Научная статья на тему 'Роль технологий и изделий двойного применения в развитии экономики страны и ее оборонного потенциала'

Роль технологий и изделий двойного применения в развитии экономики страны и ее оборонного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ВОЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ И ИЗДЕЛИЯ ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е. Ю., Рассадин В. Н.

В условиях инновационного экономического развития становится необходимым более активное использование результатов научно-исследовательской и интеллектуальной деятельности, осуществляемой на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в интересах гражданской экономики. В статье исследованы проблемы в организации распространения продукции двойного применения, намечены направления и методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хрусталёв Е. Ю., Рассадин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль технологий и изделий двойного применения в развитии экономики страны и ее оборонного потенциала»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

34 (175) - 2012

УДК 334.723

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ИЗДЕЛИЙ ДВОЙНОГО ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И ЕЕ ОБОРОННОГО ПОТЕНЦИАЛА*

Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru.

Центральный экономико-математический институт РАН

В. Н. РАССАДИН, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: vn_rassadin@mail. ru.

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

В условиях инновационного экономического развития становится необходимым более активное использование результатов научно-исследовательской и интеллектуальной деятельности, осуществляемой на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в интересах гражданской экономики. В статье исследованы проблемы в организации распространения продукции двойного применения, намечены направления и методы их решения.

Ключевые слова: оборонная промышленность, вооружение и военная техника, военно-гражданская интеграция, технологии и изделия двойного применения, государственно-частное партнерство, безопасность.

Введение. Новые условия функционирования и развития экономики - кризис, конверсия, переход к рыночным отношениям - выдвигают новые проблемы, предъявляют новые требования к методам, формам, содержанию экономической и научно-технической политики в оборонном комплексе [2, 4, 7]. Одной из таких проблем является развитие

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 10-06-00608-а).

2 -

и распространение технологии и изделии двойного применения (ТИДП) [1, 3, 5].

Прежде всего следует остановиться на понятии «технология». В традиционном понимании, сложившемся в отечественной практике, это понятие связывается чаще всего с промышленным производством. Технология - совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных сферах промышленности, в строительстве и других видах деятельности, а также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологиями (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются составной частью производственного процесса.

За рубежом термин «технология» (англ. -technology) используется обычно в значительно более широком смысле. Фактически он отражает универсальное понятие, обозначающее сферу деятельности человека, связанную с преобразованием результатов научных исследований в общественно

полезную продукцию, а также совокупность знаний, обслуживающих эту деятельность и соответствующую ей технику. Расширенное понимание термина «технология», характеризующееся стремлением включить в себя все методы, инструменты, процедуры и знания в целях удовлетворения человеческих потребностей, в последние десятилетия стало характерным практически для всех зарубежных промышленно развитых стран.

В большинстве современных видов деятельности (особенно это относится к так называемым секторам «высокой технологии», являющимся символом нового этапа научно-технической революции, который наступил в развитых западных странах на рубеже 1970-х и 1980-х гг.) технологическая компонента является ведущей, она определяет развитие соответствующих технических средств производства. Причем в химической технологии или биотехнологии технологическая компонента включает в себя и соответствующую технику.

Следует также отметить постоянно расширяющееся и изменяющееся смысловое содержание понятия «производство». Если первоначально оно связывалось исключительно с процессами производства промышленной продукции, то сегодня оно уже достаточно широко употребляется по отношению к процессам использования механизмов и машин, средств и систем, а также специальных приемов, методик и программного обеспечения ЭВМ для управления, добычи, хранения, транспортировки и переработки вещества, энергии и информации не только в целях производства, но и для удовлетворения других насущных непроизводственных потребностей общества.

На основе всех этих соображений вполне можно согласиться со следующим определением понятия «технология».

Технология - это научные и технические знания (включаяметоды, способы и формы использования знаний), которые могут быть применены при разработке, производстве и эксплуатации как новой, так и усовершенствованной техники, в том числе оружия и военной техники [8, 9, 11].

