Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮТ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮТ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / НАВЫКИ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / ОТХОДЫ / ОТХОДООБРАЗУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РАБОТНИКИ / СВИДЕТЕЛЬСТВА О КВАЛИФИКАЦИИ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / УМЕНИЯ / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / QUALIFICATION ASSESSMENT INFRASTRUCTURE / QUALIFICATIONS / LICENSING / SKILLS / INDEPENDENT ASSESSMENT / WASTE / ASSESSMENT FACILITIES / ENVIRONMENTAL PROTECTION / EDUCATION / PROFESSIONAL STANDARDS / EMPLOYEES / CERTIFICATES OF QUALIFICATIONS / WORK ACTIVITIES / QUALIFICATION ASSESSMENT CENTERS / URBANIZED TERRITORIES / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Ивчик Т.А.

Авторы, на основе анализа действующих нормативных правовых документов, регулирующих производственные и трудовые отношения в области обращения отходов производства и потребления и сферу охраны окружающей природной среды, рассматривают организационно-методические основы формирования современных инструментов кадрового обеспечения новой отрасли национальной экономики, охватывающей сбор, накопление, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживания и размещение отходов производства и потребления. В статье содержатся рекомендации для отраслевых работодателей, отходообразующих предприятий и органов власти, координирующих вопросы обращения отходов производства и потребления по построению отраслевой системы квалификаций на основе профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Ивчик Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORKS FORM SYSTEMS OF QUALIFICATIONS IN THE TREATMENT OF WASTE PRODUCTION AND CONSUMPTION

The authors, based on an analysis of existing legal instruments regulating the production and labor relations in the treatment of waste production and consumption and the field of environmental protection, consider the organizational methodical frameworks for the formation of modern human resources for a new branch of the national economy, covering the collection, accumulation, transportation, processing, disposal, disposal and disposal of waste production and Consumption. The article provides recommendations for industry employers, waste-forming enterprises and authorities coordinating the treatment of waste production and consumption by building an industry qualification system based on professional Standards.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРУЮТ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

УДК 378.048.2

Концептуальные основы формируют системы квалификаций в сфере обращения отходов производства и потребления

Чернышов Л.Н., Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ, Москва, Россия; Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Институт строительства и ЖКХГАСИС НИУ ВШЭ (национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики, Москва, Россия

Ключевые слова: инфраструктура оценки квалификаций, квалификация, лицензирование, навыки, независимая оценка, отходы, отходообразующие организации, оценочные средства, охрана окружающей среды, образование, профессиональные стандарты, работники, свидетельства о квалификации, трудовая деятельность, центры оценки квалификаций, умения, урбанизированные территории, экологическая безопасность.

Авторы, на основе анализа действующих нормативных правовых документов, регулирующих производственные и трудовые отношения в области обращения отходов производства и потребления и сферу охраны окружающей природной среды, рассматривают организационно-методические основы формирования современных инструментов кадрового обеспечения новой отрасли национальной экономики, охватывающей сбор, накопление, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживания и размещение отходов производства и потребления. В статье содержатся рекомендации для отраслевых работодателей, отходообразующих предприятий и органов власти, координирующих вопросы обращения отходов производства и потребления по построению отраслевой системы квалификаций на основе профессиональных стандартов.

Conceptual frameworks form systems of qualifications in the treatment of waste production and consumption

Chernyshov L.N., Council on professional qualifications in housing and communal services, Moscow, Russia; Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., the Institute for STR OASIS National Research University «Higher school of Economics», Moscow, Russia

Keywords: qualification assessment infrastructure, qualifications, licensing, skills, independent assessment, waste, waste, assessment facilities, environmental protection, education, professional standards, employees, certificates of qualifications, work activities, qualification assessment centers, skills, urbanized territories, environmental safety.

The authors, based on an analysis of existing legal instruments regulating the production and labor relations in the treatment of waste production and consumption and the field of environmental protection, consider the organizational methodical frameworks for the formation of modern human resources for a new branch of the national economy, covering the collection, accumulation, transportation, processing, disposal, disposal and disposal of waste production and Consumption. The article provides recommendations for industry employers, waste-forming enterprises and authorities coordinating the treatment of waste production and consumption by building an industry qualification system based on professional Standards.

