Научная статья на тему 'Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома'

Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2567
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / КОРРЕКТИРУЮЩИЙ / КОРРЕКЦИОННЫЙ / РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО ДОМА / ORPHAN HOOD / CORRECTING / CORRECTION / DEVELOPING BLOCKS / PROFESSIONAL FUNCTIONS OF THE ORPHANAGE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахманова Айшат Шихахмедовна

В статье поднимается проблема своеобразия педагогической деятельности в условиях детского дома; вскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педагогов для работы в условиях сиротского учреждения. С учетом анализа истории проблемы и ее современного состояния, автор формулирует собственное видение подходов к ее решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the professional activity of the orphanage teacher

The problem of peculiarity of pedagogical activity in condition of the orphanage is raised in this article; the factors defining this peculiarity have been revealed; need in specific preparation of the teachers for working in condition of the orphan institution has been justified. Taking into consideration the analysis of history of the problem and its modern condition, the author formulates her own vision of the approaches to its decision.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин, Ю.А. Тенденции изменения требований профессиональной деятельности и организации системы физической подготовки курсантов и слушателей вузов инженерно-технического профиля / Ю.А. Бородин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. тр. / под ред. С.С. Ермакова. - Харьков, 2007. - № 3. - С. 15-29.

2. Волненко, Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волненко Ю.В. - Хабаровск, 2008. - 25 с.

3. Миронов, В.И. Реформа военного образования : проблемы и пути реализации / В.И. Миронов // Военная мысль. - 2004. - № 2. - С. 22-26.

4. Полянский, В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В.П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 12-17.

Контактная информация: sgifk@yandex.ru УДК 37.013.2 (075.8)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ДЕТСКОГО ДОМА

Айшат Шихахмедовна Шахманова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье поднимается проблема своеобразия педагогической деятельности в условиях детского дома; вскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педагогов для работы в условиях сиротского учреждения. С учетом анализа истории проблемы и ее современного состояния, автор формулирует собственное видение подходов к ее решению.

Ключевые слова: сиротство; корректирующий, коррекционный, развивающий блоки; профессиональные функции педагога детского дома.

SPECIFICITY OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE ORPHANAGE

TEACHER

Ajshat Shihahmedovna Shahmanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Moscow State Pedagogical University

Annotation

The problem of peculiarity of pedagogical activity in condition of the orphanage is raised in this article; the factors defining this peculiarity have been revealed; need in specific preparation of the teachers for working in condition of the orphan institution has been justified. Taking into consideration the analysis of history of the problem and its modern condition, the author formulates her own vision of the approaches to its decision.

Keywords: orphan hood, correcting, correction, developing blocks, professional functions of the orphanage teacher.

Сиротство - одна из ключевых государственных проблем. В настоящее время в России 800 000 детей воспитывается без семьи, в условиях сиротских образовательных учреждений - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и т. д.

В условиях сиротского учреждения огромная роль в становлении личности воспитанника, его адекватной социализации принадлежит педагогу. Педагог детского дома -это гораздо больше, чем воспитатель в детском саду или учитель в школе. Он призван, не

только осуществлять весь спектр образовательных услуг, которые реализуются в условиях обычного образовательного учреждения, но и компенсировать детям, насколько это возможно, отсутствующих родителей.

Сегодня в практике работы детских домов содержание профессиональной деятельности педагога мало отличается от содержания деятельности учителя в школе или воспитателя в детском саду. Он сосредоточен на выполнении образовательных функций (как в детском саду или в школе). Потребность в любви и заботе - базовая потребность личности. Без ее реализации невозможно говорить о гармоничном развитии человека. Нереализованность данной потребности приводит к тяжелым личностным деформациям, мешающим дальнейшей успешной социализации ребенка.

В связи с этим становится понятным то, что деятельность педагога детского дома

- это особый вид педагогической деятельности, отличающийся от профессиональной деятельности педагога общеобразовательного учреждения для детей из семьи.

Однако в 20 веке в России проблема подготовки педагогов для работы в сиротских учреждениях практически не становилась предметом научного рассмотрения. В определенной мере это было обусловлено отношением к сиротству как к явлению временному, которое скоро уйдет в прошлое. Как показывает практика, такие ожидания не оправдались. Более того, ослабление внимания к проблемам сирот приводит к всплеску сиротства.

