Научная статья на тему 'Органы исполнительной власти как институт региональной системы регулирования социально-трудовых отношений'

Органы исполнительной власти как институт региональной системы регулирования социально-трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / REGIONAL SYSTEM OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА / STATE LABOR INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колмакова Екатерина Микаеловна, Колмакова Евгения Микаеловна, Микрюкова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена анализу роли исполнительных органов власти как института региональной системы регулирования социально-трудовых отношений в эффективном функционировании механизма управления трудом в регионе. В статье рассматривается деятельность федерального органа исполнительной власти (Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных подразделений) в осуществлении контроля и надзора в трудовой и социально-трудовой сферах. Проанализирована динамика основных показательной деятельности государственной инспекции труда на федеральном и региональном уровнях. Сделан вывод о важной роли данного органа исполнительной власти в современных условиях для контроля за соблюдением трудового законодательства в регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колмакова Екатерина Микаеловна, Колмакова Евгения Микаеловна, Микрюкова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authorities of executive authority as institute regional system of regulation of social-labor relations

The article is devoted to the analysis of the role of the executive bodies of power as an institution of the regional system for regulating social and labor relations in the effective functioning of the mechanism of labor management in the region. The article deals with the activities of the federal executive body (the Federal Service for Labor and Employment and its territorial subdivisions) in exercising control and supervision in the labor and social-labor spheres. The dynamics of the main indicative activities of the state labor inspection at the federal and regional levels is analyzed. A conclusion is made about the important role of this body of executive power in modern conditions for monitoring compliance with labor legislation in the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Органы исполнительной власти как институт региональной системы регулирования социально-трудовых отношений»

УДК 331.1 ББК 65.05

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

КАК ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ек. М. Колмакова1, Евг. М. Колмакова1, А. С. Микрюкова2

1 Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия

2 ООО «Урал-Союз», Челябинск, Россия

Статья посвящена анализу роли исполнительных органов власти как института региональной системы регулирования социально-трудовых отношений в эффективном функционировании механизма управления трудом в регионе. В статье рассматривается деятельность федерального органа исполнительной власти (Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных подразделений) в осуществлении контроля и надзора в трудовой и социально-трудовой сферах. Проанализирована динамика основных показательной деятельности государственной инспекции труда на федеральном и региональном уровнях. Сделан вывод о важной роли данного органа исполнительной власти в современных условиях для контроля за соблюдением трудового законодательства в регионах РФ.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, региональная система социально-трудовых отношений, государственная инспекция труда.

AUTHORITIES OF EXECUTIVE AUTHORITY AS INSTITUTE REGIONAL SYSTEM OF REGULATION OF SOCIAL-LABOR RELATIONS

Yevg. M. Kolmakova1, Yek. M. Kolmakova1, А. S. Mikryukova2

1 South Ural State University (NIU), Chelyabinsk, Russia

2 LTD "Ural-Soyuz", Chelyabinsk, Russia

The article is devoted to the analysis of the role of the executive bodies of power as an institution of the regional system for regulating social and labor relations in the effective functioning of the mechanism of labor management in the region. The article deals with the activities of the federal executive body (the Federal Service for Labor and Employment and its territorial subdivisions) in exercising control and supervision in the labor and social-labor spheres. The dynamics of the main indicative activities of the state labor inspection at the federal and regional levels is analyzed. A conclusion is made about the important role of this body of executive power in modern conditions for monitoring compliance with labor legislation in the regions of the Russian Federation.

Keywords: social and labor relations, regional system of social and labor relations, state labor inspection.

В экономических исследованиях последних лет социально-трудовым отношениям, их регулированию на федеральном, региональном и локальном уровнях уделяется все большее внимание [1—5].

