Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТОРГОВЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФРАНЧАЙЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESSES / BUSINESS / FRANCHIZING / STATE REGULATION / SYSTEM OF SUPPORT OF SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боготов Х.Л., Пшигаушева З.А.

В статье рассматриваются теоретические аспекты и особенности мотивации развития малого бизнеса и направления повышения его эффективности в торговой сфере экономики в современных условиях хозяйствования, экономические механизмы государственной поддержки, с учетом различных направлений регулирования малого бизнеса, включающие основные подсистемы и применительно к торговым предприятиям региона, а также элементы франчайзинга, оказывающие влияние на повышение эффективности предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боготов Х.Л., Пшигаушева З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT AND STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN TRADE

In article theoretical aspects, and features of motivation of development of small business and the direction of increase in its efficiency in the trade sphere of economy in modern conditions of managing, economic mechanisms of the state support, taking into account various directions of regulation of small business, including main subsystems are considered and in relation to trade enterprises of the region, and also the franchizing elements exerting impact on increase in efficiency of business.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТОРГОВЛЕ»

УДК :339.1

Боготов Х. Л., Пшигаушева З. А.

Bogotov Н. L., Pshigausheva Z. A.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТОРГОВЛЕ

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT AND STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN TRADE

В статье рассматриваются теоретические аспекты и особенности мотивации развития малого бизнеса и направления повышения его эффективности в торговой сфере экономики в современных условиях хозяйствования, экономические механизмы государственной поддержки, с учетом различных направлений регулирования малого бизнеса, включающие основные подсистемы и применительно к торговым предприятиям региона, а также элементы франчайзинга, оказывающие влияние на повышение эффективности предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, франчайзинг, государственное регулирование, система поддержки малого бизнеса.

In article theoretical aspects, and features of motivation of development of small business and the direction of increase in its efficiency in the trade sphere of economy in modern conditions of managing, economic mechanisms of the state support, taking into account various directions of regulation of small business, including main subsystems are considered and in relation to trade enterprises of the region, and also the franchizing elements exerting impact on increase in efficiency of business.

Key words: small businesses, business, franchizing, state regulation, system of support of small businesses.

Боготов Хамидби Лябидович -

доктор экономических наук, профессор кафедры товароведения, туризма и права, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Пшигаушева Зарема Артуровна -

магистрант кафедры товароведения, туризма и права, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 938 080 05 20 E-mail: zazema96@gmail.com

Bogotov Hamidbi Lyabidovich -

Doctor of Economic Sciences, Professor of Department of Merchandizing, Tourism and Right, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Pshigausheva Zarema Arturovna -

Undergraduate of Department of Merchandizing, Tourism and Right, FSBEI HE Kabardino-Balkarian GAU, Nalchik Tel.: 8 938 080 05 20 E-mail: zazema96@gmail.com

В новых условиях хозяйствования реализация основных положений государственной экономической политики возрастает роль малого предпринимательства в обеспечении стабильности экономики.

Малое предпринимательство является основой преодоления негативных влияний экономических кризисов, на основе роста экономической активности населения, создания новых рабочих мест, развития инвестиционной привлекательности регионов.

В социальном плане малый бизнес относится к среднему уровню материальной обеспеченности населения, активно участвующему в развитии экономики регионов [1].

Вместе с тем, средний бизнес сталкивается с определенными трудностями, связанными с правовыми, институциональными, экономическими угрозами. Малый бизнес особенно подвержен колебаниям рынка и изменениям в общей экономической ситуации в стране, что приводит к снижению численности предприятий, спроса и предложения на потребительском рынке.

Важным условием функционирования и развития малого бизнеса в торговой сфере является организационно-экономический механизм его государственной поддержки, с учетом различных направлений регулирования предпринимательства.

К основным из них относятся механизмы нормативно-правового регулирования; финансовой, имущественной и инфраструктурной поддержки.

Такого мнения придерживается большинство исследователей по данной проблеме предлагающих наиболее эффективные подсистемы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Особенно это касается развития инновационной и производственной сфер деятельности малых предприятий, нуждающихся в финансировании текущей деятельности бизнес-инкубаторов; нормативно-правовом обеспечении развития, а также расширения информационной поддержки малого и среднего бизнеса.

