Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Европейская социальная хартия / социальное партнерство / занятость и трудоустройство.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сошникова Т. А.

Автор статьи отмечает, что 2021 г. стал годом крупных и важных событий и для Российской Федерации, и для всего человечества, поскольку в этом году исполнилось 60 лет со дня принятия Европейской социальной хартии, 30 лет с момента образования СНГ и 30 лет социальному партнерству, как новому явлению в правовом регулировании социально-трудовых отношений. В статье проанализированы акты социального партнерства (соглашения и коллективные договоры), которые регулируют проблемы занятости и трудоустройства и поддерживают идею, высказанную в монографии Е.Е. Орловой о том, что они регулируют отношения на рынке труда, нормативно закрепляют результаты переговоров, консультаций, компромиссов, которых достигли субъекты рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА»

gs4 трудовое право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-284-290 СОШНИКОВА Тамара Аркадьеввна,

NIION: 2018-0076-8/21-130 доктор юридических наук, профессор,

MOSURED: 77/27-023-2021 -08-329 заведующая кафедрой гражданского процесса и

социальных отраслей права Московского гуманитарного университета, e-mail [email protected]

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация. Автор статьи отмечает, что 2021 г. стал годом крупных и важных событий и для Российской Федерации, и для всего человечества, поскольку в этом году исполнилось 60 лет со дня принятия Европейской социальной хартии, 30 лет с момента образования СНГ и 30 лет социальному партнерству, как новому явлению в правовом регулировании социально-трудовых отношений. В статье проанализированы акты социального партнерства (соглашения и коллективные договоры), которые регулируют проблемы занятости и трудоустройства и поддерживают идею, высказанную в монографии Е.Е. Орловой о том, что они регулируют отношения на рынке труда, нормативно закрепляют результаты переговоров, консультаций, компромиссов, которых достигли субъекты рынка труда.

Ключевые слова: Европейская социальная хартия, социальное партнерство, занятость и трудоустройство.

SOSHNIKOVA Tamara Arkadievna,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil Procedure and Social Branches of Law Moscow University for the Humanities

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE REGULATION OF EMPLOYMENT AND EMPLOYMENT PROBLEMS

Annotation. ne author of the article notes that 2021 has become a year of major and important events both for the Russian Federation and for all mankind, since this year marks 60 years since the adoption of the European Social Charter, 30 years since the formation of the CIS and 30 years of social partnership as a new phenomenon in the legal regulation of social and labor relations. The article analyzes the acts of social partnership (agreements and collective agreements) that regulate the problems of employment and employment and supports the idea expressed in the monograph by E.E. Orlova that they regulate relations in the labor market, normatively consolidate the results of negotiations, consultations, compromises reached by the subjects of the labor market.

Key words: European Social Charter, social partnership, employment and employment.

Так сложилось в жизни, что 2021 г. стал годом крупных и важных событий и для Российской Федерации, и для всего человечества. В мае 1996 г. была пересмотрена Европейская социальная хартия, т.е. с этого момента прошло 25 лет, а впервые этот важнейший международный документ, закрепивший основные социально-экономические права человека был открыт для подписания государствами -членами Совета Европы 18 октября 1961 г. Таким образом, Европейской социальной хартии [1] в 2021 г. исполнилось 60 лет.

Текущий год имеет огромное значение и для народов России и бывших союзных республик в

составе СССР, поскольку 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате была подписана Декларация, закреплявшая цели и принципы СНГ, в результате чего был образован Союз Независимых Государств, которому в 2021 г. исполняется 30 лет.

Для работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, 2021 г. также имеет важное значение, поскольку 15 ноября 1991 г. Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным был подписан Указ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» [2]. Таким образом, социальному партнерству как новому явлению в регулировании социально-трудовых отношений тоже исполняется 30 лет.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Значение событий, о которых идет речь, трудно переоценить. Европейская социальная хартия направлена на защиту социальных и экономических прав человека. Конвенции МОТ, как известно, более детально, чем Социальная хартия, регулируют практически все аспекты трудовой жизни. Однако Хартия отличается от всех конвенций МОТ тем, что она объединяет в единый текст важнейшие принципы трудового и социального права, которые были созданы и развиты именно в странах Западной Европы [3].

