Научная статья на тему 'Программы приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря: результаты и перспективы в современных геополитических условиях'

Программы приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря: результаты и перспективы в современных геополитических условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / NEAR-BORDER AND CROSS-BORDER COOPERATION / САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕС / EUROPEAN UNION SANCTIONS POLICY / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕГИОНОВ / REGIONAL FOREIGN TRADE / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА / REGIONAL POLICY / AND MODEL OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подшувейт Ольга Викторовна, Черных Андрей Николаевич

Настоящее исследование направлено на изучение более чем 10-летнего опыта реализации программ приграничного сотрудничества между Европейским союзом и Российской Федерацией на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Цель. Представить аналитический обзор основных результатов многолетнего приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области с регионами государств членов Европейского союза и оценить возможности развития приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря в современных геополитических условиях, которые в первую очередь определяются украинским кризисом. Задачи. Обозначить основные этапы становления приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря после распада Советского Союза. Сделать акцент на результатах реализации программ Европейского инструмента соседства и партнерства в период с 2007-го по 2013 г. Дать оценку товарооборота Санкт-Петербурга и Ленинградской области со странами Европейского союза в 2014 г. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассматривается политика приграничного сотрудничества Европейского союза, выявлены тенденции противодействия активизации и углублению приграничного сотрудничества. С помощью методов анализа статистических данных товарооборота показана степень влияния санкционной политики Европейского союза на региональные торгово-экономические отношения. Результаты. Политика приграничного сотрудничества Европейского союза с регионами Российской Федерации успешно прошла несколько этапов становления. Санкт-Петербург и Ленинградская область за счет своего потенциала сыграли ключевую роль в формировании многостороннего партнерства, заложив прочный фундамент регионального международного сотрудничества в регионе Балтийского моря в долгосрочной перспективе. Благодаря совместной работе над общими проектами различного масштаба создана широкая сеть партнерства на территории приграничных регионов. Анализ динамики и структуры торговых отношений регионов Российской Федерации, выбранных для исследования, со странами Европейского союза демонстрирует прочность партнерских торгово-экономических отношений на региональном уровне. Выводы. Приграничное сотрудничество играет важную роль в сохранении мира и стабильности, способствует экономическому развитию и социальному благополучию на территориях, вовлеченных в эти процессы. Опыт приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части формирования и практической реализации совместных проектов можно транслировать и на другие российские регионы, занимающие пограничное положение. В современных геополитических условиях активное участие регионов Российской Федерации в развитии международного сотрудничества играет важную роль в укреплении позиции государства в целом и может значительно снизить степень негативного влияния внешних факторов. Данные внешнеэкономической деятельности демонстрируют значительный потенциал взаимовыгодного сотрудничества, необходимость разработки и внедрения новых территориально пространственных форм приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Подшувейт Ольга Викторовна, Черных Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-border cooperation in the Baltic Sea: Results and prospects in Current Geopolitical Conditions

This study aims to examine more than 10 years of experience in cross-border cooperation between countries of the European Union and the Russian Federation in the St. Petersburg and Leningrad regions. Aim. The goal is to analyze the impact of years of cross-border cooperation between St. Petersburg and the Leningrad region and regions of member-states of the European Union, and to evaluate the possibility of cross-border cooperation in the Baltic Sea region in the current geopolitical conditions primarily determined by the Ukrainian crisis. Specifically, this study aims to identify the key stages in the establishment of cross-border cooperation in the Baltic Sea area after the collapse of the Soviet Union with a focus on the results of the implementation of programs of the European Neighbourhood Policy and European Neighbourhood Instrument between 2007 and 2013, and to assess the turnover of consumer goods and commodities turnover between the St. Petersburg and Leningrad region and the countries of the European Union in 2014. Methodology. In the present paper, using common methods of scientific knowledge, the author considers the European Union policy on cross-border cooperation and identifies trends that hinder cross-border cooperation. The use of the methods for statistical analysis of consumer goods and commodities turnover demonstrates the degree to which the EU sanctions influence regional trade and economic relations. Results. The policy of the European Union on crossborder cooperation with the regions of the Russian Federation has seen several stages of growth. Given their potential, St. Petersburg and the Leningrad region have played a key role in the development of a multilateral partnership, laying a solid foundation for long-term regional and international cooperation in the Baltic Sea region. Cooperation on projects of various sizes has allowed the setting up of a wide network of partnerships in border regions. Analysis of the dynamics and structure of trade relations between Russia’s regions (selected for this study) with the European Union demonstrates the strength of the partnership in trade and economic relations at the regional level. Conclusions. Cross-border cooperation plays an important role in maintaining peace and stability and in promoting economic development and social well-being in the areas involved. The experience of cross-border cooperation between St. Petersburg and the Leningrad region with European Union in the development and implementation of joint projects can be applied in other Russian regions with near-border positions. In the current geopolitical environment, an active participation of the regions of the Russian Federation in the development of international cooperation plays an important role in strengthening the position of the state as a whole and can significantly reduce the negative impact of external factors. Foreign economic activity data demonstrate the significant potential of mutually beneficial cooperation and the need to develop and implement new forms of regional cross-border cooperation in the Baltic Sea region.

