решения. Данная попытка обобщить опыт работы с учителями будет интересна в том числе практической направленностью. В тексте изложены основные моменты работы с учителями в магистратуре. Прослеживается, какие проблемы были в начале обучения учителей в магистратуре и как можно было улучшить ситуацию. Обучающиеся в магистратуре учителя смогут увидеть себя со стороны. Преподаватели получат возможность учесть нюансы работы с практикующими учителями, которые поступают в магистратуру. Надеемся, что публикация окажет помощь в понимании особенностей научно-исследовательской деятельности учителей и педагогической магистратуры.

Ключевые слова: учитель, научно-исследовательская деятельность, магистратура, магистерские диссертации, общеобразовательная школа.

Поступила в редакцию Received 15.11.2017 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.12.2017

Принята к публикации Accepted for publication 10.12.2017 Опубликована Published 24.12.2017

1 Атласова Саргылана Серафимовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры преподавания истории и обществознания ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия

Введение

В ходе работы с учителями общеобразовательных школ г. Якутска над различными проектами возникла необходимость в привлечении их к научно-исследовательской деятельности. Особенно актуальной эта деятельность стала в связи с открытием в 2014 г. на историческом факультете Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Ам-мосова (далее - СВФУ) магистерской программы «История в современной школе», которая предназначалась для практикующих учителей. Между университетом и Управлением образования г. Якутска был заключен договор на реализацию проекта «100 магистрантов». Работающие в общеобразовательных учреждениях учителя должны были пройти обучение по различным магистерским программам педагогического направления в очно-заочной форме. Поступившим в ходе конкурсного отбора учителям было объяснено, что в магистратуре им придется основное внимание уделять их научно-исследовательской деятельности. Было изначально очевидно, что в других видах профессиональной деятельности, таких как педагогическая и методическая, учителя хорошо разбираются. Однако не только обучающиеся в магистратуре учителя должны вести научно-исследовательскую работу. В современной школе учитель должен, согласно новым стандартам, заниматься наукой и организовать исследовательскую деятельность школьников. Понятно, что это может сделать только тот учитель, который сам имеет опыт научно-исследовательской деятельности.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Нормативно-правовую базу магистерской программы «История в современной школе» составили Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 [1]; Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 27.07.2010 № 198-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [2]; закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) [3]; кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, а также различные нормативно-методические документы Министерства образования и науки РФ [4]. Отдельные исследователи отмечают несогласованность образовательного стандарта и Профессионального стандарта педагога [5]. Предлагаются различные формулы, которые помогают просчитать несоответствия [6].

Использовались внутренние документы Северо-Восточного федерального университета, такие как Устав СВФУ; Положение о разработке и утверждении основной образовательной программы высшего профессионального образования (СМК-ОПД-4.2.3-90-12, версия 1.0); Положение о кредитно-модульной организации учебного процесса в СВФУ (СМК-ОПД-4.2.3.-015-11 версия 1.0); Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц (СМК-ОПД-4.2.3-09-11 версия 1.0.); Положение о самостоятельной работе студентов СВФУ (СМК-ОПД-4.2.3.-016-11, версия 1.0) [7]. Таким образом, вся деятельность по разработке магистерской программы основывалась на действующем законодательстве Российской Федерации и отвечала современным требованиям к организации образовательного процесса в магистратуре.

Были найдены и различные научные публикации, посвященные проблемам магистратуры. Основное внимание было обращено на научные статьи в ведущих журналах из списка ВАК. Например, А. С. Роботова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного университета им. А. И. Герцена, в журнале «Высшее образование в России» правильно отметила, что в магистратуру в настоящее время поступают люди с опытом [8]. Ежегодный набор на другие магистерские программы исторического факультета СВФУ подтверждает, что магистратура сейчас востребована именно среди работающих учителей. Свое стремление поступить в магистратуру учителя аргументируют требованиями времени к их профессии.

