Научная статья на тему 'Оценка влияния программ приграничного сотрудничества на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России'

Оценка влияния программ приграничного сотрудничества на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ / РОССИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / CROSS-BORDER COOPERATION / CROSS-BORDER PROJECTS / THE WESTERN BORDERLINE / RUSSIA / ECONOMIC SECURITY / GEOPOLITICAL TURBULENCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лачининский С.С.

В работе проведена оценка влияния программ приграничного сотрудничества и трансграничных проектов на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России (город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область и Карелия) в период геополитической турбулентности, рассматриваемой в период с 2014 по 2018 гг. Были проанализированы существующие программы приграничного сотрудничества между Россией и странами ЕС до 2020 г. и опыт реализации трансграничных проектов. Внешнеэкономические связи пяти регионов Западного порубежья России с Эстонией, Латвией, Финляндией и Норвегией рассматриваются через призму таможенной статистики 2013-2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Assessment of the impact of cross-border cooperation programmers on the economic security of the regions of the Russian Western contiguous

In this paper we evaluated the impact of programs of cross-border cooperation and cross-border projects on the economic security of the Western regions of contiguous Russia (Saint-Petersburg, Leningrad oblast, Murmansk oblast and Karelia) in the period of geopolitical turbulence, considered in the period from 2014 to 2018 was analysed existing cross-border cooperation program between Russia and the EU until 2020 and the experience of implementing cross-border projects. Foreign economic relations the five regions of the Western contiguous Russia, Estonia, Latvia, Finland, and Norway are examined through the prism of customs statistics 2013-2017

Текст научной работы на тему «Оценка влияния программ приграничного сотрудничества на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России»

УДК 911.3

С. С. Лачининский1'2

Оценка влияния программ приграничного сотрудничества на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России1_

1 Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

2 Институт проблем региональной экономики РАН, г. Санкт-Петербург

e-mail: lachininsky@gmail.com

Аннотация. В работе проведена оценка влияния программ приграничного сотрудничества и трансграничных проектов на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России (город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область и Карелия) в период геополитической турбулентности, рассматриваемой в период с 2014 по 2018 гг. Были проанализированы существующие программы приграничного сотрудничества между Россией и странами ЕС до 2020 г. и опыт реализации трансграничных проектов. Внешнеэкономические связи пяти регионов Западного порубежья России с Эстонией, Латвией, Финляндией и Норвегией рассматриваются через призму таможенной статистики 2013-2017 гг.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, трансграничные проекты, Западное порубежье, Россия, экономическая безопасность, геополитическая турбулентность

Введение

Симонян Р. Х. и Кочегарова Т. М. отмечают, что «глобализация не только снижает барьерную функцию государственных границ, но и активизирует трансграничные материальные, финансовые и человеческие потоки, что сопровождается формированием сетей неформального и формального взаимодействия между соседними приграничными регионами» [1].

Начиная с 1990-х гг. Российская Федерация активно участвует в программах приграничного сотрудничества со странами Европейского Союза. При этом именно регионы Западного порубежья страны наиболее глубоко встраиваются в разнообразные трансграничные проекты со своими ближайшими соседями -Латвией, Эстонией, Финляндией и Норвегией.

Отмечается [5-6], что «Россия принимает участие в программах приграничного сотрудничества, софинансируя проекты по направлению Interreg IVB по программам "Коларктик», "Карелия", "Юго-Восточная Финляндия / Россия", "Эстония / Латвия / Россия", "Польша / Литва / Россия" (60 проектов, включая 7 крупных инфраструктурных проектов, общим объемом финансирования 135 млн евро».

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ №18-17-00112 «Обеспечение экономической

безопасности регионов Западного порубежья России в условиях геополитической турбулентности».

