Научная статья на тему 'Использование активных методов обучения с учетом особенностей категории обучающихся образовательных организаций МВД России'

Использование активных методов обучения с учетом особенностей категории обучающихся образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / TEACHING / ACTIVE LEARNING METHODS / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова И. И.

Задача подготовки квалифицированных кадров для службы в органах внутренних дел является первостепенной для образовательных организаций системы МВД России. Готовность сотрудников полиции эффективно решать оперативно-служебные задачи формируется в первую очередь в процессе обучения. Высокий уровень организации учебного процесса и и выбор наиболее эффективных методов и форм учебной работы обеспечивает качественную подготовку полицейских кадров. В статье приводится анализ особенностей различных категорий обучающихся образовательных организаций системы МВД России и отражается специфика использования активных методов обучения с учетом выделенных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS WITH THE FEATURES OF THE CATEGORY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA

The task of training qualified personnel for service in the internal Affairs bodies is paramount for educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The readiness of police officers to solve operational tasks effectively is formed primarily in the process of training. The high level of organization of the educational process and the choice of the most effective methods and forms of training provides high-quality training of police personnel. The article analyzes the characteristics of different categories of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia and reflects the specifics of the use of active teaching methods, taking into account the selected features.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов обучения с учетом особенностей категории обучающихся образовательных организаций МВД России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УДК 378 С. 95—100

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Кузнецова И. И.

Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова Е-mail: [email protected]

Задача подготовки квалифицированных кадров для службы в органах внутренних дел является первостепенной для образовательных организаций системы МВД России. Готовность сотрудников полиции эффективно решать оперативно-служебные задачи формируется в первую очередь в процессе обучения. Высокий уровень организации учебного процесса и и выбор наиболее эффективных методов и форм учебной работы обеспечивает качественную подготовку полицейских кадров. В статье приводится анализ особенностей различных категорий обучающихся образовательных организаций системы МВД России и отражается специфика использования активных методов обучения с учетом выделенных особенностей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, обучение, активные методы обучения, интерактивные формы обучения.

THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS WITH THE FEATURES OF THE CATEGORY OF STUDENTS

OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA

Kuznetsova I. I.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Е-mail: [email protected]

The task of training qualified personnel for service in the internal Affairs bodies is paramount for educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The readiness of police officers to solve operational tasks effectively is formed primarily in the process of training. The high level of organization of the educational process and the choice of the most effective methods and forms of training provides high-quality training of police personnel. The article analyzes the characteristics of different categories of students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia and reflects the specifics of the use of active teaching methods, taking into account the selected features.

Keywords: professional training, teaching, active learning methods, interactive forms of learning.

Введение

Профессиональная подготовка квалифицированных кадров, способных эффективно решать оперативно-служебные и служеб-но-боевые задачи, возложенные на органы

внутренних дел Российской Федерации является первостепенной задачей образовательных организаций системы МВД России. Обучение, как организованная и целенаправленная деятельность, представляет собой

процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей. Готовность к правомерному и решительному применению мер принуждения для охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, умение тактически грамотно действовать в различных ситуациях при пресечении преступлений и административных правонарушений достигается, прежде всего, уровнем организации учебного процесса в образовательных организациях МВД России [5]. Соглашаясь с приведенным мнением, добавим, что не только уровень организации учебного процесса, но и выбор наиболее эффективных методов и форм учебной работы обеспечивает качественную подготовку полицейских кадров. Кроме того, одной из задач преподавания психологических дисциплин в образовательной организации системы МВД России является формирование личности специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность на основе активной жизненной позиции, осознанного отношения к психологическим и социально-психологическим явлениям окружающей действительности [6].

Утверждая, что основа психологической теории учения — это активная познавательная деятельность самого обучающегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения, Б. Ц. Бадмаев определяет, что «предметом и результатом учебной деятельности является сам субъект деятельности (учащийся), который подвергается преобразованию благодаря деятельности и который в конце обучения предстает в измененном виде (как результат учебной деятельности), а единицей (клеткой) учебной деятельности является учебная задача, отличающаяся от всех других возникающих в жизни задач тем, что ее решение направлено не на изменение самого действующего субъекта — на овладение, им, прежде всего, способами мыслительных действий» [1].

Следовательно, учет исходных особенностей обучающегося как субъекта учебной деятельности позволит более качественно организовать процесс обучения, обоснованно выбирая методы и формы учебной работы.

Цель статьи — проанализировать категорию курсантов и категорию слушателей, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки), выделить специфические особенности этих

категорий обучающихся образовательных организаций МВД России, значимые для организации учебной деятельности, с учетом выявленной специфики предложить наиболее эффективные методы и формы учебной работы для каждой из категорий.

