Научная статья на тему 'Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность студентов начальных курсов Первого МГМУ им. Сеченова в научном кружке кафедры биологии и общей генетики'

Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность студентов начальных курсов Первого МГМУ им. Сеченова в научном кружке кафедры биологии и общей генетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / MEDICAL EDUCATION / SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS / THE FORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чебышев Николай Васильевич, Дегтяревская Татьяна Юрьевна, Ларина Светлана Николаевна

В работе рассматривается роль учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов начальных курсов в Первом Московском Государственном Медицинском университете им. И.М.Сеченова. Научная работа студентов является важным средством развития профессиональных и деятельностных компетенций. Характер научной работы студентов определяется тематикой научных проблем и может включать в себя: экспериментальные работы, теоретические работы, реферативные работы. Особого внимания заслуживают экспериментальные работы, с получением оригинальных данных в ведущих научных лабораториях, в том числе, в Институте Общей Генетики РАН, в лаборатории Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина. Результаты работ были доложены на студенческих конференциях в г. Рязани, на конференции в г. Гродно (Белоруссия). Реализация студентов в сфере инноваций находится на одном из приоритетных мест в системе образования Первого Московского государственного медицинского университета им И.М. Сеченова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-educational and scientific-research activity of students of initial courses of the First MSMU named after I.M. Sechenov in the scientific group of the department of biology and general genetics

This paper examines the role of educational-research and scientific-research work of students of initial courses in the First Moscow State Medical University I. M. Sechenov. The scientific work of students is an important means of developing professional competence and activity. The nature of the scientific work of students is determined by the scientific problems and may include: experimental work, theoretical work, literature review paper. Particularly noteworthy experimental work, to obtain the original data in the leading scientific laboratories, including the Institute of General Genetics RAS, laboratory of the Russian Oncological Scientific Center N.N. Blokhin. The results of the work were reported at student conferences in Ryazan, at the conference in Grodno (Belarus). Implementation of students work in the field of innovation is one of the highest priorities in the system of education of First Moscow state medical University named after I.M. Sechenov.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность студентов начальных курсов Первого МГМУ им. Сеченова в научном кружке кафедры биологии и общей генетики»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ПЕРВОГО МГМУ ИМ. СЕЧЕНОВА В НАУЧНОМ КРУЖКЕ КАФЕДРЫ БИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ

Н.В. Чебышев, Т.Ю. Дегтяревская, С.Н. Ларина

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова,

Кафедра биологии и общей генетики,

Москва, Россия

Аннотация. В работе рассматривается роль учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов начальных курсов в Первом Московском Государственном Медицинском университете им. И.М.Сеченова. Научная работа студентов является важным средством развития профессиональных и деятельностных компетенций. Характер научной работы студентов определяется тематикой научных проблем и может включать в себя: экспериментальные работы, теоретические работы, реферативные работы. Особого внимания заслуживают экспериментальные работы, с получением оригинальных данных в ведущих научных лабораториях, в том числе, в Институте Общей Генетики РАН, в лаборатории Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина. Результаты работ были доложены на студенческих конференциях в г. Рязани, на конференции в г. Гродно (Белоруссия). Реализация студентов в сфере инноваций находится на одном из приоритетных мест в системе образования Первого Московского государственного медицинского университета им И.М. Сеченова.

Ключевые слова: медицинское образование, научно-исследовательская работа студентов, формирование компетенций.

Важнейшей задачей в обучении студентов медицинского высшего учебного заведения в настоящее время является подготовка специалистов, способных непрерывно совершенствовать и углублять свои знания, повышая теоретический и профессиональный уро -вень, активно участвовать в решении проблем, поставленных перед современным вра-

чом. В этих целях в вузах постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы студентов.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов в вузах является одним из важнейших средств повыше-

~ 247 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 4

—--------------------------—

ния качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и практики, предвидеть перспективы их развития. Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органичном соединении учения с научноисследовательской деятельностью. Научная работа студентов является важным средством развития профессиональных и деятельностных компетенций.