В последнее время активизировалось внимание к данному вопросу. Появились работы по вопросам сиротства [1-5].

Однако таких исследований не хватает. От этого страдает практика. До сих пор нет единых квалификационных требований для педагогов сиротских учреждений. Именно поэтому педагог детского дома, не имея четкого представления о своих профессиональных обязанностях и роли в жизни ребенка, копирует модель деятельности специалиста общеобразовательного учреждения для детей из семьи, что не соответствует потребностям детей-сирот и, в результате, осложняет процесс их социализации.

В связи со сказанным, особую актуальность приобретает проблема разработки содержания деятельности педагога детского дома с учетом своеобразия условий, в которых он работает и конкретизации его профессиональных функций.

Своеобразие профессиональной деятельности педагога детского дома определяется рядом условий, важнейшим из которых является специфический контингент воспитанников.

Спектр профессиональных задач, которые призван решать педагог детского дома гораздо шире, чем задачи, решаемые в условиях обычных образовательных учреждений. Их можно разделить на три взаимосвязанных блока. Это:

Компенсирующий блок. Воспитанники детских домов, интернатов, приютов долгое время были лишены многих необходимых для нормального развития условий. Мы имеем в виду, не только материальные проблемы, хотя они тоже, несомненно, важны, но и такие жизненно необходимые ребенку условия, как потребность в любви, заботе, новых положительных впечатлениях и т.д. Детям необходимо компенсировать то, чего они не дополучили на предыдущих этапах развития.

Коррекционный блок. Воспитанники детских домов - это дети, которые уже на начальных этапах своего становления столкнулись с теневой стороной жизни, оказавшей не лучшее влияние на их развитие. Как правило, коррекция затрагивает все стороны развития: восстановление, насколько это возможно, здоровья ребенка, преодоление проблем в интеллектуальной сфере, эмоциональной недостаточности и личностных особенностей, сложившихся в результате негативного влияния среды.

Развивающий блок Дети - воспитанники детских домов имеют все те права, которыми обладают дети из семьи. Поэтому задачей детского дома является гармоничное всестороннее развитие ребенка, обеспечение ему всех тех возможностей для полноцен-

ного развития, которыми обладают дети из семьи.

Характер педагогического процесса в учреждениях для детей сирот (закрытый характер; преобладание фронтальных форм работы; круглосуточный характер пребывания детей и др.) так же вносит своеобразие в профессиональную деятельность педагога.

Кроме того, работа в сиротском учреждении накладывает отпечаток на личность самого педагога. Как показывают результаты исследований, ввиду сложных условий работы (тяжелый контингент воспитанников, жесткая регламентация профессиональной деятельности и др.) специалисты детских домов в большей степени, чем их коллеги из обычных образовательных учреждений, подвержены синдрому личностного выгорания.

Специфические особенности, которые определяют характер профессиональной деятельности педагогов детских домов диктуют нам необходимость выделения содержания и ключевых функций педагога работающего в условиях сиротского учреждения.

На наш взгляд основной функцией педагога детского дома является удовлетворение потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении, т. е. реализация материнской (родительской) функции.

Своеобразие педагогической деятельности педагога детского дома состоит, на наш взгляд, в том, что именно через призму выполнения материнских (родительских) функций он должен решать все остальные воспитательные и образовательные задачи.

В связи с этим перед педагогами сиротских учреждений ставится важнейшая задача - компенсация воспитанникам, насколько это возможно, материнского (родительского) отношения.

Реализация материнской (родительской) функции предполагает два важнейших аспекта. С одной стороны - это организация различных форм эмоционально-личностного общения с воспитанниками, компенсация им, насколько это возможно, нереализованной потребности в любви, заботе, внимании и т.д. В центре снимания педагога должно находиться продуманное, эмоционально-насыщенное индивидуализированное общение с детьми. Стратегия такого общения должна разрабатываться с учетом конкретных эмоциональных потребностей каждого ребенка. С другой стороны - на педагога детского дома ложится обязанность по формированию бытовых навыков детей, т.е. тех социальных умений, которые обычные дети получают в семье, в процессе общения с родителями. В условиях детского дома необходимо регулярное проведение системы бытовых занятий, направленных на формирование таких навыков.