Текст научной работы на тему «Программы приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря: результаты и перспективы в современных геополитических условиях»

J

<

о

Программы приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря: результаты и перспективы в современных геополитических условиях

Cross-border Cooperation in the Baltic Sea: Results and Prospects in Current Geopolitical Conditions

УДК 332.02

Подшувейт Ольга Викторовна

ассистент кафедры Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета

199178, Санкт-Петербург, 10-я линия В. О., д. 33-35

Podshuveyt Ol'ga Viktorovna

Institute of Earth Sciences of St. Petersburg State University

The 10th Line, Vasil'evskiy Ostrov 33, St. Petersburg, Russian Federation, 199178

Настоящее исследование направлено на изучение более чем 10-летнего опыта реализации программ приграничного сотрудничества между Европейским союзом и Российской Федерацией на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Цель. Представить аналитический обзор основных результатов многолетнего приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области с регионами государств - членов Европейского союза и оценить возможности развития приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря в современных геополитических условиях, которые в первую очередь определяются украинским кризисом.

Задачи. Обозначить основные этапы становления приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря после распада Советского Союза. Сделать акцент на результатах реализации программ Европейского инструмента соседства и партнерства в период с 2007-го по 2013 г. Дать оценку товарооборота Санкт-Петербурга и Ленинградской области со странами Европейского союза в 2014 г.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассматривается политика приграничного сотрудничества Европейского союза, выявлены тенденции противодействия активизации и углублению приграничного сотрудничества. С помощью методов анализа статистических данных товарооборота показана степень влияния санкцион-ной политики Европейского союза на региональные торгово-экономические отношения.

Результаты. Политика приграничного сотрудничества Европейского союза с регионами Российской Федерации успешно прошла несколько этапов становления. Санкт-Петербург и Ленинградская область за счет своего потенциала сыграли ключевую роль в формировании многостороннего партнерства, заложив прочный фундамент регионального международного сотрудничества в регионе Балтийского моря в долгосрочной перспективе. Благодаря совместной работе над общими проектами различного масштаба создана широкая сеть партнерства на территории приграничных регионов. Анализ динамики и структуры торговых отношений регионов Российской Федерации, выбранных для исследования, со странами Европейского союза демонстрирует прочность партнерских торгово-экономических отношений на региональном уровне.

Черных Андрей Николаевич

старший преподаватель кафедры Санкт-Петербургского государственного экономического университета 190005, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская ул., д. 6/8

Chernykh Andrey Nikolaevich

St. Petersburg State University of Economics

The 7th Krasnoarmeyskaya Str. 6/8,

St. Petersburg, Russian Federation, 190005

Выводы. Приграничное сотрудничество играет важную роль в сохранении мира и стабильности, способствует экономическому развитию и социальному благополучию на территориях, вовлеченных в эти процессы. Опыт приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в части формирования и практической реализации совместных проектов можно транслировать и на другие российские регионы, занимающие пограничное положение. В современных геополитических условиях активное участие регионов Российской Федерации в развитии международного сотрудничества играет важную роль в укреплении позиции государства в целом и может значительно снизить степень негативного влияния внешних факторов. Данные внешнеэкономической деятельности демонстрируют значительный потенциал взаимовыгодного сотрудничества, необходимость разработки и внедрения новых территориально-пространственных форм приграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Ключевые слова: приграничное и трансграничное сотрудничество, санкционная политика ЕС, внешняя торговля регионов, региональная политика и территориально-пространственные модели сотрудничества

This study aims to examine more than 10 years of experience in cross-border cooperation between countries of the European Union and the Russian Federation in the St. Petersburg and Leningrad regions.

Aim. The goal is to analyze the impact of years of cross-border cooperation between St. Petersburg and the Leningrad region and regions of member-states of the European Union, and to evaluate the possibility of cross-border cooperation in the Baltic Sea region in the current geopolitical conditions primarily determined by the Ukrainian crisis.

Specifically, this study aims to identify the key stages in the establishment of cross-border cooperation in the Baltic Sea area after the collapse of the Soviet Union with a focus on the results of the implementation of programs of the European Neighbourhood Policy and European Neighbourhood Instrument between 2007 and 2013, and to assess the turnover of consumer goods and commodities turnover between the St. Petersburg and Leningrad region and the countries of the European Union in 2014.

