ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
>
Креативная экономика
издательство
В статье исследованы социально-трудовые отношения в сфере охраны труда, выбраны оценочные показатели формирования и регулирования этих отношений, предложена методика оценки состояния социального партнерства на региональном, территориальном и локальном уровнях. На современном этапе развития инновационной экономики необходимо как можно активней освоить и широко внедрять коллективно-договорную форму регулирования социально-трудовых отношений, в том числе и в сфере охраны труда. Именно совместное участие в организации охраны труда представителей власти, работодателей и работников на уровне регионов и муниципалитетов, а также представителей администрации и работников на уровне предприятия даст ожидаемые результаты в улучшении условий и безопасности труда. Проведенный на примере Омской области анализ показателей состояния социально-трудовых отношений в сфере охраны труда подтверждает актуальность оценочной процедуры, позволяет определить пути развития и совершенствования партнерских отношений на всех уровнях экономической деятельности. Следует учитывать, что перечень показателей может быть при необходимости расширен с учетом особенностей региона, отрасли, предприятия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-трудовые отношения, сфера охраны труда, социальное партнерство, формирование и регулирование социально-трудовых отношений, показатели и методика оценки состояния социально-трудовых отношений.
Evaluation of the status of social and labour relations
in the sphere of occupational safety as the way to their development
Baranov Yu.V.1, Kosinova N.V. 1
1 Omsk State Technical University, Russia
Введение
В России сложилась многоуровневая система социального партнерства. В статье 26 ТК РФ обозначены следующие уровни:
- федеральный уровень;
- межрегиональный уровень;
- региональный уровень;
- отраслевой уровень;
- территориальный уровень;
- локальный уровень.
Систему социального партнерства, обеспечивающую в обществе социальный мир и согласие, способно создать эффективное взаимодействие сторон на всех уровнях социального партнерства.
Для функционирования системы социального партнерства необходимо создание единых органов управления. В статье 35 ТК РФ установлено: «Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон» [1].
abstract:_
In this article social and labour relations in the field of occupational safety have been studied, the estimated indicators of the formation and regulation of these relations have been selected, and a methodology for assessing the state of social partnership at the regional, territorial and local levels has been proposed. At the present stage of the development of the innovation economy, it is necessary to actively master and widely implement the collective-contractual form of regulation of social and labour relations, including the field of occupational safety. It is the joint participation in the organization of occupational safety of representatives of the authorities, employers and workers at the level of regions and municipalities, as well as representatives of the administration and workers at the enterprise level, will give the expected results in improving labour conditions and safety. The analysis of indicators of the state of social and labour relations in the sphere of occupational safety conducted on the example of the Omsk region confirms the relevance of the evaluation procedure, allows to determine the ways of development and improvement of partnership relations at all levels of economic activity. It should be borne in mind that the list of indicators can be expanded if necessary, taking into account the characteristics of the region, industry, enterprise.
keywords: Social and labour relations, the sphere of occupational safety, social partnership, the formation and regulation of social and labour relations, indicators and methodology for assessing the state of social and labour relations
JEL Classification: 138, J81, J88 Received: 11.06.2018 / Published: 30.06.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Baranov Yu.V. (yvbaranov0yandex.ru)
citation:_
Baranov Yu.V., Kosinova N.V. (2018) Otsenka sostoyaniya sotsialno-trudovyh otnosheniy v sfere okhrany truda - put k ikh razvitiyu [Evaluation of the status of social and labour relations in the sphere of occupational safety as the way to their development]. Ekonomika truda. 5. (2). - 503-512. doi: 10.1833 4/et .5.2.39188
На федеральном уровне для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта Генерального соглашения создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которую входят представители общероссийских профсоюзов и их объединений, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти. Основными задачами РТК являются: ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством Российской Федерации; обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и др.
На региональном уровне деятельность трехсторонних комиссий осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. В обязанности региональных трехсторонних комиссий входит: ведение коллективных переговоров на уровне субъекта РФ, подготовка и заключение Регионального соглашения о социальном партнерстве между региональными объединениями профессиональных союзов, региональными объединениями работодателей и органами власти субъекта РФ.
Деятельность трехсторонних комиссий на территориальном уровне осуществляется на основании законов субъектов и положений об этих комиссиях, утверждаемыми органами местного самоуправления.
Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.
