Научная статья на тему 'Управление внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга: программный и институциональный подход'

Управление внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга: программный и институциональный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД / PROGRAM APPROACH / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE REGION / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженов Юрий Николаевич, Подшувейт Ольга Викторовна, Черных Андрей Николаевич

В соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации необходимо внедрение программного подхода к распределению и управлению бюджетными средствами. На федеральном уровне в области внешнеэкономической деятельности постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», которая выделяет внешнеэкономическую деятельность региона в отдельный вид хозяйственной деятельности. Однако искаженная структура экспортно-импортных отношений Санкт-Петербурга, доминирование во внешнеэкономической деятельности отраслей сырьевой направленности не позволяет в полной мере реализовать внешнеэкономический потенциал города. Цель. Обосновать необходимость внедрения программноцелевого подхода в качестве эффективного механизма для разработки и реализации программ развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга. Результаты. Проводится анализ структурных компонентов организационной системы участников внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, их функций, полномочий и возможностей. В результате выделены ряд актуальных проблем управления внешнеэкономической деятельностью города и особое стратегическое значение Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. В процессе исследования выявлены новые вопросы теоретического и методологического характера проведения дальнейших исследований, разработки конкретных алгоритмов и механизмов управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баженов Юрий Николаевич, Подшувейт Ольга Викторовна, Черных Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade activity management in St. Petersburg: Program and institutional approaches

In accordance with the Federal Law of the Russian Federation and amendments to the Budget Code of the Russian Federation, it is necessary to implement the program approach for allocating and managing budgetary funds. At the federal level, the Resolution of the Russian Government approved the state program “Development of foreign economic activity,” which makes the region’s foreign trade activities a separate business category. However, the distorted structure of export-import relations of St. Petersburg and the dominance of raw materials industry in the foreign trade sector does not allow for the realization of the full foreign trade potential of the city. Aim. This study aims to demonstrate the need for introducing a program and goal-oriented approach as an effective mechanism for developing and implementing foreign trade activity programs in St. Petersburg. Results. The author presents an analysis of the structural components of the organizational system of foreign economic activity in St. Petersburg, their functions, powers, and abilities. Consequently, the study highlights numerous extreme issues of foreign economic activity in the city and the special strategic importance of the Committee for External Relations of St. Petersburg. The study identified new questions for further theoretical and methodological research and the need for developing specific algorithms and mechanisms of management of foreign economic activity of regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Управление внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга: программный и институциональный подход»

0

1

о ^

о о;

s <

со s

с; <

s

о

Управление внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга: программный и институциональный подход

Foreign trade activity management in St. Petersburg: Program and institutional approaches

УДК 339.9.012

Баженов Юрий Николаевич

доцент Северо-Западного института управления — РАНХиГС (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук 199178, Санкт-Петербург, Средний пр., д. 57/43

Bazhenov Yuriy Nikolaevich

North-West Institute of Management

of theRussian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

(St. Petersburg Branch)

Sredniy Ave 57/43, St. Petersburg, Russian

Federation, 199178

Черных Андрей Николаевич

старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного экономического университета 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Chernykh andrey Nikolaevich

St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

В соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации и внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации необходимо внедрение программного подхода к распределению и управлению бюджетными средствами. На федеральном уровне в области внешнеэкономической деятельности постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», которая выделяет внешнеэкономическую деятельность региона в отдельный вид хозяйственной деятельности. Однако искаженная структура экспортно-импортных отношений Санкт-Петербурга, доминирование во внешнеэкономической деятельности отраслей сырьевой направленности не позволяет в полной мере реализовать внешнеэкономический потенциал города.

Цель. Обосновать необходимость внедрения программно-целевого подхода в качестве эффективного механизма для разработки и реализации программ развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга.

