УДК 341.221.27
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ю. Н. Баженов О. В. Подшувейт
* Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9.
Поступила в редакцию 16.06.2014 г. ііоі: 10.5922/2074-9848-2014-3-4
© Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В., 2014
Министерство иностранных дел Российской Федерации признает весомый вклад регионов в формирование внешней политики государства. Наращивание инновационного производства, курс на тотальное импортозамещение и формирование мер продвижения несырьевого экспорта на внешние рынки — всё это актуальные задачи, которые государство поставило перед регионами.
Современные тенденции мировой экономики и геополитические реалии ставят новые цели и задачи перед регионами, предполагают создание инновационных и универсальных механизмов повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, улучшения и продвижения положительного имиджа Санкт-Петербурга, других регионов Северо-Западного федерального округа.
Анализируется деятельность Информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом, рассматривается опыт других регионов России в создании своих представительств в иностранных государствах, а также предпосылки и возможности реформирования института представительств региона Российской Федерации за рубежом.
В процессе исследования данной темы выявлены новые вопросы теоретического и методологического характера по совершенствованию нормативно-правовой базы создания и деятельности представительств российских регионов за рубежом, использованию механизмов государственно-частного партнерства в сфере внешнеэкономической деятельности и информационных технологий продвижения положительного имиджа.
Ключевые слова: повышение эффективности, внешнеэкономическая деятельность, представительства российских регионов за рубежом, продвижение положительного имиджа, информационные деловые центры
Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 56——70.
Более чем за 20 лет новой истории России география внешних связей Санкт-Петербурга значительно расширилась, а область сотрудничества охватывает культурные, гуманитарные и торгово-экономические сферы жизнедеятельности.
Взаимодействие с внешним миром оказывает большое влияние на качество жизни граждан и экономику города. Так, в 2012 г. валовой региональный продукт Санкт-Петербурга составил 75 млрд долларов США, а объем внешнеторгового оборота — 56,5 млн долларов США.
Пульс международной жизни города и социально-экономическое благополучие петербуржцев во многом зависит от внедрения эффективных инновационных механизмов управления сложной многоуровневой системой внешнеэкономических связей.
Отсутствие положительной динамики изменения качественных и количественных показателей внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга диктует необходимость поиска новых механизмов поддержки экспорта, продвижения продукции предприятий города на внешние рынки и разработки эффективных механизмов государственной поддержки внешнеэкономических связей. Эксперты отмечают, что в настоящее время практически полностью отсутствует координация действий российских региональных властей и экспортеров, что сводит к минимуму экспортную результативность [7].
Санкт-Петербург исторически закладывался и строился вблизи морских путей как форпост Российской империи в Европе. Научный, промышленный и культурный потенциал города формировался в том числе и посредством многостороннего влияния внешнего мира. История формирования внешних связей города прошла несколько этапов становления и развития, благодаря чему Санкт-Петербург приобрел уникальное геополитическое значение.
Либерализация внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в начале 90-х гг. стала причиной возникновения прямой связи между положением страны в мировой экономике и ее региональным развитием. Априори 38 приграничных регионов из 85 субъектов Российской Федерации получили минимальный потенциал внешнеэкономической деятельности. Возникли многочисленные проблемы несбалансированного развития внешних торгово-экономических отношений как на уровне региона, так и государства. Это поставило под угрозу национальную безопасность страны и потребовало учитывать многочисленные внешние факторы влияния на внутреннюю политику и экономику региона.
Специалисты ведут активную дискуссию о том, что такое «внешнеэкономический потенциал региона» [23] и каковы факторы его формирования [8], разрабатываются методологические подходы к оценке внешнеэкономического потенциала региона [1]. Благодаря теоретическому и практическому изучению внешнеэкономической деятельности региона такими специалистами, как Л. Б. Вардомский [4], П. П. Головина [6], Н. Н. Евченко [9], сформировалась обширная научно-методологическая база для исследований внешнеэкономической деятельности региона.
Ученые уделяли большое внимание экономической категории «экспортный потенциал территории» [20] и отдельным формам внешнеэкономической деятельности, как правило внешней торговле [13]. Однако вступление России в ВТО, мировой финансово-экономический кризис
[17] и формирование единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана провоцирует переход от понятия «экспортный потенциал» к понятию «внешнеэкономический потенциал». П. Б. Разумов использует ресурсный подход [21], тогда как содержание понятия «внешнеэкономический потенциал региона» следует раскрывать на основе динамического подхода А. В. Варичева [5].
