Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОЭЛЕМЕНТНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кусакина О.Н., Соколов С.В.

В данной статье исследуется сущность организационно-экономический механизм управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе, а также его поэлементная структура. Разработана концептуальная модель этого механизма, основанная на системном взаимодействии ее элементов: механизма рынка труда в аграрном секторе экономики, государственного управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе, объективных условий развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала. Подчеркивается, что государственное управление развитием человеческого капитала, выступает в качестве ключевого системообразующего компонента механизма. Обосновывается содержание, элементы и факторы, определяющие состояние и перспективы развития механизма рынка труда в аграрном секторе экономики. На основании системного подхода выделены факторы и инструменты государственного управления развитием человеческого капитала, влияющие на комплексное развитие сельских территорий, государственную поддержку отраслей сельского хозяйства и создание условий для повышения качественных и количественных характеристик человеческого капитала. Обоснованы объективные условия развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала, как элемент организационно-экономического механизма управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR

This article examines the essence of the organizational and economic mechanism of managing the development of human capital in the agricultural sector, as well as its element-by-element structure. A conceptual model of this mechanism has been developed, based on the systemic interaction of its elements: the mechanism of the labor market in the agrarian sector of the economy, state management of the development of human capital in the agricultural sector, objective conditions for the development of rural areas that determine the living conditions of the carriers of human capital. It is emphasized that state management of human capital development acts as a key system-forming component of the mechanism. The content, elements and factors that determine the state and prospects for the development of the mechanism of the labor market in the agrarian sector of the economy are substantiated. On the basis of a systematic approach, the factors and instruments of state management of human capital development that affect the integrated development of rural areas, state support for agricultural sectors and the creation of conditions for improving the qualitative and quantitative characteristics of human capital have been allocated. The objective conditions for the development of rural areas that determine the living conditions of the carriers of human capital, as an element of the organizational and economic mechanism for managing the development of human capital in the agrarian sector, have been substantiated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ»

В рамках рискоориентрованного управления при взаимосвязи федерального и регионального уровня в процессе реализации мероприятий инновационной политики необходимо применять планы реагирования на риски, проводить контроль остаточных рисков и идентифицировать новые рисковые события и регулировать воздействие на общую риск-нагрузку с точки зрения оптимального использование ресурсного потенциала. При этом необходимо последовательно проводить: переоценку рисков, их аудиты, анализ отклонений, измерение технического и документального исполнения реестра, проводить анализ резервов.

При этом переоценка рисковых событий включает в себя не только идентификацию новых рисков, но и переоценку текущих и закрытие анализа рисков, которые потеряли актуальность на основании принятия управленческих решений и оптимальных мероприятий воздействия на риск. При этом изучение основных причин возникновения рисков органы власти должны проводить путем аудитов рисков, то есть документального их изучения и определения эффективности управленческих решений при нивелировании рисков.

Анализ отклонений проводят на общего как федерального, так и регионального контроля путем сравнения запланированных результатов с фактическими показателями и измерения документационного исполнения процессов реализации мероприятий инновационной политики. Немаловажно на данном этапе уделить внимание анализу резервов на возможные потери от неблагоприятных последствий рисковых событий и адекватности остатки ресурсов по отношению к планируемым мероприятиям в рамках инновационной политики.

Источники:

1. Авдеева И.Л. Риск-ориентированное государственное управление при цифровизации экономики / Авдеева И.Л., Щеголев А.В., Полянин А.В. // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 5. С. 55-61.

2. Головина Т.А. Современные аспекты стратегического планирования наукоемкого производства / Головина Т.А., Полянин А.В. // Экономика и предпринимательство. 2020. N° 9 (122). С. 1054-1058.

3. Горбова И.Н. Управленческие инновации в условиях цифровизации деятельности бизнес-структур / Горбова И.Н., Михалев И.И., Суханов Д.А. // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 42 (4). С. 89-94.

