Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ В ЖКХ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ В ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А.

В статье рассмотрен вопрос о необходимости изменений в управлении профессиональными квалификациями. Приведено обоснование необходимости формирования системы независимой оценки профессиональных квалификаций. Сделана попытка проанализировать влияния вновь принятых, в соответствии с федеральным законом «О независимой оценки квалификаций», нормативных правовых документов Правительства Российской Федерации и Минтруда России, на перспективу дальнейшего развития системы оценки квалификаций в сфере ЖКХ. Авторами представлены основные результаты деятельности Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ за период с июля 2014 года. В статье показаны возникающие организационно-методические проблемы формирования отраслевой системы оценки квалификаций, представлены механизмы и инструменты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF INDEPENDENT EVALUATION SYSTEM OF QUALIFICATIONS IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article shows the rationale for the formation of an independent evaluation system of professional qualifications. It was attempted to analyses the impact of the newly adopted, in accordance with the Federal law "on the independent assessment of qualifications", normative-legal documents of the Government of the Russian Federation and the Ministry of labor of Russia, on the prospect of further development of the evaluation system of qualifications in the area of housing. The authors presented the main results of the activities of the Council on professional qualifications in housing for the period July 2014 year. It was analyzed emerging organizational-methodical problems of sectoral evaluation system of qualifications presented mechanisms and tools to solve them.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ В ЖКХ»

УДК 378.048.2

Организационно- методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ

Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А., Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, квалификация, профессиональные стандарты, жилищно-коммунальное хозяйство, система оценки квалификаций.

В статье рассмотрен вопрос о необходимости изменений в управлении профессиональными квалификациями. Приведено обоснование необходимости формирования системы независимой оценки профессиональных квалификаций. Сделана попытка проанализировать влияния вновь принятых, в соответствии с федеральным законом «О независимой оценки квалификаций», нормативных правовых документов Правительства Российской Федерации и Минтруда России, на перспективу дальнейшего развития системы оценки квалификаций в сфере ЖКХ. Авторами представлены основные результаты деятельности Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ за период с июля 2014 года. В статье показаны возникающие организационно-методические проблемы формирования отраслевой системы оценки квалификаций, представлены механизмы и инструменты их решения.

Organizational and methodological problems of independent evaluation system of qualifications in housing and communal services

Zbritskiy A.A., Chernyshov L.N., Ivchik T.A., the Institute for STR GASIS National Research University «Higher school of Economics»

Keywords: professional retraining, qualification, professional standards, housing and communal services, the evaluation system of qualifications.

The article shows the rationale for the formation of an independent evaluation system of professional qualifications. It was attempted to analyses the impact of the newly adopted, in accordance with the Federal law "on the independent assessment of qualifications", normative-legal documents of the Government of the Russian Federation and the Ministry of labor of Russia, on the prospect of further development of the evaluation system of qualifications in the area of housing. The authors presented the main results of the activities of the Council on professional qualifications in housing for the period July 2014 year. It was analyzed emerging organizational-methodical problems of sectoral evaluation system of qualifications presented mechanisms and tools to solve them.

Вопрос о необходимости изменений в управлении профессиональными квалификациями в нашей стране стал сегодня признанным элементом государственной социальной политики.

Создание и развитие национальной системы квалификаций и, соответственно, отраслевых систем, предполагающих подтверждение, а также повышение своих квалификаций работниками рынка труда, обусловлено:

- необходимостью повышения производительности труда как инструмента конкурентоспособности отечественной продукции, товаров, работ и услуг и обеспечения экономического роста страны;

- появлением новых и видоизменением трудовых функций существующих профессий, по причине применения и использования в процессе производства новых материалов, технологий и оборудования, которые меняют и автоматизируют рутинные трудовые действия;

- демографической ситуацией в стране (численность трудоспособного населения 2011 - 2015гг. сократилась на 3,6 млн. чел., а к 2020г. сократиться еще на 3,3 млн. чел.; численность и доля работающих лиц старшего возраста увеличится к 2020г. по сравнению с 2011г. на 3,8% (с 22,3 до 24,1%);

- стремлением государства к тому, чтобы доля работников рынка труда, прошедших независимую оценку профессиональных квалификаций в отраслях национальной экономике, как показатель качества рабочей силы, постоянно увеличивалась1.