На наш взгляд, интегрируя многочисленные точки зрения [11—13; 16], наиболее полным и указывающим на результат можно предложить следующее определение внешнеэкономического потенциала: это совокупная способность экономики региона осуществлять внешнеэкономическую деятельность с целью оптимального социально-экономического развития региона посредством использования внутренних и внешних резервов региона при наличии системы управления, обеспечивающей выполнение внешнеэкономических функций региона.
Анализ сложившейся в каждом регионе системы внешнеэкономических связей и выработка научно обоснованных предложений по эффективному и максимальному использованию его внешнеэкономического потенциала — это первоначальный этап для достижения устойчивого социально-экономического развития. Так, например, Р. М. Прытков и Г. И. Немирова говорят о необходимости учитывать сумму частных потенциалов [20; 16]. Вместе с тем одной из важнейших проблем является наращивание инвестиционно-инновационного потенциала регионов как механизма повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках [15].
Регулирование внешнеэкономической деятельности страны — бесспорная прерогатива центральной власти, так как данная деятельность относится к сфере внешней политики, проводимой от лица государства. Вместе с тем региональные органы власти также активно участвуют в международной жизни России. С. Ю. Куценко утверждает, что перед РФ остро стоит задача регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом интересов регионов [14].
Что касается формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона, экспортного потенциала России в целом
[18], принципов стратегического управления [22] и совершенствования механизмов развития экспортного потенциала региона [23], специалисты ставят перед собой цель решения неотложных задач, прежде всего восстановления и развития экспортного потенциала страны, повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, формирования рациональной структуры экспорта и импорта, привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечение экономической безопасности России.
Неоднократно учеными поднималась проблема доминанты минерально-сырьевого компонента в экспорте России, которая ведет к зави-
симости от конъюнктуры мирового рынка, делает его уязвимым с позиций экономической устойчивости. Эти опасения не были беспочвенными [19]. Поэтому вопрос формирования принципиально новой экспортной базы, создания и апробации универсальных механизмов внешнеэкономической деятельности региона крайне актуален.
Санкт-Петербург с его уникальным геополитическим положением в силу многочисленных факторов, сложной структуры и универсальных возможностей, обладающих свойствами мультипликативного эффекта, становится ценным объектом исследования региональной международной политики.
В настоящей статье рассматривается существующий уже более десяти лет институт российских региональных представительств за рубежом. Санкт-Петербург имеет самую широкую сеть зарубежных представительств, опережая Москву, Московскую область, Республику Татарстан и другие российские регионы, ведущие активную международную и внешнеэкономическую деятельность. Для создания институциональной основы информационно-деловых центров в Санкт-Петербурге формируется соответствующая правовая база. Так, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 сентября 2004 г. № 1583 «О порядке создания и деятельности информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом» (далее — ИДЦ СПб) и для развития международных и внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами за девять лет был создан 21 ИДЦ СПб [24]. Вышеуказанный нормативный документ определяет центры как постоянно действующие экспозиции с информацией о Санкт-Петербурге, наделенные правом оказания консалтинговых и маркетинговых услуг [25].
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 36 от 19.01.2006 с последующими изменениями (на 11.12.2013) существуют и фактически должны действовать ИДЦ СПб в Армении, Австралии, Англии, Израиле, Италии, Казахстане, Латвии, Литве, Норвегии, США, Украине, Финляндии, Эстонии. Всего за рубежом находится 18 ИДЦ СПб, география которых охватывает в основном европейские страны, точечно в Австралии, США, Израиле.
В регионе Балтийского моря размещена половина всех ИДЦ СПб. В Финляндии действует четыре: в Турку, Котке, регионе Хямеенлинна и Ювяскюля, в Эстонии — два (в Кохтла-Ярве и Раквере), работают ИДЦ СПб в Вильнюсе, Риге, Осло.
