Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
УДК 338.24.01 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/34
JEL classification: J01; J48; L60
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
©Бекбосынов А. К., ORCID: 0000-0002-2863-9784, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Узбекистан, [email protected]
IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL ASPECTS OF MANAGING THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AN ENTERPRISE IN THE CONTEXT OF ECONOMIC MODERNIZATION
©BekbosinovA., ORCID: 0000-0002-2863-9784, KarakalpakState University named after Berdakh, Nukus, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается методологические аспекты управления, менеджмента и инноваций. А также изучены основы инновационного развития и механизм развития инновационного менеджмента на предприятиях.
Abstract. The article discusses the methodological aspects of management, management and innovation. It also studied the goal of innovative development and the mechanism for the development of innovative management in enterprises.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационное развитие, менеджмент, инновационный менеджмент, механизмы менеджмента.
Keywords: innovation, innovation process, innovative development, management, innovation management, management mechanisms.
В условиях глобализации мировой экономики чрезвычайно важным является развитие инновационных процессов. Значение инновационного развития служит тем, что потребности человечества в новых продуктах растет быстрыми темпами, особенно в высококачественных товарах и услуг. И, по существу, 21-век стал периодом инновационного развитие. Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев в одном из своих выступлении отметил инновационное развитие как один из перспективных направление экономического роста.
Исследования, проведенные в мировой и отечественной науке по проблеме инновационного развития раскрывают множество концептуальных и методических основа этой проблемы и вызывают необходимость проведения дальнейших научных исследований в этом направлении. Во многих странах мира осуществляются широкомасштабные исследования в области инновации и их развития. Особенно интересен опыт таких стран как США, Китай, Германия, Япония, Великобритания, Южная Корея, Россия и другие, где на основе проведения исследований по инноваций достигнуты большие результаты. Исследования осуществлялись по экономике, управлению, организационно-экономических механизмов моделированию развития инноваций, эффективности инновационной деятельности и т.д.. (Послание Президента Республики Узбекистан к парламенту страны// «Народное слово» 23 декабря 2017 г.)
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
В последние годы в Узбекистане осуществляются широкомасштабные реформы в области развития инноваций и инновационной деятельности, использованные в производстве передовой техники технологии. Использование зарубежного опыта управления инновационным развитием, использование новых методов организации производства и управления. Эффективное решение проблем инновационного развитии обусловливает совершенствование методологических и практических основ развития инноваций, организации научно-технических разработок в этом направлений.
Инновация выбирает главным фактором поступательного движения экономического роста человеческой цивилизации - инновации модернизируют весь комплекс отношений хозяйствующих субъектов. Именно новое качество роста, которое мы называем развитием является следствием инновационного характера в материальном производстве. Как инструмент развития инновация стала объектом самостоятельного управления. В результате этого возникло новое направление науки — инновационный менеджмент.
Предметом науки инновационный менеджмент является принципы и методы управления инновационным развитием предприятий, связанных с созданием новых потребительских ценностей.
В экономической литературе представлены различные подходы к определению понятия инноваций. Не останавливаясь на них подробно, хотелось высказать собственное мнение по поводу понятия «инновация». И так, инновация — это экономическое явление, которое обеспечивает экономический рост, развитие техники и технологии, создающее комфорт в труде, улучшение условий труда и возможности повышения эффективности производства.
Инновацию считают осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производстве. Соответственно различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации — внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации — это освоение новых или значительно усовершенствованной продукции, организации производства.
Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Здесь уместно показать различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3- к продуктовым, в Японии обратное соотношение.
Новые парные открытия совершаются на основе познания окружающего мира, т.е. установление неизвестных при объективно существующих закономерностей свойств, явлений материальных и духовных ценностей. В процессе прикладных исследований нововведения вмещается в практическую реальность, в том числе новое открытие, которое отмечает определенную научную новизну и полезно как начальная стадия, нововведение, своим происхождением обязано действию различных факторов: экономических, политических, социальных, технических, психологических и т.д.
Для развития национальной экономики определяющим является спрос на новшество, а не предложения со стороны науки. «Научно-техническое изобретения могут оставаться недейственными, пока не появятся необходимые экономические условия для их применения»[8]. Следовательно, приоритетным направлением для инновационного развития являются экономические условия.