На уровне отдельного региона система регулирования социально-трудовых отношений представляет собой совокупность отношений, возникающих между законодательными и исполнительными органами власти региона, муниципальными органами власти, региональными и территориальными объединениями профсою-

зов, региональными и территориальными объединениями предпринимателей, а также работодателями и профсоюзными организациями организаций региона. Объектом этих отношений является согласование интересов субъектов социально-трудовых отношений, соблюдение трудовых прав работников и прав собственности работодателей с целью гармоничного функционирования региональной экономики региона, направленного на экономической рост и на его основе достижение повышения уровня жизни населения [6—7].

Регулирование социально-трудовых отношений в регионе и муниципальном образовании происходит в процессе разрешения институциональных противоречий, то есть в процессе нахождения баланса интересов работников, работодателей, профсоюзов, объединений работодателей, органов власти и других субъектов [8].

Приоритет региональной системы регулирования социально-трудовых отношений перед федеральной системой заключается в возможности использования потенциала конкретных социально-экономических, демографических, культурно-исторических условий региона, возможности учета накопленных на данной территории квалификации, навыков, традиций.

Одним из субъектов региональной системы регулирования социально-трудовых отношений являются органы исполнительной власти региона.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, подведомственным Минтруду России. Функциями Роструда являются: осуществление контроля и надзора в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальная оценка условий труда и социальной защиты населения, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. Деятельность Федеральной службы по труду и занятости осуществляется непосредственно через ее территориальные органы (Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации).

Следует подчеркнуть, что после передачи полномочий по содействию занятости на региональный уровень в 2012 г. (в качестве собственного полномочия) у Роструда остались функции по контролю выплаты пособий по безработице и мониторингу оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы и ранее созданная информационная структура для осуществления данной деятельности. Фактически Роструд осуществляет функции оператора единого информационного пространства по рынку труда и занятости.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принятой в Женеве 11 июля 1947 г.), каждый член Международной организации труда обязан иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях. В задачу системы инспекции труда входит:

а) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений;

б) обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений;

с) доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений (ст. 3) [9].

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор в нашей стране за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Данная структура является единой централизованной системой, основными элементами которой являются Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и его территориальные органы (государственные инспекции труда, имеющиеся в каждом субъекте РФ).

Структура Федеральной службы по труду и занятости представлена на рисунке.

Надзор за соблюдением трудового законодательства трудовая инспекция осуществляет посредством:

— проведения проверок;

— выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

— составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 356 ТК РФ).

В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разграничены полномочия федеральных органов исполнитель -ной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов

Территориальные органы

Структура Федеральной службы по труду и занятости

местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль (табл. 1).

Проверки, проводимые трудовой инспекций, бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся по заранее утвержденному плану и имеют определенную периодичность — не чаще одного раза в 3 года. Внеплановые проверки проводятся при возникновении определенных оснований, вне зависимости от времени проведения предыдущей проверки. С 2011 г. внеплановые выездные проверки трудовой инспекции при возникновении угроз причинения вреда жизни или здоровью граждан должны согласовываться с органами прокуратуры. И плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок.

По данным Госкомстата, за 2016 г. государственной инспекцией труда было проведено 136,1 тыс. проверок и выявлено 478,9 тыс. нарушений трудового законодательства (табл. 2).

Как видно из табл. 2, наибольший процент выявленных инспекцией труда нарушений — это нарушения по вопросам оплаты и нормирования труда, трудового договора, охраны труда, рабочего времени и времени отдыха и наименьший — по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений, дисциплины труда и трудового распорядка.

За последние 6 лет количество выявленных нарушений уменьшилось почти в 2 раза, что может свидетельствовать об эффективности работы в социально-трудовой сфере.

Важную роль в организации контроля за соблюдением прав работников выполняют территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости.

По данным Государственной инспекции труда по Челябинской области, на 1 января 2018 г. 41 предприятие в регионе имело задолженность по заработной плате. При этом источником сведений являлись обращения граждан или данные Росстата.

По данным на 01.11.2017 г. Государственной инспекцией труда по Челябинской области проведено 2254 проверки, из них 146 — плановых. По итогам проведения 2075 проверок (92 % от общего их количества) выявлены правонарушения:

— по оплате труда — 965;

— оформлению трудовых отношений —208;

— охране труда —561;

— другим вопросам — 341.