Конституция современной России права человека признала высшей ценностью. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Но как бы ни был справедлив и верен закон, реализация его установлений требует усилий всех членов общества и, прежде всего, представителей органов власти, представителей работников и работодателей (предпринимателей), которые, взаимодействуя друг с другом, вступая в переговоры, могут обеспечить реализацию социальных и экономических прав человека, закрепленных Европейской социальной хартией. В России такое взаимодействие именуется социальным партнерством.

В соответствии со ст. 23 ТК РФ «Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений». Цель социально-партнерского регулирования - добиться повышения заинтересованности сторон в договорном регулировании сферы труда, определить обязательства органов государственной власти, объединений профсоюзов, как законных представителей работников, объединений предпринимателей - работодателей в области занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики.

Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г., среди которых на первом месте цель сохранения населения, здоровья и благополучия людей. Эта цель может быть достигнута за счет обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации; повышения ожидаемой продолжи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

тельности жизни до 78 лет; снижения уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г. [4]. К сожалению, в России людей с доходами ниже прожиточного минимума в I полугодии 2021 г. было 19.1 млн человек, уровень бедности оценивался в 13.1%, сообщил Росстат [5]. Победить бедность можно, только предоставив человеку возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом. Не случайно это право, которое можно отнести к основополагающим принципам международно-правового регулирования сферы труда, находится на первом месте ч. 1 Европейской социальной хартии.

На май-июль 2021 г. уровень безработицы в России составлял 3млн 558.7 тыс. чел., или 4.73% от трудоспособного населения (определено по методике Международной организации труда) [6].

Государство предпринимает все возможные меры, чтобы максимально обеспечить гражданам России реальную возможность реализации своих способностей к труду. В юридической литературе выделяются активные и пассивные формы содействия занятости. В частности, Е.Е. Орлова в своей монографии выделяет правовые формы содействия занятости, направленные на получение работы (активные формы). К ним она относит организацию временной занятости молодежи (несовершеннолетних от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования), ищущих работу впервые, организация общественных работ, квотирование рабочих мест и др.; меры по сохранению занятости, организация информирования, проведение ярмарок вакансий и т.д. К пассивным правовым формам содействия занятости автор относит различные меры материальной поддержки безработных: выплата пособия по безработице, стипендии на период обучения по направлению службы занятости, оказание материальной помощи, направление на досрочную пенсию граждан предпенсионного возраста [7].

Характеризуя правоотношения, которые касаются вопросов формирования и функционирования рынка труда, Е.Е. Орлова, по нашему мнению, совершенно верно подметила, что они по своей сути и содержанию, являются правоотношениями по социальному партнерству, поскольку связаны с поиском взаимных компромиссов между всеми участниками рынка труда. Акты социального партнерства (коллективные договоры и соглашения) регулируют отношения на рынке труда, нормативно закрепляют результаты переговоров, консультаций, компромиссов, которые достигли субъекты рынка труда [8].

Это утверждение автора монографии можно легко подтвердить примерами из актов социального партнерства. Так, «Генеральное соглашение

между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы» содержит разд. III «Развитие рынка труда и содействие занятости населения», в котором закреплено более 50 мероприятий, по обеспечению занятости и трудоустройству не занятого населения страны и иностранных работников. Там и переобучение, присвоение квалификации и контроль за этой процедурой, создание новых и переоборудование и сохранение существующих рабочих мест, и многое другое. В частности, в п. 3.1. говорится, что «Стороны считают обеспечение населения Российской Федерации достойными рабочими местами одним из основных государственных приоритетов страны. С этой целью Стороны считают необходимым способствовать решению следующих задач: 3.1.1. Обеспечение максимально возможной и свободно избранной занятости граждан Российской Федерации, в т.ч.: совершенствование системы прогнозирования спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах; сохранение и создание новых рабочих мест; обеспечение равного доступа граждан вне зависимости от места их проживания к активным программам на рынке труда и многое другое. Намечено повышение эффективности использования иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации, в т.ч.: проведение мониторинга численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации; совершенствование механизмов привлечения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности; повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и социальных партнеров в регулировании численности иностранной рабочей силы; развитие информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» с целью обеспечения эффективности реализации и мониторинга реализации соглашений об организованном наборе иностранных работников, а также интеграции с национальными базами вакансий и резюме государств ЕАЭС и СНГ и целый ряд иных мер» [9].