Научный анализ методологии инновационного развития подтверждает: экономический эффект извлекает чаще всего экономический субъект; не обязательно создавший новшество, но применяющий его. Не только техника, но и сама наука сильно зависит от практики.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
«Научная истина не только логична, но и хозяйственная» [3]. Японский экономист Т. Коно считает, что существует четыре источника идей, на которых основываются инновации: потребности рынка; возможности науки; потребности и политика компаний: подражание действующим компаниям [9]. Российский академик А. Анчишкин используя методы системного анализа обосновал единство технологических, экономических, социальных, научных изменений, сопровождающих технологические сдвиги [2]. Действительно, мировой опыт показывает, что переход на путь устойчивого развития таких высокоразвитых стран, как США и Япония, ряда государств Европейского Союза и Юго-Восточной Азии, достигнут в основном за счет расширения инновационных процессов в реальном секторе экономики[6].
Все факторы, влияющие на инновационное развитие взаимообусловлены в реальной действительности. Появление нововведений зависит от факторов, взаимодействующих друг с другом, что затрудняет выделение приоритетных из них. Австрийский ученый Шумпетер в работе «Теория экономического развития» в 1912 г предложил понятие новатор и нововведение (инновация). Инновацию он понимал, как использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач и видел в них источник экономического развития. Можно сказать, что в современных условиях считается актуальным классификация инноваций, предложенная Шумпетером: применение новых материалов, внедрение новых процессов, открытие новых рынков, ведение новых форм организации; он выделил базисные и вторичные нововведения и в целом законам рыночных отношений которым являются основы современной концепции инноваций. Все это свидетельствует о том Й. Шумпетера можно считать родоначальником теории инноваций [13]. Предпринимательский подход предполагает активный поиск новых возможностей, креативность, динамичность принимаемых решений, гибкое планирование, централизацию полномочий по принятию решений [7].
Классификация, разработанная А. Анчишкиным, рассматривает три типа нововведений, отличающихся степенью материализации различных по уровню научных знаний:
-во-первых, воплощающие принципиально новые научные идеи и революционирующие производственные силы;
-во-вторых, основанные на смене поколений техники, появление новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа;
-в-третьих, модифицирующие, связанные с количественным улучшением отдельных параметров данного поколения техники [2].
Инновационный процесс является важной стадией инновационного развития. В инновационном развитии не имеет место понятие инновационный цикл, который характеризует временную последовательность равноценных этапов, представляющих собой совокупность функционально обособленных видов человеческой деятельности на каждом этапе. Необходимое условие реализации новшества, обеспечение единства этих обособленных видов деятельности внутри этапа и между ними.
Инновационный процесс включает научно-техническую, управленческую, маркетинговую, творческую составляющие инновационного развития. Инновационный процесс не является завершенным, если приобретенное или разработанное новое оборудование (технология) не используется в постоянном режиме, например, по причине неподготовленности персонала и др. Одной из методологических подходов в инновационном развитии является исследование теории классификации инноваций.
Такое изучение приводит к определению результативности инноваций или по большому счету можно установить полную, объективную, содержательную оценку эффективности
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
инноваций. Исходя из такой постановки вопроса нами рекомендован собственный подход к классификации инноваций (Таблица 1).
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Критерии классификации Группировка классификации инноваций
Сфера применения инноваций Управления, организация, социология,
промышленность и др.
Этапы научно-технического развития и их Наука, технология, техника, конструкция,
результативность производство, информация
Степень интенсивности инноваций Нормативность, слабость
Темпы внедрения инноваций Быстрый, медленный, нарастающий, нормальный,
скачкообразный
Масштабность инноваций Трансконтинентальные, транснациональные,
региональные, крупные, средние, маленькие
Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая,
интегральная
Понятие управление и менеджмент — это слова синонимы. Дело в том, что до развала бывшего союза слово менеджмент определялось как капиталистическое понятие. И естественно оно не использовалось в лексике. В настоящее время слово «менеджмент» или «менеджер» используется повсюду, начиная от государственной службы и до самых малых предприятий и организаций. Понятие менеджмент твердо вошло в экономическую жизнь. Менеджмент как наука считается многоаспектной. Потому что им пользуются во всех отраслях, сферах и организациях. На основе такого подхода возник целое поколение, направленное по менеджменту. Например, производственный менеджмент, менеджмент сельского хозяйства, транспортный менеджмент, финансовый менеджмент, банковский менеджмент, таможенный менеджмент и т д.
