Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / дистанционное обучение / мотивация / физическая подготовленность / physical culture / distance learning / motivation / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрашина Ирина Владимировна, Солдатова Мария Александровна, Титовец Станислав Викторович

Рассмотрены проблемы организации дистанционного обучения в период самоизоляции по дисциплинам, предполагающим «очные» практические занятия, на примере дисциплины «Физическая культура», предложены пути их решения. Проанализирована информация о фактическом воздействии дистанционного формата обучения на практические умения и навыки студентов. Выявлена взаимозаменяемость средств физической культуры очной и дистанционной форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрашина Ирина Владимировна, Солдатова Мария Александровна, Титовец Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FEATURES OF CONDUCTING PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT A UNIVERSITY IN A DISTANCE FORMAT

The problem of organizing distance learning during the period of self-isolation in disciplines that involve "full-time" practical classes, for example, the discipline "Physical Education", is considered. The ways of solving the existing problems in this direction by means of physical culture. The information about the actual impact of the distance learning format on the practical skills and abilities of students is analyzed. The interchangeability of means of physical culture of full-time and distance forms of education is revealed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-3-13

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

И.В. Абрашина, М.А. Солдатова, С.В. Титовец

Рассмотрены проблемы организации дистанционного обучения в период самоизоляции по дисциплинам, предполагающим «очные» практические занятия, на примере дисциплины «Физическая культура», предложены пути их решения. Проанализирована информация о фактическом воздействии дистанционного формата обучения на практические умения и навыки студентов. Выявлена взаимозаменяемость средств физической культуры очной и дистанционной форм обучения.

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, мотивация, физическая подготовленность.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FEATURES OF CONDUCTING PHYSICAL EDUCATION CLASSES ATA UNIVERSITY IN A

DISTANCE FORMAT

Abrashina I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, polux iv@mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Pushkin Leningrad State University, Soldatova M.A., candidate of historical sciences, dean of the faculty, m.soldatova@, lengu.ru, Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Pushkin Leningrad State University, Titovets S.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, larista@yandex.ru, Russia, Saint Petersburg, Pushkin, Pushkin Leningrad State University

The problem of organizing distance learning during the period of self-isolation in disciplines that involve "full-time" practical classes, for example, the discipline "Physical Education", is considered. The ways of solving the existing problems in this direction by means of physical culture. The information about the actual impact of the distance learning format on the practical skills and abilities of students is analyzed. The interchangeability of means of physical culture of full-time and distance forms of education is revealed.

Key words: physical culture, distance learning, motivation, physical fitness.

Абрашина Ирина Владимировна, канд. пед. наук, доц., polux iv@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Солдатова Мария Александровна, канд. ист. наук, декан факультета, m. soldatova@lengu.ru, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,

Титовец Станислав Викторович, канд. пед. наук, доц., larista@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Формирование общей культуры личности как показателя имеющихся индивидуальных возможностей человека -это неотъемлемая задача учебно-воспитательного процесса на всех его уровнях. Развитие физической культуры как составляющей части общей культуры личности - проблема, решаемая в процессе соответствующих занятий. В высших учебных заведениях результатом решения этой задачи должна стать не просто сформированная культура с фундаментом в виде приобщения к здоровому образу жизни, а и активная гражданская

позиция в отношении к этому вопросу, проявляющаяся в виде готовности приобщать окружающих к физической культуре и спорту в первую оче -редь своим примером. Для этого в процессе обучения студент вуза должен овладеть соответствующими компетенциями, позволяющими впоследствии грамотно спланировать самостоятельные занятия, и умениями провести занятие в виде зарядки или физкультурной паузы на производстве, во время активного отдыха, в том числе с членами своей семьи. Для решения этих вопросов необходимо сформировать стремление к самостоятель -ным занятиям и научить студентов подходить к этому процессу, опираясь на научные знания.

Согласно существующим исследованиям жизнедеятельность студента охватывают все компоненты физической культуры [3, 9], следовательно, необходимо активно использовать существующие возможности в целях формирования физической культуры личности.

