Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-АНДРАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галстян Р.Р.

Статья посвящена проблеме организации и педагогического сопровождения процесса профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Спецификой данного процесса является разнородный состав обучающихся (в том числе, половозрастные характеристики), жизненный опыт, разная специализация будущей службы, а также краткие сроки обучение. Все это требует научного поиска эффективных подходов к оптимизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OFPROFESSIONAL TRAINING OF CITIZENS ENTRY FOR THE FIRST TIME TO THE SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the problem of organization and pedagogical support of the process of professional training of citizens who first entered to the service of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The specifics of this process are the heterogeneous composition of students (including gender and age characteristics), life experience, different specialization of the future service, as well as short training periods. All this requires a scientific search for effective approaches to optimizing the educational process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 377.112.4

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Роберт Ромеович Галстян, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме организации и педагогического сопровождения процесса профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Спецификой данного процесса является разнородный состав обучающихся (в том числе, половозрастные характеристики), жизненный опыт, разная специализация будущей службы, а также краткие сроки обучение. Все это требует научного поиска эффективных подходов к оптимизации образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, служба в органах внутренних дел, профессиональное обучение, организационно-андрагогическое обеспечение, образование взрослых.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p79-83

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CITIZENS ENTRY FOR THE FIRST TIME TO THE SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Robert Romeovich Galstyan, adjunct, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry

Abstract

The article is devoted to the problem of organization and pedagogical support of the process of professional training of citizens who first entered to the service of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The specifics of this process are the heterogeneous composition of students (including gender and age characteristics), life experience, different specialization of the future service, as well as short training periods. All this requires a scientific search for effective approaches to optimizing the educational process.

Keywords: professional training, service in the Internal Affairs bodies, professional learning, organizational and andragogical support, adult education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время основным путем поступления на службу в органы внутренних дел является зачисление в образовательную организацию высшего образования МВД России по очной форме в должности курсанта (слушателя), а также существует возможность подать документы в кадровую службу и работать в структурных подразделениях органов внутренних дел, после прохождения стажировки. Однако для дальнейшей службы, каждый сотрудник обязан пройти профессиональную (первоначальную) подготовку в образовательных организациях МВД России или в центрах профессиональной подготовки.

Анализ сведений за 2022 год о выпускниках образовательных организаций МВД России показал, что по программам высшего образования по очной форме обучения, выпуск составил 4223 человека, в то время как профессиональную (первоначальную) подготовку прошло - 40300 слушателей [7]. Таких высоких показателей удалось достичь за счет короткого срока обучения (4-5 месяцев) данных лиц. Кроме того, данная категория обучающихся, занимает не только офицерские должности, но и должности рядового и младшего начальствующего состава, (патрульно-постовая, охранно-конвойная служба, подразделения ГИБДД и т. д.), это подразделения, которые ежедневно взаимодействуя с гражданами, формируя отношение населения к правоохранительной службе.

Учитывая сложную и напряженную социально-политическую обстановку во внешней и внутренней политике нашего государства именно граждане, впервые принятые на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, обучающиеся по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» являются важнейшим объектом кадровой политики МВД России, и требует особого внимания.

Цель исследования - установление наиболее острых проблем профессиональной (первоначальной) подготовки, связанных с организационно-методическим обеспечением, выявлением трудностей, возникающих в процессе обучения как у слушателей, так и у профессорско-преподавательского состава.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в ноябре 2022 года. Методами исследования явились анализ научных источников, педагогическое наблюдение, опрос обучающихся и преподавателей. Респонденты были распределены по двум группам: обучающиеся и преподаватели, из которых 225 слушателей и 53 педагогических работника из трёх образовательных организаций МВД России (Институт-факультет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России, факультет профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД России, факультет профессиональной подготовки Омской академии МВД России).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научной литературы позволил выявить существующие проблемы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел:

- потребность сотрудников органов внутренних дел в практико-ориентированном обучении в институтах и факультетах повышения квалификации и не готовность преподавателей к педагогической организации учебного процесса, направленного на удовлетворение их запросов и потребностей [8];

- необходимость повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов правопорядка и недостаточная опора данного процесса на личностные качества полицейских [1];

- разработка и организация интегративных курсов, которые бы учитывали реальную связь правовых, экономических, психологических и специальных знаний будущих сотрудников органов внутренних дел, а также поиск педагогических технологий, позволяющих интенсифицировать процесс первоначальной профессиональной подготовки в короткие сроки обучения [6];

- недостаточный учет связи результатов обучения с задачами оперативно-служебной деятельности и необходимостью формирования у них профессиональных компетенций [2];

- кроме того, традиционная форма подготовки сотрудников органов внутренних дел не в полной мере обеспечивает необходимое качество подготовки квалифицированных кадров [5].