Развитие научно-технической сферы, нововведения, инновации дали возможность и необходимость формирования инновационного менеджмента. Начало XXI века характеризуется громадным объемом накопленных знаний. Все это нужно было воплотить в жизнь. Проблема внедрения новшеств в нашей стране всегда была актуальной. Эта особая функция связана с неопределенностью получения положительных результатов, т. е. с риском. Поэтому есть постепенная и масштабная необходимость в развитии управления внедрении новшеств. Инновационное управление — это процесс постоянного обновления различных сторон деятельности предприятий. Оно включает не только технические или технологические разработки, но и всякие изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом создания новых знаний. Инновационное управление считают синонимом инновационного менеджмента (Дальше в тексте будет использовано понятие инновационный менеджмент).
Инновационный менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей, действующих в рыночных условиях предприятия, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных функций, принципов и методов экономического механизма менеджмента.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляют свою управленческую деятельность. Основными функциями инновационной деятельности являются:
- постоянная корректировка инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
- ориентация на достижение конечного результата инновационной деятельности предприятия;
- использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решении;
- изменение функции стратегических целей и планирование от текущего к перспективному;
- упор на все основные факторы изменения и улучшение инновационной деятельности предприятия;
- оценка инновационной деятельности в целом только на основе реально достигнутых целей конечных результатов;
- привлечение всего научно-технического и производственного потенциала предприятия к его управлению;
- осуществление управления на основе предвидения изменений и принятие гибких решений;
- обеспечение инноваций, нововведения в каждом сегменте работы предприятия, принятие нестандартных решений;
- проведение глубокого экономического анализа каждого экономического решения.
Инновационный менеджмент располагает своим собственным экономическим
механизмом и тесно связан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен работой предприятия в рыночных условиях, когда результаты деятельности всех предприятий получают оценку на рынке, значимость инновационного менеджмента возрастает еще и тем, что после приобретения независимости всех бывших союзных республик, в том числе и Узбекистан в большинстве университетов и институтов начали изучать как самостоятельную научную дисциплину.
Началось широкомасштабное научное исследование, осуществлялась подготовка учебных пособий, учебников и методических разработок, и задачников. Только за последние 20 лет появились несколько десятков учебных пособий и учебников[1, 4, 5, 10-12].
В экономической литературе слово концепция определяется как точка зрения и цель развития. Одни авторы концепцию понимают только с позиции методологии, другие относят сюда и практическое развитие. Мы разделяем концепцию как теоретическую, так и практическую. В литературных источниках, в том числе в книгах по менеджменту разработаны концепции по отдельным направлениям инноваций. Инновационное развитие-одно из важных направлений развития производства и сферы услуг. В этой связи в целях углубления знаний в области инноваций надо выработать концепцию инновационного развития (Таблица 2).
Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка. Исходя из теории конкурентных преимуществ, именно инновационный потенциал развития науки и внедрение новой технологии создает конкурентные преимущества высшего порядка.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
Таблица 2
КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Основные концепции
Формы реализации концепции и результаты
Классическая школа
Принципы разделения труда Единство цели и руководство Власть и ответственность
Соотношение централизации и децентрализации Вертикальная система менеджмента
Дисциплина Порядок
Справедливость и вознаграждение Эффективность Подчинение главной цели Компания
Поведенческая школа
Человеческий ресурс
Формирование организации с учетом специфики межличностных отношении Регулирование поведения персонала через потребности, интересы, ценности. Мотивация персонала_
Наиболее эффективное??? потенциала работников
Повышение производительности Обеспечение потребности работника Система вознаграждения и поощрения
Научная школа
Научный анализ деятельности и задач менеджмента
Отбор, обучение и расстановка кадров Планирование и прогнозирование Обеспечение ресурсами
Моральное и материальное стимулирование труда.
Создание предпосылок для оптимального
функционирования.