Разработчики магистерских программ в своих публикациях отмечают, что основные задачи магистратуры направлены на развитие и формирование у обучающихся умений в области научно-исследовательской деятельности. Доктор педагогических наук Е. Н. Перевощикова, профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, пишет, что магистратура формирует у студентов умение создавать новое не только в своей профессии, но и в общественной жизни [9]. Преподаватели Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бер-бекова утверждают, что магистратура - это не просто высокий уровень профессионального образования, а прежде всего необходимость создания исследовательских форм обучения [10]. В публикациях отмечается, что научно-исследовательская работа вызывает некоторые трудности. Директор Центра социологических исследований факультета социологии Уральского государственного педагогического университета В. С. Харченко констатирует в своей статье, что среди студентов мало распространен критический взгляд на продукт интеллектуального труда [11]. Нужно поддержать мнение К. Л. Полу-пан, зам. директора Департамента образовательных программ и образовательной политики Балтийского федерального университета им. И. Канта, что магистратура - это активный процесс самообучения [12]. Сами магистранты СВФУ - практикующие учителя - говорят, что для них настало время, когда независимо от желания, должности, педагогического стажа и мастерства необходимо садиться за парты и заново учиться, так как педагогическая профессия требует постоянного самосовершенствования, саморазвития как профессиональных, так и личностных качеств. Такое мнение высказали магистранты, которые проходили обучение в рамках совместного проекта «100 магистрантов» между СВФУ и Управлением образования г. Якутска [13].

В публикациях, посвященных проблемам магистратуры в зарубежных странах, встречаются и такие, которые посвящены педагогическому направлению. Знакомство с ними показывает, что многие магистерские программы во Франции называются "Sciences de l'Education" («Науки об образовании») [14]. Таким образом, можно утверждать, что не только в России учителя задействованы в научно-исследовательской работе. Профессор Ханойского педагогического университета Чань Тхи Туей Оань вслед за российскими коллегами заявляет, что научно-исследовательская компетентность включает способность к раскрытию проблем, созданию плана будущего у учителей [15]. Хурризанганджкар Бахман Лотфоллах в своей кандидатской диссертации на тему «Педагогико-психологические условия совершенствования культуры обучения в современных общеобразовательных школах Ирана» подчеркивает, что повышение качества обучения не является случайным или краткосрочным мероприятием; напротив, оно должно быть постоянным и должно сопровождаться разработкой и осуществлением специальной научной программы. В связи с этим в современных школах Ирана особое внимание уделено науке [16].

В образовательном пространстве бывших союзных республик также пристальное внимание уделено науке. В Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан отдельным пунктом выделено, что именно является научно-исследовательской работой магистранта, а также указано, что итогом научно-исследовательской работы магистрантов и критерием качества их научной подготовки является диссертация [17]. Доцент Белорусского государственного университета А. А. Полонни-ков утверждает, что в образовании идет поиск новых смыслов педагогического труда и новых образовательных контекстов [18]. Джузупбек Аманалиев в своей докторской диссертации по педагогике «Пути развития и перестройки школьного образования в Киргизии» отмечает, что учителю необходимо совершенствовать все стороны обучения и воспитания с учетом интересов учащихся и общественных потребностей [19]. Все специалисты ближнего и дальнего зарубежья едины во мнении, что учителю в современном мире нужно заниматься научно-исследовательской работой [20]. Магистранты всех направлений по всем дисциплинам ведут научную работу [21].

Можно найти в свободном доступе различные учебные пособия, посвященные магистратуре и вопросу организации научно-исследовательской работы магистрантов [22]. Есть пособия по направлениям подготовки магистрантов [23]. Для магистрантов педагогического направления будет интересно пособие, изданное Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена [24]. Имеются и монографии, которые раскрывают различные стороны магистратуры [25].

Преемственность магистратуры и аспирантуры можно уяснить из коллективной монографии, изданной в Санкт-Петербурге в 2013 г. [26] Особенности педагогической магистратуры описаны в издании Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева [27].

Все изученные документы и публикации позволяют утвердиться в мысли, что магистратура - это не просто ступень высшего образования, а особый этап профессионального роста специалиста.

Материалы и методы исследования

В ходе работы с магистерской программой стало понятно, что необходимо вести очень детальное наблюдение за педагогическим процессом: как пройдет обучение практикующих учителей, как они смогут уяснить и понять тонкости научно-исследовательской работы. Было решено особое внимание уделить проблеме привлечения учителей к такого рода деятельности, хотя и считается, что, поступая в магистратуру (независимо от модели магистратуры), абитуриенты уже имеют сформированную на определенном уровне исследовательскую компетентность [28].

Программа «История в современной школе» обсуждалась и получила одобрение социальных партнеров в лице администраций образовательных учреждений, а также Управления образования г. Якутска. При согласовании программы директора школ просили обратить внимание на формирование у учителей стойкого понимания необходимости научно-исследовательской работы в общеобразовательных учреждениях. В сентябре 2014 г. по указанной магистерской программе был произведен набор. Средний стаж работы учителей, поступивших на обучение по программе, составлял 15 лет. Опасение вызывало то обстоятельство, что давно закончившие высшие учебные заведения и имеющие большой трудовой стаж люди должны будут вновь стать обучаемыми.