Methodology. In the present paper, using common methods of scientific knowledge, the author considers the European Union policy on cross-border cooperation and identifies trends that hinder cross-border cooperation. The use of the methods for statistical analysis of consumer goods and commodities turnover demonstrates the degree to which the EU sanctions influence regional trade and economic relations.

Results. The policy of the European Union on cross-border cooperation with the regions of the Russian Federation has seen several stages of growth. Given their potential, St. Petersburg and the Leningrad region have played a key role in the development of a multilateral partnership, laying a solid foundation for long-term regional and international cooperation in the Baltic Sea region. Cooperation on projects of various sizes has allowed the setting up of a wide network of partnerships in border regions. Analysis of the dynamics and structure of trade relations between Russia's regions (selected for this study) with the European Union demonstrates the strength of the partnership in trade and economic relations at the regional level.

Conclusions. Cross-border cooperation plays an important role in maintaining peace and stability and in promoting economic development and social well-being in the areas involved. The experience of cross-border cooperation between St. Petersburg and the Leningrad region with European Union in the development and implementation of joint projects can be applied in other Russian regions with near-border positions. In the current geopolitical environment, an active participation of the regions of the Russian Federation in the development of international cooperation plays an important role in strengthening the position of the state as a whole and can significantly reduce the negative impact of external factors. Foreign economic activity data demonstrate the significant potential of mutually beneficial cooperation and the need to develop and implement new forms of regional cross-border cooperation in the Baltic Sea region.

Keywords: near-border and cross-border cooperation, European Union sanctions policy, regional foreign trade, regional policy, and model of cooperation

Санкт-Петербург и Ленинградская область играют особую роль в становлении и многолетнем развитии сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом (ЕС). Благодаря своему географическому положению и экономическому потенциалу регионы стали контактной территорией России и стран Балтийского моря. Современная история многостороннего взаимодействия государств, расположенных на побережье Балтийского моря, определяется общим пространством, национальными и европейскими стратегиями, политикой Северного измерения, диалогом на базе панбалтийских организаций, а также межрегиональным сотрудничеством.

В условиях экономических санкций, замедления стратегического партнерства на государственном уровне под сильнейшим влиянием внешнеполитических факторов, спровоцированных не только кризисом на Украине, но и «глубинными сдвигами в геополитическом ландшафте» мира в целом, для органов региональной власти стран Балтийского моря настал «момент истины». Удастся ли сохранить положительный и долгосрочный социально-экономический эффект приграничного сотрудничества, наработанный за последние 20 лет с момента подписания в 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и европейскими сообществами, а также их государствами-членами?

В 1996 г. по инициативе ЕС была разработана программа «Тасис», предусматривающая ежегодное финансирование совместных проектов на приграничных

территориях в объеме от 20 до 30 млн евро. Десять ^ лет совместной деятельности позволили накопить =п уникальный опыт сотрудничества в различных сфе- х рах жизнедеятельности, сформировать широкую сеть ш контактов, аккумулировать возможности развития и х совершенствования инструментов межрегионального ^ приграничного взаимодействия.

В 2005 г. Правительство Российской Федерации подписало документы, необходимые для запуска про- ^ грамм Европейского инструмента соседства и партнер- к ства (ЕИСП) на 2007-2013 гг., которые стали примером =Ц практической реализации принципов равноправного < партнерства и взаимного учета интересов. Впервые ^ в их разработке, финансировании и реализации при- ^ няли участие федеральные органы государственной ^ власти России. 2

В 2009 г. на Саммите ЕС — Россия в Стокгольме было подписано финансовое соглашение между Россией и Комиссией ЕС по реализации пяти программ ЕИСП: «Коларктик», «Карелия», «Юго-Восточная Финляндия — Россия», «Эстония — Латвия — Россия» и «Литва — Польша — Россия». В рамках их осуществления было профинансировано и реализовано 254 проекта, 28 из которых — крупномасштабных. Общий бюджет программ составил почти 437 млн евро. Европейской комиссией было выделено 267 млн евро, странами — членами ЕС — 67 млн евро и Российской Федерацией — 103,7 млн евро [1].