При традиционном формате обучения студенты овладевают соответствующими компетенциями на практических и лекционных занятиях по физической культуре на протяжении всего периода обучения. Современные условия, вынудившие перевести образовательный процесс в дистан -ционный формат, выдвигают перед педагогами непростую задачу модернизации системы преподавания, которая позволила бы решить поставленную цель без потери качества конечного результата [1].

Цель исследования - выявить условия формирования мотивов к физкультурной деятельности и развития основных двигательных качеств в процессе проведения занятий по физической культуре в дистанционном формате.

Задачи исследования:

1) выделить наиболее перспективные средства передачи знаний в дистанционном формате обучения;

2) выявить средства формирования мотивов к самостоятельным занятиям физической культурой и занятиям в дистанционном формате;

3) разработать и экспериментально обосновать средства и методы развития основных двигательных качеств, используемых в дистанционном формате обучения.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе факультета физической культуры и спорта ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (ЛГУ им. А.С. Пушкина) со студентами 3-го курса с января 2021 года по февраль 2022 года. В процессе работы были использованы следующие методы:

- анализ научно-методической литературы: выполнялся в целях изучения имеющегося опыта проведения занятий в дистанционном формате обучения;

- наблюдение: проводилось на всех этапах работы, требующих сбора данных, оформления анализа результатов, а также теоретических и практических выводов;

- педагогический эксперимент: реализовывался в целях выявления и проверки эффективности средств формирования физической культуры личности в условиях дистанционного обучения;

- математические и статистические методы: проведение обработки полученных данных с целью повышения надежности выводов.

При дистанционном обучении основную сложность представляет практическая часть преподавания дисциплины. В отсутствии прямого кон -такта со студентами труднее всего создать мотивы к активному включе -нию к занятию. К тому же, сложность представляет оценка качества промежуточных результатов и конечного с позиции физической подготовки. Рассмотрение решения проблемы в открытых источниках не дало существенных результатов ввиду отсутствия достоверных сведений о результатах работы в области физической культуры в дистанционном формате [1, 5, 6].

Рассмотрим возможные пути решения создавшихся сложностей на конкретных примерах, отработанных в процессе дистанционной работы со студентами 3-го курса юридического факультета и факультета иностран -ных языков ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Перед началом практических занятий в дистанционном формате необходимо проанализировать наличие определенных знаний о роли и значении физической культуры, об основах физической культуры и здорового образа жизни, о наличии практических умений и навыков. Для активного включения и создания заинтересованности у студентов можно использовать метод мозгового штурма с делением на подгруппы (например, при обсуждении вопросов, связанных с основами физической культуры и здорового образа жизни). При использовании данного метода наиболее удобной платформой, как показал практический опыт, является Discord, поскольку там есть возможность самостоятельного распределения студентов на группы по их желанию, есть функция ограничения количе -ства человек в подгруппах и возможность контролировать работу в под -группах в режиме реального времени. Кроме того, нет необходимости раз -давать задания и тратить время на пояснения, поскольку задания в любом формате (текстовый файл, видеофрагмент и пр.) можно выкладывать в тек -стовый канал.

В целях анализа остаточных знаний о роли и значении физической культуры целесообразно провести тестирование с использованием соответствующих ресурсов. Практический опыт показал неплохой функционал сайта academtest.ru. Процесс и результаты тестирования при применении этого ресурса можно контролировать в режиме реального времени. Обсу -ждение результатов можно повести в виде видеоконференции с использованием Zoom или других доступных программ.

Сложнее всего в условиях дистанционного обучения оценить наличие практических умений и навыков. Поскольку именно опора на практику укрепляет фундамент, на котором строится все формирование физической культуры личности, к этому вопросу следует отнестись очень ответст -венно. Прежде всего, необходимо выяснить, есть ли у присутствующих на занятии ограничения в двигательной активности по медицинским показа -ниям. Далее опросить, какими видами двигательной активности и как регулярно студент занимался в предшествующий период. Эту информацию удобнее всего собрать в виде анкет. Самый быстрый и удобный способ анкетирования в дистанционном формате - это использование Google Forms.