В ходе собеседования была получена информация, которая стала опорной для понимания индивидуальных особенностей учителей. Первая беседа с учителями позволила выяснить их дальнейшие планы на будущее. Тесная работа вместе с ними над их магистерскими диссертациями в течение двух лет и четырех месяцев послужила материалом данной публикации. Исследование проводилось в процессе реализации магистерской программы, в ходе обсуждения с магистрантами проблем их исследований. Посещение образовательных учреждений, где работают магистранты, помогло собрать нужные сведения и сформировать представление о том, как необходимо организовать их научно-исследовательскую работу. Ознакомление с рабочей документацией позволило раскрыть профессиональный потенциал магистрантов. Присутствие на уроках дало оценку профессиональному уровню магистрантов как практикующих учителей.

Наиболее эффективными были практические занятия с магистрантами, которые проводились не только в учебных аудиториях университета, но и в залах библиотек. Были составлены индивидуальные планы магистрантов, которые периодически проверялись и утверждались на заседании кафедры преподавания истории и обще-ствознания исторического факультета СВФУ.

Результаты исследования

Прежде всего, выяснилось, что эффективность научно-исследовательской деятельности зависит от степени понимания его учителем. Серьезным стимулом для активности учителей в научно-исследовательской деятельности стала потребность в срок защитить магистерскую диссертацию. Таким образом, поступление в магистратуру стало сильным толчком для занятия наукой.

Кроме этого значение имел и факт платного обучения. Магистранты отбирались по собеседованию не только в приемной комиссии исторического факультета СВФУ, но также и в Управлении образования при администрации г. Якутска. Программа была коммерческой, и полную оплату за обучение брало на себя вышеуказанное управление. Таким образом, поступившие магистранты были мотивированы в том числе своими работодателями, которые требовали выполнения условий договора между ними.

В ходе обучения у многих учителей проявилось стремление расширить свои знания, появился интерес к новым идеям в области профессиональной деятельности. Чем шире был общий кругозор магистранта, тем быстрее и глубже он воспринимал научно-исследовательскую деятельность. Были такие учителя, которые связывали исследовательскую деятельность с ростом своего педагогического мастерства. В процессе работы выяснилось, что учителя, проявляющие большую заинтересованность в научно-исследовательской деятельности, более позитивно прогнозируют свой дальнейший профессиональный путь.

Учителя, работающие в современных школах, практически все ведут различную научную работу. Во многих школах есть опытно-экспериментальные проекты. Почти все школы организуют научно-практические семинары, конференции разного уровня. Во всех школах существует методическая служба, отвечающая за научно-методическую работу в учебном заведении. Целью научно-методической работы в школах является повышение у учителей внутренней потребности к профессиональному росту, к саморазвитию. От каждого учителя требуется выявление, обобщение и распространение его педагогического опыта, а также создание собственных методических разработок для эффективного обеспечения образовательного процесса [29].

Учителя работают в соответствии с темами самообразования, которые в большинстве случаев связаны с общешкольными темами. Методическая работа над общей темой объединяет коллектив. А на развитие исследовательской деятельности большое влияние оказывает удовлетворенность профессиональной средой. В случае удовлетворенности общей школьной средой исследовательская деятельность приобретает для учителя особую значимость. В связи с этим магистрантам в ходе учебы было рекомендовано использовать школьные темы самообразования в качестве основы для диссертационных исследований. Это оказалось очень удачным решением.

Обучавшиеся по программе магистранты работали в лучших образовательных учреждениях Якутска. Например, магистрант В. К. Попова, защитившая диссертацию на «отлично» и рекомендованная для продолжения обучения в аспирантуре, работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Саха гимназия», которое известно углубленным обучением иностранным языкам. Коллективом образовательного учреждения разработана и реализуется программа «Совершенствование качества гимназического образования в национально-региональных условиях». Магистрант принимает активное участие в реализации данной программы в школе как руководитель методического объединения учителей истории.