Описание исследования

При проведении исследования применялись методы анализа литературных источников, опроса обучающихся и преподавателей, наблюдения, анализа результатов профессиональной деятельности преподавателей.

Опираясь на положения, принятые в педагогической психологии, отметим, что каждый период развития индивида и личности характеризуется следующими показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает человек в данный период;

2) основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды развития);

3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности) [3].

Опираясь на указанные показатели, сравним категорию курсантов и категорию слушателей, обучающихся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки).

Категория курсантов образовательных организаций МВД России является, как правило, самой многочисленной и имеет свои особенности:

1. Курсанты в период поступления и обучения в вузе — это юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет,что соответствует периоду юношества. Следует отметить, что, в отличие от студентов гражданских вузов, курсанты сразу «со школьной скамьи» попадают в зону пристального внимания и опеки всех сотрудников образовательной организации, занятых процессом их обучения и воспитания. Закрытый тип организации, пребывание в стенах вуза в течение всего дня, а часто и проживание в условиях казармы требуют от курсантов строго соблюдения дисциплины, правил субординации, и правил внутреннего распорядка. Такие условия, с одной стороны, создают благоприятную почву для формирования дисциплинированности, ответственности, обязательности. Вместе с тем, эти же условия для курсантов, ограниченных в праве выбора форм взаимодействия

с преподавателями, могут стать основой формирования пассивности, безынициативности, отсутствия самостоятельности.

Социальная ситуация развития слушателей профессионального обучения имеет свои отличия.

Обучающиеся по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) — это молодежь в возрасте от 21 до 27 лет (и старше). Это люди имеющие уже среднее профессиональное или высшее образование и опыт профессиональной деятельности, как правило, не связанной со службой в органах внутренних дел.

2. Центральным новообразованием в юношеском возрасте является личностное и профессиональное самоопределение, поиск своего места в обществе и общественных отношениях. В период обучения, продолжают интенсивно развиваться самосознание и самооценка курсантов, формируется «Я-образ» личности, т. е. представление о своих индивидуальных свойствах и качествах, отношениях с реальной действительностью.

В отличие от курсантов, слушатели, обучающиеся по программам профессионального обучения, — это люди, имеющие уже некоторый жизненный опыт. При этом мужчины уже прошли срочную службу в рядах Российской армии, что способствует формированию многих профессионально значимых качеств характера, осознанию себя как самостоятельной личности, понимающей свои ведущие потребности и интересы, стремящейся к тому, чтобы занять определенное место в социуме. Более 30% женщин этой категории уже замужем и имеют ребенка (детей). По результатам наблюдения и опроса обучающиеся этой категории более осознанно, чем курсанты подходят к выбору рода профессиональной деятельности и, соответственно, более мотивированы в процессе обучения. Следует также отметить, что большинство слушателей, имеющих высшее образование, уже обладают навыками систематизации, обобщения, самостоятельного поиска информации.

3. Возраст курсантов (17—22 лет) характеризуется завершением развития высших психических функций, которые приобретают все характеристики, соответствующие уровню развития психики взрослого человека, что в полной мере можно отнести к рассматриваемой нами категории слушателей.

С учетом выделенных особенностей курсантов и слушателей, обратимся к анализу методы и формы обучения, которые доказали свою эффективность в учебном процессе

в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова.

Во-первых, следует отметить, что традиционно сложившаяся последовательность форм учебной работы — лекция, семинар, практическое занятие неизменно дает ожидаемый результат. Такая последовательность позволяет обеспечить системность и целенаправленность в изучении учебного материала, облегчает процесс его интериоризации вне зависимости от категории, с которой работает преподаватель. У категории курсантов лекционное, семинарское, практическое занятия, проводимые последовательно позволяют формировать и развивать навыки учебной деятельности, самостоятельной работы с учебной информацией. Для слушателей, профессионального обучения последовательность «лекция, семинар, практическое занятие» так же оправдана. Как правило, в отличие от курсантов, у них отсутствуют многие знания дисциплин специализации, которые в рамках получения высшего образования курсантами последовательно изучаются.

Во-вторых, считаем, что свою эффективность неизменно подтверждает использование активных методов обучения и интерактивных форм работы на аудиторных занятиях. Активные и интерактивные формы работы опираются на знание и понимание психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В этом случае в деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный курсант или слушатель, а группа взаимодействующих обучающихся, которые, в процессе обсуждения проблемных или спорных вопросов, стимулируют активность друг друга, приходят к самостоятельным выводам и заключениям, что и позволяет эффективно усваивать и закреплять учебный материал. При этом интеллектуальная активность значительно повышается и становится продуктивнее, если обучающемуся приходится доказывать свою правоту, обращаясь к ранее изученному материалу или опыту практической деятельности.