Интересной формой дистанционных занятий по сбору информации служит также проведение викторин и игр. Такой способ требует серьезной предварительной подготовки по созданию соответствующих презентаций. В открытом доступе сети Интернет присутствуют варианты таких игр с возможностью изменения содержания для решения своих задач урока. Как показал практический опыт, студенты активно включаются в такой формат работы, осуществляемой на платформах, имеющих возможность проведе -ния видеоконференции с демонстрацией экрана.

Самой важной частью предварительного этапа, предшествующего началу практических занятий, является формирование подгрупп в зависимости от уровня физической подготовленности. Следует отметить, что студенты, относящиеся к группе ЛФК, не должны заниматься на практиче -ских занятиях со студентами основной и подготовительной групп, особенно при дистанционном формате работы. Способ организации занятий с этой категорией - предмет внимания, требующий отдельного исследования.

Итак, определение физических возможностей занимающихся можно осуществить посредством проведения функциональных проб [8]. В медицинской и физкультурной практике функциональные пробы проводятся в следующих целях:

1) оценка функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей;

2) оценка физической подготовленности;

3) экспертиза профессиональной пригодности;

4) оценка эффективности программ тренировки и реабилитации;

5) оценка приспособляемости к данной нагрузке;

6) оценка физической работоспособности;

7) выявление изменений со стороны сердечно-сосудистой и других систем и процессов адаптации к нагрузке от одного исследования к другому;

8) выявление предпатологических состояний.

В преддверии практических занятий в дистанционном формате наиболее информативными и безопасными с позиции зрения проведения самого теста, на наш взгляд, являются:

1. Проба Ромберга. Оценка деятельности вестибулярного аппарата -важный элемент диагностики общего состояния в целях выявления утом -ления, перенапряжения, а также длительного перерыва в занятиях физической культурой и спортом. Способность заниматься в условиях ограничен -ного пространства при дистанционном проведении занятий по физической культуре также позволит оценить именно этот тест.

2. Ортостатическая и клиностатическая пробы. Оценка работы симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы - важное условие, позволяющее избежать нежелательных последствий физической нагрузки. Так, показатели ортостатической пробы отразят возбудимость симпатического отдела вегетативной нервной системы и позволят оценить возможность выполнения упражнений, требующих перехода из горизонтального положения в вертикальное, при котором вследствие изменений кровоснабжения мозга может развиться обморочное состояние. Клиностатическая проба, в свою очередь, послужит для оценки возбудимости парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

3. Проба Руфье. При хороших показателях предыдущих тестов представленный метод необходим для оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке, а также для определения физической работоспособности.

4. Пробы Штанге и Генчи. Оценка состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом.

При хороших показателях функциональных проб приступают к оценке уровня развития двигательных качеств. Этот этап тестирования позволит сопоставить исходные данные и проследить их изменение в ус -ловиях дистанционной работы. В создавшихся условиях реальной задачей следует считать сохранение текущего уровня развития студентов [2].

В дистанционном режиме работы не представляет сложности выяв -ление уровня развития силы и гибкости. В этих целях можно использовать стандартные тесты комплекса ГТО. Оценка качества быстроты в сложив -шихся условиях позволит провести только тесты на быстроту реакции (тест с линейкой) и частоту движений (теппинг-тест). Оценку целостных действий можно выявить по последнему результату преодоления отрезков в беге на 60 или 100 м.

Оценить выносливость можно с помощью пробы Котова-Дешина, однако необходимость измерения давления может потребовать наличия у испытуемых тонометра. Косвенно судить об уровне развития этого каче -ства также можно по проведенной ранее пробе Руфье.

Выявление уровня развития ловкости в дистанционном формате общения - сложная задача. Поскольку формы проявления ловкости весьма разнообразны, оценить качество посредством одного теста не представля -ется возможным. Косвенное представление можно получить с помощью пробы Ромберга-3, проведенной по аналогии с пробой, отмеченной выше.

