Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОТРАСЛЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмуратов Бахтияр Сейтмуратович, Юсупова Жамила Караматдиновна

В статье рассматривается основные направления инновационного развития промышленности, структурная модель и элементы управления организационно-экономического механизма промышленного комплекса. А также изучены методы и механизмы управления промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калмуратов Бахтияр Сейтмуратович, Юсупова Жамила Караматдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE INDUSTRIAL COMPLEX

The article discusses the main directions of innovative development of industry, the structural model and control elements of the organizational and economic mechanism of the industrial complex. And also studied the methods and mechanisms of industry management.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

УДК 658.51:656.025.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/35

JEL classification: L52; L80

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

©Калмуратов Б. С., ORCID: 0000-0001-8968-1946, Ph.D., Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, г. Нукус, Узбекистан, kalmuratovb@mail.ru

©Юсупова Ж. К., Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, г. Нукус, Узбекистан, jam.yusupova@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE INDUSTRIAL COMPLEX

©Kalmuratov B., ORCID: 0000-0001-8968-1946, Ph.D. Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Uzbekistan, kalmuratovb@mail.ru ©Yusupova J., Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Uzbekistan, jami0405yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается основные направления инновационного развития промышленности, структурная модель и элементы управления организационно-экономического механизма промышленного комплекса. А также изучены методы и механизмы управления промышленности.

Abstract. The article discusses the main directions of innovative development of industry, the structural model and control elements of the organizational and economic mechanism of the industrial complex. And also studied the methods and mechanisms of industry management.

Ключевые слова: промышленный отрасль, инновационное развитие, модели и методы управления, механизм управления промышленности.

Keywords: Industrial branch, innovative development, models and methods of management, industry management mechanism.

Раскрытие дефиниции «организационно-экономический механизм рационализации и гармонизации, повышения эффективности функционирования системы управления развитием инновационной среды» и обоснование возможности использования ее как комплексного научно-инновационного и организационно-экономического инструментария, направленного на приведение в соответствие инновационной среды организации, отрасли, региона с имеющимся ресурсным, научно-инновационным, конкурентным потенциалами в условиях инновационных и экономических изменений состояния макро-, микросред, позволяет субъектам управления как внешней (распорядительные и координирующие государственные органы), так и внутренней инновационной среды, выступающих институциональными составляющими системы управления, предпринимать комплексные организационно-экономические и финансово-инвестиционные меры, реализовывать функции управления, методы, стратегии для устранения происходящих отклонений от планируемых инновационных, организационных и экономических показателей текущей деятельности и долгосрочного развития инновационной среды объектов управления.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

Сущностная значимость и роль формируемого механизма рационализации, повышения эффективности использования системы управления развитием объектов инновационной среды, на наш взгляд, заключается в том, что его применение субъектами управления внешней и внутренней инновационной средой обладает эффектом синергии в процессе обеспечения интеграционного единства от объединения технологических, ресурсных, институциональных элементов системы управления инновационной средой и организационно-экономического механизма его рационализации (совершенствования, повышения эффективности функционирования) [5].

Эффективное управление развитием промышленного комплекса региона невозможно без построения соответствующего организационно-экономического механизма. Анализ литературных источников [2, 4, 7] показал, что в настоящее время нет единого мнения среди специалистов относительно содержания понятия организационно-экономического механизма. В словаре иностранных слов понятие «механизм» определено следующим образом: «система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности» [4].

В современном экономическом словаре «механизм» - это «последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление» [8]. С точки зрения системного подхода понятие организационно-экономического механизма должно включать совокупность различных взаимозависимых частей, представляющих собой организационные и экономические методы воздействия субъекта управления на объект. То есть организационно-экономический механизм является системой мер по обеспечению достижения объектом желаемого состояния. Таким образом, организационно-экономический механизм управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций представляет собой систему взаимосвязанных элементов, которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие со стороны региональных и территориальных органов власти и общественных объединений на инновационные процессы в регионе, охватывающие все этапы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ, непосредственно связанных с созданием, освоением, запуском в производство, сбытом, распространением и использованием инноваций, посредством мер организационного и экономического характера для достижения стратегических целей инновационного развития региональной промышленности.