Участие в научной работе позволяет решить такие задачи, как:

1) овладение студентами понятиями и навыками в профессии;

2) развитие творческого мышления и инициатив в решении практических задач;

3) развитие у студентов интереса к исследовательской деятельности и стремления находить нестандартные решения профессиональных задач;

4) расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;

5) овладение методами научного познания, углубленное и творческое осваивание учебного материала;

6) формирование навыков работы в творческих коллективах и ознакомление с методами организации их работы, содействия успешному решению актуальных научных задач образования и культуры;

7) формирование опыта работы с научной литературой.

Характер научной работы студентов определяется тематикой научных проблем и может включать в себя:

1) экспериментальные работы;

2) теоретические работы;

3) реферативные работы, в том числе подбор и изучение новейшей информации о разработке той или иной научной проблемы по периодическим изданиям; изучение истории деятельности и трудов основоположников отраслей наук.

Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента:

— обучение студентов элементам научно-исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;

— собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров, доцентов и преподавателей кафедры.

Исходя из этого внеаудиторную самостоятельную исследовательскую работу студентов можно разделить на два вида: учебноисследовательскую (УИР) и научно-исследовательскую (НИР).

Работа студенческого кружка на кафедре биологии и общей генетики является отражением и реализацией обеих форм исследовательской деятельности студентов. Заседания кружка проводятся один раз в месяц. На заседаниях студенты делают сообщения или доклады по результатам проведенной работы. Под руководством преподавателей кафедры проходит обсуждение приготовленного материала и соответствующей научной проблемы. Выбранные студентами темы для проведения исследований находятся в сфере широкого круга вопросов, изучаемых в программе подготовки студентов по дисциплине «Биология» для лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Курс включает разделы «Цитология», «Генетика», «Медицинская паразитология», «Филогенез систем органов», «Экология», «Эволюционная теория», «Онтогенез». Углубленное и творческое обучение этих разделов обеспечивает основу для дальнейшего эффективного освоения дисциплин на старших курсах таких, как: «Г истология», «Патофизиология», «Анатомия», «Медицинская генетика», «Акушерство и гинекология», «Инфекционные болезни» и других.

—----------------------—

■ 248 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Чебышев Н.В. и др. Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность студентов...

—------------------------—

Следует отметить, что темы, которые студенты-первокурсники выбирают для исследовательской работы, очень разнообразны, они часто выходят за рамки программы и могут включать вопросы, требующие освоения дисциплин последующих курсов. Многие темы позволяют изучать вопросы в области «Хирургии», «Внутренних болезней», «Неврологии».

Так, например, работа студента 1 курса А.Д. Насонова по теме «Диагностика и лечение пациентов с синдромом Марфана в сосудистой хирургии» требует понимания материала из курсов «Кардиология», «Хирургия».

В работе другого студента 1 курса

К. А. Маслинкова по теме «Регуляция деления клетки. Механизм образования опухолей» глубоко рассматриваются теоретические вопросы, связанные с молекулярными механизмами и патогенезом опухолеобразования, которые обязывают к изучению вопросов из дисциплин «Внутренние болезни», «Онкология».

Работа студентов 1 курса А. А. Тарасенко и А. А. Салимовой по теме «Тиреоидные гормоны, их влияние на экспрессию генов» предполагает тщательный разбор молекулярно-генетических процессов в работе эндокринной системы на современном уровне.

Все работы можно разделить на теоретические и экспериментальные. Среди широкого круга изучаемых вопросов наибольший интерес вызывают темы, связанные либо с планируемой врачебной специализацией студента, либо касающиеся последних достижений в медицинской и медико-биологических науках, перспективных научных мировых и отечественных открытиях. Больший интерес студенты проявляют к вопросам молекулярных механизмов возникновения опухолей, подходам к лечению онкологических заболеваний, молекулярно-генетическим механизмам старения. Этим темам посвящено

большое количество теоретических работ на основе современных публикаций.