Мы предлагаем использовать активные методы обучения на всех видах аудиторных занятий.

В течение лекции, проводимой как для курсантов, так и для слушателей профессионального обучения (профессиональной подготовки) хорошо зарекомендовала себя такая интерактивная форма обучения, как лекция-беседа. В рамках лекции беседа (или элементы беседы) обеспечивает решение ряда задач:

1. Активизация и поддержание на достаточном уровне внимания обучающихся.

При помощи вопросов к аудитории или отдельному слушателю преподаватель удается стимулировать активность обучающихся на занятии и расставлять акценты на наиболее значимых положениях лекции.

2. Стимуляция мыслительной деятельности. Обучающиеся получают возможность сравнить различные подходы к предмету изучения, высказать свои собственные суждения по теме. Естественным образом может возникать ситуация поиска решения и, в этом случае, умозаключения несут в себе уже личностный смысл.

3. Адаптация материала темы к личному и профессиональному опыту обучающихся. Для слушателей рассматриваемой категории возможность привести пример из жизни или профессиональной деятельности это способствует усвоению и принятию нового знания как части своего личного опыта. Для курсантов, личный опыт которых весьма ограничен, а профессиональный чаще всего отсутствует приведение подходящего примера является средством наглядности, и от части, способствует расширению личного опыта, является возможностью соотнести свой собственный опыт с особенностями профессиональной деятельности, в которую он вступает.

4. Развитие навыков общения и, в частности, навыков аргументирования, ведения дискуссии, что закладывает основы формирования такого комплексного профессионально важного качества как коммуникативная компетентность.

В рамках семинарских и практических занятий широко используются интерактивные методы и формы обучения.

Так, например, на семинаре включение видеосюжета по теме занятия с его последующим обсуждением по предложенным преподавателем вопросам значительно повышает активность и включенность обучающихся в тематику семинара.

Использование видеозадач при изучении уголовного права в сочетании с методом анализа конкретных ситуаций позволяет выработать алгоритм решения реальных практических ситуаций, сформировать навыки анализа, толкования правовых норм, что способствует формированию умений менять квалификацию преступлений в зависимости от изменений доказательственной базы, а также обеспечивать совместную деятельность сотрудников различных правоохранительных органов при решении служебных задач [2].

При проведении практических занятий широко используется такая форма как

ролевое проигрывание ситуаций профессиональной деятельности. Так, на практических занятиях посвященных психологии профессионального общения и психологии конфликтного взаимодействия эта форма работы является одной из наиболее эффективных. Для категории курсантов занятие организуется таким образом, чтобы обучающиеся не получали готовую последовательность действий или высказываний, не заучивали и разыгрывали предложенные в готовом виде ситуации, а получали бы только фабулу, содержащую проблему, и далее самостоятельно приходили к созданию и последующему закреплению правильной последовательности действий.

Аналогичным образом организовано занятие по данной тематике у слушателей факультета первоначально подготовки. После ознакомления с основами управления конфликтом в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел слушатели разыгрывают по ролям типичные ситуации профессиональной деятельности, содержащие примеры конфликтного взаимодействия. При этом, один из слушателей выполняет роль сотрудника, другой — роль гражданина, провоцирующего конфликт. Примечательно, что выполняя эту работу обучающиеся обращаются к имеющемуся у них личному опыту, опыту профессиональной деятельности, примерам из деятельности своих коллег по службе. Если разрешить аналогичный конфликт в реальной деятельности не удавалось, то в процессе занятия есть возможность совместно с преподавателем и другими слушателями обсудить проблемную ситуацию и найти оптимальное решение.

Примечательно, что проведению практических занятий с использованием интерактивных форм обучения в полной мере способствует материально-техническая база института. В Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова создан межкафедральный многофункциональный учебно-полигонный комплекс на загородной базе института (ММУПК ЗУБ), который представляет собой совокупность специализированных, многофункциональных, технически оснащенных учебных аудиторий, полигонов, центров и рабочих мест, предназначенных для проведения учебных занятий практической направленности, со всеми категориями обучающихся в целях формирования и совершенствования компетенций и повышения профессионального мастерства преподавателей, анализа и распространения положительного опыта

деятельности органов внутренних дел, внедрения результатов научных исследований, проведения психолого-педагогических экспериментов [4].

Обратимся к опыту использования элементов проблемного обучения, которое также относят к активным методам, в рамках изучения темы «Психология распознавания лжи». Слушателям предлагается самостоятельно составить развернутый список ситуаций профессиональной деятельности, в которых требуется применение навыков безинструментальной диагностики лжи или противоправных намерений лица. Список маркеров ложных высказываний также не предлагается слушателям в готовом виде для запоминания. Сначала слушатели по подгруппам в процессе взаимодействия составляют свой список. Затем, в процессе групповой работы, информация под руководством преподавателя систематизируется: составляется общий единый список, маркеры лжи классифицируются в нем по отдельным группам. Активные методы обучения используются и в рамках других практических занятий. Результатом их использование является

более полное и глубокое усвоение учебного материала.