Среди программ приграничного сотрудничества России - ЕС на период до 2020 года следует выделить: «Коларктик» (Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург с российской стороны и Финляндия, Швеция и Норвегия), Юго-Восточная Финляндия - Россия (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область и Республика Карелия и Финляндия), «Карелия» (Республика Карелия, г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская и Архангельская области и Финляндия), Россия - Эстония (Ленинградская, Псковская области, г. Санкт-Петербург и Эстония), Россия - Латвия (Ленинградская и Псковская области, г. Санкт-Петербург и Латвия).

Подчеркнём, что приграничное и трансграничное сотрудничество приводит к укреплению доверия между странами соседями, способствует расширению гуманитарного сотрудничества, влияет на интенсификацию внешнеэкономических связей.

Так, С. В. Кузнецов и Н. М. Межевич [8] отмечают: «С открытием экономики внешнеэкономические связи стали для России инструментом поддержания относительного, хотя и весьма шаткого экономического равновесия. Поставки на внешний рынок помогали сдерживать падение производства, закупки за рубежом обеспечивали наполнение примерно половины потребительского рынка страны».

Кроме того, эти же авторы [8] указывают: «Трансграничная торговля неизбежно ведет к взаимному инвестированию. Происходит унификация местных рынков, которые перестают быть изолированными друг от друга благодаря устранению административных, технических или законодательных барьеров формирования жесткой экономической зависимости как долговременной тенденции структурной перестройки хозяйства».

Вместе с тем в период геополитической турбулетности (2014-2018 гг.) наблюдается глубокий кризис во взаимоотношениях России и стран Запада, в первую очередь государств - членов Европейского Союза. Наиболее драматично он отразился на внешнеэкономических связях и в реализации совместных трансграничных проектов.

В статье предпринята попытка оценить влияние программ приграничного сотрудничества и трансграничных проектов на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России.

Материалы и методы

В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года [9] отмечается, что под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ.

Здесь необходимо пояснить, что, рассматривая национальную экономическую безопасность, нельзя игнорировать экономическую безопасность составных частей - регионов РФ, особенно находящихся на внешнем контуре РФ. В этой связи необходимо напомнить, что «социально-экономическая безопасность региона зависит от уровня самообеспеченности и самофинансирования региона,

развития его экономического потенциала (промышленного, трудового, природного, инвестиционного, инновационного, научного)» [10]. Эти авторы связывают понятие «экономическая безопасность региона» и «экономическая устойчивость региона», где последняя опирается на экономический комплекс региона и способность поддерживать непрерывное расширенное воспроизводство товаров и услуг, с соответствующим стабильным увеличением производства продукции и экономических показателей.

Некоторые исследователи [11-12] полагают, что «экономическую безопасность» необходимо увязывать с понятием конкурентоспособности.

П. Я. Бакланов также трактует экономическую безопасность как фактор, условие, элемент устойчивого развития. Он считает, что экономическая безопасность представляет собой внутреннюю «способность, наличие собственного внутреннего потенциала у страны или региона для длительного безопасного и даже устойчивого, эффективного функционирования и развития», т. е. рассматривает ее в качестве более узкого понятия, составляющего более широкий термин - «устойчивость развития» [13].

22 октября 2016 года в Юрмале состоялась международная конференция «Балтийского форума» - «Россия - Европейский союз: вызовы взаимозависимости и формирование новой повестки» [14], где в качестве сфер для «избирательного взаимодействия» (selective engagement) с Россией в Глобальной стратегии ЕС2 названы: вопросы климата, Арктика, безопасность на море, образование, научные исследования и приграничное сотрудничество.

Можно предположить, что именно через образование, научные исследования и приграничное сотрудничество будет осуществляться так называемая «мягкая сила» Европейского Союза по отношению к сопредельным регионам Западного порубежья России.

Для анализа влияния программ приграничного сотрудничества и трансграничных проектов на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России (город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область и Карелия) в период геополитической турбулентности, в период с 2014 по 2018 гг., были рассмотрены действующие программы приграничного сотрудничества Росси и ЕС на период с 2014-2020 гг. (таблица 1).

Таблица 1.

