Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм распространения технологий и изделий двойного применения'

Организационно-экономический механизм распространения технологий и изделий двойного применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ВОЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ И ИЗДЕЛИЯ ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталев Е.Ю., Рассадин В.Н.

В статье выявлены основные факторы, обусловливающие военно-гражданскую интеграцию. Сформулированы принципы построения интегрированного организационно-экономического механизма передачи технологий и изделий двойного применения в гражданский сектор, даны предложения по его дальнейшему развитию. Представляется целесообразным создание в рамках Министерства обороны РФ Управления военно-гражданской интеграции, а также информационно-аналитического центра по проблемам военно-гражданской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм распространения технологий и изделий двойного применения»

28 (169) - 2012

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 334.723

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И ИЗДЕЛИЙ ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ*

Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник

E-mail: stalev@cemi. rssi. ru

Центральный экономико-математический

институт РАН

В. Н. РАССАДИН,

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник

E-mail: vn_rassadin@mail. ru

Институт народнохозяйственного

прогнозирования РАН

В статье выявлены основные факторы, обусловливающие военно-гражданскую интеграцию. Сформулированы принципы построения интегрированного организационно-экономического механизма передачи технологий и изделий двойного применения в гражданский сектор, даны предложения по его дальнейшему развитию. Представляется целесообразным создание в рамках Министерства обороны РФ Управления военно-гражданской интеграции, а также информационно-аналитического центра по проблемам военно-гражданской интеграции.

Ключевые слова: оборонная промышленность, вооружение и военная техника, военно-гражданская интеграция, технологии и изделия двойного применения, государственно-частное партнерство, безопасность, организационно-экономический механизм.

Движущие факторы военно-гражданской интеграции. Анализ процессов трансфера изделий и технологий показывает, что основными «глобаль-

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 10-06-00608-а).

ными» причинами, обусловливающими развитие распространения продукции двойного применения и военно-гражданской интеграции (ВГИ), являются, во-первых, причины внешнего порядка, обусловленные конверсией военного производства, усиливающимся давлением оборонных расходов на экономику страны (особенно сильно проявляющимся в условиях кризиса экономики). Во-вторых, это причины внутреннего для оборонной сферы порядка, связанные с тенденциями научно-технического прогресса [1, 3, 4, 7]. Эти тенденции проявляются двояко: с одной стороны, через постоянное повышение требований к вооружению и военной технике (ВВТ), ускорение сменяемости их видов и, с другой стороны — через повышение степени универсализации применяемых новых военных технологий, имеющих, как правило, значительный и все более возрастающий потенциал двойного применения.

Выигрыш при реализации процессов распространения технологий и изделий двойного применения (ТИДП), военно-гражданской интеграции получается за счет широкого тиражирования новшеств,

повышения серийности (массовости) выпуска продукции, устранения дублирования разработок, снижения их рисков.

Весьма важным является то, что развитие процессов военно-гражданской интеграции и распространения ТИДП означает, во-первых, ломку или ослабление различных организационно-правовых, технических и экономических барьеров между военным и гражданским секторами экономики и, во-вторых, развитие разнообразных интеграционных процессов в различных системах, в том числе внешнего управления, регулирования и координации.

Эти интеграционные процессы развиваются одновременно на очень многих уровнях и в совершенно разных аспектах. Наиболее важными из этих уровней можно считать следующие:

1) уровень технологического базиса страны и секторов промышленности, применяемых и разрабатываемых гражданских и военных технологий специализированного или потенциально широкого применения;

2) уровень субъектов гражданского и военного секторов экономики—разработчиков, производителей продукции, финансовых и сбытовых организаций и др.;

3) уровень сферы управления развитием и закупками ВВТ как комплекса подсистем и субъектов планирования, регулирования и финансирования развития и закупок ВВТ;

4) уровень взаимоотношений субъектов различных секторов экономики (гражданского, военного) и заказчиков оборонной продукции;

5) уровень взаимоотношений органов государственного (общегосударственного) управления с Минобороны России и другими заказчиками оборонной продукции, с субъектами военного и гражданского секторов экономики.

Структура взаимодействия указанных уровней показана на рисунке.

На каждом из этих уровней интеграционные процессы могут проявляться в весьма различных аспектах. Так, на уровне технологического базиса интеграционные процессы могут проявляться, например, в форме распространения (диффузии) технологий внутри военного и гражданского секторов экономики, а также между

этими секторами, в форме согласования циклов технологического развития в смежных сферах и по аналогичным видам продукции, в форме унификации технологий, создания семейств изделий на базе общих технологий, в форме развития комплексов взаимосвязанных и взаимодействующих технологий.

На уровне субъектов военного и гражданского секторов экономики интеграционные процессы могут проявляться в форме интеграции производства военной и гражданской продукции на общих мощностях, диверсификации производства, развития горизонтальной интеграции технологически связанных производств, развития вертикальной организационной интеграции (образование холдингов, финансово-промышленных групп), унификации систем бухгалтерского учета, систем управления, стандартизации [9—11].

