Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА'

ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмуратов Бахтияр Сейтмуратович

В статье рассмотрены основные направления развития промышленности в условиях глобализации. Определены проблемы развития промышленной отрасли на территории Республики Каракалпакстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калмуратов Бахтияр Сейтмуратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND PRIORITY DIRECTIONS INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE REGION

The article describes the main directions of development the industry in context of globalization. Identified problems of development the industrial sector on territory of Republic Karakalpakstan.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

УДК 338.242 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/29

JEL classification: L52; L80; O32

ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

©Калмуратов Б. С., ORCID: 0000-0001-8968-1946, Ph.D., Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Узбекистан, kalmuratovb@mail.ru

TENDENCIES AND PRIORITY DIRECTIONS INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE REGION

©Kalmuratov B., ORCID: 0000-0001-8968-1946, Ph.D., Karakalpak State University named after

Berdakh, Nukus, Uzbekistan, kalmuratovb@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления развития промышленности в условиях глобализации. Определены проблемы развития промышленной отрасли на территории Республики Каракалпакстан.

Abstract. The article describes the main directions of development the industry in context of globalization. Identified problems of development the industrial sector on territory of Republic Karakalpakstan.

Ключевые слова: промышленная отрасль, государство, инвестиционный климат, инновационный вектор развития.

Keywords: industrial sector, state, investment climate, innovative vector of development.

В условиях рыночной экономики промышленность остается в числе приоритетных отраслей, поскольку мировые научно- технологические достижения в экономике и стратегические интересы государства, общества и собственников бизнеса сосредоточены в сфере производства.

К сожалению, сфера промышленности в Республике Каракалпакстан регионе недостаточно развита, и этот фактор очевиден при реализации внешнеполитического курса. Усложняют ситуацию и мировые кризисные явления, влекущие к ухудшению взаимоотношений со странами-партнерами, а также потере рынков сбыта; отсутствие поддержки инновационного развития производства; неразвитость финансовых рынков для свободного перелива капитала, а также трудности, связанные с привлечением инвестиционных средств, необходимых для обновления производства добывающей и перерабатывающей промышленности, реализации инновационных проектов и др. Этот факт определяет необходимость решения ряда проблем на основе инновационного развития промышленной отрасли.

Концентрация усилий на развитии стратегических отраслей дала весомые результаты. Среднегодовые темпы роста валовой добавленной стоимости промышленности в 2016-2020 годах составили 105,4 процента. При этом доля индустрии в ВВП страны выросла с 19,5 до

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

27,4 процента, доля строительства - с 5,6 до 6,7. Рост производства в 2016-2020 годах превысил 33 процента, а в обрабатывающей промышленности - 43. Наибольшее увеличение достигнуто в выпуске легковых автомобилей (в 2,7 раза) и стройматериалов (45,7 процента). Серьезное внимание уделялось стимулированию экспорта и расширению номенклатуры и ассортимента готовой продукции. Это позволило только в 2020 году увеличить экспорт продукции обрабатывающей промышленности (без учета экспорта золота) на 64,7 процента по сравнению с 2016 годом и на 21,5 процента - с 2019 годом. Основными драйверами роста оказались текстильная (41,5 процента) и химическая промышленность (11,4), металлургия (24,4), машиностроение (9 процентов).

Вместе с тем, остается ряд нерешенных задач, связанных с необходимостью развития сферы промышленности, переориентацией стратегических направлений предприятий промышленной сферы. Развитие промышленности во многих странах мира осуществляется при активной поддержке как государственных, так и частных структур, которые используют различные механизмы регулирования. Например, в США государство не оказывает прямого влияния на развитие промышленности и полагается на рыночные механизмы. Тем не менее, оно активно применяет инструменты налоговой и денежно-кредитной политики и финансирует НИОКР через различные фонды. Крупнейшие государственные структуры, управляющие инновационным развитием США: Национальный научный фонд (занимается финансированием фундаментальной науки, бюджет около 7 млрд дол.), Национальные институты здоровья (учреждение департамента здравоохранения США, включает 27 подразделений, бюджет 35 млрд дол.), Пентагон (министерство обороны), Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA, от имени правительства занимается наиболее рискованными, радикальными проектами), 1АЯРА (Агентство перспективных исследований в области разведки) и др. Суммарные прямые государственные расходы на инновации достигают 60 млрд. долл. [2; 3, с.51]. Государство реализуют инновационную политику, направленную на внедрение передовых технологий, таких как робототехника, наноэлектроника, материалы с заданными свойствами и биотехнологии [3, с 52; 6]. То есть США не разрабатывают государственные программы развития промышленности, поскольку в основном применяются меры точечного воздействия на инновационное развитие промышленности.