Из данного определения вытекают два важных следствия:

1) технология есть особая форма, переходная от результатов фундаментальных и прикладных естественнонаучных исследований (представленных открытиями, изобретениями, научными статьями) к техническому знанию (осущест-

вленному в проектах, технической документации, образцах техники). И в этом смысле она является объективным продуктом труда, в котором реализованы результаты научных исследований и который, в свою очередь, может быть реализован в различных технических системах;

2) завершенная в разработке и готовая к реализации технология предполагает многоцелевое использование. Это означает, что она может быть реализована в технических системах, отличных по своему назначению, принципу действия, времени создания. Также она может быть передана (продана) для реализации в другую сферу деятельности из той, для которой она первоначально предназначалась - из военного в гражданский сектор (и наоборот). Наконец, ее реализация в силу каких-либо причин может быть отложена или не состояться вообще. На практике в соответствии с данным определением термин «технология» может употребляться по отношению к различным понятиям, различающимся ступенями общности и уровнями обобщения (агрегирования) по различным признакам.

Технологические уровни современной экономики. Важная особенность современного этапа развития общества - ускорение научно-технического прогресса - проявляется в сокращении сроков преобразования научных достижений в технологии и далее в технические устройства (сокращение сроков прохождения этапов жизненного цикла новых технологий), а также в резком увеличении интенсивности появления новых технологий. Описанию особенностей формирования, внедрения, освоения, распространения новых технологий посвящено огромное количество публикаций как в нашей стране, так и за рубежом. Все эти работы пронизывает одна из важных идей о том, что соотношение существующих на данном отрезке мирового развития и реально освоенных в производстве новых технологий определяет технологический уровень (а значит, и качественный уровень) техники, отдельных секторов экономики и конкретных государств в целом.

За рубежом принято выделять приоритетные сектора, базирующиеся преимущественно на новых технологиях. Объем промышленной продукции, произведенный в этих секторах (англ. - Hiqh Technology Production), ее качественный уровень по сравнению с наивысшим мировым, удельный вес высокотехнологичной продукции в общем объеме национального

производства, наконец, возможности государства по разработке и внедрению новых технологий в значительной степени определяют показатели экономического, политического и военного могущества государств в настоящее время. Влияние перечисленных факторов на военный и экономический потенциалы стран стало исключительно сильным и определяющим уже на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

В США, например, принято различать четыре класса новых технологий по их возможному использованию в военных целях:

1) технологии чисто военной ориентации;

2) технологии двойного использования, имеющие

преимущественно военное значение;

3) технологии двойного использования, имеющие

преимущественно гражданское значение;

4) технологии исключительно гражданской ориентации.

Отметим, что строгих границ между этими четырьмя классами нет. Определяющим критерием отнесения технологии к тому или иному классу американцы считают объем производства и продажи товаров (в стоимостном выражении), производимых с использованием какой-либо технологии. Минобороны США в основном финансирует (и стимулирует другими способами) разработки новых технологий первых двух классов, хотя нормальной практикой считается, когда технология, разрабатывавшаяся, например, как чисто военная, находит в последующем широкое гражданское применение.

Исторически направление перекачки технологий было преимущественно из военного в гражданский сектор, однако в последние годы число первоначально ориентированных на гражданские нужды технологий, находящих широкое применение в военной технике, существенно возросло.

В бывшем СССР научно-технический прогресс в первую очередь касался оборонных отраслей промышленности, что было связано с неравномерностью развития социально-экономической сферы. Недостаточно уделявшееся внимание технологическому развитию отраслей гражданской сферы (особенно перерабатывающей отрасли, легкой промышленности, сельского хозяйства и медицины) вызвало нарастающее отставание от передовых зарубежных стран, что сказалось на всей экономике в целом. Технологическое отставание отраслей промышленности гражданской сферы экономики становилось преградой техническому прогрессу и в оборонных отраслях промышленности, в частнос-

ти, в сфере микроэлектроники и вычислительной техники, имитационного моделирования, искусственного интеллекта и биотехнологии, составляющих основу современной научно-технологической базы. Это существенным образом повлияло и на совершенствование вооружения и военной техники (ВВТ). Экономика и безопасность государства все более становились зависимыми от развитых стран, а научно-технические разработки в стране все в большей мере ориентировались на копирование зарубежных разработок и заимствование отдельных технологий.