4. Докукина И.А. Основные направления совершенствования распределения организационных задач в условиях публичного управления / Докукина И.А., Полянин А.В., Тарновский В.В. // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2 (91). С. 51-65.

5. Еремина И.А. Комплексные региональные проекты развития территорий в ракурсе теории сложности / Еремина И.А., Полянин А.В. // Вестник Академии знаний. 2021. № 42 (1). С. 131-136.

6. Лебедев В.М. Проблемы и недостатки системы публичного управления регионального менеджмента / Лебедев В.М., Полянин А.В. // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6 (41). С. 234-237.

7. Полищученко В.А. Управление инновационной политикой в кластерах / Полищученко В.А., Полянин А.В., Павлова А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12. № 4. С. 65-79.

8. Полянин А.В. Теории размещения производительных сил и экономика регионов / Полянин А.В. // Экономика и управление. 2011. № 5 (67). С. 51-53.

9. Проняева Л.И. Формирование профиля инновационного промышленного кластера / Проняева Л.И., Полянин А.В., Федотенкова О.А., Павлова А.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 1 (472). С. 48-66.

10. Тарновский В.В. Проектное управление в условиях цифровой экономики: современные тенденции и перспективы / Тарновский

B.В., Полянин А.В., Паршутина И.Г., Авдеева И.Л. // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 3 (45). С. 150-157.

EDN: JAGLTV

О.Н. Кусакина - д.э.н., профессор, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, kusolga@list.ru,

O.N. Kusakina - doctor of economics, professor, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia;

C.В. Соколов - аспирант, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, stavw@yandex.ru

S.V. Sokolov - postgraduate student, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация. В данной статье исследуется сущность организационно-экономический механизм управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе, а также его поэлементная структура. Разработана концептуальная модель этого механизма, основанная на системном взаимодействии ее элементов: механизма рынка труда в аграрном секторе экономики, государственного управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе, объективных условий развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала. Подчеркивается, что государственное управление развитием человеческого капитала, выступает в качестве ключевого системообразующего компонента механизма. Обосновывается содержание, элементы и факторы, определяющие состояние и перспективы развития механизма рынка труда в аграрном секторе экономики. На основании системного подхода выделены факторы и инструменты государственного управления развитием человеческого капитала, влияющие на комплексное развитие сельских территорий, государственную поддержку отраслей сельского хозяйства и создание условий для повышения качественных и количественных характеристик человеческого капитала. Обоснованы объективные условия развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала, как элемент организационно-экономического механизма управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе.

Abstract.This article examines the essence of the organizational and economic mechanism of managing the development of human capital in the agricultural sector, as well as its element-by-element structure. A conceptual model of this mechanism has been developed, based on the systemic interaction of its elements: the mechanism of the labor market in the agrarian sector of the economy, state management of the development of human capital in the agricultural sector, objective conditions for the development of

rural areas that determine the living conditions of the carriers of human capital. It is emphasized that state management of human capital development acts as a key system-forming component of the mechanism. The content, elements and factors that determine the state and prospects for the development of the mechanism of the labor market in the agrarian sector of the economy are substantiated. On the basis of a systematic approach, the factors and instruments of state management of human capital development that affect the integrated development of rural areas, state support for agricultural sectors and the creation of conditions for improving the qualitative and quantitative characteristics of human capital have been allocated. The objective conditions for the development of rural areas that determine the living conditions of the carriers of human capital, as an element of the organizational and economic mechanism for managing the development of human capital in the agrarian sector, have been substantiated.

Ключевые слова: человеческий капитал, поэлементная структура организационно-экономического механизма, аграрный сектор, сельские территории, управление развитием человеческого капитала.

Keywords: human capital, element-by-element structure of the organizational and economic mechanism, agrarian sector, rural areas, management of human capital development.