Результаты. Проводится анализ структурных компонентов организационной системы участников внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, их функций, полномочий и возможностей. В результате выделены ряд актуальных проблем управления внешнеэкономической деятельностью города и особое стратегическое значение Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.В процессе исследования выявлены новые вопросы теоретического и методологического характера проведения дальнейших исследований, разработки конкретных алгоритмов и механизмов управления внешнеэкономической деятельностью регионов Российской Федерации. Ключевые слова: программный подход, внешнеэкономическая деятельность региона, система управления

Подшувейт Ольга Викторовна

ассистент кафедры региональной политики и политической географии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета 199178, Санкт-Петербург, 10-я линия В. О., Д. 33

Podshuveyt Ol'ga Viktorovna

Institute of Earth Sciences of St. Petersburg State University

The 10th Line, Vasil'evskiy Ostrov 33, St. Petersburg, Russian Federation, 199178

In accordance with the Federal Law of the Russian Federation and amendments to the Budget Code of the Russian Federation, it is necessary to implement the program approach for allocating and managing budgetary funds. At the federal level, the Resolution of the Russian Government approved the state program "Development of foreign economic activity," which makes the region's foreign trade activities a separate business category. However, the distorted structure of export-import relations of St. Petersburg and the dominance of raw materials industry in the foreign trade sector does not allow for the realization of the full foreign trade potential of the city.

Aim. This study aims to demonstrate the need for introducing a program and goal-oriented approach as an effective mechanism for developing and implementing foreign trade activity programs in St. Petersburg.

Results. The author presents an analysis of the structural components of the organizational system of foreign economic activity in St. Petersburg, their functions, powers, and abilities. Consequently, the study highlights numerous extreme issues of foreign economic activity in the city and the special strategic importance of the Committee for External Relations of St. Petersburg. The study identified new questions for further theoretical and methodological research and the need for developing specific algorithms and mechanisms of management of foreign economic activity of regions of the Russian Federation.

Keywords: program approach, foreign economic activity in the region, management system

В последние годы программный подход стал одним из важнейших инструментов бюджетной политики, реализации ключевых приоритетов и целей социально-экономического развития государства. Развитие экономики страны в настоящее время во многом определяется реализацией государственных программ на период до 2020 г. Одной из последних в новом формате утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330).

Данная программа актуализирована сложной ситуацией, которая сложилась в стране и ее регионах в результате экономических санкций со стороны США и ЕС, усложнением доступа российских банков и хо-

зяйствующих субъектов к кредитным ресурсам на внешних рынках. Причем под экономические санкции подпадают не только крупнейшие, но и стратегические налогоплательщики. В результате снижается налоговый потенциал, происходит разбалансировка региональных бюджетов, возрастает дефицит бюджета, а это оказывает давление на выполнение расходных полномочий бюджета.

Например, в Санкт-Петербурге в 2015 г. ожидается дефицит бюджета порядка 12%, в то время как в 2010 г. он составлял 5%. К этому следует добавить, что вслед за понижением долгосрочного кредитного рейтинга России с ВВВ- до ВВ+ понизился и кредитный рейтинг Санкт-Петербурга, с прогнозом по рейтингу — негативный.

Разработка государственной программы по осуществлению внешнеэкономической деятельности диктуется и новой концепцией государственной промышленной политики (федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»). Одной из ключевых целей промышленной политики является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики страны от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом статья 7 федерального закона устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики в подготовке соответствующих нормативных актов, разработке и реализации программ стимулирования промышленного производства. Помимо этого региональные власти могут содействовать в продвижении промышленной продукции, произведенной местными предприятиями, на рынки иностранных государств, а также предоставлять финансовую и имущественную поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим экспорт промышленной продукции. По сути дела, названные программные документы призваны существенно укрепить экспортные и конкурентные позиции России на ключевых мировых рынках.

Следует обратить внимание, что в государственной программе предусматривается расширение функций в сфере внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. При этом прямо указывается на необходимость внедрения программно-целевого подхода к развитию внешнеэкономической деятельности на региональном уровне с учетом имеющихся у региональных властей полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности. В качестве инструмента программно-целевого подхода предлагается использовать разработку и реализацию программ развития внешнеэкономической деятельности. Это дает основание полагать, что региональным органам власти дан конкретный государственный заказ на формирование государственных программ по осуществлению внешнеэкономической деятельности, в которых безусловными приоритетами должны являться развитие импортозамещения и существенное увеличение экспорта продукции несырьевых отраслей.

На наш взгляд, Санкт-Петербург имеет особый статус в системе внешнеэкономической деятельности страны. Имея уникальное геополитическое положение, мощный промышленный и научно-технический потенциал, Санкт-Петербург занимает лидирующее положение среди многих регионов России по важнейшим показателям внешнеэкономической деятельности. Тем не менее в силу новых экономических и политических обстоятельств требуется переосмысление концепции

внешнеэкономической политики города в программ- ^ ном формате.

