Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ (К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ (К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / REGIONAL FOREIGN TRADE / ТРЕУГОЛЬНИК РОСТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА / TRIANGLE OF REGIONAL FOREIGN TRADE POTENTIAL GROWTH / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ / FOREIGN REPRESENTATIVE OFFICES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подшувейт Ольга Викторовна

Вопросы внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации в современных условиях развития международных отношений и мировой экономики крайне актуальны. Федеральное законодательство ставит конкретные программные задачи по расширению внешнеэкономических возможностей регионов, их эффективной практической реализации. Однако региональные аспекты внешнеэкономической деятельности не разработаны как в теоретико-методологическом, так и практическом отношении. Цель. Обосновать необходимость создания «регионального стандарта внешнеэкономической деятельности» субъектов Российской Федерации. Материалы и методы. В основу предложенного алгоритма положены результаты анализа ранее проведенных исследований внешнеэкономического потенциала Санкт-Петербурга, внутренних и внешних факторов его формирования, механизма развития и управления внешнеэкономической деятельностью города, становления и работы информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом с 2004-го по 2014 г. Результаты. Выделены логически связанные этапы осуществления внешнеэкономической деятельности региона. Разработаны методические рекомендации формирования государственной программы внешнеэкономической деятельности региона. Обозначены стратегическая роль и ключевые задачи представительства субъекта Российской Федерации за рубежом. Модель взаимодействия основных участников представлена в виде Треугольника роста внешнеэкономического потенциала региона. Все представленные методологические рекомендации предполагают проведение дальнейших практических и теоретико-методологических изысканий в рамках различных научных дисциплин: мировой экономики и международных отношений, региональной политики, экономической и социальной географии. Важным направлением является изучение эффективных информационных технологий формирования репутации, бренда региона и продвижения положительного имиджа как субъекта Федерации за рубежом, так и российского государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Подшувейт Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Methodological Aspects of Regional Foreign Trade Implementation (Revisiting the Regional Foreign Trade Standard)

The issue of Russian regional foreign trade is crucial in the context of developing external relations and the world economy. Federal legislation sets specific program tasks for the expansion of regional foreign trade opportunities and their effective implementation. However, regional aspects of foreign trade are not appropriately developed in terms of theory, methodology, and practice. Aim. This study demonstrates the necessity of establishing a regional foreign trade standard for the territorial entities of the Russian Federation. Materials and methods. The proposed algorithm is based on the data obtained from the analysis of previous studies on St. Petersburg's potential for foreign trade; internal and external factors for its formation; development and management mechanisms for the city's foreign trade; and establishment and operation of St. Petersburg's foreign representative offices from 2004 to 2014. Results. Logically related stages in the operation of regional foreign trade were determined. Guidelines for developing the government program for regional foreign trade were provided. The strategic importance and key objectives of foreign representative offices of the entities of the Russian Federation were defined. An interaction model for major participants was presented in the form of a a Potential Trade Triangle for the Growth of Region's Foreign Trade. All proposed guidelines suggest areas for further practical, theoretical, and methodological research in such academic disciplines as world economy, external relations, regional policy, and economic and social geography. Exploring effective information technologies is vital for promoting a region's reputation and brand and creating a positive foreign image of Russian territorial entities and Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ (К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»

CD о; x

J

<

m

О

Организационно-методические аспекты реализации внешнеэкономической деятельности в регионе (к вопросу о региональном стандарте внешнеэкономической деятельности)

Organizational and Methodological Aspects of Regional Foreign Trade Implementation (Revisiting the Regional Foreign Trade Standard)

УДК 332.14:339.9

Подшувейт Ольга Викторовна

ассистент кафедры Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета

199178, Санкт-Петербург, 10-я линия В. О., д. 33-35

Podshuveyt Ol'ga Viktorovna

Institute of Earth Sciences of St. Petersburg State University

The 10th Line of Vasil'evskiy Ostrov 33-35, St. Petersburg, Russian Federation, 199178

Вопросы внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации в современных условиях развития международных отношений и мировой экономики крайне актуальны. Федеральное законодательство ставит конкретные программные задачи по расширению внешнеэкономических возможностей регионов, их эффективной практической реализации. Однако региональные аспекты внешнеэкономической деятельности не разработаны как в теоретико-методологическом, так и практическом отношении.