Традиционные предметные методобъединения, где учителя занимались частной методикой, сейчас не приветствуются. Во многих школах созданы кафедры, которые занимаются научно-методическим обеспечением развития образовательных процессов по областям знаний. Кафедры организуют свою деятельность в соответствии с целевой программой основных направлений деятельности педагогического коллектива и научных программ развития. Магистрант В. К. Попова в диссертации очень хорошо сумела раскрыть и использовать имевшийся у нее практический школьный опыт. Данная магистерская выпускная работа стала показателем того, как учитель, объединивший практический материал и обдуманный теоретический подход, создает научно-исследовательскую работу высокого качества. Это похоже на подход, распространенный в Польше: «трансфер (перенос) знаний в учреждения» [30].

Обучаясь в магистратуре, практикующие учителя не тратили дополнительное время для поиска и налаживания связи с учеными, профессионально занимающимися научно-исследовательской работой. Находясь в окружении профессорско-преподавательского состава университета, работая со своими научными руководителями, учителя постоянно находились в атмосфере научного поиска. Следует отметить, что особенно позитивно на учителей повлияли практические семинары, проводимые учеными. Семинары освещали такие вопросы, как умение видеть научную проблему, умение провести научный анализ, выбор наиболее лучших методов исследования и многие другие. Эти занятия помогли привить учителям интерес к науке. К реализации программы были привлечены кандидаты, доктора педагогических и исторических наук, которые занимаются современными проблемами педагогики и истории. Нужно подчеркнуть, что непосредственный совет и неформальное общение с профессионалами своего дела помогает учителям. В то же время, работая с учителями, надо помнить об их профессиональных особенностях, они трудно воспринимают себя в роли учеников.

К сожалению, в начале обучения подтвердилась гипотеза о том, что учителя недостаточно осведомлены о современной научно-педагогической литературе. При этом педагоги очень охотно читают методическую литературу по своему предмету, особенно тот материал, который непосредственно нужен для проведения уроков.

Надо отметить, что в ходе учебы активность учителей по изучению научно-педагогической литературы росла, появилась заинтересованность в исследовательском подходе к проблемам учебно-воспитательного процесса, учителя стали более грамотно использовать в своей деятельности методы педагогического исследования.

Конечно, существенное влияние на эффективность научно-исследовательской работы учителей оказывают социальные факторы. Их значимость зависит от реальных социально-бытовых условий каждого конкретного учителя. Среди социальных факторов выделяются жилищно-бытовые условия и уровень заработной платы. Важным показателем научно-исследовательской работы является участие в конференциях, наличие публикаций, сертификатов и дипломов. Но известно, что многие конференции, публикации требуют материальных затрат. Отсутствие жилищных и финансовых проблем позволяет учителю более эффективно заниматься научно-исследовательской работой.

В первый год обучения была видна скованность магистрантов при участии в научных мероприятиях, в особенности в публичном освещении результатов своей работы. Учителя чувствовали себя свободно в пределах своих школ, то есть выступали на семинарах и конференциях, проводимых внутри образовательных учреждений, некоторое смущение вызывало участие в мероприятиях республиканского и всероссийского уровня с публикацией материалов. При этом, как правило, учителя прекрасно выступают. Но при работе с ними надо обращать их внимание на стиль выступления и научное содержание текстов доклада.

Несмотря на имеющиеся различные трудности, многие учителя обладают сильным и стойким желанием, ориентирующим их на научно-исследовательскую деятельность. Успешная защита диссертаций учителями, прошедшими обучение по магистерской программе «История в современной школе», свидетельствует в пользу этого. Но в начале работы были проблемы с выбором научной темы. Особое затруднение вызывают у магистрантов формулировка научной темы, выявление в магистерской работе научной новизны. Учителя, сумевшие выбрать тему, провести исследование, защитить ее результаты, реализовали свои стремления и добились реальных научных результатов. Нужно только верно рассчитать время, которое будет затрачено на написание диссертации, так как правильный расчет времени позволял магистранту лучше распределить силы, ведь практикующим учителям приходилось одновременно учиться и работать. Очно-заочная форма обучения по магистерской программе «История в современной школе» заставляла магистрантов очень скрупулезно просчитывать каждый час своей научно-исследовательской деятельности. Срок обучения по магистерской программе составлял два года и четыре месяца. Это очень много; например, в США в отдельных вузах есть одногодичные магистерские программы [31].

