Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЦИФРОВЫЕ ПРОДУКТЫ / БИЗНЕС-СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГИПЕРКОНКУРЕНЦИЯ / DIGITAL ECONOMY / INFORMATIZATION / INNOVATION / MANAGEMENT / DIGITAL PRODUCTS / BUSINESS ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / HYPERCOMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боготов Х.Л., Пшигаушева З.А.

Статья посвящена вопросам использования инновационных механизмов управления предприятиями торговли в условиях цифровой экономики, раскрыты основные тенденции изменения хозяйствования предприятий, вопросы оптимального использования внутреннего потенциала в условиях роста конкуренции на потребительском рынке, с учетом обеспечения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе организации инновационного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF TRADE ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF DIGITAL ECONOMY

Article is devoted to questions of use of innovative mechanisms of development of management of trade enterprises under conditions of digital economy, the main tendencies in change of managing of the enterprises, questions of optimum use of internal potential under conditions of growth of the competition in the consumer market, taking into account ensuring efficiency of use of information and communication technologies in the course of the organization of innovative management are opened.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК: 339.3:658

Боготов Х. Л., Пшигаушева З. А.

Bogotov H. L., Pshigausheva Z. A.

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

MECHANISMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF TRADE ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF DIGITAL ECONOMY

Статья посвящена вопросам использования инновационных механизмов управления предприятиями торговли в условиях цифровой экономики, раскрыты основные тенденции изменения хозяйствования предприятий, вопросы оптимального использования внутреннего потенциала в условиях роста конкуренции на потребительском рынке, с учетом обеспечения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе организации инновационного менеджмента.

Ключевые слова: цифровая экономика, информатизация, инновация, менеджмент, цифровые продукты, бизнес-среда, информационно-коммуникационные технологии, гиперконкуренция.

Article is devoted to questions of use of innovative mechanisms of development of management of trade enterprises under conditions of digital economy, the main tendencies in change of managing of the enterprises, questions of optimum use of internal potential under conditions of growth of the competition in the consumer market, taking into account ensuring efficiency of use of information and communication technologies in the course of the organization of innovative management are opened.

Key words: Digital economy, informatization, innovation, management, digital products, business environment, information and communication technologies, hypercompetition.

Боготов Хамидби Лябидович -

доктор экономических наук, профессор кафедры товароведения, туризма и права, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Пшигаушева Зарема Артуровна -

магистрант кафедры товароведения, туризма и права, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 938 080 05 20 E-mail: zazema96@gmail.com

Bogotov Hamidbi Lyabidovich -

Doctor of Economic Sciences, Professor of Department of Merchandizing, Tourism and Right, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Pshigausheva Zarema Arturovna -

Master studemt of Department of Merchandizing, Tourism and Right, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 938 080 05 20 e-mail: zazema96@gmail.com

Цифровая экономика, в первую очередь, оказывает значительное влияние на функционирование различных отраслей хозяйствования в процессе внедрения инновационных механизмов управления, а также расширяет

возможности по созданию и распространению идей, разработки и внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность предприятий торговой сферы.

Формирование информационной цифровой экономики взаимосвязано с неразрывным процессом развития информационного рынка, характеризующаяся, как система экономических, организационных отношений по использованию на правовой основе продуктов интеллектуального труда субъектами хозяйствования [1].

С учетом развития информатизации общества, в свою очередь, информационная индустрия начинает преобладать в экономике, что позволяет обеспечивать более эффективную систему информационно-коммуникационных технологий управления в торговой и других сферах хозяйствования.

К основным стимулирующим информатизацию общества в последние десятилетия относится обеспечение доступности к аппаратным, программным и сетевым продуктам. Особое влияние на динамику развития информационного рынка оказывает интенсивный рост бизнеса по разработке программных продуктов, что подтверждается появлением нового вида конкуренции - гиперконкуренции

К основным элементами гиперконкуренции относятся: многоуровневость; новые компетенции; управляемость; адаптационность; мобильность; инновационность; определяющие преимущества глобализации мировых стран-лидеров и передовых транснациональных компаний в технологическом плане.

Информационному рынку присущи особые узконаправленные функции по разработке и внедрению инновационных технологий в производство, хранение, обработку и передачу информации с целью оптимизации деловых отношений между участниками рыночных процессов.

На микроэкономическом уровне информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают предприятиям торговли оптимизацию бизнес-процессов. Макроэкономический уровень информационно-коммуникационных технологий оказывает влияние на выбор новых направлений развития современной экономики на микро- и макроуровнях.

В тоже время, цифровая экономика позволяет преодолеть множество ограничений, присущих традиционной экономике.

Например, цифровые продукты, как правило, копируются и используются широким

кругом лиц, не теряя потребительские свойства, а при их совместном использовании и обмене данных имеют тенденцию к значительному улучшению

Однако, материальные продукты не используются одновременно несколькими субъектами так, как подвергаются в процессе эксплуатации износу.

Что касается торговой сферы, интернет-магазины позволяют избежать ограничений по площадям, свойственных традиционным торговым площадкам, следовательно, и по широте ассортиментного состава регулируемых товаров широкому кругу потребителей [2].