Механизмы технологического развития. В сложившейся ситуации необходим поиск эффективных и реалистических путей решения создавшихся проблем технологического отставания промышленности страны, производства конкурентоспособной продукции и обеспечения обороноспособности страны в новых условиях и на современном уровне.

Представляется, что в ряду наиболее эффективных мер, которые позволят вывести нашу промышленность из научно-технологического тупика, на одном из первых мест стоит широкое распространение в сферу гражданского производства технологий двойного применения, разработанных в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) в рамках государственного оборонного заказа [6, 10]. Потенциальные возможности использования двойных технологий весьма высоки: по оценкам специалистов, доля перспективных для использования в гражданском секторе экономики двойных технологий составляет по программе создания научно-технического задела ВВТ примерно 55 %, а по программам разработки и поставок ВВТ - примерно 30 %. Реализация такого подхода может позволить провести модернизацию производственно-технической и научной базы в ведущих секторах промышленности, создать экспортно ориентированное производство в машиностроении на базе ведущих предприятий ОПК, обеспечить развитие станкостроительного производства, приборостроения, электроники и электротехники, создать импортозаменяющее производство в легкой промышленности, обеспечить внедрение энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий в топливно-энергетическом, химико-лесном и металлургическом комплексах, а также в сельскохозяйственном производстве и на транспорте.

Коммерческое использование технологий двойного применения может обеспечить развитие научно-технической и производственной базы

предприятий ОПК и реализацию государственного оборонного заказа для переоснащения Вооруженных сил РФ в соответствии с новой оборонной доктриной.

Следует также отметить значительный положительный эффект от возможного коммерческого использования изделий двойного применения, произведенных в рамках оборонного заказа. К числу подобных изделий могут быть отнесены автомобили военного назначения, военно-транспортные самолеты, вертолеты, оптические приборы, вычислительная техника и пр.

В части реализации оборонных программ и развития ОПК решение задач распространения технологий и изделий двойного применения, их коммерческого использования с позиции Минобороны России и других заказчиков оборонной продукции фактически означает существенное развитие методов внебюджетного финансирования оборонных программ и косвенную конверсию оборонного комплекса, ведь заданный уровень обороноспособности может обеспечиваться за счет меньшего отвлечения средств государственного бюджета.

Одним из ключевых вопросов в проблеме двойных технологий можно считать создание действенных организационно-экономических механизмов их распространения, учитывающих в должной мере достижения, недостатки и трудности отечественной и мировой практики в этой области.

Проблемы в оценке и организации распространения технологий двойного применения. Наиболее перспективным в настоящее время для России можно считать направление с акцентом на достижение сокращения оборонных расходов и повышение производительности общественного труда в стране в целом за счет развития процессов военно-гражданской интеграции (ВГИ) и распространения двойных технологий в гражданский сектор. Это обусловлено более высоким научно-техническим уровнем оборонной сферы по сравнению с другими секторами экономики, возможностью более быстрого получения отдачи для народного хозяйства в целом. Имеющийся научно-технический, технологический потенциал оборонного комплекса может быть использован при этом, во-первых, как средство ускорения технологического и научно-технического потенциала народного хозяйства, повышения качества, увеличения выпуска и сокращения относительных издержек при производстве «гражданской» продукции, и, во-вторых, в целях привлечения

сторонних инвесторов для внебюджетного финансирования оборонных целей.

Таким образом, одновременно будет достигнуто относительное сокращение оборонных затрат при сохранении или даже развитии оборонного потенциала, повышении уровня оборонной и экономической безопасности страны.