Систематизированные данные позволят, во-первых, создать для преподавателя общее представление о занимающихся и разделить их на подгруппы для последующих занятий, во-вторых, создать представление у студентов о собственной подготовке, что позволит сформировать сознательное отношение как к практической части занятий по физической куль -туре в вузе, так и мотивировать на самостоятельные занятия.

Опыт работы в период дистанционного обучения со студентами ЛГУ им. А.С. Пушкина показал, что построение практических занятий по предмету «Физическая культура» можно рекомендовать на платформе Zoom (в случае отсутствия необходимости деления участников на под -группы с предоставлением заданий разного уровня сложности) и Discord (для работы со студентами, значительно отличающимися по уровню подготовки).

Содержательная часть занятий, опробованная на тех же студентах, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Содержание занятий первого семестра в дистанционном формате

Месяц Содержание занятий

Студенты основной группы здоровья Студенты подготовительной группы здоровья Студенты, временно освобожденные от практических занятий

с высокими показателями функциональных проб и тестов с низкими показателями функциональных проб и тестов

Сентябрь Теоретический материал, тестирование, распределение на подгруппы, задания реферативного характера. Практическая часть: ОРУ и упражнения на гибкость Теоретический материал, задания реферативного характера

Октябрь Аэробика, стретчинг ОРУ, упражнения на гибкость Изучение теоретического материала по проведению ОРУ

Ноябрь Повторное проведение функциональных проб и тестов, перераспределение на подгруппы Помощь в проведении тестирования

Аэробика, стрет-чинг, силовые упражнения на основные группы мышц ОРУ, упражнения на осанку, упражнения на гибкость Аэробика, стрет-чинг, силовые упражнения с минимальной нагрузкой Проведение ОРУ

Окончание табл. 1

Месяц Содержание занятий

Студенты основной группы здоровья Студенты подготовительной группы здоровья Студенты, временно освобожденные от практических занятий

с высокими показателями функциональных проб и тестов с низкими показателями функциональных проб и тестов

Декабрь Аэробика, слайд, интервальная тренировка, силовые упражнения с утяжелителями и упражнения на отдельные мышечные группы ОРУ, упражнения на осанку, упражнения на гибкость Аэробика, стрет-чинг, силовые упражнения с минимальной нагрузкой Проведение ОРУ

Для стимулирования в условиях удаленной работы можно добавить метод начисления дополнительных баллов (при наличии балльно-рейтин-говой системы проведения экзамена или зачета) за самостоятельные заня -тия в свободное от учебы время. Задания для самостоятельной работы необходимо дифференцировать в зависимости от уровня подготовки студентов. Способы контроля: видеоотчет, электронный отчет по результатам тренировки при использовании приложений или тестирование с фиксацией прогресса в выполняемом действии (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в упоре лежа сзади и другие упражнения тестового характера).

Занятия второго семестра строятся в зависимости от результатов тестирования на первом занятии семестра и проводятся по тому же прин -ципу, что и в 1-м семестре. В целях разнообразия форм проведения можно предложить в подготовительной части занятия упражнения на ловкость с использованием ракеток настольного тенниса или бадминтона (набивание на количество раз правой и левой рукой, с чередованием рук, поворотом ракетки и т. п), использование шарика для настольного тенниса (поролонового или тряпичного мяча): упражнения «школы мяча» и другие задания, не требующие большого пространства для выполнения.

Периодическое повторное проведение функциональных проб позволит студентам переходить в подгруппы в зависимости от прогресса в фиксируемых категориях тестов. Кроме того, наличие подгрупп с деле -нием по уровню подготовки и сложности заданий, поможет студентам самостоятельно учиться оценивать свои текущие возможности в зависимо -сти, в том числе, и от самочувствия на отдельно взятом занятии.