Цель. Обосновать необходимость создания «регионального стандарта внешнеэкономической деятельности» субъектов Российской Федерации.

Материалы и методы. В основу предложенного алгоритма положены результаты анализа ранее проведенных исследований внешнеэкономического потенциала Санкт-Петербурга, внутренних и внешних факторов его формирования, механизма развития и управления внешнеэкономической деятельностью города, становления и работы информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом с 2004-го по 2014 г.

Результаты. Выделены логически связанные этапы осуществления внешнеэкономической деятельности региона. Разработаны методические рекомендации формирования государственной программы внешнеэкономической деятельности региона. Обозначены стратегическая роль и ключевые задачи представительства субъекта Российской Федерации за рубежом. Модель взаимодействия основных участников представлена в виде Треугольника роста внешнеэкономического потенциала региона. Все представленные методологические рекомендации предполагают проведение дальнейших практических и теоретико-методологических изысканий в рамках различных научных дисциплин: мировой экономики и международных отношений, региональной политики, экономической и социальной географии. Важным направлением является изучение эффективных информационных технологий формирования репутации, бренда региона и продвижения положительного имиджа как субъекта Федерации за рубежом, так и российского государства в целом.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность региона, треугольник роста внешнеэкономиче-

ского потенциала региона, информационные деловые центры субъекта Российской Федерации за рубежом

The issue of Russian regional foreign trade is crucial in the context of developing external relations and the world economy. Federal legislation sets specific program tasks for the expansion of regional foreign trade opportunities and their effective implementation. However, regional aspects of foreign trade are not appropriately developed in terms of theory, methodology, and practice.

Aim. This study demonstrates the necessity of establishing a regional foreign trade standard for the territorial entities of the Russian Federation.

Materials and methods. The proposed algorithm is based on the data obtained from the analysis of previous studies on St. Petersburg's potential for foreign trade; internal and external factors for its formation; development and management mechanisms for the city's foreign trade; and establishment and operation of St. Petersburg's foreign representative offices from 2004 to 2014.

Results. Logically related stages in the operation of regional foreign trade were determined. Guidelines for developing the government program for regional foreign trade were provided. The strategic importance and key objectives of foreign representative offices of the entities of the Russian Federation were defined. An interaction model for major participants was presented in the form of a a Potential Trade Triangle for the Growth of Region's Foreign Trade. All proposed guidelines suggest areas for further practical, theoretical, and methodological research in such academic disciplines as world economy, external relations, regional policy, and economic and social geography. Exploring effective information technologies is vital for promoting a region's reputation and brand and creating a positive foreign image of Russian territorial entities and Russia as a whole.

Keywords: regional foreign trade, triangle of regional foreign trade potential growth, foreign representative offices of the Russian Federation

Либерализация внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в начале 1990-х гг. стала причиной возникновения прямой связи между положением страны в мировой экономике и развитием ее регионов. Право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все хозяйствующие субъекты. Однако резкий, неподготовленный переход к децентрализации внешнеэкономической деятельности привел к углублению кризиса переходного периода, падению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках, росту зависимости российской экономики от экспорта сырья [1]. Вследствие либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России снизился почти в 3 раза [2, с. 67].

Начиная с 1998 г. в условиях трансформации российской экономики сформировалась новая модель взаимодействия отечественных производителей с внешним миром; постепенно реализуется новая система государственного управления внешнеэкономической деятельностью и международными отношениями. В настоящее время накоплен более чем 20-летний опыт осуществления внешнеэкономической деятельности на разных уровнях, анализ которого позволяет сделать ряд выводов и конструктивных предложений.