Структурно-функциональная модель организационно-экономического механизма включает в себя цель, субъекты, объекты, методы, инструменты, нормативно-правовое, методическое, информационное и организационное обеспечение процесса управления инновационным развитием промышленного комплекса региона.

Субъекты управления, оценив объект воздействия, формируют цель, выбирают методы и инструменты управленческого воздействия, реализуют их объекте, получая новое состояние, организацию, модификацию или трансформацию исходного отношения, соотносимые с поставленной целью.

Элементный состав механизма управления развитием промышленного комплекса региона также содержит совокупность методов и инструментов различного рода управленческого воздействия.

Административные методы охватывают регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой основы инновационной деятельности промышленного комплекса региона, и имеют своей целью создание благоприятных правовых условий. Преимуществом административных методов является целенаправленное и оперативное решение наиболее острых противоречий в инновационной сфере региона, обеспечение общегосударственных,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

региональных и местных приоритетов инновационного развития экономики региона. К числу административных методов относятся: принятие нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность в регионе; лицензирование определенных видов деятельности; установление требований к организации и функционированию субъектов инновационной деятельности (минимальный размер уставного капитала, минимальный размер заработной платы и пр.); установление порядка и форм амортизации основных средств нематериальных активов субъектов инновационной деятельности; установление правил приватизации; установление порядка и форм санации; установление процедур банкротства и ликвидации; установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и осуществление контроля за их применением; защита прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности; установление прав и ответственности субъектов инновационной деятельности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Республики Узбекистан, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация и осуществление региональных и территориальных программ проектов в области инновационной деятельности; организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ проектов, в том числе научными организациями республики; и др.

Институциональные методы представляют собой меры по созданию и развитию различного рода институтов (трансфера и коммерциализации инноваций, венчурного инвестирования, страхования инновационных рисков и пр.), необходимых для инновационной деятельности промышленного комплекса региона. К институциональным методам относятся: создание региональных инновационных фондов; создание региональных центров трансфера технологий; создание региональных компаний по страхованию инновационных рисков; создание региональных консультационных, консалтинговых, аудиторских и т.п. компаний, оказывающих услуги субъектам инновационной деятельности; создание общественных координационных советов в области инноваций, занимающихся выработкой рекомендаций государственным, региональным территориальным органам власти в инновационной сфере; и пр.

Экономические методы представляют собой меры воздействия субъекта управления на объект, с помощью которых создаются определенные экономические условия, направляющие развитие инновационного процесса в нужное субъекту русло. Данные методы влияют не только на выбор предприятиями промышленного комплекса региона вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей инновационной деятельности. Экономические методы предусматривают использование налоговых, кредитно-денежных, бюджетных, ценовых и прочих инструментов. К таким методам относятся: формирование в рамках регионального бюджета фондов развития инновационной деятельности; предоставление местным образованиям, входящим в состав региона, дотаций и субвенций для развития инновационной деятельности на местах; финансирование на конкурсной основе инновационных программ и проектов из средств регионального бюджета; предоставление бюджетных субсидий на развитие инновационных территорий и отраслей; финансирование разработки нововведений и последующее их распространение; закупка за счет средств регионального бюджета инновационных технологий, патентов, лицензий; предоставление субсидий на подготовку специалистов для инновационной сферы; установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по государственным налогам в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

налогах и сборах для субъектов инновационной деятельности; предоставление государственных гарантий по кредитам, направляемым на реализацию инновационных проектов; страхование кредитов, предоставляемых для целей реализации инновационных программ и проектов; эмиссия региональных ценных бумаг; бюджетное кредитование субъектов инновационной деятельности; субсидирование (части банковской процентной ставки по привлекаемым субъектами инновационной деятельности банковским кредитам; налога на прибыль субъектов инновационной деятельности в части сумм, подлежащих зачислению в региональный бюджет; налога на имущество субъектов инновационной деятельности, созданное или приобретенное в рамках инновационного процесса; части расходов, связанных с приобретением машин оборудования, используемого в рамках инновационного процесса, по договору лизинга и др.) за счет средств регионального бюджета; государственный заказ на инновационную продукцию; предоставление субъектам инновационной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами региона; и др.