К наиболее эффективным механизмам господдержки малого инновационного предпринимательства целесообразно отнести:

- программно-целевую; организационно-правовую и функционально-ресурсную, выделяющие ряд подсистем, включающие законодательное и нормативно-правовое обеспечение;

- содействие в вовлечении во внешнеэкономическую деятельность; укрепление взаимосвязи между крупными и малыми предприятиями.

С учетом того, что малые предприятия в торговле являются наиболее рискованными заемщиками, ссудные ставки им назначаются по повышенной ставке, чем прочим клиентам, с уменьшением сроков возврата, хотя испра-

шиваемые малыми предприятиями займы не настолько велики, чтобы заинтересовать кредитные организации, так как затраты на обслуживание ссудополучателя оказываются едва ли не больше, чем сам кредит.

В связи, с этим важным инструментом государственной политики должна быть программа государственной поддержки малого предпринимательства в сфере товарного обращения, с учетом роста конкуренции на рынке [2].

Для обеспечения эффективности функционирования торговых предприятий немаловажным является, оптимизация системы организации управления, направленной на поддержание высокого уровня экономической устойчивости, что возможно достичь при условии принятия управленческих решений по избежанию коммерческих рисков.

Таким образом, наиболее емко механизм государственной поддержки малого бизнеса можно охарактеризовать, как совокупность взаимодействующих подсистем, направленных на создание более расширенных, благоприятных условий для развития малых предприятий в целом предпринимательской деятельности.

При этом, механизм системы состоит из разновидностей процессов, включающих условия функционирования, предоставляемые малым предприятиям по согласованию или поддержке в той или иной форме, для получения которой имеется непосредственное обращение малых предприятий к определенным подсистемам, к основным из них относятся:

- правовая; различные уровни государственной власти, предоставляющие поддержку малым предприятиям;

- инфраструктурная поддержка для дальнейшего развития малых предприятий;

- направления государственной поддержки предпринимательства, на основе принятия новых целевых программ развития отраслей экономики.

На основе исследования разных подходов к формированию механизмов государственной поддержки малых предприятий авторами были определены организационно-экономический механизм, содержащий современную практику поддержки малого бизнеса, включающие основные подсистемы организационно-экономического механизма применительно к торговым предприятиям региона [3].

К первой подсистеме было отнесено создание общей благоприятной правовой и экономической среды для развития малого бизнеса в регионе - КБР, с учетом создания благоприятных условий, включая:

- снижение бюрократических барьеров;

- снижение налоговых платежей;

- сокращение взносов на социальное страхование и другие мероприятия.

В предложенной подсистеме выделены важные направления по внедрению нормативно-правовых положений для поддержки малого бизнеса и механизмов социально-экономического развития территории в сфере товарного обращения.

Вторая подсистема включает государственное и муниципальное регулирование и поддержку малого бизнеса, действующих на трех уровнях:

а) федеральный уровень, органы законодательной и исполнительной власти;

б) региональный уровень, включающий министерства и ведомства по развитию экономики и предпринимательства;

в) муниципальный уровень состоит из департаментов и управлений местных администраций по поддержке малого бизнеса.

Важной подсистемой выделена инфраструктурная поддержка малого предпринимательства, в составе:

- региональных фондов и центров поддержки малого предпринимательства;

- бизнес-инкубаторов;

- технопарков;

- технологических центров;

- учебно-деловых и социально-деловых центров;

- бизнес-центров;

- региональных информационно-аналитических центров и других.

Немаловажное значение в современных условиях имеют также негосударственные фонды поддержки и развития малого бизнеса, относящиеся к данной подсистеме малого бизнеса.

Наибольшую роль в поддержке малого бизнеса в настоящее время играют кредитные организации, особенно коммерческие банки, где имеются новые программы кредитования субъектов малого предпринимательства применительно к условиям различных регионов, в том числе дотационным, куда относится Кабардино-Балкарская республика.