В ЕС основными инструментами промышленной политики являются «Группы высокого уровня» [9], «Европейские технологические платформы» [4], Совместные технологические инициативы [8]. Группы высокого уровня представляют собой консультативные органы, предоставляющие консультации и интересы заинтересованных сторон (промышленных предприятий, стран членов и др.), для выработки стратегических решений при реализации промышленной политики «Европейские технологические платформы» - это проекты, направленные на приоритетные исследования, разработки и внедрение передовых технологий при концентрации совместных усилий и ресурсов. Для создания технологических платформ необходимо соблюдение таких критериев, как: стратегическая важность и возможность получения конкретного результата, общественная польза, возможность внедрения технологий в производственную деятельность предприятий и др. [3, с. 53-55].

Совместные технологические инициативы - это юридически оформленные структуры, предназначенные для выполнения задач, сформулированных в рамках технологических платформ. Создание совместных технологических инициатив способствует ускорению генерации новых знаний в стратегических технологических сферах и верификации коммерческих возможностей разрабатываемых технологий [3, с. 56].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

В Японии управление развитием промышленности осуществляется посредством политики административного руководства рекомендательного характера в виде налоговых льгот, займов, гарантий, грантов, субсидий, лицензий и др. Приоритетными направлениями японской промышленной политики являются наукоемкие секторы: робототехника, полупроводники, электроника. Кроме того, развитие промышленности базируется на планах социально-экономического развития, в которых предусмотрены расходы, предназначенные для развития отдельных секторов. Немаловажную роль в развитии промышленности в Японии играют государственные органы, осуществляющие координацию и контроль над промышленной и торговой политикой, энергетической безопасностью, а также контроль над экспортом вооружений [3, с. 58-59].

В Южной Корее развитие промышленности контролирует правительственный орган, который преобразован в Министерство стратегии и финансов, задачей его является управление экономической, налоговой, финансовой политикой [6].

В Китае промышленность регулируется общегосударственными планами. Государством используются такие инструменты, как кредитование государственными банками экспортных операций и приобретение технологий, скрытое и явное субсидирование экспорта, использование заградительных пошлин на импортную промышленную продукцию, практика предоставления рынка сбыта продукции зарубежным корпорациям в обмен на предоставление передовых технологий [10].

Главные усилия государства сводятся к перераспределению финансовых ресурсов в пользу национального китайского капитала и приобретению передовых технологий местными производителями с целью смены нынешнего статуса производственной площадки и рынка сбыта для западных компаний на новый статус самостоятельного игрока. Кроме того, Китай выступает партнером исключительно крупных предприятий, учитывая интересы государства [3, с. 61]

Государство применяет следующие механизмы воздействия на развитие промышленности: налоговые льготы, субсидирование и прямое финансирование НИОКР, привлечение прямых иностранных инвестиций, инфраструктурные проекты и обеспечение потребности промышленности в рабочей силе [4].

Таким образом, опыт зарубежных стран показал, что развитые государства применяют наиболее действенные механизмы регулирования, основанные на государственно-частном партнерстве, годовых бюджетах, внедрении инноваций, концентрации усилий и ресурсов на ключевых технологиях, позволяющих получить максимальную отдачу от применяемых технологий, способствующих повышению эффективности производства и усилению национальной конкурентоспособности.

В Республике Узбекистан развитие промышленности осуществляется преимущественно в направлении, хлопково-текстильной, топливно-сырьевой ориентации хозяйств государства, которая является бесперспективной и уязвимой со стороны внешних конкурентов. Систематически на государственном уровне разрабатываются различные концепции развития промышленной политики, однако до настоящего времени они носили преимущественно декларативный характер, и, к сожалению, так и не была сформирована действенная промышленная политика.

В современных условиях стратегическим направлением развития промышленности Республике Узбекистан в условиях ограничения экспорта является ориентация на импортозамещение, переход на собственные ресурсы. К числу основных доминант развития промышленной политики отнесены: ориентация на инновационное развитие,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

стимулирование развития науки и высокотехнологичных отраслей, способствующих экономическому росту российской экономики, что крайне необходимо для оперативного реагирования в условиях глобальных вызовов.

Необходимо отметить, что промышленное развитие на государственном уровне длительное время регулируется исключительно экономическими методами. Кроме того, периодически применяются государственные программы развития промышленности, в рамках которых действуют отдельные отраслевые и межотраслевые целевые программы. Но, как показала практика, применяемая политика носила в основном рекомендательный характер, поскольку обозначенные стратегические приоритеты в государственных программах до конца не нашли своей реализации [1, с.104].

К числу основных проблем развития промышленности на территории полу- острова можно добавить неравные конкурентные условия предприятий, отсутствие действенной защиты прав собственности, многообразие форм собственности, что затрудняет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства и определение принадлежности предприятий к отечественному или иностранному бизнесу.

Развитие промышленности в Республике Каракалпакстан осуществляется преимущественно по инерционному пути, которое сопряжено с рядом нерешенных проблем, затрудняющих реализацию приоритетных направлений промышленного развития. Несмотря на то, что в регионе были приняты постановления, программы касательно развития данной сферы, существенных преобразований в направлении модернизации и инновационного развития в промышленности не произошло.

