Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ КРУЖКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENT SCIENTIFIC CIRCLES / EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK OF STUDENTS / RESEARCH SKILLS OF STUDENTS / COMPLEX SYSTEM OF RESEARCH WORK OF STUDENTS / RESEARCH WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Александр Николаевич, Наумова Алина Геннадьевна, Стародуб Ксения Александровна

В статье представлена комплексная система научно-исследовательская работа студентов. Проведён анализ форм и методов привлечения студентов к научно-исследовательской работе. Показана научно-исследовательская работа студентов в рамках выпускных квалификационных работ. Рассмотрены результаты научно-исследовательской работы, проведенной в интересах заказчика санаторно-курортного объединения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Александр Николаевич, Наумова Алина Геннадьевна, Стародуб Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SYSTEMATIC RESEARCH WORK OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article presents a comprehensive system of research work of students. The analysis of forms and methods of attracting students to research work. The research work of students in the framework of final qualifying works is shown. The results of research work carried out in the interests of the customer sanatorium Association

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

УДК 37.036.5 МИХАЙЛОВ Александр Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, филиал Сочинского государственного университета

в г. Анапе e-mail: mail@law-books.ru

НАУМОВА Алина Геннадьевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры управления, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, филиал Сочинского государственного университета

в г. Анапе e-mail: mail@law-books.ru

СТАРОДУБ Ксения Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, филиал Сочинского государственного университета

в г. Анапе e-mail: mail@law-books.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлена комплексная система научно-исследовательская работа студентов. Проведён анализ форм и методов привлечения студентов к научно-исследовательской работе. Показана научно-исследовательская работа студентов в рамках выпускных квалификационных работ. Рассмотрены результаты научно-исследовательской работы, проведенной в интересах заказчика санаторно-курортного объединения.

Ключевые слова: студенческие научные кружки, научно-исследовательская работа студентов, учебно-исследовательская работа студентов, исследовательские навыки студентов, комплексная система научно-исследовательская работа студентов.

MIKHAYLOV Alexander Nikolaevich,

doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of Economics and social and humanitarian disciplines,

branch of Sochi state university in Anapa

NAUMOVA Alina Gennadevna,

candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of Social and cultural service and tourism,

branch of Sochi state university in Anapa

STARODUB Ksenia Alexandrovna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Social and cultural service and tourism,

branch of Sochi state university in Anapa

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SYSTEMATIC RESEARCH WORK OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Annotation. The article presents a comprehensive system of research work of students. The analysis of forms and methods of attracting students to research work. The research work of students in the framework of final qualifying works is shown. The results of research work carried out in the interests of the customer sanatorium Association.

Key words: student scientific circles, research work of students; educational and research work of students; research skills of students; complex system of research work of students.

В период проводимых социально-экономических преобразований в стране, смены ценностных ориента-ций в обществе, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, общество и экономика существенно изменили требования к образованию. В настоящее время сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности. Все эти и другие качества необходимо формировать в вузе.

Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Опыт российского образования показывает, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого вуза [4; 7].

В ходе анализа исследований и публикаций было установлено, что рассматриваемая проблема не является новой. Значительный практический опыт вузов по ведению НИРС всесторонне представлен в трудах известных отечественных ученых и организаторов НИРС: С.И. Архангельского, В.И. Крутова, Е.А. Непомнящего, Г.А. Николаева и др.

Исследовательская деятельность как средство развития личности отражена в трудах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.М. Новикова, М.Г. Ярошевского и др.

В исследованиях ряда учёных (Б.П. Гне-денко, В.П. Елютин, П.Л. Капица, В.И. Крутов и др.) серьезное внимание уделено вопросам совершенствования методов НИРС [10, с. 29 -34].

Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволил сделать вывод, что формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-ис-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

следовательскую работу, включенную в учебный процесс, а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время [8, с. 127].

Результативность научной работы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности во многом определяется своевременным стимулированием (моральным и материальным). В вузе необходима грамотно продуманная целая система поощрений студентов за успехи в научно-исследовательской деятельности [3, с. 18 - 21].

В ходе исследования установлено, что в филиале Сочинского государственного университета (СГУ) в г. Анапе следует выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов НИРС, способствующих развитию творческой активности:

- использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);

- вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно-исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения грантов, участие в работе по заказу предприятия и др.);

- использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские коллективы и др.) [5, с. 126. 127].

