2. Гаврилова, Е.А. Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот / Е.А. Гаврилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 19-22.
3. Комаров, В.В. Развитие воспитательного пространства детского дома / В.В. Комаров. - Казань, Самара : Изд-во Самарского и Казанского пед. ун-тов, 2005. - 372 с.
4. Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / ред.-сост. В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.
5. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. -СПб. : Питер, 2005. - 400 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011; 796.034.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Галина Алексеевна Шмонина, аспирант,
Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
В статье представлены методические особенности организации процесса работы с педагогически запущенными подростками и возможности применения средств олимпизма для преодоления педагогической запущенности.
Ключевые слова: подростки, Олимпийское воспитание, педагогическая запущенность, спортивные танцы.
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF OVERCOMING THE PEDAGOGICAL NEGLECT OF TEENAGERS WITH THE HELP OF PHYSICAL
CULTURE
Galina Alekseevna Shmonina, the post-graduate student,
Far Eastern State Academy of Physical Culture,
Khabarovsk
Annotation
The article presented the methodical features of organization of working process with pedagogically neglect teenagers and possibilities of application of Olympic means for overcoming the pedagogical neglect.
Keywords: teenagers, Olympic education, pedagogical neglect, sports dances.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема адаптации является одной из кардинальных проблем психологии и педагогики. Повышение интереса к проблеме социальной адаптации (а именно, педагогической запущенности) обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Наибольший интерес представляет изучение социальной адаптации подростков, так как в любом обществе они считаются наиболее подвижной возрастной группой. Педагогическая запущенность - это состояние, предполагающее устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. [1-3]. В [4] утверждается, что успех формирования у школьников положительного отношения к определенным видам физической активности во многом зависит от правильного взаимодействия организованного воспитания и влияния социальной среды. Решить эту проблему можно, если использовать личностно ориентированную парадигму образова-
ния [5].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Наше исследование было основано на изучении модельных характеристик психофизического состояния школьников, имеющих высокий уровень социальной адаптиро-ванности. Модельные характеристики определялись по показателям физической подготовленности, свойств личности, учебной успеваемости и поведения учащихся с высоким уровнем социальной адаптированности. Данная категория школьников стала целевым ориентиром для остальных. Достижение их уровня являлось основной целью исследования.
В качестве методологической основы была взята теория разностороннего и гармоничного развития личности, конкретизированная в современной концепции олимпийского образования. В связи с этим основными средствами преодоления педагогической запущенности школьников являлись элементы олимпийского воспитания. В концептуальном плане процесс физического воспитания подростков отличался тем, что в контрольной группе применялся комплексный подход, а в экспериментальной - дифференцированный (поэтапный).
Были выделены этапы, и для каждого из них поставлены конкретные задачи, которые, в случае не достижения планируемого результата, позволили бы быстро найти ошибку в системе. Переход от одного этапа к другому происходил после того, как были решены поставленные задачи. Это позволяло в большей степени индивидуализировать весь процесс и повысить эффективность контроля. В основу были заложены механизмы социальной адаптации, что позволило нам выделить следующие этапы:
1. Мотивационный: эмоционально-целевой подэтап; информационно-обучающий подэтап.
2. Коррекционный.
3. Адаптационный.
Целью мотивационного этапа было формирование позитивного отношения подростков к физкультурной деятельности, в основу чего легла упрощенная модель мотивационного процесса через удовлетворение потребностей.
Целью коррекционного этапа было приспособление к новым условиям деятельности путем улучшения физического и социально-психологического статуса подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: развитие физических качеств, умственных, познавательных и коммуникативных способностей и коррекция свойств личности.
Эффективным средством разностороннего и гармоничного развития личности подростков были спортивные танцы, которые способствовали формированию интеллектуальных, креативных, эмоциональных свойств.
В экспериментальной группе они включались в занятия по физической культуре один раз в неделю на протяжении 9 месяцев (с сентября 2009 по май 2010 гг.). Применялись базовые движения медленного и фигурного вальса, с постепенным наращиванием сложности фигур и составлением из них итоговой композиции, метод ТДТ - «круговое танцевание», так как совместное движение членов группы под единый ритм усиливает ощущение сплочённости участников, способствует согласованному использованию тела и созданию невербальных связей. Также, активно использовалось музыкальное сопровождение для создания настроения; выявления стереотипов движения; возникновения определённых чувств и отношений; стимулирования творческой экспрессии. При выполнении движений соблюдались следующие условия: постепенность в усложнении задач, разнообразии движений, использование метода «расчленённого упражнения» и т.д. Коммуникативные способности эффективнее всего формировались в процессе соревновательной деятельности, а также физкультурных праздников. На тренировочных занятиях
использовался метод чередования партнеров по выполнению заданий. Также, в процессе занятий осуществлялась коррекция деструктивных свойств личности. Изменению подвергались низкий уровень самооценки, самоконтроля, общительности, а также высокий уровень тревожности, напряженности, агрессивности. Повышению самооценки способствовали знания, умения и навыки, приобретенные индивидом в процессе занятий, а также ее результат. Особенно это проявилось после успешного выступления. Самоконтроль вырабатывался в процессе четкого выполнения тренировочных заданий и в целом режима занятий. Уровень общительности, как уже отмечалось выше, формировался путем системы соревнований с разными парами, выступлений с докладами и сообщениями. Метод совместной деятельности использовался для снижения агрессивности и тревожности.