В рамках ЕИСП Санкт-Петербург и Ленинградская область стали участниками лишь двух программ: «Юго-Восточная Финляндия — Россия» и «Эстония — Латвия — Россия» [2; 3]. В рамках первой из них Санкт-Петербург принял участие в реализации 34 проектов на сумму более 21 млн евро, направленных в основном на поддержку и развитие малого бизнеса, инновационных и информационных технологий, защиту окружающей среды, сотрудничество в области здравоохранения и культуры. На территории Ленинградской области было реализовано 43 проекта с общим бюджетом около 50 млн евро в таких сферах, как содействие развитию экономики, малого и среднего бизнеса, повышение энергоэффективности, развитие транспортно-логистического комплекса, социальной защиты и здравоохранения, контактов между людьми. Больше половины бюджета проектов с участием Ленинградской области (около 32 млн евро) составили расходы на крупномасштабные проекты развития и реконструкции приграничной инфраструктуры: моста через реку Сторожевая (автодорога Выборг — Светогорск), пограничного пункта пропуска Светогорск — Иматра и автомобильных и пешеходных пунктов пропуска Ивангород — Нарва. Успешно реализован проект развития уникального ансамбля Ивангородской крепости и Нарвского замка как единого культурно-туристического объекта.

В качестве основных результатов проектов с участием Санкт-Петербурга можно отметить:

• создание научно-технической базы для удовлетворения потребностей современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и услуг в области развития интерактивного цифрового телевидения и сервисов, основанных на приграничном партнерстве;

• разработку прогрессивных технологий производства материалов и сварочных конструкций, предназначенных для использования в полярных регионах, а также наноструктурированных покрытий и технологий их нанесения применительно к арктическим конструкциям;

^ • эффективную сеть региональных демонстрацион-

1 ных центров Эстонии (Таллин, Тарту), Латвии (Рига, х Вентспилс) и России (Санкт-Петербург);

ш • общую методологическую базу профессионального ^ дистанционного обучения в приграничном регионе х с учетом опыта Санкт-Петербурга и Финляндии;

2 • строительство двух объектов проката спортивно-^ го оборудования на территории Санкт-Петербурга ^ (Курортный и Приморский районы) и закупку спорте- тивного инвентаря (лыжное оборудование и велосипеды);

^ • реставрацию Большого каскада (конец XVIII в.) в ^ ландшафтном парке Павловска. ^ На Х юбилейной международной конференции ^ «Приграничное сотрудничество: Российская Феде-

3 рация, Европейский союз и Норвегия», которая состоялась в ноябре 2014 г. в Санкт-Петербурге, в качестве основных достижений ЕИСП были отмечены следующие положительные результаты реализации пяти программ сотрудничества:

• почти 100 000 детей приобрели опыт сотрудничества и понимания жизни и культуры в соседних регионах;

• 34 млн туристов прямо или косвенно стали участниками культурных и туристических мероприятий благодаря продвижению рынков, культуры и туристических услуг в программных регионах;

• более 6000 предприятий малого и среднего бизнеса получили поддержку для роста и развития сотрудничества;

• пересечения границ в пунктах пропуска и на прилегающих к ним дорогах в программных регионах между ЕС и Россией стали более быстрыми и безопасными (28,9 млн пересечений границы);

• более 1,5 млн км2 было исследовано, очищено и сохранено для устойчивого развития.

Анализ программ ЕИСП в целом и краткий обзор результатов практической реализации проектов с участием Санкт-Петербурга и Ленинградской области свидетельствуют о сложившемся многостороннем партнерстве на долгосрочную перспективу, которое будет достаточно сложно аннулировать. С уверенностью можно говорить о том, что региональные органы власти и органы местного самоуправления, неправительственные и общественные организации, учебные и образовательные учреждения, коммерческие организации стали структурными элементами региональной системы социально-экономического взаимодействия и стабильности в регионе Балтийского моря.

На границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные вопросы взаимодействия государств, включая внешнеполитические, экономические и гуманитарные контакты. Достижения выше перечисленных интеграционных процессов, равноправного и уважительного диалога меняют качество государственных границ, снижая их барьерные свойства и объединяя конкурентные преимущества регионов соседних государств.

Благодаря программному подходу с четко обозначенными территориальными границами на уровне административно-территориальных единиц соседних государств, целенаправленному финансированию созданы благоприятные условия и идеологические предпосылки для развития новых инструментов сотрудничества. Эксперты говорят о целесообразности возвращения программы «Регион Балтийского моря», которая существенно расширила бы географию сотрудничества через морскую границу для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, способство-

вала бы более полной реализации их экономического, научно-технического и культурного потенциала в системе ЕИСП.

Полученные в 2007-2013 гг. результаты планируется использовать в программах на период до 2020 г., которые предполагают дальнейшее развитие и модернизацию приграничной, транспортной, туристической инфраструктуры, интеграцию транспортных систем, снижение нагрузки на окружающую среду, сохранение общего культурного наследия и развитие связей между людьми. Подготовка программ «Латвия — Россия», «Эстония — Россия» и «Юго-Восточная Финляндия — Россия» велась с мая 2013 г. в рамках созданных совместных комитетов при участии представителей Министерства регионального развития и Министерства иностранных дел России, представителей органов власти Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей.