Кроме перечисленных форм проведения занятий, студентам предлагалось самостоятельно проводить групповую подготовительную и за -ключительную части занятий в целях опробования на практике знаний о

терминологии физических упражнений, последовательности их выполне -ния и частных задачах каждого конкретного упражнения, а также выра -ботки навыка руководства группой при проведении физкультурных мероприятий.

Важным моментом в условиях дистанционной работы является оперативный контроль. При наличии на одном занятии нескольких подгрупп, занимающихся по своему плану, занятие следует проводить на платформе Discord. При этом задания выкладываются в текстовый канал в виде документа, видеофрагмента или любого другого формата. Каждая подгруппа, находясь в своем голосовом канале, имеет доступ к общему текстовому каналу и работает с предназначенным только для них заданием. Преподаватель, имея доступ перехода между группами в голосовых каналах, контролирует работу, уделяя основное внимание группе с наиболее сложным заданием или упражнениями, требующими особого контроля за состоянием занимающихся. В зависимости от темы и задач занятия подготовительную и заключительную части можно проводить без разделения на подгруппы, находясь в общем пользовательском сервере.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов дистанционной работы в ЛГУ им. А.С. Пушкина со студентами 3 -го курса в первом семестре (общее кол-во - 56 чел.: 32 девушки и 24 юноши) юридического факультета и иностранных языков представлен в табл. 2 и 3).

Поскольку мотивация представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса, анализ мотивов до начала исследова -ния и в процессе реализации программы дистанционного обучения является обязательной составляющей показателя результативности деятельности [4, 7]. Как видно из представленных результатов, уровень мотивации студентов с высокой степенью выраженности мотивов существенно изме -нился.

Таблица 2

Изменение познавательной и социальной мотиваций у студентов (по тесту социализированности личности М.И. Рожкова)

Высокая степень

№ Мотивы выраженности мотивов, %

п/п До начала эксперимента По окончании эксперимента

1 Выраженность широких познавательных мотивов 27 68

2 Собственно познавательные мотивы 18 41

3 Мотивы саморазвития (личностные мотивы) 5 32

4 Широкие социальные мотивы (мотивы вынужденного учения) 2 23

Окончание табл. 2

№ п/п Мотивы Высокая степень выраженности мотивов, %

До начала эксперимента По окончании эксперимента

5 Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную позицию, одобрение окружающих) 37 70

6 Мотивы сотрудничества или социальности знаний 21 32

Изменение познавательной и социальной мотиваций (по тесту социализированное™ личности М.И Рожкова) наиболее ярко прослеживается именно на студентах, показавших высокую степень выраженности мотивов, поэтому именно они представлены в табл. 2.

В развитии двигательных качеств и показателях функциональных проб произошли следующие изменения (табл. 3): по окончании исследования оценка физической работоспособности по индексу Руфье соответствовала уровню отличной работоспособности у 15 чел., хорошей - у 29 чел., средней и удовлетворительной - у 6 чел. Низкая работоспособность была только у 5 чел., но до начала исследования.

Таблица 3

Изменение показателей функциональных проб и развития двигательных качеств у студентов по окончании эксперимента

№ п/п Название теста Изменение показателей, %

Улучшение Ухудшение Отсутствие

Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев.

1 Бег на 100 м - - - 25 100 75

2 Бег на 2 км (дев.) / на 3 км (юн.) 17 37 - 19 83 44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (дев.) / подтягивание (юн.) 71 44 - - 29 56

4 Поднимание туловища из исходного положения «лежа на спине, руки за головой» 92 87 - - 8 13

5 Наклон из исх. положения «стойка на гимнастической скамейке» 54 84 - - 46 16

6 Прыжки через скакалку 21 9 8 - 71 91

7 Проба Руфье 87 62 - - 12 37

Оценка двигательных качеств производилась в очном формате после возвращения студентов к традиционным занятиям (сравнивались результаты последнего очного тестирования с текущими показателями). Как видно из табл. 3, наиболее существенные изменения произошли в

показателях, определяющих уровень развития гибкости и силы, что свя -зано, на наш взгляд, со спецификой проведения занятий. Изменения в тесте на выносливость произошли у студентов, начавших самостоятельные занятия вследствие изменения мотивации. Однако наиболее значимым результатом следует считать показатели индекса Руфье, отражающий уровень работоспособности, улучшившийся у большинства занимающихся.

