Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРА / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОРГАНИЗАЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / РАБОТНИКИ / РАБОТОДАТЕЛИ / РАБОЧИЕ ГРУППЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОГЛАШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРЕХСТОРОННИЕ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Нефедов Владимир Александрович, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются нормативно-правовые и организационные основы формирования института социального партнерства в жилищнокоммунальной сфере Российской Федерации. Авторы, основываясь на нормах действующего законодательства, представляют действенный механизм регулирования социально-трудовых отношений в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг потребителям, способствующего воспроизводству и рациональному использованию трудовых ресурсов в этой сфере муниципальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Нефедов Владимир Александрович, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL PARTNERSHIP SYSTEM IN THE FIELD OF HOUSING AND UTILITIES

The article examines the legal and organizational foundations for the formation of the institution of social partnership in the housing and communal sphere of the Russian Federation. The authors, based on the norms of the current legislation, represent an effective mechanism for regulating social labor relations in the production and provision of housing and utilities services to consumers, contributing to the reproduction and rational use of labor in this area of the municipal economy.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 332.821

Правовые основы развития системы социального партнёрства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Чернышов Л.Н., Совет по профессиональным

квалификациям в ЖКХ, Москва, Россия;

Нефедов В.А., Общероссийское отраслевое объединение

работодателей сферы жизнеобеспечения, г. Москва,

Россия;

Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Ключевые слова: коллективные договора, коллективные переговоры, нормативно-правовые акты, организации, ответственность, представители, профессиональные союзы, работники, работодатели, рабочие группы, регулирование, соглашения, социальное партнерство, социально-трудовые отношения, трехсторонние комиссии.

В статье рассматриваются нормативно-правовые и организационные основы формирования института социального партнерства в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации. Авторы, основываясь на нормах действующего законодательства, представляют действенный механизм регулирования социально-трудовых отношений в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг потребителям, способствующего воспроизводству и рациональному использованию трудовых ресурсов в этой сфере муниципальной экономики.

Legal framework for the development of the social partnership system in the field of housing and utilities

Chernyshov L.N., Council on professional qualifications in housing and communal services, Moscow, Russia; Nefedov V.A., All-Russian industry association of life support employers, Moscow, Russia;

Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., National Research University «Higher school of Economics», Moscow, Russia

Keywords: collective bargaining, collective bargaining, regulations, regulations, organizations, responsibilities, representatives, trade unions, employees, employers, working groups, regulation, agreements, social partnership, social and labor relations, tripartite commissions.

The article examines the legal and organizational foundations for the formation of the institution of social partnership in the housing and communal sphere of the Russian Federation. The authors, based on the norms of the current legislation, represent an effective mechanism for regulating social labor relations in the production and provision of housing and utilities services to consumers, contributing to the reproduction and rational use of labor in this area of the municipal economy.

Современному обществу свойственны тенденции глобализации, сопровождающиеся формированием новых институтов развития и форм взаимодействия субъектов рынка труда. Как правило, в России это происходит в условиях ограниченности материально-технических, интеллектуальных, финансовых и человеческих ресурсов, что приводит к возникновению масштабных дисфункций, которые в дальнейшем трансформируются в устойчивые социальные патологии.

Поэтому внедрение в общественную практику форм отношений и методов управления, способствующих восполнению и рациональному использованию трудовых ресурсов, становится ключевым элементом развития современного общества.

Исходя из требований российского законодательства, наиболее действенным инструментом регулирования социально-трудовых отношений, является институт социального партнерства, интегрируемый в различные сферы экономической жизни общества. В данном контексте социальное партнерство организуется среди субъектов рынка труда на уровне предприятия, муниципального образования, субъекта Федерации и страны в целом, для профилактики и разрешения трудовых конфликтов, создания дополнительных социальных гарантий работникам и повышения производительности труда.

Социальное партнерство в жилищно-коммунальной сфере (далее - ЖКХ), это способ интеграции интересов населения, работодателей в сфере ЖКХ и органов публичной власти, а также инструмент разрешения возникающих между ними противоречий, основанный на достижении согласия и исключающий конфронтацию.

Вопросы, относящиеся к сфере социального партнерства, регулируются большим числом международных актов, основное значение среди них принадлежит актам Международной организации труда (далее - МОТ).