С 1 января 2015 г. Правительство Санкт-Петербурга о работает в рамках новой экономической политики, § которая направлена на реализацию Стратегии эконо- ^ мического и социального развития Санкт-Петербурга ^ на период до 2030 года. Данная стратегия определяет и миссию города: «Создание ценностных ориентиров, ™ разработка и внедрение передовых идей, развитие ^ Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и х международного сотрудничества» [1]. Генеральная > цель стратегии — обеспечение стабильного улучше- ^ ния качества жизни горожан и повышение глобальной о конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе ^ реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.

Правительство Санкт-Петербурга ставит амбициозные цели развития города в диалоге с миром, повышения международной конкурентоспособности в долгосрочной перспективе и сохранения ведущих позиций среди российских регионов. Отметим, что в современном мире из практической жизни исчезли закрытые экономические системы. Процессы глобализации и интеграции на всех уровнях предопределяют влияние изменений внешней среды при прогнозировании и планировании развития Санкт-Петербурга. С целью создания эффективной модели управления всеми компонентами конкурентоспособности города необходимо учитывать сложность и высокую степень воздействия внешних факторов.

На наш взгляд, генеральная цель Стратегии-2030 — повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга — должна реализоваться в первую очередь через внешнеэкономическую деятельность города. Именно через внешнеэкономическую деятельность региона, ее качественное изменение и сбалансированное, инновационное формирование возможен рост конкурентоспособности Санкт-Петербурга на внешних рынках. На современном этапе развития экономики внешнеэкономическая деятельность Санкт-Петербурга, выступая результатом межгосударственного и межрегионального разделения труда, является важнейшим условием повышения эффективности региональной экономики.

Участие в глобальных процессах предоставляет предприятиям города возможность проникновения на новые рынки сбыта продукции и услуг, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий, но и несет угрозы оттока части ресурсов развития — кадров высокой квалификации, научно-технических разработок, финансовых ресурсов. Анализ существующих проблем и внешних торгово-экономических связей Санкт-Петербурга, динамики и состояния внешнеэкономического потенциала города свидетельствуют об отсутствии единой системы целенаправленного управления внешнеэкономической деятельностью одного из крупнейших городов России [2, с. 63-64].

В Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность регулируется совокупностью положений и правил, изложенных в федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации. До последнего времени основные принципы, направления и правила государственного регулирования внешнеторговой деятельности определял федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внеш-

со к

X <

со

>

Федеральные органы власти

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга

Другие органы власти Санкт-Петербурга и субъектов Российской Федерации

Хозяйствующие субъекты — производители — экспортеры товаров и услуг

Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие процессы внешнеэкономической деятельности

Хозяйствующие субъекты — импортеры товаров и услуг

НАСЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации

Рис. 1. Системно-структурная пирамида управления внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга

неторговой деятельности» [3]. В соответствии с ним Правительство Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции имеет право проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с иностранными партнерами, назначать и содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации, открывать свои представительства, осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности.

Сфера международного и внешнеэкономического сотрудничества Санкт-Петербурга регулируется федеральным законом [4], в соответствии с которым Правительство Санкт-Петербурга действует во внешних связях в рамках Концепции внешней политики Российской Федерации и Концепции национальной безопасности Российской Федерации. При этом усилия городских органов власти должны быть направлены на реализацию внешнеэкономического потенциала Санкт-Петербурга. Необходим постоянный и аргументированный диалог с федеральными органами власти о необходимых изменениях, дополнительных инструментах регулирования и механизмах поддержки в сфере внешнеэкономической деятельности города.

Успешная реализация региональных программ внешнеэкономической деятельности во многом зависит от теоретической разработки ключевых понятий, к которым относятся «внешнеэкономическая деятельность», «внешнеэкономический потенциал региона», «конкурентоспособность региона» и «репутация (имидж) региона». Безусловно, интегрированным понятием выступает «внешнеэкономическая деятельность».

В государственной программе дается следующее определение: «Под внешнеэкономической деятельностью России понимается совокупность внешнеторговых, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых, научно-технических и иных экономических отношений Российской Федерации с зарубежными странами, в которые вступают хозяйствующие субъекты — резиденты и нерезиденты» [5]. К этому определению с нашей стороны мы бы добавили информационный аспект, как не менее важный в повышении эффективности внешнеторговой деятельности.

