Научная статья на тему 'Организационно - экономическое состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства'

Организационно - экономическое состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / GOVERNMENT SUPPORT PROGRAMS / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махалина О.М.

В статье представлен анализ организационно-экономического состояния малого и среднего бизнеса, рассматриваются направления и формы программы государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL - ECONOMIC SITUATION AND PROSPECTS FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The article presents an analysis of the organizational-economic status of small and medium-sized businesses, are considered areas and forms of state support programs for small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Организационно - экономическое состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства»

ти каждой из них. Крупные страны - члены Евросоюза, входящие в «Большую восьмерку» (Франция, Великобритания, Германия и Италия), разрабатывают и проводят собственную внешнюю энергетическую политику исходя из национальных энергетических интересов, которые в немалой степени определяются особенностями их энергетических комплексов. Такая энергетическая политика каждой из этих стран оказывает существенное влияние на мировую энергетическую политику в целом. Свои отличия имеет также внешняя энергетическая политика Бельгии и Нидерландов, Греции и Австрии, Польши и Чехии, а также других отдельных стран ЕС. И особенно непоследовательна и изменчива энергетическая политика таких стран как Польша и Латвия, что определенно не прибавляет стабильности энергодиалогу России с ЕС. Фактически в настоящее время накоплен практический опыт двустороннего сотрудничества России со многими странами ЕС, а также во взаимодействии напрямую представителей деловых кругов. Вместе с тем есть сложности и в сфере общения деловых кругов. Все энергетические компании Европы имеют свои коммерческие интересы и продолжают оставаться конкурентами. Это было заметно уже на первых этапах энергодиалога, когда европейцы столкнулись с трудностями при определении представителей деловых кругов со своей стороны для работы в тематических группах. В то же время в рамках энергодиалога не был создан механизм взаимодействия между бизнес-сообществами, который бы содействовал наполнению практическим содержанием энергетического сотрудничества между Россией и ЕС.

- Газовые и нефтяные кризисы, возникшие в связи с прерыванием транзита в страны ЕС через территорию Белоруссии и Украины, благополучно преодоленные, тем не менее, обнажили проблемы безопасности транспортировки российских углеводородов в ЕС.

- Создание Энергетического сообщества ЕС и ряда стран Восточной Европы, а также выход России из режима временного применения Договора к Энергетической хартии в очередной раз привлекают внимание к необходимости развития и совершенствования международно-правовой базы энергетического сотрудничества между Россией и ЕС.

- В последние годы, в связи с пробуксовкой энергодиалога Россия - ЕС, усилился азиатский вектор энергетической политики России, особенно в отношениях с КНР и Японией, что привносит свои нюансы в диалог России с Европейским Союзом.

- Как известно руководство России провозгласило основным приоритетом политики государства курс на модернизацию и технологическое развитие российской экономики с акцентом на ТЭК и наиболее энергоемкие отрасли. Одним из главных вопросов этой политики является улучшение ситуации в области энергосбережения и энергоэффективности. При этом, важное значение имеет развитие международного сотрудничества, особенно с ЕС и отдельными европейскими странами. Таким образом, на современном этапе развития российско-европейского инвестиционного сотрудничества в области энергетики происходит адаптация энергодиалога к новым условиям для решения задач формируемого в рамках Общего экономического пространства партнерства для модернизации, с учетом политики России по модернизации и технологическому развитию экономики.

В заключение следует отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия и ЕС ориентированы на продолжение энергодиалога. Это связано с тем, что Евросоюз и Россия являются взаимозависимыми и взаимодополняемыми партнерами. Энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС является одной из основ развития стратегического партнерства между ними не только в экономической, но и в политической сфере, что связано с взаимными интересами в области обеспечения энергетической безопасности, а также экономической и политической стабильности в Европе.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации № 1006 от 13.10.95 г. «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года», Собрание законодательства РФ, 1995 г., № 39, ст. 4055.

2. Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии, М., МГИ-МО, 2003.

3. www.eur.ru (официальная страница ЕС в России)

4. www.europa.eu.int (официальный сайт Европейского Союза)

5. www.gazexport.ru (официальный сайт ООО «Газэкспорт»).

6. www.gazprom.ru (официальный сайт ОАО «Газпром»).

7. www.kremlin.ru (официальный сайт Президента Российской Федерации)

8. www.mid.ru (официальный сайт МИД России)

9. www.rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг).

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Махалина О.М., к.э.н., доцент Государственного университета управления

В статье представлен анализ организационно-экономического состояния малого и среднего бизнеса, рассматриваются направления и формы программы государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, программы государственной поддержки, организационно-экономическое состояние.

ORGANIZATIONAL - ECONOMIC SITUATION AND PROSPECTS FOR SMALL AND

MEDIUM BUSINESS

Makhalina O., Ph.D., Senior Lecturer State University of Management

The article presents an analysis of the organizational-economic status of small and medium-sized businesses, are considered areas and forms of state support programs for small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium-sized businesses, government support programs, organizational and economic condition.