Кроме выполнения материнских (родительских) функций, педагог сиротского учреждения призван реализовывать и целый спектр педагогических (образовательных) задач. Однако содержание образовательной деятельности педагога в условиях детского дома отличается от аналогичной деятельности педагога в условиях обычного образовательного учреждения. Оно должно быть ориентировано на особенности развития детей-сирот и их актуальные потребности. Это требует создания специализированных программ и пособий, составленных с учетом особенностей детей и той социальной ситуации, в которой они оказались. На сегодняшний день таких материалов катастрофически не хватает. Достаточно отметить тот факт, что на всей территории России нет ни одной комплексной программы воспитания детей-сирот дошкольного возраста. Педагоги детских домов вынуждены пользоваться программами для обычного детского сада, самостоятельно адаптируя их к условиям детского дома. Немногим лучше положение в школьных детских домах.

Основным содержанием педагогической деятельности в условиях детского дома должны стать: охрана и укрепление здоровья воспитанников; организация развивающей среды дошкольного учреждения, максимально приближенной к условиям семьи; коррекция социальных представлений детей, сложившихся ввиду раннего знакомства с негативными сторонами жизни; полоролевая социализация детей, отказ от бесполого воспитания и переход к воспитанию с учетом полоролевой дифференциации и т. д.

Педагог, работающий с детьми-сиротами, призван обеспечить детям все те возможности, которые есть у ребенка из семьи. Ему необходимо проводить работу, нацеленную на развитие творческих способностей детей, приобщению их к сокровищам мировой культуры и т. д.

Помимо выполнения педагогических функций педагог детского дома должен выполнять еще очень важные психологические функции в воспитании детей.

Кроме того, даже специальная работа проведенная психологом детского дома с воспитанником не будет эффективной, если ребенок, возвращаясь в группу или класс не получит соответствующей психологической поддержки со стороны педагога. Необходима специальная работа педагогов детского дома в данном направлении.

В связи с этим на педагога детского дома ложится ряд важных функций, по психологической гармонизации личности воспитанника. Характер выполнения психологической функции педагогом детского дома определяется спецификой психологических проблем воспитанников. Уже к дошкольному возрасту, как правило, у детей, даже если они отнесены психологами, педагогами, врачами к категории «психическая норма», имеется сложившийся комплекс серьезных психологических проблем, таких как: проблемы в развитии эмоциональной сферы; повышенный уровень тревожности и агрессивности; проблемы в сфере общения со взрослыми и сверстниками; проблемы в формировании самооценки.

На фоне отягощенной наследственности, при отсутствии психокоррекционной работы психические проблемы таких детей усугубляются и приводят к серьезным проблемам в будущем.

Таким образом, психологические основы деятельности педагога, работающего с детьми-сиротами в условиях детского дома, предполагают с одной стороны всестороннюю помощь и выполнение заданий психолога в плане индивидуальной работы с психологическими проблемами детей, с другой - целенаправленную работу в группе, под контролем психолога, направленную на психологическую гармонизацию личности воспитанников.

Еще одной важной стороной профессиональной деятельности педагога работающего с детьми-сиротами является его функция представителя государства. В условиях детского дома педагог является связующим звеном между ребенком и окружающим его за стенами детского дома миром. С одной стороны - он полноправный представитель государства, призванный демонстрировать своим поведением пример соблюдения прав и свобод человека. С другой - он человек, перед которым стоит очень ответственная задача

- формирования основ правовой культуры своих воспитанников. В условиях детского дома данная задача приобретает особую актуальность в связи с тем, что дети, выходящие из стен детского дома, сразу остаются один на один с миром. У них нет близких взрослых, родителей, которые, имея уже определенный жизненный опыт, могли бы защищать и подстраховывать их в самостоятельной жизни. И в этой ситуации, ребенку-сироте особенно важно иметь высокий уровень правовой культуры. Ведь он самостоятельно должен жить в правовом обществе, соблюдая его законы и защищать свои права, если в этом возникнет необходимость. Сегодня в России есть много хороших законов, защищающих права граждан в целом, и права ребенка сироты - в частности. Однако в силу того, что выпускники детских домов не знают, какими правами они обладают, где и как можно отстаивать свои законные права и интересы и не умеют этого делать, они часто оказывается в ситуации жертвы.