Комиссии, созданные на локальном уровне (организации, предприятия), решают такие вопросы, как: ведение коллективных переговоров; подготовка проекта коллективного договора; заключение коллективного договора.
Показатели состояния социально-трудовых отношений в сфере охраны труда
Формирование социально-трудовых отношений в сфере охраны труда на принципах социального партнерства повышает эффективность работы по защите здоровья
об авторах:_
Баранов Юрий Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и организации труда (yvbaranov0yandex.ru)
Косинова Наталья Владимировна, начальник отдела охраны труда ОмГТУ (svet1anaO20mai1.ru)
цитировать статью:_
Баранов Ю.В., Косинова Н.В. Оценка состояния социально-трудовых отношений в сфере охраны труда - путь к их развитию // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 503-512. doi: 10.18334М.5.2.39188
работников процессе трудовой деятельности и способствует повышению эффективности производства. Использование различных форм социального партнерства (коллективные переговоры, взаимные консультации, соглашения и т.д.) позволяет достичь согласованности интересов работников и работодателей в данной сфере, оказывая положительное влияние на качество трудовой жизни коллектива организации [2] (Baranov, 2013).
Очевидно, что результативность социально-трудовых отношений зависит от уровня их развития. В статье определены основные показатели, характеризующие
Таблица 1
Оценка социально-трудовых отношений в сфере охраны труда на региональном, территориальном, отраслевом уровнях
№ п/п Показатели Степень исполнения
Омская область Город Омск жкх Медицина (бюджет) Образование (бюджет!
1 Наличие объединений работодателей создано создано создано создано создано
2 Наличие объединений работников создано создано создано профсоюз профсоюз
3 Создание комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создано нет создано нет нет
4 Наличие в программах социально-экономического развития (регионального, муниципального, территориального уровней), направлений развития охраны труда и улучшения условий труда разработана нет нет нет нет
5 Наличие законодательной и нормативной базы по регулированию социально-трудовых отношений в сфере охраны труда разработана нет нет нет нет
6 Наличие положения о системе управления охраной труда (структуры управления) разработано нет нет разработано разработано
7 Охват организаций всех форм собственности коллективными договорами (соглашениями по охране труда) на соответствующем уровне 38,8% 45% нет 100% 100%
8 Наличие соглашений о социальном партнерстве да да да да да
Источник: составлено авторами
социально-трудовые отношения в сфере охраны труда для отдельных уровней социального партнерства и предложена методика их оценки. Таким образом, установив степень исполнения показателей (полное, частичное или их отсутствие), можно планировать работу по совершенствованию или развитию социально-трудовых отношений. Условия их формирования и развития на региональном, отраслевом, территориальном уровнях имеют много общего, поэтому для их оценки выбраны единые показатели, которые приведены в таблице 1.
Показатели состояния социально-трудовых отношений в сфере охраны труда для локального уровня экономической деятельности учитывают организационные и структурные особенности в производственных коллективах, их участие в регулировании вопросов охраны труда внутри предприятия или промышленного кластера. Результаты оценки состояния социально трудовых отношений на локальном уровне приведены в таблице 2.
В ходе проведенной оценки установлено, что на территории Омской области действуют региональное Соглашение о социальном партнерстве на 2016-2018 годы, заключенное между Правительством Омской области, территориальным общественным объединением Федерации профсоюзов, региональным объединением работодателей и десять отраслевых соглашений. Приняты территориальные соглашения. Структура территориальных трехсторонних комиссии по регулированию социально-трудовых отношений находится в стадии формирования, лишь в шести сельских районах созданы объединения работодателей. В координационных советах профсоюзов преобладают представители предприятий бюджетной сферы, бизнес представлен слабо.
Региональная нормативная база по охране труда и социальному партнерству требует изменений организационного плана, особенно по вопросам финансирования в бюджетных организациях. Органы местного самоуправления из-за отсутствия соответствующих полномочий не имеют в штате специалистов по охране труда и социальному партнерству. Следует законодательно обеспечить передачу полномочий в сфере охраны труда на муниципальный уровень. Обязательства в 3-х сторонних соглашениях, в том числе в сфере охраны труда, носят декларативный характер. В программах социально-экономического развития города Омска и районов области не учтены направления улучшения условий и охраны труда .