В сфере управления развитием и закупками ВВТ интеграционные процессы могут проявляться в форме координации стратегического и текущего

5 Система органов государственного управления

3

Система

управления развитием и закупками ВВТ (заказчики ВВТ)

ВПК

2 Производители военного сектора экономики

4

Система

взаимодеиствия заказчиков ВВТ с гражданским сектором

2 Производители гражданского сектора экономики

1

1 Технологический базис - система технологий военного, гражданского и двойного применения

Структура взаимодействия уровней проявления процессов военно-гражданской интеграции

развития военных технологий, введения методов интегрированного управления жизненным циклом технологий и изделий ВВТ, стимулирования межвидовой интеграции военных технологий, проведения активной политики закупок гражданской техники и технологий для военных целей, продажи в гражданский сектор военных технологий и изделий, имеющих перспективы гражданского использования, организации совместных разработок и совместного финансирования с гражданским сектором проектов, имеющих перспективы двойного применения, усиления интеграционных связей между различными подсистемами управления развитием и закупками ВВТ (программного планирования, контрактации, финансирования, ценообразования), создания единых «военно-гражданских» методов оценки технологий и изделий двойного применения [2, 5].

На уровне взаимоотношений субъектов различных секторов экономики и заказчиков оборонной продукции интеграционные процессы могут развиваться в форме создания интегрированных систем заказов оборонной продукции аналогичного назначения, развития организационных структур, позволяющих осуществлять совместные разработки и совместное финансирование проектов двойного применения, введения контрактных систем, стимулирующих поиск разрабатываемых оптимальных решений по проектам двойного применения и распространения их во всех секторах экономики, создания единых баз и банков данных по технологиям, единых систем управления качеством, стандартизации, интегрированных систем автоматизации проектирования изделий и управления процессами их производства.

На уровне взаимоотношений органов государственного управления с заказчиками оборонной продукции, с субъектами военного и гражданского секторов экономики интеграционные процессы могут проявляться в форме проведения единой технологической и экономической политики, стимулирующей и поддерживающей процессы ВГИ, распространения ТИДП, внебюджетного и косвенного финансирования оборонных программ, в форме реализации целостных государственных программ ВГИ и распространения ТИДП, в форме установления единой учетной политики, единой политики стандартизации и сертификации, единых методов оценки инвестиционных мероприятий, распространяющихся как на гражданскую, так и на оборонную сферу.

Следует отметить большую сложность и неоднозначность идущих сегодня интеграционных процессов. В целом постоянное усиление процессов интеграции — это совершенно объективная общая тенденция, обусловленная реально действующими внешними и внутренними причинами. Но реализация этой тенденции может протекать совершенно по-разному на разных уровнях, в разных областях техники и секторах производства, в разных структурах управления.

С точки зрения особенностей современного этапа определяющее значение для развития процессов ВГИ, как представляется, имеют процессы развития технологического базиса как военного, так и гражданского секторов экономики.

В рамках развития технологического базиса — применяемой системы технологий — определяющее значение как для России, так и для всего мира имеют тенденции перехода от устойчивых стабильных технологий, которые остаются практически неизменными в течение всего жизненного цикла продукции, к так называемым «плодотворным» технологиям, сохраняющимся достаточно долго, но характеризующимся постоянно сменяющими друг друга поколениями продукции со все более лучшими показателями и со все более широким диапазоном применения. Дальнейшая эволюция — к «изменчивым» технологиям, характеризующимся постоянно сменяющими друг друга не только поколениями продукции, но и базовыми технологиями [12].

Характерный период стабильных технологий — 1930—1950 гг. На этапе ускоренного роста продукция разных производителей, как правило, аналогична. В случае наличия конкуренции она идет по линии цен и качества изделий. На стадии расширения производства, как правило, происходит улучшение отдельных параметров и конструкции изделия.

Характерный период плодотворных технологий — 1960—1980 гг. Для некоторых видов как гражданской, так и оборонной продукции этот период продолжается и сейчас. Типичный пример предоставляет нам автомобилестроение. Для этого вида технологий в рыночных условиях характерен захват рынка новейшими продуктами с наилучшими показателями. Но часто их успехи достаточно краткосрочны ввиду появления таких же продуктов у конкурентов. В результате производители здесь находятся под постоянным давлением необходимости инноваций.

С точки зрения проблем ВГИ и распространения ТИДП важно, что на этапе зрелости плодотворных технологий разработка и выпуск новой продукции в мировой практике часто используются для проникновения в менее насыщенные области спроса, в новые области использования. Собственно, сами по себе процессы распространения двойных технологий, изделий двойного применения стали проявляться и изучаться на этапе повышения роли плодотворных технологий.

Для изменчивых технологий, характерным признаком которых является то, что в период жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается постоянная смена самих базовых технологий, сама смена технологий имеет значительно более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает всем предыдущим инвестициям: в НИОКР, в персонал, в производство. Характерная область изменчивых технологий — усилители слабых сигналов. Здесь на протяжении последних 50 лет произведены по крайней мере три коренные смены технологии: от вакуумных к транзисторам, от транзисторов к миниатюрным, а потом к микро-и сверхмикроминиатюрным схемам.