Вместе с тем следует обратить внимание на анализ развития взаимоотношений между Россией и ЕС за последние 20 лет, представленный постоянным представителем нашей страны при ЕС В. А. Чижовым [4]. В 2009 г. министрами иностранных дел Польши и Швеции была инициирована концепция «Восточное партнерство». В отношениях России и ЕС появляется «противотечение», способное отрицательно повлиять на устойчивые тенденции взаимовыгодного многостороннего сотрудничества и положительной динамики внешней торговли со странами Балтийского региона. По мнению А. А. Сергунина, регион Балтийского моря не относится к числу наиболее важных геополитических приоритетов Москвы. Весте с тем он выделяет ряд неоднородных и противоречивых факторов, систематически «работающих» на повышение значимости данного региона для российских национальных интересов [5, с. 55-56].

К сожалению, сегодня глава представительства ЕС в России В. Ушацкас в качестве главного препятствия на пути конструктивного диалога ЕС и России, которое необходимо преодолеть, обозначил разногласие во мнениях касательно ценностей, статуса права в международных отношениях и свободного выбора Украины [6]. Генерация политических противоречий, заложенных в концепции «Восточное партнерство», не случайным образом совпала с моментом качественного укрепления интеграционных процессов между Россией и ЕС.

Высокая степень зависимости приграничных территорий от конъюнктуры российско-европейских отношений и политической напряженности является одним из главных препятствий на пути взаимовыгодного многостороннего сотрудничества. Осознавая свои конкурентные преимущества и неограниченные возможности кооперации с целью обеспечения высокого качества жизни и стабильности, региональные органы власти имеют серьезные основания отстаивать свое видение перспектив приграничного и трансграничного сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Анализ статистических данных взаимной торговли Санкт-Петербурга и Ленинградской области со странами ЕС в условиях санкций в 2014 г. показал стабильность торгово-экономических отношений. Доля стран ЕС в товарообороте Санкт-Петербурга в 2014 г. незначительно увеличилась и составила 29,7% против 27,2% в 2013 г. за счет роста товарооборота с такими странами [7; 8], как Германия (с 8,3 до 10,9%), Нидерланды (с 5,2 до 6,5%) и Эстония (до 3,5%). Сокращение удельного веса в товарообороте

произошло в торговле с Финляндией (до 5%; уменьшение на 1,6%), Италией (до 3,8%; уменьшение на 0,1%). Франция (в 2013 г. ее доля составила 3,2%) не вошла в первую десятку стран — европейских партнеров Санкт-Петербурга. Объем импорта вышеперечисленных стран ЕС из Санкт-Петербурга вырос больше, чем в 2 раза, и достиг 8,9 млрд долл. США против 3,2 млрд долл. в 2013 г. Их доля в общем объеме экспорта Санкт-Петербурга не изменилась и составила 44%.

Более существенные изменения произошли в импорте товаров из стран ЕС. На 10 стран — торговых партнеров Санкт-Петербурга приходится около 65% (64,7% в 2013 г. и 65,6% в 2014 г.) общего объема импорта. На страны ЕС стабильно приходится 23% общего объема импорта. Основные изменения в 2014 г. произошли за счет снижения по сравнению с 2013 г. импорта из Германии (на 323 млн долл. США., при этом доля в общем объеме импорта выросла с 8,8 до 9,1%), Финляндии (на 524 млн долл., до 4,3%), Франции (на 234 млн долл., до 3,6%) и Нидерландов (на 17 млн долл. США, до 2,5%). В то же время импорт из Италии в 2014 г. вырос на 132 млн долл. и составил 4,2%, незначительно увеличив свой удельный вес на 0,3%.

Еще более сильные позиции занимают европейские страны во внешнеэкономической деятельности Ленинградской области (занимаем 2-е место по объему внешнего товарооборота среди регионов Северо-Западного федерального округа). В 2014 г. ее основными торговыми партнерами оставались такие страны ЕС, как Нидерланды (33%), Германия (4,3%) и Финляндия (6,8%) [7]. Доля стран ЕС в общем объеме экспорта Ленинградской области в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась почти на 15% и составила 56% в общем объеме экспорта Ленинградской области за счет роста долей Нидерландов (с 34,5 до 41,5%), Финляндии (с 4,3 до 6%), Эстонии (с 1,3 до 2,7%), Бельгии (до 2%), Швеции (до 2%) и Германии (с 1,1 до 1,8%). Доля импорта Ленинградской области из стран ЕС в 2014 г. также не претерпела существенных изменений; она сократилась на 1% и составила 35,3% в общем объеме импорта. Первое место среди стран-экспортеров занимала Германия, но доля импорта из нее сократилась до 13,3% (с 17,2% в 2013 г.). Аналогично доля Италии уменьшилась с 5,5 до 4,4%, Франции — с 5,9 до 3,8%. Рост доли импорта наблюдался только в торговле с Финляндией (увеличилась на 2%, до 9,7%).