Количество полученных от работодателей извещений о происшедших несчастных случаях — 198. Из общего количества расследованных несчастных случаев квалифицировано как «не связанные с производством» — 441.

Основные меры, предпринимаемые Государственной инспекцией труда по восстановлению нарушенных прав в социально-трудовой сфере:

— направление в суды протоколов в целях дисквалификации должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— вынесение должностными лицами Госинспекции труда постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа и протоколов;

1 Отчет о работе государственной инспекции труда в Челябинской области. URL: https://git74.rostrud.ru/ osnov/otchety (дата обращения: 27.02.2018).

Таблица 1

Разграничение полномочий органов власти в сфере осуществления государственного и муниципального контроля

Уровень власти Полномочия органа власти при осуществлении контроля в сфере труда

Федеральный (федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор)) • организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда; • разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда; • организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора)

Региональный (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор)) • организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере труда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора); • установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля(надзора)

Муниципальный • установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля; • организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в сфере труда

Таблица 2 Количество проверок и выявленных нарушений трудового законодательства по видам нарушений в 2016 г.1

Количество, тыс.

2010 2016

Проведено проверок 183,4 136,1

Выявлено нарушений, из них по вопросам: 992,4 478,9

коллективных договоров и соглашений 5,6 3,0

трудового договора 103,5 58,7

рабочего времени и времени отдыха 378 19,3

оплаты и нормирования труда 115,7 112,2

гарантий и компенсаций 14,2 15,3

охраны труда 185,4 51,4

дисциплины труда и трудового распорядка 16,4 7,9

Прочие 173,6 257,1

— административные наказания, вынесенные должностными лицами Госинспекций труда в виде предупреждений и др.

1 Труд и занятость в России — 2017 г. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm (дата обращения: 27.02.2018).

Например, общее количество вынесенных должностными лицами Госинспекции труда по Челябинской области в 2017 г. постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа и протоколов составило 2851, в т. ч. на должностных лиц — 1479; в т. ч. за нарушение требований охраны труда — 645. Общее количество административных наказаний, вынесенных должностными лицами Госинспекций труда в виде предупреждений, составило 1063.2

Таким образом, роль Федеральной службы по труду и занятости как федерального органа исполнительной власти по контролю за соблюдением трудового законодательства исключительно важна [10].

Критериями эффективности работы федеральной службы и ее территориальных органов являются следующие показатели: сокращение нарушений трудового законодательства, повышение уровня трудоустройства граждан, уровень предотвращения безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению, снижение количества трудовых споров и др.

2 Отчет о работе государственной инспекции труда в Челябинской области. URL: https://git74.rostrud.ru/ osnov/otchety (дата обращения: 27.02.2018).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колмакова, И. Д. Теория социально-трудовых отношений / И. Д. Колмакова. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010.

2. Labour and social relations as the economical category and the efficiency of the regional system of labour and social relations / T.A. Shindina, E.M. Kolmakova, G.A. Vlasova at al. // Journal of Applied Economic Sciences. 2016. Т. 11, no. 4. С. 782—785.

3. Колмакова, Е. М. Развитие потенциала социально-трудовой сферы региона: теоретические, методические и прикладные аспекты : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. М. Колмакова. — Челябинск, 2013.

4. Тараданов, А. А. Модель оценки уровня трудовой мотивации персонала в организации / А. А. Тараданов, Ю. Н. Старцев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 38 (329). — С. 119—121.

5. Колмакова, И. Д. Региональные факторы формирования предпринимательской экономики инновационного типа / И. Д. Колмакова // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Экономика и менеджмент. — 2012. — № 9 (268). — С. 63.

6. Колмакова, И. Д. Теоретико-методологические основы системного регулирования социально-трудовых отношений региона : дис. ... д-ра экон. наук / И. Д. Колмакова. — Екатеринбург, 2007.