Начало общего резкого усиления во всем мире роли изменчивых технологий — начало 1980-х гг. Когда новая технология относится к той же области знаний, что и заменяемая (например, биотехнология в фармацевтической промышленности), то фирмы обычно сохраняют свое направление деятельности, но продолжают существовать проблемы своевременного осознания необходимости изменений и их проведения. Если новая технология относится к категории быстро развивающихся, то часто старые лидирующие фирмы не успевают среагировать достаточно быстро и теряют свои конкурентные позиции. Так, например, произошло в США с автомобильной промышленностью, которой в 1970-е гг. был нанесен удар быстро развивающейся технологией производства компактных машин.

Проблемы перехода к новой технологии еще больше обостряются, если технология одновременно является и плодотворной, и изменчивой. Когда возникает новая технология, фирмы обычно уже глубоко вовлечены в конкурентную борьбу на основе создания новых видов продукции в рамках «старой» технологии. Развитие проводимых ими НИОКР направлено на обеспечение этой борьбы и часто становится препятствием на пути перехода к новым технологиям.

В настоящее время любой исторически стабильный сектор экономики способен быстро превратиться в изменчивый за счет вторжения смежных технологий. Это может произойти на любом этапе жизненного цикла спроса, но вызывает особо сложные проблемы на этапе зрелости сектора экономики.

Важным вопросом является роль НИОКР в технологиях разных видов и этапов развития. При стабильной технологии после того, как НИОКР вносят свой первоначальный вклад в развитие технологии, они обычно становятся далее сугубо вторичной обеспечивающей функцией.

В технологически активных секторах НИ-ОКР играют ключевую роль на всем протяжении жизненного цикла спроса (потребности). Важное различие между условиями плодотворной и изменчивой технологией заключается в том, что в первом случае вклад НИОКР в развитие сектора осуществляется в основном через развитие производства и продукции, а во втором — исследования имеют самостоятельное значение, доминирующее над значением собственно разработок продукции. Сфера исследований при этом как бы интегрирует собой сферу разработок.

В целом переход к плодотворной (особенно к изменчивой) технологии с неизбежностью означает развитие интеграционных процессов и тенденций как на уровне собственно технологического базиса, так и на различных уровнях «надстройки». Это связано, прежде всего, с резким возрастанием неопределенности, потенциальной многовариантности в развитии и реализации технологий, резким расширением областей их использования.

Технологии интегрируются между собой, «диффундируют» в другие области применения, выполняют роль интегрирующего фактора в создании семейств аналогичных видов продукции. Для производителей и потребителей при этом создается совершенно новое поле технологических возможностей — намного более широкое и одновременно весьма динамичное и изменчивое. Возникает необходимость интеграции процессов исследований, разработок, управления производством, интеграции функций управления в процессах технологического развития, в том числе интеграции функций планирования, учета, контроля, маркетинга, финансирования и ценообразования. При этом образуются различные петли обратной связи, интеграции методов реализации этих функций в

различных областях технологий и продукции, организационной интеграции структур управления, реализующих эти функции.

Все эти процессы и тенденции имеют место как в гражданских, так и в военно-ориентированных секторах экономики, проявляются как в отношении производителей, так и потребителей продукции, наблюдаются во всех достаточно развитых в технологическом плане странах.

Важная особенность современного этапа развития технологического базиса — резкое усиление процессов взаимной интеграции, взаимного диффундирования военных и гражданских технологий, развивавшихся долгое время фактически независимо. И это создает совершенно новые проблемы, связанные с достаточно различными механизмами технологического развития в военном и гражданском секторах экономики.

Проблемы создания интегрированных организационно-экономических механизмов распространения технологий и изделий двойного применения. Проведенный с позиции теории стратегического управления анализ показывает, что для создания действенных механизмов управления интеграционными процессами в технологическом базисе необходимо иметь достаточно сложно организованные системы управления развитием ВВТ, основанные на принципах интеграции функций управления, на итеративном характере, интеграции процедур принятия решений.

Этот вывод может иметь объяснение и с позиций других теорий, имеющих предметом исследования закономерности развития организационных систем управления и регулирования.

В качестве примера можно привести хорошо известный в теоретической кибернетике закон необходимого разнообразия Эшби, устанавливающий, что для эффективного регулирования система управления должна обладать сложностью, потенциальным разнообразием своих состояний не меньшими, чем сложности и потенциальное разнообразие состояний управляемого объекта (это касается и статики, и динамики этих состояний).

Другие хорошо известные примеры — работы П. Анохина в области теории функциональных систем, Н. Винера и О. Ланге в области теоретической кибернетики, обосновывающие закономерности развития интегрированных функциональных структур управления, объединенных различными обратными связями, едиными структурами и др. И

вывод у них тоже один — чем сложнее и изменчивее среда, тем более сложными и интегрированными должны быть системы управления.

Обобщая эти и многие другие исследования, выполненные в области теоретико-системного анализа развития техники и производства, различных вариантов общей теории управления в системах различных типов, можно констатировать, что развитие организационных систем управления развитием и закупками (СУРЗ) ВВТ определяется в конечном итоге четырьмя видами внутренних процессов системогенеза (процессов синтеза и развития систем), вычленением, специализацией, интеграцией и самоорганизацией.