Недостаточная активизация инновационного развития промышленных предприятий связана с инерционным развитием научно- технической базы производства, слабой подготовкой квалифицированного кадрового потенциала, а также нежеланием предприятий самостоятельно генерировать инновации, в связи со слабой защищенностью патентного законодательства в стране.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 ноября 2020 года №4889 «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан В 2020-2023 годах» к концу намеченного периода намечается рост практически всех показателей преимущественно за счет собственных источников, за исключением ПИИ.

Таким образом, анализ развития промышленности в развитых странах показал, что данная отрасль поддерживается как государственными, так и частными структурами, использующими вариативные инструменты и методы поддержки, а также определяющие перспективные направления конкурентного развития. В Республике Каракалпакстан регионе промышленная отрасль развивается преимущественно по экстенсивному пути, существующие программы поддержки развития промышленной сферы носят декларативный характер. Для выхода отечественных промышленных предприятий на зарубежные рынки необходимо обеспечение благоприятного инвестиционного климата и ориентация на инновационный вектор развития.

Список литературы:

1. Калмуратов Б. С. Концепция инновационного управления развития промышленности региона // Экономика и социум. 2021. №1-2. С. 35-38.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №12. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

2. Ивантер А., Механик А., Рогожников М., Фадеев В. Консенсус не достигнут // Эксперт. 2013. №25(856). 21 июня.

3. Вишневский В. П., Амоша А., Збаразская Л. А., Охтень А. А., Череватский Д. Ю. Промышленная политика и управление развитием промышленности в условиях системных дисбалансов: концептуальные основы. Донецк, 2013. 180 с.

4. Ahrens N. China's industrial policymaking process. Center for Strategic & International Studies, 2013.

5. Proskuryakova L., Meissner D., Rudnik P. The use of technology platforms as a policy tool to address research challenges and technology transfer // The Journal of Technology Transfer. 2017. V. 42. №1. P. 206-227. https://doi.org/10.1007/s10961-014-9373-8

6. Anderson A. Report to the President on Ensuring American Leadership in Advanced Manufacturing // Executive office of the President. 2011.

7. EU COM-European Commission et al. Report on European Technology Platforms and Joint Technology Initiatives: Fostering Public-Private R&D Partnerships to Boost Europe's Industrial Competitiveness // Brüssel: EU COM. 2005.

8. Cee H. L. G. High Level Group on Competitiveness // Energy and Environment (2006a), Unpublished informal notes from the Ad hoc Group. V. 2.

9. Калмуратов Б. С., Бектурдиев М. Б. Формирование инновационной стратегии развития в конкурентной среде строительной индустрии // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 336-344. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/37

References:

1. Калмуратов, Б. С. (2021). Концепция инновационного управления развития промышленности региона. Экономика и социум, (1-2), 35-38. (in Russian).

2. Ivanter, A. Konsensus ne dostignut. Gospodstvuyushchaya v Rossii ekonomiche- skaya shkola ne sposobna obosnovat' promyshlennyy rost / A. Ivanter, A. Mekhanik, M. Rogozhnikov, V. Fadeyev // Ekspert. 2013. № 25 (856). 21 iyunya.

3. Вишневский В. П., Амоша А., Збаразская Л. А., Охтень А. А., Череватский Д. Ю. Промышленная политика и управление развитием промышленности в условиях системных дисбалансов: концептуальные основы. Донецк, 2013. 180 с.

4. Ahrens, N. (2013). China's industrial policymaking process. Center for Strategic & International Studies.

5. Proskuryakova, L., Meissner, D., & Rudnik, P. (2017). The use of technology platforms as a policy tool to address research challenges and technology transfer. The Journal of Technology Transfer, 42(1), 206-227. https://doi.org/10.1007/s10961-014-9373-8

6. Anderson, A. (2011). Report to the President on Ensuring American Leadership in Advanced Manufacturing. Executive office of the President.

7. EU COM-European Commission. (2005). Report on European Technology Platforms and Joint Technology Initiatives: Fostering Public-Private R&D Partnerships to Boost Europe's Industrial Competitiveness. Brüssel: EU COM.

8. Cee, H. High Level Group on Competitiveness. Energy and Environment (2006a), Unpublished informal notes from the Ad hoc Group, 2.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №12. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

9. Kalmuratov, B., & Bekturdiev, M. (2021). The Formation of Innovative Development Strategy in Competitive Environment of the Construction Industries. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 336-344. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/37

Работа поступила в редакцию 05.11.2021 г.

Принята к публикации 10.11.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Калмуратов Б. С. Тенденции и приоритетные направления развития промышленности региона // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №12. С. 215-220. https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/29

Cite as (APA):

Kalmuratov, B. (2021). Tendencies and Priority Directions Industry Development in the Region. Bulletin of Science and Practice, 7(12), 215-220. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/73/29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.