Введение

Проблема управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе продолжает оставаться в настоящее время наиболее острой. Это вызвано целым рядом обстоятельств. Специфика аграрного производства определяется его дуализмом в использовании факторов производства, проявляющемся в том, что оно с одной стороны связано с использованием традиционных факторов производства (земли, живых организмов, растений) и технологические инновации имеют существенные ограничения, диктуемые технологиями возделывания земли, несовпадением периода производства и рабочего периода, биологическими процессами животных и растений, воздействие на которые также ограниченны и рискованны. С другой стороны, аграрный сектор не может быть не вовлечен в трансформационные процессы, вызванные цифровизацией, но протекающие по сценарию, существенно отличающемуся от других отраслей и сфер экономики. Все это непосредственно сказывается на состоянии и развитии человеческого капитала в аграрном секторе, носители которого являются участниками рынка труда, и цена труда в аграрном секторе должна быть адекватной потребностям сельских жителей, но учитывая особенности сельскохозяйственного труда нельзя исключать необходимость государственного управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе экономики.

Выше изложенное свидетельствует об актуальности и своевременности рассматриваемых в статье проблем. Научная гипотеза проведенного исследования основана на идее о том, что повышение человеческого капитала и его рациональное использование в аграрном секторе обеспечивается инструментами государственного управления в условиях действующего рыночного механизма на рынке сельскохозяйственного труда с учетом объективных условий его функционирования. Цель исследования заключается в обосновании сущности и элементов организационно-экономического механизма развития человеческого капитала аграрного сектора экономики.

Работа выполнена с использованием, как общих, так и частных методов экономической науки: метод научной абстракции, гносеологический, графический, монографический, метод моделирования, а также диалектический и системный подходы к исследованию человеческого капитала аграрного сектора.

Результаты

На протяжении последних десятилетий уделяется большое внимание в науке и практике сущности, содержанию, элементам организационно-экономического механизма, как экономической категории, а также рассматриваются его особенности в сравнении с другими категориями такими как: «экономический механизм», «хозяйственный механизм», «финансовый механизм» и т. д. [1] Многие ученые исследовали категорию «организационно-экономический механизм», который в обобщенном виде можно представить, как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов: целей управления (достижение положительного социально-экономического эффекта), методов, инструментов, и рычагов управления)» [2], «как необходимую взаимосвязь, естественно возникающую между различными экономическими явлениями» [3]. Кроме того, существует подход к рассмотрению организационно-экономического механизма через систему понятий, которые непосредственно связаны с ним и позволяют рассмотреть его под разным ракурсом. Такими понятиями являются: производственные отношения, экономические интересы и стимулы, институты, экономические явления, экономические законы и закономерности [4].

Однако предметная область рассмотрения этой экономической категории существенно влияет на ее содержательную компоненту. «Механизм управления человеческим капиталом, можно определить, как комплекс инструментов воздействия на объект управления (процессы формирования и использования человеческого капитала) со стороны субъектов управления» [5]. Обобщая существующие теоретические подходы к исследованию организационно-экономический механизм управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе, следует выделить базовый императив, в качестве которого выступает объект управления - человеческий капитал неразрывно связанный с его носителем, человеком и сфера применения этого капитала - аграрный сектор, существенно отличающийся от других сфер экономики, факторные особенности которого определяют условия жизни на селе. Все это подтверждает необходимость использования системного подхода к рассмотрению организационно-экономического механизма управления развитием человеческого капитала аграрного сектора, который находит свое отражение в единстве егоструктурных компонентов (рисунок 1).