Под вычленением обычно понимаются процессы структурного выделения форм: видовых, функциональных, структурных. Так, из технологий на разных этапах их развития вычленяются различные виды продукции. Пример из сферы СУРЗ ВВТ — вычленение на определенном этапе из сферы общего планирования развития ВВТ подсистем программного и бюджетного планирования.

Процессы специализации заключаются в развитии вычлененных форм, их приближении к своему внутреннему содержанию. Примеры в СУРЗ ВВТ — специализация подсистем программного планирования по видам продукции, по видам решаемых ВВТ задач, по этапам жизненного цикла ВВТ (разработка, производство, эксплуатация).

Процессы интеграции заключаются в развитии связей между вычлененными и специализированными функциями, элементами, подсистемами. Примеры в СУРЗ ВВТ — интеграция функций управления, семейственный подход к созданию техники на базе интегрированных технологий, согласование циклов технологического развития.

Самоорганизация заключается во внутренней самонастройке, саморегулировании системы, стихийном взаимоприспособлении ее элементов. Примеры — развитие неформальных связей между исполнителями работ в СУРЗ, самонастройка СУРЗ на определенные режимы функционирования, взаимоприспособление методов различных функциональных систем управления.

Каждый из этих процессов постоянно проявляется на всех этапах развития СУРЗ, однако на различных этапах превалируют разные из них. А в принципиальном плане развитие СУРЗ ВВТ при этом можно описать следующей последовательностью стадий развития.

Исходное состояние — стадия I — частная СУРЗ ВВТ с невычлененными внутренними функциями. Характерная особенность стадии — все работы системы выполняются одними и теми же исполнителями (группами исполнителей).

По мере повышения требований к системам, совершенствования методов выполнения работ в системах происходит структурное вычленение их элементов и функций, обеспечивающее повышение их эффективности на основе ускоренного развития. Вычлененные функции, подсистемы, элементы постепенно развиваются, специализируются — стадии II и III. Сначала вычленение и специализация происходят по наиболее важным аспектам, например, в структурно-административном плане. В дальнейшем процессы вычленения и специализации становятся все более многоаспектными. Развивается специализация по частным видам, методам выполнения работ. Процессы интеграции при этом проявляются в основном в форме внешней координации специализированных элементов, осуществляемой с помощью макронастройки — настройки «сверху» от внешних требований, процессы самоорганизации — в форме стихийного взаимоприспособления специализированных элементов. Но основными процессами являются вычленения и специализация.

В конечном итоге специализация ведет к ослаблению связей между элементами, снижению адаптивности системы в условиях стабильных технологий, либо в условиях фактического ограничения «сверху» развития технологий СУРЗ ВВТ может оставаться в данном состоянии неопределенно долго. Но при переходе к плодотворным или изменчивым технологиям либо при осознании органами высшего управления кризисных явлений в развитии ВВТ начинается достаточно интенсивное развитие процессов интеграции (стадия IV). Следует отметить, что в силу процессов самоорганизации и влияния действующих методов СУРЗ ВВТ эти процессы могут идти с весьма разной интенсивностью.

Для этой стадии характерным становится интенсивное многоаспектное развитие интеграционных процессов как на макроуровне, так и на микроуровне — например через интеграцию процедур, информации, методов при выполнении частных работ. Особенностью процессов интеграции на микроуровне при этом является отсутствие их явной внешней координации: большинство из них развиваются как бы сами по себе. В конечном итоге это приводит к возникновению внутренних проти-

воречий в системе, снижению ее эффективности. Возникает необходимость перехода к следующей стадии V развития системы.

Для стадии V характерным является наличие внешней координации, осуществляемой с помощью макронастройки как процессов функционирования системы, так и процессов вычленения, специализации и интеграции ее элементов. На этой стадии на определенном уровне развития процессов специализации и интеграции сложность системы возрастает настолько, что заметно снижается эффективность ее внешней координации на основе использования методов макронастройки. В системе все большую и большую роль начинают играть ее нерефлексность, неоднозначность ее реакции на влияние внешних воздействий, а также процессы самоорганизации, приводящие к переходу системы в относительно устойчивые, но чаще всего далеко не самые эффективные состояния и режимы функционирования. Возникает необходимость осуществления внешней координации системы на основе сочетания методов макро- и микронастройки (настройки с учетом внутренних взаимодействий) с учетом нерефлексной природы системы и особенностей процессов самоорганизации.

Стадия VI — начальная стадия перехода системы к координации процессов ее функционирования и развития на микроуровне. На этой стадии впервые выделяется блок микронастройки системы, первоначально служащий лишь средством дополнительной настройки (поднастройки) системы на основе учета свойств ее нерефлексности и процессов самоорганизации. Структура как блока внешней координации, так и блоков макро- и микронастройки блока внешней координации — однослойная, предполагающая в каждом блоке один слой принятия решений, в рамках которого принимается весь спектр решений, входящих в компетенцию данного блока. Характерная тенденция развития системы на этой стадии — все более заметное проявление свойств нерефлексности и процессов самоорганизации. В конечном итоге эта тенденция ведет к необходимости развития механизма координации в системе и обусловливает переход системы в ходе развития к следующей стадии.