Организационно-правовым инструментом этого процесса является Национальная системы профессиональных квалификаций, которая представляет собой не только набор законодательных и нормативно-методических документов, принятых на федеральном и региональном уровнях, но и «живой организм», который развивается и будет развиваться на принципах государственно-частного партнерства, где:

- государство выполняет регулятивную функцию нормотворчества и контроля;

- работодатели и их объединения - функцию организации исполнения соответствующих нормативных правовых документов в целях повышения уровня качества трудовых ресурсов в той или иной области профессиональной деятельности [1,2].

Нормативные правовые документы Правительства Российской Федерации и Минтруда России (см. Приложение), принятые в соответствии с федеральным законом «О независимой оценке квалификаций», с одной стороны ликвидировали нормативно-методический вакуум, существовавший в организации деятельности по осуществлению независимой оценки профессиональных квалификаций работников рынка труда. С другой стороны, являясь документами прямого действия, привели к необходимости частичной корректировки организации деятельности, созданных в соответствии с решениями Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, институтов - Национального агентства развития квалификаций (НАРК) и отраслевых Советов по профессиональным квалификациям (СПК).

1За рубежом работник не может получить доступ к квалифицированному рабочему месту, если он не имеет квалификационного сертификата по соответствующему виду профессиональной деятельности, который дает основание для страхования рисков при производстве им продукции, работ или услуг.

Тем не менее, в соответствии с этими нормативными правовыми документами, основой национальной системы профессиональных квалификаций остался принцип в соответствии с которым, главенствующая роль при ее формировании отводится работодателям и их объединениям, совместно с профсоюзами и отраслевыми органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне2.

Теперь работодатель не только определяет требования к профессиональным квалификациям работника через институт профессиональных стандартов, но в соответствии с 238-Ф3 от 03.07.2016г. «О независимой оценке профессиональных квалификаций», способствует3 процессу оценки его профессиональных квалификаций.

В соответствии с законодательством оценка профессиональных квалификаций должна производиться «.. .исходя из требований ПС». Для того чтобы провести такую оценку 238-Ф3 ввел новый набор измерительных инструментов оценки профессиональных квалификаций соискателя - комплект оценочных средств (КОС), который отличается от ранее существовавших средств и методов оценки персонала, результатов образования - аттестации, сертификации и других.

Важнейшим элементом развития независимой системы оценки профессиональных квалификаций, в соответствии с принятыми документами, является информационный ресурс, формирующийся на площадке НАРК - Реестр профессиональных квалификаций, включающий сведения о:

- Национальном Совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;

- Национальном агентстве развития квалификаций;

- отраслевых Советах по профессиональным квалификациям;

- профессиональных стандартах;

- центрах оценки квалификаций (ЦОК);

- наименованиях профессиональных квалификаций;

- оценочных средствах (КОС);

- специалистах, прошедших оценку квалификаций, интегрированных по каждому СПК.

Этот информационный ресурс предназначен для различных пользователей, начиная от граждан и заканчивая операторами независимой системы оценки профес-

2Ранее ключевую роль в определении квалификационных требований к работникам рынка труда выполнял НИИ труда Минтруда России и учреждения образования;

3С 1 января 2017 г. затраты на оценку квалификации работников учитываются при налогообложении физических и юридических лиц. Федеральным законом 251-ФЗ от 03.07.2016. внесены поправки в Налоговый кодекс России в связи с введением института независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.

Предоставлены налоговые льготы работодателям, которые направляют своих работников для прохождения оценки квалификации. Их расходы отнесены к уменьшающим налоговую базу прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Если же гражданин прошел оценку квалификации по собственной инициативе и за свой счет, на эти затраты ему предоставляется социальный вычет по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов.

сиональных квалификаций (СПК, ЦОК, эксперты ЦОК и др.).

Так гражданин, заходя на сайт Реестра, может найти в нем информацию как о существующих наименованиях профессиональных квалификаций в той или иной области профессиональной деятельности, по которым проводится оценка квалификаций, так и о месте и условиях проведения профессионального экзамена.

В свою очередь, центры оценки квалификаций, обеспечиваются НАРК (после включения их в Реестр) персональным кодом доступа на определенный портал Реестра (персональный логин и пароль) и получают возможность пользоваться оценочными средствами, соответствующими наименованиям профессиональных квалификаций, закрепленными решением соответствующего СПК за тем или иным ЦОК, для проведения ими процедуры оценки квалификаций соискателей.