Рост производительности труда
Повышение стабильности и эффективности
производства
Обеспечение бесприбыльной работы предприятия
Справедливое вознаграждение_
На основе научного анализа концепции инновационного менеджмента была предпринята попытка (впервые в инновационной деятельности) разработки концепции инновационного развития состоящая из 4-х блоков.
Первый блок. Развитие методологических основ, который включает менеджмент производства: принципы, подходы, инструменты, методы развития.
Второй блок. Методические подходы к менеджменту инновационного развития: определение путей совершенствования инновационного развития, который включает комплексный подход, инновационный подход, стратегический подход, воспроизводственный подход, процессный подход, научный подход, маркетинговый подход, эффективный подход.
Третий блок. Разработка практических мер, нацеленный на экономное использование всех ресурсов, определение потребностей инновационной продукции, трансфер и коммерциализация новшеств.
Четвертый блок. Внедрение и эффективность инноваций, дающие выгоды потребности в новой продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности.
Цель разработки этой концепции вытекает из мисси инновационного развития. Как говорится пословице цель оправдывает средства. Такая концепция непосредственно связана, в первую очередь с общей концепцией экономического развития и концепцией «Затраты и выгоды» отсюда такой вывод, что любая концепция направлена на экономическую выгоду. Так, в данном случае и концепция инновационного развития.
Расширение инновационного процесса — это прямой путь к инновационному развитию. Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
инновацию, его можно представить, как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызывает от идеи до конкретного продукта. В отличие от других инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. появлением на рынке нового продукта или до ведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшеств совершенствуется и повышается отдача, становится эффективной. Таким образом этот процесс направлен на создание требуемых рынку продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Инновационный процесс — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры, и улучшение качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационный процесс связанный с капитальным вложением в инновации называют инновационно-инвестиционный процесс.
Инновационный процесс предполагает целевой комплекс научных, организационных, технологических, финансовых и коммерческих, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Разновидности основных элементов инновационного процесса могут быть: подготовка и организация производства, которые включают приобретение производственного оборудования и инструмента. Методы и стандарты производства и контроль качества продукции; необходимых для создания нового технологического процесса;
-предпроизводственные мероприятия, включающие модификации продукта и технологического процесса, предподготовку персонала для применения новых технологии и оборудования;
-маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительные исследования рынка и адаптации продукта к различным рынкам и т. д.;
-приобретение технологий со стороны в форме патентов, лицензии, раскрытия «ноу-хау» торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического порядка;
-производственное проектирование включающие подготовку документаций для определения производственных процедур, технологических спецификации.
В научном плане целесообразным является исследование механизма менеджмента инновационного развития. Для того чтобы организовать процесс управления инновационным развитием на микроуровне необходимо:
привести в соответствие цель управления инновационным развитием целями работы предприятий в целом;
выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, недостаточность инвестиционной базы);
определить методы управления инновационным развитием (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др.);
построить механизм управления инновационным развитием.
Чтобы эффективно функционировал механизм инновационного развития, необходимо построить элементы его развития. Итак, основными элементами механизма инновационного развития могут быть (Рисунок 1).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №11. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
1. Прогнозирование инновационного развития
2. Планирование инновационного развития
3. Анализ ситуации
4. Идентификация потребностей в инновационном развитии
5. Определение критериев выбора альтернатив инновационного развития
6. Разработка альтернатив
7. Выбор альтернативы
8. Разработка и согласование управленческого решения
9. Управление реализацией.
10. Контроль и оценка результатов.
Рисунок 1. Механизм менеджмента инновационного развития
Как видно из приведенных рисунков все элементы инновационного развития тесно связаны между собой и построены в логической последовательности, характеризующий прямые и обратные связи в структуре управления.
Одной из важных тенденции совершенствования методологии инновационного развития является определение ее эффективности. Ибо эффективность инновационного развития в конечном счете влияет на эффективность производства. Порой этот показатель многократно влияет на эффективность. Эффективность-относительная величина измеряемая в долях единиц или в процентах, и характеризующая результат отдачи произведенных затрат.
Критерий эффективности максимизация эффекта (прибыли) при заданных или минимизации затрат (издержки производства) на достижение заданного эффекта.
В целом эффективность инновационного развития определяют исход и соотношение эффекта и вызвавших его затрат (Рисунок 2).