По информации Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР), в настоящее время система социального партнерства включает:

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021 - 2023 годы; 5 федераль-

но-окружных соглашений; 57 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне; 80 региональных трехсторонних соглашений; 1851 территориальное трёхстороннее соглашение; 1012 отраслевых соглашений, заключенных на региональном уровне; 3221 отраслевое соглашение, заключенное на территориальном уровне; 122 685 коллективных договоров; 1322 иных соглашений (по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений), возможность заключения которых предусмотрена ст. 45 ТК РФ [10].

В составе Российской Федерации действуют 85 субъектов РФ. К сожалению, не все субъекты имеют региональные трехсторонние соглашения, в которых должны быть зафиксированы основы регулирования социально-трудовых отношений и принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. По нашему мнению, все субъекты просто обязаны заключать трехсторонние соглашения. Конституция РФ придала социальному партнерству конституционный статус. О нем говорится в ст. 75.1 и ст. 114, где определяются полномочия Правительства РФ. В этой связи, на наш взгляд, органы исполнительной власти субъектов, в которых отсутствуют трехсторонние соглашения, обязаны вступить в переговоры с объединениями профсоюзов и работодателей соответствующего субъекта и заключить соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в субъекте.

В качестве примера трехстороннего регулирования отношений по занятости и трудоустройству можно рассмотреть «Московское трехстороннее соглашение на 2019 - 2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» (Заключено 19.09.2018) (ред. от 11.05.2021). Москва является городом федерального значения и имеет статус субъекта Российской Федерации. В преамбуле этого правового акта говорится «Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и развитие экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства».

Проблемам регулирования рынка труда и занятости посвящен разд. 2 Соглашения, в котором предусмотрены 13 мероприятий, направлен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ных на реализацию активной и пассивной политики занятости населения Москвы. В их числе можно отметить такие как «Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул (п. 2.3); создавать условия для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в т.ч. на условиях самозанятости, после периода, связанного с беременностью и родами, уходом за ребенком, обеспечивать их обучение, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы (п. 2.4); осуществлять комплекс мероприятий, направленных на стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей (п. 2.6); проводить согласованную политику по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы в экономику города Москвы (п. 2.8); содействовать развитию практики наставничества в организациях (п. 2.10); не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 0.7% от общей численности рабочей силы (п. 2.12) и др.

Огромное значение для регулирования социально-трудовых отношений имеют отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне, поскольку они устанавливают не основы и принципы, а общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Для примера представляется целесообразным проанализировать раздел по регулированию занятости, разработанный в Отраслевом соглашении работников горно-металлургической отрасли. Профсоюз металлистов был образован в 1918 г. одним из первых среди других отраслевых профсоюзов, поэтому, на наш взгляд, будет справедливо обратиться к практике социально-партнерских отношений именно этого профсоюза.

Отраслевое соглашение по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2020 - 2022 годы утверждено Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» 20.12.2019 г. [11].

Регулированию занятости посвящен разд. 3 Отраслевого соглашения. Как отмечено в п. 3.1 «Для обеспечения занятости работников отрасли работодатель: - заблаговременно, как можно раньше, информирует выборный орган первичной профсоюзной организации о плановых мероприятиях, влекущих сокращение численности или штата работников, для проведения взаимных консультаций по трудоустройству и обеспечения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

гарантий увольняемым работникам; - совместно с профсоюзом и с учетом Рекомендаций по обеспечению взаимодействия социальных партнеров в области регулирования социально-трудовых отношений в условиях экономического кризиса, принятых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, разрабатывает и участвует в реализации региональных и иных программ поддержки занятости с учетом стратегического развития предприятий отрасли; - разрабатывает и реализует планы подготовки и переподготовки кадров».

Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса были направлены Российской трехсторонней комиссией (РТК) письмом от 05.05.2009 г. № П27-14932-РТК. Несмотря на то что с момента их подготовки прошло уже более 10 лет, они не утратили своей актуальности, поскольку в настоящее время в экономике страны назрел очередной кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, который привел к закрытию многих организаций, особенно относящихся к сфере малого предпринимательства. И сложная ситуация продолжается, вводятся ограничения на проведение массовых мероприятий, на посещение учреждений культуры, общественного питания, испытывают серьезные трудности организации туристического бизнеса, падает спрос на продукцию, в т.ч. и металлургического производства. Поэтому учет положений Рекомендаций РТК имеет для металлургической отрасли важное значение. Как отмечено в п. 4 этого документа, реализация комплекса антикризисных мер предусматривает участие широкого круга работников и их представителей. При этом в целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников.