Программы приграничного сотрудничества Россия - ЕС на период 2014-2020 гг. [1]

Программы Страны-участники Регион присутствия Подтвержденное финансирование со стороны ЕС Подтвержденное финансирование со стороны РФ

Коларктик Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика 24 718 090 12 359 045

2 Одобрение Европейским советом в конце июня 2016 г. проекта «Глобальной стратегии» стало ответом Брюсселя на новые, нетрадиционные вызовы в области внешней политики и безопасности - «терроризм, гибридные угрозы, изменение климата, экономическую нестабильность, угрозы в сфере энергетической безопасности».

Карелия, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург

Карелия Россия, Финляндия Республика Карелия, г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Архангельская области 21 501 054 10 750 527

Россия - Юго-Восточная Финляндия Россия, Финляндия г. Санкт-Петербург, Ленинградская область и Республика Карелия. 36 146 782 18 073 391

Россия -Эстония Россия, Эстония Ленинградская и Псковская области, г. Санкт-Петербург 16 807 524 8 403 762

Россия -Латвия Россия, Латвия Ленинградская и Псковская области, г. Санкт-Петербург 15 875 028 7 937 514

Обращает на себя внимание тот факт, что программы имеют подтвержденное финансирование как со стороны ЕС, так и со стороны РФ.

В [14] отмечается: «Существенную роль играют совместные проекты в различных областях, которые призваны содействовать формированию механизмов долгосрочного сотрудничества. В нынешней непростой обстановке это сотрудничество приобретает особое значение для позитивных подвижек в регионе, и не стоит забывать о процессах его институциализации и о создании устойчивых сетевых структур». Здесь можно привести некоторые вполне говорящие за себя цифры.

«В странах Балтии из общей численности населения 7 млн русские составляют 1,5 млн, а русскоязычные - 1,8 млн чел. С каждым годом увеличивается количество русских в Швеции и Норвегии. В норвежском Киркинесе названия улиц и реклама даются на двух языках: норвежском и русском. Растет русская диаспора в Финляндии. Если в 1992 г. там проживало 3 448 русских, то в 2012 г. - 58 350 чел. - это только те, кто имеет вид на жительство» [1]. Данный фактор может оказать долгосрочный смягчающий эффект и способствовать интенсификации приграничного сотрудничества приграничных регионов через построение сетевых структур межличностного и межнационального общения.

Обращает на себя внимание тот факт, что приграничное сотрудничество традиционно занимает особое место в общем диалоге Россия - ЕС, так как практически не подвержено влиянию политической конъюнктуры и сохраняет роль очень важного механизма интенсификации отношений России с ЕС и со странами Балтийского региона. Реализуемые на этом векторе взаимодействия цели и задачи ориентированы на решение конкретных, специфических для своего региона проблем, без претензий на быстрое преодоление политических противоречий. Возможно, именно поэтому это направление мало пострадало от последних геополитических сдвигов. Все региональные программы сотрудничества с Россией по-прежнему работают, хотя ЕС и сократил финансирование ряда проектов, включая программы научного и образовательного профиля.

Евросоюзом утверждены или согласованы новые программы приграничного сотрудничества на период 2014-2020 гг., а Россия ведет с ним переговоры по соглашению о финансировании и реализации этих программ. Недавно наша страна подписала заявление об участии в программе трансграничного сотрудничества

«Интррег. Регион Балтийского моря» на 2014-2020 гг. и приняла решение продолжить совместное финансирование «Северного измерения».

Вновь заработала межправительственная комиссия по приграничному сотрудничеству России и Финляндии. Приграничное и трансграничное сотрудничество имеет большое значение для России и ее соседей. Оно касается в том числе развития субъектов малого и среднего бизнеса, совершенствования транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры, внедрения лучших практик в реализацию проектов Северо-Западного федерального округа, развития промышленной кооперации и поддержки кластерных инициатив.