Реализация концепции ВГИ, как показывает мировой опыт, должна предусматривать выполнение следующих необходимых условий:

• ликвидации или существенного ослабления различных барьеров между военным и «гражданским» секторами экономики;

• проведения единой целенаправленной технологической политики в оборонном и «гражданском» секторах экономики;

• создания стимулирующего инвестиционного климата во всех секторах экономики для введения инноваций, сокращения издержек, повышения качества продукции;

• создания организационной, правовой и финансово-экономической системы по обеспечению широкого распространения, продаж в «гражданском» и военном секторах экономики технологий и изделий двойного применения;

• совершенствования методов и организационных форм управления развитием и закупками ВВТ на принципах интенсификации, обеспечивающего достижение максимальной военной отдачи от ВВТ на каждую единицу вложенных средств в развитие и закупки ВВТ;

• создания в сфере руководства обороной промышленностью организационных структур по обеспечению привлечения косвенных внебюджетных источников финансирования, сокращения издержек по оборонным программам за счет распространения технологий и изделий двойного применения.

Основными предпосылками для реализации концепции ВГИ можно считать наличие серьезного «двойного» научно-технического и технологического потенциала отечественного оборонного сектора [12, 13], наличие достаточно широкого опыта распространения двойных технологий и развития процессов военно-гражданской интеграции в мировой практике, наличие интенсивно развивающейся теории ВГИ.

Реализация концепции ВГИ, переход к использованию методов внебюджетного финансирования оборонных программ НИОКР за счет распростра-

нения технологий и изделий двойного применения с экономической точки зрения означают существенное изменение позиции заказчиков оборонной продукции, и прежде всего Минобороны России, в отношениях как с военным, так и с гражданским секторами промышленности.

В действовавшей многие десятилетия административной системе управления, построенной по принципам централизации и специализации, функции Минобороны России в финансово-экономическом плане фактически заключались лишь в калькуляционном обосновании своих будущих затрат на конкретные цели и далее в экономном расходовании выделяемых из государственного бюджета ассигнований по строго заданному назначению. Сами цели представляли собой некоторые одномерные величины, жестко привязанные к заданным ресурсам, технологиям и определяемые в терминах некоторого «точного» результата (создать к заданному сроку образец с заданными тактико-техническими характеристиками и др.). Условия реализации этих целей, особенности функционирования механизма управления и финансирования фактически не предполагали необходимости предоставления какой-либо свободы принятия решений ни субъектам промышленности, ни заказчикам. Связи между Минобороны России и промышленностью осуществлялись либо по заданным целям, либо по вертикальным каналам через центр. Экономические отношения и горизонтальные связи между субъектами Минобороны России и промышленности играли крайне незначительную роль (цели и ассигнования на них были четко определены, главным являлось выполнение). Экономическая оценка со стороны Минобороны России заключалась лишь в проверке обоснованности назначаемых цен и фактических затрат методом «от достигнутого» по критерию минимума необходимых издержек при заданных целях.

Реализация тенденций военно-гражданской интеграции, постановка задач распространения двойных технологий, перехода к методам смешанного (бюджетного и внебюджетного) финансирования оборонных программ заметно изменяет ситуацию. С позиции Минобороны России возникает необходимость функционирования в условиях значительного развития горизонтальных связей с промышленностью, причем не только и не столько с военным, сколько с ее гражданским сектором. Возникает необходимость перехода от развития исполнительных структур по принципу специа-

лизации к их развитию по принципу интеграции. Цели становятся многомерными, не привязанными заранее к жестко заданным ресурсам (например создать технологию, которая должна обеспечивать достижение определенных военных целей и одновременно возможность достижения некоторых заранее неизвестных, прогнозируемых со значительной неопределенностью целей в гражданских секторах экономики).

Возникает необходимость предоставления существенной свободы принятия решений субъектам Минобороны России, вступающим в равноправные отношения с независимыми экономическими субъектами промышленности (через кооперационные, лицензионные и лизинговые соглашения). Минобороны России в этих условиях становится во многом субъектом принятия самостоятельных решений, продавцом и покупателем на рынке технологий и изделий двойного применения.

Резко возрастает роль и требования к применяемым субъектами Минобороны России методам экономической оценки принимаемых в отношении промышленности решений. Возникает необходимость оценки этих решений не только и не столько через оценку величины необходимых издержек (пусть даже более развитыми методами, чем «от достигнутого»), сколько через оценку, прогнозирование выгоды этих решений как для себя, так и для независимых экономических субъектов промышленности. Но таких методов в системе военного ведомства фактически нет. Их надо создавать.