Из результатов оценки следует, что наиболее благополучно обстоят дела в бюджетной сфере, где активно работают отраслевые профсоюзы, которые обеспечивают самый высокий охват коллективными договорами, развивают институт уполномоченных по охране труда, проводят конкурсы на звание лучшего уполномоченного по охране труда на регионально-отраслевом и отраслевом уровнях. Напротив, оценка отрицательная или отмечается формальное исполнение показателей (отсутствуют комиссии по охране труда, не избираются уполномоченные по охране труда, нет связи с отраслевыми соглашениями) в крупной торговой компании по продаже и техническому обслуживанию автомобилей, на предприятии ПО «Полет».
Таблица 2
оценка социально-трудовых отношений в сфере охраны труда на локальном уровне
п/п Показатели степень исполнения
По «Полет» одкБ (бюджет) компания «Евразия» омГТу
1 Наличие профсоюзной организации или иной организационной формы коллектива создана создана нет создана
2 Наличие комитета (комиссии) по охране труда (приказа, положение) создана комиссия, нет положения нет нет создана формально
3 Наличие избранных уполномоченных по охране труда (разработано положение об уполномоченных по охране труда и регламент работы) да да нет нет
4 Наличие действующей системы управления охраной труда, в т.ч формально нет нет формально
5 Наличие службы, специалиста или лица ответственного за охрану труда создана специалист по ОТ специалист по ОТ создана
6 Обучение и проверка знаний по охране труда проводится проводится проводится проводится
7 Участие уполномоченных по охране труда в организации контроля за состоянием условий труда нет нет нет нет
8 Наличие коллективного договора или соглашения по охране труда кол. договор кол. договор нет кол. договор
9 Наличие мероприятий по улучшению условий труда по результатам специальной оценки р.м. по результатам специальной оценки р.м. по результатам специальной оценки р.м. специальной оценки р.м. по результатам
10 Выполнение отраслевых соглашений не оценивается Не оценивается нет нет
Источник: составлено авторами
Необходимость проведения оценки
Одним из основных элементов защиты трудовых прав и социальных гарантий работников организаций различных форм собственности и важной частью системы регулирования социально-трудовых отношений в сфере охраны труда на локальном уровне являются коллективные договоры. В Омской области осуществляется их уведомительная регистрация и мониторинг выполнения. В последние годы наблюдается тенденция к снижению количества коллективных договоров. На 1 января 2015 году на территории Омской области их действовало 3,4 тыс. коллективных договоров, на 1 января 2016 года - 3,1 тыс., которые обеспечивают защиту 360 тысяч работников преимущественно бюджетной сферы, в 2017 году - 3,0 тыс., действие которых распространялось на 283,9 тыс. человек при среднесписочной численности работающих - 940 тыс. человек [3] (Baranov, Polyanskaya, 2017).
В регионе, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, зарегистрировано 115,76 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых 66,46 тыс. - индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что предприятия среднего и малого бизнеса не используют договорную форму регулирования социально-трудовых отношений в сфере охраны труда и не имеют в штате соответствующих специалистов, общественный контроль не организован. В целом менее 50% предприятий региона с численностью работников более 50 человек создали службы по охране труда или имеют освобожденного специалиста. Комиссии по охране труда, согласно результатам мониторинга, проводимого органами исполнительной власти, созданы не более чем на 5% предприятий, зарегистрированных на территории Омской области.
Именно наличие комиссий и уполномоченных по охране труда позволяет объединить усилия работодателей и наемных работников для решения вопросов по улучшению условий труда, предупреждению и снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, организации общественного контроля за состоянием условий и охраны труда, отбор актуальных предложений для включения в коллективный договор.
Таким образом, проведенная оценка позволяет определить не только реальное состояние социально-трудовых отношений в сфере охраны труда, но и направления развития эффективной системы их регулирования на всех уровнях экономической деятельности, а творческий подход к разработке оценочных показателей поможет организовать эту работу.
Заключение
Для преодоления негативных тенденций в организации безопасного труда необходимо апеллировать к социальным партнерам, целью эффективной политики которых в этой области должно стать совершенствование социально-трудовых отношений в сфере охраны труда, улучшение условий труда и систем подготовки и обучения работ-
ников, усиление ответственности работодателя, бережное и уважительное отношение к работающему человеку. За социальным партнёрством будущее - демократизация и децентрализация управления, повышение ответственности и творческой инициативы работников. Кроме коллективного договора, как регулятора социально-трудовых отношений, желательно развивать практику заключения соглашений по охране труда.
