УДК 331.1 ББК 65.050
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ1
Е. М. Колмакова1, И. Д. Колмакова2, Н. А. Дегтярева3
1 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия 2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 3Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Рассматрено участие государственных органов власти и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовой сферы, их роль в подготовке и заключении соглашений в рамках социального партнерства. Подчеркнуто возрастание вероятности возникновения социально-трудовых конфликтов в экономике РФ и необходимость усиления роли органов власти в их разрешении.
Ключевые слова: социально-трудовая сфера, социально-трудовые отношения, государственные и муниципальные органы власти, социальное партнерство, региональные, отраслевые соглашения.
Возрастание роли работника в новых условиях, характеризующихся ростом информационного общества, базирующегося на увеличивающейся роли знаний и основанного на необходимости процесса модернизации экономики, актуализирует потребность в исследовании особенностей развития социально-трудовой сферы региона и роли государственных и муниципальных органов власти в этом процессе.
Государственные и муниципальные органы власти являются одним из субъектов системы социального партнерства и в этом качестве участвуют в регулировании социально-трудовых отношений. Целью такого участия является согласование интересов работников (их объединений), работодателей (их объединений) и государственных и муниципальных органов власти по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Ст. 35. Трудового Кодекса предусматривает создание на равноправной основе комиссий из представителей сторон социального партнерства, наделенных необходимыми полномочиями. Основной задачей комиссий является обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также организация контроля за их выполнением на всех уровнях.
В 2016 г. в экономике РФ действовало около 60 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, и около 80 региональных со-
1 Статья выполнена при поддержке Правительства РФ
(Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение
№ 02.A03.21.0011.
глашений. С 1992 г. по настоящее время при участии Правительства Российской Федерации было заключено 12 генеральных соглашений, являющихся правовым актом, устанавливающим общие принципы согласованного проведения сторонами социально-экономической политики в следующих областях: установление общегосударственных минимальных социальных нормативов и гарантий для работников предприятий всех форм собственности, позволяющих удовлетворять жизненно важные потребности, рост доходов населения; сдерживание безработицы и создание возможностей для производительной занятости, улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности.
В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014—2016 гг. (продлено на 2017 г. с целью увязать новое Генеральное соглашение с комплексным планом действий Правительства на период до 2025 г. и со стратегией развития страны). В феврале 2017 г. исполнилось 25 лет со дня образования согласно Указа Президента РФ Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Создание трехсторонней комиссии положило начало основам социального партнерства работодателей, профсоюзов и Правительства. Основными направлениями работы Российской трехсторонней комиссии на I полугодие 2017 г. по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014—2017 гг. являются:
• ситуация на рынке труда;
• мониторинг принимаемых органами исполнительной власти мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в субъектах Российской Федерации;
• прогноз баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности;
• в ходе реализации плана мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, подготовке предложений по его совершенствованию, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению достижения показателей увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;
• выполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения и др. [1].
Роль Российской трехсторонней комиссии (РТК) на федеральном уровне и комиссий, создаваемых на региональном и отраслевом уровнях, в регулировании социально-трудовых отношений постоянно усиливается. Координаторы сторон РТК приглашаются для участия в заседаниях Правительства и участвуют в других мероприятиях. По мнению Е. А. Колесник, «для нынешней России характерен принцип формирования социальной политики "сверху вниз". Роль федеральных органов исполнительной и законодательной власти является ключевой для нижестоящих уровней управления. Формируемая и реализуемая ими государственная социальная политика является основой для разработки аналогичной политики на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований» [2. С. 44]. В социально-трудовой сфере проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Инициатива в принятии того или иного акта в сфере труда может исходить как от государственных органов, органов местного самоуправления, так и от сторон или органов социального партнерства — профсоюзов (их объединений), объединений работодателей, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [3. С. 92].