Данная статья является продолжением ранее опубликованных материалов о проблемах формирования и реализации внешнеэкономического потенциала Санкт-Петербурга, о необходимости внедрения программно-целевого подхода в качестве эффективного механизма развития и управления внешнеэкономической деятельностью города [3], о результатах исследования деятельности информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом с 2004-го по 2014 г. [4], что позволило сформулировать новое видение понятия «внешнеэкономический потенциал региона», выделить основные внутренние и внешние факторы его формирования [5, с. 116].

На основании данных, полученных в результате исследований, разработаны универсальные методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию информационных деловых центров региона за рубежом с целью осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности. Несмотря на то что вопросы внешнеэкономической деятельности широко освещаются в научной литературе, в публикациях роль зарубежных представительств регионов должным образом не рассматривается и не освещается. В первую очередь это объясняется тем, что лишь несколько субъектов Российской Федерации воспользовались своим правом создания представительств за рубежом: Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург.

В последние годы развитие экономики России определяется широким использованием программного метода планирования. Это касается и внешнеэкономической деятельности. Так, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 в новом формате утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» [6]. Она предусматривает расширение функций в сфере внешнеэкономической деятельности регионов. При этом в вышеупомянутом нормативном документе прямо указана необходимость внедрения программно-целевого подхода к развитию внешнеэкономической деятельности на региональном уровне с учетом имеющихся у регионов полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности.

Это дает основание полагать, что региональным органам власти дан конкретный государственный заказ на формирование государственных программ по осуществлению внешнеэкономической деятельности, в которых безусловными приоритетами и целевыми индикаторами должны выступать импортозамещение и существенное увеличение экспорта продукции несырьевых отраслей. Для реализации названных приоритетов целесообразно разработать определенный алгоритм в виде регионального стандарта внешнеэкономической деятельности. В организационно-экономическом плане такой стандарт является одним из ключевых направлений региональной политики и должен быть реализован в несколько этапов.

Первый этап. Эффективное развитие внешнеэкономической деятельности (еятесубъекта РФ (СРФ) тре-

бует комплексного исследования внешнеэкономиче- ^ ского потенциала и выполнения следующих действий. =□

1. Оценить внешнеэкономический потенциал СРФ: § провести анализ экспортного потенциала региона ш и возможностей экономически целесообразного ^ импорта товаров; определить перечень перспектив- ^ ных товаров с точки зрения увеличения их потен- ^ циальных экспортных объемов; составить каталог ° компаний — экспортеров региона с наибольшим о высокотехнологичным экспортным потенциалом; го выявить товары, определяющие зависимость ре- ^ гиона от импорта; выделить стратегические инве- и стиционные проекты региона с целью привлечения т иностранных инвестиций. Ел

2. Оценить факторы внешнеэкономической деятель- ш ности СРФ: определить внешние факторы развития ^ ВЭД СРФ и оценить степень их влияния; оценить з внутренние статические и динамические факторы развития ВЭД СРФ; выделить перспективные направления развития и специализации ВЭД СРФ

в долгосрочной перспективе.

3. Выявить перспективные внешние рынки СРФ: определить конкурентоспособность региона на различных таксономических уровнях, учитывая тенденции развития глобальной экономики; определить тенденции мирового производства и потребления товаров и услуг, технологических сдвигов и развития внешних рынков с точки зрения участия региона в процессах международного разделения труда.

4. Построить профили зарубежных стран или регионов, наиболее привлекательных для развития ВЭД СРФ: оценить социально-экономический потенциал зарубежной страны или региона; оценить импорт зарубежной страны или региона из субъекта Федерации и России в целом; изучить условия доступа на рынок зарубежной страны или региона для российских производителей товаров и услуг; изучить условия конкуренции на рынке зарубежной страны или региона по ассортименту товаров и услуг. Второй этап. Управление внешнеэкономической

деятельностью региона должно быть систематизировано и осуществляться через реализацию дорожных карт, что предполагает формирование современных компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности исполнительных органов власти СРФ и хозяйствующих субъектов. Данный этап предполагает следующие действия.