Таким образом, вектор развития национальной системы профессиональных квалификаций, определенный принятыми на федеральном уровне документами, направлен на то, чтобы работник рынка труда имел возможность воспользоваться предоставленной ему возможностью подтвердить свою квалификацию, в соответствии с требованиями Федерального закона «О независимой оценке профессиональных квалификаций», а процедура проведения профессионального экзамена и другие действия операторов системы независимой оценки квалификаций были доступны и прозрачны для пользователей.

В данном случае напрашивается аналогия с тем как «работает» система дипломов о среднем или высшем профессиональном образовании - получение диплома не является обязательным для граждан нашей страны, но многие стремятся быть его обладателем.

На фоне продолжающегося процесса старения населения России, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства увеличивается и численность работников старших возрастов, поэтому для ЖКХ так важна составляющая повышение квалификации, как ключ к освоению современных инновационных технологий, материалов и оборудования и повышению производительности труда в отрасли [3-5].

При этом следует отметить, что снижение численности населения трудоспособных возрастов, наблюдающееся в стране за последнее время, не повлияло на количество занятых на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства работников и продолжает сохраняться по стране в пределах 2,8 млн. человек.

Численность и профессиональный уровень занятых в отрасли работников во многом зависит от изменения экономической конъюнктуры:

- спад экономики приводит к увеличению численности профессиональных кадров на предприятиях отрасли за счет высвобождающихся работников в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах национальной экономики;

- восстановление экономического роста вызывает перемещение профессиональных кадров из сферы жилищно-коммунального хозяйства в другие развивающиеся отрасли экономики.

При этом следует отметить, что данная тенденция касается, в основном, работников так называемых «сквозных профессий» - сварщиков, токарей, бухгалтеров и других подобных профессий. Работники узко профильных специальностей в ЖКХ, как правило, выстраивают программу роста своих квалификаций или самостоятельно, или с помощью работодателей.

В зависимости от области деятельности в ЖКХ (водоснабжение и водоотведе-

ние, коммунальное тепло и электроснабжение, управление и эксплуатация многоквартирных домов, обращение с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация дорожного муниципального хозяйства, благоустройство и озеленение территорий, похоронное дело), по экспертным оценкам специалистов, таких профессий насчитывается от 30 до 70%. Наибольшая доля таких профессий имеется на предприятиях водоснабжения и водоотведения и похоронного дела [6,7].

Репутационная ответственность за развитие современной системы профессиональных квалификаций в ЖКХ возложена на Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, созданный решением НСПК при Президенте Российской Федерации в июле 2014 г. на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», которому в тот период исполнилось 20 лет.

В соответствии с Положением о «Совете...» он наделен следующими полномочиями:

- проведение мониторинга рынка труда, потребности в квалификациях, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в отраслях ЖКХ;

- разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;

- разработка, актуализация и организация применения отраслевых рамок квалификаций и квалификационных требований в отраслях ЖКХ;

- разработка требований для подтверждения профессиональной квалификации, организация, координация и контроль деятельности по оценке профессиональных квалификаций в отраслях ЖКХ;

- участие в определении потребностей в образовании и обучении, в разработке и обновлении образовательных стандартов профессионального образования, в профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения в сфере ЖКХ.

Характеризуя итоги работы Совета за прошедшие два с небольшим года, следует отметить, что работа велась по всем направлениям (полномочиям), закрепленным за СПК ЖКХ. Организационно-экономической основой деятельности Совета по закрепленным направлениям деятельности являлось экспертное сообщество, консолидированное по профессионально-отраслевому принципу, включая общероссийские отраслевые ассоциации («Роскоммунэнерго», «Росводоканал», «Национальное объединение управляющих недвижимостью», «Ассоциация похоронной отрасли» и другие, а также Региональные отраслевые объединения работодателей ЖКХ) и бюджетные средства, выделяемые Минтрудом России, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Региональными отраслевыми объединениями работодателей ЖКХ на:

- подготовку экспертов по разработке профессиональных стандартов и комплектов оценочных средств (27), а также экспертов-валидаторов (9) и экспертов по оценке профессиональных квалификаций (118);

- разработку профессиональных стандартов (47), наименований профессиональных квалификаций (126), комплектов оценочных средств (45), которые являются авторской работой группы экспертов;

- создание Центров оценки квалификаций (ЦОК) в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Иркутской,

Костромской, Новосибирской, Омской, Псковской, Самарской, Свердловской и Томской областях, городах Москве и Санкт- Петербурге.