В состав механизма управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций, помимо методов и инструментов управленческого воздействия, входят нормативно-правовое, методическое, информационное и организационное обеспечение.

Следующим важнейшим направлением политики инновационного развития должно стать развитие науки, ее интеграция с производством. В данном направлении требуется разработка и реализация двух среднесрочных программ развития науки на 2019-2024 гг. и 2025-2030 гг., предусмотрев в них повышение объемов финансирования науки, нацеленного на конкретные результаты. Структурные реформы в сфере науки и доведение объемов финансирования науки с нынешних 1,14% ВВП до 1,5% ВВП в среднесрочной и до 2% ВВП в долгосрочной перспективе позволят повысить результативность науки, которая будет прежде всего характеризоваться количеством публикаций местных ученых в зарубежных журналах с импакт-фактором. Помимо этого, необходимо принятие мер, обеспечивающих интеграцию науки и производства посредством создания системы коммерциализации результатов научных и конструкторских работ, что позволит обеспечить развитие прикладной науки, инфраструктуры коммерциализации передовых технологий (механизмов венчурного финансирования, ГЧП, прямой и косвенной финансовой поддержки НИОКР). В рамках этих мер следует также предусмотреть создание кафедр по инновационному менеджменту в вузах в целях прививания будущим специалистам (инженерам, архитекторам и т.д.) помимо специализированных знаний, знаний и навыков по управлению инновационными проектами также компетенции по поиску, отбору и коммерциализации перспективных научных разработок. Успешность политики в данном направлении можно анализировать с помощью таких показателей как количество патентов на изобретения и разработки, количество коммерциализированных патентов на изобретения и разработки. Кроме этого, необходимо также предусмотреть создание технопарков и технополисов при вузах РК. Данная мера позволит обеспечить интеграцию науки и производства, обеспечить рост инноваций [3].

Содержание системы информационного обеспечения управления инновационным развитием промышленного комплекса региона, ее параметрические характеристики определяются особенностями развития и функционирования региональной промышленности, объемом и видами осуществляемой в регионе инновационной деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне региональной инновационной системы управления развитием промышленного комплекса региона), так и внутренних источников информации. В

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

разрезе каждой из групп этих источников всю совокупность показателей, включаемых в систему информационного обеспечения, можно классифицировать следующим образом. Система показателей информационного обеспечения управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций, формируемых из внешних источников, включает: показатели, характеризующие результаты функционирования национальной инновационной системы; показатели, характеризующие результаты деятельности региональных инновационных систем в субъектах Республики Узбекистан; нормативно-регулирующие и плановые показатели, связанные с осуществлением инновационной деятельности в Республики Узбекистан. Система показателей информационного обеспечения управления развитием промышленного комплекса региона на основе инноваций, формируемых из внутренних источников, включает: показатели, характеризующие результаты инновационной деятельности промышленного комплекса региона; показатели, характеризующие результаты деятельности организаций сферы создания инноваций для промышленного комплекса региона; показатели, характеризующие результаты деятельности организаций сферы обеспечения и обслуживания процессов по созданию и освоению инноваций для промышленного комплекса региона; показатели, характеризующие результаты деятельности органов сферы регуляции инновационной деятельности в регионе в целом; нормативно-регулирующие плановые показатели, связанные с осуществлением инновационной деятельности в регионе.

Организационное обеспечение механизма управления инновационным развитием промышленного комплекса региона представляет собой совокупность органов государственного регионального и муниципального управления, а также общественного регулирования инновационной деятельности, осуществляющих управленческое воздействие на объект. На региональном уровне функции государственного регулирования инновационной деятельности возлагаются на исполнительные органы власти субъекта Республики Узбекистан. В частности, исполнительно-распорядительную деятельность в инновационной сфере региона осуществляет секретариат по вопросам инвестиции и внешней торговли, инновации, содействия приватизированным предприятиям региона. В функции данного департамента, как правило, входит: разработка прогнозов, концепций и региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, а также проведение анализа состояния инновационной деятельности в регионе и обеспечение координации деятельности субъектов инновационной деятельности; разработка и обеспечение реализации региональных инновационных, научно-технических программ и проектов, в том числе научными организациями региона; подготовка предложений о направлении и осуществлении конкретных мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на территории региона; обеспечение создания условий для формирования региональной инновационной инфраструктуры и активизации инновационной деятельности; обеспечение проведения экспертизы и подготовки заключений по инновационным, научным и научно-техническим программам и проектам, разделам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, контроль за их выполнением при финансировании из регионального бюджета; обеспечение взаимодействия с организациями, территориальными образованиями региона по вопросам инновационной политики; и другие.