«Тема профессиональных квалификаций наиважнейшая, потому что мы с Вами знаем ситуацию на рынке труда и перспективы развития рынка труда в ближайшее время, с учетом циф-ровизации экономики. Безо всякого сомнения, без внимания президентских структур и моего личного внимания эта тема не останется.»

В.В. Путин (Совещание с членами Правительства РФ в Кремле 24 июня 2019 года)

На протяжении последнего времени, решение проблем экологической безопасности урбанизированных территорий нашей страны, где на каждого жителя ежегодно происходит образование порядка 400 килограммов твердых бытовых отходов, а структура национальной экономика насчитывает миллионы отходообразующих производств, находит отражение не только в программных документах Президента и Правительства Российской Федерации, но и в законодательных актах Государственной думы.

Благодаря этому, за небольшой период времени в России была сформирована необходимая нормативная правовая база, заложившая основы формирования высокоэффективной отрасли национальной экономики - обращение с отходами, которые являются основным источником загрязнения окружающей природной среды.

Принимая во внимание, что согласно Федеральному закону от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, была выделена отдельная подпрограмма, касающаяся замкнутого цикла обращения с твердыми коммунальными отходами (раздельный сбор, транспортирование, обработка, утилизация и размещение), предусматривающая источники финансирования соответствующих мероприятий, целевые показатели ежегодного снижения объемов захоронения и увеличения объемов утилизации твердых коммунальных отходов, а также мониторинг исполнения этих показателей.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06. 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к организациям в сфере обращения с отходами были установлены требования обеспечения и соблюдения экологической безопасности и

санитарно-эпидемического благополучия населения.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесением изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS» были утверждены «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами» и «Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами», в соответствии с которыми введен новый институт организации и управления процессом обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на местах - «региональные операторы обращения с ТКО», призванные в том числе, обеспечить внедрение отечественных технологий и наилучших зарубежных практик переработки отходов.

В этих документах были раскрыты также, основные права и обязанности сторон - участников обращения с твердыми коммунальными отходами и определен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации поэтапно, до 01.01 2019 года, переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, на основе договоров отходообразующих организаций с Региональными операторами.

2017 год был объявлен в России годом экологии. В стране началась реформа от-ходоперерабатывающей индустрии.

Указом Президента РФ от 14.01.2019 года №8 создается публично-правовая компания «Российский экологический оператор» для формирования вертикально интегрированной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 года, на местах создаются и начинают функционировать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Деятельность новых институтов управления процессом обращения отходов производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, направлена на:

- предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

- обеспечение достоверности сведений о местах расположения и количестве отходов на местах;

- корректировку территориальных схем обращения с отходами производства и потребления, медицинских и биологических отходов;

- вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение их во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и энергии, а также в целях ресурсосбережения.

Предложенный государством порядок оптимизации административных функций, предусматривает существенное ужесточение санкций к участникам обращения с твердыми коммунальными отходами за предоставление недостоверных и/или искаженных сведений об исполнении обязательных требований, касающихся сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов.

Как отмечалось ранее, Федеральный закон №458-ФЗ от 29.12.2014 года существенно изменил систему обращения отходов в нашей стране. Теперь в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 «Об охране окружающей

среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь документ о соответствующей квалификации в области обращения с отходами производства и потребления, подтверждающий наличие у них необходимых знаний, навыков и умений, обеспечивающих экологическую безопасность и охрану окружающей среды при осуществлении ими трудовых действий.

Правовой основой установления квалификации является Трудовой кодекс Российской Федерации. В части первой статьи 57 предусматривается, что при приеме на работу в трудовом договоре указывается, в том числе, «Трудовая функция - (работа по должности в соответствии со штатным расписанием профессии, специальности с указанием квалификации; ....)».

Сегодня в соответствии с приказом Минтруда России от 12. 12. 2016 г. № 726н, процедура формирования наименований квалификаций, как производной профессионального стандарта, предусматривает «привязку» их к определенной профессии и специальности, перечень которых установлен распорядительными документами федеральных ведомств в сфере труда и образования.

Например, в сфере обращения с отходами, по профессиональному стандарту «Специалист в области обращения с отходами» - Приказ Минтруда России от 07.11.2014 г. № 203н, это будет выглядеть следующим образом:

Профессия инженер-технолог;

Специальность инженер-технолог по обращению с отходами;

Квалификация инженер-технолог по обращению с отходами (5 уровень квалификации); ведущий инженер-технолог по обращению с отходами (6 уровень квалификации); главный инженер-технолог по обращению с отходами (7 уровень квалификации);

При этом следует понимать, что от профессионализма работников, их подготовки и деловых качеств в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий и речь в данном случае идет о квалификации работника, которая может быть использована им и работодателем для взаимовыгодного регулирования трудовых отношений, а не о квалификации по образованию.