5. Гармонизировать региональное законодательство в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества СРФ: разработать или актуализировать закон о международной и внешнеэкономической деятельности СРФ в соответствии с законодательством Российской Федерации; разработать или актуализировать стратегию и программу развития внешнеэкономической деятельности СРФ; актуализировать международную договорную базу СРФ о сотрудничестве с зарубежными странами и регионами в соответствии с геополитическими интересами государства.

6. Совершенствовать систему управления ВЭД СРФ: сформировать модель управления ВЭД СРФ, наделив соответствующими полномочиями органы государственного управления; создать экспертно-консультативный орган по развитию ВЭД СРФ; разработать и утвердить Регламент ВЭД СРФ, определяющий функции, права и обязанности всех участников внешнеэкономической деятельности региона. Третий этап. Формирование и продвижение положительного имиджа региона за рубежом. Положи-

Несырьевой экспорт

Информационно-деловые центры субъекта Российской Федерации за рубежом

Эффективная внешнеэкономическая деятельность в интересах социально-экономического развития региона

Рациональный импорт

со к

X <

со

Положительный имидж

Продвижение положительного имиджа региона за рубежом, содействие формированию инновационного внешнеэкономического потенциала региона

Рис. 1. Ключевые задачи ИДЦ СРФ за рубежом

тельный имидж, привлекательный бренд и надежная репутация региона становятся неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности региона. Грамотная и последовательная информационная политика региона, представленная в виде международного информационного регламента, способствует выходу отечественных компаний на внешние рынки, привлечению качественных иностранных инвестиций и туристов в регион. Здесь требуются следующие действия.

7. Разработать и нормативно закрепить международный информационный регламент СРФ: оценить имидж и репутацию региона за рубежом; разработать систему формирования имиджа и улучшения репутации региона в рамках единой информационной политики России; разработать и законодательно утвердить международный информационный регламент СРФ.

Четвертый этап предполагает организацию системы информационных деловых центров (ИДЦ) СРФ за рубежом для продвижения положительного имиджа и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности региона. Решение о создании и география расположения ИДЦ СРФ за рубежом принимаются на основании результатов исследования внешних рынков региона, оценки динамики и структуры товарооборота региона со странами ближнего и дальнего зарубежья, а также оценки внешнеэкономического потенциала региона.

8. Разработать и законодательно закрепить порядок создания и деятельности ИДЦ СРФ за рубежом: разработать и утвердить положение «О порядке создания и деятельности информационных деловых центров субъекта Российской Федерации за рубежом»; наделить ИДЦ СРФ за рубежом полномочиями внешнеэкономического представительства региона в соответствии со спецификой того или иного зарубежного региона; обозначить исполнительный орган государственной власти региона, ответственный за координацию, контроль и руководство деятельностью ИДЦ СРФ как своего внештатного структурного подразделения.

9. В качестве основных задач ИДЦ СРФ за рубежом определить содействие формированию инновационного внешнеэкономического потенциала СРФ, поиск и привлечение передовых технологий и специалистов в регион; поддержка выхода на внешние рынки предприятий экспортеров малого и среднего бизнеса региона; привлечение качественных иностранных инвестиций, передовых технологий и высококвалифицированных специалистов в экономику и социальную сферу региона; создание внешнего механизма регулирования и повышения эффективности ВЭД региона на постоянной основе; содействие продвижению положительного имиджа региона за рубежом; ведение информационно-

аналитической работы по вопросам ВЭД региона в стране размещения ИДЦ СРФ. В интегрированном виде названные задачи можно проиллюстрировать рис. 1. Реализация ключевых задач ИДЦ СРФ за рубежом заключается в едином системном управлении всеми структурными элементами внешнеэкономической деятельности региона. Особое внимание следует обратить на такие структурные компоненты деятельности ИДЦ СРФ за рубежом, как несырьевой экспорт, рациональной импорт, положительный имидж.