По мнению авторов, коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в сфере охраны труда поможет исключить субъективность восприятия ответственности за сохранение здоровья и жизни у участников трудового процесса и повлияет на внедрение осознанной безопасности.
ИСТОЧНИКИ:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2011. - 192 с.
2. Баранов Ю.В. Региональный опыт формирования и регулирования социально-тру-
довых отношений в сфере охраны труда. / Монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 240 с.
3. Баранов Ю.В., Полянская С.Г. Современный взгляд на систему социального парт-
нерства Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2017. - № 18.
- с. 2625-2634. - doi: 10.18334/rp.18.18.38293.
4. Богданова Ю.С. Безопасность труда и охрана здоровья персонала как элемент со-
циально-ориентированной концепции управления организацией // Экономика и социум. - 2016. - № 3(22). - с. 170-175.
5. Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда. / Монография. - М.: Экономика, 2011. - 247 с.
6. Турекулова Д.М., Мухамбетова Л.К., Абильбаева С.А. Охрана и безопасность труда в
системе социального партнерства // Вестник университета Туран. - 2015. - № 1(65).
- с. 114-120.
7. Низова Л.М., Санникова Т.В. Социально-трудовые отношения и благополучие че-
ловека труда // Эко. - 2016. - № 8(506). - с. 153-158.
8. Серебренникова Т.В. Культура охраны труда на предприятии «ООО НТК Криогенная техника» как элемент управления предприятием // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 6(6). - с. 1134-1136.
9. Костин Д.М. Эволюция принципов охраны труда: от техноцентризма к культуре
безопасности труда // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 11. - с. 117-123.
10. Хайруллина Л.И., Гасилов В.С. Культура охраны труда как элемент управления предприятием// Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-3. - с. 665-669.
references:
Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [The labour ^de of the Russian Federation] (2011). M.: Izd-vo EKSMO - Press. (in Russian).
Baranov Yu.V. (2013). Regionalnyy opyt formirovaniya i regulirovaniya sotsialno-trudovyh otnosheniy v sfere okhrany truda [Regional experience in the formation and regulation of social and labor relations in the field of labor protection] Omsk: Izd-vo OmGTU. (in Russian).
Baranov Yu.V., Polyanskaya S.G. (2017). Sovremennyy vzglyad na sistemu sotsialnogo partnerstva Rossiyskoy Federatsii [Modern outlook on social partnership system of Russian Federation]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (18). 2625-2634. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.18.38293.
Bogdanova Yu.S. (2016). Bezopasnost truda i okhrana zdorovya personala kak element sotsialno-orientirovannoy kontseptsii upravleniya organizatsiey [Occupational safety and health protection of personnel as an element of the socially-oriented concept of organization management]. Economy and society (Ekonomika i socium). (3(22)). 170-175. (in Russian).
Khayrullina L.I., Gasilov V.S. (2012). Kultura okhrany truda kak element upravleniya predpriyatiem [A safety culture as an element of enterprise management]. Fundamental research. (11-3). 665-669. (in Russian).
Kostin D.M. (2016). Evolyutsiya printsipov okhrany truda: ot tekhnotsentrizma k kulture bezopasnosti truda[The evolution of the principles of occupational safety and health: from tehnotcentrizm to culture of safety]. Nauka vchera, segodnya, zavtra. (11). 117-123. (in Russian).
Kulbovskaya N.K. (2011). Ekonomika okhrany truda [Economy of labor protection] M.: Ekonomika. (in Russian).
Nizova L.M., Sannikova T.V. (2016). Sotsialno-trudovye otnosheniya i blagopoluchie cheloveka truda [Social and Labor Relations as a Form of Welfare Human Labor]. Eco. (8(506)). 153-158. (in Russian).
Serebrennikova T.V. (2015). Kultura okhrany truda na predpriyatii «OOO NTK Kriogennaya tekhnika» kak element upravleniya predpriyatiem [Culture of labor protection at the enterprise "LLC NTK Cryogenic equipment" as a control element of the enterprise]. Teoriya i praktika sovremennoy nauki. (6(6)). 1134-1136. (in Russian).
Turekulova D.M., Mukhambetova L.K., Abilbaeva S.A. (2015). Okhrana i bezopasnost truda v sisteme sotsialnogo partnerstva [Health and safety in the system of social partnership]. Vestnik universiteta Turan. (1(65)). 114-120. (in Russian).