В соответствии с информацией, представленной на сайте Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, с 2007 г. ежегодно на базе ИДЦ СПб проводились тематические семинары, презентации Санкт-Петербурга, круглые столы по вопросам торгово-экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества Санкт-Петербурга и зарубежных регионов. Так, в 2007 г. состоялся российско-эстонско-финский форум «Роль информации и рекламы в развитии туризма, предпринимательства и сотрудничества приграничных регионов», в Гамбурге прошел международный семинар по теме «Проекты городов-побратимов Морской фасад — Hafen City». В 2008 г. уже создано 13 ИДЦ СПб, в целом про-
ведено было 40 мероприятий, в которых приняли участие более 1500 руководителей и специалистов петербургских и иностранных компаний. Среди этих мероприятий — Дни Санкт-Петербурга в Ювяскюля, в Юрмале, российско-эстонско-финский семинар по вопросам культуры и туризма в Котке и Иматре, семинар по вопросам субконтрактинга в металлообработке, энергетике и строительстве (Кохтла-Ярве, Эстония).
В 2009 г. открылись новые ИДЦ СПб в Хямендинна, Хайфе и Вене. Ключевым мероприятием года становится ознакомительный визит по вопросам захоронения и переработки отходов, охраны окружающей среды с участием Морских собраний России и Финляндии, а также Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга. ИДЦ СПб в Гамбурге оказал содействие в организации официальных и деловых визитов представителей Санкт-Петербурга в регионы Германии.
В 2010—2012 гг. традиционно активно работали ИДЦ СПб в Финляндии и Эстонии. Значительное количество встреч прошло на базе ИДЦ СПб в Вене, Гамбурге и Хайфе.
Анализируя международную и межрегиональную деятельность Санкт-Петербурга в 2013 г., можно сделать вывод о том, что активность ИДЦ СПб сконцентрировалась именно в регионе Балтийского моря. В Риге с помощью российского информационного агентства РОСБАЛТ (оператор ИДЦ СПб) были проведены круглые столы совместно с Рижской думой и рижским центром Фонда «Русский мир». По инициативе ИДЦ СПб подготовлено более 40 информационно-аналитических материалов для местных СМИ, в которых отражалась деятельность Центра. В середине 2013 г. ИДЦ СПб инициировал проведение Дней русской культуры в Латвии.
В Вильнюсе были проведены тематические круглые столы по вопросам железнодорожного сообщения и открытия прямого авиарейса Санкт-Петербург — Вильнюс, а также по вопросам сотрудничества в области туризма.
В Осло на базе Норвежско-Российской торговой палаты прошли информационные семинары по вопросам изменения российского инвестиционного законодательства, инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга и ведения в нем бизнеса. Можно привести немало и других примеров положительного влияния ИДЦ СПб за рубежом как одного из эффективных механизмов работы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга в области международной деятельности.
Анализ деятельности ИДЦ СПб выявил, что в процессе работы они вышли за рамки формата постоянно действующих экспозиций о Санкт-Петербурге и сформировали возможности создания внешнего информационно-инвестиционного имиджа города в сфере внешнеэкономической деятельности.
На наш взгляд, требуется предпринять несколько инициатив. Прежде всего, это совершенствование нормативно-правовой основы развития ИДЦ СПб за рубежом, а также использование программных методов обеспечения их работы. Это подтверждает опыт создания по инициативе Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга инвестиционных площадок города в Монако и Китае.
Можно рассмотреть несколько вариантов развития института зарубежных представительств Санкт-Петербурга с учетом того, что город федерального значения играет важную роль в экономике России, продвижении ее положительного имиджа за рубежом и апробации новых форм внешнеэкономического сотрудничества приграничных регионов.
Правовой аспект является основополагающим, формирует законодательные рамки деятельности и во многом определяет практическую реализацию инновационных решений в работе исполнительных органов государственной власти региона и представителей деловых кругов. В отличие от культурной и гуманитарной сферы, деловое сотрудничество сталкивается с реальными, иногда непреодолимыми барьерами: таможенное законодательство, спорные вопросы распределения полномочий между федеральным центром и регионами, бюджетное финансирование и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности региона.
В 2001 г. Министерство иностранных дел РФ утвердило Концепцию работы МИД России по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, которая признала весомый вклад регионов в формирование внешней политики государства. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации строится на основе Конституции РФ, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации, федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», в статье 10 которого определено право регионов иметь представительства на территориях иностранных государств.
По согласованию с МИД РФ представительства регионов России за рубежом открываются на основе соглашения между соответствующим органом государственной власти субъекта РФ и правомочным органом административно-территориального образования иностранного государства. Федеральное законодательство предполагает два ограничения: представительства не могут исполнять консульские и дипломатические функции, и главой представительства должен быть гражданин Российской Федерации.