В деле создания этих методов существуют большие трудности. Эти трудности связаны с новизной проблем экономической оценки объектов двойного военно-гражданского применения для отечественной практики, с новизной самих объектов оценки (технологий), существенно в некоторых отношениях отличающихся от традиционных (промышленная продукция, НИОКР). Существует достаточно развитая теория, методы и опыт экономической оценки в отечественной практике, но они далеко не всегда соответствуют новой ситуации. Во-первых, они во многом были ориентированы на действовавшую многие десятилетия систему административно-командных отношений. Это проявлялось, в частности, в применении единых административно устанавливаемых норм эффективности, дисконтирования в обязательном директивном статусе используемых документов, едином порядке и условиях их применения как для заказчика, так и исполнителей (при

этом фактически не предполагается возможность какой-либо разницы в их интересах).

Во-вторых, методы экономической оценки разрабатывались и использовались в основном применительно только к капиталовложениям, к готовой промышленной продукции, к НИОКР. Технологий (в современном понимании этого термина) как специфических объектов оценки фактически не предполагалось (точнее, их оценка осуществлялась время от времени только на макроуровне).

Имеется значительно более развитый зарубежный опыт, но он во многом фрагментарен, противоречив, характеризуется наличием достаточно разных подходов.

С позиции современной ситуации добавляет трудностей недостаточное развитие отечественного рынка, отсутствие эффективных и проверенных форм контрактно-договорных, лицензионных и других отношений в экономике.

Заключение. В свете описанных обстоятельств и стоящих задач перехода к формам внебюджетного финансирования оборонных программ, НИОКР за счет технологий и изделий двойного применения весьма актуальным представляется создание адекватных современной ситуации методов экономической оценки этих технологий и изделий.

Эти методы должны учитывать достижения отечественного и мирового опыта в области экономической оценки технологий и изделий двойного применения, новую ситуацию в экономике в целом и в оборонно-промышленном комплексе в частности (например переход к рынку, новым отношениям Минобороны России и промышленности, новые отношения с зарубежными партнерами), ориентироваться на применение развитых систем автоматизации анализа и расчета. Также указанные методы должны обеспечивать сравнимость экономических оценок технологий и изделий в военном и гражданском секторах, возможность получения обобщенных оценок эффективности ТИДП с учетом всех сфер их использования, единство и сопоставимость экономических оценок на разных этапах жизненного цикла изделий и технологий. Наконец, эти методы должны обеспечивать возможность анализа эффективности технологий как специфического объекта, отличного от изделий, обеспечивать возможность использования результатов оценки в системе контрактно-договорных отношений Минобороны России с промышленностью, возможность глубокой коммерческой оценки технологий и изделий

двойного применения с точки зрения различных интересов военного ведомства и субъектов промышленности.

В части организации распространения ТИДП следует отметить помимо относительно слабой на сегодня инновационной активности гражданского сектора неприспособленность организационных структур и методов управления развитием и закупками ВВТ. Дело в том, что эти организационные структуры и методы сложились в условиях доминирования тенденций узковидовой специализации, административных внеэкономических взаимоотношений с промышленностью, замкнутости оборонного сектора, доминирования методов планирования «от достигнутого», финансирования оборонных заказов только по линии государственного бюджета, на решения задач коммерческого распространения ТИДП, на кооперацию разработок с гражданским сектором, на развитие процессов военно-гражданской и внутриведомственной интеграции. Следует отметить также отсутствие на сегодня целостной адекватной политики государства в части стимулирования распространения двойных технологий, развития процессов военно-гражданской интеграции.

В настоящее время, по большому счету, отсутствует система эффективной экономической мотивации процессов ВГИ, распространения ТИДП для большинства субъектов этих процессов, в том числе для заказчиков, разработчиков и производителей оборонной продукции. В результате развитие этих интеграционных процессов и распространение ТИДП происходят фактически стихийно, локализуясь на уровне предприятий и отдельных изделий, причем приносимый эффект от деятельности совершенно несоизмерим с потенциальным.