Российский малый и средний бизнес - это 17 тыс. средних и 228 тыс. малых компаний, более 1 млн. микропредприятий, 4 млн. индивидуальных предпринимателей и фермеров.

Начиная с 2009 года Правительству Российской Федерации удалось оздоровить атмосферу, в которой живет и развивается малый и средний бизнес: принят новый закон о проведении контроля предпринимательской деятельности, работа органов внутренних дел введена в специальные процессуальные рамки, расширено участие малого и среднего бизнес в процессе размещения государственного заказа, введено так называемое преимущественное право выкупа арендованных помещений, установлены льготные тарифы за

присоединение к энергосетям, субъектам Федерации делегировано право принимать решение о снижении налоговой ставки, принимаемой при упрощенной системе налогообложения, финансирование федеральной программы поддержки предпринимательства увеличено в этом году более чем в 2,5 раза.

Вместе с тем, внедрение в практику принятых решений препятствуют федеральные и местные чиновники, а полноценное условия для развития бизнеса формируются на местах. Федеральное законодательство должно получать развитие в региональном законодательстве, а не наоборот.

Об этом заявил Председатель Правительства РФ Владимир

Таблица 1.

Федеральные округа Количество зарегистрированных МП на 01.09.2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост / сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения к 2008 г. Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения в % от среднего по РФ

РФ 160,4 -41,7 100,0

Центральный 196,9 -24,9 122,8

Северо-Западный 231,0 0,7 144,0

Южный 119,6 -53,3 74,6

Приволжский 156,2 -47,2 97,4

Уральский 112,6 21,1 70,2

Сибирский 131,0 -100,2 81,7

Дальневосточный 147,1 -102,7 91,7

Таблица 2.

ДА Скорее ДА Скорее НЕТ НЕТ Затрудняюсь ответить

Нехватка профессиональных кадров 28 34 25 10 3

Усиление конкуренции 26 39 24 8 4

Действия крупных региональных бизнес-игроков 31 43 17 6 3

Доступ к технологическим ресурсам (возможность использовать в бизнесе высокие технологии) 15 28 37 15 5

Доступ к финансовым ресурсам 15 40 33 7 5

Нехватка объектов инфраструктуры 12 34 38 11 5

Доступ к материально-техническим ресурсам 10 32 43 10 5

Доступ к энергетическим ресурсам 10 28 44 15 3

Таблица 3.

Цели Принципы

Развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике России Разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП

Обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП Ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП

Оказание содействия субъектам МСП продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств

Увеличение количества субъектов МСП Участие представителей субъектов МСП, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства

Обеспечение занятости населения и развитие самозанятости

Увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВВП

Увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития МСП и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства

Отрасли законодательства Область регулирования

Гражданское законодательство - закрепляет признаки предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ); - дает перечень организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности; - регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя и коммерческих и некоммерческих организаций; - устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства (главы 3, 4 ГК РФ), виды и порядок заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров (главы 27-29, часть II ГК РФ) и т.д.

Административное законодательство регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного регулирования предпринимательской деятельности

Налоговое законодательство устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства

Бюджетное законодательство регулирует порядок предоставления субсидий, субвенций

Нормативно-правовое обеспечение малого и среднего предпринимательства

Развитие прогрессивных финансовых технологий

Налоговое законодательство

Бюджетное законодательство

Область регулирования

- закрепляет признаки предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ);

- дает перечень организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности;

- регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя и коммерческих и некоммерческих организаций;

- устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства (главы 3, 4 ГК РФ), виды и порядок заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров (главы 27-29, часть II ГК РФ) и т.д.

регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного регулирования предпринимательской деятельности_

устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов предпринимательства

регулирует порядок предоставления субсидий, субвенций

Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Основная цель - обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды

Нормативно-правовое обеспечение малого и среднего предпринимательства

Развитие прогрессивных финансовых технологий

Реализация приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства определяет приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых за счет средств Программы должно стимулироваться развитие малого и среднего предпринимательства

Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и информационных систем

Научно-методическое и кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности

Международное сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства

Рис. 1 Схема государственной поддержки МСБ в РФ

Путин, выступая на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству: «...задача Правительства и государства в целом заключается в том, чтобы создавать необходимые условия для эффективной работы малого и среднего бизнеса. Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на нео-

боснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность - это не какая-то «кампанейщина», не временное «антикризисное» действие со стороны Правительства, не временное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда».

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 15

Рис. 2. Схема направлений и форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России

Рассмотрим динамику развития малого и среднего бизнеса и основные факторы, отрицательно влияющие на этот процесс. Из табл. 1 следует, что по Российской Федерации и пяти федеральным округам в 2009 году по сравнении с 2008 годом произошло сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения.

Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации [1]

Частично ответы на это сокращение можно выявить из анализа результатов опроса, который был проведен в августе - сентябре 2009 г. по заказу Российского Союза Промышленников и Предпринимателей. Опрошено 1200 предпринимателей (средние и малые предприятия), представляющих три макроотрасли (промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживания и торговли) в 40 объектах Российской Федерации (табл. 2).