РТК рекомендует среди возможных мер следующие действия по сохранению кадрового потенциала и рабочих мест: а) отказ от применения на определенный период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни; б) временный отказ от введения совмещения профессий; в) временное ограничение приема работников и сокращение вакансий; г) перевод в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями; д) перевод работников в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации на работу в другие подразделения и организации; е) совершенствование графиков работы с введением режима неполного рабочего времени в порядке, предусмотренном трудовым законодательством; ж) установление для отдельных кате-

горий работников неполной рабочей недели с корректировкой размера заработной платы локальными нормативными актами организации, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном трудовым законодательством РФ; з) предоставление по просьбе работников (по личному заявлению) отпусков без сохранения заработной платы; и) передача подразделениям организации для выполнения собственными силами работ, выполнявшихся ранее подрядными организациями.

В этом разделе определены критерии массового увольнения работников по инициативе работодателя. При сокращении численности или штата работников работодатель по возможности воздерживается от увольнения работников за три года до достижения ими возраста, дающего право выхода на пенсию (п. 3.2.3). При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников в коллективных договорах и иных соглашениях работодатель предусматривает выплату работникам единовременных пособий, предоставление других социальных льгот и гарантий сверх установленных законодательством, включая возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска работы, в т.ч. с использованием возможностей, предоставляемых государственными органами (п. 3.2.4).

Мероприятия по сохранению рабочих мест и правовому регулированию занятости можно найти в коллективных договорах организаций. Как было отмечено выше, в настоящее время в организациях России заключено 122 685 коллективных договоров. К сожалению, количество коллективных договоров год от года сокращается. Но по данным территориальных объединений организаций профсоюзов, в 2020 г. охват коллективными договорами организаций (предприятий), в которых действуют первичные профсоюзные организации, увеличился на 0.6 процентных пункта и составил 96.4% [12].

Автором настоящей публикации проанализировано более 100 коллективных договоров. В некоторых из них выделяется раздел этого правового акта «Регулирование занятости». Например, коллективный договор завода «Автоваз» на 20202022 годы содержит разд. 3 «Соглашение об обеспечении занятости работников АО «АВТОВАЗ»», в котором указано, что работодатель признает, что занятость - одно из самых важных условий благополучия работника. В случае сокращения численности или штата работников общества работодатель обязан прекратить прием работников в общество со стороны, за исключением случаев, когда невозможен прием на вакансию из числа сокра-

щаемых. Работникам, получившим уведомление об увольнении по сокращению штата, предоставляется один свободный оплачиваемый день в неделю для поиска нового места работы.

Коллективный договор Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» на 2019-2021 годы содержит разд. 4, именуемый «Занятость», в котором работодатель при участии первичных профсоюзных организаций проводит политику занятости, направленную на: а) улучшение условий труда и повышение эффективности производственных процессов; б) результативность профессиональной деятельности и постоянный рост профессионально-квалификационного уровня каждого Работника; в) использование эффективных механизмов занятости с учетом региональных особенностей филиалов Общества; г) повышение трудовой мобильности внутри Общества (включая совмещение профессий и должностей, внутреннее совместительство); д) развитие и сохранение кадрового потенциала на экономически целесообразных рабочих местах; е) содействие занятости высвобождаемых Работников. 4.2. Работодатель обеспечивает предоставление Работникам, предупрежденным об увольнении в связи с сокращением численности или штата, оплачиваемого времени для поиска работы общей продолжительностью до 4 (четырех) часов в месяц с сохранением среднего заработка. Оплачиваемое время для поиска работы предоставляется Работнику на основании приказа Общества, издаваемого в соответствии с заявлением Работника, согласованным с руководителем структурного подразделения. 4.3. Помимо случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата (при равной производительности труда и квалификации) пользуются Работники: а) награжденные государственными, отраслевыми, корпоративными наградами; б) имеющие более высокую текущую оценку профессиональных качеств, определенную в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом Общества; в) состоящие в кадровом резерве Общества. 4.4. В случае реорганизации Общества, а также при расторжении трудовых договоров с Работниками в связи с выводом из эксплуатации производственных мощностей, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации. 4.5. Представитель Профсоюзной организации оказывает консультационную помощь Работникам, подлежащим увольнению по инициативе Работодателя, по вопросам, связанным с: 4.5.1. Правами Работников в сфере труда и занятости, в т.ч. на назначение досрочных трудовых пенсий, государственных социальных пособий; 4.5.2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