В основу концепции построения концептуальной модели, направленной на стимулирование развития человеческого капитала были положены следующие основные принципы:

- системность в исследовании человеческого капитала аграрной сферы и сельских территорий. Этот принцип проявляется в том, что сельские территории представлены как социо-эколого-экономико-институциональные сельские территориальные системы, что обусловило единство разнородных факторов их развития, включая человеческий капитал, представленных объективными условиями развития сельских территорий; инструментами стимулирования на федеральном уровне; инструментами стимулирования на региональном уровне, требованиями стейкхолдеров;

- антропологический принцип рассмотрения определяющего субъекта - носителя человеческого капитала на сельских территориях (жителей села), в основе характеристики которого, лежит единство биологической, социальной и индивидуальной природы человека. Необходимость учета этого принципа проявляется в сохранении сельской территории, как административных единиц;

0|И 1111 II 1:11111(411П- ИСОИОМНЧеСКНН 41 .......... р;| 11.11 I 1111 ЧСЛОвСЧССКОГО КЛННТЛЛЛ

Ж рпрНОГО ССКТОрЯ 1К1>1111М 11К1Т

механизм рынка трула в аграрном секторе экономики

государственное управление развитием человеческого капитала в аграрном секторе

У(1ШГГИВНЫе условия развития сельских территорий, определяющих условия

ягчзни носителей человеческого капитала

Рисунок 1 - Концептуальная модель организационно-экономического механизма развития человеческого капитала аграрного сектора экономики

- диалектический принцип, в основе которого лежит развитие сельских территорий, социальной инфраструктуры в целом, и жилишцого строительства, необходимых для развития человеческого капитала. В частности, направленность, т.е. наличие определенных тенденций, качественных преобразований облика сельских территорий с учетом современных требований к жилищным и другим условиям жизни сельских жителей, занятых в аграрной сфере. Кроме того, учитывается историческое прошлое конкретной сельской территории, потребность в жилье определенного типа на конкретной сельской территории, что также отражается в перспективах развития человеческого капитала аграрной сферы;

- принцип учета интересов разнородных стейкхолдеров устойчивого развития сельских территорий и развития человеческого капитала аграрногосектора;

- принцип дифференцированного подхода к формированию человеческого капитала на разных территориях, отличающихся природно-климатическим потенциалом, культурно-историческими условиями жизни, местом и ролью в экономической и геополитической системе региона и.д. Развитие человеческого капитала аграрного сектора осуществляется в условиях рынка труда, который задает вектор профессионального роста и формат профессиональной деятельности, но учитывая особенности данного рынка, с его неопределенностью и современными вызовами, необходимо государственное регулирование процессов развития человеческого капитала. В концептуальной модели организационно-экономического механизма развития человеческого капитала аграрного сектора, представлен блок, непосредственно связанный с существующими объективными условиями развития сельских территорий, которые являются определяющими для формирования основных компонентов человеческого капитала: здоровья, образования, профессиональных знаний и т.д. Исходя из этого, государственное регулирование занимает центральное место в структуре организационно-экономического механизма развития человеческого капитала аграрного сектора, так как жизнь его носителей связана с состоянием и развитием сельских территорий, существенно различающихся между собой и отличающихся от городских агломераций, и в этой связи, требующих поддержки со стороны государства, направленной на создание комфортной среды обитания для жителей села.

Рисунок 2 - Элементы механизма рынка труда в аграрном секторе

Традиционно механизм рынка труда в аграрном секторе экономики, как и любой рыночный механизм включает такие его элементы, как спрос и предложение. Однако, рынок сельскохозяйственного труда обладает целым рядом особенностей, которые определяют специфику формирования спроса и предложение труда в аграрной сфере. В частности, конкуренция с одной стороны может быть достаточно высокой, так как на нее влияют имманентные условия производства сельскохозяйственных продуктов на локальном рынке, часто в пределах одного хозяйства, ограниченные возможности приложения труда в условиях сезонности, несовпадение рабочего периода и периода производства, высокая зависимость от погодных условий, обеспеченности необходимой техникой. А с другой стороны, рынок сельскохозяйственного труда является менее привлекательным по сравнению с другими видами рынка, и в этой связи менее конкурентным, так как условия труда работников сельского хозяйства менее привлекательны из-за особенностей, рассмотренных выше, а также уровень заработной планы остается более низким по сравнению с другими секторами экономики. Так среднемесячная номинальная заработная плата в аграрном секторе ниже, чем в среднем по краю (рисунок 3).