Таким образом, процесс реализации полномочий Совета по созданию отраслевой системы профессиональных квалификаций привел к формированию дополнительных центров ответственности в регионах - Центров оценки квалификаций, которые должны на местах создавать предпосылки формирования нового поколения рабочих кадров на предприятиях отрасли в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, как «сквозных», так и «отраслевых».

Тем не менее, главной задачей Совета в этот период было формирование экспертного сообщества и стремление добиться общего понимания и принятия этим сообществом конструкции построения отраслевой системы профессиональных квалификаций на основе утвержденных профессиональных стандартов и наименований профессиональных квалификаций с целью консолидации усилий по их применению на предприятиях ЖКХ, в том числе с учетом действия постановления Правительства РФ от 27.06.2016г. № 584.

При этом заслуживает внимания тот факт, что оценка профессиональных квалификаций работников отрасли на соответствие их требованиям профессиональных стандартов, согласно 238 - ФЗ от 03.07.2016 года, возможна исключительно с помощью прописанного в этом законе инструментария - профессиональных стандартов, наименований профессиональных квалификаций, центров оценки квалификаций и комплектов оценочных средств, разрабатываемых и утверждаемых работодателями (или их объединениями) по методике Минтрудом России и используемых в процедуре проведения профессионального экзамена.

Как видим, методология разработки комплектов оценочных средств предусматривает наличие утвержденных, в установленном порядке, наименований профессиональных квалификаций, которые разрабатываются на основании имеющихся профессиональных стандартов в соответствующей области профессиональной деятельности.

Что касается утвержденных на настоящий момент отраслевых профессиональных стандартов в различных отраслях ЖКХ, то они не «закрывают» в полной мере линейку уровней профессиональных квалификаций по видам профессиональной деятельности в соответствующих областях жилищно-коммунального хозяйства [8].

Исходя из этого, отсутствует полный набор инструментов оценки профессиональных квалификаций работников предприятий ЖКХ, что не позволяет в полной мере решать стоящие перед ЦОК задачи по формирование нового поколения рабочих кадров на предприятиях отрасли.

В условиях прекращения бюджетного финансирования, для решения проблемы дальнейшей разработки отраслевых профессиональных стандартов, наименований профессиональных квалификаций и комплектов оценочных средств, необходимы усилия Совета и Региональных объединений работодателей в ЖКХ по разработке региональных рамок квалификаций для сферы жилищно-коммунального хозяйства территории.

Целью такой работы будет определение наименований профессиональных квалификаций (профессий и должностей), существующих и вновь возникающих на предприятиях ЖКХ, проведение их тождественности на соответствие утвержденным отраслевым профессиональным стандартам (ПС), и в случае отсутствия со-

ответствующих отраслевые ПС, их разработка и утверждение в установленном порядке.

При этом акцент должен быть сделан на наиболее востребованные на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства наименования профессиональных квалификаций (профессии и должности).

Так, экспертный анализ имеющихся отраслевых ПС в сфере водоснабжения и водоотведения, показывает, что на сегодня «не закрыты» профессиональными стандартами такие востребованные виды деятельности как: водители спецавтотранспорта, машинисты насосных установок, обходчики водопроводно-канализацион-ной сети, слесари аварийно-восстановительных работ, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастера по эксплуатации оборудования и сетей водоснабжения и водоотведения и другие.

В то же время, эти виды деятельности дополняют характеристику производственно-технологических особенностей и функционального содержания деятельности предприятий водоснабжения и водоотведения, без которых она была бы не полной.

Кроме того, это позволяет определить наличие (существование) в ЖКХ общих, по содержанию трудовых действий и видов деятельности для нескольких подотраслей ЖКХ, таких, например, как слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь по обслуживанию санитарно-технических систем и других, что свидетельствует о наличии в ЖКХ «отраслевых сквозных» наименований профессиональных квалификаций, а, следовательно, и профессиональных стандартов.

