Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕСТУПНОСТЬ / ВЛАДЕНИЕ ОРУЖИЕМ / СЛУШАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданов Арсен Климович

В последние годы, мы наблюдаем изменения в системе образования, которые не обошли стороной и вузы МВД России, что выражается в преобладании правовой подготовки над профильной и не позволяет в полной мере подготовить будущие кадры для МВД. В результате слушатели не осваивают достаточные навыки организации и выполнения своей основной задачи и работы. Практика применения огнестрельного оружия в ОВД отчетливо свидетельствует о том, что на эффективность его использования влияет уровень освоения дисциплины «Огневая подготовка». Данные навыки вырабатываются в процессе прохождения дисциплины «Огневая подготовка», которая является неотъемлемой частью процесса обучения. Занятия по огневой подготовке, проводятся с целью выработки у слушателей умений максимально эффективного и безопасного использования табельного оружия, а также передачи знаний по тактике ведения боя, оценки ситуации и правомерности использования сотрудником оружия. На занятиях по огневой подготовке слушателей ознакамливают с основами внутренней и внешней баллистики, принципами работы оружия, основными видами оружия, состоящими на вооружении ОВД России. Реализация огневых навыков у слушателей образовательных организаций состоит в знании боевых и технических свойств оружия, умении быстро устранять задержки и вести меткий огонь. Основной целью занятий по огневой подготовке является обучение личного состава в течение ограниченного бюджета времени и условиях ограниченности ресурсов использовать и правильно применять оружие. И на помощь здесь приходят лекционные, теоретические материалы, индивидуальные и групповые учебно-тренировочные занятия, а также самостоятельная подготовка. Вместе с тем, понимая ограниченную трудоемкость дисциплины, следует понимать, что на занятиях преподаватель не имеет возможности уделять достаточно времени каждому обучающемуся. Это вызывает затруднения в обучении, поэтому здесь на помощь приходят индивидуальные занятия и консультации. Занятия по огневой подготовке, проводятся с целью выработки у слушателей умений максимально эффективного и безопасного использования табельного оружия, а также передачи знаний по тактике ведения боя, оценки ситуации и правомерности использования сотрудником оружия. Выполняя свою основную задачу по охране прав и свобод граждан, сотрудники полиции, могут оказаться в ситуации требующей использования огнестрельного оружия. Однако не обладая достаточным количеством знаний и навыков, от его использования ситуация может только ухудшится. Именно поэтому в процессе обучения, наравне с другими дисциплинами, слушатели получают навыки владения оружием, его хранения и обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карданов Арсен Климович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE DISCIPLINE "FIRE TRAINING" IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

In recent years, we have seen changes in the education system that have not bypassed the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which is expressed in the predominance of legal training over profile training and does not allow to fully prepare future personnel for the Ministry of Internal Affairs. As a result, trainees do not acquire sufficient skills to organize and perform their main task and work. The practice of using firearms in the police department clearly indicates that the effectiveness of its use is influenced by the level of mastering the discipline "Fire training". These skills are developed in the process of passing the discipline "Fire Training", which is an integral part of the learning process. Classes in firearms training are held with the aim of developing students' skills for the most efficient and safe use of service weapons, as well as transferring knowledge on combat tactics, assessing the situation and the legality of using weapons by an employee. At firearm training classes, students are introduced to the basics of internal and external ballistics, the principles of operation of weapons, and the main types of weapons in service with the Russian Internal Affairs Department. The implementation of fire skills among students of educational organizations consists in the knowledge of the combat and technical properties of weapons, the ability to quickly eliminate delays and conduct accurate fire. The main purpose of firearms training is to train personnel, within a limited budget of time and in conditions of limited resources, to use and correctly use weapons. And here lectures, theoretical materials, individual and group training sessions, as well as self-training come to the rescue. At the same time, understanding the limited labor intensity of the discipline, it should be understood that in the classroom the teacher does not have the opportunity to devote enough time to each student. This causes difficulties in learning, so individual lessons and consultations come to the rescue here. Classes in firearms training are held with the aim of developing students' skills for the most efficient and safe use of service weapons, as well as transferring knowledge on combat tactics, assessing the situation and the legality of using weapons by an employee. In carrying out their main task of protecting the rights and freedoms of citizens, police officers may find themselves in a situation requiring the use of firearms. However, without having enough knowledge and skills, the situation can only worsen from its use. That is why in the process of training, along with other disciplines, students acquire the skills of owning weapons, their storage and maintenance.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

6. Карданов, А.К. Влияние физической подготовленности на технику стрельбы слушателей образовательных организаций МВД России / А.К. Карданов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. № 4. - С. 75-78.