Научно-исследовательская деятельность влияет на повышение квалификации учителя. Каждый учитель имеет возможность повысить квалификацию, обучаясь в магистратуре, на курсах различного уровня. Курсы можно пройти на базе институтов повышения квалификации, научно-методических центров, а также при центрах последипломного образования. Но основную ставку надо сделать на самообразование и самосовершенствование. Даже в развитых странах понимают, что, если учитель и стал обладателем степени магистра, он не обеспечивается всеми необходимыми компетенциями на всю оставшуюся жизнь [32].

Учитель сам должен заинтересоваться исследовательской деятельностью, почувствовать притягательность науки. Уровень квалификации педагогов зависит от твор-

ческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовы-вать идеи современной педагогики и психологии. Сейчас принято считать, что творческий учитель формирует творческую личность учащегося, творчество опирается на научную основу [33, 34]. В результате осмысленной исследовательской деятельности происходит переориентация деятельности учителя от просто организационной к самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской.

Заключение

При организации научно-исследовательской деятельности учителя в магистратуре нужно обратить внимание на следующее:

1. Научно-исследовательская деятельность учителя будет эффективней, если будет направлена на решение практической педагогической проблемы.

2. На уровень научно-исследовательских работ влияют общий кругозор и личный интерес учителей.

3. При организации научно-исследовательской деятельности учителя нужно правильно рассчитать временные затраты.

4. Научно-исследовательской деятельностью учителям можно заниматься не только обучаясь в магистратуре, потому что она не сводится к защите магистерской диссертации. Каждый учитель в современном образовательном пространстве может вести научно-исследовательскую работу.

Ссылки на источники

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. - URL: http:// http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/glava-2/statja-16.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 198-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_103011.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта: Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-Ф3 (ред. от 23.07.2013) // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_72965.

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. № 35 // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. - URL: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/70836032/paragraph/3:3//

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. - URL: http://base.garant.ru/70535556/#friends#ixzz4yxIwqBJS.

6. Суховиенко Е. А. Диагностика профессиональных компетенций магистрантов в свете реализации профессионального стандарта педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - Т. 61. - № 6. - С. 37.

7. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. Якутск, 2011-2017. - URL: https://s-vfu.ru/

8. Роботова А. С. Преподаватель-гуманитарий в режиме e-Learning: «волнения души» // Высшее образование в России. - 2017. - № 3(210). - С. 46.

9. Перевощикова Е. Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. - 2017. - № 6(213). - С. 44.

10. Кажаров А. Г., Тхагансоев Х. Г., Яхутлов М. М. Магистратура в современном российском вузе: региональное измерение // Высшее образование в России. - 2017 . - №2(210). - С. 103.

11. Харченко В. С. Взаимное рецензирование в учебных курсах вуза // Высшее образование в России. - 2017. -№ 2(209). - С. 90.

12. Полупан К. Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. -2017. - № 2(209). - С. 48.

13. Сергеева Т. И., Винокурова Т. С., Татаринова В. А. Обучение в магистратуре как фактор личностного и профессионального развитие педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. -С. 491. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95383.htm.

14. Лаврентьева О. Г. Развитие магистратур педагогического направления в университетах Франции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 29. - С. 173.

15. Чань Тхи Туей Оань. Педагогические задания как средство развития профессионально-педагогических компетенций студентов - будущих учителей в рамках курса «Общая педагогика» // Высшее образование в России. -2017. - № 7. - С. 36.

16. Лотфоллах Х. Б. Педагогико-психологические условия совершенствования культуры обучения в современных общеобразовательных школах Ирана: автореф. дис. ... канд.пед. наук (13.00.01). - URL: http://nauka-pedagog-ikaxom/ pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogiko-psihologicheskie-usloviya-sovershe nstvovaniya-kultury-obucheniya-v-sovremennyh-obscheobrazovatelnyh-shkolah-ir.

17. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования: Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001080.

18. Полонников А. А. Современная образовательная ситуация: подходы к описанию и дискурсивная ответственность // Высшее образование в России. - 2017. - № 2(209). - С. 31.

19. Аманалиев Д. Пути развития и перестройки школьного образования в Киргизии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.01). - URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-puti-razvitiya-i-pere-stroyki-shkolnogo-obraz ovaniya-v-kirgizii.

20. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского государственного педагогического университета / С В. Весманов, Д. С. Весманов, Н. В. Жадько, Г. А. Акопян // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 160-166.

21. Гуружапов В. А., Санина С. П. Введение студентов исследовательской магистратуры в проблемы организации учебной деятельности в основной школе (на материале естественнонаучных дисциплин) // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 3. - С. 121-132.