Производные от таких наименований профессиональных квалификаций - профессии, приведут к необходимости учета их при установлении минимальной месячной тарифной ставкой рабочих базового квалификационного уровня (первого разряда), приведенной в принимаемом на очередной период Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве, вне зависимости от области деятельности в ЖКХ.

Помимо этого, существует также опасение в объективности признания профессиональной квалификации по базовым «сквозным» профессиональным стандартам, таким, например, как экономист, специалист по работе с персоналом и другим. Ведь не секрет, что для каждой области профессиональной деятельности эти профессии обретают свою специфику. Если оценивать профессиональные квалификации без учета отраслевой специфики, то мы не достигнем искомой цели, ради которой создается национальная система профессиональных квалификаций и проводится профессиональный экзамен, потребуется «доводка» квалификации на рабочем месте как это было и ранее.

Отсюда возникает вопрос, на каком этапе такая специфика должна быть учтена. Если при разработке наименований профессиональных квалификаций по «сквозным» профессиональным стандартам учесть специфику той или иной области профессиональной деятельности, в том числе, приведенную в соответствующих профессиональных стандартах, тогда разработанные по данным наименованиям квалификаций оценочные средства решили бы эту проблему. Но тогда возникает вопрос, какое СПК должно инициировать разработку соответствующих оценочных средств и центры каких СПК будут проводить оценку профессиональных квалификаций таких специалистов?

Тем не менее, сформированная за истекший период отраслевая модель развития профессиональных квалификаций, и подготовленное экспертное сообщество позволяют в настоящее время приступить к процедуре применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ, которые необходимо понимать как возможность извлечения определенной социальной выгоды [2,4,9]:

- работником отраслевого предприятия путем выстраивания программы роста своей профессиональной квалификации, которая является прерогативой физического лица;

- работодателем за счет повышения производительности труда на предприятии, благодаря тому, что профессиональные квалификации персонала предприятия будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, раскрывающих все бизнес-процессы предприятия в процессе производства продукции, товаров и услуг в ЖКХ.

В то же время, как показал опыт формирования отраслевой системы профессиональных квалификаций в пилотных регионах, нам предстоит преодолеть не только равнодушие к решению этой проблемы чиновников в органах региональной и муниципальной власти, но и руководителей и соответствующих служб отраслевых предприятий.

Кроме того, нельзя забывать и о недоверии общества, конкретных людей с различным социальным положением (от руководителей до рядовых рабочих) к существующим системам, использование которых для роста профессиональных квалификаций, по большому счету, мало что давали им, кроме «корочки» - лицензии, аттестата, удостоверения, свидетельства или сертификата.

В рамках сложившейся за последние 30 лет тенденций в обществе, когда деньги, полученные любым путем, являются едва ли не главным мерилом успешности и статусности в обществе, нам предстоит еще преодолеть и конфликт интересов, возникающий у экспертов в Центрах оценки квалификаций (ЦОК), который неизбежно возникнет между желанием заработать и сделать свою работу (провести независимую оценку профессиональный квалификаций соискателя) качественно.

Результат оценки должен быть всегда один, вне зависимости от того кто и где оценивает. При этом мы должны понимать, что эквивалентом качества является не независимость оценки, а профессиональные и морально-нравственные качества экспертов ЦОК.

В этой связи мы видим, насколько велика роль и мотивация экспертов ЦОК, деятельность которых должна ориентироваться не столько на соблюдение процедуры проведения профессионального экзамена, сколько на проверку тех квалификаций, которыми должен обладать работник или соискатель по заявленной им квалификации.

Проведение процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций во многом будет зависеть от ментальности руководителей и служб предприятий ЖКХ, которые еще продолжают руководствоваться рудиментами квалификационных справочников.

Именно поэтому необходимы единые для всех регионов комплекты оценочных средств, используемых экспертами ЦОК, с их объемом знаний и уровнем понимания задач которые они решают в процессе проведения профессионального экзамена, в том числе и по формированию отраслевой системы профессиональных квалификаций в ЖКХ территории [10].

Системой независимой оценки профессиональных квалификаций мы будем создавать своеобразный «фильтр», который должен гарантировать работодателю наличие на предприятии ЖКХ работников с квалификацией, соответствующей современным требованиям производства и охраны труда.