Правовым департаментом и Департаментом по связям с субъектами федерации, Парламентом и общественно-политическими организациями МИД России разработано типовое положение «О Представительстве субъекта Российской Федерации за рубежом» [27]. Документ определяет основные принципы развития представительств регионов России за рубежом как представление интересов субъекта РФ в стране пребывания в сфере торгово-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества. Деятельность представительств финансируется за счет средств бюджета региона, кроме того, представительству разрешается осуществлять коммерческую деятельность.
Формы выполнения представительских функций регионов РФ за рубежом отличаются по видам источников и порядку финансирования,
@5 -
положениями о создании представительств, их полномочиями и степенью контроля со стороны органов региональной власти. Для сравнения проанализируем опыт представительств Москвы и Республики Татарстан, работающих за рубежом более 10 лет. Напомним, что федеральное законодательство предполагает возможность сочетать бюджетное финансирование и коммерческую деятельность. Москва имеет свои официальные представительства в Абхазии, Армении, Белоруссии, Украине, Болгарии, Латвии, Киргизии, Литве (на стадии формирования). Представительства Москвы за рубежом — подведомственные организации Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы [28]. Основной документ, определяющий цели, задачи и порядок деятельности представительств Москвы за рубежом, — Концепция создания организаций «Дом Москвы».
Статус «Домов Москвы» может быть различным, в том числе это может быть юридическое лицо, собственником или основным акционером которого является Москва. Содержание «Домов Москвы» осуществляется, как правило, на принципах самоокупаемости за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности «Дома Москвы». Представительство должно иметь бизнес-план, предусматривающий получение доходов, направляемых на покрытие затрат на собственное содержание и финансовое обеспечение основной деятельности. Все представительства имеют информационные интернет-порталы.
Республика Татарстан имеет свои полномочные представительства в Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Объединенных Арабских Эмиратах, Турецкой Республике, Туркменистане, Узбекистане, Украине и во Французской Республике. Полномочные представители и Положения о Полномочном представительстве Республики Татарстан утверждаются в соответствии с указами Президента Республики Татарстан. Источником финансирования является бюджет республики, а порядок финансирования и численность сотрудников представительства определяется кабинетом министров Республики Татарстан [29].
Санкт-Петербург имеет более широкую сеть представительств за рубежом по сравнению с Москвой и Республикой Татарстан. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 сентября 2004 г. № 1583 «О порядке создания и деятельности информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом» утверждает целевое финансирование ИДЦ СПб за рубежом, которое может быть использовано только для информационного наполнения экспозиции о Санкт-Петербурге и проведения конкретных мероприятий на их базе. В соответствии с пунктом 4.2. Положения также предполагается финансирование создания информационного портала о деятельности ИДЦ СПб за рубежом. Данная возможность на практике в настоящий момент не реализована. Исторически на момент принятия Положения механизм создания и деятельности ИДЦ СПб за рубежом с точки зрения экстенсивной региональной политики был достаточно универсальным и предполагал развитие взаимовыгодных внешнеэкономических связей в первую очередь за счет административного ресурса. Представляется, что Положе-
нию требуется модернизация в соответствии с изменениями внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации для получения максимального эффекта от деятельности ИДЦ СПб.
Экономический аспект может оказаться одним из основных вопросов об определении специализации ИДЦ СПб за рубежом. Цели и задачи ИДЦ СПб должны ставиться исходя из его специализации, которая в свою очередь зависит от состояния торгово-экономических отношений между Санкт-Петербургом и зарубежными партнерами.
Санкт-Петербург, возможно, должен иметь особый статус в системе ВЭД России и претендовать на вполне обоснованные позиции в региональной экономике стран Балтийского моря. В силу специфики геоэко-номического и геополитического положения Санкт-Петербург на протяжении многих лет входит в число лидирующих субъектов по показателям внешнеэкономической деятельности. Однако необходимо обратить внимание на структуру торгового баланса, в котором экспортная составляющая характеризуется поставками сырья в страны ближнего и дальнего зарубежья. И это нельзя признать феноменом конкретного экономического эффекта компаний города, достигнутого за счет юридической регистрации крупнейших российских компаний нефтяной, химической и металлургической промышленности. Это является одним из главных недостатков экспортной политики города. Здесь следует обратить внимание на некоторые сопоставительные данные внешнеторгового оборота СПб.