Порядком обращения в территориальные центры службы занятости населения, их местонахождением, режимом работы, а также условиями регистрации в качестве безработного; 4.5.3. Действующими в регионе программами содействия занятости. 4.6. По предложению одной из сторон социального партнерства проводятся взаимные консультации по проблемам занятости.

Вместе с тем, рассматриваемый коллективный договор содержит разд. 5, определяющий «Развитие кадрового потенциала», в котором предусмотрены мероприятия, направленные на сбережение работников, создание новых и сохранение прежних рабочих мест, взаимодействие с организациями образования, проведение мероприятий по повышению квалификации и переобучению работников, организации практики студентов в Обществе и направление специалистов Общества для участия в учебном процессе. Безусловно, такие мероприятия способствуют сохранению кадрового потенциала и рабочих мест.

Коллективный договор открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2020 - 2022 годы (ОАО РЖД) не имеет отдельного раздела по регулированию обеспечения занятости работников. Однако в разд. 4 «Обязательства в сфере трудовых отношений и развития кадрового потенциала» значительное внимание уделено вопросам повышения квалификации, подготовке и переподготовке кадров. Предусмотрено проводить техническую учебу в соответствии с локальными нормативными актами Компании, принятыми с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза, в рабочее время с выплатой обучаемым Работникам заработной платы в размере, установленном в трудовом договоре. Предоставлять Работникам, успешно обучающимся по направлению Компании в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального и (или) высшего образования, без отрыва от производства, право бесплатного проезда к месту учебы и обратно в плацкартном вагоне поездов дальнего следования всех категорий в направлении туда и обратно, но не более двух раз в календарный год в порядке, установленном в Компании, с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза.

Предоставлять Работнику, прошедшему по направлению Компании профессиональную подготовку или обучение, работу, соответствующую полученной специальности, квалификации (п. 4.6). Создавать условия для самообразования Работников с целью развития их профессиональных компетенций (п. 4.7);

Трудоустраивать выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и (или) высшего образования, в соответствии с заключенными

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

договорами, в т.ч. выпускников, призванных на военную службу по окончании этих образовательных организаций и обратившихся по вопросу трудоустройства в Компанию после увольнения с военной службы по призыву (п. 4.9);

Трудоустраивать уволенных из ОАО «РЖД» в связи с призывом на срочную военную службу и обратившихся по вопросу трудоустройства в Компанию после увольнения с военной службы по призыву (за исключением уволенных с военной службы по истечении срока контракта) не позднее, чем в 3-месячный срок с даты увольнения с военной службы по призыву (п. 4.10).

В этом же разделе предусмотрено разрабатывать и утверждать, при необходимости, Программу содействия занятости Работников по согласованию с выборным органом Профсоюза.

Не допускать при сокращении численности или штата, прекращении деятельности филиала, другого структурного подразделения Работодателя увольнения двух Работников из одной семьи (муж, жена), за исключением случая прекращения деятельности филиала, другого структурного подразделения, расположенного в другой местности (п. 4.18);

Регулировать при необходимости приведение численности Работников в соответствие с объемом выполняемых работ по причине совершенствования технологических процессов, структуры управления, пересмотра норм трудовых затрат, прежде всего, за счет следующих мероприятий:

естественный отток кадров и временное ограничение их приема;

переподготовка кадров, обучение востребованным вторым (смежным) профессиям и соответствующим должностям служащих; временная и сезонная занятость; применение в качестве временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени;

перевод Работников на другую постоянную нижеоплачиваемую работу с доплатой до уровня средней заработной платы, рассчитанной по прежнему месту работы, в течение первых трех месяцев работы на новом месте (п. 4.19).

Подводя итоги проведенного исследования влияния социального партнерства на правовое регулирование занятости, можно с уверенностью подчеркнуть, что акты социального партнерства (коллективные договоры и соглашения) регулируют отношения на рынке труда, нормативно закрепляют результаты переговоров, консультаций, компромиссов, которых достигли субъекты рынка труда, что совершенно справедливо утверждает в своей монографической работе Е.Е. Орлова.