Классическое определение понятия квалификация, приведенное в нормативных правовых документах, это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Сегодня, описание квалификационных характеристик, то есть сочетание уровня необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, наиболее полно представлено в профессиональных стандартах.

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, который за счет расчленения определенной области профессиональной на виды профессиональной деятельности (например: в области обращения отходов производства и потребления):

- описывает бизнес-процессы, обеспечивающие достижение стоящей перед данным конкретным видом профессиональной деятельности целей и задач;

- определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификациям, знаниям, умениям и набору компетенций работников по различным квалификационным уровням (от разнорабочего до руководителя организации).

Профессиональный стандарт представляет собой своеобразный конструктор,

элементы которого (дескрипторы): «Обобщающие трудовые функции»; «Трудовые функции»; «Трудовые действия»; «Умения»; «Знания», являются основой описания той или иной квалификации по уровням квалификаций (от 1-го до 7-го), установленных Национальной или отраслевой рамкой квалификаций и служат для разработки оценочных средств для проведения профессионального экзамена.

Применение профессиональных стандартов, осуществляемое в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 195.1; 195.2; 195.3) - это многоэтапный и разветвленный процесс, при котором, для повышения уровня квалификации персонала должны быть задействованы все инструменты Национальной системы профессиональной квалификаций, утвержденной Указами Президента Российской Федерации № 597 от 07.05 2012 года; №249 от 16.04.2014 года и № 204 0т0705.2018 года.

Что касается лиц, которые могут быть допущены к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-У классов опасности, то требование определения их квалификации, с выдачей соответствующего документа, установлено частью 1 статьи 15 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06. 1998 года «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона №404-ФЗ от 29.12. 2015 года).

В части 2 этой статьи указанно, что «Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-У классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации».

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации применение профессиональных стандартов, в том числе в части требований к квалификациям, работодателями в сфере сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов 1-У классов опасности, является обязательным.

Этот процесс, в рамках каждой организации, должен быть структурирован, тщательно спланирован и организован. При этом следует иметь в виду, что:

- список профессиональных стандартов не может быть единым для каждой организации, так как его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием конкретной организации;

- в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для разных категорий персонала, а не только для работников по «отраслевым» квалификациям;

- план мероприятий по применению профессиональных стандартов должен включать также действия администрации предприятия по организации повышения квалификации работников (при необходимости) и независимой оценки их квалификации.

Перечень мероприятий такого плана представлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 года №584.

В сферы обращения отходов производства и потребления ранее, до 01.07.2019 года, квалификация лиц, которые могут быть допущены к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-У классов опасности, устанавливалась в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года.

Федеральным законом от 29.12.2014 года №458-ФЗ статью 15 дополнена пунктом 3 следующего содержания: «3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезврежива-

нию, размещению отходов 1-1У классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.».

Кроме того, с 01.07.2019 года в России действует новый порядок оценки квалификаций работников рынка труда, на основе создаваемой в субъектах Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года №238 - ФЗ «О независимой оценки квалификаций» инфраструктуры - Центров независимой оценки квалификаций.

На основании статьи 11 этого закона «... в случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификаций работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (.......), применение указанного порядка

допускается до 1июля 2019 года».

То есть, для получения лицензии для осуществления деятельности в сфере обращения с отходами, согласно требований Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-У классов опасности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10. 2015 г. N 1062 персонал организации должен иметь теперь Свидетельство о квалификаций в сфере обращения с отходами полученный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификаций».

Основным инструментом независимой оценки квалификаций являются оценочные средства, разрабатываемые и утверждаемые, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минтруда России от 01.11.2016 года № 601н, отраслевыми Советами по профессиональным квалификациям.

Репутационную ответственность за разработку профессиональных стандартов, наименований квалификаций и оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций работников осуществляющих сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов взяла на себя Комиссия по профессиональным квалификациям в сфере обращения с отходами производства и потребления (далее - Комиссия по отходам), созданная в структуре Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - СПК ЖКХ), в 2015 году, решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - НСПК).