Так, по данным Северо-Западного таможенного управления Российской Федерации, внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в 2013 г. составил 54,0 млрд долларов США, в том числе экспорт — 19,1 млрд долларов, импорт — 34,9 млрд долларов. Доля экспорта во внешнеторговом обороте — 35,4 %, импорта — 64,6 %. Сложилось отрицательное сальдо торгового баланса в размере 15,8 млрд долларов. На страны дальнего зарубежья в товарообороте приходится 97 % и лишь 3% на страны СНГ. Крупнейшие торговые партнеры — Китай, Германия, Финляндия.
По данным, опубликованным в специальном докладе «Рейтинг ком-паний-экспортеров», в число 100 крупнейших компаний-экспортеров Северо-Запада вошли 49 компаний, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, объем их экспорта составил 13,7 млрд долларов США, то есть 72 % всего экспорта города, однако эти компании ведут производственную деятельность не в городе, а за пределами не только города, но и Северо-Западного федерального округа, Например, компания ОАО «СИБУР Холдинг», ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ МАРИН БУНКЕР», ЗАО «НОРМЕТИМПЭКС» и другие представители нефтяной, нефтегазовой, химической и нефтехимической, металлургии, лесной, деревообрабатывающей, табачной отраслей промышленности. В то же время доля высокотехнологичного экспорта из Санкт-Петербурга выше, чем в целом по России. Это объясняется, в первую очередь, экспортом продукции
оборонно-промышленного комплекса. Так, например, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» заняла в 2013 г. третье место по объему экспорта, который составил 2,5 млрд долларов США [10].
Специфика торгово-экономических отношений Санкт-Петербурга в 2013 г. характеризуется следующими параметрами:
• торговля более чем с 180 странами;
• первые десять стран — торговых партнеров Санкт-Петербурга — обеспечили 32 млрд долларов США товарооборота, что составило почти 60 %;
• товарооборот Санкт-Петербурга с Китаем в 1,7 раза больше товарооборота с Германией;
• объем импорта из Китая в 16 раз превышает объем экспорта;
• первое место по объему экспорта продукции из Санкт-Петербурга занимают Нидерланды, далее следуют Финляндия, Чешская Республика, Германия;
• по объему импорта после Китая лидирующие позиции занимают Германия, Республики Корея, Япония, Финляндия;
• 30 % товарооборота Санкт-Петербурга приходится на следующие 23 государства: США, Эстония, Украина, Латвия, Испания, Польша, Вьетнам, Швеция, Турция, Бразилия, Индия, Норвегия, Бельгия, Тайвань (Китай), Эквадор, Дания, Хорватия, Канада, Швейцария, Литва, Чили, Португалия, Таиланд [30].
Структурный анализ внешнеторгового оборота Санкт-Петербурга в 2013 г. характеризуется тем, что доля минеральных продуктов и топливно-энергетических товаров в экспорте составила 80 %. И это нельзя признать адекватной ситуацией, которая полностью противоречит стремлению России к инновационной стратегии развития.
Анализ статистических данных внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга ставит под сомнение стабильность социальноэкономической ситуации в городе, рост продовольственной и технологической зависимости экономики города от импорта свидетельствует о необходимости поиска новых возможностей решения выявленных проблем. Однообразная экспортная номенклатура в очередной раз свидетельствует о значимой нехватке продукции с высокой добавленной стоимостью.
Наращивание инновационного производства, государственный курс на тотальное импортозамещение и формирование мер продвижения несырьевого экспорта на внешние рынки — звенья одной цепи: эффективного управления внешнеэкономической деятельностью. В 2013 г. Правительством Российской Федерации утверждена дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».
На наш взгляд, основа решения вышеперечисленных проблем внешнеэкономической деятельности — это постоянный конструктивный диалог между партнерами разного уровня и статуса, который и должен быть обеспечен посредством различных форм представительств региона за рубежом, на внешних рынках. ИДЦ СПб должны стать оперативными проводниками актуальной и достоверной информации о потребностях и возможностях экономических систем регионов.