Профилактика педагогической запущенности была основана на двух аспектах:
1. «Заполнить» свободное время подростков привлекательными для них формами физкультурно-спортивной деятельности.
2. «Барьером» на пути вредных привычек должны стать морально-волевые качества индивида. Их формирование в большей степени должно происходить посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Исследование личностных качеств подростка проводилось по опроснику Кеттела. В начале исследования обе группы не имели достоверных различий по исследуемым показателям. В конце эксперимента в группах произошли положительные изменения (таблица 1).
Таблица 1
Свойства личности подростков в конце эксперимента (опросник Кеттела)
Факторы КГ М^+ш ш й і Разница - !Мз Z Р
ед. %
МД (самооценка) 50,1+1,3 58,3+1,2 8,2 14,0 9,8 <0,05
А (общительность) 49,2+1,6 55,4+1,5 6,2 11,2 12,8 <0,05
С (эмоциональная устойчивость) 48,6+1,5 54,4+1,4 5,8 11,0 12,9 <0,05
Е (экспрессивность) 49,4+1,5 50,0+1,6 0,6 1,2 16,1 >0,05
О (нормативность поведения) 48,3+1,8 58,2+1,7 9,9 17,0 9,1 <0,05
Ь (подозрительность) 48,5+1,5 46,3+1,4 2,2 4,7 16,1 >0,05
N (дипломатичность) 48,5+1,5 49,3+1,4 0,8 1,6 15,8 >0,05
О (тревожность) 63,2+1,4 57,6+1,5 5,6 9,7 11,8 <0,05
Q2 (конформизм) 49,4+1,2 49,8+1,3 0,4 0,8 16,4 >0,05
03 (самоконтроль) 49,8+1,6 57,5+1,5 7,7 13,4 10,5 <0,05
Q4 (напряженность) 60,4+1,5 56,1+1,5 4,3 7,7 12,0 <0,05
Целью третьего адаптационного этапа являлось нивелирование уровня педагогической запущенности индивида. Достичь желаемого результата предполагалось посредством следующих задач: формирование состояния комфорта и эмоциональной стабильности и поддержание социальной активности личности.
Решение первой задачи предполагало оптимизацию уровня развития двигательных и личностных качеств подростков. Достижению такого уровня способствовала деятельность, осуществляемая на всех выделенных нами этапах. Для формирования нравственного и этического сознания применялись различные формы олимпийского воспитания.
Введение в учебно-воспитательный процесс подростков средств олимпийского воспитания явилось одним из перспективных путей решения проблемы компенсации узконаправленного обучения и воспитания, создания общей культурологической базы, которая гарантировала формирование целостного мышления, этического мировоззрения. На третьем этапе необходимо было способствовать дальнейшему закреплению позитивных качеств и коррекции негативных. Для этого использовались все вышеуказанные средства и методы. Главным на данном этапе было не применение каких-то нетрадици-
онных упражнений, а поддержание социальной активности индивида на достаточно высоком уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявлено, что внешне задаваемая подростку социально одобряемая физкультурная деятельность способна обеспечить формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, межличностного общения, оптимального уровня развития двигательных и личностных качеств, так как отвечает ожиданиям растущего человека и предоставляет ему практику для развития самосознания, образовывая формы его жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М. : Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.
2. Головина, Л. Л. Культурологические стремления и социально значимые качества личности школьников 7-9 лет с различным уровнем интереса к занятиям физической культурой / Л. Л. Головина, Ю.А. Копылов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 8-10.
3. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / под ред. С. А. Беличевой. - М. : Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1999. -182 с.
4. Комков, А. Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста / А.Г. Комков, Л.И. Лубышева // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. - С. 40-46.
5. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 271 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
Татьяна Николаевна Шурухина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики,
Уссурийский государственный педагогический институт (ФГОУВПО УГПИ)
г. Уссурийск
Аннотация
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки в высшем педагогическом заведении с учетом происходящих изменений в современной жизни российского общества.
Ключевые слова: педагогическое сознание, компетентностный подход, образование.
FORMATION OF THE PEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS AND VOCATIONAL COMPETENCE IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL INSTITUTION
PREPARATION
Tatyana Nikolaevna Shurukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Pedagogic department chairman,
Ussuriisk State Teachers Training Institute
Annotation
The article examines the problem of vocational training in higher pedagogical institution with taking into account the occurring changes in modern life of Russian society.