22. Научно-исследовательская работа студентов в магистратуре: учеб. пособие / под ред. О. А. Горленко. -Брянск: Изд-во Брянского государственного технического университета, 2013. - 44 с.

23. Научно-исследовательская работа в магистратуре: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. магистров «Технол. машины и оборудование» / Э. Л. Жуков [и др.]. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 220 с.

24. Магистратура по направлению педагогика. Научно-исследовательская и научно-педагогическая практики: учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по направлениям педагогического образования, преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного профессионального образования / Е. Н. Глубокова, А. Е. Бахмутский, О. В. Акулова, Р. У. Богданова. - СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университете им. А. И. Герцена, 2009. - 89 с.

25. Краснова О. М. Технологии методической подготовки магистров образования к инновационной деятельности. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. - 80 с.

26. Непрерывное образование: преемственность магистратуры и аспирантуры: коллективная монография / Е. Н. Глубокова, С. А. Писарева, Н. В. Примчук, А. П. Тряпицына. - СПб.: Свое издательство, 2013. - 147 с.

27. Новая магистратура в педагогическом университете: вызовы и реалии: коллективная монография / Ю. Ю. Бочарова, Е. Г. Дорошенко, Т. А. Залезная и др. - Красноярск: Изд-во Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2014. - 424 с

28. Граничина О. А., Езопова С. А. Технология оценки потенциала исследовательской компетенции поступающих в магистратуру // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - С. 307.

29. Хисматуллина Л. Р. Научно-методическая работа в школе как средство повышения квалификации учителей //Вестник Башкирского университета. - 2007. - Т. 12. - № 4. - С. 250-253.

30. Зарин А., Кулеша Э. М. Опыт взаимодействия ВУЗа и работодателей в процессе профессионального образования будущих педагогов в Польше // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 140.

31. Орехова Е. Я., Полунина Л. Н. Педагогическая магистратура в США: структура и содержание образовательных программ // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - Т. 2. - С. 67.

32. Орехова Е. Я., Полунина Л. Н. Подготовка учителей в магистратуре: европейский опыт // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 213.

33. Турковский В. И. Социально-профессиональные, методологические и логические основы подготовки студентов университета и учителей к научной работе // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. - 2006. - Т. 5. - С. 57-72.

34. Антипенко В. М., Котович Л. В., Латыпова И. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов и учителей средних школ: из опыта работы // Научные тенденции: педагогика и психология: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч. конф. - М., 2016. - С. 5-8.

Sargylana S. Atlasova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov, Yakutsk, Russia ss.atlasova@s-vfu.ru

Research activity of the teacher and Magistracy

Abstract. The relevance of the article is in the fact, that in modern school research activities are one of the indicators of the teacher's professionalism. The organization of research work influences the theoretical and practical training of the teacher. Currently, many teachers defend Master's theses, are engaged in research activities in the framework of Master's programs. Training in Master's programs gives motivation to participate in research work. However, modern requirements for the teacher oblige him to participate in researches beyond the Magistracy framework, so the Master's degree is not the only incentive for a teacher to engage in science. The purpose of the article is to try to reveal the peculiarities of research activities organization for teachers studying in Magistracy. The content of the article is based on the experience of working with practicing teachers who have been trained in the frameworks of Master's program. Many things caused questions in the course of the program implementation: full-time-part-time form of study, duration of training-more than two years, working teachers, the need to coordinate their schedule with the training schedule. But the most important was the problem of organizing research activities: how to regulate time, to interest graduate students with scientific topics, to try to combine their professional and personal needs. Observing graduate students allowed to draw some conclusions, stated in the article. It identifies common problems faced by teachers working on Master's theses, and ways to solve them. This attempt to generalize the experience of working with teachers will be interesting from a practical point of view. The text outlines the main points of work with teachers engaged in Magistracy. It is traced, what problems teachers had at the beginning of training in Magistracy and how it was possible to improve the situation. Teachers engaged in the Master's program will be able to see themselves from the outside. Lecturers will have an opportunity to take into account the nuances of working with practicing teachers who enter Magistracy. We hope that the publication will assist in understanding the specifics of the research activities of teachers and pedagogical Magistracy. Key words: teacher, research activity, Magistracy, Master's theses, comprehensive school.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Атласова С. С. Научно-исследовательская деятельность учителя и магистратура// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). -С. 258-267. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170223.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Атласова С. С., 2017

977230412017312

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.