Не менее важным аспектом является и институциональный аспект, который дает возможность понять, какие органы государственной власти отвечают за координацию деятельности ИДЦ СПб за рубежом и могут принимать участие в наполнении содержанием их работы, быстро и эффективно решать актуальные для города задачи.
С 1991 г. Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга отвечает за выполнение следующих задач [31]:
• реализация и проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития внешних связей Санкт-Петербурга, межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга;
• координация деятельности по разработке и осуществлению программ международной технической помощи и делового сотрудничества, в том числе в рамках развития городского хозяйства, социальной сферы, образования, культуры и здравоохранения Санкт-Петербурга;
• координация деятельности по организации участия граждан и организаций в межрегиональных и международных конференциях и иных межрегиональных и международных мероприятиях, проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;
• обеспечение реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие национальных культур, языков, традиций и обычаев этнических общностей, проживающих на территории Санкт-Петербурга;
• поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, использование их возможностей для развития связей с зарубежными странами.
Все вышеперечисленные функции в той или иной степени коррели-руются с деятельностью ИДЦ СПб за рубежом, которые были созданы для продвижения положительного имиджа Санкт-Петербурга в иностранных государствах, начиная с 2004 г.
Из бюджета города для обеспечения международного и межрегионального сотрудничества в 2013 г. было выделено 343 млн рублей, что составило 0,1% городского бюджета [32]. Сделать вывод об экономической эффективности использованных бюджетных средств несложно. Такая сумма вряд ли способствует повышению информационного и инвестиционного имиджа города. Мероприятия презентационного и протокольного характера имеют положительный, но в то же время не гарантированный долгосрочный эффект и относятся к категории представительских инвестиций.
Необходимы согласованные действия многих комитетов Санкт-Петербурга, а также конгрессно-выставочных объединений, общественных объединений промышленников и предпринимателей, чтобы превратить Информационный деловой центр Санкт-Петербурга за рубежом в многофункциональный политически и экономически эффективный инструмент исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в развитии внешнеэкономических отношений.
Улучшение и продвижение положительного имиджа Санкт-Петербурга, прогрессивное развитие внешнеэкономической деятельности го-
рода как главного показателя социально-экономического положения невозможно без постоянной, высокоинтенсивной информационной политики Санкт-Петербурга. Такая политика обязана обеспечить презентационное продвижение Санкт-Петербурга как международного научного, образовательного, промышленного, делового и культурного центра. Сбор, обработка и анализ коммерческих и инвестиционных предложений заинтересованных предприятий, организаций и учреждений Санкт-Петербурга наряду со сбором информации об экономических и социальных условиях в регионе-партнере должен осуществляться на постоянной основе.
На регулярной основе должны проводиться собственные информационные и презентационные мероприятия, а также организовываться выступления на конференциях и семинарах с докладами о социальноэкономическом развитии Санкт-Петербурга и презентации Санкт-Петербурга и отдельных секторов экономики в рамках отраслевых выставок. Информационная политика предполагает освещение стратегии развития Санкт-Петербурга, постоянное обновление статистических и аналитических данных по основным разделам социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Особое внимание следует обратить на постоянное взаимодействие со средствами массовой информации. А именно проведение мероприятий с участием журналистов страны пребывания: пресс-конференций, интервью, проведение научно-аналитических исследований и публикаций, визитов представителей СМИ Санкт-Петербурга, ежегодных пресс-туров журналистов страны пребывания в Санкт-Петербург. Деятельность ИДЦ СПб должна сопровождаться высококачественными информационно-аналитическими изданиями на электронных и бумажных носителях, дающих актуальное комплексное представление о потенциале сотрудничества с Санкт-Петербургом. Необходимо активно освещать деятельность ИДЦ СПб в СМИ Санкт-Петербурга. А одна из первоочередных задач — разработка информационного портала в сети Интернет с полным доступом к информации о внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга.
Институт информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом успешно прошел период становления, что составляет базу для его реформирования в механизм продвижения товаров и услуг Санкт-Петербурга на внешние рынки, распространения актуальной официальной информации о перспективах сотрудничества с Санкт-Петербургом, реализации информационной политики города за рубежом.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие предложения по совершенствованию и перезапуску работы системы информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом:
1. Все ИДЦ СПб за рубежом необходимо наделить функциями представительств Санкт-Петербурга за рубежом под руководством и при координации Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.