На основание лицензионных показаний можно рассчитать эффективность по каждому виду эффекта. Это можно рассчитать по нижеследующей формуле, предложенный автором настоящего исследования:
Эир= Эт(1-п) + Эр(1- п) + Ээ(1-п) +Эс(1-п).
где (1-п) количество коэффициентов для расчета эффективности по каждому виду.
Таким образом, рассмотренные научно-методологические проблемы инновационного развития и их теоретический анализ, совершенствование отдельных положений могут считаться парной базой для обогащения знаний в области управления инновационного развития.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №11. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
Эффективность ИР- соотношение эффекта и затрат
Эффект ИР- результат новшеств на уровне предприятия-прибыль
Технический эффект Ресурсный эффект
Появление новой техники и технологии, изобретений и распределений "ноу-хау" и др.
Экономическое использование
ресурса предприятия (материальных, трудовых и финансовых)
Экономический эффект
Рост
производительности труда, снижение трудоспособности себестоимости, рост прибыли и рентабельности
Социальный эффект
О
Повышение материального и культурного уровня жизни населения;
полное удовлетворение потребностей человека, улучшение условий безопасности труда.
Рисунок 2. Эффективность инновационного развития предприятия
Список литературы:
1. Алексеев А. А. Инновационный менеджмент. М: ЮРАИТ. 2015. 276 с.
2. Анчишкин А. И. Наука-техника-экономика М: Экономика, 1986. С. 28.
3. Булгаков С. Н. Философия хозайствование. М: Наука. 1990.
4. Зайнутдинов Ш. А. Инновационный менеджмент. Ташкент, 2010. 448 с.
5. Балдуин К. В. Инновационный менеджмент. М: Наука. 2017. 379 с.
6. Kalmuratov B. S. The current state of innovative development of the construction industry of the republic of Uzbekistan // ISJ Theoretical & Applied Science. 2020. V. 2. №82. P. 455-463. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.02.82.74
7. Калмуратов Б. С., Бектурдиев М. Б. Формирование инновационной стратегии развития в конкурентной среде строительной индустрии // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 336-344. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/37
8. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1984.
9. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс. 1987.
10. Мединский В. Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА, 2005.
11. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб: Питер. 2006.
12. Шаленко А. Г. Инновационный менеджмент. М.: КНОРУС, 2009.
13. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Директ-Медиа, 2007.
References:
1. Alekseev, A. A. (2015). Innovatsionnyi menedzhment. Moscow. (in Russian).
2. Anchishkin, A. I. (1986). Nauka-tekhnika-ekonomika Moscow. (in Russian).
3. Bulgakov, S. N. (1990). Filosofiya khozaistvovanie. Moscow. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №11. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/72
4. Zainutdinov, Sh. A. (2010). Innovatsionnyi menedzhment. Tashkent.
5. Balduin, K. V. (2017). Innovatsionnyi menedzhment. Moscow. (in Russian).
6. Kalmuratov, B. S. (2020). The current state of innovative development of the construction industry of the republic of Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 2(82), 455-463. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.02.82.74
7. Kalmuratov, B., & Bekturdiev, M. (2021). The Formation of Innovative Development Strategy in Competitive Environment of the Construction Industries. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 336-344. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/37
8. Kondrat'ev, N. D. (1984). Problemy ekonomicheskoi dinamiki. Moscow. (in Russian).
9. Kono, T. 1987. Strategiya i struktura yaponskikh predpriyatii. Moscow. (in Russian).
10. Medinskii, V. G. (2005). Innovatsionnyi menedzhment. Moscow. (in Russian).
11. Fatkhutdinov, R. A. (2006). Innovatsionnyi menedzhment. St. Petersburg. (in Russian).
12. Shalenko, A. G. (2009). Innovatsionnyi menedzhment. Moscow. (in Russian).
13. Shumpeter, I. A. (2007). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 01.10.2021 г.
Принята к публикации 04.10.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Бекбосынов А. К. Совершенствование методологических аспектов управления инновационным развитием предприятия в условиях модернизации экономики // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №11. С. 274-283. https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/34
Cite as (APA):
Bekbosinov, A. (2021). Improvement of Methodological Aspects of Managing the Innovative Development of an Enterprise in the Context of Economic Modernization. Bulletin of Science and Practice, 7(11), 274-283. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/72/34