Как видно из рисунка за период 2017-2021 годы наблюдается существенное отклонение в меньшую сторону уровня номинальной заработной платы в аграрном секторе по сравнению со среднекраевым значением, за исключением 2017 года, несмотря на то, что Ставропольский край относится к регионам, вывозящим продукцию сельского хозяйства и характеризующимся высоким уровнем развития этого сектора экономики, но при этом заработная плата работников приоритетной сферы не только в региональной, но и национальной экономике остается недостаточной для развития всех компонентов человеческого капитала.

38000 36000 34000 32000 30000 28000 26000

2017 2018 2019 2020 2021

——в среднем по краю -сельское хозяйство

Рисунок 3 - Средняя номинальная заработная плата в Ставропольском крае, руб.

Низкий уровень доходов подтвердили жители села в результате проведенного нами опроса (рисунок 4). В анкетировании приняли участие 500 человек, жителей сельских территорий Юга России. Среди опрошенных, наибольшая доля приходится на работников аграрной сферы предприятий (59,7 %), в опросе участвовали также занятые личным подсобным хозяйством (35,6 %), безработное население и жители села занятые другими видами деятельности составили - 4,7 %.

Рисунок 4 - Распределение ответов респондентов по величине доходов в расчете на одного члена семьи

Как видно из данных опроса, 42,7 % респондентов находятся за чертой бедности, так как на одного члена домашнего хозяйства приходится менее 10 тысяч рублей, также имеют невысокий доход следующая группа опрошенных, долю которых - 39,8 %, часть представителей сельских семей этой группы также располагает доходом ниже прожиточного минимума, в эту группу вошли респонденты с доходом от 11 до 15 тысяч рублей на одного человека. Проведенный анализ свидетельствует об ограниченных возможностях развития человеческого капитала у большинства жителей сельских территорий, более 80% испытывают трудности с удовлетворением первичных потребностей, и конечно приращения определяющих компонентов, таких как образование, здоровье, профессиональные знания и т.д. не может происходить, вследствие недостаточного уровня и качества жизни. И только 15,5 % опрошенных располагает доходом от 16 до 20 тысяч рублей на одного человека, а свыше 20 тысяч - 2,1 %.

Центральным компонентом организационно-экономического механизма развития человеческого капитала аграрного сектора является государственное управление развитием человеческого капитала (рисунок 5).

Государственное управление рашщнем человеческого капитала

ра1витие сельских поддержка отраслей

территорий: сельского хозяйства: Создание условий дли

-создание условий для .. . повышения качественных н

обеспечения поллеожку количественных характеристик

доступным и племенного человеческого капитала:

комфортным жильем животноводства; -демографическая политика на

с^к'терр^орнй; Смещение часта -привлечение в аграрный сектор к затрат на обеспечение высококвалифицированных

пганпиала) на се*мкохошРодУкшш -развитие непрерывного аграрного

нн#аструщрь?ВИТ,на ' сУбс,™1я на жиз^Та™™"" в

сельских территориях 1а1ра1 „а обеспечение аграрном сектоРе

Рисунок 5 - Элементы государственного управления развитием человеческого капитала

В настоящее время возникла потребность в системном исследовании мер по комплексному развитию сельских территорий, государственной поддержки отрасли сельского хозяйства и по формированию условий для улучшения количественных и качественных характеристик человеческого капитала. Государственное управление развитием человеческого капитала занимает центральное место в структуре организационно-экономического механизма управления развитием человеческого капитала аграрного сектора, так как он оказывает существенное влияние на третий его элемент - объективные условия развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала (рисунок 6).