С учетом роста влияния информации на организацию управления предприятиям требуется дополнительное исследование методов ее использования. В современный период отслеживаются сложности решения организационных и управленческих проблем организаций бизнес-процессов.

Цифровая экономика внесла ряд важных и существенных изменений в деятельность торговых предприятий.

Становление и активное использование информационных ресурсов в цифровой экономике является особо значимым фактором обеспечения инновационности в управлении торговой сферой.

Рост затрат как на производство, так и информатизацию, материальные ресурсы (товар) имеет свои издержки.

В связи с этим, следует добиваться снижения трансакционных затрат за счет применения информационно-коммуникационных технологий, так как на нем основаны человеческие факторы при внедрении производства.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют снижать фактор неопределенности за счет эффективного применения информационного ресурса в процессе организации менеджмента на предприятиях.

К примеру, в традиционной экономике основную роль во взаимосвязи между производителями и потребителями товаров играл производитель, как генерирующий идеи продукта (товара) [3].

При этом, покупатели делали выбор произведенных и предлагаемых производителем товаров.

Формирование цифровой экономики дает возможность покупателям стать основным

участником процесса создания новой потребительной ценности, а также генерировать идеи новых продуктов и услуг на потребительском рынке, в том числе, как на внутреннем, так и на внешнем.

Обеспечение тесного взаимодействия с потребителем является логичной для предприятий-производителей товаров, влияющих на изменения в бизнес-среде. Производственные предприятия стали эффективнее сотрудничать с потребителями, например, по созданию дизайна товара, их производство по индивидуальному заказу, разработка востребованных новых товаров.

Современная концепция «открытых инноваций», предложенная учеными в области экономики, в свою очередь, отражает изменения, вызванные цифровой экономикой. Например, инновации наблюдаются в процессе активного привлечения предпринимателями в сфере торговли и других отраслях потребителей к участию в процессе формирования нововведений, где предприятия используют не только внутренние идеи (идеи работников), но и внешние (идеи потребителей).

В эпоху цифровой экономики стратегически важным активом являются знания, которые играют важную роль в устойчивом экономическом развитии предприятий различных отраслей хозяйствования.

В связи с этим, целесообразно формировать инновационные механизмы разработки стратегии развития бизнеса, в торговой сфере на основе использования современных инструментов и методов интеграции корпоративных знаний в систему менеджмента.

При этом, организация знаниями, как одно из наиболее важных направлений деятельности в системе менеджмента должно быть сконцентрировано на развитии интеллектуальных ценностей, и организационного, потребительского, человеческого капитала предприятий.

Активное внедрение использования интеллектуальных активов позволяет формировать

Литература

1. Руденко Г. Цифровые технологии: новые возможности для бизнеса // Эффективное антикризисное управление. 2014. №1(82). 6 с.

внутренние и внешние компетенции, образующие новую систему основных компетенций предприятий.

Особо важным является то, что развитие цифровой экономики в современный период оказывает большое влияние на внутреннюю и внешнюю среду бизнеса, на основе кардинальных изменений в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые отражаются практически во всех направлениях функционирования хозяйствующих субъектов.

Нет никакого секрета, что интернет-ресурсы предоставляют возможность новым малым предприятиям обеспечить внешнеторговую деятельность по всем контингентам.

Информационные технологии оказывают помощь в снижении издержек и значительном повышении эффективности и производительности труда во всех секторах хозяйствования, особенно в торговой сфере экономики.

При этом положении на рынке, в условиях цифровой экономики, предприятиям все более сложно работать в связи с ростом риска и уровня неопределенности при принятии стратегических управленческих решений.

Такая ситуация связана с неустойчивой конъюнктурой из-за динамичных изменений на технологическом уровне, ростом конкуренции, государственного влияния на экономику.

Технологические изменения, свойственные цифровой экономике, создают новые рыночные правила ведения бизнеса, как для производителей, так и покупателей [4].

В связи с этим, в цифровой экономической среде следует разрабатывать новые конкурентные стратегии для повышения эффективности функционирования предприятий.

Для развития в новых условиях хозяйствования торговым предприятиям необходимо постоянно повышать свою компетентность в области цифровых информационных технологий.

КеГегепсе8

1. Rudenko О. Tsifrovye tekhnologii: novye vozmozhnosti dlya biznesa // Effektivnoe antikrizisnoe ирга^еше. 2014. №1(82). 6 s.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы (проект). 20 с.

3. Чезборо Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. М.: Поколение, 2007. 336 с.

4. Электронная (цифровая) экономика. Приложение к Среднесрочной программе социально-экономического развития России до 2025 г. «Стратегия роста».

2. Strategiya razvitiya informatsюnnogo оЬ-schestva у Rossiyskoy Federatsii ш 2017-2030 gody (ргоеЙ). 20 s.

3. Chezboro G. Otkrytye innovatsii. Sozdanie pribylnykh tekhnologiy. М.: Pokolenie, 2007. 336 s.

4. Elektronnaya (tsifrovaya) ekonomika. Рп-lozhenie k Srednesrochnoy programme sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2025 g. «Strategiya rosta».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.