В современных условиях возрастает вероятность возникновения социально-трудовых конфликтов. Инновационный тип развития экономики предполагает переход к обществу, которое способ-
но динамично изменяться, создавать стимулы для разработки, освоения и внедрения инноваций, используя соответствующие формы организации трудовых и социально-трудовых отношений [4. С. 10]. Однако ухудшение условий хозяйственной деятельности, нестабильность экономической ситуации в связи с экономическим кризисом, усугубляющимся экономическими санкциями против России, приводят к сокращению объемов производства в отраслях реального сектора экономики; росту количества сокращаемых работников, высвобождаемых без гарантии дальнейшего трудоустройства; увеличению числа работников, занятых неполную рабочую неделю; увеличению численности работников, находящихся в вынужденных отпусках; резкому увеличению объема задолженности по заработной плате. Противоречие современного этапа развития экономики, базирующегося на увеличивающейся роли знаний и основанного на необходимости процесса модернизации экономики, заключается, как подчеркивает Ю. Н. Старцев [5. С. 114], в отставании траектории развития персонала от траектории развития техники и технологии. Все это порождает общественные отношения в рамках системы социального партнерства, основанные на противоречиях и ведущие к возникновению и развитию коллективных трудовых споров, которые могут носить как локальный (в рамках одного предприятия), так и отраслевой характер. Эти противоречия не позволяют институту социального партнерства достигать желаемых результатов. Социально-трудовые конфликты (СТК) по количеству и интенсивности пропорциональны состоянию экономики.
Количество трудовых споров в экономике РФ за период с 2005 по 2015 г. имело разнонаправленную динамику: сначала снижалось, но в кризисный 2009 г. увеличилось, затем опять снижалось (рис. 1).
Напряженность социально-трудовых отношений за последние два года вновь возросла: в 2015 г. было зарегистрировано социально-трудовых конфликтов на 11 % больше чем в 2014 г. и на 23 % больше, чем в 2013; в 2016 г. — на 52 % больше, чем в 2013 г. (рассчитано по данным [6]).
Масштабы нашей страны, стратегическая значимость России не позволяют допускать такого обострения конфликтов, которые привели бы к забастовкам и другим крайним проявлениям протестных действий. Усиливается роль государственных и муниципальных органов власти в наработке и распространении опыта непротестного разрешения трудовых конфликтов.
Органы государственной и муниципальной власти в 2016 г. участвовали в урегулировании
Рис. 1 Количество социально-трудовых конфликтов в экономике РФ
136 социально-трудовыхконфликгов, чтосостав-ляет 81 % от общего количества СТК:
• органы государственной власти федерального уровня участвовали в урегулировании 51СУК (30% отыгбщегонолвтаесива СТК);
• органы государственной власти субъектов РФ — вуренукироваыбн 7РУКВ(46% от общего количества СТК);
• органы местного самоуправления — 47 СТК (28 % от общего количества СТК) [6].
Государственные и муниципальные органы власти должны осуществлять регулярный сбор и анализ данных о состоянии социально-трудовой сферы региона в режиме мониторинга для своевременного выявления и системного анализа происходящих в социально-трудовой сфере области изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере и определения индикатив-
ных проФатглек разоиттиоитенцкыласоциально-трудовой сферы региона [7. С. 782; 8].
Проведение мониторинга позволит осуществлять систематическую оценку состояния трудовых и социально-трудовых отношений на разных уровнях социально-трудовой сферы в целях о беспечения региональных и муниципальных органов власти аналитическими материалами, необходимыми для принятия наиболее целесообразных управленческих решений в данной сфере. В процессе мониторинга на локальном, муниципальном и региональном уровнях выявляются положительные и негативные тенденции, способствующие или сдерживающие развитие инновационного компонента потенциала СТС региона.
Реализация перечисленных мероприятий позволит привести в соответствие социально-трудовую сферу регионов требованиям их инновационного развития в целях обеспечения повышения уровня и качества жизни населения региона.
Список литературы
1. Единый план первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии на I полугодие 2017 года [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/info/26451/.
2. Колесник, Е. А. Современные тенденции в управлении отдельными отраслями социальной сферы Российской Федерации / Е. А. Колесник // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 6 (388). — С. 44—50.
3. Колмакова, И. Д. Роль государственных и муниципальных органов власти в сфере труда / И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2012. — № 3 (257). — С. 92—97.
4. Особенности развития социального партнерства в условиях становления инновационной экономики / И.Д. Колмакова, А. А. Алабугин, Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова // Вестн. Челяб. гос. унта. — 2014. — № 5 (334). — С. 10—14.