2. Главной задачей ИДЦ СПб должна стать активизация внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга и представление интересов города в сфере торгово-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества, что в конечном счете приведет к формированию и продвижению положительного имиджа Санкт-Петербурга.
3. Информационные деловые центры должны быть созданы во всех странах Балтийского региона с расширением их функций, не только представительских, но и экономических. Это будет способствовать укреплению регионов Северо-Запада во внешнеэкономической деятельности со странами Балтийского региона.
Оптимизация деятельности Центров будет определяться и новой географией их размещения. Очевидно, что наличие четырех Центров в городах Финляндии, двух Центров в Эстонии как приграничных территорий весьма целесообразно. Такие центры должны быть созданы во всех крупных инновационно-промышленных городах, тогда как в Таллине и Хельсинки центры отсутствуют. Политически и экономически правильно открывать новые центры в столицах иностранных государств. В таких странах региона Балтийского моря, как Германия, Польша, Швеция, Нидерланды, центры отсутствуют, тогда как эти государства давние торговые партнеры Санкт-Петербурга. И это, безусловно, минус для имиджа Санкт-Петербурга.
По состоянию на 1 июня 2014 г. ни один регион Северо-Западного федерального округа не имеет своего представительства за рубежом, хотя это допускается федеральным законодательством. Опыт Санкт-Петербурга может быть использован и в других регионах. Вместе с тем залогом успешной внешнеэкономической деятельности соседних регионов становится не только минимальный внешнеэкономический потенциал. Принципиальным является понимание того, что для решения насущных проблем социально-экономического развития посредством внешнеэкономической деятельности региона необходимо укреплять кооперационные связи между регионами, формировать скоординированную позицию региональных органов власти по основным направлениям межрегионального сотрудничества, что будет способствовать более эффективному использованию конкурентных преимуществ [2].
При соответствующей модернизации «Центры» могут стать инновационным механизмом повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга за рубежом, в основу которого должны быть заложены принципы информационно-инвестиционной привлекательности второго по значимости города федерального значения. При соответствующих изменениях в Положении о «Центрах» финансирование может осуществляться на паритетной основе с бизнесом, например в форме государственно-частного партнерства.
Список литературы
1. Анненкова А. А. Методические подходы к оценке внешнеэкономического потенциала региона // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4). С. 152—156.
2. Баженов Ю. Н. Подшувейт О. В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия // Балтийский регион. 2012. № 1. С. 70—80.
3. Борисюк Н. К., Прытков Р.М. Основные направления развития экспортного потенциала региона // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 85. С. 64—70.
4. Вардомский Л. Б. Российское порубежье в условиях глобализации. М.,
2009.
5. Варичев А. В. Управление развития внешнеэкономического комплекса региона : дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2006.
6. Головина П. П. Особенности развития региональной ВЭД в направлении формирования международной конкурентоспособности региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. № 3. С. 205— 212.
7. Грибова С. Н. Развитие приграничных регионов России: методология и практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Улан-Удэ, 2011. 39 с.
8. Добринова Н. В. Региональный фактор развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2003. № 1. С. 15—16.
9. Евченко Н. Н. Региональный внешнеэкономический комплекс: структура, управление, программирование развития : дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д,
2010. 419 с.
10. Калинкова И. Специальный доклад «Рейтинг компаний экспортеров». Экспортное торможение 2.0: перезагрузка // Эксперт Северо-Запад. № 23(670). 2014.
11. Конаныхина О. В. Методологические основы формирования внешнеэкономического климата региона // Вестник АГТУ. 2010. № 1. С. 29—35.
12. Красильникова Е. Л. Оценка использования внешнеэкономического потенциала регионов // Молодой ученый. 2012. №7. С. 87—90.
13. Курников Е. В. Внешняя торговля и таможенное развитие: таможенные аспекты развития и усиления внешнеэкономического потенциала России // Российское предпринимательство. 2010. № 6. С. 21—26.
14. Куценко С. Ю. Управление внешнеэкономическим потенциалом региона // Проблемы развития АПК Саяно-Алтая : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Абакан, 2009. С. 90—92.
15. Меньщикова В. И. Экономический потенциал региона: терминология, структура, модель // Вестник ТГУ. 2010. № 4. С. 51—63.
16. Немирова Г. И., Красильникова Е. Л. Теоретические подходы к определению внешнеэкономического потенциала региона // Вестник ОГУ. 2012. № 9. С. 75—79.