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ)1 является основополагающим актом российского законодательства, объединившим в себе ранее отдельные и разрозненные нормативные положения, относящиеся к социальному партнерству и регулированию социально - трудовых отношений.

На национальном уровне правовым актом регулирования социально -трудовые отношения является Генеральное соглашение, заключаемое между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, которое подписывают; председатель Федерации независимых профсоюзов России, президент Российского союза промышленников и предпринимателей и Министр труда и социальной защиты РФ (далее - Генеральное соглашение РФ).

В сфере ЖКХ РФ это направление деятельности реализуется следующими правовыми актами:

- на федеральном уровне - Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ РФ (далее - Федеральное ОТС), являющееся подзаконным правовым актом, которое подписывается председателем Общероссийского отраслевого профсоюза работников жизнеобеспечения, президентом Общероссийского отраслевого объединения работодателе в ЖКХ и Министерством строительства и ЖКХ РФ;

- на региональном уровне - региональными отраслевыми тарифными соглашениями (далее - РОТС), которые подписываются председателем Регионального отделения отраслевого профсоюза работников жизнеобеспечения, председателем Регионального отраслевого объединения работодателей в ЖКХ и представителем регионального органа власти в сфере ЖКХ (министерства, департамента, комитета);

- на локальном уровне (уровне организации ЖКХ) - коллективными договорами и соглашениями.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, однако они действуют в лице уполномоченных представителей (ст. 25 ТК РФ). Регулированию вопросов представительства сторон посвящена гл. 4 ТК РФ.

Органы публичной власти являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в случае, если они в соответствии с полномочиями выступают от имени государственных и муниципальных унитарных или бюджетных организаций и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Представители работников. Согласно ст. 31 ТК РФ основным представителем работников являются профессиональные союзы.

1 Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197 - ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, однако они действуют в лице уполномоченных представителей (ст. 25 ТК РФ). Регулированию вопросов представительства сторон посвящена гл. 4 ТК РФ.

Органы публичной власти являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в случае, если они в соответствии с полномочиями выступают от имени государственных и муниципальных унитарных или бюджетных организаций и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Представители работников. Согласно ст. 31 ТК РФ основным представителем работников являются профессиональные союзы.

Российское законодательство признает также возможность создания иных (помимо профсоюзных) представительных органов.

Представителиработодателей. На основании статьи 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель Организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

Институты социального партнерства делятся на органы общей компетенции и специальные, которые представляют собой комиссии, состоящие из представителей сторон социального партнерства, призванные регулировать социально-трудовые отношения, вести коллективные переговоры, разрабатывать проекты коллективных договоров, соглашений, заключать коллективные договоры, контролировать их выполнение (ст. 35 ТК РФ).

Комиссии создаются на равноправной основе по решению сторон. Они могут создаваться на всех уровнях социального партнерства, быть двусторонними или трехсторонними; действовать на постоянной основе или создаваться для временных целей; создаваться как органы общей компетенции или целевого назначения. Комиссии состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны.

Комиссии наделены правом участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. В отношении них предусмотрено право участия в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов публичной власти в сфере труда. Целью этого является согласование интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Органы публичной власти, принимающие акты в сфере труда, обязаны (ст.

35.1 ТК РФ):

- направлять в соответствующие комиссии на рассмотрение проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов публичной власти в сфере труда, документы и материалы, необходимые для их обсуждения;

- рассматривать в обязательном порядке решения соответствующих комиссий.

К органам социального партнерства общей компетенции относятся:

1) на федеральном уровне - Российская трехсторонняя комиссия (далее -РТК);

2) на региональном уровне - региональная трехсторонняя комиссии;

3) на отраслевом уровне - отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых и экономических отношений в ЖКХ. Они могут создаваться на разных уровнях социального партнерства - федеральном и региональном уровнях;

4) в организациях ЖКХ - комиссии для реализации инструментов социального партнерства (ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора, заключения коллективного договора и др.).

Специализированными органами социального партнерства являются:

- координационные комитеты содействия занятости (ст. 20 Закона о занятости);

- комиссии по охране труда (ст. 218 ТК РФ);

- комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ);

- специализированные комиссии, которые могут создаваться в различных организациях на основании коллективного договора, соглашений сторон, -жилищные и женские комиссии, комиссии по делам ветеранов, молодежные комиссии и т.п.