Особого внимания заслуживают экспериментальные работы, с получением оригинальных данных в ведущих научных лабораториях. Так, например, работа по изучению кардио-метаболических нарушений проводится совместно с институтом общей генетики РАН. Результаты работы были изложены студентом В. А. Керчевым на студенческой конференции в г. Рязани и на конференции в г. Гродно (Белоруссия). На базе лаборатории Российского онкологического научного центра им. Блохина выполнялась работа студентов 1 курса А. С. Аракелян и А. К. Галеевой по изучению патогенеза опухолей «Перспективы использования цоДНК в качестве маркера состояния злокачественных новообразований». Полученные результаты были доложены на ежегодной студенческой конференции «Весна на Пироговской» в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова в 2015 г. Работа была удостоена диплома 1 степени за лучшую научно-исследовательскую работу.

Деятельность студенческого кружка на кафедре биологии и общей генетики является одним из элементов научно-исследовательской и научно-образовательной работы студентов в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова.

Научно-исследовательская работа студентов — одно из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Реализация студентов в сфере инноваций находится на одном из приоритетных мест в системе здравоохранения Первого Московского государственного медицинского университета им И.М. Сеченова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кругов В.И. и др. Основы научных исследований. М.: Высшая школа, 2007.

—----------------------—

■ 249 ~

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации по отраслям «Медицинские науки» и «Социологические науки»

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 4

—-------------------------—

2. Планирование и организация НИРС в Ярославском государственном университете. Ярославль, 2005.

3. Положение о научно-исследовательской работе студентов в Горьковском ГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова. Горький, 2013.

SCIENTIFIC-EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF INITIAL COURSES OF THE FIRST MSMU NAMED AFTER I.M. SECHENOV IN THE SCIENTIFIC GROUP OF THE DEPARTMENT OF BIOLOGY AND GENERAL GENETICS

N.In. Chebyshev, T. Yu. Degtyarevskaya, S.N. Larin

First MSMU I. M. Sechenov,

Department of biology and General Genetics,

Moscow, Russia

Annotation. This paper examines the role of educational-research and scientific-research work of students of initial courses in the First Moscow State Medical University I. M. Sechenov. The scientific work of students is an important means of developing professional competence and activity. The nature of the scientific work of students is determined by the scientific problems and may include: experimental work, theoretical work, literature review paper. Particularly noteworthy experimental work, to obtain the original data in the leading scientific laboratories, including the Institute of General Genetics RAS, laboratory of the Russian Oncological Scientific Center N.N. Blokhin. The results of the work were reported at student conferences in Ryazan, at the conference in Grodno (Belarus). Implementation of students work in the field of innovation is one of the highest priorities in the system of education of First Moscow state medical University named after I.M. Sechenov.

Key words: medical education, scientific-research work of students, the formation of competencies.

REFERENCES

1. Krugov V.I. i dr. Osnovy nauchnyh issle-dovanij. Moscow, Vysshaja shkola, 2007.

2. Planirovanie i organizacija NIRS v Jaroslav-skom gosudarstvennom universitete. Jaroslavl', 2005.

3. Polozhenie o nauchno-issledovatel'skoj ra bote studentov v Gor'kovskom GPIIJa im. N.A. Do-broljubova. Gor'kij, 2013.

щввш,яи|

INF0BA5G INDEX

Seinflfecb^Mfl^SmflBSA

INDEX (^COPERNICUS OAJI О ULRICHSWEB

net ,,OUrnals lndtX GLOBAL SERIALS DIRECTORY

INTERNATIONAL *T,CI

Goode CiteFactor

Scholar O W»' --'LVidemit Scientific Tollman

INTERNATIONAL

STANDARD

SERIAL

NUMBER

INTERNATIONAL CENTRE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.