Стадия VII характеризуется наличием развитого механизма координации системы. Блок микронастройки блока внешней координации приобретает все большее и большее значение, становясь равноправным с блоком макронастройки. И

блок внешней координации системы, и блоки его настройки значительно усложняются структурно, приобретая многослойную организацию. Функции слоев распределяются следующим образом: ни^жниы слой (слой выбора) — непосредственное решение текущих задач системы; средний слой — обеспечение параметрической и структурной адаптивности системы, регулирование параметров его статического гомеостаза (обычно этот слой называется слоем самоорганизации); высший слой — обеспечение управления развитием системы, регулирование параметров ее динамической самонастройки (этот слой чаще всего называется слоем саморазвития). Именно такая многослойная организация блока управления необходима для эффективного осуществления управления самоорганизующейся системой.

Современное состояние развития отечественной системы управления развитием и закупками ВВТ — это что-то среднее между стадиями III и IV, ближе к стадии IV. В то же время реальный уровень развития технологического базиса соответствует стадиям VI—VII (для разных видов ВВТ и оборонных технологий). Следует отметить, что принципиальных трудностей при переходе от I до IV и часто до стадии V нет, сам процесс развития на этих стадиях происходит в основном стихийно (хотя иногда и весьма замедленно). Переход от V к VI и далее к стадии VII значительно сложнее, ведь он связан с необходимостью явного учета нерефлексности. Этот переход вследствие своей сложности требует уже целенаправленного управления своей реализацией. Кроме того, необходимыми предпосылками такого перехода являются достаточно высокий уровень изменчивости технологического базиса в данном секторе оборонной промышленности.

Описанные тенденции развития систем управления развитием и закупками ВВТ по самой своей природе имеют вполне объективный характер. Задача совершенствования этих систем на сегодня, как представляется, заключается в том, чтобы используя знание данных тенденций, добиться повышения эффективности систем путем целенаправленной их перестройки.

Особый интерес при этом представляет регулирование проявления в СУРЗ ВВТ процессов интеграции и самоорганизации (процессы специализации регулируются достаточно просто — через регламентацию организационных положений, методик, порядка и правил выполнения работ).

Регулирование процессов интеграции в СУРЗ ВВТ может осуществляться на двух уровнях: собственно интеграции процессов СУРЗ ВВТ — интеграции на микроуровне, и внешней координации — интеграции на макроуровне. Регулирование процессов интеграции на микроуровне должно обеспечиваться разработкой и введением специальных межфункциональных и межвидовых документов. Регулирование процессов интеграции на макроуровне должно обеспечиваться выбором общей стратегии интеграции, общей политики развития и закупок ВВТ.

Процессы самоорганизации происходят по самому своему определению самопроизвольно в соответствии с внутренними стимулами. Задачей внешнего регулирования в их отношении является целенаправленное воздействие на внутренние механизмы самонастройки, обеспечивающее требуемый характер ее реализации. Отличие воздействий, обеспечивающих управление процессами самоорганизации, от воздействий, обеспечивающих управление процессами вычленения, специализации и интеграции, заключается в основном в косвенном стимулирующем характере воздействий, в акценте на использование в основном экономических рычагов и механизмов личной заинтересованности всех участников системы.

Резюмируя результаты проведенного анализа, можно выделить ряд принципиальных требований к формированию эффективных организационно-экономических механизмов распространения ТИДП, военно-гражданской интеграции, внебюджетного финансирования оборонных программ. К их числу можно отнести следующие:

1) кардинальное совершенствование системы управления развитием и закупками ВВТ с ориентацией на принципы многовариантного управления по конечным целям с учетом возможных гражданских областей использования военных технологий и применения гражданских изделий в военных целях, принципы экономического стимулирования и регулирования с помощью комплексного применения механизмов контрактации, ценообразования, внебюджетного финансирования оборонных программ процессов ВГИ, распространения ТИДП, принципы глубокого учета интересов возможных гражданских потребителей военных технологий потенциального двойного применения;

2) широкое использование в формирующихся организационно-экономических механизмах управ-

ления процессами ВГИ, распространения ТИДП принципов стратегического планирования (постоянного анализа, выбора и ориентации стратегий), а также принципов стратегического управления (опережающей «адаптации» организационных форм управления и стимулирования), обеспечивающих повышение общего технологического потенциала оборонного комплекса и страны в целом, возможность оперативной и эффективной реакции на любые возможные неожиданные внешние изменения;

3) дифференциация форм управления в зависимости от уровня развития технологий, степени их изменчивости, потенциальной широты их возможного использования, наличия различных внешних барьеров ВГИ, распространения ТИДП, широкое применение косвенной координации, стимулирования процессов самоорганизации в целях наиболее полного использования возможностей ВГИ, ТИДП, государственная поддержка программ и механизмов ВГИ, распространения ТИДП, проведение целостной политики ВГИ, единой технологической политики для военного и гражданского секторов экономики, обеспечение возможности поэтапного развития процессов ВГИ;