5. Старцев, Ю. Н. Конкурентоспособность предприятия как сфера противоречий между техникой и персоналом / Ю. Н. Старцев // Мир в эпоху модернизации и глобализации: политические, экономические и социокультурные аспекты : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — М., 2014. — С. 112—114.
6. Бюллетень проекта «Социально-трудовые конфликты» [Электронный ресурс]. — URL: www. industrialconflicts.ru.
7. Labour and social relations as the economical category and the efficiency of the regional system of labour and social relations / I. D.Kolmakova T. A. Shindina, E. M. Kolmakova et al. // Journal of Applied Economic Sciences. — 2016. — Т. 11, № 4. — С. 782—785.
8.Колмакова, И. Д. Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России / И. Д. Кол-макова // Экономика региона. — 2006. — № 1. — С. 56—66.
Сведения об авторах
Колмакова Екатерина Микаеловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях строительства и землеустройства Южно-Уральского государственного университета (НИУ), Челябинск, Россия. [email protected].
Колмакова Ирина Дмитриевна — доктор экономических наук, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].
Дегтярева Нина Адамовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск, Россия. [email protected].
THE ROLE OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND LABOR SPHERE
Ye.M. Kolmakova
South Ural State University (National Reseach University), Chelyabinsk, Russia. [email protected]
I.D. Kolmakova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
N.A. Degtyareva
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. degtyareva_na56@mail. ru
The article examines the participation of state authorities and local self-government bodies in the regulation of the social and labor sphere, their role in the preparation and conclusion of agreements within the framework of social partnership. The increase in the probability of the emergence of social and labor conflicts in the Russian economy and the need to strengthen the role of government authorities in their resolution.
Keywords: social and labor sphere, social and labor relations, state and municipal authorities, social partnership, regional, sectoral agreements.
References
1. Edinyj plan pervoocherednyh meropriyatij Rossijskoj trekhstoronnej komissii na Ipolugodie 2017 goda [A single plan of priority measures of the Russian trilateral Commission in the first half of 2017]. Available at: http://government.ru/info/26451 (In Russ.).
2. Kolesnik E.A. Sovremennye tendencii v upravlenii otdel'nymi otraslyami social'noj sfery Rossijskoj Federacii [Current trends in the management of individual branches of the social sphere of the Russian Federation]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2016, no. 6 (388), pp. 44—50. (In Russ.).
3. Kolmakova I.D. Rol' gosudarstvennyh i municipal'nyh organov vlasti v sfere truda [The role of the state and municipal authorities in the sphere of labor]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2012, no. 3 (257), pp. 92—97. (In Russ.).
4. Kolmakova I.D. Osobennosti razvitiya social'nogo partnerstva v usloviyah stanovleniya innovacionnoj ehkonomiki [Features of development of social partnership in the conditions of formation of innovative economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 5 (334), pp. 10—14. (In Russ.).
5. Starcev Yu.N. Konkurentosposobnost' predpriyatiya kak sfera protivorechij mezhdu tekhnikoj i persona-lom [The competitiveness of the enterprise as a sphere of contradictions between technology and staff]. Mir v ehpohu modernizacii i globalizacii: politicheskie, ehkonomicheskie i sociokul'turnye aspekty [The world in the era of modernization and globalization: political, economic and sociocultural aspects]. Moscow, 2014. Pp. 112—114. (In Russ.).
6. Byulleten' proekta «Social'no-trudovye konflikty» [Newsletter of the project "Social and labor conflicts"]. Available at: www.industrialconflicts.ru (In Russ.).
7. Kolmakova I.D., Shindina T.A., Kolmakova E.M., Vlasova G.A., Orlova N.A. Labour and social relations as the economical category and the efficiency of the regional system of labour and social relations. Journal of Applied Economic Sciences, 2016, vol. 11, no. 4, pp. 782—785 (In Russ.).
8. Kolmakova I.D. Regulirovanie social'no-trudovyh otnoshenij v ehkonomike Rossii [The regulation of social-labor relations in the Russian economy]. Ehkonomika regiona [The region's economy], 2006, no. 1, pp. 56—66. (In Russ.).
Статья прошла рецензирование и допущена к публикации 24.05.2017.