В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых - постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины [1; 9].

В нашем исследовании установлено: процент участия студентов достаточно заметен в

таких формах НИРС, как участие в научных исследованиях, проводимых в рамках учебных курсов (23%), в студенческих конференциях (35%), в научных семинарах (16%), в написании и публикации научных статей (17%). Участие в оставшихся формах НИРС не пользуется популярностью среди студентов, либо есть объективные и субъективные причины, ограничивающие такое участие, это - научно-исследовательские проекты (3%), научные работы в виде заказов от предприятий (2%), самостоятельные научные исследования (1%), гранты (1%). групповые исследования (2%).

Следует констатировать, что уровень вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу является низким, что снижает реальные возможности развития творческого потенциала студентов. В качестве часто встречающихся причин неучастия в НИР студенты отмечают нехватку времени - 61.8%; а также отсутствием интереса к научной работе - 38.2%.

Наряду с недостаточным количеством свободного времени для занятия НИР студенты 2-го курса обращали внимание на недостаточную информированность о проводящихся в вузе научных исследованиях.

В проведенной экспериментальной работе преподаватели-исследователи полагали, что эффективность процесса развития творческого потенциала личности студента всецело зависит от умения субъектов образовательного пространства стимулировать участие студентов в различных направлениях вузовской научно-исследовательской деятельности, направляя все усилия на решение основной задачи высшей школы - сформировать специалиста с творческим мышлением. Кроме того, главное в научно-исследовательской деятельности то, что студент находится в ситуации, когда он должен самостоятельно принимать решения, преодолевать трудности, познавать новое. В результате происходит качественный подъём личности на очередную ступень развития, такая деятельность становится необходимостью [2, с. 185].

В ходе экспериментальной проверки на всех курсах обучения была использована методика срезов, которая предполагала проведение нескольких кратковременных констатирующих экспериментов. Применение методики срезов дала возможность не только констатировать достигнутые результаты учебно-воспитательной работы, но и в какой-то мере отразить сам процесс развития научно-исследовательских компетенций будущих специалистов.

Так же были определены педагогические условия и средства, обеспечивающие активизацию новых форм организации научно-исследо-

вательской работы студентов, основанных на принципах самоорганизации, деятельности временных творческих коллективов и др.

Для младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являлись подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием являлось включение в реферат практической или экспериментальной части. Это способствовало формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализ материала; формулирование выводов и обобщений.

На этом этапе студентам предлагались домашние учебно-исследовательские задания, которые по своему характеру, построению и методике близки к научному исследованию. Такие учебно-исследовательские задания помогали студенту мыслить творчески, самостоятельно, анализировать изучаемый материал, сравнивать, обобщать. Некоторые задания становились темами курсовых, а затем и выпускных квалифицированных работ.

На старших курсах студентам предлагались следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, являлось привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрами филиала по госбюджетной и хоздоговорной тематике. В группу, занимающуюся решением определённой научно-исследовательской задачи, включались несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяло обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Работа проводилась по плану-графику, утверждаемому научным руководителем. Руководство работой студентов осуществляли преподаватели, работающие в группе.

Так, в ходе научно-исследовательской работы по теме «Оценка рынка туристских программ Краснодарского края» были:

- выявлены перспективные направления развития рынка туристских программ для обеспечения устойчивого потребительского спроса;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

- проведён сравнительный анализ туристских программ, представленных на международной выставке «Анапа - самое яркое солнце России - 2018»;

- проанализирована динамика развития рынка туризма в Краснодарском крае;

- определен состав и структуру рынка туристских программ Краснодарского края;

- разработаны рекомендации по развитию новых сегментов рынка туристских программ.

Результаты НИР в дальнейшем были использованы в практической деятельности санаторно-курортного объединения «Здравницы города-курорта Анапа» [6, с. 24 - 30].

Проведенные экспериментальные занятия со студентами - будущими бакалаврами и специалистами социально-культурного сервиса и туризма показали эффективность организации и методики НИРС, которая заключалась в следующем:

- усовершенствование содержания и структуры системы НИРС;

- широкое и качественное внедрение НИР в учебный процесс;

- расширения форм НИРС во внеучебное время;

- повышение уровня научных исследований студентов и их внедрения в практику;

- проведение организационно-массовых мероприятий для усовершенствования организации и подведения результатов НИРС;

- усиление работы по изучению, обобщению и распространению опыта организации НИРС.