На территориальном уровне функции регулирования инновационной деятельности возлагаются на соответствующие структурные подразделения территориальных администраций. Регулирующую деятельность в инновационной сфере территориального образования выполняет отдели о инвестициям, инновациям, помощи частным предприятиям

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

и малым промышленным зонам и развитию туризма местного хакимията. В функции данного отдела, как правило, входит: участие в формировании правовых, организационных и экономических условий в целях развития инновационной деятельности на территории регионального образования; участие в развитии инвестиционной и инновационной деятельности в целях повышения качества продукции и выпуска новых конкурентоспособных видов продукции, развития высокотехнологичных производств и внедрения прогрессивных наукоемких технологий в отрасли местного хозяйства и другие.

Кроме того, на региональном уровне наблюдается большое разнообразие специализированных общественных организационных структур, в компетенцию которых входит общественное регулирование регионального инновационного процесса. К числу таковых можно отнести региональный координационный совет по инновационной деятельности, координационные советы по инновациям территориальных образований, региональные ассоциации и союзы разработчиков и производителей инновационной продукции.

Алгоритм управления развитием промышленного комплекса региона на основе предложенного организационно-экономического механизма можно представить в виде последовательности следующих этапов: формирование целей инновационного развития промышленного комплекса региона; разработка приоритетов инновационного развития промышленного комплекса региона; формирование инновационной программы; организация реализации инновационной программы; контроль выполнения инновационной программы; оценка эффективности управления инновационным развитием промышленного комплекса региона.

References:

1. Poslanie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirzieeva Olii Mazhlis. (29 dekabrya 2020 goda). https://clck.ru/dZNSi

2. Burkov, V. N., & Kondrat'ev, V. V. (1981). Mekhanizmy funktsionirovaniya organizatsionnykh sistem. Moscow. (in Russian).

3. Kalmuratov, B. (2018). Development of innovative infrastructure of the Republic of Karakalpakstan: status and problems. Bulletin of Science and Practice, 4(12), 503-509. (in Russian).

4. Kulman, A. (1993). Ekonomicheskie mekhanizmy. Moscow. (in Russian).

5. Rodionov, D. G., & Mel'nichenko, A. M. (2019). Modelirovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya razvitiem innovatsionnoi sredy. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava, (11-3), 72-83. (in Russian).

6. Spirkin, A. G. (1980). Slovar' inostrannykh slov. Moscow. (in Russian).

7. Raizberg, B. A., Lozovskii, L. Sh., & Starodubtseva, E. B. (2003). Sovremennyi ekonomicheskii slovar'. Moscow. (in Russian).

8. Sheremet, A. D., & Saifulin, R. S. (1995). Metodika finansovogo analiza. Moscow. (in Russian).

Список литературы:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлис. (29 декабря 2020 года). https://clck.ru/dZNSi

2. Бурков В. Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 8. №3. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76

3. Калмуратов Б. С. Развитие инновационной инфраструктуры Республики Каракалпакстан: состояние и проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 503-509.

4. Кульман А. Экономические механизмы. М.: Прогресс, 1993.

5. Родионов Д. Г., Мельниченко А. М. Моделирование организационно-экономического механизма управления развитием инновационной среды // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №11-3. С. 72-83.

6. Спиркин А. Г. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1980. 622 с.

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. 478 с.

8. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995.

172 с.

Работа поступила в редакцию 07.02.2022 г.

Принята к публикации 13.02.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Калмуратов Б. С., Юсупова Ж. К. Организационно-экономический механизм инновационного управления промышленного комплекса // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 317-323. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/35

Cite as (APA):

Kalmuratov, B., & Yusupova, J. (2022). Organizational and Economic Mechanism of Innovative Management of the Industrial Complex. Bulletin of Science and Practice, 5(3), 317-323. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.