К специализированным временным органам можно отнести и примирительные комиссии, которые создаются в ходе разрешения коллективного трудового спора (ст. 402 ТК РФ).

Деятельность Российской трехсторонней комиссии регулируется Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее - Закон о РТК). Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профессиональных союзов, Правительства РФ, которые самостоятельно определяют представительство в составе сторон Комиссии. РТК формируется на основе принципов:

1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в ее дея-

тельности;

2) полномочности сторон;

3) самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в ней.

Президент РФ назначает координатора РТК, который, не являясь ее членом;

- организует деятельность РТК;

- председательствует на ее заседаниях;

- утверждает состав рабочих групп;

- оказывает содействие в согласовании позиций сторон;

- подписывает регламент РТК, планы ее работы и решения;

- руководит секретариатом РТК;

- проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями РТК консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;

- обладает рядом других полномочий, необходимых для реализации его функций. Координатор РТК не должен вмешиваться в деятельность сторон и не имеет права участвовать в голосовании.

Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, избираются указанными сторонами, а координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначается Правительством РФ.

В ст. 3 Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии» определены основные задачи РТК:

1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта Генерального соглашения;

2) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых и экономических отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

3) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

4) распространение опыта социального партнерства;

5) участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области СТО и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и

применением международных трудовых норм.

Права РТК определены в ст. 4 Закона о РТК. РТК может самостоятельно разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений; участвовать по согласованию с Правительством РФ в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой РФ.

РТК имеет право также проводить консультации с федеральными органами государственной власти по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики; получать от них необходимую информацию по широкому кругу вопросов и др.

Региональные трехсторонние комиссии создаются по схожим принципам на основании законов субъектов РФ о социальном партнерстве.

В Организациях ЖКХ создаются двусторонние комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, реализации социального партнерства в сфере труда. Порядок их создания и функционирования определяют сами стороны. Они вправе создавать и любые иные специализированные комиссии для решения более узких вопросов.

В составе РТК создаются семь рабочих групп, в которые входят представители каждой из сторон и эксперты, предлагаемые каждой из сторон:

I. Рабочая группа в области экономической политики;

II. Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения;

III. Рабочая группа по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения;

IV. Рабочая группа по социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы;

V. Рабочая группа по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности;

VI. Рабочая группа в области социально-экономических проблем северных регионов России;

VII. Рабочая группа по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения.

Заседания рабочих групп и самой РТК проводятся на регулярной основе.

Формы социального партнерства. Под формами социального партнерства

понимаются способы взаимодействия субъектов социального партнерства для реализации целей социального партнерства - согласования интересов работников и организаций ЖКХ по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 27 ТК РФ содержит следующий перечень форм социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

В рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводятся консультации по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, затрагивающих сферу социально-трудовых и экономических отношений.

В рамках работы региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально трудовых отношений (далее - Комиссии) проводятся консультации по вопросам, связанным с разработкой проектов региональных законов и иных региональных нормативных правовых актов, затрагивающих сферу социально-трудовых и экономических отношений, региональных программ в сфере труда, занятости населения, социального обеспечения.

Двусторонние консультации на локальном уровне могут проводиться по любым вопросам, по которым стороны считают это необходимым. Такие случаи могут быть определены коллективными договорами, соглашениями, иными договоренностями между сторонами.

В организации может быть создана двусторонняя комиссия не только для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения, как это предусмотрено ч. 6 ст. 35 ТК РФ, но и постоянно действующая комиссия для проведения постоянных консультаций по любым вопросам, по которым стороны сочтут нужным проводить обсуждения.

Согласно ст. 371 ТК РФ предусмотрено обязательное проведение двусторонних консультаций при принятии решений работодателем с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных

ТК РФ. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется также при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя с членами профсоюза по основаниям, предусмотренным п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Коллективные переговоры. Ведение коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений является наиболее значимой формой социального партнерства. Право на ведение коллективных переговоров признается во всем мире, оно является одним из четырех основополагающих прав в сфере труда, включенных в Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Значение ведения коллективных переговоров состоит в том, что именно через них работники наделены правом добиваться для себя более благоприятных условий труда.