Отметим, что главная трудность здесь заключается не просто в улучшении существующих механизмов. Требуется глубокое кардинальное реформирование с учетом новых внешних условий, требований, с учетом новых тенденций развития вооруженных сил, военно-промышленного и «гражданского» секторов экономики.

Одной из первоочередных задач в этой связи представляется создание действенных организационно-экономических механизмов распространения ТИДП и обеспечения за счет этого повышения эффективности общественного производства, относительного сокращения оборонных расходов, развития методов и форм внебюджетного финансирования оборонных программ за счет ТИДП.

Задача создания таких механизмов имеет много аспектов - технических, методических, правовых, экономических, финансовых, организационных, управленческих, может рассматриваться в различной перспективе - долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной, может оцениваться с позиций различных субъектов - государства в целом, органов управления Минобороны России в целом, частных видовых заказчиков ВВТ, частных субъектов оборонного и гражданского секторов экономики, с точки зрения различных процессов - процессов ВГИ в целом, процессов диффузии ТИДП из военного в гражданский сектор и, наоборот, процессов военно-гражданской диверсификации производства на базе ТИДП.

Представляется целесообразным акцент в решении задачи оптимизации ВГИ сделать на следующих факторах:

1) тщательный учет финансово-экономических аспектов адекватной оценки ТИДП с позиций заказчиков оборонной продукции в плане перспектив их распространения (в том числе продажи, покупки, кооперации НИОКР и др.) и возможной отдачи от этого для обеспечения внебюджетного финансирования оборонных заказов;

2) создание организационно-экономических механизмов обеспечения распространения ТИДП в рамках Минобороны России;

3) создание государственного венчурного фонда;

4) эффективное использование различных форм партнерства, в частности - государственно-частного партнерства (аренда, договоры о разделе продукции, концессии и др.).

Список литературы

1. Бандурин В. В., Есиповский И. Э., Зубов Д. Л. Концептуальные основы организации работ по внедрению технологий двойного применения в условиях рынка. М.: Воениздат, 1996.

2. БратухинА.Г., КуличковЕ.Н., КалачановВ. Д. Конверсия авиакосмического комплекса России. М.: Машиностроение, 1994.

3. Есиповский И. Э. Проблемы распространения и коммерциализации технологий двойного применения в современных условиях. М.: Петровский двор, 1998.

4. Есиповский И. Э. Применение высоких технологий в качестве инновационного ресурса для подъема оборонно-промышленного комплекса России. М.: Наука и экономика, 1998.

5. Ивахненко А. С. Развитие технологий двойного применения в условиях конверсии оборонно-промышленного комплекса России. М.: РАГС, 2003.

6. Кравчук П. В., Хрусталёв Е. Ю. Методология оценки эффективности распространения технологий и изделий двойного применения // Вооружение. Политика. Конверсия. 2008. № 2.

7. Рассадин В. Н. Оборонно-промышленный комплекс. Генезис. Конверсия. М.: МАКС Пресс, 2002.

8. Рассадин В. Н. Технология двойного назначения // Актуальные проблемы оборонно-промышленного комплекса России: сб. науч. трудов. М.: ЭПИКОН, 2002.

9. Рассадин В. Н., Санчес-Андрес А. Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования // Проблемы прогнозирования. 2001. № 6.

10. Хрусталёв Е. Ю. Организационно-экономические механизмы распространения технологий двойного применения // Экономика и математические методы. 2007. Т. 43. № 4.

11. Хрусталёв Е. Ю. О технологиях и изделиях двойного применения // Государственно-частное партнерство в инновационных системах: сб. науч. трудов. М.: ИЭ РАН, 2008.

12. Хрусталёв Е. Ю. Интеллектуальный потенциал и капитал российского оборонно-промышленного комплекса: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 1.

13. Хрусталёв Е. Ю. Семантическое моделирование как метод производства, систематизации и использования знаний об оборонном потенциале государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 9.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.