Нехватка профессиональных кадров, как следует из табл. 2, занимает большой удельный вес. Даже в Москве по опросу городского информационно-аналитического центра на вопрос: Ощущае-

1 www.wciom.ru

те ли Вы недостаток знаний, связанных с вашей работой? «Да» ответили 72 %, «Нет» - 20 %, «Затрудняюсь ответить» - 8 %. Решение многих факторов (табл. 2) зависит от действия органов власти на местах. В этой связи представляет интерес результаты опроса городского информационно-аналитического центра (г. Москва). На вопрос: Если Вы обращались за помощью в органы госвласти, то удалось ли Вам решить свою проблему? Получены следующие ответы: «удалось все решить» - 8 %; «удалось частично решить» -15 %; «ничего не удалось решить» - 46 %; «не имею таких проблем» - 7 %; «к власти не обращаюсь» - 24 %. Надо полагать, что в среднем по России эти показатели вряд ли будут лучше.

На Ваш взгляд, смогут ли стать серьезной проблемой для Ва-шегобизнеса через 2-3 года... (закрытый вопросом, один ответ по каждой позиции)1

Устранение факторов тормозящих развитие малого и среднего бизнеса невозможно без активного участия государства. Для этого необходимо сформулировать цели и принципы государственной политики по управлению развитием малого и среднего предприни-

мательства (МСП), которые представлены в табл. 3.

Цели и принципы государственной политики в области малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации

Государственная политика в области развития и управления малым и средним предпринимательством должна разрабатываться на основе федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные отрасли законодательства, регулирующие организацию и деятельность малого и среднего предпринимательства

С учетом анализа организационно-экономического состояния МСБ и государственной политики в области предпринимательства можно, как вариант, предложить Программу государственной поддержки МСБ в Российской Федерации (рис. 1).

Основные этапы этой Программы можно детализировать более в конкретное содержание, представить их как основные направления и формы государственной поддержки МСБ в России (рис. 2).

В настоящее время направления и формы государственной поддержки предпринимательства, обсуждаемые в Правительстве и согласованные различными ведомствами, многие из которых предназначены специально для малых и средних предприятий. Это:

- компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути, сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%);

- освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование;

- освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования;

- снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров;

- узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе;

- определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным (с возможностью дополнять этот перечень на местах);

- освобождение от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты предпринимателей, работающих по патенту;

- передача в местные бюджеты значительной и даже большей части поступлений доходов от продажи патентов;

- продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости как минимум на 3 года и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;

- ускорение принятия закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки; введение бессрочного лицензирования и максимально оперативная передача его в электронную форму;

- продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации, и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;

- дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний и 2 млрд. рублей - на программы содействия малому бизнесу в моногородах и еще 1 млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе;

- выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;

- обеспечение Фондом реформирования ЖКХ более широкого участия малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

Литература:

1. Сайдулаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в региона России. М.: 2009

2. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. СПб.: Питер, 2007

3. Мельник М.В. Аудит эффективности малого предпринимательства. М.: 2008

ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Лошаков А.А., Московский экономический институт, Потапов А.С., департамент образования г. Москвы, Анидалов А.Ю., Саратовский государственный технический университет

В статье проводится анализ динамики показателей здоровья в федеральных округах, составлены трендовые аппроксимирующие модели, наиболее точно отражающие динамику изменения показателей во всем временном диапазоне или на его характерном отрезке, выявлены территориальные особенности динамики показателей здоровья и определены их значения.

Ключевые слова: индекс здоровья, трудовой потенциал, показатели.

INDEX OF PUBLIC HEALTH AS AN INDICATOR OF LABOR BUILDING

TERRITORIAL

Loshakov A., Moscow institute of economics, Potapov A., department of education, Moscow, Anidalov A., Saratov state technical university

The article analyzes the dynamics of health in the federal districts have been drawn up trend approximating model that most accurately reflect the dynamics of change in performance over the entire time range, or on its characteristic interval, revealed the territorial features of the dynamics of health indicators and identify their values.

Keywords: index of health, employment potential indicators.

Характерными особенностями современного этапа в развитии экономической науки являются создание и применение новых понятий, модернизация определений путем дополнения их элементами нового качества. В определенной степени теоретическим выражением новых черт, которые присущи социальным процессам развития рыночной экономики, являются такие понятия, как «экономический потенциал», «трудовой потенциал». Можно также говорить о социально-экономическом потенциале как для общества в целом, так и для территориальных образований - федерального округа, субъекта Российской Федерации, региона [1]. При этом в

характеристике социально-экономического потенциала территориальных образований необходимо учитывать комплексность экологического, экономического и социального развития, общность природопользования и задач по охране окружающей среды, территориальную общность производства, относительную устойчивость населения и единство системы населенных пунктов, единство системы социальной инфраструктуры.

Определяющую роль в социально-экономическом развитии играет материальное производство, главная производительная сила которого является человек труда. В этой связи важная роль в систе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.