Согласно ч. 3 ст. 36 ТК РФ не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами публичной власти, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Инициативу по началу проведения коллективных переговоров вправе проявить любая сторона - и представители работников, и представители работодателя (ст. 36 ТК РФ). Предложение о начале коллективных переговоров должно быть направлено в письменной форме. Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения предложения. Для вступления в переговоры необходимо направить инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Неисполнение обязанности по вступлению в коллективные переговоры влечет административную ответственность.

Коллективные договоры и соглашения. Коллективные договоры и соглашения являются источниками трудового права (ст. 5 ТК РФ). Согласно ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений мо-

жет осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально -трудовые отношения в организации ЖКХ или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ закрепляет модель единого коллективного договора - в организации ЖКХ (у индивидуального предпринимателя) заключается один коллективный договор, который распространяется на всех работников данного работодателя.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Включаемые в коллективный договор положения подразделяют на нормативные и обязательственные.

Нормативные условия устанавливают локальные нормы права и действуют в течение всего срока действия коллективного договора. Обязательственные условия исчерпываются однократным исполнением возложенной обязанности. В коллективный договор могут включаться нормы, регулирующие социально - трудовые отношения у работодателя, а также положения, регулирующие взаимоотношения сторон коллективного договора и их взаимные обязательства.

К первой группе относятся в первую очередь условия, перечисленные в ст. 41 ТК РФ:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

- выплата пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и

молодежи;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- частичная или полная оплата питания работников;

- другие вопросы, определенные сторонами.

В конкретных нормах ТК РФ содержится более 80 отсылок к регулированию различных вопросов в локальных нормативных актах или коллективных договорах. Только от договоренности сторон зависит, как именно будут урегулированы эти вопросы.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения Организации ЖКХ могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

Ко второй группе условий, включаемых в коллективный договор, регулирующих взаимоотношения сторон коллективного договора и их взаимные обязательства, относятся нормы, устанавливающие:

- контроль за выполнением коллективного договора;

- порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор;

- ответственность сторон;

- обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

- порядок информирования работников о выполнении коллективного договора.

К ним иногда относят нормы, регулирующие порядок проведения общих собраний (конференций) работников и др.

Коллективный договор заключается на определенный срок не более трех лет. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. ТК РФ не содержит ограничений по количеству таких продлений.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ). Согла-

шения могут быть трехсторонними и двусторонними.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы); гарантии, компенсации и льготы работникам; режимы труда и отдыха; занятость, условия высвобождения работников; подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства; условия и охрана труда; развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении Организацией ЖКХ; дополнительное пенсионное страхование; другие вопросы, определенные сторонами.

Существуют некоторые особенности заключения и изменения соглашений, требующих бюджетного финансирования (ст. 47 ТК РФ). По общему правилу, определение содержания соглашений и их подписание должно осуществляться сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Соглашение заключается на определенный срок не более трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями ЖКХ, на которых распространяется соглашение. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Коллективный договор и соглашение вступают в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором, соглашением (ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 48 ТК РФ).

В течение семи дней со дня подписания коллективный договор, соглашение направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Однако вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит

от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Контроль за выполнением коллективного договора, Федерального ОТС в ЖКХ и Регионального ОТС в ЖКХ осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Право работника на участие в управлении организацией, предусмотренное ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором, отнесено к числу основных прав работника в трудовых отношениях (ст. 21 ТК РФ).

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется законодательством, а также учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Статья 53 ТК РФ устанавливает основные формы участия работников в управлении организацией:

1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями;

2) проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

3) получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

4) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

5) обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

6) участие в разработке и принятии коллективных договоров;

7) иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В качестве формы участия работников в управлении организацией при-

знаётся право представителей работников вносить в органы управления организацией предложения по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, дополнительному профессиональному образованию работников и иным вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, а также участвовать в заседаниях органов управления организацией при рассмотрении этих вопросов. Оно сформулировано в ч. 3 ст. 53 ТК РФ, но не обозначено в качестве формы участия в управлении в ч. 1 ст. 53 ТК РФ.

В гл. 9 ТК РФ «Ответственность сторон социального партнерства» установлено, что представители сторон несут ответственность в форме штрафа в размере и порядке, установленном федеральным законом:

- за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, а также неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения (ч. 1 ст. 54 ТК РФ);

- за не предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом (ч. 2 ст. 54 ТК РФ);

- ввиду нарушения или невыполнения обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 55 ТК РФ).