4) ориентация на комплексные интеграционные подходы не только в отношении реализации единой технологической политики, процессов межсекторного распространения технологий, но и в отношении распространения технологий внутри оборонного сектора, комплексного управления жизненным циклом технологий, комплексной увязки различных управляющих воздействий (через системы контрактации, ценообразования, финансирования и стандартизации) на процессы ВГИ, распространения ТИДП, увязки политики ВГИ с политикой международного сотрудничества, закупок и продаж ВВТ;

5) ориентация на развитие механизмов эффективного внебюджетного финансирования оборонных программ за счет распространения, продаж ТИДП, использования различных форм кооперации с гражданским сектором, зарубежными партнерами;

6) развитие методологии, методов экономической и военно-экономической оценки ТИДП, обеспечивающих возможность проведения оперативной идентификации перспективных областей двойного использования изделий и технологий, получения дифференцированных оценок потенциальной эффективности ТИДП в каждой возможной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

области их возможного использования (военных, гражданских), а также обобщенных оценок на всем множестве возможных областей использования;

7) рациональное сочетание макро- и микронастройки процессов распространения ТИДП, военно-гражданской интеграции. Макронастройка должна осуществляться через механизмы государственного регулирования (правовое обеспечение, налоговая, инвестиционная, кредитная и бюджетная политики), через создание межотраслевых и внутриведомственных органов с задачей организации и поддержки процессов ВГИ, распространения двойных технологий и изделий двойного применения. Микронастройка должна обеспечиваться созданием общего стимулирующего климата для распространения ТИДП на всех уровнях и для всех субъектов процессов этого распространения, достаточной децентрализацией механизмов принятия решений по распространению ТИДП.

Одним из центральных вопросов создания действенных организационно-экономических механизмов распространения ТИДП следует признать создание системы комплексного экономического стимулирования и мотивации для всех субъектов процессов этого распространения [6]. На уровне ведомств — заказчиков ВВТ основными принципами построения этой системы, как представляется, должны быть следующие:

• формирование фондов экономического стимулирования с учетом уровня экономической (в том числе военно-экономической) отдачи, перспективности технологий;

• целевой и адресный характер распределения средств из этих фондов между различными субъектами в зависимости от их вклада, степени их влияния на конечную эффективность использования технологий;

• обеспечение возможности участия всех субъектов (в особенности разработчиков) в конечных доходах, прибылях от реализации технологий;

• достаточная и эффективная компенсация затрат разработчиков, связанных с поиском новых решений в области ТИДП (в том числе по прошлым разработкам), использование механизмов дотирования дополнительных затрат разработчиков;

• достаточная ограниченность каналов стимулирования, простота схемы «результат — стимулы — реакция», обеспечивающей повышение действенности стимулирования;

• обеспечение рационального сочетания стимулов как для юридических, так и для физических лиц — субъектов распространения ТИДП;

• стимулирование будущих усилий разработчиков в поиске и реализации ТИДП, создание научно-технических заделов ТИДП через механизмы венчурного финансирования разработок перспективных технологий.

Следует отметить весьма важный момент. В переходе к развитым интегрированным методам управления развитием и закупками ВВТ главные трудности, как показывает опыт крупных реорганизаций фирм на основе концепций стратегического планирования и управления, опыт внедрения и развития системы «планирование — программирование — бюджетирование» и подобных ей систем в других странах, состоят вовсе не в осознании и изучении интеграционных процессов как таковых, а в стихийном сопротивлении любым организационным изменениям в рамках уже сложившихся систем управления.

Это сопротивление может быть индивидуальным, групповым или системным. Индивидуальное и групповое сопротивление проявляются на уровне отдельных лиц и их групп, системные — на уровне системы в целом.

Индивидуальное и групповое сопротивление в своей основе имеет чаще всего следующие причины: несоответствие знаний, культуры исполнителей, структуры исполнения грядущим изменениям; угрозу потери престижа и власти; длительность периода изменений и связанные с этим неудобства; последствия изменений для данных органов и служб; отношение работников и организации.

Системное сопротивление чаще всего возникает тогда, когда текущие и стратегические задачи вступают в конфликт — по ресурсам, по исполнителям, а также в случае организационной некомпетентности ведущих специалистов и лиц, принимающих решения.

Имея в виду все эти возможные сопротивления, при организационной перестройке системы управления развитием ВВТ следует акцентировать внимание прежде всего на их преодолении или ослаблении с самого начала перестройки.

В качестве возможных мер преодоления различных сопротивлений организационным инновациям могут быть использованы, как показывает мировой опыт, следующие:

— образование специальных органов по подготовке реорганизации системы с достаточными полномочиями;

— разработка специальных планов и программ изменения с учетом анализа возможных сопротивлений нововведениям;

— создание системы стимулов для перестройки работы;

— подключение к принятию решений всех, кто должен принимать участие в осуществлении преобразований;

— реализация образовательных и тренировочных программ;

— выбор оптимальной последовательности преобразований, гарантирующей минимизацию уровня сопротивления.

Предложения по развитию механизма передачи технологий и изделий двойного применения в гражданский сектор. В целях обеспечения создания эффективного механизма передачи технологий двойного применения в гражданский сектор и подготовки дальнейших мероприятий по углублению и развитию процессов военно-гражданской интеграции представляется целесообразным создание в рамках Министерства обороны РФ Управления военно-гражданской интеграции (УВГИ), а также создание подчиненного этому управлению информационно-аналитического центра Минобороны России по проблемам военно-гражданской интеграции (ИАЦ ВГИ).