7. Карданов, А.К. Актуальные проблемы огневой и физической подготовки сотрудников полиции / А.К. Карданов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 113-116.

8. Таков, А.З. Психолого-педагогические аспекты совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А.З. Таков // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 1-1. - С. 169-175.

9. Черкесов, А.Ю. Актуальные вопросы огневой подготовки сотрудников полиции / А.Ю. Черкесов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10 (161). - С. 404-405.

10. Черкесов, А.Ю. Педагогические условия совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции / А.Ю. Черкесов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 227-229.

11. Шидиев, М.Н. Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции / М.Н. Шидиев, Н.Н. Северин // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта. Статьи Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. - 2021. - С. 219-223.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, полковник полиции Карданов Арсен Климович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В последние годы, мы наблюдаем изменения в системе образования, которые не обошли стороной и вузы МВД России, что выражается в преобладании правовой подготовки над профильной и не позволяет в полной мере подготовить будущие кадры для МВД. В результате слушатели не осваивают достаточные навыки организации и выполнения своей основной задачи и работы. Практика применения огнестрельного оружия в ОВД отчетливо свидетельствует о том, что на эффективность его использования влияет уровень освоения дисциплины «Огневая подготовка». Данные навыки вырабатываются в процессе прохождения дисциплины «Огневая подготовка», которая является неотъемлемой частью процесса обучения. Занятия по огневой подготовке, проводятся с целью выработки у слушателей умений максимально эффективного и безопасного использования табельного оружия, а также передачи знаний по тактике ведения боя, оценки ситуации и правомерности использования сотрудником оружия. На занятиях по огневой подготовке слушателей ознакамливают с основами внутренней и внешней баллистики, принципами работы оружия, основными видами оружия, состоящими на вооружении ОВД России. Реализация огневых навыков у слушателей образовательных организаций состоит в знании боевых и технических свойств оружия, умении быстро устранять задержки и вести меткий огонь. Основной целью занятий по огневой подготовке является обучение личного состава в течение ограниченного бюджета времени и условиях ограниченности ресурсов использовать и правильно применять оружие. И на помощь здесь приходят лекционные, теоретические материалы, индивидуальные и групповые учебно-тренировочные занятия, а также самостоятельная подготовка. Вместе с тем, понимая ограниченную трудоемкость дисциплины, следует понимать, что на занятиях преподаватель не имеет возможности уделять достаточно времени каждому обучающемуся. Это вызывает затруднения в обучении, поэтому здесь на помощь приходят индивидуальные занятия и консультации. Занятия по огневой подготовке, проводятся с целью выработки у слушателей умений максимально эффективного и безопасного использования табельного оружия, а также передачи знаний по тактике ведения боя, оценки ситуации и правомерности использования сотрудником оружия. Выполняя свою основную задачу по охране прав и свобод граждан, сотрудники полиции, могут оказаться в ситуации требующей использования огнестрельного оружия. Однако не обладая достаточным количеством знаний и навыков, от его использования ситуация может только ухудшится. Именно поэтому в процессе обучения, наравне с другими дисциплинами, слушатели получают навыки владения оружием, его хранения и обслуживания.

Ключевые слова: огневая подготовка, образовательные организации МВД России, учебно-тренировочный процесс, преступность, владение оружием, слушатели.

Annotation. In recent years, we have seen changes in the education system that have not bypassed the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which is expressed in the predominance of legal training over profile training and does not allow to fully prepare future personnel for the Ministry of Internal Affairs. As a result, trainees do not acquire sufficient skills to organize and perform their main task and work. The practice of using firearms in the police department clearly indicates that the effectiveness of its use is influenced by the level of mastering the discipline "Fire training". These skills are developed in the process of passing the discipline "Fire Training", which is an integral part of the learning process. Classes in firearms training are held with the aim of developing students' skills for the most efficient and safe use of service weapons, as well as transferring knowledge on combat tactics, assessing the situation and the legality of using weapons by an employee. At firearm training classes, students are introduced to the basics of internal and external ballistics, the principles of operation of weapons, and the main types of weapons in service with the Russian Internal Affairs Department. The implementation of fire skills among students of educational organizations consists in the knowledge of the combat and technical properties of weapons, the ability to quickly eliminate delays and conduct accurate fire. The main purpose of firearms training is to train personnel, within a limited budget of time and in conditions of limited resources, to use and correctly use weapons. And here lectures, theoretical materials, individual and group training sessions, as well as self-training come to the rescue. At the same time, understanding the limited labor intensity of the discipline, it should be understood that in the classroom the teacher does not have the opportunity to devote enough time to each student. This causes difficulties in learning, so individual lessons and consultations come to the rescue here. Classes in firearms training are held with the aim of developing students' skills for the most efficient and safe use of service weapons, as well as transferring knowledge on combat tactics, assessing the situation and the legality of using weapons by an employee. In carrying out their main task of protecting the rights and freedoms of citizens, police officers may find themselves in a situation requiring the use of firearms. However, without having enough knowledge and skills, the situation can only worsen from its use. That is why in the process of training, along with other disciplines, students acquire the skills of owning weapons, their storage and maintenance.