Следовательно, очень важной профессиональной функцией педагога сиротского учреждения является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей в условиях детского дома, но и формирование основ правовой культуры своих воспитанников.

Таким образом, резюмируя все сказанное можно заключить, что в ситуации воспитания ребенка без родителей педагог выполняет в жизни воспитанника сразу несколько

социальных ролей. Это в первую очередь материнские (родительские), педагогические (образовательные), психологические и правовые функции.

В обобщенном виде содержание деятельности педагога детского дома представлено на рисунке.

Рис. Содержание деятельности педагога детского дома

Полноценная реализация столь широкого спектра профессиональных функций возможна только в условиях комплексной перестройки педагогического процесса детского дома. Существующая ныне система работы учреждений для воспитания детей-сирот имеет в этом смысле ряд существенных недостатков. Это - закрытый характер учреждений для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

постоянное нахождение ребенка в одном коллективе; отсутствие возможности побыть одному; много взрослых вокруг и недостаток по настоящему близких отношений с кем-либо, чрезмерная регламентация жизни, острый дефицит научно-методического обеспечения педагогического процесса и другие особенности.

Серьезнейшей проблемой, осложняющей работу, является низкий уровень профессиональной подготовки педагогов к работе с детьми-сиротами. В настоящее время в России система подготовки педагогов в практике работы вузов и педагогических колледжей ориентирована на среднестатистического благополучного ребенка. Сталкиваясь с ситуацией воспитания ребенка - сироты в условиях детского дома, педагоги часто оказываются неготовыми к выполнению своих профессиональных функций. Часть из них уходит из подобных заведений, другая - вынуждена долго адаптироваться к данной специфической ситуации, что так же снижает эффективность педагогической деятельности. В связи с чем, особую актуальность приобретает задача поиска принципиально новых подходов к решению данной проблемы, определению содержания такой подготовки, разработки учебных планов и программ, которых в настоящее время катастрофически не хватает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байер, Е.А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме / Е.А. Байер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 6-11.

2. Гаврилова, Е.А. Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот / Е.А. Гаврилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 19-22.

3. Комаров, В.В. Развитие воспитательного пространства детского дома / В.В. Комаров. - Казань, Самара : Изд-во Самарского и Казанского пед. ун-тов, 2005. - 372 с.

4. Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / ред.-сост. В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.

5. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. -СПб. : Питер, 2005. - 400 с.

Контактная информация: Gadjiev82@mail.ru

УДК 796.011; 796.034.2

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Галина Алексеевна Шмонина, аспирант,

Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

В статье представлены методические особенности организации процесса работы с педагогически запущенными подростками и возможности применения средств олимпизма для преодоления педагогической запущенности.

Ключевые слова: подростки, Олимпийское воспитание, педагогическая запущенность, спортивные танцы.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF OVERCOMING THE PEDAGOGICAL NEGLECT OF TEENAGERS WITH THE HELP OF PHYSICAL

CULTURE

Galina Alekseevna Shmonina, the post-graduate student,

Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Khabarovsk

Annotation

The article presented the methodical features of organization of working process with pedagogically neglect teenagers and possibilities of application of Olympic means for overcoming the pedagogical neglect.

Keywords: teenagers, Olympic education, pedagogical neglect, sports dances.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема адаптации является одной из кардинальных проблем психологии и педагогики. Повышение интереса к проблеме социальной адаптации (а именно, педагогической запущенности) обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Наибольший интерес представляет изучение социальной адаптации подростков, так как в любом обществе они считаются наиболее подвижной возрастной группой. Педагогическая запущенность - это состояние, предполагающее устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. [1-3]. В [4] утверждается, что успех формирования у школьников положительного отношения к определенным видам физической активности во многом зависит от правильного взаимодействия организованного воспитания и влияния социальной среды. Решить эту проблему можно, если использовать личностно ориентированную парадигму образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.