Основными направлениями деятельности УВГИ должны являться:

• разработка и представление высшему руководству Минобороны России и государства предложений по текущей и перспективной стратегии и политике военно-гражданской интеграции, по разработке и распространению ТИДП;

• координация, стимулирование и организационное обеспечение работ гензаказчиков оборонной продукции в части выявления, оценки и распространения ТИДП (в том числе из военного в гражданский сектор, из гражданского сектора в военный, внутри военного сектора);

• координация и регулирование взаимоотношений гензаказчиков оборонной продукции с исполнителями оборонных заказов, с субъектами гражданского сектора экономики в части разработки и распространения ТИДП;

• экспертиза предложений гензаказчиков по распространению ТИДП на предмет необхо-

димых и целесообразных ограничений в распространении, в проведении информационной и рекламной политики в связи с возможными угрозами оборонной и политической безопасности государства;

• осуществление единой согласованной с органами государственного управления научно-технической и экономической политики в части стимулирования и обеспечения процессов распространения двойных технологий и изделий двойного применения, развития военно-гражданской интеграции;

• общее нормативно-методическое и информационное обеспечение передачи технологий заказчиками, обеспечение совместных исследований и проработок научно-исследовательских институтов Минобороны России с гражданскими организациями по тематике и проблемам, имеющим крупное народнохозяйственное значение;

• общее информационное и методическое обеспечение работ в Минобороны России по военно-гражданской интеграции и распространению ТИДД;

• непосредственное проведение экспертиз отдельных технологий в целях установления рационального уровня ограничений в их распространении;

• анализ практики, системы распространения ТИДП и процессов военно-гражданской интеграции, подготовка предложений по повышению их эффективности.

Передача технологий в гражданский сектор экономики должна осуществляться по следующей схеме. Гензаказчик оборонной научно-технической продукции в ходе подготовки и выполнения контракта выявляет и оценивает научно-технические достижения, имеющие потенциальное двойное применение, обеспечивает первичное информационное обеспечение ИАЦ ВГИ и УВГИ Минобороны России данными о предлагаемых и созданных технологиях и изделиях двойного применения. Он может осуществлять самостоятельную маркетинговую оценку технологий и изделий (специально созданной службой), поиск возможных потребителей, заключение контрактов на их продажу и распространение. На них также (в соответствии с условиями контрактов на создание научно-технической продукции) может быть возложено оформление и поддержание патентов, лицензий, выплата авторских вознаграждений.

При необходимости ввиду отсутствия опыта и необходимых связей гензаказчики могут передать часть своих прав по распространению технологий Управлению военно-гражданской интеграции Минобороны России.

Дополнительной частной задачей гензаказчи-ков является стимулирование и координация работ исполнителей оборонных заказов в части разработки и представления данных о потенциальных технологиях и изделиях двойного применения, патентования и лицензирования научно-технических достижений в этой области [8].

Информационно-аналитический центр при УВГИ Минобороны России на основе данных, поступающих от гензаказчиков, осуществляет экспертизу, оценку научно-технических достижений с оценкой ожидаемого ущерба и положительного эффекта от их распространения, разрабатывает рекомендации гензаказчикам и УВГИ Минобороны России по их распространению, формирует и поддерживает банк данных Минобороны России о ТИДП, формирует общую оценку эффективности их распространения и развития процессов военно-гражданской интеграции, разрабатывает рекомендации по решению этих проблем.

Управление военно-гражданской интеграции Минобороны России осуществляет координацию, нормативно-методическое обеспечение деятельности гензаказчиков оборонной продукции в части разработки и распространения ТИДП, готовит и представляет проекты решений по распространению конкретных технологий и изделий (на основании оценок гензаказчиков и данных экспертизы ИАЦ ВГИ) для руководства Минобороны РФ, осуществляет при необходимости (по заявкам гензаказчиков) функции по коммерческому распространению ТИДП.

Средства от коммерческого распространения ТИДП за пределы оборонной сферы должны использоваться по следующим целевым направлениям:

— для непосредственного дополнительного внебюджетного финансирования оборонных заказов (не менее 50—60 % всех средств; большая часть (80—90 %) этих средств должна поступать соответствующему гензаказчику, обеспечившему выявление и коммерческое распространение продукции, меньшая часть — другим гензаказчикам, имеющим меньший потенциал по двойным технологиям);

— для финансирования «инерционных» постоянных затрат по распространению технологий

и изделий двойного применения, связанных с поддержанием патентов, выплатой авторских вознаграждений и др.;

— для финансирования содержания УВГИ и ИАЦ ВГИ Минобороны России, ведения банков данных о ТИДП;

— для стимулирования исполнителей, участвующих в работах по распространению ТИДП, в том числе от предприятий промышленности, гензаказ-чиков, ИАЦ ВГИ УВГИ Минобороны России;

— для финансирования текущего сопровождения технологий и изделий двойного применения, еще не дошедших до стадии реализации (на их экспертизу и доводку);

— для финансирования инициативных работ по созданию ТИДП, формированию и реализации программ развития военно-гражданской интеграции, конверсии, демонополизации и диверсификации производства в оборонно-промышленном комплексе;

— для финансирования, поддержки социальных программ оборонного комплекса.