Исходя из этого, и будет складываться степень доверия к документу, выдаваемому Центром оценки квалификаций в ЖКХ. Создаваемая таким образом отраслевая система независимой оценки профессиональных квалификаций должна обеспечить прозрачность получения Свидетельства о профессиональной квалификации, благодаря которой только работник, имеющий такой документ, зарегистрированный в Федеральном реестре профессиональных квалификаций, будет пользоваться преимуществами на отраслевом рынке труда.

Таким образом, проблема повышения квалификаций на предприятиях отрасли не теряет своей актуальности. Но меняются приоритеты, пути и способы укрепления трудового потенциала предприятий. Это зачастую предполагает преодоление инерционных процессов, сложившихся в стране десятилетиями в сфере подготовки и оценки профессиональных квалификаций работников рынка труда и одновременно бережного отношения ко всему тому, что было накоплено в этой области и представляет несомненную ценность в новых условиях хозяйствования.

Поэтому, от того, насколько планомерно и настойчиво мы будем работать с профессиональным сообществом и органами власти в регионах по реализации требований федеральных законов 236- ФЗ от 03 декабря 2012 года, 122-ФЗ от 02 мая 2015г., 238 - ФЗ от 03 июля 2016 г. и постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2016 г. № 584, будет зависеть, насколько эффективно и будет ли вообще формироваться отраслевая система профессиональных квалификаций в жилищно-коммунальной сфере муниципальных образований.

Библиография

1. Агапитов С.Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ - задача объединения работодателей // Экономика строительства. - 2013. - №6.- с.28-32.

2. Чернышов Л.Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы

ЖКХ // Экономика строительства. - 2014. - №6. - с.63-75.

3. Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Миронова Л. В., Шрейбер А.К. Профессиональные стандарты как основа повы-

шения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве // Экономика строительства. - 2015. - №4. - с.3-8.

4. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ //

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - №1 (11).

5. Цаплин Е.В., Волкова В.С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991-2017 годах // Экономика строительства. - 2017. - №1. - с. 34-44.

6. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А., Слободян А.А. Профессиональные стандарты - основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами // Экономика строительства. - 2013. - №6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С. 38-42.

7. Чернышов Л.Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ // Эконо-

мика строительства. - 2016. - №5. - с.22-31.

8. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. - 2015. - №24.

9. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Миронова Л.В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса // Экономика строительства.

- 2015. - № 4. - с.9-16.

10. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 37-2.

References

1. Agapitov S.N. Development of professional standards in housing and communal services is a task of employer

associations //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2013, no 6, pp. 28-32 (in Russ.).

2. Chernyshov L.N. Methodological problems of training and retraining of employees for the sphere of housing and

communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2014, no 6, pp. 63-75 (in Russ.).

3. Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., Mironova L.V., Schreiber A.K. Professional standards as a basis for improving the quality and prestige of the highly skilled workers leading to careers in construction production //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2015, no 4, pp. 3-8 (in Russ.).

4. Blinov A. A., Ugryumova N. V. Managerial Aspects of Socio-Economic systems of Housing and communal services // Journal of AGUAS. Science, education, Economics. Series: Economics, 2015, no 1 (11) (in Russ.).

5. Tsaplin E.V., Volkova V.S. Evolution of housing and communal services reformation in 1991-2017 years // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2017, no 1, pp. 34-44 (in Russ.).

6. Zbritskiy A.A., Chernyshov L.N., Ivchik T.A., Slobodyan A.A. Professional standards is a based system for the

housing and communal services by professional staff //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2013, no 6, pp. 38-42 (in Russ.).

7. Chernyshov L.N. Methodology of professional standards at enterprises of housing and communal services // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2016, no 5, pp. 22-31 (in Russ.).

8. Razueva O. V. Improvement of enterprise management in the housing and communal services // Problems of modern economy, 2015, no 24 (in Russ.).

9. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., Mironova L.V. The methodology of developing professional standards for other employees of the housing and communal complex //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2015, no 4, pp. 9-16 (in Russ.).

10. Poklonova E.V., Uskova. P.A. Housing Market: the state and problems // Modern trends in Economics and management: a new look, 2015, no 37-2 (in Russ.).

Авторы

Збрицкий Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, директор Института дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ), тел.+7 (495)772-90-95 доб. 15255; e-mail: zaagasis@yandex.ru;

Чернышов Леонид Николаевич, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: leo.chern@yandex.ru;

Ивчик Татьяна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по дополнительному образованию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: tivchik@hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.