1. Несырьевой экспорт формируется на основе внутренних ресурсов региона в соответствии с программными документами социально-экономического развития на период до 2020 г. ИДЦ СРФ за рубежом на постоянной основе поддерживают выход предприятий малого и среднего бизнеса исключительно несырьевого сектора экономики региона в страны пребывания. Увеличение числа экспортеров, диверсификация и стабильный рост объема экспорта товаров и услуг региона во многом определяются наличием возможностей и качеством работы на внешних рынках. Поэтому ИДЦ СРФ за рубежом создаются для сопровождения международных межрегиональных бизнес-проектов, поиска иностранных партнеров для хозяйствующих субъектов региона, выявления и содействия ликвидации барьеров на пути выхода на внешние рынки.

2. Рациональный импорт предполагает ведение торгово-экономической деятельности по привлечению качественных иностранных инвестиций, инновационных технологий и высококвалифицированных специалистов с целью содействия росту и развитию конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и экономики региона на внешних рынках. Роль ИДЦ СРФ за рубежом заключается в поиске и мобилизации возможностей для создания в регионе новых высокотехнологичных предприятий, способных обеспечить экономический рост.

3. Положительный имидж как один из элементов репутации региона оказывает сильное влияние на позиции региона в международных рейтингах. Продвижение положительного имиджа региона за рубежом возможно только при постоянной целенаправленной информационной работе региона в стране пребывания, формировании репутации и создании бренда региона, привлекательного для различных целевых аудиторий зарубежных стран. ИДЦ СРФ за рубежом при условии наделения их соответствующими полномочиями могут выполнять определенные функции различных видов представительств региона за рубежом, являются источником достоверной информации о внешнеэкономическом потенциале региона, осуществляют свою деятельность в соответствии с техническим заданием региональной администрации.

Комитет по внешним связям региона л

<

Исполнительные органы государственной власти региона. Участники ВЭД региона Торговые представительства Российской Федерации за рубежом

Исполнительные органы власти страны пребывания. Иностранные СМИ.Международные организации

со к

X <

со

О

Рис. 2. Треугольник роста внешнеэкономического потенциала региона

В этой связи необходимо четко определить функции ИДЦ СРФ за рубежом. Мы предлагаем следующий их состав: активизация международных и внешнеэкономических связей региона с предприятиями и организациями страны пребывания; сбор и анализ материалов, предложений, предоставленных иностранными субъектами хозяйственной деятельности; информационное обеспечение интересов региона в стране пребывания в сфере торгово-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного и иного сотрудничества; содействие организации и проведение совместных мероприятий, выставок, дней культуры, фестивалей; содействие установлению прямых связей между предприятиями, учреждениями культуры, образования региона и предприятиями, организациями, учреждениями страны пребывания; оказание информационно-административного содействия предприятиям, организациям и учреждениям региона в заключении и реализации контрактов, договоров с предприятиями, организациями и учреждениями страны пребывания; осуществление деятельности по привлечению качественных инвестиций страны пребывания в экономическую, социальную, культурную и гуманитарную сферы региона; содействие и помощь участникам торгово-экономических, научно-технических, культурных и гуманитарных связей по вопросам правового, методического, информационно-рекламного, консультационного и иного характера; содействие в разработке предложений по развитию многостороннего сотрудничества региона с регионами страны пребывания; проведение в рабочем режиме переговоров с партнерами в стране пребывания по вопросам сотрудничества региона; сопровождение реализации заключенных соглашений между предприятиями, организациями, учреждениями региона и их партнерами в стране пребывания в случае необходимости и по поручению администрации региона; участие в подготовке и обеспечении визитов делегаций региона по различным вопросам сотрудничества в страну пребы-

вания; содействие участию предприятий региона в международных выставках и ярмарках, проводимых страной пребывания. Специальные функции и задачи ИДЦ СРФ за рубежом определяются правительством региона исходя из специфики страны пребывания и указываются в уставных документах ИДЦ СРФ за рубежом.

В целом, взаимодействие ключевых участников внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации и стратегическая роль ИДЦ СРФ за рубежом могут быть представлены в виде Треугольника роста внешнеэкономического потенциала региона, приведенного на рис. 2. Взаимоотношения между субъектами ВЭД СРФ и деятельностью ИДЦ СРФ за рубежом должны быть четко определены в соответствии с федеральным и региональным законодательством, нормативно закрепленным регламентом деятельности ИДЦ СРФ за рубежом и соглашением о создании ИДЦ СРФ за рубежом между исполнительным органом власти региона, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, и организацией — оператором ИДЦ СРФ за рубежом.