7. Микрюкова, А. С. Отраслевые и региональные факторы регулирования социально-трудовых отношений в современных условиях / И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 1 (356). — С. 120—123.

8. Особенности развития социального партнерства в условиях становления инновационной экономики / И. Д. Колмакова, А. А. Алабугин, Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 43. — С. 10.

9. Об инспекции труда в промышленности и торговле : Конвенция Междунар. организации труда № 81 (Женева, 11 июля 1947 г.).

10. Колмакова, Е. М. Развитие социально-трудовой сферы в условиях перехода к инновационной экономике / Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2011. — № 31. — С. 40—43.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Колмакова Екатерина Микаеловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятиях строительства и землеустройства» Южно-Уральского государственного университета (НИУ). katekol_mn@mail.ru

Колмакова Евгения Микаеловна — старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на предприятиях строительства и землеустройства» Южно-Уральского государственного университета (НИУ). Janenet@mail.ru

Микрюкова Анастасия Сергеевна — экономист ООО «Урал-Союз». nastya_mn@mail.ru

REFERENCES

1. Kolmakova I.D. Teoriya social'no-trudovyh otnoshenij [Theory of Social and Labor Relations]. Chelyabinsk, Chely-abins State University Publ., 2010. (In Russ.).

2. Shindina T.A., Kolmakova Ye.M., Vlasova G.A., Orlova N.A., Kolmakova I.D. Labour and social relations as the economical category and the efficiency of the regional system of labour and social relations. Journal of Applied Economic Sciences, 2016, vol. 11, no. 4, pp. 782—785. (In Eng.).

3. Kolmakova Ye. M. Razvitie potenciala social'no-trudovoj sfery regiona: teoreticheskie, metodicheskie i prikladnye aspekty [Development of social and labor potential of the region: theoretical, methodological and applied aspects]. Abstract of thesis. Chelyabinsk, 2013 (In Russ.).

4. Taradanov A.A., Startsev Yu.N. Model' ocenki urovnya trudovoj motivacii personala v organizacii [The model for assessing the level of labor motivation of staff in an organization]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 38 (329), pp. 119—121. (In Russ.)

5. Kolmakova I.D. Regional'nye faktory formirovaniya predprinimatel'skoj ehkonomiki innovacionnogo tipa [Regional factors of formation of entrepreneurial economy of innovative type]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Ehkonomika i menedzhment [Bulletin of the South Ural State University. Series Economics and Management], 2012, no. 9 (268), p. 63. (In Russ.)

6. Kolmakova I.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sistemnogo regulirovaniya social'no-trudovyh otnoshenij regiona [Teoretiko-methodological bases of system regulation of social and labor relations of region]. Thesis. Yekaterinburg, 2007. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mikryukova A.S., Kolmakova I.D. Otraslevye i regional'nye faktory regulirovaniya social'no-trudovyh otnoshenij v sovremennyh usloviyah [Branch and regional factors of regulation of social and labor relations in modern conditions]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2015, no. 1 (356), pp. 120—123. (In Russ.)

8. Kolmakova I.D., Alabugin A.A., Kolmakova E.M., Mikryukova A.S. Osobennosti razvitiya social'nogo partnerstva v usloviyah stanovleniya innovacionnoj ehkonomiki [Peculiarities of development of social partnership in conditions of

formation of innovative economy]. Vestnik Cheljabinskogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 43, p. 10. (In Russ.)

9. Konvenciya Mezhdunarodnoj organizacii truda № 81 ob inspekcii truda v promyshlennosti i torgovle (Zheneva, 11 iyulya 1947g.) [ILO Convention No. 81 on Labor Inspection in Industry and Commerce (Geneva, 11 July 1947)]. (In Russ.)

10. Kolmakova Ye.M. Razvitie social'no-trudovoj sfery v usloviyah perekhoda k innovacionnoj ehkonomike [Development of social and labor sphere in conditions of transition to innovative economy] Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2011, no. 31, pp. 40—43 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.