В ближайшие годы Россия вместе с ЕС и правительствами европейских стран готовятся реализовать семь совместных программ, общий фонд которых составит 324,4 млн евро [16]. Опыт сотрудничества в приграничных регионах доказывает, что Россия и Европа могут эффективно работать вместе в самых разных направлениях - от строительства дорог до совместных театральных постановок на трех языках. В Госдуме РФ готовятся рассмотреть во втором чтении законопроект «Об основах приграничного сотрудничества в РФ». Предположительно, вопросы экономической безопасности регионов, участвующих в приграничном сотрудничестве, найдут отражение в новом законе.

Вместе с тем чрезмерная зависимость России и стран Балтийского региона существенно отражается на экономической безопасности страны в целом и продуцирует новые риски. Так, например, Латвия продолжает оставаться «тихой гаванью» для российских капиталов - более 53 % вкладов в латвийских банках принадлежат нерезидентам, 80 % из них приходятся на страны СНГ, прежде всего Россию [15]. В случае дальнейшего ухудшения отношений эти капиталы оказываются под угрозой.

Если оценивать вызовы и угрозы экономической безопасности регионов Западного порубежья РФ от программ приграничного сотрудничества и трансграничных проектов, то на основе [14] можно выделить повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов РФ, а также вблизи ее границ3. Так, с 2017 года на территории Прибалтики размещаются: 6500 солдат и 1000 британских военнослужащих в Эстонии, 5500 солдат и 1000 канадских солдат в Латвии, 17000 солдат и 1000 немецких солдат в Литве, а также 100000 солдат и 1000 американских солдат в Польше. Кроме этого, в военных судах в акватории Балтийского моря будет постоянно служить около 5000 американских пехотинцев [17].

3 По данным западных СМИ, в Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию и Болгарию в рамках натовского плана предполагается перебросить несколько подразделений численностью до тысячи военнослужащих каждое с ракетно-артиллерийским вооружением и поддержкой авиации. На территории государств Восточной Европы на ротационной основе в настоящее время размещено около 1,2 тысяч единиц боевой техники, в том числе 30 боевых самолетов, находятся свыше тысячи военнослужащих западноевропейских стран НАТО и США. В акваторию Черного и Балтийского морей регулярно заходят боевые корабли ВМС США и других стран альянса. Интенсивность мероприятий подготовки вооруженных сил стран НАТО, проводимых в непосредственной близости от российских границ, увеличилась вдвое.

Результаты и обсуждение

Прежде всего следует обратить внимание на сжимание внешнеэкономических связей рассматриваемых регионов Западного порубежья России в целом. Так, за период с 2013 по 2017 гг. наблюдается падение экспорта на 10,4 %, а импорта - на 34,5 % (табл. 2). При этом фиксируем значительное падение импорта по всем рассматриваем регионам. Здесь стоит напомнить, что средневзвешенный курс евро за период с 2013 по 2017 гг. вырос с 44,97 до 68,87 рублей, то есть на 53,1 %. Средневзвешенный курс доллара США вырос с 32,73 до 57,60 рублей, то есть на 76 %.

Анализ внешней торговли регионов Западного порубежья в 2013-2017 гг. (таблица 2-5) показывает, что на фоне общего падения внешнеэкономических связей регионов Западного порубежья наблюдается снижение экспортно-импортных операций данных регионов со своими европейскими соседями. Так, экспорт в Эстонию по всей группе регионов снизился на 55 %, а у Санкт-Петербурга даже на 70 %. Меньше всего просел экспорт данных регионов в Финляндию - на 18 %, а в Норвегию даже немного увеличился - на 7 %. Вместе с тем весьма интересная картина наблюдается у Карелии, Псковской области и Ленинградской области. Здесь мы видим рост экспорта данных регионов как к соседям, так и третьим странам.

Таблица 2.