Анализ проделанной Комиссией по отходам работы свидетельствует о том, что динамика внедрения основных элементов отраслевой системы квалификаций на федеральном и региональном уровне, а также в организациях осуществляющих сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, имеет существенное отличие.

На федеральном уровне, благодаря взаимодействию Минстроя России, Комиссии по отходам, а также привлеченных представителей работодателей, научных и

образовательных учреждений в сфере обращения отходов производства и потребления были разработаны и утверждены:

- первая редакция Отраслевой рамки квалификаций;

- 9 профессиональных стандартов;

- 17 наименований квалификаций и оценочных средств по основным наиболее востребованным квалификациям в сфере обращения с отходами (размещены не информационном ресурсе СПК ЖКХ - E-mail: spk-zhkh@mail.ru).

Разработка этих документов показала, что в Общероссийских квалификационных справочниках (ЕКТС, ЕКС) отсутствует единая системы тарифно-квалификационных требований к работникам отрасли, что не позволяет сформировать полносистемный перечень специальностей и должностей в сфере обращения отходов производства и потребления. Ряд существующих профессий (должностей) попросту отсутствует в квалификационных справочниках. Из 52 должностей и специальностей, представленных в первой редакции отраслевой рамке квалификаций, оказались «закрытыми» наименованиями квалификаций, утвержденными Национальным агентством развития квалификаций (далее - НАРК), только 17.

Советом по профессиональным квалификациям, в ЖКХ в 2018 - 2019 годах, для проведения независимой оценки квалификаций персонала в сфере обращения с отходами, в 12 субъектах Российской Федерации созданы 15 Центров независимой оценки квалификаций, в ряде из них, на 01.09.2019года (гг. Краснодаре, Санкт -Петербурге и др.) проведены профессиональные экзамены, 23 работника отрасли прошли независимую оценку квалификаций.

Совместная информационно - разъяснительная и аналитическая работа СПК ЖКХ, Комиссии по отходам и Центров оценки квалификаций показывает, что для Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами наличие у отходообразующих организаций (потребителей услуг по обращению с ТКО) работников прошедших независимую оценку квалификации в соответствии с требованиями Федерального закона №238 - ФЗ от 03.07.2016 года, способствует снижению рисков причинения вреда населению и окружающей природной среде при организации сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов.

Кроме того, наличие таких специалистов в организации может обеспечить переквалификацию последствий за несоблюдение экологического законодательства (гл. 7 52-ФЗ от 30.03.1999 года) при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и размещении и ином обращении с отходами или другими опасными веществами отходов в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере от 100,0 до 250,0 тыс. рублей, на штраф должностному лицу в размере от 10.0 до 30,0 тыс. рублей (статья 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации (КоАП РФ), аналогично с положениями статей 5.27.1; 6.3; 6.4; 8.4; 8.5; 8.8; 12.21.2; 14.1 19.20 КоАН РФ.

Таким образом, необходимо признать оправданными действия ряда региональных операторов по дополнению, в соответствии с частью 5 статьи 24.7 Федерального закона №458-ФЗ от 29.12.2014 года и п. 8.10 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» утвержденных постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 года, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаемого с потребителями услуг по обращению с твер-

дыми коммунальными отходами положениями, касающимися наличия у потребителя должностного лица подтвердившего соответствующую квалификацию в центре независимой оценки квалификаций СПК ЖКХ по наименованию квалификации в области обращения отходов производства и потребления, которые размещены в личном кабинете СПК ЖКХ, Реестра сведений о независимой оценки квалификаций (НАРК) - http://nok-nark.ru.

Исходя из этого, для унификации требований дополняющих пункт 13 е) договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаемого с потребителями услуг по обращению с ТКО предлагается, после слов

«.....договора» дополнить словами - «которое обязано иметь свидетельства о

квалификации в сфере обращения с отходами, полученное в порядке установленном законодательством о независимой оценке квалификаций;».

В свою очередь, необходимо отметить, что сформированная нормативная правовая база в сфере обращения с отходами, обеспечивает условия создания отраслевой системы квалификаций, дающей возможность региональному оператору и отходо-образующим организациям иметь не только одно должностное лицо с квалификацией, подтвержденной в Центре независимой оценке квалификаций, а довести уровень квалификации всего персонала организации, по всей «линейке» от оператора сортировочного комплекса и помощника водителя мусоровоза до руководителя, соответствующим современным требованиям организации и охраны труда и применяемым высокоэффективным материалам и технологиям, в том числе цифровым, используя инструменты Национальной системы профессиональных квалификаций.