Объективные условия ри пш ■ мн сельских территорий, определяющих условия ли |ив носи I слей человеческого капитала

Экономвескве параметры развития территории:

-занятость в аграрном секторе;

-развитие фермерства: -состояние отраслей сельского хозяйства

Перспе ктнвел

[1:1 ши I пн

территории:

-близость к городской или сельской

агломерации; -перспективы развития рынка труда и занятости; -перспективы развития социальной инфраструктуры; -перспективы жилищного строительства

Соино-прироапо-экологическая ситуация:

-ссльскпп природный II

культурно-исторический

ландшафт:

-возрождение принципов

сельского образа жиэвв в связи с обострением техногенных и эпидемиологических катастроф: -нрнродно-лкологнческая ситуация

Рисунок 6 - Элементы объективных условий развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала

При разработке стратегии развития человеческого капитала необходимо учитывать объективные условия развития сельских территорий, которые являются основным фактором желания жить на сельских территориях, обустраиваться на долгие годы династиям сельских жителей, а значит, неизбежно стимулируют развитие человеческого капитала. Основу этого фактора составляют экономические условия развития сельских территорий и в первую очередь, состояние и перспективы развития рынка труда и занятость сельского населения. Развитие рынка труда и занятость сельского населения должны осуществляться с учетом факторных условий различных сельских территорий. Повышению занятости способствуют меры по развитию малых форм хозяйствования, к которым относятся хозяйства населения, КФХ и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма развития человеческого капитала аграрного сектора экономики предполагают совершенствование инструментов в аспекте каждого из его элементов.

Выводы

В процессе исследования структуры организационно-экономического механизма развития человеческого капитала аграрного сектора экономики на основе теоретико-методологического подхода к рассмотрению его сущности доказана необходимость включения в него три структурных компонента и построена его концептуальная модель.

Характеристика механизма рынка труда в аграрном секторе экономики позволила выявить особенности и факторы, влияющие на него, среди которых определяющими являются: конкуренция; сезонность труда; использование факторов производства: земли, растений, животных; ограниченные возможности занятости в пределах сельских территорий; несовпадение рабочего периода с периодом производства и т.д.

Показана консолидирующая функция государственного управления развитием человеческого капитала. Систематизированы его элементы, влияющие на формирование человеческого капитала в аграрном секторе: комплексное развитие сельских территорий; государственная поддержка отраслей сельского хозяйства; создание условий для повышения качественных и количественных характеристик человеческого капитала.

Выявлены объективные условия развития сельских территорий, определяющих условия жизни носителей человеческого капитала. Рекомендовано при разработке эффективного организационно-экономического механизма и стратегии развития человеческого капитала учитывать такие факторы, имеющие локальные особенности, как экономические параметры развития территории; перспективы развития территории; социо-природно-экологическая ситуацию территории.

Источники:

1. Ходос Д.В., Иванов С.Г. Организационно-экономический механизм развития аграрного сектора региона / Ходос Д.В., Иванов С.Г. // В сборнике: международная научно-практическая конференция "Научные исследования: методология и практика развития современной юриспруденции, экономики и управления". сборник научных докладов. Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». - 2014.- С. 14-19.

2. Холодкова, К.С. Анализ подходов к определению сущности организационно-экономического механизма управления / К.С. Хо-лодкова // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». https://web.snauka.ru/ issues/2016/05/66404.

3. Кульман, А. Экономические механизмы / А. Кульман. // - М.: Прогресс Универс.- 1993. -188 с.

4. Эпштейн Д.Б. К вопросу о понятиях "экономический механизм" и "организационно-экономический механизм" / Эпштейн Д.Б.// -АПК: экономика, управление. -2022. -№ 5. -С. 22-33.

5. Кондаурова И.А., Кузнецова А.М. К вопросу формирования организационно-экономического механизма управления человеческим капиталом региона. / Кондаурова И.А., Кузнецова А.М. // В сборнике: Актуальные проблемы социально-трудовых отношений. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию образования Дагестанкого государственного университета. - Даггосуниверситет. - 2016.- С. 190-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.