Key words: fire training, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, educational and training process, crime, possession of weapons, students.

Введение. Огневая подготовка является базовой дисциплиной из цикла боевой подготовки сотрудников ОВД, целью которой является обучение личного состава навыкам применения и ведения эффективного огня в ситуации боя.

Огневая подготовка, играя роль одного из главного направления подготовки, непрерывно реализуется на протяжении всего периода обучения в образовательных организациях МВД России. Наличие у обучающегося контингента глубоких знаний и устойчивых умений и навыков пользоваться оружием свидетельствует о высоком уровне подготовки.

Изложение основного материала статьи. Практика применения огнестрельного оружия в ОВД отчетливо свидетельствует о том, что на эффективность его использования влияет уровень освоения дисциплины «Огневая подготовка».

Реализация огневых навыков у слушателей образовательных организаций состоит в знании боевых и технических свойств оружия, умении быстро устранять задержки и вести меткий огонь.

Основной целью занятий по огневой подготовке является обучение личного состава в течение ограниченного бюджета времени и условиях ограниченности ресурсов использовать и правильно применять оружие. И на помощь здесь приходят лекционные, теоретические материалы, индивидуальные и групповые учебно-тренировочные занятия, а также самостоятельная подготовка [2].

Практические (учебно-тренировочные) занятия по огневой подготовке призваны для отработки знаний и навыков по выработке мышечной памяти у стрелков.

Вместе с тем, понимая ограниченную трудоемкость дисциплины, следует понимать, что на занятиях преподаватель не имеет возможности уделять достаточно времени каждому обучающемуся. Это вызывает затруднения в обучении, поэтому здесь на помощь приходят индивидуальные занятия и консультации.

Прицеливание, напрямую зависит от двигательных навыков полицейского, от правильно поставленной стойки, положения рук, координации движений и внимательности, реакция. Совокупность всех этих факторов и даёт в результате возможность судить насколько точно и быстро полицейский сможет прицелиться.

Методика тренировки может быть разнообразна и различна. Основной задачей ставящейся перед слушателями является обнаружение цели, как можно скорее прицелиться, выстрелить. Естественно, для этого могут быть использованы макеты людей, мишени, могут быть задействованы проекторы которые будут передавать изображение на экран, где будут появляться и исчезать различные цели, и задачей стрелка будет успеть прицелиться на цель до того как она пропадёт. Работа в парах также может быть задействована в данном процессе, моделирование различных ситуаций с имитацией задолжников и преступников.

К организации учебного процесса, безусловно приковано основное внимание, так как от того насколько эффективно используется время отведённое на освоение той или иной дисциплины напрямую зависит качество получаемого обучения, навыков и квалифицированности подготовленных кадров и их готовность нести службу в органах внутренних дел. В образовательных организациях МВД России, высокая эффективность организации учебно-тренировочного процесса достигается путём привлечения опытных и высококвалифицированных преподавателей по каждой дисциплине, входящей в учебную программу, которые в свою очередь обеспечивают непрерывный, тщательно проработанный и хорошо распределённый учебно-тренировочный процесс, который контролируется не только начальником учебного заведения, а также непосредственно руководством органов внутренних дел, которое занимается оценкой качества подготовки выпускников, как основной работодатель предъявляет свои требования к уровню подготовки будущих специалистов в тех или иных дисциплинах. Соответственно и подбор персонала, который будет осуществлять подготовку будущих специалистов довольно трудоемкий и ответственный процесс, так как именно от этих людей будет зависеть насколько хорошее образование и повышение квалификации получат слушатели, и к данному процессу ни в коем случае нельзя относится пренебрежительно, можно даже сказать, что процесс организации учебного процесса начинается именно с этого этапа [3, 6, 10].