Существенное значение имеет и институциональная инфраструктура — институты, которые проводят конкретную внешнеэкономическую политику. Структурный анализ внутренних и внешних факторов, основных компонентов и отношений между ними позволяет выйти на практические рекомендации по формированию системы управления внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга. Сложную систему внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Санкт-Петербурга можно рассматривать как структурно-организованную управленческую пирамиду. Перечисленные субъекты оказывают неодинаковое по степени влияния воздействие на внешнеэкономическую деятельность Санкт-Петербурга (рис. 1).

1. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации создают межгосударственную конъюнктуру осуществления ВЭД региона, определяют приоритетные направления развития ВЭД государства в национальных интересах, распределяют полномочия между центром и регионами. Головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти является Министерство иностранных дел, которое

осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации [6].

2. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют управление внутренними факторами ведения ВЭД и влияют на формирование внешнеэкономического потенциала. Наибольшее значение по степени участия во внешнеэкономической деятельности города имеют следующие комитеты Санкт-Петербурга:

• по внешним связям — осуществляет государственную политику в сфере международного и межрегионального сотрудничества, а также координацию деятельности исполнительных органов власти Санкт-Петербурга [7];

• по инвестициям — ориентирован на привлечение и сопровождение иностранных инвестиций [8];

• по развитию туризма — отвечает за развитие туристского сектора экономики и привлечение иностранных туристов [9];

• по промышленной политике и инновациям — отвечает за реализацию инновационной политики и развитие конкурентоспособных производств города [10].

С уверенностью можно сказать, что практически все указанные комитеты в соответствии с отраслевой специализацией, так или иначе, участвуют в международной и внешнеэкономической деятельности [11].

3. Хозяйствующие субъекты Санкт-Петербурга — производят экспортно-ориентированные товары и услуги, являются ключевым звеном в системе внешнеэкономических субъектов. Так, по данным СевероЗападного таможенного управления, в Северо-Западном федеральном округе в 2013 г. внешнеэкономической деятельностью занимались 15 995 участников, из них 3655 экспортеров и 13 940 импортеров [12]. В Санкт-Петербурге экспортом товаров и услуг занимается более 1000 компаний.

Из 100 крупнейших компаний-экспортеров Северо-Запада 49 компаний зарегистрированы в Санкт-Петербурге [13]. Объем их экспорта составляет более 70% всего экспорта города, причем не факт, что экспортная продукция не имеет оттенок сырьевой направленности. Это ставит под сомнение достижение таких целевых индикаторов государственной программы, как «темпы роста несырьевых товаров», «доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров», «темпы роста числа организаций — экспортеров товаров».

В свою очередь доля высокотехнологичного экспорта из Санкт-Петербурга выше, чем по России. Это объясняется в первую очередь экспортом продукции оборонно-промышленного комплекса. Так, например, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» заняла в 2013 г. третье место по объему экспорта, который составил 2,5 млрд долл. США.

В Санкт-Петербурге сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют свыше 350 научных организаций: более 60 организаций Российской академии наук и других государственных академий, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 12 государственных научных центров. По сравнению с 2007 г. объем отгруженной инновационной продукции в 2013 г. вырос с 20,6 млрд до 131,8 млрд. руб., а удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе предприятий с 13,1 до 18,9% [14]. Именно научно-производственные,

исследовательские и образовательные организации ^ являются перспективной группой форсированного х увеличение экспорта услуг, роста конкурентоспособ- о ности Санкт-Петербурга в целом. §

4. Хозяйствующие субъекты, которые в той или ^ иной степени заняты обслуживанием внешнеэконо- ^ мической деятельности города: и

• финансовые институты, банки, страховые компании, ™ инвестиционные компании и другие организации, ^ обеспечивающие финансовые операции внешне- х экономической деятельности;

• консалтинговые компании, информационно-ком- ^ муникационные компании, рекламные и рейтин- о говые агентства, которые предоставляют услуги ^ по формированию бренда компаний-экспортеров

и маркетинговому продвижению товаров и услуг, обеспечивают использование информационных технологий;

• транспортно-логистические и брокерские компании, отвечающие за услуги по таможенному оформлению, логистику и транспортировку товаров;

• особое место в этой группе также занимают субъекты, осуществляющие свою хозяйственную деятельность в секторе туристических и конгрессно-выставочных услуг.

5. Компании Санкт-Петербурга, занимающиеся импортом.