С целью содействия повышению эффективности и активному развитию внешнеэкономической деятельности российских регионов, обеспечения административной и политической поддержки ИДЦ СРФ в своей работе должны опираться на Торговые представительства Российской Федерации за рубежом. Также данное взаимодействие необходимо для координации совместных действий и согласованной работы в рамках единой государственной внешней политики России. Развитие сети ИДЦ СРФ за рубежом может способствовать расширению функциональных возможностей Торговых представительств Российской Федерации за рубежом в целом, стать одним из механизмов эффективной интеграции российских регионов в мировую экономику, способствовать решению ряда проблем в работе торгпредств [7, с. 17].

^ В этой связи необходимо разработать и норма-

1 тивно закрепить механизм финансирования дея-§ тельности ИДЦ СРФ за рубежом, что предполагает: ш учреждение Фонда развития внешнеэкономической ^ деятельности субъекта Российской Федерации с це-^ лью консолидации и дальнейшего распределения

2 финансовых средств обеспечения деятельности ИДЦ ° СРФ за рубежом; использование принципов государ-

0 ственно-частного партнерства, консолидацию финан-го совых средств различных источников для обеспече-^ ния деятельности ИДЦ СРФ за рубежом; право ИДЦ =т СРФ на осуществление коммерческой деятельности со по предоставлению консалтинговых, маркетинговых,

1 представительских и других услуг экспортерам и ш импортерам региона, заинтересованным в развитии

своей внешнеэкономической деятельности; бюджет-

3 ное финансирование информационно-аналитической работы в области внешнеэкономической деятельности, создания и продвижения на внешних рынках бренда и имиджа региона.

Право субъектов Российской Федерации иметь свои представительства за рубежом признано на федеральном уровне [4, с. 61]. Министерством иностранных дел Российской Федерации разработано типовое положение «О представительстве субъекта Российской Федерации за рубежом» [8]. Также субъекты Российской Федерации правомочны иметь своих представителей в торговых представительствах Российской Федерации за рубежом, которые содержатся за счет бюджета субъектов Российской Федерации [9, с. 98]. Механизм частичного самофинансирования и самоокупаемости предлагался ранее А. Д. Петросяном, в контексте реорганизации торговых представительств был предложен и механизм оценки экономической эффективности их работы [7, с. 21-22].

Модель информационных деловых центров субъекта Российской Федерации за рубежом, разработанная и апробированная Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга с 2004-го по 2014 г., является, по нашему мнению, наиболее эффективным механизмом региональной политики с точки зрения использования бюджетных средств, организации выполнения представительских функций региона за рубежом на постоянной основе и в соответствии с принципом самоокупаемости, взаимовыгодного сотрудничества региональных органов власти и соотечественников, проживающих за рубежом. Операторами ИДЦ Санкт-Петербурга за рубежом в основном были организации, учрежденные нашими соотечественниками, которые достаточно хорошо знают зарубежные регионы, их возможности и специфику, конъюнктуру внутреннего рынка. Руководители ИДЦ Санкт-Петербурга за рубежом, постоянно проживая в иностранном государстве, имеют возможность оперативно реагировать на поставленные администрацией региона задачи, в режиме «живого общения» обсуждать вопросы сотрудничества и реализации совместных проектов, оказывать маркетинговые и консалтинговые услуги на начальном этапе выхода российских компаний малого и среднего бизнеса на внешние рынки. Такая форма взаимодействия содействует также реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.