17. Оболенский В. П. Мировой финансово-экономический кризис и внешнеэкономические связи России. М., 2011.
18. Оборина Е. Д. Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона : дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2011.
19. Орлова Н. Л. Экспортный потенциал России: состояние и перспективы развития в условиях глобальных изменений на мировых рынках // Академия бюджета и казначейства Минфина России. 2009. № 1. С. 68—78.
20. Прытков Р.М., Немирова Г. И. Формирование и развитие экспортного потенциала региона // Вестник ОГУ. 2011. № 13. С. 387—393.
21. Разумов П. Б. Социально-культурные аспекты развития внешнеэкономического потенциала регионов России : дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
22. Савельев И. И. Принципы стратегического развития экспорта // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 8. С. 165—169.
23. Суржиков М. А. Социально-экономическая диагностика региона как субъекта международной торговли // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3. С. 126—132.
24. Постановление правительства Санкт-Петербурга о порядке создания и деятельности информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/8400072 (дата обращения: 18.05.2014).
25. Информационный деловые центры Санкт-Петербурга за рубежом. URL: http://www.kvs.spb.ru/informatcionnie_delovie_tcentri_sankt-peterburga_za_ rubezhom18 (дата обращения: 20.05.2014).
26. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации Официальный сайт министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www. mid.ru/bdomp/sbor.nsf (дата обращения: 18.05.2014).
27. Типовое положение «О представительстве субъекта Российской феде-
рации за рубежом». Официальный сайт министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b354 43256c8a004e8835/71930443e77bb2e843256c8a0047bc24!0penDocument (дата
обращения: 21.06.2014).
28. Подведомственные организации. URL: http://dvms.mos.ru/podvedomstven nye_organizatsii/ (дата обращения: 20.05.2014).
29. Представительства Республики Татарстан в РФ и за рубежом. URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/representative_offices.htm (дата обращения: 18.05.2014).
30. Страны товарооборота Санкт-Петербурга. Официальный сайт СевероЗападного таможенного управления. URL: http://sztu.customs.ru/index.php (дата обращения: 20.05.2014).
31. Задачи Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. URL: http:// www.kvs.spb.ru/zadachi43 (дата обращения: 20.05.2014).
32. Комитета финансов Санкт-Петербурга. URL: http://www.fincom.spb.ru (дата обращения 19.05.2014).
Об авторах
Юрий Николаевич Баженов, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной политики и политической географии, Институт наук о земле, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Ольга Викторовна Подшувейт, ассистент кафедры региональной политики и политической географии, Институт наук о земле, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
ф
ST PETERSBURG BUSINESS INFORMATION CENTRES AND THEIR ROLE IN INCREASING THE EFFICIENCY OF INTERNATIONAL BUSINESS ACTIVITIES
Y. Bazhenov*, O. Podshuveit
* Saint Petersburg State University 7—9, Universitetskaya nab., Saint Petersburg, 199034, Russia
Received 16 June 2014
The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation acknowledges the significant contribution of regions to the development of the state’s foreign policy. An increase in innovative production, a commitment to achieve complete import substitution, and the development of measures to promote non-raw material export are the principal objectives established by the state for its regions.
The current trends in world economy and the geopolitical situation formulate new goals and objectives for regions and suggest the creation of innovative and universal mechanisms to increase the efficiency of international economic activities, promotion of a positive image of Saint Petersburg and other regions of the Russian Northwest.
The article analyses the activities of Saint Petersburg business information centres abroad, similar experience of other Russian regions, and prerequisites for reforming the institution of regional offices abroad.
In the course of the study, new theoretical and methodological questions as to improving the regulatory framework for development and functioning of Russian regional offices abroad, the use of public-private partnership mechanism in foreign economic activities and information technologies of positive image promotion were formulated.
Key words: efficiency enhancement, foreign economic activities, Russian regional offices abroad, promotion of a positive image of St. Petersburg.
About the authors
Dr Yuri Bazhenov, Department of Regional Policy and Political Geography, Institute of Earth Sciences, Saint Petersburg State University, Russia.
E-mail: [email protected]
Olga Podshuveit, Lecturer, Department of Regional Policy and Political Geography, Institute of Earth Sciences, Saint Petersburg State University, Russia.
E-mail: [email protected]