Их больше 8000. Представляется, что такая ситуация не является оправданной с точки зрения ведения внешнеэкономической деятельности. Предприятия, которые зависимы от импорта, более всего страдают от введенных экономических санкций и таким образом снижают конкурентоспособность Санкт-Петербурга на внешних рынках. Достаточно сказать, что в течение длительного времени импорт товаров и услуг из стран дальнего зарубежья устойчиво превышает экспорт примерно в 2 раза. Так, в 2013 г. в структуре внешнеторгового оборота импорт из стран дальнего зарубежья составил 34 млрд. долл., а экспорт — всего 17,9 млрд долл. В то же время в страны ближнего зарубежья экспорт имел положительный результат над импортом и составил 4,3 млрд и 1,5 млрд долл. соответственно.

В товарной структуре экспорта и импорта в 2013 г. импорт машин, оборудования и транспортных средств превышал экспорт в 6 раз, продукции химической промышленности и каучука — в 10 раз. В экспорте и импорте технологий и услуг технического характера выплаты средств от импорта товаров и услуг превышали поступление средств от экспорта товаров и услуг в 1,6 раза. В то же время объем экспортной продукции топливно-энергетического комплекса в 2013 г. превышал в денежном выражении объем импортной продукции более чем в 70 раз.

Это объясняется тем, что в Санкт-Петербурге зарегистрированы стратегические налогоплательщики, представляющие нефтяную, нефтегазовую, химическую и нефтехимическую промышленность, металлургию, лесную, деревообрабатывающую и табачную отрасли промышленности, что деформирует структуру экспортно-импортной деятельности. Можно предположить, что их деятельность оказывает сильное влияние на социально-экономическое развитие города и других регионов Северо-Запада России. Для оценки степени влияния и значения необходимо специальное исследование таких показателей, как количество рабочих мест, товарная и отраслевая специализация, объем бюджетных отчислений и иностранных инвестиций, привлеченных в рамках хозяйственной деятель-

^ ности компаний-импортеров, и других экономических х показателей.

6. Потребители продуктов и результатов внешне-о экономической деятельности, а именно жители Санкт-т Петербурга, других российских регионов, в которые ^ идет ре-экспорт товаров из Санкт-Петербурга [15]. =т Оценка функций государственных органов власти оо Санкт-Петербурга требует отдельной серьезной про-^ работки. Поэтому в рамках настоящей статьи под-х робнее остановимся на ключевой роли Комитета по > внешним связям Санкт-Петербурга в осуществлении х внешнеэкономической деятельности. В соответствии с о пунктом 1.2. статьи 1 Положения о Комитете по внеш-х ним связям Санкт-Петербурга именно данный орган исполнительной власти Санкт-Петербурга должен «проводить государственную политику и осуществлять государственное управление в сфере международного и межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга», а также осуществлять координацию деятельности иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в данной сфере.

Анализ изменений, внесенных в Положение о Комитете за последние десять лет, свидетельствует о сокращении и корректировке в пользу других отраслевых органов власти Санкт-Петербурга полномочий по осуществлению внешнеэкономической деятельности. К сожалению, в результате отсутствует четкое распределение полномочий по планированию, подготовке и организации участия Санкт-Петербурга во внешнеэкономической деятельности России. Центробежная тенденция разделения полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности стала одной из причин накопившихся проблем.

Изначально в компетенцию комитета входили 24 задачи и функции. В 1995 г. [16] сфера компетенции комитета претерпела незначительные изменения, при этом в его ведении сохранились 22 основные задачи и функции. Так, в ведении комитета осталось осуществление государственного управления в области внешних и внешнеэкономических связей, например:

• разработка и осуществление единой политики в области внешнеэкономических и международных гуманитарных связей в следующих сферах: инвестиции, торговля, валютное регулирование, программы технического содействия, промышленная собственность, развитие таможенной инфраструктуры, гостиничного и игорного бизнеса, а также содействия в формировании и реализации международных программ;

• содействие развитию новых форм внешнеэкономического сотрудничества и предпринимательства, привлечению и размещению иностранных инвестиций, увеличению валютных доходов города и другие не менее важные функции.

В 2004 г. по положению о комитете, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 января 2004 г. № 5 (далее — Положение), в последней редакции положения сохранилось только семь из первоначальных 24 задач. Полномочия по координации внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга были переданы Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли.