При этом опыт показывает, что решение этой сложной многофункциональной задачи невозможно без участия органов региональной и муниципальной власти, а также экспертно-методического поддержки профессионального сообщества (представителей работодателей, контролирующих органов, науки и образования) в области обращения с отходами производства и потребления.

Вышеприведенное свидетельствует также о том, что не только законодательные нормы, но и здравый смысл руководителей организаций, осуществляющий деятельность в области обращения отходов производства и потребления, делают независимую оценку квалификаций работников рынка труда в этой сфере деятельности актуальной и необходимой.

Эти обстоятельства, на ближайший период времени, ставят перед СПК ЖКХ и Комиссии по отходам, масштабные задачи по консолидации усилия и интеллектуальных возможностей отраслевого профессионального сообщества, связанные с активизацией процессов:

- разработки новых и актуализации действующих профессиональных стандартов, наименований квалификаций и оценочных средств, с целью своевременно реагировать на динамично меняющиеся требования к знаниям, навыка и умениям на отраслевом рынке труда, чтобы обогащать ими специалистов в сфере обращения с отходами по всей «линейке» квалификаций от 1-го до 7-го квалификационного уровня;

- подготовки и аттестации экспертов по независимой оценке квалификаций, из числа высокопрофессиональных работников отрасли, с целью формирования экспертного сообщества по организации и функционированию отраслевой системы профессиональных квалификаций;

- создания (аккредитации) Центров независимой оценки квалификаций работни-

ков организаций, осуществляющих сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов в более чем 70 субъектах Российской Федерации;

- построения отраслевой системы профессиональных квалификаций, на основе утвержденных профессиональных стандартов и наименований квалификаций, с целью консолидации усилий профессионального сообщества, по их применению на предприятиях и в организациях, чтобы работники предприятий отрасли смогли воспользоваться предоставленной им Федеральным законом «О независимой оценки квалификаций» возможностью подтвердить свою квалификацию, с помощью вновь созданного инструмента измерения их знаний, навыков и умений.

Библиография

1. Чернышов Л.Н., Козлов А.М. ЖКХ меняется. Монография, Москва, 2018 г.

2. Чернышов Л.Н. Профстандарты в ЖКХ - обязательность с 2020г. // Эксперт ЖКХ. - 2018г., N»37, стр.57-61.

3. Чернышов Л.Н. Стратегия развития кадрового потенциала ЖКХ до 2035 г. // Коммунальный комплекс России, N9 (183), сентябрь 2019г.

4. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Шрейбер А.К., Ивчик Т.А. Современные инструменты регулирования трудовых отношений в ЖКХ ЖКХ // Экономика строительства. - 2018. N 6. С.3-11.

5. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. - 2017. - N 2. - c. 3-12.

6. Агапитов С.Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ - задача объединения работодателей. // Экономика строительства. - 2013. - N6.- с.28-32.

References

1. Chernyshov L.N., Kozlov A.M., Housing is changing. Monograph, Moscow, 2018 (in Russ.).

2. Chernyshov L.N. Professional standards in housing and utilities is the mandatory from 2020 [Ekspert ZHKH], 2018, no 37, pp. 57-61 (in Russ.).

3. Chernyshov L.N. The strategy for the development of the human resources capacity of housing and utilities until 2035 [Kommunalnyi complex Rossii], 2019, no 9 (183) (in Russ.).

4. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Schreiber A.K., Ivchik T.A. Modern tools for regulating labor relations in housing

and communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2018, no 6, pp. 3-12 (in Russ.).

5. Zbritskiy A.A., Chernyshov L.N., Ivchik T.A. Organizational and methodological problems of independent evaluation system of qualifications in housing and communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2017, no 2, pp. 3-12 (in Russ.).

6. Agapitov S.N. Development of professional standards in housing and communal services is a task of employer

associations //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2013, no 6, pp. 28-32 (in Russ.).

Авторы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чернышов Леонид Николаевич, доктор экономических наук, профессор, Заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ; e-mail: leo.chern@yandex.ru;

Збрицкий Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, Президент Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ), тел.+7 (495) 772-95-90, доб. 15255; e-mail: zaagasis@yandex.ru;

Ивчик Татьяна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель Директора Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: tivchik@hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.