Интересно отметить тот факт, что изменения в показателях развития двигательных качеств произошли не только у студентов с высокой сте -пенью выраженности мотивов, что, на наш взгляд, свидетельствует об оптимальности выбранного режима дистанционной работы, позволяющего учитывать уровень текущего состояния студента.

Выводы. Выявленные в процессе исследования средства и методы формирования физической культуры личности студентов при проведении занятий в дистанционном формате с использованием современных информационных технологий оптимально решают основные задачи по приоб-щению к регулярным занятиям, в том числе самостоятельным, оптимизи -руют режим двигательной активности в условиях дистанционного обуче -ния и позволяют сохранить уровень физической подготовки у большинства занимающихся. Кроме того, изменение мотивации к занятиям физической культурой и, как следствие, приобщение к самостоятельной работе в этом направлении, позволяет улучшить показатели развития отдельных двигательных качеств.

Список литературы

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 2000. 350 с.

2. Еремин Р.В. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма // Наука и инновации в сфере образования и производства: сб. науч. тр. Орел: Изд-во ОГУ, 2015. С. 107-114.

3. Зевелева Е.А., Казакова Л.К., Третьякова Н.М. Мировоззренческое и социокультурное воспитание студенческой молодежи // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи: сб. матер. V Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 2018. С. 76-82.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

5. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / Е.С. Полат [и др.]. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с.

6. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Дистанционное обучение: 3-е изд., перераб. и доп. М.: Владос, 2005. 192 с.

7. Смирнов А.В., Валиахметова И.В. Современные аспекты мотива -ции учебной деятельности студентов вузов // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 6 (3). С. 81-95.

8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 520 с.

9. Физическая культура в образовании и науке: коллектив. монография / С.Н. Бегидова [и др.]. Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2013. 288 с.

References

1. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie: sushchnost', tekhnologiya, organizaciya [Distance learning: essence, technology, organization]. M.: MESI publishing house, 2000. 350 p.

2. Eremin R.V. Problemy formirovaniya, ukrepleniya i sohraneniya zdorov'ya uchashchejsya molodezhi sredstvami fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Problems of formation, strengthening and preservation of the health of student youth by means of physical culture, sports and tourism] // Science and innovations in the field of education and production: coll. scientific tr. Orel: OSU Publishing House, 2015. P. 107-114.

3. Zeveleva E.A., Kazakova L.K., Tret'yakova N.M. Mirovozzrencheskoe i soci-okul'turnoe vospitanie studencheskoj molodezhi [Worldview and socio-cultural education of student youth] // Spiritual and moral culture in higher education: moral values and the future of student youth: sat. mater. V Intern. scientific-practical. conf. M.: RUDN University, 2018. P. 76-82.

4. Il'in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg: Piter, 2000. 512 p.

5. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning]: textbook. allowance for students. higher textbook head / E.S. Polat [et al.]. M.: Publishing house. center "Academy", 2006. 400 p.

6. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Distancionnoe obuchenie [Distance learning]: 3rd ed., revised. and additional. M.: Vlados, 2005. 192 p.

7. Smirnov A.V., Valiahmetova I.V. Sovremennye aspekty motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov vuzov [Modern aspects of motivation of educational activity of university students] // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [Topical issues of modern science]. 2009. No. 6 (3). P. 81-95.

8. Solodkov A.S., Sologub E.B. Fiziologiya cheloveka. Obshchaya. Sportivnaya. Vozrastnaya [Human physiology. General. Sports. Age]: textbook. M.: Tera-Sport, Olympia Press, 2001. 520 p.

9. Fizicheskaya kul'tura v obrazovanii i nauke [Physical culture in education and science]: team. monograph / S.N. Begidova [et al.]. Yaroslavl: Remder Publishing House, 2013. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.