В подсистеме, «Научные и образовательные учреждения, франчайзеры» и другие организации, влияющие на развитие малого бизнеса», учитываются организации, которые косвенно вовлечены в систему поддержки малого бизнеса, оказывающие свое влияние на субъекты малого и среднего предпринимательства.

К ним относятся научные и образовательные учреждения, создающие технопарки, инновационно-технологические центры, малые инновационные предприятия и предприятия, формирующиеся на базе научно-иследова-тельских институтов.

Важную роль в обучении, подготовке и переподготовке кадров для малого бизнеса, особенно в сфере товарного обращения, играют высшие учебные заведения и научные учреждения, обеспечивающие воспроизводство интеллектуальных ресурсов предпринимателей.

Значительное влияние на развитие малого бизнеса в торговле оказывают предприятия-франчайзеры, которые являются как самостоятельная форма организации договорных отношений хозяйствующих субъектов, включающие аренду, куплю-продажу, торговые представительства и др.

Использование элементов франчайзинга оказывают влияние на повышение эффективности предприятий торговли и сферы услуг. Фирма-франчайзинг имеет полную гарантию своей деятельности, экономит значительные средства на маркетинговых исследованиях, информационно-консультационных и рекламных услугах, имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов, и как правило, подвержена меньшему риску с учетом деятельности высококвалифицированных специалистов [4].

В современных условиях функционирования малых предприятий в торговле инфраструктурная поддержка и ее развитие должны предусматривать льготные условия использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования деятельности, что будет способствовать интенсивности развития и расширения услуг населению.

В организационный блок системы поддержки малого предпринимательства входят

элементы создания и формирования программы функционирования малых предприятий.

Методы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо группировать по направленности их воздействия и содержания, различающиеся, как различные методы воздействия (прямые, косвенные). Бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и др. относятся к прямым, а налоговая политика, льготы и др. - к косвенным.

К более конкретным инструментам государственной поддержки малого предпринимательства по основным направлениям относятся:

- финансово-кредитная поддержка (предоставление гарантий по обязательствам);

- обеспечение субъектов малого и среднего бизнеса субсидиями на возмещение определенной части расходов, займов и микрозаймов и др.;

- имущественная поддержка, включающая передачу во владение и (или) в пользование

государственного имущества, в том числе недвижимого, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях;

- информационная поддержка через информационно-консультативные центры.

Таким образом, организационно-экономический механизм развития малого предпринимательства в торговой сфере экономики является важнейшим условием для успешной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формирование подобных механизмов наиболее востребовано на уровне слаборазвитых регионов.

Необходимы дальнейшее изучение и разработка организационно-экономического механизма поддержки малого бизнеса в торговле с учетом усиления государственной поддержки и регулирования их деятельности в условиях экономических санкций и продовольственного импортозамещения.

Литература

1. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Изв. Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. 297 с.

2. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/gosudarstvennaya-podderzhkamalogo-biznesa-v-rossii.

3. Медведев К.А. Современные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика, государство, общество: электронный журнал научных публикаций. URL: http://ego.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/ 04/03.

4. Сапожникова С.М. Торговое предприятие малого бизнеса в условиях финансового кризиса // Управление торговлей: теория, практика, инновации. М.: 2009. С. 290-293.

References

1. Gamidullayev R.B. Analiz mekhanizmov gosudarstvennoy podderzhki malogo innovat-sionnogo predprinimatelstva // Izv. Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta im. V.G. Belinskogo. 2012. №28. 297 s.

2. Kulik N.A., Onischenko L.G. Gosudarst-vennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii // Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnak. 2010. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/gosudarstvennaya-podderzhkamalogo-biznesa-v-rossii.

3. Medvedev K.A. Sovremehhye mekhanizmy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva // Economika, gosudarstvo, obschestvo: elek-tronnyj zhurnal nauchnykh publikatsiy. URL: http://ego.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/04/03.

4. Sapozhnikova S.M. Torgovoe predpriyatie malogo biznesa v usloviyakh finansovogo krizisa // Upravlenie torgovley: teoriya, praktika, inno-vatsii. M., 2009. S. 290-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.