На этапе подготовки контракта основной центр тяжести ложится на гензаказчика оборонной продукции, в функции которого входят выявление, анализ научно-технической продукции, ожидаемой в результате выполнения контракта, согласование с исполнителем оборонного заказа контрактных условий по информационному обеспечению данными о ТИДП, по их дальнейшему использованию, по реализации прав собственности, по финансированию работ, связанных с ТИДП, в том числе совместному с гражданскими заказчиками (при их наличии). На основе данных анализа ген-заказчика и дополнительной экспертизы данных об оборонном заказе, об условиях контракта, проводимой ИАЦ ВГИ, управление ВГИ должно представлять руководству проект решения об условиях финансирования данного оборонного заказа в связи с перспективами разработки и использования ТИДП (включая условия возможного сокращения финансирования из госбюджета при дополнительном финансировании работ самим исполнителем (гражданским заказчиком), условия дополнительного финансирования работ из специального фонда, формируемого за счет коммерческого распространения ТИДП).

На этапе выполнения контракта гензаказчиком осуществляется текущий анализ потенциальных ТИДП, выявляемых в ходе выполнения работ по

контракту (самостоятельно или с помощью ИАЦ), принимается решение о необходимости выделения дополнительных средств на доработку ТИДП, об их патентовании, лицензировании. Решение о выделении этих средств принимается УВГИ на основе анализа, проведенного ИАЦ. Работы по патентованию, лицензированию могут в зависимости от условий контракта производиться силами как гензаказчика, так и исполнителя заказа (с соответствующими условиями финансирования).

На этапе анализа результатов выполнения контракта гензаказчиком проводится уточненная экономическая и маркетинговая оценка перспектив распространения ТИДП, включая оценку данных о возможных ущербах для государства, Минобороны России в результате распространения данной технологии. Результаты этой оценки представляются через ИАЦ в УВГИ, которое на основании дополнительной экспертизы ИАЦ готовит проект решения об условиях распространения технологии.

На этапе принятия решений о субъектах распространения, продажи ТИДП гензаказчиком на основании условий контракта и с учетом собственных возможностей принимается (уточняется) решение о том, кто конкретно должен заниматься распространением и продажей технологий. Возможным решением при этом могут быть распространение (продажа) собственными силами, исполнителями оборонного заказа, третьей стороной (посредниками), а также передача прав на организацию распространения, продажи управлению ВГИ.

На этапе подготовки к коммерческой реализации ТИДП в случае организации распространения, передачи ТИДП силами субъектов Минобороны России гензаказчиком (субъектом распространения ТИДП) анализируется необходимость и принимается решение о доработках научно-технической продукции (ТИДП) до уровня коммерческой реализуемости, представляется заявка в УВГИ о выделении средств из специального фонда ТИДП на финансирование этих доработок, осуществляется детальный экономический и маркетинговый анализ ТИДП, выбор покупателей, потребителей ТИДП (в том числе через прямую продажу, аукционы и др.), заключаются контракты на продажу ТИДП.

По факту поступления средств от реализации ТИДП в специальный фонд гензаказчика в УВГИ готовятся решения о конкретных условиях распределения этих средств. Представляется, что большая часть этих средств должна распределяться в чисто

автоматическом режиме, а меньшая — по специальному решению руководства.

Список литературы

1. Есиповский И. Э. Проблемы распространения и коммерциализации технологий двойного применения в современных условиях. М.: Петровский двор, 1998.

2. Кравчук П. В., Хрусталёв Е. Ю. Методология оценки эффективности распространения технологий и изделий двойного применения // Вооружение. Политика. Конверсия. 2008. № 2.

3. Рассадин В. Н. Технология двойного назначения // Актуальные проблемы оборонно-промышленного комплекса России: сб. научных трудов. М.: ЭПИКОН, 2002.

4. Рассадин В. Н., Санчес-Андрес А. Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования // Проблемы прогнозирования. 2001. № 6.

5. Рассадин В. Н., Хрусталёв Е. Ю. Роль технологий и изделий двойного применения в развитии экономики страны и ее оборонного потенциала // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 28.

6. Хрусталёв Е. Ю. Организационно-экономические механизмы распространения технологий

двойного применения // Экономика и математические методы. 2007. Т. 43. № 4.

7. Хрусталёв Е.Ю. О технологиях и изделиях двойного применения // Государственно-частное партнерство в инновационных системах: сб. научных трудов. М.: ИЭ РАН, 2008.

8. Хрусталёв Е. Ю. Интеллектуальный потенциал и капитал российского оборонно-промышленного комплекса: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 1.

9. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Финансово-промышленные группы: методология и модели формирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 43.

10. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45.

11. Хрусталёв О. Е. Формирование интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 1.

12. Хрусталёв О. Е. Анализ опыта распространения технологий двойного применения в отечественной и зарубежной практике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 36.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.