Регион Внес торговл году, мл] няя я в 2013 рд долл. Внеш торговл году, мл] няя я в 2015 рд долл. Вне! торговл году, мл] няя я в 2017 рд долл. Прирост (падение)

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Санкт-Петербург 19,13 34,92 15,74 20,27 21,76 22,82 +13,7 -34,6

Ленинградская область 13,40 4,93 10,00 3,16 5,62 3,58 -58,0 -27,4

Псковская область 0,05 0,98 0,21 0,53 0,21 0,36 +320,0 -63,3

Карелия 1,05 0,21 0,69 0,15 1,06 0,24 +0,9 +14,3

Мурманская область 2,22 0,76 2,20 0,37 3,47 0,36 +56,3 -52,6

Итого по 5 регионам 35,85 41,80 28,84 24,48 32,12 27,36 -10,4 -34,5

Составлено по [18] Таблица 3. Внешняя торговля регионов Западного порубежья в 2013 г., в млн долл.

Регион Эстония Латвия Финляндия Норвегия

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Санкт-Петербург 1402,4 156,1 1111,5 65,6 1766,3 1800,3 26,6 623,7

Ленинградская область 174,4 36,9 18,1 13,2 578,6 378,2 36,2 13,2

Псковская область 12,9 20,4 9,4 114,9 1,2 9,2 0,8 2,2

Карелия 25,4 17,8 1,5 0 204,0 49,6 1,5 0,2

Мурманская область 0,2 2,3 0 0 28,0 286,6 141,9 96,0

По 5 регионам 1615,3 233,5 1140,5 193,7 2771,8 2523,9 207,0 735,3

Составлено по [18]

Внешняя Таблица 4. торговля регионов Западного порубежья в 2017 г., в млн долл.

Регион Эстония Латвия Финляндия Норвегия

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Санкт-Петербург 420,3 90,5 453,0 37,6 367,8 1221,9 30,7 242,3

Ленинградская область 268,2 8,6 32,2 7,7 382,4 349,3 111,8 6,5

Псковская область 15,5 2,1 15,1 40,0 4,5 5,3 0,4 0,5

Карелия 23,8 21,9 2,6 0,3 260,3 65,0 0,0 0,0

Мурманская область 2,4 0,1 4,0 0,5 644,1 37,3 79,2 65,6

По 5 регионам 730,2 123,2 506,9 86,1 2252,1 1678,8 222,1 314,9

Составлено по [18]

Таблица 5.

Изменение внешней торговли регионов Западного порубежья

с приграничными странами Европы в 2017 г., в %_

Регион Эстония Латвия Финляндия Норвегия

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт

Санкт- - 70,0 - 42,0 - 59,2 - 42,7 - 79,2 - 32,1 + 15,4 - 61,1

Петербург

Ленинградская область +53,8 - 76,7 +77,9 - 41,7 - 33,9 - 7,6 + 208,8 - 50,7

Псковская +20,1 - 89,7 + 60,6 - 65,2 + 275,0 - 42,4 - 50,0 - 77,3

область

Карелия - 6,3 +23,0 + 73,3 + 1,1 + 31,0

Мурманская область - 95,6 - 87,0 - 44,2 - 31,7

По 5 регионам - 54,8 - 47,2 - 55,5 - 55,5 - 18,7 - 33,5 + 7,3 - 57,2

Составлено по [18]

Выводы

В ходе исследования влияния программ приграничного сотрудничества и трансграничных проектов на экономическую безопасность регионов Западного порубежья России (город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область и Карелия) в период геополитической турбулентности, рассматриваемой в период с 2014 по 2018 гг., было выявлено, что подобные программы практически не пострадали от санкционного противостояния 2014 года. Более того, в этих программах крайне заинтересованы как российская, так и европейская сторона.

Положительный и разнообразный опыт сотрудничества в приграничных регионах Западного порубежья показывает, что регионы России и Европы могут эффективно работать вместе в самых разных направлениях - от строительства дорог до совместных театральных постановок на трех языках.

Вместе с тем на фоне ухудшения геополитической ситуации и роста турбулетности в двухсторонних отношениях происходит повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов РФ, а также вблизи ее границ. Именно эта угроза в наибольшей степени оказывает влияние на экономическую и другую безопасность рассматриваемых регионов. Кроме того, ограничение доступа к иностранным (европейским) финансам и современным технологиям может поставить под угрозу те экономические проекты, которые реализуются в приграничных областях. Предположительно, вопросы экономической безопасности регионов, участвующих в приграничном сотрудничестве, найдут отражение в новом законопроекте «Об основах приграничного сотрудничества в РФ».