Выводы

Таким образом, проанализировав опыт применения активных методов обучения и интерактивных форм учебной аудиторной работы с различными категориями обучающихся образовательной организации МВД России можем заключить, что указанные методы:

— стимулируют активность на занятии и мыслительную деятельность обучающихся;

— позволяют адаптировать учебный материал к личному и профессиональному опыту обучающихся, что способствует его лучшему усвоению;

— развивают навыки общения и, в частности, навыки ведения дискуссии;

— развивают навыки командной работы;

— способствуют процессу личностного роста обучающихся. Именно активные методы обучения с учетом выделенных особенностей обучающихся этой категории позволяют формировать на должном уровне профессиональные компетенции.

Список литературы

1. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии : учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов / Б. Ц. Бадмаев. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 45—46.

2. Баранчикова, М. В. Использование активных методов обучения на практических занятиях по уголовно-правовым дисциплинам / М. В. Баранчикова // Наука и практика. — 2016. — № 2 (67). — С. 113—115.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — М. : Логос : Университетская книга, 2009. — С. 170—171.

4. Капустина, Е. Г. Методика внедрения в образовательную деятельность активных форм обучения / Е. Г Капустина // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2017. — № 2 (71). — С. 121—124.

5. Коблов, Ф. Ч. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России [Электронный ресурс] / Ф. Ч. Коблов, Р. Ш. Хадиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 47. — С. 15—19. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76574.htm (дата обращения: 14.08.2019).

6. Кузнецова, И. И. Активные методы обучения в преподавании по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) / И. И. Кузнецова // Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / сост. А. С. Душкин, Е. М. Марченко. — 2018. — С. 188—192.

References

1. Badmaev, B. Ts. Metodika prepodavaniya psikhologii : uchebno-metodicheskoe posobie dlya prepodavateley i aspirantov vuzov / B. Ts. Badmaev. — M. : Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 1999. — S. 45—46.

2. Baranchikova, M. V. Ispolzovanie aktivnykh metodov obucheniya na prakticheskikh zanyatiyakh po ugolovno-pravovym distsiplinam / M. V. Baranchikova // Nauka i praktika. — 2016. — № 2 (67). — S. 113—115.

3. Zimnyaya, I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya : uchebnik dlya vuzov / I. A. Zimnyaya. — 2-e izd., ispr., pererab. i dop. — M. : Logos : Universitetskaya kniga, 2009. — S. 170—171.

4. Kapustina, Ye. G. Metodika vnedreniya v obrazovatelnuyu deyatelnost aktivnykh form obucheniya / Ye. G Kapustina // Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Lukyanova. — 2017. — № 2 (71). — S. 121—124.

5. Koblov, F. Ch. K voprosu o sovershenstvovanii professionalnoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del v period prokhozhdeniya obucheniya v obrazovatelnykh organizatsiyakh MVD Rossii [Elektronnyy resurs] / F. Ch. Koblov, R. Sh. Khadikov // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2016. — T. 47. — S. 15—19. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76574.htm (data obrashcheniya: 14.08.2019).

6. Kuznetsova, I. I. Aktivnye metody obucheniya v prepodavanii po programmam professionalnogo obucheniya (professionalnoy podgotovki) / I. I. Kuznetsova // Pedagogika i psikhologiya v deyatelnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del: teoriya, metodika, praktika : sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / sost. A. S. Dushkin, Ye. M. Marchenko. — 2018. — S. 188—192.

Рецензент: канд. соц. наук К. С. Колесник. Дата поступления статьи в редакцию: 26.08.2019.

УДК 159.9

С. 100—104

СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Мазур М. А.

Межмуниципальный отдел МВД России

«Ханты-Мансийский»

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается развитие профессионально-нравственной мотивации сотрудников в профессиональной деятельности. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт исследования определены понятия профессионально-нравственной мотивации, классификация профессионально-нравственных мотивов деятельности, методы мотивации.

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессионально-нравственная мотивация, стимул, стимулирование.

STIMULATION OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-MORAL MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Mazur M. A.

Ministry of Internal Affairs of Russia "Khanty-Mansiysk" E-mail: [email protected]

The article discusses the development of professional and moral motivation of employees in professional activity. Relying on domestic and foreign experience of research defined the concept of professional and moral motivation, classification of professional and moral motives of activity, methods of motivation.

Keywords: motive, motivation, professional and moral motivation, stimulus, stimulation. 100 Ma3yp M. A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.