Таким образом, несмотря на санкции, доля стран ЕС в торговле с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью осталась, в общем, на прежнем уровне. Признавая высокую геополитическую значимость Украины в системе национальных интересов России, можно отметить, что доля этой страны во внешней торговле Санкт-Петербурга и Ленинградской области не превышает 1,5%. Номенклатура товарооборота состоит из импортируемых частей железнодорожных вагонов и каолина для Тихвинского вагоностроительного завода, промышленного оборудования, а также экспорта табака и продовольственных продуктов.

Результаты исследований состояния и перспектив сотрудничества России и ЕС в инновационной сфере, изучение научно-технического потенциала стран Балтийского региона, возможностей его эффективного использования и совместного создания инновационных продуктов свидетельствуют о наличии еще более мощных факторов кооперации во всех сферах

жизнедеятельности. Так, например, в регионе уже ^ имеется 15 трансграничных кластеров на границе =п Швеции и Дании [5, с. 16], и потенциал их формиро- х вания далеко не исчерпан. Роль российских пригра- ш ничных территорий в формировании инновационных х кластеров никак не реализована. Следует обратить ^ внимание, что смысл термина «инновационный» пред- ^ полагает востребованность и конкурентоспособность на внешних рынках. ^

Данные о внешнеэкономической деятельности Санкт- к Петербурга и Ленинградской области демонстрируют =Ц фундаментальный потенциал развития трансгранич- < ного и приграничного сотрудничества. Санкционные =Ц проблемы носят политический характер. Возникаю- ^ щие трудности могут быть решены при условии ин- ^ тенсивной и эффективной реализации совместных 2 проектов.

Одним из доминирующих тезисов экспертного сообщества является настоятельная рекомендация законодательного закрепления норм, предоставляющих льготы в виде НДС, таможенных сборов и пошлин, налогов на прибыль, подоходного налога, а также утверждения порядка проведения финансовых операций посредством федерального закона о приграничном сотрудничестве. Однако государственная граница России крайне неоднородна по своим свойствам, и попытка унифицировать приграничные территории в рамках одного закона не представляется возможной, особенно учитывая интенсивно развивающиеся интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза.

В качестве альтернативы имеет смысл предусмотреть использование на практике новых территориально-пространственных форм приграничного сотрудничества, теоретическое обоснование которых опирается на концепции формирование еврорегионов, больших регионов, треугольников роста и др. На наш взгляд, законодательные инициативы приграничного сотрудничества могут быть более жизнеспособны в проектах создания совместных торгово-экономических зон в регионе Балтийского моря по примеру треугольников роста Юго-Восточной Азии [9]. По инициативе профессора У. Кивикаари в 2001-2003 гг. велось обсуждение проекта «Треугольник роста Финского залива», который имел долгосрочное стратегическое значение, но, к сожалению, так и не был реализован. «Треугольник роста Финского залива» как модель приграничного сотрудничества мог бы обеспечить решение стратегических и административных проблем регионального развития, стать пульсом экономического роста, основой стабильности и социального благополучия.

Полученные более 10 лет назад положительные эффекты реализации проекта «Треугольник роста Финского залива», который предполагал кооперацию Северной Эстонии, Южной Финляндии, Ленинградской области и Санкт-Петербурга, на наш взгляд, остаются актуальны и приобретают новую значимость. К ним относятся:

• повышение ведущей роли и конкурентоспособности Санкт-Петербурга как одной из крупнейших агло-мерациий в регионе Балтийского моря;

• деловые контакты, жесткая конкуренция, сеть сотрудничества и внешнее влияние ускорят перемещение технологий, товаров и услуг, позволят сохранить и усилить положительный эффект приграничного сотрудничества последних лет;

• транспортно-логистическая близость позволяет объединять ресурсные возможности регионов —

^ участников проекта, создавая прекрасную пропуск-

I ную способность;

о

х • реализация проекта на региональном уровне

ш снижает градус политического напряжения и по-

^ зволяет поддерживать рабочие трехсторонние

х отношения, трансформируя их в иное качество посредством механизмов приграничного сотруд-

^ ничества.

° I I

^ Новые территориально-пространственные модели к и механизмы реализации совместных трехсторонних проектов позволят минимизировать влияние ^ внешних факторов на процессы регионального со-^Е трудничества за счет внутренних факторов взаи-^ мовыгодной внешнеэкономической деятельности ^ и многостороннего партнерства. Следует признать з особую роль сети информационных деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом как «международной инновационной системы сотрудничества» [10]. Без инструмента региональных представительств за рубежом, работающих на постоянной основе, осуществление качественной внешнеэкономической деятельности практически невозможно. Эволюционное развитие информационных деловых центров Санкт-Петербурга и Ленинградской области за рубежом может стать рабочей гипотезой ближайшего десятилетия.