Успешность прохождения всего процесса обучения также зависит от уровня мотивации слушателей, достижение каких целей они поставили перед собой, и готовы ли они посвятить себя всецело в образовательный процесс, и заниматься самообразованием. Безусловно, это сугубо личное и каждый слушатель пришёл получать данную профессию с определённой целью, что касается центров повышения квалификации, то здесь ситуации немного сложнее, так как нередко можно встретить индивидов, целью которых является поддерживание уже имеющейся формы, их отличает не особая заинтересованность в учебном процессе и слабая мотивация, а попадаются индивиды, которые с каждым годом пытаются стать лучшей версией себя, не желая останавливаться в развитии, а получать как можно больше знаний, и совершенствоваться как ментально так т физически. Безусловно, мотивация последние гораздо выше, соответственно их погружённость в процесс обучения и самоотдача гораздо выше, чем у первых. Однако независимо от преследуемых целей и имеющихся результатов, центры повышения квалификации должны предоставлять для всех одинаковые условия для совершенствования, самосовершенствования и достижения поставленных целей. Что позволяет нам утверждать, что ещё одной задачей преподавательского состава является умение правильно настраивать слушателей, обладать знаниями в области психологии, чтобы уметь контролировать весь коллектив, видеть проблемы, возникающие в нем, подбадривать, мотивировать и ставить прел ним цели [4, 7].

Вышесказанное, указывает на то, что сотрудники полиции обязаны обладать рядом специфических качеств, одним из которых является умение обращения с огнестрельным оружием [1]. Данные навыки вырабатываются в процессе прохождения дисциплины «Огневая подготовка», которая является неотъемлемой частью процесса обучения. Занятия по огневой подготовке, проводятся с целью выработки у слушателей умений максимально эффективного и безопасного использования табельного оружия, а также передачи знаний по тактике ведения боя, оценки ситуации и правомерности использования сотрудником оружия. Выполняя свою основную задачу по охране прав и свобод граждан, сотрудники полиции, могут оказаться в ситуации требующей использования огнестрельного оружия, однако не обладая достаточным количеством знаний и навыков, от его использования ситуация может только ухудшится. Именно поэтому в процессе обучения, наравне с другими дисциплинами, слушатели получают навыки владения оружием, его хранения и обслуживания. Слушатели образовательных организаций МВД России в отличие от обучающихся других высших учебных заведений для успешного прохождения обучения, должны заведомо обладать набором специфических качеств, таких как высокий уровень физической подготовки и психологическая устойчивость, что позволяет отобрать для дальнейшего обучения только лучших из лучших, людей которые смогут справиться с высокими нагрузками, как физическими, так и психологическими. Такая жесткая система отбора позволяет не только отбирать более достойных абитуриентов, а в основном связана с тем, чтобы люди неспособные нести службу по окончании образования, люди, идущие в органы внутренних дел для достижения своих корыстных целей не имели возможности поступать на обучение и службу, таким образом, шанс допуска до работы людей с плохими намерениями гораздо ниже, если бы не было такого жесткого отбора, то каждый второй поступал бы в высшие учебные заведения системы МВД, а по настоящему достойные абитуриенты могли бы лишиться такой возможности. Тем более, страшно было бы представить, если каждый желающий мог бы обучаться владению с огнестрельным оружием, которое является предметом повышенной опасности. Они бы могли опозорить честь полиции, и пользоваться своим должностным положением и причинять вред для здоровья граждан или же вовсе отбирать их жизни.

В последние годы, мы наблюдаем изменения в системе образования в нашей стране, которые не обошли стороной и образовательные организации МВД России, что выражается в преобладании правовой подготовки над профильной, что не позволяет в полной мере подготовить будущие кадры для МВД, так как слушатели не обладают достаточными навыками по организации и выполнению своей основной задачи и работы.