Сужение круга задач и функций комитета привело к ослаблению влияния комитета. Фактически роль комитета сводится к осуществлению и обслуживанию протокольных мероприятий с участием органов государственной власти, подготовке зарубежных командировок, разработке проектов протоколов о намерениях или проектов соглашений. В числе важнейших за-

дач комитета остается информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Формирование адекватного информационного пространства вокруг Санкт-Петербурга крайне необходимо для осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности. Достаточно сказать, что до сих пор в зарубежных деловых кругах и СМИ не сформирован образ Санкт-Петербурга как крупного финансового центра привлекательного для прямых иностранных инвестиций, как одного из крупнейших транспортных центров Европы, научного и образовательного центра.

Определяющим для формирования мнения иностранной аудитории к Санкт-Петербургу остается образ города-музея. В определенной степени это происходит из-за слабой освещенности внешнеэкономической деятельности в официальных информационных изданиях о Санкт-Петербурге. Поэтому целесообразна на уровне комитета подготовка международного информационного регламента в продвижения положительного имиджа Санкт-Петербурга за рубежом. В качестве целевых можно выделить следующие направления:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инициативные публикации о Санкт-Петербурге в иностранных печатных и электронных деловых изданиях, научных и специализированных изданиях;

• содействие росту авторитета города посредством взаимодействия с международными региональными и межправительственными организациями;

• повышение информированности мирового сообщества о привлекательности города как крупнейшего в Европе научно-образовательного и научно-исследовательского центра;

• повышение роли соотечественников за рубежом в продвижении репутации Санкт-Петербурга;

• создание за рубежом каналов оперативного информирования о важнейших инициативах Правительства Санкт-Петербурга в повышении инвестиционного климата, условий ведения бизнеса с иностранным участием;

• реформирование и активизация работы системы информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом на принципах государственно-частного партнерства как постоянно действующих официальных представительств города за рубежом без бюджетного финансирования, что крайне актуально в условиях его сокращения.

В процессе разработки в Санкт-Петербурге предполагаемой государственной программы по развитию внешнеэкономической деятельности необходимо:

• систематизировать управление внешнеэкономической деятельностью Санкт-Петербурга одновременно с усилением функций Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга;

• сформировать современные компетенции в сфере внешнеэкономической деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

• осуществить разработку дорожных карт внешнеэкономической деятельности по принципу регионального взаимодействия с зарубежными странами. Основная целевая установка — обеспечить конкурентные преимущества петербургских компаний на мировых ранках. Поскольку в международных и внешнеэкономических связях переплетаются воедино политика и экономика, дипломатия и коммерция, соединение всех рычагов управления внешними связями, включая такую важную их составляющую, как внешнеэкономическая деятельность, должно быть в компетенции одного органа государственной власти.

Литература

1. Стратегия эШркономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru.

2. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Информационные деловые центры Санкт-Петербурга как механизм повышения эффективности внешнеэкономической деятельности // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 56-70

3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (с изменениями на 13 ноября 2013 г.): Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Кодекс: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901881964. (Дата обращения: 05.10.2014).

4. О международном сотрудничестве, международных и внешнеэкономических связях: Закон Санкт-Петербурга от 8 июля 2008 г. № 418-70 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/8477187. (Дата обращения: 10.10.2014).

5. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sec-tions/foreignEconomicActivity/doc20130322_019.

6. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/nsite-sv.nsf/6a5 a8c8bf57c548743256aaa00420ab4/3714aa7372fffa0a43256a aa00469e20!0penDocument. Accessed October 05, 2014

7. О Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 января 2015 г. № 5 (в редакции 19 декабря 2013 г.).

8. О Комитете по инвестициям: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 г. №1042 (в редакции 25 августа 2014 г.).

9. О Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 3 декабря 2012 г. (в редакции 25 августа 2014 г.).

10. О Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 г. (в редакции 25 августа 2014 г.).

11. Материалы о международной и межрегиональной деятельности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и исполнительных органов власти Санкт-Петербурга за 2013 г. // Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kvs. gov.spb.ru/userfiles/2013/2013KVS.pdf. (Дата обращения: 05.10.2014).

12. Таможенная статистика внешней торговли Северо-Западного Федерального округа: Бюллетень. Январь — Декабрь 2013 г. Санкт-Петербург // Северо-Западное таможенное управление: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sztu.customs.ru. (Дата обращения: 11.11.2014).

13. Калинкова И. Специальный доклад «Рейтинг компаний экспортеров». Экспортное торможение 2.0: перезагрузка // Эксперт Северо-Запад. 2014. № 23 (670).

14. Инновации // Официальный сайт Комитета по промышленной политике и инновациям: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cppi.gov.spb.ru/innovations. (Дата обращения: 11.10.2014).

15. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия // Балтийский регион. 2012. № 1 (11) С. 70-80

16. Об утверждении Положения о Комитете по внешним связям: Распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 25 апреля 1995 г. № 411-р.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499507668.

References

1. Strategy of economic and social development of St. Petersburg 5 for the period up to 2030. Available at: http://spbstrategy2030. ° ru/. Accessed October 10, 2014. (in Russ.).

2. Bazhenov Yu. N., Podshuveyt O. V. Informatsionnye delovye m tsentry Sankt-Peterburga kak mekhanizm povysheniya k effektivnosti vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti [St ^ Petersburg business information centers and their role in < increasing the efficiency of international business activities]. s Baltiyskiy region, 2014, no. 3 (21), pp. 56-70. <

3. On the fundamentals of state regulation of foreign trade ^ activities (as amended by November 13, 2013). Federal law > of December 8, 2003 № 164-FZ. Electronic fund of legal s and normative-technical documentation "Kodeks". Available o at: http://docs.cntd.ru/document/901881964. Accessed October 05, 2014. (in Russ.).

4. On the international cooperation, international and external economic relations of St. Petersburg. Law of St. Petersburg of July 8, 2008 № 418-70. Electronic fund of legal and normative-technical documentation "Kodeks". Available at: http://docs.cntd.ru/document/8477187. Accessed October 10, 2014. (in Russ.).

5. Passport of the Russian Federation State Program "Development of external economic activity". Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/doc20130322_019. (in Russ.).

6. About the coordinating role of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation to conduct a united foreign policy of the Russian Federation. Presidential Decree of March 12, 1996 № 375. Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Available at: http://www. mid.ru/bdomp/nsite-sv.nsf/6a5a8c8bf57c548743256aaa00 420ab4/3714aa7372fffa0a43256aaa00469e20!OpenDocum ent. Accessed October 05, 2014. (in Russ.).

7. About the Committee for External Relations of St. Petersburg. Resolution of St. Petersburg Government of January 13, 2015 № 5 (as amended on December 19, 2013). (in Russ.).

8. About the Investment Committee. Resolution of the Government of St. Petersburg of September 27, 2012 №1042 (as amended on August 25, 2014). Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/peter/423233/. (in Russ.).

9. About Tourism Development Committee of Saint-Petersburg. Resolution of St. Petersburg Government of December 3, 2012 (as amended on August 25, 2014). Available at: http:// gov.spb.ru/law?d&nd=822401601. (in Russ.).

10. About the Committee on Industrial Policy and Innovation in St. Petersburg. Resolution of the Government of St. Petersburg of September 27, 2012 (as amended on August 25, 2014). Available at: http://egov.law.kodeks.ru/npd/ show_document/822401345. (in Russ.).

11. Materials of international and inter-regional activities of the Committee for External Relations of St. Petersburg and the executive authorities of St. Petersburg for 2013. Committee for External Relations of St. Petersburg. 2014. Available at: http://www.kvs.gov.spb.ru/userfiles/2013/2013KVS.pdf. Accessed October 05, 2014. (in Russ.).

12. Customs statistics of foreign trade in the North-West Federal District. Bulletin. January - December 2013. St. Petersburg. North-West Customs Administration. 2014. Available at: http:// sztu.customs.ru. Accessed November 11, 2014. (in Russ/).

13. Kalinkova I. Export braking 2.0: Reloaded. Ekspert Severo-Zapad, 2014. no. 23 (670). Available at: http://expert.ru/ northwest/2014/23/eksportnoe-tormozhenie-2_0-perezag-ruzka/. (in Russ.).

14. Innovation. Official website of St. Petersburg Committee on industrial policy and innovation. Available at: http://cppi.gov. spb.ru/innovations/. Accessed October 11, 2014. (in Russ.).

15. Bazhenov Yu. N., Podshuveyt O. V. Problemy i vozmozhnosti raz-vitiya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti Sankt-Peterburga, Leningradskoy oblasti i Respubliki Kareliya [Foreign economic activity of Saint Petersburg, the Leningrad region, and the Republic of Karelia: Problems and opportunities for development]. Baltiyskiy region, 2012, no. 1 (11), pp. 70-80.

16. On Approval of Regulations on Committee on Foreign Relations. Order of the mayor of Saint-Petersburg of April 25, 1995 № 411-r. Available at: http://russia.bestpravo.ru/ piter/data24/tex56861.htm. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.