Анализ таможенной статистики показал, что наблюдается сжимание внешнеэкономических связей рассматриваемых регионов Западного порубежья России в целом, что также сильно отражается на программах и проектах приграничного сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Симонян Р. Х., Кочегарова Т. М. Приграничное взаимодействие России и Евросоюза: тенденции и моделирование // Полис. Политические исследования. 2014. № 5. C. 41-49.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/interreg_cooperation/cooperation_program/cooperation_ new/.

3. Невская А. А. Динамика и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России и Эстонии в условиях кризиса // Балтийский регион. 2015. № 2 (24). С. 50-66.

4. Продовольственное эмбарго РФ обошлось Эстонии в 150 млн евро. РИА Новости. 09.09.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/world/20140909/1023445906.html.

5. Estonian company to launch battery processing plant in Russia // Estonian Investment Agency. 07.04.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.investinestonia.com/en/about-estonia/ news/article/884-estonian-company-ecomet-invest-to-launch-battery-processing-plant-in-russia.

6. Федоров Г. М. Приграничное положение как фактор стратегического и территориального планирования в российских регионах на Балтике // Балтийский регион. 2014. № 3 (21). С. 71-82.

7. Северо-Запад России в регионе Балтийского моря: проблемы и перспективы экономического взаимодействия и сотрудничества / ред. Я. Зауха, Л. Э. Лимонов, Н. Ю. Одинг [и др.]. Калининград, 2008. 302 с.

8. Кузнецов С. В., Межевич Н. М. Внешние вызовы как фактор формирования рациональной территориально-отраслевой структуры российской экономики // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2016. № 2-3 (5152). С. 30-57.

9. Указ Президента РФ № 208 от 13.05.2017 года «О Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года»

10. Kazakova N. A., Bolvachev A. I., Gendon A. L., Golubeva G. F. Monitoring Economic Security in the Region Based on Indicators of Sustainable Development // Studies on Russian Economic Development. 2016. Т. 27. № 6. Pp. 650-660.

11. Khairullov D. S., Saipullaev U. A. Management of Social and Economic Security of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol 5. No 12. P. Doi:10.5901/mjss. 2014.v5n12. Pp.177-188

12. Mingaleva Zh. A., Gerchanok G. A. Sustainable development in the region: innovation, competitiveness and economic security// Economy of Region. 2012. (3). С. 68-77.

13. БаклановП. Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007. 239 с.

14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiya-i-evropeyskiy-soyuz-v-regione-baltiyskogo-morya/.

15. Нерезиденты и «золотой век» латвийских банков. «The Baltic Course», 19 мая 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.baltic-course.com/rus/kruglij _stol/? doc= 120918.

16. Объединяющие рубежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eu.kommersant.ru/prigranichnoe-sotrudnichestvo.html.

17. НАТО в Балтии: не одними батальонами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features-37291992.

18. Федеральная таможенная служба. Северо-Западное таможенное управление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=59&Itemi d=372.

Lachininskii S. S.1'2

The Assessment of the impact of cross-border cooperation programmers on the economic security of the regions of the Russian Western contiguous_

1 St Petersburg University, Saint-Petersburg

2 Institute of regional economy problems of RAS, Saint-Petersburg

e-mail: lachininsky@gmail.com

Abstract. In this paper we evaluated the impact of programs of cross-border cooperation and cross-border projects on the economic security of the Western regions of contiguous Russia (Saint-Petersburg, Leningrad oblast, Murmansk oblast and Karelia) in the period of geopolitical turbulence, considered in the period from 2014 to 2018 was analysed existing cross-border cooperation program between Russia and the EU until 2020 and the experience of implementing cross-border projects. Foreign economic relations the five regions of the Western contiguous Russia, Estonia, Latvia, Finland, and Norway are examined through the prism of customs statistics 2013-2017