В заключение можно сделать выводы о том, что для обеспечения устойчивого развития региона и повышения его конкурентоспособности на мировой арене необходимо понимание того, что внешнеэкономическая деятельность региона является сложной многоуровневой системой; эффективная внешнеэко-

номическая деятельность региона невозможна без практической реализации права субъекта Российской Федерации иметь свои представительства за рубежом, которые являются неотъемлемой частью системы ВЭД СРФ; деятельность ИДЦ СРФ за рубежом как внешнеэкономического представительства региона должна опираться на региональный стандарт внешнеэкономической деятельности субъекта Российской Федерации, разработанный и принятый к исполнению, в соответствии с результатами научных и информационно-аналитических изысканий в области внешнеэкономических связей региона. Следует признать, что стратегическая роль осуществления внешнеэкономической деятельности принадлежит зарубежным представительствам СРФ в формате информационных деловых центров.

Литература

1. Кубасская О. В. Либерализация внешней экономики в условиях трансформации экономики // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 261-265.

2. Диденко Н. И., Скрипнюк Д. Ф., Киккас К. Н. Внешнеэкономическая стратегия региона в условиях глобализации // Академический вестник / Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права. 2011. № 2. С. 67-74.

3. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В., Черных А. Н. Управление внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга: программный и институциональный подход // Экономика и управление. 2015. № 5 (115). С. 34-39.

4. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Информационные деловые центры Санкт-Петербурга как механизм повышения эффективности внешнеэкономической деятельности // Балтийский регион. 2014. № 3 (21) С. 56-70.

5. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Внешнеэкономический потенциал Санкт-Петербурга: проблемы формирования и реализации // Материалы VII международной научно-практической конференции «Государство и Бизнес. Современные проблемы экономики». Т. 3, ч. 1. (22-24 апреля 2015 г.). СПб.: Изд-во РАНХиГС, 2015. 196 с.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/PQcAFwcgyKA.pdf.

7. Петросян А. Д. Реорганизация торговых представительств России в условиях либерализации внешнеэкономических отношений // Вестник Самарского государственного технического университета. 2012. № 3. С. 17-23.

8. О Представительстве субъекта Российской Федерации за рубежом: Типовое положение // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.mid. ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b35443256c8a004e8835/ 71930443e77bb2e843256c8a0047bc24!OpenDocument.

9. Прокушев Е. Ф., Костин А. А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под ред. Е. Ф. Прокушева. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 412 с.

References

1. Kubasskaya O. V. Liberalizatsiya vneshney ekonomiki v us-loviyakh transformatsii ekonomiki [Liberalization of foreign economy in terms of economic transformation]. Molodoy uchenyy, 2014, no. 16, pp. 261-265.

2. Didenko N. I., Skripnyuk D. F., Kikkas K. N. Vneshneeko-nomicheskaya strategiya regiona v usloviyakh globalizatsii [External economic strategy of the region in the context of globalization]. Akademicheskiy vestnik. Tyumenskaya gosu-darstvennaya akademiya mirovoy ekonomiki, upravleniya i prava [Academic Bulletin. Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law], 2011, no. 2, pp. 67-74.

3. Bazhenov Yu. N., Podshuveyt O. V., Chernykh A. N. Upravlenie vneshneekonomicheskoy deyatel'nost'yu Sankt-Peterburga:

programmnyy i institutsional'nyy podkhod [Management of foreign trade activities of St. Petersburg: Program and institutional approach]. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 5 (115), pp. 34-39.

4. Bazhenov Yu. N., Podshuveyt O. V. Informatsionnye delovye tsentry Sankt-Peterburga kak mekhanizm povysheniya ef-fektivnosti vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti [St. Petersburg business information centers and their role in increasing the efficiency of international business activities]. Baltiyskiy region, 2014, no. 3 (21), pp. 56-70.