Хотя ТК РФ устанавливает, что ответственность несут представители сторон, т.е. и работников, и работодателей, в КоАП РФ в настоящее время административная ответственность установлена в отношении только одной стороны - работодателя. К административной ответственности может быть привлечен работодатель или лицо, его представляющее (табл. 1).

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности виновных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов - федеральной инспекцией труда (ст. 23.12 КоАП РФ, ст. 356 ТК РФ).

При наличии разногласий между работниками (их представителями) и организациями ЖКХ (их представителями) но вопросам, являющимся предметом регулирования отношений социального партнерства, а именно по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного предста-

Таблица 1

Законодательные нормы, предусматривающие меры административной ответственности за не исполнение различных форм социального партнерства

Нарушение Норма КоАП РФ Наказание

Уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения. Нарушение установленного законом срока проведения переговоров. Необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки Ст. 5.28 Предупреждение или штраф 1-3 тыс. руб.

Не предоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения Ст. 5.29 То же

Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения Ст. 5.30 Предупреждение или штраф 3-5 тыс. руб.

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению Ст. 5.31 То же

вительного органа работников при принятии локальных нормативных актов возможно возбуждение коллективного трудового спора.

Библиография

1. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Ивчик Т.А. Концептуальные основы развития Национальной системы квалификаций на период до 2030 года //Экономика строительства. - 2020. - № 3 - с. 3-12.

2. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Шрейбер А.К., Ивчик Т.А. Организационно-правовые механизмы сниже-

ния рисков применения профессиональных стандартов на примере сферы ЖКХ // Экономика строительства. - 2019. - № 5. - С. 3-12.

3. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Шрейбер А.К., Ивчик Т.А. Современные инструменты регулирования трудовых отношений в ЖКХ // Экономика строительства. - 2018. № 6. С.3-11.

4. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - №1 (11).

5. Цаплин Е.В., Волкова В.С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991-2017 годах. // Экономика строительства. - 2017. - №1. - с. 34-44.

6. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. - 2015. - №24.

7. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 37-2.

8. Агапитов С.Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ - задача объединения работодателей. // Экономика строительства. - 2013. - №6.- с.28-32.

9. Чернышов Л.Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. // Эконо-

мика строительства. - 2016. - №5. - с.22-31.

References

1. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Ivchik T.A. Conceptual framework for the development of the National Qualifications Framework for the period until 2030 // sector //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2020, no 3, pp.3-12 (in Russ.).

2. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Ivchik T.A. Organizational and legal mechanisms to reduce the risks of applying

professional standards in the example of the utility sector //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2019, no 5, pp. 3-12 (in Russ.).

3. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Schreiber A.K., Ivchik T.A. Modern tools for regulating labor relations in housing

and communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2018, no 6, pp. 3-12 (in Russ.).

4. Blinov A. A., Ugryumova N. V. Managerial Aspects of Socio-Economic systems of Housing and communal services // Journal of AGUAS. Science, education, Economics. Series: Economics, 2015, no 1 (11) (in Russ.).

5. Tsaplin E.V., Volkova V.S. Evolution of housing and communal services reformation in 1991-2017 years // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2017, no 1, pp. 34-44 (in Russ.).

6. Razueva O. V. Improvement of enterprise management in the housing and communal services // Problems of modern economy, 2015, no 24 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Poklonova E.V., Uskova. P.A. Housing Market: the state and problems // Modern trends in Economics and management: a new look, 2015, no 37-2 (in Russ.).

8. Agapitov S.N. Development of professional standards in housing and communal services is a task of employer

associations //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2013, no 6, pp. 28-32 (in Russ.).

9. Chernyshov L.N. Methodology of professional standards at enterprises of housing and communal services // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2016, no 5, pp. 22-31 (in Russ.).

Авторы

Чернышов Леонид Николаевич, доктор экономических наук, профессор, Заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ; e-mail: leo.chern@yandex.ru;

Нефедов Владимир Александрович, эксперт Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения, г. Москва, Россия e-mail: jkk@allcity.ru;

Збрицкий Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, Президент Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ), тел.+7 (495) 772-95-90, доб. 15255; e-mail: zaagasis@yandex.ru;

Ивчик Татьяна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель Директора Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: tivchik@hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.