Обобщая результаты исследований последних 10 лет, определим основные специфические сложности образовательного процесса подготовки граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, в образовательных организациях МВД России. Это:

- разнородный состав обучающихся (в том числе, половозрастные характеристики, жизненный опыт, разная специализация будущей службы и др.);

- военизированный характер образовательной среды (обучающиеся несут полноценную службу как на базе образовательной организации в суточных нарядах, так и могут привлекаться к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и выполнению ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, что непривычно для многих);

- короткие сроки подготовки и большой объем содержания образования (что требует оптимизации обучения);

- недостаточная готовность преподавательского состава к организации результативного образовательного процесса.

Описанные выше противоречия продолжают быть актуальными и сегодня. Об этом можно судить по проведенному нами исследованию в ноябре 2022 года.

В ходе исследования были установлены сложности обучения - это несоответствие содержания программ обучения потребностям практики, а также низкая мотивация обучающихся, непонимание в целом сущности будущей деятельности, что негативно сказывается на восприятии информации. Проблематичность запоминания большого объёма теоретического материала при ориентации аудитории на выполнение практических заданий, низкий уровень общеобразовательной подготовки, неумение самостоятельно работать с информацией, текстами. Так, обучающиеся не могут оперировать понятиями, боятся анализировать.

Подавляющее большинство обучающихся - граждане от 20 до 35 лет (86%). Однако имеются и лица старшего возраста. 57% имеют диплом о среднем профессиональном образовании, а 32% - о высшем образовании. В целом это взрослые, имеющие разный профессиональный, образовательный и жизненный опыт.

На вопрос какую задачу решает профессиональное обучение (подготовка), по мнению, самих слушателей?

51,6% респондентов заявили, что получают необходимые знания, навыки и умения для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел. Вторая половина (43,6%) основной целью обучения признали получение свидетельства о должности служащего «Полицейский». Данное соотношение свидетельствует о необходимости создания условий для активации мотивации к обучению по программам профессиональной подготовки.

В качестве одной из ключевых проблем подготовки можно назвать практическую ориентированность (об интересе к занятиям практического типа заявили 60% опрошенных). Абсолютное большинство обучающихся видят идеальное занятие как обсуждение реальных ситуаций, разбор кейсов и получение практических навыков, дискуссию в учебной группе, диалог с педагогом на равных. Если же это лекционное занятие, то оно должно быть наполнено яркими примерами из профессиональной деятельности преподавателя или практики, занятия семинарского типа должны проходить с большой вовлеченностью аудитории.

Отметим, что в большинстве случаев руководству подразделениями не всегда удается направлять сотрудников на профессиональное обучение, уложившись в установленный законом трёхмесячный период стажировки. Нередко сроки стажировки увеличиваются по объективным причинам (небольшое количество мест на подразделение, недостаточно подготовленная материальная база образовательной организации и т.д). Практика показывает, что по этим причинам на обучение прибывают сотрудники, имеющие стаж работы от полугода и больше. Этот факт требует учета профессионального опыта обучающегося при обучении. При этом только 63,1% обучающихся ответили, что на занятиях имеются условия актуализации их профессионального опыта.

Отвечая на открытый вопрос анкеты о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в процессе обучения, слушатели отвечали, что большой объем информации и высокая служебная нагрузка за столь короткий период обучения ведёт к нехватке времени для подготовки к занятиям. Кроме того, были ответы с просьбой увеличить интенсивность обучения в аудитории с целью её снижения в домашних условиях.

Обучение - это взаимодействие обучающего и обучающегося. В нашем исследовании мы будем придерживаться строгой позиции, что процесс обучения взрослых не должен, строится по типу: (Б^О), где субъектом выступает педагог, формирующий и предоставляющий знания обучающемуся в готовом виде. Как отмечают специалисты в области

андрагогики, взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения, а сам процесс представляет собой совместную деятельность педагога и ученика на всех его этапах, тем самым являясь субъектами образовательной деятельности (S^S) [3].

Опрос педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение, показал, что 49% из них - это люди в возрасте от 35 до 45 лет, и 34% - от 45 лет до 55 лет. Это профессионалы своего дела (как правило, с юридическим образованием), которым необходимо совершенствование педагогической компетентности: у 45,3% профессорско-преподавательского состава отсутствует педагогическое образование. Преподаватели осознают, что обучающиеся - взрослые люди, что обучение должно базироваться на принципах образования взрослых (92%). К особенностям взрослого обучающегося преподаватели указали следующие позиции: у взрослых присутствует сформированная мотивация к получению образования, обусловленная наличием к профессиональной необходимости; у них имеется практический опыт, а это значит, что первичные профессиональные навыки уже сформированы и при прохождении обучения они их будут развивать и подкреплять новыми знаниями; у них сформированы устойчивые взгляды, и их трудно изменить, даже если они неверны; взрослые в рамках профессионального обучения больше интересуются узкопрофессиональными, практикоориентированными предметами; среди обучающихся встречаются люди, имеющие базовые знания в области права. К сложностям организации обучения взрослых многие отнесли разный уровень и качество предыдущей подготовки.