На приграничные регионы Северо-Запада России в целом, а также на Санкт-Петербург и Ленинградскую область в большей степени ложится ответственность за сохранение и активизацию взаимовыгодных отношений с европейскими партнерами вне санкционного поля. Посредством межрегионального взаимодействия российских регионов необходимо усиливать возможности торгово-экономического потенциала, вводить единые стандарты инновационной инвестиционной деятельности и сопровождения иностранных инвесторов в регионах. На федеральном уровне приняты необходимые государственные программы, которые служат четким ориентиром для регионов в области развития внешнеэкономической деятельности [11-13] и межрегионального сотрудничества.

С уверенностью можно говорить о начале нового этапа развития отношений ЕС и России, достаточно сложного и противоречивого, но не менее интересного и неизменно «обреченного» на успех. Главным его условием, на наш взгляд, является понимание органами государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области приоритетности сотрудничества со странами Балтийского моря, отстаивание своих интересов, укрепления связей с соотечественниками, проживающими в странах ЕС, и реализации целенаправленной информационной политики, подчеркивающей положительный имидж и репутацию российских регионов.

Литература

1. Приграничное сотрудничество в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП) // Официальный сайт Представительства ЕС в России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eeas.europa. eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/ cbc_enpi/index_ru.htm.

2. Программа «Эстония — Латвия — Россия» // Официальный сайт ЕИСП: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.estlatrus.eu/.

3. Программа «Юго-Восточная Финляндия — Россия» // Официальный сайт ЕИСП: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.southeastfinrusnpi.fi/ru/.

4. Чижов В. А. Россия и ЕС — 20 лет спустя // Международная жизнь. 2014. № 6. С. 2-11.

5. Федоров Г. М. Перспективы сетевого сотрудничества России и стран ЕС в инновационной сфере на Балтике // Балтийский регион. 2013. № 1 (15). С. 7-26.

6. Ушацкас В. В поисках новой формулы взаимодействия // Официальный сайт Представительства Европейского союза в России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/ speeches/04-23_hod_op-ed.pdf.

7. Внешняя торговля субъектов Российской Федерации СЗФО. Ленинградская область // Официальный сайт Северо-Западного таможенного управления: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sztu.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=14685:2011-02-02-05-20-30&catid=189:2011-01-30-21-31-27&Itemid=104.

8. Паспорт Санкт-Петербурга // Официальный сайт Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kvs.spb.ru/userfiles/2014/ Info/Info_rus.pdf.

9. Баженова Ю. Н., Подшувейт О. В. Локомотив экономического роста. Приграничное сотрудничество СевероЗападного федерального округа // Top-Manager. 2005. № 1. С. 60-72.

10. Баженов Ю. Н., Подшувейт О. В. Информационно-деловые центры Санкт-Петербурга как механизм повышения эффективности внешнеэкономической деятельности // Балтийский регион. 2014. № 3. С. 56-70.

11. Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6d84ddededbf7d a644257b160051bf7f.

12. Сергунин А. А. Россия и Европейский союз в Балтийском регионе: тернистый путь к партнерству // Балтийский регион. 2013. № 4 (18). С. 53-66.

13. Развитие внешнеэкономической деятельности: Гос. программа Российской Федерации // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depSvod/201404245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Cross-border cooperation in the framework of the European Neighbourhood and Partnership Instrument (ENPI). The official website of the EU Delegation in Russia. Available at: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_fi-nancial_cooperation/cbc_enpi/index_ru.htm. Accessed April 15, 2015. (in Russ.)

2. Estonia-Latvia-Russia cross border cooperation Programme within European Neighborhood and Partnership instrument 2007-2013. Available at: http://www.estlatrus.eu/. Accessed April 20, 2015.

3. South-East Finland-Russia ENPI CBC 2007-2013. Available at: http://www.southeastfinrusnpi.fi/ru/. Accessed April 20, 2015.

4. Chizhov V. A. Rossiya i Evropeyskiy soyuz - 20 let spustya [Russia and the European Union - 20 years later]. Mezhdunarodnaya zhizn', 2014, no. 6, pp. 2-11.

5. Fedorov G. M. Perspektivy setevogo sotrudnichestva Rossii i stran ES v innovatsionnoy sfere na Baltike [Prospects of network cooperation between Russia and the EU in the innovation sector in the Baltic region]. Baltiyskiy region, 2013, no. 1 (15), pp. 7-26.