Key words: cross-border cooperation, cross-border projects, the Western borderline, Russia, economic security, geopolitical turbulence

References

1. Simonyan R. H., Kochegarova T. M. Prigranichnoe vzaimodejstvie Rossii i Evrosoyuza: tendencii i modelirovanie // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2014. № 5. C. 41-49. (in Russian)

2. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ved.gov.ru/interreg_cooperation/cooperation_program/cooperation_ new/. (in Russian)

3. Nevskaya A. A. Dinamika i perspektivy torgovo-ehkonomicheskogo i investicionnogo sotrudnichestva Rossii i EHstonii v usloviyah krizisa // Baltijskij region. 2015. №2 (24). S. 50-66. (in Russian)

4. Prodovol'stvennoe ehmbargo RF oboshlos' EHstonii v 150 mln evro. RIA Novosti. 09.09.2014. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ria.ru/world/20140909/1023445906.html (data obrashcheniya: 01.11.2014). (in Russian)

5. Estonian company to launch battery processing plant in Russia // Estonian Investment Agency. 07.04.2014. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.investinestonia.com/en/about-estonia/ news/article/884-estonian-company-ecomet-invest-to-launch-battery-processing-plant-in-russia (data obrashcheniya: 01.11.2014). (in English)

6. Fedorov G. M. Prigranichnoe polozhenie kak faktor strategicheskogo i territorial'nogo planirovaniya v rossijskih regionah na Baltike // Baltijskij region. 2014. №3 (21). S.71-82. (in Russian)

7. Severo-Zapad Rossii v regione Baltijskogo morya: problemy i perspektivy ehkonomicheskogo vzaimodejstviya i sotrudnichestva / red. YA. Zauha, L. EH. Limonov, N.YU. Oding [i dr.]. Kaliningrad, 2008. 302 s. (in Russian)

8. Kuznecov S. V., Mezhevich N. M. Vneshnie vyzovy kak faktor formirovaniya racional'noj territorial'no-otraslevoj struktury rossijskoj ehkonomiki // EHkonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya. 2016. №2-3 (51-52). S.30-57. (in Russian)

9. Ukaz Prezidenta RF № 208 ot 13.05.2017 goda «O Strategii ehkonomicheskoj bezopasnosti RF do 2030 goda». (in Russian)

10. Kazakova N. A., Bolvachev A. I., Gendon A. L., Golubeva G. F. Monitoring Economic Security in the Region Based on Indicators of Sustainable Development // Studies on Russian Economic Development. 2016. T. 27. № 6. pp. 650-660. (in English)

11. Khairullov D. S., Saipullaev U. A. Management of Social and Economic Security of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol 5. No 12. P. Doi:10.5901/mjss. 2014.v5n12. pp.177-188. (in English)

12. Mingaleva Zh. A., Gerchanok G. A. Sustainable development in the region: innovation, competitiveness and economic security// Economy of Region. 2012. (3). S. 68-77. (in English)

13. Baklanov P. YA. Territorial'nye struktury hozyajstva v regional'nom upravlenii. M.: Nauka, 2007. 239 s. (in Russian)

14. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://russiancouncil.ru/activity/publications/rossiya-i-evropeyskiy-soyuz-v-regione-baltiyskogo-morya/ (data obrashcheniya: 02.06.2018). (in Russian)

15. Nerezidenty i «zolotoj vek» latvijskih bankov. «The Baltic Course», 19 maya 2016 [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.baltic-course.com/rus/kruglij_stol/?doc=120918. (in Russian)

16. Ob"edinyayushchie rubezhi [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://eu.kommersant.ru/prigranichnoe-sotrudnichestvo.html.

17. NATO v Baltii: ne odnimi batal'onami [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bbc.com/russian/features-37291992.

18. Federal'naya tamozhennaya sluzhba. Severo-Zapadnoe tamozhennoe upravlenie [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=59&Itemi d=372.

Поступила в редакцию 03.06.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.