ВЫВОДЫ

Таким образом, учитывая выявленные проблемы в профессиональной подготовке, граждан впервые принятых на службу в органы внутренних дел мы предлагаем организовывать обучение на принципах андрагогического подхода. Это включает в себя учет и актуализацию образовательного и служебного опыта обучающихся, принятие во внимание их психолого-педагогических характеристик взрослого обучающегося, а также организацию самостоятельной работы будущих полицейских.

Эффективными являются следующие методы и приемы обучения взрослых:

Словесные методы (источником является устное или печатное слово последовательное изложение материала, приведение примеров);

Наглядные и практикоориентированные методы обучения (презентации, учебные фильмы, сюжеты практической деятельности, оформление документов);

Игровые, имитационные методы (юридические настольные игры, решение постановочных ролевых задач, интерактивное обсуждение ситуаций служебной деятельности).

Также предлагаются наиболее эффективные технологии и методы обучения, ориентированные на взрослых обучающихся, к ним можно отнести технологию проблемного или программированного обучения, рефлексивные методики, мини-проекты. Это позволит генерировать, формулировать и разрабатывать идеи, для решения конкретных служебных задач. Такое обучение предполагает групповую работу, развитие коммуникативных навыков присущих сотруднику полиции, цели которых носят практикоориентированный характер, соответствующий профессиональной деятельности и опыту обучающегося [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианов А.С. Развитие личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе первоначальной подготовки в вузах МВД РФ: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андрианов Александр Сергеевич. - Красноярск, 2020. -24 с.

2. Босомыкин А.Ф. Оптимизация профессионального обучения сотрудников территориальных органов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Босомыкин Андрей Федорович. -Москва, 2018. - 28 с.

3. Вершловский С.Г. Взрослость как категория андрагогики / С.Г. Вершловский // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С. 285-297.

4. Илакавичус М.Р. Гуманитарно-антропологический подход в современных исследованиях профессионального образования / М.Р. Илакавичус // Образование и право. - 2023. - № 2. - С. 291295.

5. Мальцева О.А. Педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в Учебных центрах МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мальцева Ольга Алексеевна. - Орел, 2008. -19 с.

6. Николаев В.В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: дис. ... канд. пед. наук / Николаев Владимир Владимирович. - Санкт-Петербург, 2006. - 160 с.

7. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации в 2022 году : сборник аналитических и информационных материалов. - Москва : Главное управление по работе с личным составом МВД России, 2023. - 78 с.

8. Сухарева Е.В. Педагогическая организация учебно-профессионального самоопределения сотрудников органов внутренних дел в процессе их первоначальной профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сухарева Елена Викторовна. - Великий Новгород, 2019. - 24 с.

REFERENCES

1. Andrianov, A.S. (2020), Development ofpersonal and professional qualities of internal affairs officers in the process of initial training at universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, dissertation, Krasnoyarsk.

2. Bosomykin, A.F. (2018), Optimization ofprofessional training of territorial affairs officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

3. Vershlovsky, S.G. (2013), "Adulthood as a category of andragogy", Education issues, No. 2, pp. 285-297.

4. Ilakavicius, M.R. (2023), "Humanitarian-anthropological approach in modern studies of professional education", Education and law, No. 2, pp. 291-295.

5. Maltseva, O.A. (2008), Pedagogical conditions ofprofessional training of internal affairs officers in the Training centres of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Orel.

6. Nikolaev, V. V. (2006), Intensification of the initial professional training ofpolice officers in the training centres of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, St. Petersburg.

7. Main Directorate for Work with Personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia (2023), Information on the state ofpersonnel administration of the internal affairs bodies of the Russian Federation in 2022, collection of analytical and informational materials, Moscow.

8. Sukhareva, E.V. (2019), Pedagogical organization of educational and professional self-determination of internal affairs officers in the process of their initial professional training, dissertation, Veliky Novgorod.

Контактная информация: g_robert_g@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2023

УДК 378.184

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

АГРАРНОГО ВУЗА

Ольга Николаевна Гончаренко, кандидат исторических наук, доцент, Екатерина Павловна Краснолобова, кандидат ветеринарных наук, доцент, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюмень

Аннотация

В статье изучаются вопросы, связанные с изучением отношения студентов к научной работе в высших учебных заведениях, а также оценка мотивирования к научной деятельности. Было опрошено 238 респондентов с разных курсов обучения в виде анкетирования (анкета «Удовлетворенность студентов ГАУ Северного Зауралья организацией НИР»), а также применен метод включенного наблюдения за период 2020-2023 гг. Проведенное исследование позволило выявить, что привлечение студентов к участию в научных конференциях, студенческих олимпиадах, конкурсах с публикацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.