Список литературы:

[1] «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) Документ ратифицирован Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4. - С. 17 - 67.

[2] Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»// Росс. газ. 1991. 19 нояб. Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 г. № 743.

[3] Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учеб. пособие. - М.: Статут, 2013. -591 с. // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Росс. газ. -2020. - 22 июля.

[5] URL: www.interfax.ru (дата обращения: 13.10.2021).

[6] URL: www.interfax.ru (дата обращения: 13.10.2021).

[7] Орлова Е.Е. Гармонизация правового регулирования занятости населения государств -участников СНГ в контексте евразийской перспективы. - Тамбов: ИЦ ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2021. - С. 201-202.

[8] Орлова Е.Е. Гармонизация правового регулирования занятости населения государств -участников СНГ в контексте евразийской перспективы. - Тамбов: ИЦ ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2021. - С. 119.

[9] Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 -2023 годы // Росс. газ. - 2021. - 13 апр.

[10] Постановление Исполкома ФНПР от 22 июня 2021 г. № 6-2 «Об итогах коллективно-договорной кампании 2020 года и задачах на предстоящий период» // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Отраслевое соглашение по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (утв. Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» 20.12.2019) (ред. от 21.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.06.2021 № 6-2 «Об итогах коллективно-договорной кампании 2020 года и задачах на предстоящий период» // СПС «Консуль-тантПлюс».

Spisok literatury:

[1] "Evropejskaya social'naya hartiya (peres-motrennaya)" (prinyata v g. Strasburge 03.05.1996) Dokument ratificirovan Federal'nym zakonom ot 03.06.2009 № 101-FZ // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. - 2010. - № 4. - S. 17 - 67.

[2] Ukaz Prezidenta RSFSR ot 15.11.1991 № 212 "O social'nom partnerstve i razreshenii trudovyh sporov (konfliktov)"// Ross. gaz. 1991. 19 noyab. Utratil silu v svyazi s izdaniem Ukaza Prezidenta RF ot 20.05.1996 g. № 743.

[3] Kovalev A.A. Mezhdunarodnaya zashchita prav cheloveka: ucheb. posobie. - M.: Statut, 2013. -591 s. // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda" // Ross. gaz. - 2020. - 22 iyulya.

[5] URL: www.interfax.ru (data obrashcheniya: 13.10.2021).

[6] URL: www.interfax.ru (data obrashcheniya: 13.10.2021).

[7] Orlova E.E. Garmonizaciya pravovogo reg-ulirovaniya zanyatosti naseleniya gosudarstv -uchastnikov SNG v kontekste evrazijskoj perspektivy.

- Tambov: IC FGBOU VO «TGTU», 2021. - S. 201202.

[8] Orlova E.E. Garmonizaciya pravovogo regulirovaniya zanyatosti naseleniya gosudarstv -uchastnikov SNG v kontekste evrazijskoj perspektivy.

- Tambov: IC FGBOU VO «TGTU», 2021. -S. 119.

[9] General'noe soglashenie mezhdu obshche-rossijskimi ob»edineniyami profsoyuzov, obshcher-ossijskimi ob»edineniyami rabotodatelej i Pravitel'st-vom Rossijskoj Federacii na 2021 - 2023 gody // Ross. gaz. - 2021. - 13 apr.

[10] Postanovlenie Ispolkoma FNPR ot 22 iyunya 2021 g. № 6-2 «Ob itogah kollektivno-dogov-ornoj kampanii 2020 goda i zadachah na predstoyas-hchij period» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[11] Otraslevoe soglashenie po gorno-metallur-gicheskomu kompleksu Rossijskoj Federacii na 2020

- 2022 gody (utv. Gorno-metallurgicheskim profsoyu-zom Rossii, Obshcherossijskim otraslevym ob"edi-neniem rabotodatelej "Associaciya promyshlennikov gorno-metallurgicheskogo kompleksa Rossii" 20.12.2019) (red. ot 21.12.2020) // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[12] Postanovlenie Ispolnitel'nogo komiteta FNPR ot 22.06.2021 № 6-2 "Ob itogah kollek-tivno-dogovornoj kampanii 2020 goda i zadachah na predstoyashchij period" // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.