6. Ushatskas V. In search of a new formula for cooperation. The official website of the EU Delegation in Russia. Available at: ht-tp://eeas.europa.eu/delegations/russia/documents/speeches/ 04-23_hod_op-ed.pdf. Accessed April 28, 2015. (in Russ.).

7. Foreign trade in the Northwest Federal District of the Russian Federation. Leningrad region. The official website of the Northwest Customs Administration. Available at: http://sztu.customs. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14685:2011-02-02-05-20-30&catid=189:2011-01 -30-21 -31 -27&Itemid=104. Accessed April 28, 2015. (in Russ.)

8. Background information for 2013. Official website of the Committee for External Relations of St. Petersburg.

Available at: http://www.kvs.spb.ru/userfiles/2014/ Info/Info_rus.pdf. Accessed December 28, 2014. (in Russ.)

9. Bazhenov Yu. N., Podshuveyt O. V. Lokomotiv ekonomi-cheskogo rosta. Prigranichnoe sotrudnichestvo Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [The locomotive of economic growth. Cross-border cooperation of the Northwest Federal District]. Top-Manager, 2005, no. 1 (45), pp. 60-72.

10. Bazhenov Yu. N., Podshuveyt O. V. Informatsionnye delovye tsentry Sankt-Peterburga kak mekhanizm povysheniya effek-tivnosti vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti [Information business centers of St. Petersburg as a mechanism to improve the efficiency of foreign trade activities]. Baltiyskiy region, 2014, no. 3 (21), pp. 56-70.

11. The Foreign Policy Concept of the Russian Federation. m Approved by the President of the Russian Federation Vladimir x Putin on February 12, 2013. The official website of the ° Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Available

at: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6d84ddededbf7da64425 £

7b160051bf7f. Accessed April 21, 2015. (in Russ.) g

12. Sergunin A. A. Rossiya i Evropeyskiy soyuz v Baltiyskom re- x gione: ternistyy put' k partnerstvu [Russia and the European ^ Union in the Baltic region: A thorny path to partnership]. x Baltiyskiy region, 2013, no. 4 (18), pp. 53-66. g

13. State program of the Russian Federation "The development m of foreign economic activity". The official website of the § Ministry of Economic Development of the Russian Federation. ^ Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ m depSvod/201404245. Accessed April 27, 2015. (in Russ.). ^

Издания СПбУУиЭ

Кострова Ю. Б.

Анализ продовольственного рынка России

Монография посвящена проблемам исследования продовольственного рынка РФ. В ней раскрываются основные понятия продовольственного рынка, рассматриваются вопросы формирования цивилизованного продовольственного рынка в России, предлагается методика проведения анализа продовольственного рынка с учетом его специфики. На основании предложенной методики проводится анализ рынков основных видов продовольствия в РФ.

Книга адресована студентам и магистрам экономических специальностей и направлений, руководителям и специалистам предприятий сферы АПК, а также аспирантам, занимающимся исследованием продовольственного рынка.

Оксютик Г. П.

Иностранные инвестиции в России

В монографии рассмотрены иностранные инвестиции как форма международного движения капитала, дана классификация иностранных инвестиций, экономических, правовых и социальных факторов инвестиционного климата, обеспечивающих эффективность вложений иностранных инвесторов. Значительное внимание уделено роли иностранных инвестиций в развитии экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Монография содержит словарь основных терминов, список рекомендуемой литературы и приложения.

Монография предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также для всех интересующихся вопросами инвестирования иностранных инвестиций в России.

Евсеев А. В., Лядов А. О., Петров И. В. Теория государства и права

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению (специальности) «Юриспруденция». В нем рассматриваются основные вопросы современной теории государства и права; представлены взгляды различных научных школ.

Издание рекомендуется студентам высших учебных заведений в качестве пособия для подготовки к экзаменам по таким дисциплинам, как «Теория государства и права» и «Актуальные проблемы теории государства и права», аспирантам и преподавателям вузов.

Управление экономическими системами и технологическим развитием

В работе исследуются проблемы экономического и технологического развития России в дореформенный и переходный периоды, на этапах модернизации экономики и перехода к рыночным отношениям. Рассмотрены комплексы, представляющие разные пути трансформации: без резкого экономического спада и с падением производства, утратой конкурентоспособности и негативным влиянием на другие отрасли хозяйства. Приводится опыт отдельных компаний в условиях кризисов и глобализации экономики.

Коллективная монография объединила результаты исследований, проведенных профессорско-преподавательским составом кафедры «Экономическая теория и экономика предпринимательства» Санкт-Петербургского университета управления и экономики. Она предназначена для преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, руководителей предприятий, предпринимателей и специалистов в области управления, а также студентов — бакалавров и магистров экономических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.