5. Bazhenov Yu. N., Podshuveyt O. V. Vneshneekonomicheskiy potentsial Sankt-Peterburga: problemy formirovaniya i reali-zatsii [Foreign economic potential of St. Petersburg: Problems of formation and realization]. "Gosudarstvo i Biznes. Sovre-mennye problemy ekonomiki". Mat. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 22-24 aprelya 2015 g. ["State and Business. Current problems of the economy". Proc. 7th nt. sci.-pract. conf. April 22-24, 2015]. St. Petersburg, Russ. Acad. of Nat. Econ. and Public Admin. Publ., 2015, vol. 3, pt. 1. 196 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The passport of the Russian Federation State Program "De- m velopment of foreign economic activity". Available at: http:// ° government.ru/media/files/PQcAFwcgyKA.pdf. (in Russ.). o

7. Petrosyan A. D. Reorganizatsiya torgovykh predstavitel'stv if Rossii v usloviyakh liberalizatsii vneshneekonomicheskikh ^ otnosheniy [Reorganization of trade missions of Russia in x the conditions of liberalization of foreign economic relations]. ^ Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni- 5 versiteta [Bulletin of the Samara State Technical University], 0 2012, no. 3, pp. 17-23. o

8. Model regulation "On the representation of the subject of the ^ Russian Federation abroad". Official website of the Ministry K of Foreign Affairs of the Russian Federation. Available at: s http://archive.mid.ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b3544 < 3256c8a004e8835/71930443e77bb2e843256c8a0047bc24! « OpenDocument. (in Russ.). m

9. Prokushev E. F., Kostin A. A. Vneshneekonomicheskaya deya- ^ tel'nost'. 9-e izd. [Foreign economic activity. 9th ed.]. Mos- ^ cow, Yurayt Publ., 2015. 412 p. 2

Проблемы развития авиаперевозок в Дальневосточном регионе

Problems of Air Transportation in the Russian Far East

УДК 338.47(571.6)

Панкратова Айгуль Рамилевна

старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

Pankratova Aygul' Ramilevna

St. Petersburg State University of Civil Aviation Pilotov Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 196210

Роль транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии страны очень высока. Общий уровень развития транспортной сети в отдельных ее регионах крайне низок. В этой связи актуальность исследования обуславливается современным состоянием и основными тенденциями развития рынка пассажирских авиаперевозок в Дальневосточном регионе, где воздушный транспорт является практически безальтернативным средством сообщения.

Цель. Обосновать необходимость модернизации действующей системы транспортного сообщения в Дальневосточном регионе путем реструктуризации объектов летной транспортной инфраструктуры региона.

Задачи. Проанализировать специфику финансирования на развитие аэропортных предприятий в регионе; выделить основные проблемы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом аэропортов (аэродромов); разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие воздушного транспорта в Дальневосточном регионе.

Материалы. Статистической базой исследования послужили данные Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) и Дальневосточного межрегионального территориального управление воздушного транспорта.

Результаты. Осуществлен анализ основных проблем развития авиаперевозок в Дальневосточном ре-

гионе, среди которых к основным отнесены проблемы субсидорования организаций воздушного транспорта. Предложены мероприятия по развитию воздушного транспорта в рассматриваемом регионе по следующим направлениям: обновление парка воздушных судов для выполнения перевозок по местным воздушным линиям; развитие объектов инфраструктуры аэропортов; государственная поддержка развития перевозок на региональных и местных воздушных линиях.

Ключевые слова: проблемы развития авиаперевозок, пассажирские перевозки, местные воздушные линии, Дальневосточный регион

Transportation infrastructure significantly impacts a country's socioeconomic development. The overall level of transportation network development across certain Russian regions is extremely low. Thus, the rationale of this study is determined by the current state and major trends in the development of the passenger transportation market in the Russian Far East, where air transport has virtually no alternative.

Aim. This study aims to substantiate the necessity of modernizing the existing transportation system in the Russian Far East by reorganizing the elements of regional air transportation infrastructure.

Tasks. This study analyzes the characteristic aspects of regional airport enterprise funding; determines major issues in the construction, renovation, and refurbishment of airports (airfields); and proposes a set of measures aimed at developing air transportation in the Russian Far East.

Materials. This study employs the data provided by the Federal Air Transport Agency (Rosaviatsiya) and the Far East Interregional Territorial Air Transport Administration, which serves as the strategic basis of this study.

Results. Major problems concerning the development of air transportation in the Russian Far East has been analyzed. The problem of sponsorship for air transport organizations is considered to be crucial. The following measures are proposed for the development of air

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.