В результате экспериментальной работы у студентов было отмечено:

- развитие творческого мышления, расширение научного кругозора;

- формирование и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

- формирование умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Таким образом, внедрение системы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе и интеграция её с реальным учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда.

Список литературы:

[1] Бережная Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие / Е.В.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Бережная, В.В. Краевский. -9-е изд. стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2013. - 128 с.

[2] Герасимов Б.И. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.

[3] Давыденко Т.М., Беняш М.В. Система стимулирования научно-исследовательской работы студентов и молодых исследователей // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 4. - С. 18 - 21.

[4] Кудряшов А.Ю. Основы научных исследований лесных машин: учеб. / А.Ю. Кудряшов.

- СПб.: Лань П, 2016. -528 с.

[5] Михайлов А.Н. Исследовательский метод в подготовке специалистов социально-культурного сервиса и туризма // Известия Сочинского гос. университета. - 2013. -№ 3 (26).

- С. 125 - 128.

[6] Михайлов А.Н. Проблемы организации практики студентов в учреждениях санаторно-курортной и туристской сферы. Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., 14 декабря 2018 года. - Краснодар: «Новация», 2019. - С. 24-30.

[7] Рыжков И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: учеб. пособие / И.Б. Рыжков. - СПб.: Лань, 2013. - 224 с.

[8] Тихонов В.А. Теоретические основы научных исследований: учеб. пособие для вузов / В.А. Тихонов, В.А. Ворона, Л.В. Митрякова. -М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - 320 с.

[9] Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5-2. - С. 167 - 170.

[10] Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2016. - 208 с.

Spisok literatury:

[1] Berezhnaya E.V. Osnovy u^ebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti: u^eb. posobie / E.V. Berezhnaya, V.V. Kraevskij. -9-e izd. ster. -M.: Izdat. centr «Akademiya», 2013. - 128 s.

[2] Gerasimov B.I. Osnovy nau^nyh issledovanij / B.I. Gerasimov, V.V. Drobysheva, N.V. Zlobina. - M.: Forum, NIC INFRA-M, 2013.

- 272 с.

[3] Davydenko T.M., Benyash M.V. Sistema stimulirovaniya na^hno-issledovatel'skoj raboty studentov i molodyh issledovatelej // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2014. - № 4. - S. 18 - 21.

[4] Kudryashov А. Yu. Osnovy nauchnyh issledovanij lesnyh mashin: ucheb. / А. Yu. Kudryashov. - SPb.: Lan' Р, 2016. -528 с.

[5] Mihajlov A.N. Issledovatel'skij metod V podgotovke specialistov social'no-kul'turnogo servisa i ^^та // Izvestiya Sochinskogo gos. ип^еге^а. - 2013. -№ 3 (26). - S. 125 - 128.

[6] Mihajlov A.N. РгоЬ1ету organizacii praktiki studentov V uchrezhdeniyah sanatorno-kurortnoj i turistskoj sfery. Forsajt sanatorno-kurortnoj i turistskoj sfery: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf., 14 dekabrya 2018 goda. -Krasnodar: «Novaciya», 2019. - S. 24-30.

[7] Ryzhkov 1.В. Osnovy nauchnyh issledovanij i izobretatel'stva: ucheb. posobie / 1.В. Ryzhkov. - SPb.: Lan', 2013. - 224 с.

[8] Tihonov V.A. Teoreticheskie osnovy nauchnyh issledovanij: ucheb. posobie dlya vuzov / V.A. Tihonov, V.A. Vorona, L.V. Mitryakova. -М.: Goryachaya liniya - Те1екот, 2016. - 320 с.

[9] Chuprova L.V. Organizaciya паи^по-issledovatel'skoj raboty studentov V usloviyah reformirovaniya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. - 2014. - № 5-2. -S. 167 - 170.

[10] Shklyar M.F. Osnovy nauchnyh issledovanij: ucheb. posobie dlya bakalavrov / M.F. Shklyar. - М.: Dashkov i К, 2016. - 208 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.