Первой проблемой, с которой сталкивается преподавательский состав, начиная огневую подготовку, это не готовность слушателей прибегнуть к использованию оружия. Основной целью и задачей является обучение сотрудников обращению с оружием, не нарушая законодательство, а именно использование оружия только в крайних случаях, без превышения своих полномочий, и без применения вреда здоровью граждан без особой необходимости. Если, этому аспекту не будет уделено должное внимание, то вина за совершенные в дальнейшем, в процессе службы ошибки обувающимся будет на совести преподавательского состава, который не приложил достаточно усилий для толкования законодательства, и объяснения касаемо опасности использования оружия. Однако, наше мнение таково, что в результате изменений в системе образования, о которых было сказано раннее, количество часов отведённых на огневую подготовку является очень маленьким. Отведённого времени не хватает для прохождения курса обучения как практической, так и устной ее составной, и преподавателям приходится либо уделять больше внимание одной из составных частей подготовки, либо охватывать лишь малую часть обеих. Такая ситуация не приводит ни к чему хорошему, а лишь усложняет процесс обучения и понижает качество получаемого образования [8, 9]. Неправильно, что прикладным программам образования уделяется так мало внимания, даже не смотря на то, что министерство внутренних дел, в первую очередь хочет получить сотрудника готового физически к предстоящей работе, и умеющего пользоваться огнестрельным оружием для защиты себя и граждан, а когда оно получает сотрудников, которые не отличаются высокими показателями физической и огневой подготовки, возникает ситуация, при которой в ведомстве наблюдается недостаток кадров, которые могли осуществлять патрулирование, преследование и задержание, а это является основной задачей любого сотрудника. Но при этом у министерства избыток кадров, которые могли бы производить всю остальную «кабинетную» работу. Отсюда и повышение преступности, потому что многие преступники знают о том, что большая часть сотрудников полиции неразвита физически, и убежать и вступить с ними в бой не является чем-то невозможным. Именно поэтому считаем необходимым либо пересмотр методик, используемых в процессе образования, либо пересмотреть распределения часов выделенных на каждую дисциплину, с большим упором на физическую и огневую подготовку [5, 7].

Выводы. В качестве изменения, можно предложить разделение в процессе обучения слушателей на несколько групп, в зависимости от их предпочтений, а именно если кто-то хочет в большей мере изучать право, уголовное и прочее законодательство, он должен иметь право на преобладание данных предметов в его расписании, однако в таком случае после окончания обучения, в дипломе должно это указываться, чтобы работодатель сразу мог понять, какие функции он будет выполнять по получении работы. Соответственно и слушатели, которые хотят больше времени уделять освоению приёмов борьбы, силового задержания и владению и обращению с оружием, также должны иметь право на это. Соответственно в процессе обучения, упор будет сделан на прикладные программы обучения, соответственно получая диплом о высшем образовании, об этом также делается пометка, и работодатель также как и с первым, сразу имеет понимание какой спектр задач может быть решён данным индивидом. По нашему мнению это может улучшить возникшую ситуацию и решить проблему, так как невозможно отрицать, что в образовательных организациях присутствует немало слушателей, которые могли бы добиться больших успехов в спорте и огневой подготовке, нежели в изучении права и законодательства. К сожалению, с современным уровнем преступности мы не можем себе позволить отказываться от физически развитых и подготовленных сотрудников, которые могли бы преследовать преступников по всей стране и гарантировать их поимку и аресту. Соответственно, раз мы не можем отказаться от этого, стоит увеличить либо количество таких сотрудников, либо качество их подготовки начиная с первых курсов образования в образовательных организациях МВД России.

Литература:

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 12.08.2022).

2. Приказ МВД России от 23.11.2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mvd-rossii-ot-23112017-n-880-ob-utverzhdenii/ (дата обращения 15.08.2022).

3. Абидов, Р.Р. Правовые основы организации огневой подготовки сотрудников полиции / Р.Р. Абидов // Журнал прикладных исследований. - 2021. - Т. 1. № 5. - С. 88-91.

4. Гедгафов, М.М. Применение современных технологий обучения при подготовке стрелков / М.М. Гедгафов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 148-150.

5. Жамборов, А.А. Некоторые особенности формирования психологической устойчивости и физической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению боевого оружия / А.А. Жамборов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 3(154). - С. 343-345.

6. Карданов, А.К. Влияние физической подготовленности на технику стрельбы слушателей образовательных организаций МВД России / А.К. Карданов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. № 4. - С. 75-78.

7. Карданов, А.К. Актуальные проблемы огневой и физической подготовки сотрудников полиции / А.К. Карданов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 113-116.

8. Таков, А.З. Психолого-педагогические аспекты совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А.З. Таков // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 1-1. - С. 169-175.

9. Черкесов, А.Ю. Актуальные вопросы огневой подготовки сотрудников полиции / А.Ю. Черкесов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10 (161). - С. 404-405.

10. Черкесов, А.Ю. Педагогические условия совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции / А.Ю. Черкесов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 227-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.